Главная / Русский язык и литература / Методическая работа на тему "Связный текст как средство реализации воспитательных целей"

Методическая работа на тему "Связный текст как средство реализации воспитательных целей"








СВЯЗНЫЙ ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА



























I.Вступление

Воспитательные цели, их значение на уроке русского языка, пути реализации.

Обучение русскому языку в школах способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовного мира личности, ее моральных и эстетических ценностей, принципов. (Идею о преимущественной роли воспитания в образовании пропагандировал В.А.Сухомлинский , который говорил: «Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

Задачи общеобразовательной школы сегодня – поднять уровень воспитания подрастающего поколения , улучшить подготовку учеников к активной деятельности после окончания школы, а также к труду. Воспитывая школьников, учитель должен представлять, каким человеком мы хотим видеть завтра сегодняшних школьников, какие члены нужны современному обществу, что может способствовать воспитанию именно такого человека, гражданина.

Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут гуманитарные дисциплины. Особенность русского языка , имеющего большое значение в жизни человека, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений и навыков, которые будут нужны в течение жизни. Поэтому воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением.

В своей работе я обращаюсь к связному тексту как к действенному средству решения воспитательных задач на уроках русского языка , так как считаю его роль приоритетной в решении воспитательных задач урока. По моему мнению, именно связный текст является средством реализации воспитательной цели урока, так как уроки , основой которых является связный текст, повторяясь, будут представлять определенные направления в воспитании.

В работе на примере связных текстов , используемых в качестве материала, во- первых, для творческих работ , во – вторых, для написания различных видов диктантов , анализа, разнообразных разборов , домашнего задания, я стремлюсь показать, как практически решаются мною воспитательные задачи урока, предлагая некоторые модели решения воспитательных задач на уроках русского языка по различным темам. Воспитательные возможности курса русского языка обеспечиваются :

-средствами учебного предмета,

-дидактическим материалом, привлекаемым для занятий,

-тематикой устных и письменных высказываний.

Языковой курс прежде всего должен обеспечить учащихся умением эффективно пользоваться языком , формировать высокую культуру языка, культуру личности. При реализации воспитательных целей на уроках русского языка неоценимо значение именно языкового материала. Издавна дидактический материал для изучения всех аспектов языка был идеологическим средством воздействия на детей. То же значение имеет языковой материал и в наши дни. Через языковой материал мы можем показать детям важнейшие стороны жизни и воспитать отношение к окружающему миру, развить вкус, интерес к труду, любовь к людям, природе, Родине.


II. Основная часть.

Роль связного текста в реализации воспитательных целей урока русского языка.

1.

Использование связного текста в ходе урока

Отбор языкового материала для занятий определяется задачами обучения, особенностями темы, возрастом учащихся, временем, отводимым для изучения данной темы и т.д. При подборе дидактического материала учитываются особенности пунктограмм, трудности, связанные с обнаружением синтаксических единиц, а также трудности, обусловленные действием психологических закономерностей усвоения материала.

Использование языка всегда связано с выполнением экстралингвистических (неязыковых) видов деятельности , которые предопределяют содержание, цели, формы коммуникации. Продуктом и высшей единицей коммуникации является текст. Воспитание нравственных качеств личности учащихся на уроках зависит от характера побора предложений, связных текстов.

Позиция полезного для общества действия складывается у школьника постепенно, она во многом зависит от того ,какими нравственными качествами обладает личность . «Приглядитесь повнимательней,- говорим мы детям, - и вы увидите, что есть вокруг вас люди деятельные и энергичные, искренние, отзывчивые, бескорыстные и честные». На уроках русского языка полезно с этой целью использовать ряд текстов, несущих информацию и исподволь влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни.

Языковой материал используется учителем на каждом учебном занятии, на всех этапах урока русского языка: при опросе, объяснении материала, при закреплении, при выполнении домашних заданий. При помощи тщательно подобранного языкового материала решается проблема лексических , грамматических недочетов, обогащается речь. Необходимо подбирать такой языковой материал, который служит одновременно целям усвоения грамматики и воспитания личности ребенка.

