Инфоурок Другое Другие методич. материалыМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «Основы геодезии» на тему «Устройство нивелира»

Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Основы геодезии» на тему «Устройство нивелира»

Скачать материал

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Нефтекамский нефтяной колледж

 

 

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине «Основы геодезии»

на тему «Устройство нивелира»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал   преподаватель

                                            строительных дисциплин

                                                         Вакказова А.Р.

 

Нефтекамск 2013 г.

 

Содержание  

                                                                                                               

                                                                                        стр.

    Аннотация                                                                                    3

 

    Учебно-методический план урока.                                            4

 

    Ход занятия (урока)                                                                    5

  

    Приложения                                                                                 19

 

    Заключение                                                                                  30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аннотация

 

 

Каждый педагог стремится к тому, чтобы его студенты любили и хорошо знали преподаваемый им предмет. Успех при обучении достигается при положительной мотивации студентов, применении активных форм проведения урока, путем создания творческой атмосферы обучения и воспитания. Для этого на протяжении всего курса изучения предмета преподаватель должен отбирать такие формы работы со студентами, которые способствуют проявлению интереса, развивают творческие способности. Целесообразность проведения урока геодезии в виде соревнования – «сабантуя» заключается в том, что это один из способов заинтересовать и увлечь ребят, особенно на начальном этапе изучения предмета, активировать познавательную деятельность, привить любовь к изучаемому предмету, к обычаям и традициям башкирского народа.

   Состязания проводятся в командном и личном зачетах. Группа делится на 6 микрогрупп, выбирается лидер группы – капитан команды. Объявляется, что победители получат зачет по геодезии. Победитель в личном зачете награждается медалью «Батыр сабантуя». Участники сабантуя на различных состязаниях показывают ловкость, силу, сноровку и мастерство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-методический план урока.

 

Дисциплина: Основы геодезии.

Группа: 2Сд

Дата:

Тема занятий: Устройство нивелира.

Вид занятий (тип урока): комбинированный «Урок – сабантуй».

 

Цели занятия:

 

Учебные (образовательные): Изучить конструкцию нивелира 3Н-5Л, рассмотреть устройство основных частей прибора, ознакомиться  с рейкой, научиться производить отсчёты. Научиться выполнять поверки нивелира.

 

Формировать компетенции:

  - общие:

ОК.1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2.  Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК.4.  Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.5.  Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

 

Требования к результатам освоения урока:

 

Развивающие: Научиться самостоятельно и правильно работать с нивелиром, выполнять поверки нивелира и производить отсчёты по рейкам.

 Воспитательные: Активировать познавательную деятельность студентов. Повысить интерес и привить любовь к изучаемому предмету - геодезии, к обычаям и традициям башкирского народа.  Воспитание дисциплинированности, добросовестности, коллективизма, аккуратности, бережного отношения к инструментам, оборудованию, к любому виду государственной и общественной собственности.

         Здоровьесберегающие: Снижение тревожности и стрессовости  через реализацию принципа доступности информации, выбора образовательной технологии в соответствии с физиологическими и психологическими особенностями обучающихся; соблюдение норм безопасных условий труда и жизнедеятельности.

 

Межпредметные связи.

 

      Обеспечивающие: математика, инженерная графика.

Обеспечиваемые: ТОС, инженерные сети и оборудование, основы дорожного строительства территории и стройплощадок, полевая геодезическая практика .

 

Учебно-наглядные пособия и ТСО.

 

Нивелир 3Н-5Л, штатив, рейка нивелирная РН-3-3000СП, видеоматериал, телевизор (кинопроектор), учебные плакаты, видеомагнитофон.

 

Информационное обеспечение занятия:

 

Основные источники литературы:

 

1.          М.И. Киселёв Д.Ш. Михелёв «Основы геодезии», Москва, «Высшая школа»-2010 г.

2.          Н.Ф. Моргунов «Учебник по геодезии», Москва, «Недра»-2010г.

3.          Ф.Е. Шилов «Лабораторный и полевой практикум по геодезии», издательство литературы по строительству, Москва 2011 г.

 

Дополнительная литература:

 

1.          И.Ф. Моргунов «Задачник по геодезии», Москва «Недра»-2010 г.

2.          СНиП ІІІ. 01.03-84 «Геодезические работы в строительстве».

