Главная / Технология / Методическая разработка на тему СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)

Методическая разработка на тему СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)

Методическая разработка Л.П. Авдеевой, учителя ГКОУ СО «Харловская СКОШИ»

на тему


СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)



Трудовая деятельность является основным, ведущим видом деятельности человека. Задача педагогов, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья, состоит в подготовке учеников к самостоятельной жизни и труду на производственных предприятиях. Цель профессионально-трудового обучения состоит в подготовке школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда.

Цель данной методической разработки заключается в том, чтобы подобранные методы и приемы, способствующие формированию у умственно отсталых школьников умения самостоятельно выполнять трудовые задания, облегчили труд начинающих, с небольшим опытом работы педагогов.

Профессионально-трудовое обучение в образовательном учреждении строится с учетом умственных и физических особенностей обучающихся. Характерные для умственно отсталых детей особенности психики затрудняют формирование, прежде всего, умственных трудовых действий. Следовательно, формирование их трудовой деятельности значительно затрудняется. Трудности проявляются в особенностях усвоения ориентировочных основ деятельности.

Сложные по составу ученики класса требуют от педагога поисков путей и средств, позволяющих построить свою работу таким образом, чтобы все дети в силу своих возможностей овладели навыками анализа изделия, планирования предстоящей работы, практического выполнения, текущего и заключительного самоконтроля.

Используя технологию развивающего обучения, которая предусматривает деятельностный подход на уроках в процессе организации и проведения трудовой деятельности у обучающихся с нарушением интеллекта, были выявлены наиболее эффективные условия, способствующие у них развитию самостоятельности. (Данный подход реализован Г. М. Дульневым, С. Л. Мирским, Н. П. Павловой и другими дефектологами на основе работ известных отечественных психологов, занимающихся проблемой деятельности – это А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие),

Обучение детей умению анализировать изделие.

Опыт работы педагогов показывает, что ученик выполнит правильно задание только в том случае, если у него сформирован полный и четкий образ эталона изделия. Только при этом условии ребенок сможет правильно спланировать работу и при выполнении задания контролировать свои действия. Для обучения учеников умению анализировать изделие следует применять следующие методы и приемы.

1. Перед тем, как дать образец изделия, ученику целесообразно сообщить порядок изучения предмета и указать на те его особенности, на которые следует обратить особое внимание (приложение 1).

2. В процессе осмотра образца учитель наблюдает за действиями учеников, при необходимости задает наводящие вопросы.

3. Для закрепления в памяти учащихся конструкции изделия можно на демонстрационном щите поместить технический рисунок, его макет или продемонстрировать его с помощью слайдов на компьютере. Учащимся раздать таблички с названиями деталей изделия, его частей, элементов и дать задание разместить их в соответствии с их расположением.

4. Возможно использование карточек, на которых изображен рисунок выкройки изделия. Карточки с прорезью можно сделать из плотной бумаги. Снизу к карточке подкладывается писчая бумага, на которой (через прорези) учащиеся должны написать название изделия, срезов ткани и швов для обработки срезов (приложение 2). А проверить правильность выполненной работы они могут самостоятельно, сравнивая свои записи с изображением на слайдах правильно выполненного задания, подготовленных учителем к уроку.

5. Использование общего и частных планов анализа изделия для выработки у школьников алгоритма рассказа. Например: если ученик испытывает затруднение при составлении рассказа по какому-либо пункту, то учитель в совместной беседе с учащимися класса выясняет, о чем надо рассказать в этом пункте (приложение 1).

Обучение учеников умению планировать свою деятельность при изготовлении изделия.

После того, как обучающиеся усвоили цель своих действий, они приступают к составлению плана работы, включающего последовательность и содержание всех этапов работы.

Для обучения учеников умению планировать работу по изготовлению изделия следует применить следующие методические приемы.

1. В том случае, если ученики еще не знакомы с основными приемами, с помощью которых можно выполнить предстоящую работу, они могут приступить к изготовлению изделия по плану, который им целиком сообщает учитель. Он объясняет последовательность и содержание работы, практически показывая ее полностью. Но перед показом и объяснением он предупреждает учащихся: «Я сейчас буду выполнять работу и объяснять свои действия, а вы после этого расскажете, что и в какой последовательности я делала, какой инструмент использовала».