Увлекают детей рассказы о происхождении слов, словарном составе языка, об окружающем мире, о красоте природы, о животных. Тексты о природе воспитывают любовь к миру, учат видеть красоту природы в повседневных пейзажах, очарование времен года. Вызывают интерес связные тексты, затрагивающие проблемы характера человека, отношений в обществе.

Одним из важнейших путей , ведущих к овладению русским литературным языком в условиях школы , является связь обучения с жизнью – на уроках и она осуществляется через языковой материал.

Как показывает практика ,тексты, составленные из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия на уроке и говорить о реализации воспитательных целей в таком случае не приходится. Считаю, что подбор текстов для урока должен отбираться по следующим принципам:

-подбор текстов для работы на уроке не должен быть сочетанием случайных предложений.

-в текстах предложений не может быть хаотичных сочетаний предметов, явлений, фактов.

-тексты не должны носить абстрактный характер.

-содержание предложений, предлагаемых для разборов, анализа и т.д., должно отличатся четкостью мысли, отражать чувства, эмоции.

Тексты можно предлагать в качестве домашнего задания, тем самым решая задачу дифференцированного подхода к обучению, так как задания к тексту могут быть самыми разнообразными: творческого характера (продолжите текст, выскажите свое мнение, введите в текст элемент описания и т.д. ), грамматические задания. Это позволит решать воспитательные задачи более полно.

Подлинный интерес учащихся может вызвать только такой материал, который воспринимается с интересом ,необходим для их жизненной практики. Тогда он позволит реализовать воспитательные задачи урока.

Процесс обучения должен быть насыщен элементами духовной моральной культуры, обеспечивать развитие творческого потенциала личности. Поэтому важно , чтобы на уроке затрагивались и обсуждались вопросы, интересующие учеников , связывающие школьное обучение с жизнью.

Поскольку оценка действительности осуществляется с позиции ценностных ориентиров, существующих в обществе, следует определить перечень тех ценностей, с которыми будет связана тематика текстов для уроков. Программа по русскому языку для 5-12 классов для общеобразовательных учебных заведений отмечает, что для социокультурного развития школьников необходимо использовать дидактический материал, содержащий сведения о культуре, обычаях, традициях, праздниках, главных исторических событиях, выдающихся деятелях русского народа, мастерах художественного слова. Примерная тематика дидактического материала такова: «Язык – духовная ценность», «История и исторические личности», «Наука. Религия. Культура. Искусство», «Природа – национальное достояние», «Образование и наука, труд и профессия» «Нравственные ценности» и т.д.

На уроке русского языка выполняются специфические задачи обучения предмету, что заставляет искать жесткую , выверенную форму урока, но в рамках этой формы на основе предмета обучения- языка- возможно и необходимо воспитание учащихся, тоже специфическое по форме. Шаблон не обязательно идет от формы, он может проистекать и от сути деятельности. Продуманная организация учебного труда, напротив, способствует творческому исполнению задач обучения и воспитания в их единстве.

Сложный синтез задач урока русского языка в том и состоит, чтобы, обеспечивая знание языка и формируя навыки применения полученных знаний, воспитывать гражданина, который сразу не рождается , а учится им быть на школьной скамье.

Почему же достаточно часто в ходе урока используются предложения, не связанные общей темой, порой имеющие различную стилистическую направленность?

Проблемы использования связного текста на уроке состоят ,во- первых, в том, что не всегда можно найти текст, отвечающий грамматическим задачам, стоящим на данном уроке ,и одновременно решающем определенную воспитательную задачу.

Если в ходе урока учитель решает воспользоваться художественным текстом, то , как правило, перед ним стоит проблема адаптации текста. Когда идет процесс отбора текста , вопрос о его адаптации неизбежен . Нужна ли адаптация? Как походить к адаптации текста? Конечно, идеальный текст – это текст без адаптации, потому что любая адаптация – изменение произведения. Однако в ряде случаев практически крайне трудно подобрать текст, не адаптируя его. Учитель вынужден сокращать текст, чтобы при использовании его на уроке сконцентрировать внимание учащихся на теме урока. Разумеется, при любых обстоятельствах адаптация не должна искажать авторский текст . Необходимо сохранять особенности художественного стиля произведения, чтобы у учащихся не создавалось неверного представления о писателе или поэте. Ведь здесь очень важно не нарушить «очарованье» авторского слова.

