Главная / Классному руководителю / Методическая работа на тему: «Русский народный танец как отражение характерных особенностей народа»

Методическая работа на тему: «Русский народный танец как отражение характерных особенностей народа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ с. БОРОВОЕ»









Методическая работа на тему:

«Русский народный танец как отражение

характерных особенностей народа»





















Выполнила:

Файт Наталья Петровна,

методист,

преподаватель ритмики и танца

I квалификационной категории



2014 год

Содержание

1. Введение………………………………………………………… 3

2. Основные жанры русского народного танца…………………..4

3. Музыка и костюм как составные части целого………………. .7

4. Исследовательская часть……………………………………….. 8

5. Заключение……………………………………………………….11

6. Список литературы………………………………………………12

7. Приложение «Моё творчество»……………………………...….13





































1. ВВЕДЕНИЕ

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

С детства, занимаясь народным танцем, часто задавала себе вопрос: "А что же входит в понятие "танец"? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?" На этот вопрос я постараюсь найти ответ в нескольких источниках.

Эту тему исследовательской работы я взяла потому, что много лет работаю в этой области и занимаюсь народным танцем в хореографическом коллективе «Весна» (СКО «Боровское») (Приложение «Моё творчество»). В народном танце отражается характер русского народа, особенности быта, особенности настроения.

  • Гипотеза: танец является отражением особенностей русского народа и это показывает социальный опрос и исследования источников информации по теме.

  • Объект исследования: русский народный танец.

  • Предмет исследования: отражение в танце характерных особенностей русского народа.

  • Цель исследования: выяснение, является ли русский народный танец отражением особенностей народа; нужен ли русский народный танец людям.

  • Задачи исследования:

- изучить теоретический материал по теме:

- определить основные жанры русского народного танца;

- определить составляющие компоненты русского народного танца;

- провести опрос по теме.

  • Методы исследования:

- анализ литературы;

- опрос в форме анкетирования;

- анализ опроса.

Что обозначает термин «народный танец»?

Народный танец – искусство, основанное на творчестве самого народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроение, отношения к жизненным явлениям. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен.


2.ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

ХОРОВОД

Орнаментальные хороводы.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.
Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый

характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки. Иногда за один палец – мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.
Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что - то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг – это образ солнца, поклонение божеству – Ярила, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему абсолютно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Орнаментальный хоровод, если нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.
Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.
Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые хороводы.

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.
Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводно – игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно
эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.
Разобрала основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

ПЛЯСКА

Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.
Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.
Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.
У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные , индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения ("выходку"). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений.
Пляска включает в себя сильные технические дроби, "верёвочку", "гармошку", различные присядки, хлопушки, припадания, вращения. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.
Существует много видов русской пляски. Наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

3. МУЗЫКА И КОСТЮМ КАК СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ЦЕЛОГО

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Я провела исследование в виде анкетирования. В нем приняли участие три разные возрастные группы: хореографический коллектив «Весна» (от 18 лет и старше), хореографический коллектив «Шалуны» (от 10 лет до 14), хореографический коллектив «Колибри» (от 7 лет до 9 лет). Всего было опрошено 38 человек.

Анкета содержала следующие вопросы:

1.Нравится ли Вам русский народный танец?

2.Что отражает русский народный танец?

- характер русского народа;

- особенности быта;

- особенности труда;

- особенности настроения;

- отношение к природе;

- отношение к человеку

3.Что больше нравится: современный танец или народный танец?

На вопрос анкеты: «Нравится ли Вам русский народный танец?» получены следующие ответы:




Вывод: русский танец нравится большинству людей.



На вопрос анкеты: «Что отражает русский народный танец?» получены следующие ответы:



Вывод: основная часть опрашиваемых считает, что русский народный танец отражает характер русского народа и особенности настроения русского народа.











На вопрос анкеты: «Что больше нравится: современный танец или народный танец?» были получены следующие ответы:



Вывод: 25 человек ответили, что современный танец нравится больше; а вот 13 человек - за народный танец.



















5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народное танцевальное искусство занимает большое место в современном хореографическом процессе. Танцы составляют основу репертуара многих профессиональных художественных коллективов, занимают ведущее положение в творчестве любительских ансамблей и участников хореографической самодеятельности.

В начале своей работы выдвинула гипотезу: является ли русский народный танец отражением особенностей русского народа.

Целью исследования было выяснение, является ли русский народный танец отражением особенностей народа и нужен ли русский народный танец людям.

Для достижения этих целей были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретический материал по теме;

- узнать основные жанры русского народного танца;

- узнать основные компоненты русского народного танца;

- провести опрос по теме.

Исследование провела в виде анкетирования. В роли испытуемых были хореографические коллективы. Хоть и была большая разница в возрасте и увлечениях у опрашиваемых, их мнения сильно не отличались.

Итак, после обработки данных анкет, выяснила. Народные танцы нравятся почти всем: и детям, и взрослым. Также выяснила, что русский народный танец является отражением особенностей народа.

Сделала вывод, что русский народный танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. Народный танец нужен как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Этими средствами он служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.

Подводя итог исследования, считаю, что выдвинутая мной гипотеза подтверждена. Все цели и задачи достигнуты.









6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Голейзовский К. Я. Образы русской народной хореографии - М.: Искусство, 1964.

2.Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967.

3.Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

4.Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.































11


Методическая работа на тему: «Русский народный танец как отражение характерных особенностей народа»
  • Классному руководителю
Описание:

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

 

       В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

Автор Файт Наталья Петровна
Дата добавления 16.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 628
Номер материала 7246
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