Главная / Другое / Методическая разработка " Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников"

Методическая разработка " Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников"

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников.


Проблема адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения – сегодня одна из актуальнейших проблем. В современной литературе имеется не мало публикаций о том, как облегчить процесс привыкания ребенка к новой обстановке, окружающим людям – взрослым и детям.

Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Воспитатель – как далекий, не имеющий к ребенку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определенный опыт социального взаимодействия. Педагогический коллектив создает условия для более эффективного личностного и интеллектуального роста детей, видит преспективы в совершенствовании приемов работы по социально-нравственному воспитанию и развитию дошкольников.

Исследования, проведенные в последнее время по данной тематике, позволяют сделать вывод об актуальности сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений (в дальнейшем - ДОУ). Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др

В настоящее время в научной литературе термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме.

В теории сопровождения Е.И. Казаковой относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители.

Сопровождение как система профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленная на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Задача педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

Образовательная среда в ДОУ в настоящее время строится на аналогиях школьной жизни и учебной деятельности ребенка. Учебно-воспитательная система ДОУ предъявляет к ребенку те же требования, что школьная - решение задач образования, социализации и психологического развития. Роль педагога-психолога в ДОУ на практике заключается в организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи, где он выступает партнером при разработке стратегии развития дошкольника. Кроме того, последнее наглядно демонстрирует в ДОУ ведущую роль семьи в развитии дошкольника, а педагогический коллектив лишь помощник в данном случае.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение имеет неограниченное разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д.

Рассмотрим исследования, позволяющие более четко определить особенности психолого-педагогического сопровождения в ДОУ. А.А. Майер считает, что роль специалистов в оказании квалифицированной поддержки развития дошкольника велика. Вслед за другими исследователями, в системе сопроводительной деятельности он выделяет определенные этапы:

диагностика (отслеживание), служащая основой ответственности за принятое решение.

постановка целей;

отбор и применение методических средств;

анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Безусловно, деятельность педагога-психолога ДОУ заключается именно в осуществлении данных этапов сопровождения. А.А. Майер, анализируя программы развития ДОУ, приходит к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников предполагает:

1. Удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье).

2. Обеспечение в ДОУ психологической и социальной безопасности.

3. Удовлетворение первичных интересов (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими).

4. Превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками.

5. Формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

Таким образом, А.А. Майер утверждает, что в условиях ДОУ сопровождение - это создание пространства становления ребенка в целях оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром. Оно рассматривается как параллельный процессу обучения, воспитания и развития процесс по созданию комфортных условий и по технологическому обеспечению вхождения ребенка в мир культуры, его социализации. Сначала обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития ребенка, создаются условия для перевода его из позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. Далее процесс социализации связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия педагога и детей в форме со-творческой продуктивной деятельности и общения. В итоге, по мнению автора, ребенок переходит из позиции субъекта в позицию личностной реализации собственной активности. Задача психолога на данном этапе работы - это анализ степени сформированности основных показателей развития ребенка.

Итак, анализ литературы показывает, что проблема сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе как с точки зрения педагогической психологии, так и психологии развития.

















Литература

1.  Божович, Л. И. Психологические проблемы воспитания как управления детским развитием / Л. И. Божович // Проблема управления процессом воспитания: Материалы симпозиума. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - С.30-37.

2. Кадушкина Е.А. Использовать по назначению// Дошкольный психолог/ Е.А Кадушкина.- 2008.- №8.

3.  Маханева, М. Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: Организаци­онно-методический аспект / М. Д.Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 57 с.

4.  Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989.

5.  Ротенберг, B. C. Мозг. Обучение. Здоровье / B. C. Ротенберг, С. М. Бондаренко. - М., 1989.

6.  Степанова, О. А., Адаптивное дошкольное образование: проблемы и перспективы развития // Основы педагогического менеджмента. – 2005. - №3.

7.  Степанова, О. А. Индивидуализация как принцип современного дошкольного образования // Основы педагогического менеджмента. – 2005. - № 7.

8.  Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1990. – 286 с.

9. Терехина О.А. Здравствуй, детский сад! Психолго – педагогическоесопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению.- Мозырь: Белый ветер, 2006.

10. Тихомирова О.А. Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребенка// Дошкольная педагогика/ О.А. Тихомирова.-2007.-№7.

11.  Холодная, М. А. Персональный позна­вательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения // Новые ценности образования / М. А.Холодная. - М., 2004. - Вып. 2.