Если слабые учащиеся затрудняются в словесном отчете о последовательности всей работы, то им можно задавать наводящие вопросы. Например: «С чего нужно начать работу?», «Что нужно сделать после того, как приготовлены инструменты и ткань?»

2. Изготовив несколько изделий по готовому плану, данному учителем, учащиеся перед изготовлением других изделий составляют план работы сначала коллективно, в ходе беседы. Затем, учеников можно разделить на пары и дать задание по составлению плана работы. Следующий этап – это индивидуальная работа детей по составлению плана.

3. Перед работой по составлению плана изготовления изделия следует проработать с учащимися правила, касающиеся последовательности изготовления изделия:

- первыми нужно обрабатывать основные детали;

- предыдущая операция не должна ухудшать условия выполнения последующих операций;

- последующие операции не должны нарушать результаты предыдущих;

- начав обработку одной детали изделия, нужно выполнить все действия, какие можно, чтобы не возвращаться к этим операциям в последующей работе.

4. Использование наглядных пособий, позволяющих активизировать и направлять практическое мышление школьников, также поможет в обучении школьников умению планировать свою работу по изготовлению изделия.

а) Предметная технологическая карта (приложение 3). Это пособие отражает основные этапы изготовления. Состоит из предметных образцов выполняемых операций. Каждый образец такого плана соответствует технологической операции.

На основе содержания предметной технологической карты можно активизировать планирующие действия школьников. Например, один образец учитель убирает и задает учащимся вопросы:

1. «В каком месте предметной технологической карты необходимо расположить недостающий образец?»

2. «Какая технологическая операция пропущена?»

3. «Какие инструменты, оборудование, приспособления применяются при выполнении данной технологической операции?»

В памяти ученика должны сформироваться три компонента трудового приема: его результат, орудия труда и двигательная программа.

б) Комбинированная технологическая карта (приложение 4). Она содержит кроме предметных образцов, набор табличек с названиями (и некоторой расшифровкой) технологических операций или трудовых приемов. Это пособие позволяет учащимся представить предстоящую практическую работу, усвоить более подробный план изготовления изделия. Особенно они нужны при изготовлении относительно сложных изделий. Кроме названия каждой операции, некоторых указаний об их выполнении, расположенных на отдельных табличках предметных образцов, такая карта может содержать рисунки (фотографии), на которых показаны приемы выполнения технологических операций, с названиями необходимых инструментов и приспособлений. Комбинированная карта дает возможность выполнять большее число вариантов упражнений в процессе составления плана работы.

в) Инструкционная технологическая карта (приложение 5). Данная технологическая карта состоит из текстовых карточек, на которых находится описание технологических операций. Число текстовых карточек должно соответствовать числу технологических операций при изготовлении изделия.

5. При обучении учащихся умению планировать работу по изготовлению изделия на подготовительном занятии можно использовать метод макетирования. Данный метод помогает ученикам запомнить особенности конструкции изделия и последовательность выполнения технологических операций.

6. С целью предупреждения ошибок в процессе изготовления изделий, при составлении плана, учитель рекомендует учащимся включать в каждую технологическую операцию контрольные действия.

Обучения учеников выполнению действий по составленному плану.

В развитии практического мышления школьников и воспитания у них самостоятельности значительную помощь оказывают трудовые задачи, направленные на закрепление учебного материала. Помощь учащимся в овладении профессиональными приемами труда оказывается путем выполнения тренировочных упражнений. Потребность в проведении таких упражнений возникает в тех случаях, когда школьники знакомы с рабочим приемом, но он ими усвоен еще недостаточно хорошо и это может привести к ошибкам в работе и браку всего изделия. Организация тренировочных упражнений включает в себя анализ промежуточных и конечного результатов выполнения приема.

Тренировочные упражнения выполняются на предметных образцах, имеющих только учебное назначение. Например, упражнение по выполнению двойного шва выполняется на лоскутках ткани.

