Главная / Классному руководителю / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ…»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ…»


Департамент образования и науки кемеровской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Кемеровский горнотехнический техникум




hello_html_4bc0f9a6.jpg


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

«ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ…»



Преподаватель: Новрузова Т.М.,

классный руководитель

групп КСК-13-9 и НАП-13-9








Кемерово

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дружба, друзья... Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы.

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе идет активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Люди не умеют между собой общаться, дружить, понимать друг друга, они редко ходят в гости друг к другу, т.к. компьютер, телевизор забирает общение.

Актуальность проблемы очевидна: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

На  сегодняшний  день  возникает  необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения в образования. Для системы профессионального образования проблема воспитания толерантности  актуальна  сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие  между студентами, пришедшими  из  разных  микросоциумов,  с  разным  жизненным опытом  и  с несформированностью  коммуникативной  деятельности. Неоторые студенты не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Они часто ссорятся, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между студентами сложный и кропотливый процесс.

Поэтому одна из целей моей воспитательной работы – это способствовать формированию сотрудничества, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:

  • Работать над формированием позитивных межличностных отношений в группе.

  • Создать условия для воспитания толерантности

  • Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Основными принципами работы являются:

  • добровольность;

  • учет возрастных, психологических, творческих особенностей;

системность;

  • интеграция учебной и внеклассной деятельности.

Я повседневно работаю над решением поставленных задач. Но особо хочу остановиться на разработке классного часа «поговорим о дружбе», которое проводилось для студентов первого курса, так как именно у них идёт процесс адаптации к новому уровню образования. При подготовке к мероприятию были охвачены студенты первого курса техникума группа КСК-13-9 и группа НАП-13-9. В группах получают образование представители разных национальностей. Все вместе разучивали стихотворения о дружбе, придумывались конкурсы, направленные на сплочение коллектива.  Ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Студенты двух разных специальностей самостоятельно разработали и создали совместный проект с шуточным названием «Что такое «дружба» и с чем его едят?», где были представлены общие для них правила дружбы, своё видение этой темы. Похвальным было и создание собственного аниме о дружбе.

Кроме активной совместной деятельности студентов хочется подчеркнуть роль поучительной беседы преподавателя ОБЖ, человека, умудрённого жизненным опытом, который поделился своим видением дружбы и рассказал о своём понимании дружбы.

Результативность:

  • Положительный эмоциональный заряд,

  • интерактивный стиль общения,

  • использование игровых моментов,

  • приобщение к совместной деятельности,

  • личное участие студентов,

  • выработка  положительных эмоций.

Придерживаюсь следующих принципов:

  • уважать и принимать мир и мнение другого;

  • относиться к студентам с абсолютным доверием;

  • акцентировать внимание на позитивном поведении студента;

  • избегать оценочных суждений в отношении к студентам;

  • безусловное принятие человека.

Разработка данного классного часа не только решает задачу развития и совершенствования коммуникативных навыков и умений, она позволяет студентам осознать самих себя и свое место в коллективе, раскрывает их творческий потенциал. Студенты всегда проявляют огромный интерес к работе, ведь обсуждается жизненно важная и близкая тема, которая волнует каждого, заставляет думать, радоваться.
















СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА

«ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ»


Цели: способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимовыдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1. Подборка афоризмов на тему «Дружба»;

2. Интерактивная мультимедийная доска для показа презентаций и аниме;

3. Канцелярский набор ручек, карандашей, скотча для организации игр.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Эпиграфы к классному часу

Самый прекрасный подарок после мудрости, кото­рым могла бы одарить нас природа, - это дружба.

Ларошфуко

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Сенека

Ирония убивает.

Буаст.

Одно из важнейших свойств настоящей дружбы есть умение предугадывать просьбы друзей.

Сократ

Дружба исчезает там, где равенство перестает суще­ствовать.

Обер.

Недалеко уйдете в дружбе, если не расположены прощать друг другу мелкие недостатки.

Лабрюйер

Жар дружбы согревает сердце, не сжигая его.

Ларошфуко

Истинная дружба есть забвение самого себя для того, чтобы жить только в другом.

Боше.

Ход мероприятия.

Классный руководитель: Добрый день, дорогие гости. Рады приветствовать вас в этой уютной аудитории. Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо. – Что является определяющим фактором для выбора вами друзей? Насколько важна дружба? Как хорошо вы знаете своих друзей?