 

Интернет-ресурсы:

 

1.    uploads/shop/product_downloads/3n5l.pdf  Устройство нивелира.

2.    nivelir-3n5l Нивелир 3Н-5Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия.

 

І.  Оргмомент, запись урока в журнал, проверка посещаемости, готовности учащихся к уроку.

ІІ. Повторение материала предыдущего урока.

     Повторение тем «Рельеф местности», «Прямая и обратная геодезические задачи», «Общие сведения о нивелировании», «Геометрическое нивелирование» проводится в виде «геодезического сабантуя». Участники сабантуя на различных состязаниях показывают ловкость, силу, сноровку и мастерство.

   ІІІ. Анализ ответов и оценка знаний.

ΙV. Сообщение темы урока и постановка цели.

«Устройство нивелира».

План.

1.     Устройство нивелира 3Н-5Л.

2.     Нивелирные рейки РН-3-3000СП.

3.     Поверки нивелира 3Н-5Л.

 

 V. Актуализация опорных знаний.

1. Что называют нивелированием?

2. Для чего производят вид геодезических измерений – нивелирование?

3. Какие приборы применяют при нивелировании?

4. Для чего выполняют поверку прибора?

 

VΙ.  Изложение нового материала.

1.     Устройство нивелира 3Н-5Л.

2.     Изучение конструкции рейки РН-3-3000СП.

3.     Ознакомление с содержанием, порядком и последовательностью выполнения поверок нивелира 3Н-5Л.

4.     Просмотр учебного видеофильма «Определение высоты холма»

 

VΙΙ. Обобщение и систематизация изучаемого материала.

1.     Описать устройство основных частей нивелира 3Н-5Л.

2.     Маркировка реек.

3.     Выполнить поверки нивелира 3Н-5Л.

 

VΙΙΙ. Анализ работы и подведение итогов урока.

1.     Итоги занятия.

2.     Выставление оценок.

 

ΙX.  Домашнее задание.

Повторение темы «Устройство нивелира».

[1] – c. 123 – 144;

[5] – с. 94 – 101.

 

 

Содержание урока.

 

І.  Оргмомент, запись урока в журнал, проверка посещаемости, готовности учащихся к уроку.

 

ІІ. Повторение материала предыдущего урока.

 

     Повторение тем «Рельеф местности», «Прямая и обратная геодезические задачи», «Общие сведения о нивелировании», «Геометрическое нивелирование» проводится в виде «геодезического сабантуя». Участники сабантуя на различных состязаниях показывают ловкость, силу, сноровку и мастерство.

 Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок — урок-сабантуй. Скажите, что вы знаете о сабантуе?

Да, сабантуй — башкирский праздник. Обычно он проводится после завершения посевных работ, до начала сенокоса. Сабантуй значит "праздник плуга". Участники сабантуя на различных состязаниях показывают ловкость, силу, сноровку и мастерство.

Победители получают призы и подарки. По традиции призы и подарки готовили женщины и девушки.

Заканчивается первое полугодие. Сегодня повторим темы «Рельеф местности», «Прямая и обратная геодезические задачи», «Общие сведения о нивелировании», «Геометрическое нивелирование», закрепим свои умения и навыки в ходе сабантуя.

 Давайте, начнем наш сабантуй, выявим "батыров". Прошу всех быть активным участниками.

Состязания проводятся в командных зачетах. Группа делится на 5 команд, выбираются капитаны команд.

Объявляется, что победителям будут вручены  медали. Команда - победительница определяется по наибольшему количеству набранных баллов. Команда, выигравшая в состязаниях, автоматически получает зачёт за семестр.

  Помогать в подсчёте баллов будут студенты группы 3Сд.

 

1. Лазание по столбу.

 

В этих соревнованиях участвуют, в основном, юноши. Они без всяких приспособлений должны забраться на 10 – 12 -метровый гладкий столб.

  На доске вывешивается плакат с изображением столба (рис. 1). Через каждые  два метра

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нивелирование из середины (10м)

 

Тригонометрическое нивелирование (8м)

 

Гидростатическое нивелирование (6м)

 

Барометрическое нивелирование (4м)

 

Нивелирование вперед (2м)

 

 

Рис. 1. Лазание по столбу

 

на столбе даны задания. Победителем считается тот, кто первым назовет правильный ответ.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

2. Бэйге (Скачки)

 

 Бэйге — состязание скаковых  лошадей на пересеченной местности на различные дистанции. Бэйге непременно входит в программу сабантуев.

