Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка. Презентация по русскому языку "Творческие уроки русского языка: классификация уроков, основные структурные типы уроков, их перспективы, урок-практикум".

Методическая разработка. Презентация по русскому языку "Творческие уроки русского языка: классификация уроков, основные структурные типы уроков, их перспективы, урок-практикум".

ТВОРЧЕСКИЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Классификации творческих уроков русского языка 1. Творческие уроки в соответс...
3. Уроки с учетом используемых в процессе обучения основных методов и приемов...
4. Уроки по способу восприятия учебной информации: - зрительные уроки (киноур...
Общая психологическая природа всех видов творческих уроков: - это ярко выраже...
Современный учитель – это экспериментатор, внедряющий в учебный процесс новые...
Урок-лекция Урок-лекция имеет проблемный характер, поскольку содержит достато...
Принимаются во внимания и возрастные возможности учащихся, уровень их общего ...
Урок-беседа Чаще всего уроки беседы имеют повторительно-обобщающий характер и...
Урок-практикум Урокам-практикумам свойственны проблемность и практическая нап...
Такой урок в основном ведут сами ученики, учитель только направляет их деятел...
Задания для групп составляются с учетом индивидуальных возможностей учеников....
Основные структурные типы урока-практикума. 1. Традиционный урок-практикум. У...
3. Этот тип урока-практикума предполагает максимальную самостоятельность ребя...
Урок-игра Уроки-игры можно условно представить двумя большими группами: учебн...
Следует заметить, что обучающий и развивающий эффект таких уроков-инсценирово...
Класс соревновательных игр. Дидактический материал может быть очень обширным....
Перспективы творческих уроков Роль интеллектуального развития современного шк...
Разновидности творческих уроков все более прочно занимают место рядом с усове...
Урок-практикум на сдвоенном уроке русского языка Тема. Путешествие в страну Г...
Ход урока 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Выбор маршрутов, по которым буде...
Путешествия по маршрутам Остановки на «лингвистических островах» 1-й маршрут ...
Стилистический эксперимент. Вставьте в текст глаголы движения и сравните с ав...
2-й маршрут Лингвистическая викторина. Составьте словосочетания с глаголами: ...
3-й маршрут Умеете ли вы слушать природу? Напишите об этом. Используйте глаго...
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 ТВОРЧЕСКИЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Описание слайда:

ТВОРЧЕСКИЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

№ слайда 2 Классификации творческих уроков русского языка 1. Творческие уроки в соответстви
Описание слайда:

Классификации творческих уроков русского языка 1. Творческие уроки в соответствии с целями и задачами обучения: - уроки ознакомления с новым учебным материалом; - уроки изучения нового материала; - уроки закрепления и повторительно-обобщающие; - уроки проверки и самопроверки знаний, умений и навыков по русскому языку. 2. Уроки в соответствии с этапами усвоения материала: - урок усвоения новых знаний; - урок формулирования умений и навыков по русскому языку; - урок применения знаний, умений и навыков; - урок обобщения и систематизации знаний; - урок проверки знаний, умений и навыков по русскому языку.

№ слайда 3 3. Уроки с учетом используемых в процессе обучения основных методов и приемов, у
Описание слайда:

3. Уроки с учетом используемых в процессе обучения основных методов и приемов, уровня подготовки учащихся по русскому языку, их возрастных особенностей и некоторых других критериев: - уроки-лекции; - уроки-беседы; - уроки-практикумы; - уроки-семинары; - уроки-исследования; - уроки-дискуссии; - уроки-диалоги; - уроки-заседания; - уроки-конференции; -уроки-конгрессы; - уроки-зачеты; - уроки-игры; - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях и объединяющие соотносимые учебные темы. Возможно объединение учебного материала по русскому языку, литературе, истории иностранному языку, музыке, изобразительному искусству и др.

№ слайда 4 4. Уроки по способу восприятия учебной информации: - зрительные уроки (киноуроки
Описание слайда:

4. Уроки по способу восприятия учебной информации: - зрительные уроки (киноуроки); - слуховые уроки (лекции, беседы, дискуссии, заседания и др.) -зрительно-слуховые уроки (практикумы, семинары, исследования, интегрированные и игровые).