Сегодня мы представим вам две точки зрения на понятие «Дружба». Сначала обратимся к творчеству великого корифея русской литературы Александра Сергеевича Пушкина, к его строчкам о дружбе, представим вашему вниманию презентацию о его лицейских друзьях, а также точку зрения и понимание дружбы вам сегодня расскажут группа КСК-13-9 и группа НАП-13-9, а в конце нашего мероприятия вас ждёт игра. А сейчас, прошу приветствовать.


  1. Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина (Читает Алексей Канин(КСК-13)

Сопровождается презентацией (Байматова Муслима КСК-13 и Димы Абызова НАП-13 «Тема дружбы в творчестве А.С.Пушкина »)

Алексей Канин, гр КСК-13-9: Друзья, я тоже рад приветствовать вас. А теперь о дружбе. Определяющими факторами для «выбора» Пушкиным друзей были, прежде всего близость душевных побуждений и сокровенных мыслей. Друзья поэта были не только людьми, с которыми он щедро делился мыслями и чувствами, неисчерпаемыми богатствами своего гения, но и людьми, от которых он получал постоянный ответный отклик, импульсы к творчеству и обыкновенную человеческую поддержку.

Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него – это целый круг людей, близких по судьбе, это «братство», «наш союз», сложившийся ещё в Царскосельском лицее, где учился Пушкин.

Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 г. В присутствии царской семьи с государем был прочитан Манифест об учреждении Лицея, а также Устав, в котором было записано, что в этом учебном заведении телесные наказания запрещены. Это было совершенно необычно по тем временам.

Лицей создавался как место для воспитания будущих сановников государственной службы. Пушкин, сын небогатого дворянина, должен бы был себя чувствовать там не совсем по себе. Но товарищество юных лет скрывало неравенство происхождения.

Цюпрук Саша, гр КСК-13-9: В Лицее Пушкин подружился с И. И. Пущиным, А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером и с А.М. Горчаковым, который последним из живых лицеистов будет праздновать годовщину открытия этого учебного заведения.

В Лицее у Пушкина начал крепнуть поэтический талант: «Являться муза стала мне…» - напишет он в «Евгении Онегине».

В стихотворениях лицейского периода (1811 – 1817 г.г.) особая группа произведений – послания друзьям, обращения к конкретным лицам.

Каждый из лицеистов воспринимался Пушкиным как человек, связанный с ним незримыми нитями. Размышления о друзьях не ограничивались только воспоминаниями о лицейской молодости, о наставниках, о юношеских мечтах и проказах. Они подталкивали поэта к анализу собственной судьбы. Он помнил всех лицеистов, радовался их успехам, жил их тревогами. Разбросанные по свету друзья как бы соединились в лирическом мире Пушкина. Силой поэтического воображения он охватывал и тех, кто наслаждался жизнью, и тех, кто одинок и несчастлив «и в бурях, и в житейском море» («19 октября 1827»). Всем он желал блага, радуясь за одних и огорчаясь невзгодам других.

Губалов Мурад, гр КСК-13-9: В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы.

Дружба – одна из величайших ценностей в жизни человека. Настоящие друзья всегда придут на помощь в трудной жизненной ситуации и помогут встать на верный путь. А.С. Пушкин, его судьба и его стихи показывают нам истинную ценность дружбы и ее огромное значение для каждого человека.


  1. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» наизусть

Читает Канин Алексей, гр КСК-13-9:

В подтверждении сказанного наши любимые строки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября»:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой...

С мольбой моей печальной и мятежной,

С доверчивой надеждой первых лет,

Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.


Читает Саша Калин, гр КСК-13-9:

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай просёлочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.


Читает Дружинин Владимир, гр КСК-13-9:

Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришёл, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

Читает Смирнов Никита, гр КСК-13-9:

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел:

Но я любил уже рукоплесканья,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Читает Дима Дорофеев, гр КСК-13-9:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?


Читает Гагарин Илья: гр КСК-13-9:

Пора, пора! душевных наших мук

Не стоит мир; оставим заблужденья!

Сокроем жизнь под сень уединенья!

Я жду тебя, мой запоздалый друг —

Приди; огнём волшебного рассказа

Сердечные преданья оживи;

Поговорим о бурных днях Кавказа,

О Шиллере, о славе, о любви.


Читает Васькин Владимир, гр КСК-13-9:

Пора и мне... пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я является к вам!

О, сколько слёз и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

3. Конкурс на лучший комментарий пословиц о дружбе.

Дима Дорофеев: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Друзья, предлагаю поучаствовать в Конкурсе на лучший комментарий пословиц о дружбе.

Нет друга – ищи, а найдешь – береги.

Друга иметь – себя не жалеть. О чём эти пословицы?