Поэтому тексты художественных произведений , по моему мнению, целесообразней использовать на уроках развития связной речи при таком виде работы, как творческое изложение. При параллельном использовании существующего сборника для изложений, можно привлекать тексты, которые уместно использовать в конкретном классе в определенной ситуации, решая именно в этом детском коллективе актуальную на сегодняшний день воспитательную проблему.

Во- вторых, достаточно сложно подобрать связный текст с достаточным количеством конкретных орфограмм, пунктограмм, которые необходимо освоить, повторить, при этом осуществлять в полной мере воспитательные задачи , используя возможности данного текста.

Это вызывает потребность в подборе и составлении текстов, несущих определенную нравственную нагрузку, и вместе с тем решающие грамматические задачи: повторение и отработку навыков использования той или иной орфограммы ( пунктограммы ),

Перед учителем постоянно стоят вопросы: «Каким путем можно соединить обучение и воспитание ? Достаточно ли для решения этого вопроса тех материалов, которые содержатся в учебнике, пособиях, где искать новые материалы?» Если творчески подходить к работе , к обучению, то эти средства можно найти в повседневной жизни: в наблюдениях за явлениями жизни, природой, в журнальных статьях, телепередачах, книгах и т.д. И если подобрать достаточно интересный и полезный текст для грамматической и воспитательной работы, то построить урок можно на материале одного связного текста, современно звучащего , несущего детям воспитательную идею.

Текст подбирается из произведений мастеров слова – писателей и поэтов, из печатных публикаций , также тексты- миниатюры могут быть составлены учителем.

Текст на урок отбирается с учетом его воспитательной значимости, возможности приспособить к решению грамматических задач.

Необходимо отобрать такой материал к уроку и такую идею , которые будут современны и выведут детей на обобщения, важные для формирования взглядов и убеждений.

Текст можно разделить на части с таким расчетом , чтобы каждая из них отвечала определенному этапу урока. С самого начала работы следует привлечь внимание к заголовку текста ( если он есть). Затем объяснить, в связи с чем он выбран для работы , провести беседу по содержанию и идее.

Так, уроки с опорой на связный текст, повторяясь, будут представлять определенную позицию по избранной тематике разговора («Природа», «Моральные ценности» и др.) определенные циклы уроков могут отвечать избранным направлениям в воспитании.

Текст – миниатюра – языковой материал в виде небольших по объему текстов на определенные правила пунктуации и орфографии , может быть использован в качестве материала для диктантов и разборов различных видов, так как насыщен орфограммами в зависимости от темы. 2.

Изложение художественного текста и изложение с творческим заданием как одна из форм работы по реализации воспитательной цели урока.

Для реализации задачи нравственного воспитания на уроках русского языка нужно ,по моему мнению, стараться выбирать для творческих работ тексты , раскрывающие понятия милосердия, совести, чувства долга ,ответственности за свои поступки.

Считаю , что при таком виде работы, как изложение и творческое изложение с продолжением , целесообразнее использовать литературные тексты, а не составленные учителем , так как при написании изложения и изложения с творческим заданием у учащихся появляется возможность проникнутся творчеством автора.

Остановимся немного на принципах отбора литературных текстов. Интересно проходит работа над текстами , взятыми из произведений писателей, изучаемых или изученных в курсе литературы. Работа над такими текстами занимает меньше времени , потому что не требует дополнительных комментариев относительно писателя. Учащиеся хорошо психологически подготовлены к работе с отрывком из произведения писателя , им известного. Таким образом устанавливается межпредметная связь с литературой.

Можно использовать тексты из других произведений изучаемого в классе автора , что расширяет кругозор учащихся и их представления о литературе.

Целесообразно отбирать для выполнения изложений и изложений с творческим заданием тексты из произведений писателей знакомых , чье творчество изучалось в предыдущих классах. Учащиеся с живым интересом работают над такими текстами – возвращение к прошлым впечатлениям их волнует, и подобное душевное состояние ребят учителю необходимо всемерно поддерживать, вызывая желание перечитать ранее известное.