Вывешивается плакат с заданием для проведения "скачек" (рис. 2) и объявляется условие: от старта до финиша «на скаку» участники должны пройти 5 промежуточных препятствий, т. е. выполнить задания. Победитель определяется по времени прохождения дистанции, учитывается и правильность выполнения заданий. Каждое правильно и быстро выполненное задание оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может заработать команда – 5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

檐f¬ëРис. 2. Скачки

 

  3. Курэш (Борьба)

 

          Учитель. Курэш — национальная борь­ба на стойке с обоюдным захватом двумя руками за кушак соперника. Правила раз­решают броски прогибом, с наклоном, в сторону, с подсадом. Поединки длятся 5 минут чистого времени и проходят по 2 ве­совым категориям.

К состязанию приглашаются капитаны команд. Объясняются условия: в течение 5 минут необходимо "бороться" с 2 "против­никами" — 2 геодезическими задачами. Победитель определяется по скорости и наибольше­му количеству "повергнутых противников".

Задания записаны на заранее пригото­вленных листах. Каждая задача     оценивается в 1 балл.

 

1) Прямая геодезическая задача.

 

Даны: координаты m. 1

X1=+200м

Y1=+300м

α1-2=60o;

горизонтальное проложение d1-2=45 м.

Вычислить координаты m. 2

 

Решение:

 

Найдём румб по дирекционному углу.

І четверти α=r= СВ:60о

Ответ:  ХВ=222,50 м; ΔY=338,97м.

 

2) Обратная геодезическая задача.

 

Даны:

Координаты  точек 1 и 2

Х1=+200,0 м                   Х2=+300 м

Y1=+150,0 м                   Y2=+400 м

Найти горизонтальное проложение линии 1 – 2, величину румба, его название.

 

Решение:

 

 

Ответ: r1-2=СВ:68о20'; d1-2=269,54 м.

 

 

 

4.Стрельба из лука.

 

Чтобы стать батыром, юно­шам, наряду с умением скакать на коне,

бороться на полотенцах, лазить по гладко­му деревянному столбу, необходимо

было метко стрелять из лука. Это испытание считалось пройденным, когда юноша ухо­дил в горы и подстреливал парящего орла, который нападал на пасущийся скот баш­кир-кочевников.

 

 

 

 

 


 

 

 

Рис.3. Стрельба из лука

 

 

По плакату (рис. 3) объявляются условия: в плакате приведе­ны  8 заданий, "меткость" ученика за­ключается в правильном угадывании "мишени". Каждая правильно и быстро угаданная мишень принесет команде 1 балл.

1 строка. На рисунке изображены основные формы рельефа. Отгадайте названия форм рельефа и название штриховых линий на рис. 3.

 

 2 строка. Даны планы с горизонталями. Определите сечение рельефа h в м

По окончании состязаний, жюри подсчитывает очки.

 

  Учитель. Я очень рада, что занимаюсь геодезией вместе с вами, преподаю вам этот нелегкий предмет. Вот сегодня еще одним способом попыталась разнооб­разить наши занятия, организовав наш урок в форме геодезического сабантуя. Я буду счастлива, если каждый из вас с сегодняшнего урока унесет с собой частичку той энергии и любви к своему предмету, к обычаям своего народа, которые я вложила в этот урок.

Жюри подводит итоги состязаний "Геодезического сабантуя". Вручаются медали.

 Продолжая традиции госте­приимства башкирского народа, предлага­ем гостям нашего сабантуя хлеб с солью и кумыс. (Студентка в национальном костюме преподносит гостям на подносе хлеб-соль и кумыс).

 

 ІІІ. Анализ ответов и оценка знаний.

Команда, выигравшая в состязаниях, автоматически получает зачёт за семестр.

ΙV. Сообщение темы урока и постановка цели.

«Устройство нивелира».

План.

1.Устройство нивелира 3Н-5Л.

2.     Нивелирные рейки РН-3-3000СП.

3. Поверки нивелира 3Н-5Л.

V. Актуализация опорных знаний.

1. Что называют нивелированием?

2. Для чего производят вид геодезических измерений – нивелирование?

3. Какие приборы применяют при нивелировании?