Для овладения приемами работы с контрольно-измерительными инструментами (линейкой, угольником, сантиметровой лентой) перед выполнением упражнения школьникам напоминается об устройстве линейки, используя такие средства наглядности, как увеличительный макет линейки, рисунки, отражающие различные приемы работы с ее помощью. При проведении тренировочного упражнения на определение длины отрезка даются задания одинаковые для всех учащихся, для группы или индивидуальные.

При выполнении трудового задания, внимание детей всегда направляется на время выполнения трудовой задачи. Для обеспечения нужного темпа работы обучающихся, сообщаются им сроки выполнения задания, в необходимых случаях намечаются также сроки выполнения промежуточных операций. Для того, чтобы ученики могли уложиться в заданные сроки при выполнении трудового задания обращается внимание на правильную организацию рабочего места, на достаточное количество оборудования (швейных машин) и на то, что некоторые узлы в швейном изделии можно обработать с помощью облегченных приемов труда.

Перед выполнением работы по изготовлению изделия, ученика надо попросить рассказать о том, как он будет выполнять работу всему классу, своему товарищу или учителю.

Для осуществления самоконтроля, во время работы ученикам следует напоминать, чтобы они не забывали сравнить свою работу с образцом. Более слабым ученикам можно предложить подойти к доске со своим изделием, чтобы по соответствующей карточке определить, правильно ли он выполнил данную часть работы и что нужно делать дальше. В случае затруднения учителем ему оказывается помощь в виде задавания наводящих вопросов. Уровень их конкретности зависит от того, учащемуся какой группы они адресованы. Слабые ученики могут работать по индивидуальным предметно-операционным планам: выполнил операцию – сравнил с карточкой, перевернул карточку – только после этого выполняет следующую операцию.

На первых порах обучения школьники проговаривают те действия, которые будут выполнять с указанием средств, инструментов и оборудования. А также они вспоминают основные приемы труда и технику безопасности при выполнении данного действия. После чего, ученики выполняют это действие и снова оречевляют его, рассказывая учителю или товарищу, а иногда, проговаривая шепотом, что он делает и как он делает.

Постепенно отдельным ученикам разрешается мысленно оречевлять действие, затем практически его выполнять и вслух рассказывать, что и как он делал. В дальнейшем оречевление каждого выполненного действия убирается.

Такое обучение направлено на коррекцию разрыва между словесным регулированием своих действий и их практическим выполнением, что характерно для умственно отсталых школьников (В. И. Лубовский, В. Г. Петрова).

Обучения учащихся умению оречевлять свои действия и формировать самооценку, взаимооценку.

Работа по развитию речи обучающихся на уроках швейного дела включает следующие моменты: словарная работа, опросы учащихся, беседы, словесный анализ средств наглядности и как заключительный этап работы – установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учащихся.

Словарная работа. Ознакомление обучающихся с новым словом, термином проводится по схеме: написание его на доске или показ на табличке, толкование его значения, связанное с практическим показом, выполнение учениками соответствующих действий, их закрепление и, наконец, отчет о проделанной работе. На каждом уроке проводится закрепление новых слов путем опроса учеников. Иногда, в зависимости от темы урока, опрос учащихся проводится в виде игры. Дидактические игры особенно полезны, когда учащимся приходится запоминать и произносить сложные по составу слова. Постоянное использование «словарных» слов, знание, к какой теме они относятся, помогают учащимся ориентироваться при ответе на тот или иной вопрос. Имея перед глазами такие словосочетания как деталь кроя, срезы детали, припуски на швы, даже слабые ученики справляются с ответами на вопросы учителя.