Какие же требования могут быть предъявлены к тексту?

Текст должен быть доступным, не требовать лишних комментариев, как историко – литературных, так и речевых. В противном случае у нас не хватит времени для решения учебных задач, формирования умений и навыков.

Вместе с тем нужно избегать текстов элементарных , примитивных, так как такие тексты не несут эмоционального заряда и не могут быть интересны для учащихся.

Стремлюсь, чтобы отобранные тексты содержали необходимый синтаксический и пунктуационный материал в достаточном объеме, тексты также должны обеспечивать систематическое повторение орфографии.

Необходимо стремиться подбирать разнообразные тексты по содержанию, жанру, стилю и типу речи , учитывать при подборе текстов кругозор и интересы учащихся данного класса.

Безусловно, тексты , отобранные для урока развития связной речи, должны быть безупречными в художественном отношении, воспитывать хороший вкус, и, конечно, нравственные качества. Анализ образцовых художественных и публицистических текстов воспитывают у школьников эстетические чувства, понимание прекрасного в искусстве , в речи, в языке, а также в окружающей действительности – в природе, в людях, их поступках. Не замкнуть ученика рамках орфографического правила , синтаксического определения, а приобщить к языковым нормам, к словесному богатству с тем ,чтобы наш ученик мог стать грамотным членом общества.

Воспитывая моральные качества личности школьников , на уроках развития связной речи можно предложить учащимся следующие художественные тексты : «Козье молоко» А.Приставкина, «Старый повар» , «Поток жизни. Заметки о прозе Куприна» , « Иван Бунин», «Исаак Левитан» К.Паустовского, «Мир семьи» Г. Разумихиной.(Приложение 1- 5 ). Творческое задание , если оно предполагается, может быть основано на содержании текста, на его восприятии.

3.

Связные тексты , модели их использования при решении воспитательных задач уроков русского языка

1)Большую роль в осуществлении задач воспитания средствами языка играет также материал , который используется на уроках в процессе занятий грамматикой , лексикой, словообразованием, орфографией, пунктуацией, стилистикой. Чтобы показать связь речевой формы с содержанием текста, необходимо для анализа подбирать интересный в воспитательном отношении дидактический материал, что повышает эффективность воспитания и обучения на уроках русского языка, расширяет знания школьника о выразительных средствах языка и их функционировании в различных стилях и жанрах речи.

Содержание работы определяется возможностями текста: а) упражнений из учебника, б) специально подобранных текстов с учетом задач урока, в) специально составленных самим учителем материалов. Организация работы должна быть такой , при которой взятый текст не был бы чужеродным уроку русского языка, а обогащал его своим содержанием.

Тексты , которые я предлагаю в данном разделе работы, представляют собой как авторские художественные произведения (прозаические и поэтические), так и составленные мной диктанты. Такие тексты можно использовать в разных классах на любом этапе урока. Уроки , основой которых является связный текст, несут в себе определенную идею, способствуют общению учителя и ученика, учеников друг с другом. Воспитательные задачи урока решаю, привлекая наряду с художественными , составленные связные тексты ,что позволяет на примере одного упражнения (текста) производить грамматический, орфографический , пунктуационный и другие виды анализов.

Школьники более охотно пишут диктанты и выполняют задания, содержание которых представляет для них интерес. Если перед диктантом спросить, какой из двух текстов, равнозначных по трудности , дети хотели бы написать , они выберут тот , предмет разговора в котором менее известен или ,наоборот, хорошо им знаком.

Содержание написанного, как правило, запоминается, так как обстановка при написании диктанта требует повышенного внимания. Интерес к содержанию не только не отвлекает от орфографии и пунктуации, а, наоборот, делает письмо более осознанным.

Эффективность решения воспитательных целей урока зависит от содержания связного текста. обращаемся к темам «Животный мир. Растительный мир. Времена года.», «Охрана природы», «Человек и окружающий мир», « Духовный мир человека. Моральные ценности. Нравственные качества», « Богатство языка». Подбор таких связных текстов и разработка системы заданий даютвозможность формировать , развивать и закреплять различные навыки учащихся , одновременно реализуя в полной мере воспитательные возможности данного текста. Тексты, представленные в данной работе, также можно использовать при различных видах разбора, для выполнения грамматического задания.