4. Для чего выполняют поверку прибора?

VΙ. Изложение нового материала.

1. Устройство нивелира 3Н-5Л.

2. Изучение конструкции рейки РН-3-3000С П.

3. Ознакомление с содержанием, порядком и последовательностью выполнения поверок нивелира 3Н-5Л.

4. Просмотр учебного видеофильма «Определение высоты холма».

 

1.Устройство нивелира 3Н-5Л.

 

Нивелирование - вид геодезических измерений, в результате которых определяют превышение одной точки местности над другой. Конечной целью нивелирования является определение отметок точек местности и сооружений.

Нивелиром называют геодезический инструмент, визирная ось трубы которого в рабочем положении горизонтальна. Современные нивелиры по способу установки визирной оси в горизонтальное положение подразделяют на две группы:

1.                     Нивелиры с цилиндрическим уровнем и ручной установкой визирной оси в горизонтальное положение.

2.                     Нивелиры с автоматически устанавливающейся линией визирования зрительной трубы. 

Нивелиры 1 группы содержат две главные части: зрительную трубу и цилиндрический уровень. Нивелиры 2-ой группы имеют оптический компенсатор, меняющий направление линии визирования (самоустанавливающиеся).

Нивелир 3Н-5Л является глухим нивелиром, так как в нём зрительная труба жестко соединена с осью вращения прибора.

Нивелирование производят для изучения форм рельефа, определения высот точек при проектировании, строительстве и эксплуатации различных инженерных сооружений. Результаты нивелирования имеют большое значение для решения научных задач, как самой геодезии, так и других наук о Земле.

Нивелир 3Н-5Л предназначен для геометрического нивелирования – определение разности высот точек на местности посредством горизонтального визирного луча.

3Н-5Л – относится к нивелирам технической точности и может быть использован для создания высотной основы при топографических съёмках, проведении изысканий, в строительстве и т. д.

Обозначение 3Н-5Л расшифровывается следующим образом:

3 – нивелир применяется для геометрического нивелирования  ΙΙΙ класса;

5 – со средней допустимой квадратичекой ошибкой измерения превышения ±5 мм на 1 км хода;

Н – нивелир;

Л – в исполнении с лимбом.

Нивелир состоит из 2-х частей:

верхней и нижней. Верхнюю часть составляют зрительная труба и цилиндрический уровень, которые помещены внутри корпуса 12 (рис 1).

На верхней плоскости корпуса 12 (рис. 1) имеются  прилив А, выполняющий роль механического визира для грубого наведения нивелира на рейку. Верхняя часть нивелира связана с корпусом низка 10 (рис.1) пружинным шарниром и может перемещаться в вертикальной плоскости с помощью элевационного винта 3 (рис. 2).

Нижняя часть – корпус низка 10, металлический лимб 4 (рис. 2), 3 подъёмных винта 7 (рис. 1).

Объектив 11 зрительной трубы выведен наружу. Вращением диоптрийного кольца 1 (рис. 2), окуляр устанавливают по глазу  до появления чёткого изображения сетки нитей. Кремальера 2 (рис. 2) позволяет получать резкое изображение рейки. Сетка нитей нарезана на стекле и имеет 2 дальномерных штриха. Сетка прикреплена к металлической пластинке, привёрнутой к корпусу трубы 3-мя  винтами.

Цилиндрический уровень подсвечивается белым экраном 4 (рис. 1). Зеркало 2 служит для удобства наблюдения за положением пузырька уровня. Уровень имеет 2 юстировочных винта 2 (рис. 1), доступ к которым открыт через окно.

На верхней плоскости корпуса низка находится круглый уровень 6 (рис. 1) для первоначального  горизонтирования прибора при его установке на станции. Юстировку круглого уровня выполняют 3-мя винтами 5 (рис. 1). На корпусе низка имеются наводящий 9 (рис. 1) и элевационный 3 (рис. 2) винты. Элевационный  винт служит для точного выведения пузырька цилиндрического уровня в нуль – пункт. Рукоятки наводящего винта расположены по обе стороны прибора, что делает одинаково удобной работу как правой, так и левой рукой. Наводящий винт позволяет точно визировать зрительную трубу на реку по горизонтальному направлению.