12. Холодова, Т.О. Полезные забавы для самых маленьких// Школьный психолог/ Т. О. Холодова.- 2008.-№8.


Методическая разработка " Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников"
  • Другое
Описание:

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников.

 

     Проблема адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения – сегодня одна из актуальнейших проблем. В современной литературе имеется не мало публикаций о том, как облегчить процесс привыкания ребенка к новой обстановке, окружающим людям – взрослым и детям.

     Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Воспитатель – как далекий, не имеющий к ребенку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определенный опыт социального взаимодействия. Педагогический коллектив создает условия для более эффективного личностного и интеллектуального роста детей, видит преспективы в совершенствовании приемов работы по социально-нравственному воспитанию и развитию дошкольников.

     Исследования, проведенные в последнее время по данной тематике, позволяют сделать вывод об актуальности сопровождения развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных учреждений (в дальнейшем - ДОУ). Дошкольный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др

В настоящее время в научной литературе термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме.

В теории сопровождения Е.И. Казаковой относительно развития детей дошкольного возраста утверждается, что в каждом конкретном случае носителем проблемы ребенка выступает как сам ребенок, так и его ближайшее окружение: педагоги, воспитатели, родители.

   Сопровождение как система профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленная на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Задача педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Другими словами психолого-педагогическое сопровождение - это научное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса.

     Образовательная среда в ДОУ в настоящее время строится на аналогиях школьной жизни и учебной деятельности ребенка. Учебно-воспитательная система ДОУ предъявляет к ребенку те же требования, что школьная - решение задач образования, социализации и психологического развития.  Роль педагога-психолога в ДОУ на практике заключается в организации совместной работы дошкольного учреждения и семьи, где он выступает партнером при разработке стратегии развития дошкольника. Кроме того, последнее наглядно демонстрирует в ДОУ ведущую роль семьи в развитии дошкольника, а педагогический коллектив лишь помощник в данном случае.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение имеет неограниченное разнообразие видов и форм, которые различаются по направленности, предмету и объекту: сопровождение родительства; сопровождение ребенка (одаренного, гиперактивного, с трудностями в обучении, в критической ситуации и т.д.); сопровождение педагога в процессе учебно-воспитательной деятельности; сопровождение детско-родительских отношений и т.д.

Рассмотрим исследования, позволяющие более четко определить особенности психолого-педагогического сопровождения в ДОУ. А.А. Майер считает, что роль специалистов в оказании квалифицированной поддержки развития дошкольника велика. Вслед за другими исследователями, в системе сопроводительной деятельности он выделяет определенные этапы:

– диагностика (отслеживание), служащая основой ответственности за принятое решение.

– постановка целей;

– отбор и применение методических средств;

– анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Безусловно, деятельность педагога-психолога ДОУ заключается именно в осуществлении данных этапов сопровождения. А.А. Майер, анализируя программы развития ДОУ, приходит к выводу, что психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников предполагает:

1. Удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье).

2. Обеспечение в ДОУ психологической и социальной безопасности.

3. Удовлетворение первичных интересов (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими).

4. Превентивную и оперативную помощь в решении индивидуальных проблем, связанных с усвоением учебных программ, принятием правил поведения в ДОУ, межличностной коммуникацией со взрослыми и сверстниками.

5. Формирование готовности быть субъектом собственной деятельности.

Таким образом, А.А. Майер утверждает, что в условиях ДОУ сопровождение - это создание пространства становления ребенка в целях оптимизации развития во взаимодействии с окружающим миром. Оно рассматривается как параллельный процессу обучения, воспитания и развития процесс по созданию комфортных условий и по технологическому обеспечению вхождения ребенка в мир культуры, его социализации. Сначала обеспечивается актуализация потенциала развития и саморазвития ребенка, создаются условия для перевода его из позиции объекта в позицию субъекта собственной жизнедеятельности. Далее процесс социализации связан с обеспечением развития и саморазвития средствами взаимодействия педагога и детей в форме со-творческой продуктивной деятельности и общения. В итоге, по мнению автора, ребенок переходит из позиции субъекта в позицию личностной реализации собственной активности. Задача психолога на данном этапе работы - это анализ степени сформированности основных показателей развития ребенка.

Итак, анализ литературы показывает, что проблема сопровождения развития детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе как с точки зрения педагогической психологии, так и психологии развития.

Автор Григорьева Мария Павловна
Дата добавления 24.02.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1557
Номер материала 57003
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