№ слайда 5 Общая психологическая природа всех видов творческих уроков: - это ярко выраженна
Описание слайда:

Общая психологическая природа всех видов творческих уроков: - это ярко выраженная мотивация достижения, подчиненная определенной задаче: победить в конкурсе, осуществить поиск, выступить в определенной роли; - урок отличается ярко выраженным добровольным вовлечением в общий творческий процесс; - все должны участвовать в уроке одновременно и при максимальной активности; - такой урок обеспечивает более высокие, по сравнению с другими формами урока, результаты в обучении и воспитании, в развитии личности в целом.

№ слайда 6 Современный учитель – это экспериментатор, внедряющий в учебный процесс новые фо
Описание слайда:

Современный учитель – это экспериментатор, внедряющий в учебный процесс новые формы работы, воспринимающий личность с ее индивидуальными особенностями и развивающий ее способности.

№ слайда 7 Урок-лекция Урок-лекция имеет проблемный характер, поскольку содержит достаточно
Описание слайда:

Урок-лекция Урок-лекция имеет проблемный характер, поскольку содержит достаточно сложную учебную проблему и намечает оптимальные способы активизации мыслительной деятельности учащихся. Такой урок дает возможность учителю раскрывать учащимся систему научных знаний в ее целостности, в органической связи частей на основе целесообразности сочетания дедуктивного и индуктивного способов изложения материала. Лекционный способ изложения знаний на уроках преобладает, но включает элементы беседы, в ходе которой учащиеся решают вопросы проблемного характера, выполняют определенные задания учителя, связанные с воспроизведением ранее изученного материала или необходимостью его обобщения и систематизации. С учетом затрат учебного времени школьная лекция может быть продолжительностью 20-30 минут. Оставшееся время урока обычно используется на самостоятельную работу учащихся по изучаемой теме. Для изложения знаний лекционным способом целесообразно отбирать достаточно сложный материал.

№ слайда 8 Принимаются во внимания и возрастные возможности учащихся, уровень их общего раз
Описание слайда:

Принимаются во внимания и возрастные возможности учащихся, уровень их общего развития и сформированности соответствующих учебных умений, а именно: Умения на протяжении длительного времени слушать объяснения учителя, выделять в нем главное, самостоятельно вести краткую запись основного материала, изложенного в лекции. Использовать лекционный метод применительно к преподаванию русского языка целесообразно с 8-го класса, когда учащиеся уже в достаточной степени начинают овладевать перечисленными умениями. Уроки-лекции весьма уместны при изучении более обобщенных тем по простым, сложным предложениям и др.

№ слайда 9 Урок-беседа Чаще всего уроки беседы имеют повторительно-обобщающий характер и пр
Описание слайда:

Урок-беседа Чаще всего уроки беседы имеют повторительно-обобщающий характер и предназначены для закрепления изученного материала и его систематизации. С этой целью необходимо провести систематизацию знаний учащихся и закрепить их в процессе выполнения упражнений. Материал для повторений должен быть достаточно объемен. Рекомендуется сочетать ответ на определенный вопрос с последующим выполнением упражнения. Чем больше учащихся принимает участие в беседе и обсуждении, тем выше степень усвоения учебного материала. Уроки-беседы могут быть и ознакомительными. Специфика такого урока заключается в самостоятельной подготовке учащихся по определенной теме. Уроки-беседы наиболее рациональны при изучении таких тем, как сведения которых учащимся уже известны.

№ слайда 10 Урок-практикум Урокам-практикумам свойственны проблемность и практическая направ
Описание слайда:

Урок-практикум Урокам-практикумам свойственны проблемность и практическая направленность. Они способствуют развитию творческих возможностей учителей и учащихся, повышают ответственность за подготовку и качество выполнения задания, позволяют учителю изучить личность каждого ученика, создают атмосферу заинтересованности, доверия и уважения друг к другу и реализуется при изучении различных разделов школьного курса русского языка, особенно при повторении и обобщении ранее изученного. Учащиеся заранее повторяют основные теоретические сведения к уроку, готовят наглядный материал: схемы, таблицы, справочники, словари и др. Совершенно очевидно, что «больной» вопрос устной и письменной речи учащихся – это скованность, громоздкость, нарушение логической последовательности в изложении мыслей, отсутствие должной аргументации, неоправданное смешение стилей, эстетическое несовершенство. Продуманное содержание урока-практикума, отдельные приемы работы на таком уроке способствуют не только осуществлению творческих замыслов учителя, но и ликвидации указанных речевых недостатков учащихся.