Опрос учащихся осуществляется регулярно на каждом занятии. Он четко планируется с учетом индивидуальных особенностей учащихся, закрепляя знания учеников, углубляя и расширяя их, способствуя развитию речи. Место опроса в структуре урока может быть различным. Опрос предполагает тренировку логической памяти учащихся, мышления, умения строить связное высказывание. Вопросы, активизирующие логическую память, те есть требующие воспроизведения усвоенного, как правило, содержат просьбу что-то назвать, повторить, перечислить. Вопросы, активизирующие мышление обучающихся, требуют сопоставления предметов или явлений. Объяснение нового материала строится с опорой на знания учащихся, полученные ранее, проводя сравнение различных объектов и технологии их изготовления. Например, при разборе образца наволочки проводится сравнительный анализ двух изделий: наволочки и мешочка. Устанавливается сходство и различие, способы соединения деталей. Устанавливается сходство и различие предметов, дети учатся обобщать, выделять главное. Проведение сравнительного анализа изделий помогает учащимся в составлении плана пошива и в определении способов обработки изделия; им становится ясно, что они могут выполнить самостоятельно, а чему еще нужно будет научиться. При опросе используются формулировки, активизирующие мысль, ставящие ученика перед необходимостью отвечать на предполагаемый вопрос («Расскажи…», «Объясни…»). Устная проверка знаний учащихся может сочетаться с другими видами контроля – письменным, графическим, практическим. Письменные работы учащихся позволяют в короткий промежуток времени проверить знания всего класса. Карточки опроса составляются с учетом индивидуальных особенностей учащихся, учетом возможностей каждого. Например, учащимся основного состава группы можно дать задание описать последовательность изготовления изделия. Слабым ученикам дается карточка с перечислением операций по пошиву изделия, а задание состоит в распределении операций в правильной последовательности.

Следующий способ проверки знаний – это комбинированные контрольные задания, в которых сочетаются два требования: выполнить практическое задание и описать ход его выполнения. При этом одни из учащихся сначала выполняют образец, затем описывают последовательность своих действий. Другие, наоборот, сначала описывают порядок выполнения операций, а затем приступают к практическому изготовлению изделия. Таким способом проверяются умения и знания по выполнению швов, которые используются при обработке изделия. При поведении письменного опроса используется раздаточный материал, операционные карты без описания выполнения операций.

Использование средств наглядности в процессе обучения помогают учащимся более четко сформулировать мысль, проследить переход от одной операции к другой, создает необходимые условия для активизации пассивного словаря учащихся. На уроках трудового обучения этому способствует использование образцов изделия и различные карты – предметно-технологическая, технологическая, операционная, графическая, комбинированная. Вопросы для учащихся, подкрепленные анализом образца, технологической или операционной картой, вырабатывают умение видеть отдельные операции, представляют изделие в различных стадиях его изготовления. По картам проводится объяснение нового материала, а затем и опрос учеников. Пользуясь инструкционными картами, учащиеся отвечают на вопросы учителя. Технологические карты помогают учащимся освоить последовательность операций, выполняемых при пошиве изделия (сложить детали в определенной последовательности – задание одной ученице, проверить правильность выполнения - задание другой), они помогают при обучении учащихся планированию. Операционные карты с записью текста на отдельных табличках используются при опросе учащихся. Например, одна ученица раскладывает образцы в порядке их изготовления, другая подбирает пояснительный текст к каждой операции.

Беседа с учащимися также занимает большое место в работе по развитию речи. Найдя естественный повод для ее начала, с помощью вопросов можно выяснить, насколько прочно ученики овладели учебным материалом, и опираясь на имеющиеся у них знания, навыки, опыт подготовить их к усвоению новых знаний. Во время беседы необходимо следить за чистотой речи учащихся, обращая внимание школьников на допущенные ими ошибки.

На заключительном этапе занятия происходит установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учащихся. Ученику предлагается рассказать, в какой последовательности он выполнял работу. С целью обучения оречевлению своих действий используется план ответа («Сначала ….. Затем …. После этого …. И, наконец …..»), таблички со словарными словами.

В качестве педагогических средств стимуляции повышения речевой активности учащихся можно использовать следующие приемы: побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе; обсуждение образца предстоящей работы; планирование предстоящей работы и запись плана в тетради; взаимное инструктирование и взаимопроверка; обсуждение готовой работы и ее приемка; систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.