Между корпусом низка и подставкой 8 (рис. 1) в нивелире 3Н-5Л расположен металлический лимб 4 (рис. 2), которой можно вращать. Отсчёт по лимбу берут с помощью индекса 5 (рис.2). При вращении нивелира лимб остаётся неподвижным.

Подъёмными винтами 7 (рис. 1) ось нивелира устанавливают отвесно, приводя пузырёк круглого уровня в нуль – пункт. Подъёмные винты связаны с трегером подставки 8 (рис. 1) сферическими шарнирами. В центре трегера находится резьбовое отверстие для станового винта штатива, соединяющего нивелир со штативом во время работы.

Футляр нивелира – пластмассовый ящик с ремнём для переноски на плече. Футляр закрывается замком. Кроме нивелира, в футляр укладываются инструмент и принадлежности, входящие в комплект.

Штатив служит для установки нивелира на высоте, соответствующий росту наблюдателя. Нивелир комплектуется малогабаритным раздвижным металлическим штативом ШР-140. Ножки штатива шарнирно соединены с головкой. Болтами регулируют плавность вращения ножек в шарнирах. Высоту штатива изменяют выдвижением ножек и фиксируют винтами. Наконечники ножек углубляют в грунт, нажимая ногой на их упоры.

Нивелир закрепляют на штативе становым винтом. При транспортировании ножки вдвигают до упора, закрепляют винтами и стягивают ремешком. Ремень служит для переноски штатива на плече или за спиной.

 

2. Нивелирные рейки.

 

Каждый нивелир снабжён 2-мя рейками.

Маркировка рейки. РН-3-3000СП:

3- геометрическое нивелирование  ΙΙΙ класса;

РН – рейка нивелира деревянная;

3000 – длиной 3 метра;

СП – рейка складная, с прямым изображением цифр.

Рейки представляют собой бруски из сосны или ели толщиной 2 — 2,5см, шириной 8 — 10см и длиной 2—3 м. Для большей жесткости бруски изготовляют двутаврового сечения. Окрашивают рейки белой масляной крас­кой, концы их снабжают металлической оковкой. Делительной машиной или по шаблону на рейку наносят сан­тиметровые деления и через один закрашивают черной или красной краской. Для удобства отсчетов в каждом дециметре выделяют две группы по пять делений. Пять делений в начале каждого дециметра расположены справа, другие пять делений - слева. Первые пять делений каждого дециметра образуют про­писную букву Е.

Дециметры подписывают цифрами, начи­ная от нуля — пяты рейки 01, 02, 03 и т. д. Труба нивелира дает прямое изображение.

На основной (чёрной) стороне нуль отсчёта совпадет с пяткой рейки, на контрольной (красной) стороне оцифровка сдвинута на 4,80 м, т.е. не «0», а      4800 мм. Рейка снабжена замками, фиксирующими её в развёрнутом и сложенном состоянии. На концах реки имеются металлические полосы толщиной 2 мм. Нивелирные рейки могут применяться в разное время года при различных метеорологических условиях. Температурный диапазон работы реек – 40…+50оС.

Во время работы рейки устанавливают на деревянные колышки, забитые в землю, башмаки или костыли.

Отсчёты по рейкам.

 

При наведении трубы на рейку нивелировщик видит часть рейки и нити сетки. Отсчёты по рейкам производят  со средней нити нивелира.

Сделать отсчёт по рейке - это значит определить  длину её отрезка от нуля основания рейки до линии визирования. Отсчёты берут и записывают в мм Например, 1075 и читают так: десять семьдесят пять, а не 1075. Нивелировщик читает число дециметров, сантиметров, которые прошла средняя нить, а доли сантиметров – миллиметры оценивают на глаз.

Отсчёт по рейке, берут при отвесном положении, в которое их устанавливают на глаз. Случайный наклон по рейке по линии визирования нивелировщик не замечает, и отсчёт может иметь грубую ошибку из-за наклона рейки. Чтобы исключить эту ошибку, при отсчитывании рейку медленно качают вперёд к нивелиру и назад. При качании рейка проходит через отвесное положение. Нивелировщик в поле зрения трубы видит меняющийся отсчёт и берёт наибольший, соответствующий отвесному положению рейки. Качать рейку необходимо только при отсчётах свыше 500мм.              

 

3. Поверки нивелира.