№ слайда 11 Такой урок в основном ведут сами ученики, учитель только направляет их деятельно
Описание слайда:

Такой урок в основном ведут сами ученики, учитель только направляет их деятельность, а поэтому повышается самоконтроль учащихся. Домашнее задание целесообразно дать в начале урока, что нацелит учащихся вести нужные записи в рабочих тетрадях. Чаще всего и домашнее задание необычное, творческое. Можно предложить учащимся написать сочинение-отзыв об уроке на основе примерного плана сочинения. Работа на уроке-практикуме проводится в группах, что позволяет экономить время и дает возможность каждому ученику в максимальной степени реализовать свои творческие способности. Выполняя задания в группах, ученики могут проверить знания друг у друга. В процессе самостоятельной работы учитель по мере необходимости подходит к той или иной группе и консультирует учеников.

№ слайда 12 Задания для групп составляются с учетом индивидуальных возможностей учеников. На
Описание слайда:

Задания для групп составляются с учетом индивидуальных возможностей учеников. На уроках-практикумах реально осуществление межпредметных связей с уроками литературы, истории, музыки и др. Ощутимы и внутрипредметные связи. Например, работа по развитию речи может сочетаться с выполнением разных видов разбора. Важно, что этот урок требует совместного творческого труда учителя и учеников. Такому уроку предшествует основательная подготовительная работа. Выбирая данный тип урока, следует учитывать общий уровень подготовленности класса, а также ориентироваться на те приемы учебных действий, которыми владеют отдельные ученики, с целью максимального обеспечения индивидуального подхода в обучении.

№ слайда 13 Основные структурные типы урока-практикума. 1. Традиционный урок-практикум. Учит
Описание слайда:

Основные структурные типы урока-практикума. 1. Традиционный урок-практикум. Учитель готовит задания по вариантам, в процессе выполнения которых учащиеся используют учебники, справочники, словари. В конце занятия ученики дают развернутые ответы на основе сделанного. Сообщение правил правописания иллюстрируется примерами из выполненного задания, что обеспечивает контрольную проверку. Самостоятельность детей в этом случае предполагается в связи с выполнением задания, подготовкой развернутого рассказа, подбором примеров, иллюстрирующих рассказ. Даже традиционный урок-практикум обеспечивает высокую активность школьников. 2. Группа наиболее подготовленных учеников дома готовит для урока-практикума взаимодиктанты: учащиеся подбирают тексты и выписывают предложения из художественных произведений, пропуская орфограммы и пунктограммы. В классе заготовки передаются соседям по парте, которые и выполняют задания своих одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученными правилами, консультируют одноклассников или же проверяют выполнение их работы и оценивают ее.

№ слайда 14 3. Этот тип урока-практикума предполагает максимальную самостоятельность ребят.
Описание слайда:

3. Этот тип урока-практикума предполагает максимальную самостоятельность ребят. По заданию учителя дети выписывают из художественных произведений 15-20 предложений, которые зашифровывают для взаимодиктанта. На уроке обмениваются заданиями, выполняют их, вновь обмениваются, чтобы произвести взаимопроверку работ. Затем сдают тетради на проверку учителю, который ставит оценку и за подготовку взаимодиктанта, и за правильность проверки. Такой способ проведения урока-практикума предполагает интенсивную тренировку учащихся, приобретения навыка подготовки тех заданий, проверки, которые свойственны учителю. Зашифровывая тексты для взаимодиктанта, школьники актуализируют орфографические и пунктуационные умения, развивают необходимую орфографическую и пунктуационную зоркость, активизируют творческие способности .