Далее, на заключительном этапе детям предлагается проанализировать свои изделия. Положительно оцениваются действия тех учащихся, которые сами обнаружили ту или иную ошибку и могли дать ей словесную характеристику. При анализе изделий необходимо следить за тем, чтобы все учащиеся класса не просто осматривали свои изделия, а сравнивали с эталоном-образцом, определяя размеры, сопоставляли данные измерений с исходными данными на чертеже. Таким способом школьники приучались критически относиться к своей работе и быть внимательными на всех этапах выполнения трудового задания.

При оценивании выполненной работы учащимся предлагалось оценить свою работу и работу товарища по следующим критериям:

  • умение анализировать изделие;

  • умение планировать работу по изготовлению изделия;

  • умение выполнять работу по плану;

  • соблюдение правил ТБ при выполнении работы по изготовлению изделия;

  • качество выполненной работы;

  • применение приемов труда;

  • умение работать в коллективе.


Заканчивая серию уроков по изготовлению какого-либо швейного изделия, каждый раз следует проводить урок самостоятельной работы для учащихся с целью выявления уровня самостоятельности при выполнении трудового задания. Для этого учителем целесообразно разработать тексты самостоятельных работ, в содержание которых должны входить практическая работа и тестирование по выявлению теоретических знаний обучающихся (приложение 6). Для отслеживания динамики развития ориентировочных действий педагогом ведется мониторинг (приложение 7), который систематически анализируется с целью корректировки использования различных видов методов и приемов работы для индивидуальной работы с обучающимися.


Обучая детей с проблемами в интеллектуальном развитии ориентировочным основам деятельности можно сделать определенные выводы.

  1. Для овладения умением самостоятельно выполнять трудовые действия по изготовлению изделия школьник должен овладеть умением планировать свою деятельность.

  2. Для овладения умением планировать свою работу по изготовлению изделия школьник в первую очередь должен овладеть умением его полно и правильно анализировать. Анализ – основа осознания конечного результата (цели) работы, а также способов его изготовления.

  3. Анализ изделия будет сформирован, если школьник усвоит общий способ, зафиксированный в плане-алгоритме. Этот план-алгоритм должен быть выведен учеником под руководством учителя при обследовании одного из изделий, а затем закреплен в качестве общего способа анализа любого изделия.

  4. Формирование умения планировать свою деятельность, осуществляется на основе полноценного представления о всем изделии и каждой ее части, должно продолжительное время осуществляться по зрительным опорам (технологические и другие карты), и только затем чисто в речевом, умственном плане.

  5. План-алгоритм, технологические карты при этом выполняют на первых порах обучения важные функции материализации тех действий, которые затем школьники выполняют полностью скрытно, в умственном плане.

Таким образом, если целенаправленно применять выявленные в процессе педагогической деятельности наиболее эффективные методы и приемы обучения детей с нарушением интеллекта способствующие освоению основ ориентировочной деятельности (умениям анализировать, планировать, работать по плану, контролировать трудовые действия), то самостоятельность в трудовой деятельности у школьников с нарушением интеллектуального развития будет повышаться.




Методическая разработка на тему СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ (ШВЕЙНОЕ ДЕЛО)
  • Технология
Описание:

Профессионально-трудовое обучение в образовательном учреждении строится с учетом умственных и физических особенностей обучающихся. Характерные для умственно отсталых детей особенности психики затрудняют формирование, прежде всего, умственных трудовых действий. Следовательно, формирование их трудовой деятельности значительно затрудняется. Трудности проявляются в особенностях усвоения ориентировочных основ деятельности.

    Сложные по составу ученики класса требуют от педагога поисков путей и средств, позволяющих построить свою работу таким образом, чтобы все дети в силу своих возможностей овладели навыками анализа изделия, планирования предстоящей работы, практического выполнения, текущего и заключительного самоконтроля.

Данная методическая разработка предназначена для начинающих учителей-дефектологов. Описанные в разработке методы и приемы, способствуют формированию у умственно отсталых школьников ориентировочных основ деятельности на уроках профессионально-трудового обучения. 

Автор Авдеева Людмила Павловна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1330
Номер материала 50161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