 

Наибольшее число контрольных наблюдений за строительство объекта в натуре приходится на нивелир и от его исправности зависит правильность выполнения строительных работ.

Прежде чем начать работу с нивелиром, как и с любым геодезиче­ским прибором, его осматривают. Если при внешнем осмотре нивели­ра повреждения не обнаружены, приступают к поверкам. Поверки - это действия, которыми контролируют правильность взаимного рас­положения основных осей прибора, если при выполнении поверок обнаруживается несоответствие взаимного расположения частей при­бора, его юстируют исправительными винтами.

Рассмотрим, какие поверки выполняют при подготовке нивелира с цилиндрическими уровнями к работе.

 

1. Ось круглого уровня ии должна быть параллельна оси враще­ния JJ нивелира (рис. 4,а).

       Чтобы проверить параллельность осей, выполняют следующие дей­ствия: пузырек круглого уровня приводят подъемными винтами на середину; верхнюю часть нивелира поворачивают на 180°. Нивелир считается исправным, если пузырек остался в центре, неисправным, если пузырек сместился.

Для устранения этой неисправности нивелир приводят в отвесное положение, перемещая пузырек к центру на первую половину дуги отклонения исправительными винтами уровня, на вторую половину  подъемными винтами.

༴—–á2. Вертикальная нить сетки в рабочем положении нивелира должна быть отвесна, а горизонтальная — перпендикулярна к ней. Завод гарантирует перпендикулярность нитей сетки, и поэтому поверяют только одну вертикальную нить. По круглому уровню приводят нивелир в рабочее положение. Крест сетки нитей трубы наводят на шнур отвеса, расположенного на расстоянии 20—30 м от нивелира. Если вертикальная нить пересекает шнур отвеса, условие не выполнено (рис. 4,б). В таком случае снимают окулярную часть трубы, отпускают средний винт  пластинки  на четверть оборота, а крайний — на целый оборот, и осторожно поворачивают пластинку в нужную сторону. Надевают окулярную часть трубы и поверяют положение сетки. После установки сетки закрепляют пластинку  и окулярную часть трубы.

                             

 

Рис. 4 Схемы расположения осей при поверках нивелира (а-в),

позиции нивелира при третьей поверке (г)

 

3. Визирная ось vv зрительной трубы должна быть параллельна ост ии цилиндрического уровня (рис. 4,в)

Последовательность выполнения поверки: на местности выбирают две точки  А и В с расстоянием между ними 70...80 м; точки закрепляют, кольями, нивелир устанавливают в точке С, и берут отсчеты а1, b1 рейкам. После этого вычисляют превышение h1 = а1b1. Далее нивелир устанавливают в точке С2 на расстоянии 3...5 м от одной из  реек, по рейкам берут отсчеты а, и b2 и вычисляют превышение h2 = а2-b2

       При равенстве превышений или разнице между ними менее 4 мм нивелир пригоден к эксплуатации. Если разница превышений больше 4 мм, вычисляют правильный отсчет по дальней рейке a2 = b2 + h1.

Горизонтальную нить сетки наводят элевационным винтом на этот отсчет (при этом пузырек отклонится от середины). Ослабляют боковые исправительные винты уровня и возвращают вертикальными винтами пузырек уровня на середину, или смещают сетку нитей ее исправительными винтами. У самоустанавливающихся нивелиров устанавливают горизонтальную нить сетки на правильный отсчет с помощью исправи­тельных винтов сетки нитей.

 

Уход за нивелирами и рейками.

 

        Срок службы нивелира зависит от ухода за ним. Если часть инструмента или какой-либо винт вращаются туго, нельзя при­менять усилий, надо найти причину и исправить повреждение. Зажимной, наводящий и другие винты не следует затягивать сильно, чтобы не сорвать резьбы. При переходе с одной станции на другую ось вращения закрепляют, несут нивелир со штативом отвесно, чтобы не погнуть станового винта. На станции штатив с нивелиром устанавливают осторожно, без резких толчков. Нивелир защищают от влаги. Если на нивелир попали капля влаги, нужно дать им высохнуть и затем протереть его чистой мягкой салфеткой.

Для хранения и длительной переноски нивелир укладывают в ящик. При укладке нивелира в ящик зажимной винт отпускают, после укладки слегка закрепляют. Если работы велись при низ­кой температуре, то при внесении нивелира в теплое помещение оставляют его в ящике на 2—3 ч, затем вынимают и тщательно протирают чистой мягкой салфеткой. Длительное время нивелиры сохраняют в сухом помещении при температуре от +8° до +30° С.