№ слайда 15 Урок-игра Уроки-игры можно условно представить двумя большими группами: учебно-р
Описание слайда:

Урок-игра Уроки-игры можно условно представить двумя большими группами: учебно-ролевые и соревновательные. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения; учащиеся и учитель представляют себя в определенных ролях и оказываются в заданной ситуации совместно решающими соответствующую задачу. Учебно-ролевые игры бывают нескольких видов: с пониманием и принятием учащимися ролевых функций (масок); с использованием сказочного сюжета, фантазирования, деловых игр. Идея ролевых функций может быть заимствована из театрального спектакля, кинофильма, известного рассказа, сказки и др. Роли схематизированы и во многом символичны. Удачным примером такой игры может служить урок «Следствие ведут знатоки», в котором главное – соответствие ролевых функций характеру учебной деятельности (проблемный поиск, осуществляющийся на уроке). В обыгрывании роли «подследственного», в последовательности развития урока много педагогической изобретательности.

№ слайда 16 Следует заметить, что обучающий и развивающий эффект таких уроков-инсценировок н
Описание слайда:

Следует заметить, что обучающий и развивающий эффект таких уроков-инсценировок невысок. Но полагаем, что если бы данный вид учебно-ролевых игр стал объектом дальнейшей углубленной проработки, то мог бы иметь большое будущее. Такие уроки творческие в большей степени по форме, чем по содержанию. А поэтому на содержательную форму следует обратить внимание.

№ слайда 17 Класс соревновательных игр. Дидактический материал может быть очень обширным. Во
Описание слайда:

Класс соревновательных игр. Дидактический материал может быть очень обширным. Возможны вопросы, рассчитанные на разные силы учеников. Правильные ответы оцениваются одинаково высоко. Казалось бы, что оценки должны дифференцироваться в зависимости от сложности вопроса, однако рекомендуемый подход учителя к высокой оценке правильных ответов считается разумным и предотвращает возможные переживания слабыми учениками своей вынужденной пассивности, разочарования. Учителям, разрабатывающим игровые методы обучения русскому языку, следует больше уделять внимания обсуждению результатов работы на уроке, шире привлекать учащихся к подготовке и проведению занятий, так как именно творческой инициативы и самодеятельности учащихся пока еще не достаточно в области педагогического творчества. Можно порекомендовать провести среди школьников конкурс на лучшую учебную игру.

№ слайда 18 Перспективы творческих уроков Роль интеллектуального развития современного школь
Описание слайда:

Перспективы творческих уроков Роль интеллектуального развития современного школьника, содержание учебных программ и современный интерес к изучаемым учебным дисциплинам, в том числе и к русскому языку очень высока. Для более эффективных результатов обучения необходимы нестандартные, творческие формы уроков, внимание к которым современных ученых, методистов и учителей-практиков все более возрастает. Хотя творческие уроки не исключают традиционных основ, но осуществляются более живо, интересно, и обнаруживает более эффективные результаты. Очевидно, что изменение стереотипов уроков процесс длительный, иногда болезненный, требующий много усилий, направленных на преобразование системы воспитание и образования. Разнообразие содержания и форм учебного материала, чувство гордости у учеников от успеха, возникающего на основе тех возможностей, которые дает нестандартная форма проведения урока, и чувство удовлетворения от проделанной работы у учителя – обусловливают преимущества творческих уроков, которые служат достижению прочных знаний, умений и навыков на основе собственного творческого труда.

№ слайда 19 Разновидности творческих уроков все более прочно занимают место рядом с усоверше
Описание слайда:

Разновидности творческих уроков все более прочно занимают место рядом с усовершенствованными традиционными уроками. Социальные жизненные условия способствуют все большему разнообразию сфер использования русского языка, а следовательно, и появлению все новых и новых видов творческих уроков, обусловленных, в первую очередь, потенциальными творческими способностями учителей. Современный учитель должен предъявлять повышенные требования к собственному педагогическому мастерству, разнообразить педагогический процесс, внедрять в практику новые формы и методы обучения. Каждый творческий урок неповторим. И от способностей каждого учителя, его методического уровня, зависит будущее системы творческих уроков в целом.