А теперь предлагаем вашему вниманию наше современное видение понятия «Дружба», у нас сложились свои правила дружбы, и хотелось бы с вами поделиться ими.

  1. Презентация «Современное понимание дружбы» (совместный презентация проекта: студенты Кондоуров Костя, Муслим КСК-13 и Дима Абызов, Зарубин Александр, НАП-13,)

  2. Просмотр аниме-пликации о дружбе.

6. Игра «Знаю ли я своего друга»

Канин Алексей, (грКСК-13)Предлагаю нашей аудитории поучаствовать в

Игре «Знаю ли я своего друга». Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями. Я приглашаю вас , чтобы все увидели, кто у вас в группе настоящие друзья.

Условия игры: В этой игре участвует три пары друзей из группы. Я буду задавать вопросы. Один из друзей каждой пары в это время за дверью, потом они возвращаются и им задаются эти же самые вопросы. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга. Потом выходят за дверь другие, а оставшимся друзьям задаются другие вопросы.

  1. Какой урок у него любимый?

  2. На чем он любит кататься?

  3. Какое время года у него любимое?

  4. Любимое лакомство?

  5. Как твой друг отдыхает?

  6. Как воспринимает друг твою критику?

  7. Какой вид спорта любит?

  8. Какие фильмы любит смотреть?

  9. Какое животное он хотел бы иметь дома?

  10. Каким образом он может тебя рассмешить?

Дима Дорофеев(КСК-13): Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).

(Игра повторяется)

(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)

  1. Канин Алексей (КСК-13) Наши друзья из группы НАП-13-9 представляют своё понимание дружбы в виде стихотворных строчек, послушает их

Читает Зарубин Саша (НАП-13)
Друзей не выбирают – их встречают,

Их берегут – им жизни отдают.
И с ними время интересней пролетает,
И с ними – радость, счастье и уют.

Когда грущу – они мне помогают,
Уеду далеко – приходят письма мне.
Они страдают за меня, переживают –
И нет друзей вернее на Земле!

Никогда не меняйте друзей.
Их нельзя разменять как монету.
Вы поймёте это поздней –
Ближе друга на свете нету.

Никогда не теряйте друзей,
Ту потерю ничем не измеришь.
Старый друг не вернётся к тебе,
Новым другом его не заменишь.


Читает Пшеничный (НАП-13)

И не стоит друзей обижать –
Станет раной на сердце обида,
Хоть друзья и умеют прощать,
Дверь в их душу будет закрыта.

Нужно дружбу беречь всегда.
Это чувство длиннее века.
Лучший друг не предаст никогда,
Просто преданней нет человека!

А разве друга надо звать,
Когда темно в пути,
Когда дороги не узнать
И нету сил идти?

Когда беда со всех сторон,
Когда при солнце – ночь,
Да разве не увидит он,
Не ринется помочь?
Ведь он не сможет есть и спать,
Когда такое вдруг!
Но… если друга надо звать –
То вряд ли это друг…

Другу ты отдать сумей
Все тепло души своей.
Все отдал – богаче стал.
Что сберег, то потерял.

Читает Колодан Георгий (НАП-13)
Лишь тот не на год – навсегда богат,
Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.
Лишь тот не на год – счастлив навсегда,
Кто дружбу пронесет честно сквозь года.

8. Рассказ преподавателя ОБЖ о взаимоподдержке и взаимопонимании.

Дима Дорофеев (КСК-13) А сейчас предлагаем послушать рассказ преподавателя ОБЖ Гарибян Армена Вачагановича, который был свидетелем теракта на Дубровке в Москве.

Преподаватель ОБЖ: Теракт на Дубровке в Москве длился с 23 по 26 октября 2002 года, в ходе которого группа вооружённых боевиков во главе с Мовсаром Бараевым захватила и удерживала заложников из числа зрителей мюзикла «Норд-Ост» в здании Дома культуры ОАО «Московский подшипник», расположенном по адресу: Москва, улица Мельникова, 7. Боевики были вооружены огнестрельным оружием, боеприпасами и взрывными устройствами. Общее число захваченных заложников составило 916 человек. Целью террористической акции было нарушение общественной безопасности, устрашение населения и оказание воздействия на органы власти Российской Федерации по принятию решения о выводе войск с территории Чеченской Республики. В результате операции по освобождению заложников были ликвидированы все террористы и освобождено большинство заложников. В общей сложности, по официальным данным, погибли 130 человек из числа заложников. В такой обстановке было тяжело каждому из нас. Однако именно в такой экстремальной ситуации люди не теряли своё человеческое лицо: чувство сопереживания, взаимовыручки, и вследствие того, взаимоподдержки сплотили нас, и мы вышли из этой ситуации. И я до сих пор поддерживаю отношения с теми, кто оказался в эти дни вместе со мной в Норд-осте.