Рейки содержат чистыми и оберегают от механических по­вреждений, особенно оковку пяты. При перерыве в работе рейки кладут на ровную поверхность, оберегая от прогиба. На длительное время рейки устанавливают отвесно в сухом помещении.

 

  4. Просмотр учебного видеофильма «Определение высоты холма».

 

VΙΙ. Обобщение и систематизация изучаемого материала.

1.     Описать устройство основных частей нивелира 3Н-5Л.

2.     Маркировка реек.

3.     Выполнить поверки нивелира 3Н-5Л.

 

VΙΙΙ. Анализ работы и подведение итогов урока.

 

 

 

1.     Итоги занятия.

 

  Группа активно участвовала на уроке, и справились с поставленной задачей. Мы повторили материал предыдущих уроков по темам «Рельеф местности», «Прямая и обратная геодезические задачи», «Общие сведения о нивелировании», «Геометрическое нивелирование»  в виде геодезического сабантуя. Изучили тему «Устройство нивелира». Ознакомились с содержанием, порядком и последовательностью выполнений поверок  нивелира 3Н-5Л, рассмотрели конструкцию рейки РН-3-3000СП. Просмотрели видеофильм  «Определение высоты холма».

 

2.     Выставление оценок.

 

Команда, набравшая наибольшее количество баллов и выигравшая в состязаниях,  автоматически получает зачёт по геодезии.

Члены команды, занявшей 2 место, получают оценку «5». Остальные участники оценку «4». Вся группа приняла участие в опросе и получила соответствующие оценки. 

 

ΙX.  Домашнее задание.

Повторение темы «Устройство нивелира».

[1] – c. 123 – 144

[3] – с. 94 – 101

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

 

 

 

 

Повторение материала предыдущего урока

 

 

 

 

 

 

P1320029

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение материала предыдущего урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

Ход урока

 

 

 

 

 

 

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с рейками

 

 

 

 

 

 

 

Работа с приборами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с приборами

 

 

 

 

 

 

 

 

Жюри сабантуя

(Башкирская красавица, студентка гр.3Сд)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Угощаем гостей сабантуя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

DSC01398

 

 

Оснащение кабинета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   

В ходе урока - сабантуя дух соревновательности способствует активному участию на уроке всех студентов, выявляет насколько сплоченно, организованно, дисциплинированно, со знанием дела работает каждая команда под руководством своего командира, насколько ответственно и сознательно каждый член команды вкладывает свои силы в общее дело, так как его осведомленность и самостоятельность принесут команде наибольшее количество очков. Такая форма работы нравится студентам, и они считают, что урок «повышает интерес к геодезии», «учит работать коллективно, «помогает закрепить знания

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Основы геодезии» на тему «Устройство нивелира»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор детского оздоровительного лагеря

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Каждый педагог стремится к тому, чтобы его студенты любили и хорошо знали преподаваемый им предмет. Успех при обучении достигается при положительной мотивации студентов, применении активных форм проведения урока, путем создания творческой атмосферы обучения и воспитания. Для этого на протяжении всего курса изучения предмета преподаватель должен отбирать такие формы работы со студентами, которые способствуют проявлению интереса, развивают творческие способности. Целесообразность проведения урока геодезии в виде соревнования – «сабантуя» заключается в том, что это один из способов заинтересовать и увлечь ребят, особенно на начальном этапе изучения предмета, активировать познавательную деятельность, привить любовь к изучаемому предмету, к обычаям и традициям башкирского народа.

 

   Состязания проводятся в командном и личном зачетах. Группа делится на 6 микрогрупп, выбирается лидер группы – капитан команды. Объявляется, что победители получат зачет по геодезии. Победитель в личном зачете награждается медалью «Батыр сабантуя». Участники сабантуя на различных состязаниях показывают ловкость, силу, сноровку и мастерство.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 623 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1404
    • DOCX 21.2 мбайт
    • 19 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вакказова Алсу Раифовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вакказова Алсу Раифовна
    Вакказова Алсу Раифовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 3973
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

4920 руб. 2950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 66 регионов

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Тревожные расстройства: диагностика и причины

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе