Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
ТВОРЧЕСКИЕ УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
2 слайд
Классификации творческих уроков русского языка
1. Творческие уроки в соответствии с целями и задачами обучения:
- уроки ознакомления с новым учебным материалом;
- уроки изучения нового материала;
- уроки закрепления и повторительно-обобщающие;
- уроки проверки и самопроверки знаний, умений и навыков по русскому языку.
2. Уроки в соответствии с этапами усвоения материала:
- урок усвоения новых знаний;
- урок формулирования умений и навыков по русскому языку;
- урок применения знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок проверки знаний, умений и навыков по русскому языку.
3 слайд
3. Уроки с учетом используемых в процессе обучения основных методов и приемов, уровня подготовки учащихся по русскому языку, их возрастных особенностей и некоторых других критериев:
- уроки-лекции;
- уроки-беседы;
- уроки-практикумы;
- уроки-семинары;
- уроки-исследования;
- уроки-дискуссии;
- уроки-диалоги;
- уроки-заседания;
- уроки-конференции;
-уроки-конгрессы;
- уроки-зачеты;
- уроки-игры;
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях и объединяющие соотносимые учебные темы. Возможно объединение учебного материала по русскому языку, литературе, истории иностранному языку, музыке, изобразительному искусству и др.
4 слайд
4. Уроки по способу восприятия учебной информации:
- зрительные уроки (киноуроки);
- слуховые уроки (лекции, беседы, дискуссии, заседания и др.)
-зрительно-слуховые уроки (практикумы, семинары, исследования, интегрированные и игровые).
5 слайд
Общая психологическая природа всех видов творческих уроков:
- это ярко выраженная мотивация достижения, подчиненная определенной задаче: победить в конкурсе, осуществить поиск, выступить в определенной роли;
- урок отличается ярко выраженным добровольным вовлечением в общий творческий процесс;
- все должны участвовать в уроке одновременно и при максимальной активности;
- такой урок обеспечивает более высокие, по сравнению с другими формами урока, результаты в обучении и воспитании, в развитии личности в целом.
6 слайд
Современный учитель – это экспериментатор, внедряющий в учебный процесс новые формы работы, воспринимающий личность с ее индивидуальными особенностями и развивающий ее способности.
7 слайд
Урок-лекция
Урок-лекция имеет проблемный характер, поскольку содержит достаточно сложную учебную проблему и намечает оптимальные способы активизации мыслительной деятельности учащихся. Такой урок дает возможность учителю раскрывать учащимся систему научных знаний в ее целостности, в органической связи частей на основе целесообразности сочетания дедуктивного и индуктивного способов изложения материала.
Лекционный способ изложения знаний на уроках преобладает, но включает элементы беседы, в ходе которой учащиеся решают вопросы проблемного характера, выполняют определенные задания учителя, связанные с воспроизведением ранее изученного материала или необходимостью его обобщения и систематизации. С учетом затрат учебного времени школьная лекция может быть продолжительностью 20-30 минут. Оставшееся время урока обычно используется на самостоятельную работу учащихся по изучаемой теме. Для изложения знаний лекционным способом целесообразно отбирать достаточно сложный материал.
8 слайд
Принимаются во внимания и возрастные возможности учащихся, уровень их общего развития и сформированности соответствующих учебных умений, а именно: Умения на протяжении длительного времени слушать объяснения учителя, выделять в нем главное, самостоятельно вести краткую запись основного материала, изложенного в лекции.
Использовать лекционный метод применительно к преподаванию русского языка целесообразно с 8-го класса, когда учащиеся уже в достаточной степени начинают овладевать перечисленными умениями. Уроки-лекции весьма уместны при изучении более обобщенных тем по простым, сложным предложениям и др.
9 слайд
Урок-беседа
Чаще всего уроки беседы имеют повторительно-обобщающий характер и предназначены для закрепления изученного материала и его систематизации. С этой целью необходимо провести систематизацию знаний учащихся и закрепить их в процессе выполнения упражнений.