2)На уроках введения в курс русского языка в различных классах, говоря о развитии русского языка, его месте среди других языков, его богатстве, целесообразно использовать связные тексты по теме «Язык – духовная ценность».

Текст «Удивительный дар» может быть предложен учащимся на таком уроке в девятом классе как вступление .Текст можно записать на доске заранее , либо в ходе занятия под диктовку.

Удивительный дар

Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучшего средства общения. Чем лучше владеешь языком, тем больше у тебя прав называться человеком. Благодаря языку можно встретиться с великим множеством новых людей , приобрести друзей.

Язык - удивительный дар, могучее орудие в трудовой и творческой деятельности человека. Именно язык помогает проникнуть в тайны сложнейшего и безгранично разнообразного мира, приобщиться к достижениям прошлых веков, обмениваться мыслями с настоящим и передавать мысли грядущим поколениям, познавать законы природы и общества, двигать вперед науку, технику, искусство.

Текст может быть использован на уроке (или следующем уроке) как материал для повторения темы «Односоставное предложение»,на материале данного текста можно сделать синтаксический разбор предложений, орфографический разбор. Беседа строится на материале текста соответственно теме:

- объясните смысл названия текста.

- вы согласны , что нет лучшего средства общения?

-какие еще существуют средства общения?

-каковы функции языка в современном мире?

Задача воспитательная решается через беседу, результатом которой будет вывод о роли и функциях языка.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается творческая работа : написать сочинение – миниатюру « Роль русского языка в современном мире».

3)На уроке русского языка в пятом классе при изучении темы «Буквы е, и в корнях с чередованием. Буквы а, о в корнях – кас – ( - кос); - лаг – (- лож - ); - раст – ( - ращ- ) - -рос; - зар – (- зор - ), -гар – (-гор - ); - клан – (-клон-)» предлагаю текст «У озера». Этот текст можно отнести к разделу Программы «Природа» . Воспитательная цель урока: приобщать пятиклассников к восприятию красоты природы, учить уметь наблюдать за явлениями природы.

У озера

Загорается заря. Луч солнца касается верхушек деревьев , золотит блестящую гладь озера. На полях веселые зеленые ростки тянутся вверх. На зорьке так весело поют птицы радостные песни ,и эти трели слышны повсюду: в чаще леса, на берегу озера, в поле.

Прикоснешься к ветке – она уронит росу. Но солнце пригревает все сильнее ,и скоро роса исчезнет.

Обмакнули в озеро свои ветви деревья, словно пьют студеную воду. Наклонившись, набираю в кружку водицу и вижу совсем близко мелкие нежные цветочки, которые растут в траве у самой воды. В такие моменты испытываешь истинное наслаждение от общения с природой.

Текст может быть использован на уроках по теме «Правописание корней с чередованием гласных» в качестве обучающих диктантов разных видов. Воспитательная задача урока вытекает из содержания текста: роль общения с природой в жизни человека, наслаждение ее красотой. Беседа может быть построена на следующих вопросах:

- какое время года, время суток описывается в тексте?

- что именно описывается ?

- о каких моментах говорится в тексте?

- почему человек наслаждается красотой природы?

Во время беседы дети, отвечая на поставленные вопросы, описывая картину природы, повторяют словосочетания «блестящая гладь», «зеленые ростки», «радостные песни», «нежные цветочки», при этом словесно рисуя тот пейзаж , который они представляют. Результатом беседы должен стать вывод: человек – часть природы, поэтому ему свойственно ощущать счастье на лоне природы, единение с ней. Грамматическое задание может быть различным : разбор слов по составу, орфографический разбор.

Связный текст «Помоги птицам» может быть использован на уроках по теме «Правописание приставок. Буквы е, и в приставках пре-, при -» в пятом классе .Воспитательная цель урока: пробуждать стремление защищать птиц и помогать сохранить их .