9. Конкурс «Комплементарий»

Дима Дорофеев (КСК-13) благодарим Армена Вачагановича за трогательный и одновременно поучительный рассказ о дружбе, которая сложилась в такой сложной жизненной ситуации, а закончить нашу встречу предлагаю провести так называемым Комплементарий». Ведь, общеизвестно, что комплимент, так утверждают психологи, - это своеобразное словесное поглаживание. А поглаживания нужны человеку не меньше, чем кошке. Комплименты могут строиться по схемам: "Что мне в тебе нравиться, так это...", "Я только сегодня заметил, что ты...", "Если б не ты, я бы никогда..." и т.д. Просим каждого из вас сделать комплемент своему другу, подчеркнуть его достоинства.

10. Классный руководитель: Подводя итог нашей встрече, хочется вспомнить слова французского писателя Франсуа де Ларошфуко: «Самый прекрасный подарок после мудрости, кото­рым могла бы одарить нас природа, - это дружба.» Так будем ценить её, друзья!































Приложение 1.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «ПОГОВОРИМ О ДРУЖБЕ…»
  • Классному руководителю
Описание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дружба, друзья... Вряд ли найдется человек, который не задумывался бы о сущности дружбы.

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе идет активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Люди не умеют между собой общаться, дружить, понимать друг друга, они редко ходят в гости друг к другу, т.к. компьютер, телевизор забирает общение.

Актуальность проблемы очевидна: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

На  сегодняшний  день  возникает  необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения в образования. Для системы профессионального образования проблема воспитания толерантности  актуальна  сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие  между студентами, пришедшими  из  разных  микросоциумов,  с  разным  жизненным опытом  и  с несформированностью  коммуникативной  деятельности. Неоторые студенты не могут наладить дружеские отношения, каждый претендует на лидерство, не считается с мнением другого. Они часто ссорятся, не могут работать все вместе и в парах. Налаживание взаимоотношений между студентами сложный и кропотливый процесс.

Поэтому одна из целей моей воспитательной работы – это способствовать формированию сотрудничества, показать важность истинных друзей в жизни человека, учить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей.

Для достижения поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:

·        Работать над формированием позитивных межличностных отношений в группе.

·        Создать условия для воспитания толерантности

·        Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Основными принципами работы являются:

·        добровольность;

·        учет возрастных, психологических, творческих особенностей;

системность;

·        интеграция учебной и внеклассной деятельности.

Я повседневно работаю над решением поставленных задач. Но особо хочу остановиться на разработке классного часа «поговорим о дружбе», которое проводилось для студентов первого курса, так как именно у них идёт процесс адаптации  к новому уровню образования. При подготовке  к мероприятию были охвачены студенты первого курса техникума группа КСК-13-9 и группа НАП-13-9. В группах получают образование представители разных национальностей. Все вместе разучивали стихотворения о дружбе, придумывались конкурсы, направленные на сплочение коллектива.  Ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Студенты двух разных специальностей самостоятельно разработали  и создали совместный проект с шуточным названием «Что такое «дружба» и с чем его едят?», где были представлены общие для них правила дружбы, своё видение этой темы. Похвальным было и создание собственного аниме о дружбе. 

Кроме активной совместной деятельности студентов хочется подчеркнуть роль поучительной беседы преподавателя ОБЖ, человека, умудрённого жизненным опытом, который поделился своим видением дружбы и рассказал о своём понимании дружбы. 

Результативность:

·        Положительный эмоциональный заряд,

·        интерактивный стиль общения,

·         использование игровых моментов,

·        приобщение к совместной деятельности,

·        личное участие студентов,

·        выработка  положительных эмоций.

Придерживаюсь следующих принципов:

·        уважать и принимать мир и мнение другого;

·        относиться к студентам с абсолютным доверием;

·        акцентировать внимание на позитивном поведении студента;

·        избегать оценочных суждений в отношении к  студентам;

·        безусловное принятие человека.

Разработка данного классного часа не только решает задачу развития и совершенствования коммуникативных навыков и умений, она позволяет студентам осознать самих себя и свое место в коллективе, раскрывает их творческий потенциал. Студенты всегда проявляют огромный интерес к работе, ведь обсуждается жизненно важная и близкая тема, которая волнует каждого, заставляет думать, радоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Новрузова Тарана Мамедовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 1126
Номер материала 44911
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