№ слайда 20 Урок-практикум на сдвоенном уроке русского языка Тема. Путешествие в страну Глаг
Описание слайда:

Урок-практикум на сдвоенном уроке русского языка Тема. Путешествие в страну Глаголию. Цель. Показать учащимся роль глагола в построении связных высказываний, обогатить речь учащихся глаголами различных лексико-семантических групп (в частности, глаголами движения, речи, чувств, звучания, которые являются наиболее употребительными); учить использовать полученные знания на практике на основе творческого изображения учащихся.

№ слайда 21 Ход урока 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Выбор маршрутов, по которым будет п
Описание слайда:

Ход урока 1. Сообщение темы и цели урока. 2. Выбор маршрутов, по которым будет проходить практикум: 1-й маршрут – «Не спеши языком, торопись делом» (глаголы движения). 2-й маршрут – «Любишь кататься, люби и саночки возить» (глаголы чувств). 3-й маршрут – «Как аукнется, так и откликнется» (глаголы звучания). 4-й маршрут – «Слово не воробей – вылетит не поймаешь» (глаголы речи).

№ слайда 22 Путешествия по маршрутам Остановки на «лингвистических островах» 1-й маршрут Что
Описание слайда:

Путешествия по маршрутам Остановки на «лингвистических островах» 1-й маршрут Что общего в значении данных глаголов и в чем различие? Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, нестись. Прочитайте следующие отрывки, найдите в них глаголы движения и выпишите их. Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго (В. Брюсов). К концу лета мне все реже и реже приходилось играть с Капочкой. Дед совсем прекратил принимать ее. Она все-таки приезжала… и начинала молча ходить по комнатам или главной аллее. Я бродил за ней как тень, притаивался в уголке или на скамейке, но она меня не замечала (В. Брюсов).

№ слайда 23 Стилистический эксперимент. Вставьте в текст глаголы движения и сравните с автор
Описание слайда:

Стилистический эксперимент. Вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом (в скобках использованы авторские глаголы). (Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) буйный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур (И.А. Гончаров).

№ слайда 24 2-й маршрут Лингвистическая викторина. Составьте словосочетания с глаголами: вос
Описание слайда:

2-й маршрут Лингвистическая викторина. Составьте словосочетания с глаголами: восхищаться, удивляться, ужасаться, дивиться, поражаться, огорчаться, изумляться, радоваться. Используйте в словосочетаниях имена существительные: мужество, стойкость, смелость, поступок, доброта, сила, выдержка, красота. Какие значения имеют приведенные глаголы? «Эстафета восторга». Используя данные глаголы чувств, составьте предложения: любить, нравиться, восхищаться, изумляться, обожать, боготворить (для выполнения задания учащиеся делятся на две команды).

№ слайда 25 3-й маршрут Умеете ли вы слушать природу? Напишите об этом. Используйте глаголы,
Описание слайда:

3-й маршрут Умеете ли вы слушать природу? Напишите об этом. Используйте глаголы, обозначающие звучание. Темы для сочинения-миниатюры: «Звуки осеннего парка», «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся», «На берегу лесной речки» и др. 3. Обобщение и подведение итогов урока. 4. Домашнее задание: самостоятельно пройти по 4-му маршруту. Составить и записать 5 предложений, используя глаголы речи.

Методическая разработка. Презентация по русскому языку "Творческие уроки русского языка: классификация уроков, основные структурные типы уроков, их перспективы, урок-практикум".
  • Русский язык и литература
Описание:

Творческие уроки русского языка – одна из эффективных форм современного обучения. Знания учащиеся получают в основном из учебников для общеобразовательных школ. Их глубина и прочность достигаются при системном обучении, в котором основные функции выполняет учитель. Творческие по форме и творческие по содержанию уроки оптимально развивают разносторонние способности учащихся, но не исключают материалов школьных учебников и не ограничиваются ими. Интеллектуальные, профессиональные, творческие способности развиваются и совершенствуются на основе индивидуальной, групповой и коллективной работы в процессе составления и решения лингвистических задач, работы с разными типами текстов, создания собственных высказываний и др.

 

Автор Боровко Светлана Михайловна
Дата добавления 02.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 693
Номер материала 6181
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