Помоги птицам

Пришла весна. Небо стало безоблачным, синим. Солнце пригревает сильнее, растаял снег, побежали ручьи. Вместе с весной прилетели птицы. Вот важно расхаживает по пашням пригородных дач черный грач. Веселые скворцы беззаботно распевают на голых еще ветках свои прекрасные песни.

Специально для прибывших издалека пернатых друзей некоторые жители города сделали домики . Люди стараются помочь птицам: строят скворечники, распахивают для ласточек двери террас.

А что в помощь птицам сделал ты?

Работа над темой урока может быть построена на использовании текста в качестве объяснительного диктанта, повторяется правописание орфограмм, правописание букв з, с на конце префиксов. Затем обращаемся к словам, написание которых ребятам неизвестно , слова с префиксами пре-, при- выписываем в два столбика , предварительно записав тему урока. Каких примеров в тексте нет? Учащиеся приводят примеры.

На вопрос текста отвечаем индивидуально , если ребята затрудняются рассказать о своих добрых делах ,о том, как помогли птицам, предлагаем попробовать всем вместе организовать помощь птицам или привлечь друзей, учителей, родителей. В качестве домашнего задания можно предложить ответить на вопрос письменно , используя примеры слов с приставкой пре-, которых нет в тексте.

Для урока обобщения, повторения материала, углубления знаний по теме «Имя существительное. Существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные» предлагаю использовать текст «Заповедник». Воспитательная цель этого урока : формирование у учащихся активной жизненной позиции по отношению к охране природы, защите животных.

Заповедник

Рядом с деревней ,где живут дети, находится заповедник. В жару и в холод, в оттепель и в мороз школьники наведываются в гости к животным . Конечно, летом у детей больше времени, но и зимой они навещают своих друзей в заповеднике.

Всю ночь падает белый снег на черную землю. Хороши зимние деньки! Можно кататься на коньках , играть в снежки.

Вот скользят по заснеженной аллее ребята на лыжах, они спешат в заповедник , на территории которого расположен замечательный сосновый лес. Там обитают различные звери и птицы.

Детей встречает егерь , он живет в живет в деревянной избушке на опушке леса. Зовут его Петр Ильич. У егеря есть конь Орлик.

Ребята угощают Орлика корочками хлеба, кусочками сахара, а затем вместе с Петром Ильичом отправляются в лес раскладывать в кормушки зерно, а в ясли - сено.

Доброта, душевная красота в людях – самое главное качество.

В соответствии с воспитательной задачей урок может быть обеспечен иллюстративным материалом.

Данный текст позволяет повторить и обобщить знания по лексике (синонимы, антонимы), орфографии. Учащимся предлагается определить, какова тема текста . Затем обращаем внимание на то, что дети помогают животным летом и зимой. Как называются слова с противоположным значением ? Учитель просит найти другие антонимы. Учитель просит обратить внимание на то, что в тексте нужно избегать повторов. Как этого можно избежать ? Дети говорят об употреблении синонимов. Обращаем внимание на отличие имен существительных одушевленных и неодушевленных , просим привести примеры из текста. Затем работаем над повторением правописания имен существительных нарицательных и собственных, приводим примеры из текста. Учащиеся могут определить род и число имен существительных. Далее учитель обращает внимание детей на слова коньки, лыжи, снежки как на существительные ,имеющие форму только множественного или только единственного числа.

Вопросы по тексту могут быть следующие:

- каких зверей и птиц дети могли кормить в заповеднике?

- если поблизости нет заповедника, что мы можем сделать для животных?

Домашним заданием может быть мини-сочинение на соответствующую тему ( для сильных учащихся), а также примеры человеческой доброты по отношению к живой природе (ответ может быть устным) для второй группы.

Текст «Берегите лес !» может быть использован при изучении и обобщении темы «Глагол» в седьмом классе. Данный текст обеспечивает повторение орфограммы «Правописание не с глаголами», «Правописание неопределенной формы глагола», «Буква ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа», «Правописание личных окончаний глаголов.»

Начинаем урок с устного краткого сообщения о роли зеленых насаждений в жизни человека .Затем вниманию учащихся предлагается текст.

Берегите лес!