Материал для повторений должен быть достаточно объемен. Рекомендуется сочетать ответ на определенный вопрос с последующим выполнением упражнения. Чем больше учащихся принимает участие в беседе и обсуждении, тем выше степень усвоения учебного материала.
Уроки-беседы могут быть и ознакомительными. Специфика такого урока заключается в самостоятельной подготовке учащихся по определенной теме. Уроки-беседы наиболее рациональны при изучении таких тем, как сведения которых учащимся уже известны.
10 слайд
Урок-практикум
Урокам-практикумам свойственны проблемность и практическая направленность. Они способствуют развитию творческих возможностей учителей и учащихся, повышают ответственность за подготовку и качество выполнения задания, позволяют учителю изучить личность каждого ученика, создают атмосферу заинтересованности, доверия и уважения друг к другу и реализуется при изучении различных разделов школьного курса русского языка, особенно при повторении и обобщении ранее изученного. Учащиеся заранее повторяют основные теоретические сведения к уроку, готовят наглядный материал: схемы, таблицы, справочники, словари и др.
Совершенно очевидно, что «больной» вопрос устной и письменной речи учащихся – это скованность, громоздкость, нарушение логической последовательности в изложении мыслей, отсутствие должной аргументации, неоправданное смешение стилей, эстетическое несовершенство. Продуманное содержание урока-практикума, отдельные приемы работы на таком уроке способствуют не только осуществлению творческих замыслов учителя, но и ликвидации указанных речевых недостатков учащихся.
11 слайд
Такой урок в основном ведут сами ученики, учитель только направляет их деятельность, а поэтому повышается самоконтроль учащихся. Домашнее задание целесообразно дать в начале урока, что нацелит учащихся вести нужные записи в рабочих тетрадях. Чаще всего и домашнее задание необычное, творческое. Можно предложить учащимся написать сочинение-отзыв об уроке на основе примерного плана сочинения. Работа на уроке-практикуме проводится в группах, что позволяет экономить время и дает возможность каждому ученику в максимальной степени реализовать свои творческие способности. Выполняя задания в группах, ученики могут проверить знания друг у друга. В процессе самостоятельной работы учитель по мере необходимости подходит к той или иной группе и консультирует учеников.
12 слайд
Задания для групп составляются с учетом индивидуальных возможностей учеников. На уроках-практикумах реально осуществление межпредметных связей с уроками литературы, истории, музыки и др. Ощутимы и внутрипредметные связи. Например, работа по развитию речи может сочетаться с выполнением разных видов разбора. Важно, что этот урок требует совместного творческого труда учителя и учеников. Такому уроку предшествует основательная подготовительная работа.
Выбирая данный тип урока, следует учитывать общий уровень подготовленности класса, а также ориентироваться на те приемы учебных действий, которыми владеют отдельные ученики, с целью максимального обеспечения индивидуального подхода в обучении.
13 слайд
Основные структурные типы урока-практикума.
1. Традиционный урок-практикум. Учитель готовит задания по вариантам, в процессе выполнения которых учащиеся используют учебники, справочники, словари. В конце занятия ученики дают развернутые ответы на основе сделанного. Сообщение правил правописания иллюстрируется примерами из выполненного задания, что обеспечивает контрольную проверку.
Самостоятельность детей в этом случае предполагается в связи с выполнением задания, подготовкой развернутого рассказа, подбором примеров, иллюстрирующих рассказ. Даже традиционный урок-практикум обеспечивает высокую активность школьников.
2. Группа наиболее подготовленных учеников дома готовит для урока-практикума взаимодиктанты: учащиеся подбирают тексты и выписывают предложения из художественных произведений, пропуская орфограммы и пунктограммы. В классе заготовки передаются соседям по парте, которые и выполняют задания своих одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученными правилами, консультируют одноклассников или же проверяют выполнение их работы и оценивают ее.
14 слайд
3. Этот тип урока-практикума предполагает максимальную самостоятельность ребят. По заданию учителя дети выписывают из художественных произведений 15-20 предложений, которые зашифровывают для взаимодиктанта. На уроке обмениваются заданиями, выполняют их, вновь обмениваются, чтобы произвести взаимопроверку работ. Затем сдают тетради на проверку учителю, который ставит оценку и за подготовку взаимодиктанта, и за правильность проверки.
Такой способ проведения урока-практикума предполагает интенсивную тренировку учащихся, приобретения навыка подготовки тех заданий, проверки, которые свойственны учителю. Зашифровывая тексты для взаимодиктанта, школьники актуализируют орфографические и пунктуационные умения, развивают необходимую орфографическую и пунктуационную зоркость, активизируют творческие способности .
15 слайд
Урок-игра
Уроки-игры можно условно представить двумя большими группами: учебно-ролевые и соревновательные.
Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения; учащиеся и учитель представляют себя в определенных ролях и оказываются в заданной ситуации совместно решающими соответствующую задачу.
Учебно-ролевые игры бывают нескольких видов: с пониманием и принятием учащимися ролевых функций (масок); с использованием сказочного сюжета, фантазирования, деловых игр. Идея ролевых функций может быть заимствована из театрального спектакля, кинофильма, известного рассказа, сказки и др. Роли схематизированы и во многом символичны. Удачным примером такой игры может служить урок «Следствие ведут знатоки», в котором главное – соответствие ролевых функций характеру учебной деятельности (проблемный поиск, осуществляющийся на уроке). В обыгрывании роли «подследственного», в последовательности развития урока много педагогической изобретательности.
16 слайд
Следует заметить, что обучающий и развивающий эффект таких уроков-инсценировок невысок. Но полагаем, что если бы данный вид учебно-ролевых игр стал объектом дальнейшей углубленной проработки, то мог бы иметь большое будущее. Такие уроки творческие в большей степени по форме, чем по содержанию. А поэтому на содержательную форму следует обратить внимание.
17 слайд
Класс соревновательных игр. Дидактический материал может быть очень обширным. Возможны вопросы, рассчитанные на разные силы учеников. Правильные ответы оцениваются одинаково высоко. Казалось бы, что оценки должны дифференцироваться в зависимости от сложности вопроса, однако рекомендуемый подход учителя к высокой оценке правильных ответов считается разумным и предотвращает возможные переживания слабыми учениками своей вынужденной пассивности, разочарования.
Учителям, разрабатывающим игровые методы обучения русскому языку, следует больше уделять внимания обсуждению результатов работы на уроке, шире привлекать учащихся к подготовке и проведению занятий, так как именно творческой инициативы и самодеятельности учащихся пока еще не достаточно в области педагогического творчества. Можно порекомендовать провести среди школьников конкурс на лучшую учебную игру.
18 слайд
Перспективы творческих уроков
Роль интеллектуального развития современного школьника, содержание учебных программ и современный интерес к изучаемым учебным дисциплинам, в том числе и к русскому языку очень высока. Для более эффективных результатов обучения необходимы нестандартные, творческие формы уроков, внимание к которым современных ученых, методистов и учителей-практиков все более возрастает.
Хотя творческие уроки не исключают традиционных основ, но осуществляются более живо, интересно, и обнаруживает более эффективные результаты. Очевидно, что изменение стереотипов уроков процесс длительный, иногда болезненный, требующий много усилий, направленных на преобразование системы воспитание и образования. Разнообразие содержания и форм учебного материала, чувство гордости у учеников от успеха, возникающего на основе тех возможностей, которые дает нестандартная форма проведения урока, и чувство удовлетворения от проделанной работы у учителя – обусловливают преимущества творческих уроков, которые служат достижению прочных знаний, умений и навыков на основе собственного творческого труда.
19 слайд
Разновидности творческих уроков все более прочно занимают место рядом с усовершенствованными традиционными уроками. Социальные жизненные условия способствуют все большему разнообразию сфер использования русского языка, а следовательно, и появлению все новых и новых видов творческих уроков, обусловленных, в первую очередь, потенциальными творческими способностями учителей.
Современный учитель должен предъявлять повышенные требования к собственному педагогическому мастерству, разнообразить педагогический процесс, внедрять в практику новые формы и методы обучения. Каждый творческий урок неповторим. И от способностей каждого учителя, его методического уровня, зависит будущее системы творческих уроков в целом.
20 слайд
Урок-практикум на сдвоенном уроке русского языка
Тема. Путешествие в страну Глаголию.
Цель. Показать учащимся роль глагола в построении связных высказываний, обогатить речь учащихся глаголами различных лексико-семантических групп (в частности, глаголами движения, речи, чувств, звучания, которые являются наиболее употребительными); учить использовать полученные знания на практике на основе творческого изображения учащихся.
21 слайд
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
2. Выбор маршрутов, по которым будет проходить практикум:
1-й маршрут – «Не спеши языком, торопись делом» (глаголы движения).
2-й маршрут – «Любишь кататься, люби и саночки возить» (глаголы чувств).
3-й маршрут – «Как аукнется, так и откликнется» (глаголы звучания).
4-й маршрут – «Слово не воробей – вылетит не поймаешь» (глаголы речи).
22 слайд
Путешествия по маршрутам
Остановки на «лингвистических островах»
1-й маршрут
Что общего в значении данных глаголов и в чем различие?
Идти, ехать, мчаться, шагать, тащиться, брести, семенить, скакать, ползти, шествовать, гнаться, лететь, нестись.
Прочитайте следующие отрывки, найдите в них глаголы движения и выпишите их.
Мне была предоставлена полная свобода. Я с утра гонял по парку, убегал в деревню играть в солдаты с деревенскими ребятишками, уходил без спросу в ближние лески по грибы и по ягоды, купался в илистых и тенистых прудках вместе с нашей собакой Динго (В. Брюсов).
К концу лета мне все реже и реже приходилось играть с Капочкой. Дед совсем прекратил принимать ее. Она все-таки приезжала… и начинала молча ходить по комнатам или главной аллее. Я бродил за ней как тень, притаивался в уголке или на скамейке, но она меня не замечала (В. Брюсов).
23 слайд
Стилистический эксперимент. Вставьте в текст глаголы движения и сравните с авторским текстом (в скобках использованы авторские глаголы).
(Пронесся) свежий ветерок, (подул) прохладой в лицо путнику, (прошумел) по листьям, (открыл) дверь в избе и (затих) в кустах. Следом за ним (мчится) буйный вихрь, медленно двигая по дороге столб пыли; вот он (ворвался) в деревню, (сбросил) несколько гнилых досок с забора, (стащил) соломенную кровлю и (погнал) вдоль улицы петухов и кур (И.А. Гончаров).
24 слайд
2-й маршрут
Лингвистическая викторина. Составьте словосочетания с глаголами:
восхищаться, удивляться, ужасаться, дивиться, поражаться, огорчаться, изумляться, радоваться.
Используйте в словосочетаниях имена существительные: мужество, стойкость, смелость, поступок, доброта, сила, выдержка, красота.
Какие значения имеют приведенные глаголы?
«Эстафета восторга». Используя данные глаголы чувств, составьте предложения:
любить, нравиться, восхищаться, изумляться, обожать, боготворить (для выполнения задания учащиеся делятся на две команды).
25 слайд
3-й маршрут
Умеете ли вы слушать природу? Напишите об этом. Используйте глаголы, обозначающие звучание.
Темы для сочинения-миниатюры: «Звуки осеннего парка», «Звуки весеннего леса», «Лес проснулся», «На берегу лесной речки» и др.
3. Обобщение и подведение итогов урока.
4. Домашнее задание: самостоятельно пройти по 4-му маршруту. Составить и записать 5 предложений, используя глаголы речи.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Творческие уроки русского языка – одна из эффективных форм современного обучения. Знания учащиеся получают в основном из учебников для общеобразовательных школ. Их глубина и прочность достигаются при системном обучении, в котором основные функции выполняет учитель. Творческие по форме и творческие по содержанию уроки оптимально развивают разносторонние способности учащихся, но не исключают материалов школьных учебников и не ограничиваются ими. Интеллектуальные, профессиональные, творческие способности развиваются и совершенствуются на основе индивидуальной, групповой и коллективной работы в процессе составления и решения лингвистических задач, работы с разными типами текстов, создания собственных высказываний и др.
6 625 839 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Боровко Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.