Из одного дерева можно сделать миллион спичек , одной спичкой можно сжечь миллион деревьев. Убедительней не скажешь о том , как надо быть осторожным со спичками в лесу.

Запомните, что нельзя бросать горящие спички, вытряхивать горячую золу. Нельзя выжигать траву под пологом леса ,на проталинах, на полянах и на лугах.

Тот, кто путешествует на автомобилях или на мотоциклах, не должен забывать, что нельзя заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания во время их работы.

Не следует бросать промасленные либо пропитанные бензином , керосином и иными горючими веществами тряпки, ветошь.

Помните : от одной искры сыр-бор загорается.

Данный текст можно использовать в качестве диктанта и провести диктант «Проверяю себя» (учащиеся ,записывая текст , обозначают орфограммы, подчеркивают буквы ,в написании которых они сомневаются, после выполнения всего диктанта ученики могут спросить о написании слов, вызвавших у них затруднения).Предлагается выяснить, какими словами передается динамика в повествовании, затем выполнить морфологический разбор глаголов из текста (по группам).

Учащимся предлагается подумать и сформулировать предложения, продолжающие мысль текста – чего еще нельзя делать в лесу, и составить памятку поведения в лесу с использованием глаголов.

Этот текст К.Паустовского , названный «Зеленая стража», может быть использован на уроках по теме «Односоставные предложения» в восьмом классе. В начале урока предлагается выразительно прочитать текст (текст заранее распечатан для каждого ученика). В тексте при переписывании предлагается вставить пропущенные буквы и знаки препинания. Обращаем внимание на предложение «Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах». Делаем у доски и в тетради синтаксический разбор этого предложения. Приходим к выводу, что это предложение с одним главным членом, односоставное. По аналогии работаем с другими односоставными предложениями. Записываем в тетрадь виды односоставных предложений. Реализации воспитательной задачи поможет уже использованное для синтаксического разбора предложение. Задаем вопрос: «Какие сказки о русском лесе вы помните? Как описывается в них лес?». Затем предлагается записать сконструированные предложения в виде односоставных предложений.

Зеленая стража

Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров – смолистый, мягкий, настоянный на запахе хвои, трав и цветов. Поэтому так берегут леса вокруг больших городов и справедливо называют их «легкими города».

Красота лесов всегда была источником вдохновения для поэтов, ученых, композиторов и художников – Пушкина, Гоголя, Чехова, Чайковского, Пришвина, Левитана и многих других.

Народ всегда любил, знал и ценил лес. Недаром столько сказок и песен сложено о наших дремучих лесах.

В лесах – наше будущее ,судьба урожаев ,полноводных рек, нашего здоровья и , в известной мере, культуры. Поэтому лес надо беречь ,как мы бережем жизнь человека .

На некоторых уроках в качестве языкового материала предлагаю поэтические тексты И.Бунина

И. Бунин (текст может быть использован на уроках по теме «Обращение»)

Шире ,грудь, распахнись для принятия

Чувств весенних – минутных гостей!

Ты раскрой мне, природа, объятия,

Чтоб я слился с красою твоей!

Ты, высокое небо, далекое,

Беспредельный простор голубой!

Ты, зеленое поле широкое!

Только к вам я стремлюся душой.

Тему «Обращение» Программа предлагает для повторения и углубления знаний в восьмом классе.

Стихотворение Бунина написано на доске. Вопросы к учащимся:

- какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

- какие предложения составляют стихотворение?

- что такое обращение?

- найдите их в тексте.

- сделайте синтаксический разбор предложений.

- что мы можем сказать о роли обращений в предложениях?

Поэтические тексты играют большую роль в воспитании эстетического вкуса, умения видеть красоту природы. Учащимся в качестве домашнего задания может быть предложено выбрать стихотворение И.Бунина о природе, выучить наизусть .

И.Бунин

Осень. Чащи леса.

Мох сухих болот.

Озеро белесо.

Бледен небосвод.

Отцвели кувшинки,

И шафран отцвел.

Выбиты тропинки,

Лес и пуст и гол

Только ты красива,

Хоть давно суха,

В кочках у залива

Старая ольха.

Женственно глядишься

В воду в полусне –

И засеребришься

Прежде всех к весне.

Стихотворение И.Бунина может быть предложено учащимся в качестве языкового материала на уроке в восьмом классе при изучении темы «Односоставные предложения» , повторяя тему «Двусоставное простое предложение». Текст обязательно выразительно читается , затем записывается в тетрадь и на доске . обращается внимание учащихся на время года, которое описывает поэт в стихотворении, какие выразительные средства для этого находит. Затем выясняем, какие предложения использует автор в начале и в середине стихотворения (нераспространенные, односоставные). Так переходим к теме урока. Как я уже отмечала, уроки русского языка, на которых звучит яркий художественный, а особенно поэтический текст , побуждают к наблюдению за словом, учат видеть красоту окружающего мира, воплощенную в художественных образах.

Текст «Чудо – ягода» может быть использован как при изучении темы «Глагол», так и темы «Тире между подлежащим и сказуемым», а также темы «Односоставные предложения». Воспитательная цель реализуется посредством вопросов :

- растение помогает человеку, а всегда ли человек осознает это?

- почему нельзя губить растения, например, облепиху?

- какие еще полезные для человека растения вы знаете?

- но ведь некоторые растения ,например, различные цветы ,не приносят практической пользы, зачем они человеку?

Чудо – ягода

В народе облепиху называют чудо – ягодой. Она обладает чудесными свойствами : заживляет раны, ожоги, помогает при болезнях желудка, излечивает цингу – да всего и не перечислишь!

Облепиха – кустарник или деревце с колючими ветками ,растет по берегам рек , озер, в горах. Плоды – ягодки с сочной мясистой и ароматной мякотью . Они как бы облепляют ветки, отсюда и название.

Из ягод облепихи производят лекарственный препарат – облепиховое масло, благотворно действующее на человеческий организм. Действительно, ягода –просто чудо!

Тетерева

Данный текст можно использовать на уроках по теме «Сложноподчиненное предложение».

На заре по лесу слышно, как бормочут удивительные птицы – тетерева. В глубине сосновых чащ , где они обитают , раздается их звонкое бормотанье.

Поутру , соблазненные солнцем и теплом, бродят птицы по подтаявшему снегу, который лежит еще в глухих уголках рощ.

День ото дня уходят тетерева все дальше от прежних мест обитания , потому что пора им улетать к местам своих будущих токов.

Красив тетерев, когда горит красный гребешок на небольшой синей головке , блестит черное оперенье под лучом почти весеннего солнца.

В девятом классе на уроке по обобщению сведений о сложноподчиненном предложении можно использовать текст «Тетерева», в котором представлены все эти виды предложений.

Текст записывается по частям ,учащиеся тренируются в синтаксическом разборе предложений, делают орфографический разбор. Таким образом работа идет с первым, вторым и третьим абзацами. Затем учащимся задается вопрос : «Чего нет в тексте ? Что бы вы добавили?» Включать связное высказывание ученика на определенную тему в канву урока необходимо, это развивает интерес к слову. Ребята описывают тетерева, затем зачитывается последний абзац с описанием птицы и записывается общее высказывание , дополненное ребятами. Воспитательная цель может быть реализована и в следующей беседе:

-для чего сделаны в тексте такие зарисовки из жизни птицы?

-зачем нам нужно знать что – то о тетеревах?

Данный текст может быть использован при изучении темы « Имя числительное» в шестом классе.

Цена лени

Знаете ли вы, какова цена лени?

За десять лет обучения в школе ученику приходится работать на уроках в течение пятисот девятнадцати тысяч семисот пятидесяти минут. А если он на каждом уроке двадцать минут так просто «отбывает свое время» ,то он теряет двести тридцать одну тысячу минут. То есть после окончания средней школы знания такого ученика будут находиться на уровне шестого – седьмого класса.

Как вы считаете, может ли человек с семилетнем образованием справиться с компьютерной техникой , робототехникой, которые прочно вошли в современную жизнь ?

Название текста записывается на доске после названия темы урока .Ребятам представляется возможность на него ответить. Ответы звучат , как правило, разные. « А вы хотели бы получить точный ответ на вопрос?» - спрашивает учитель. Затем полностью зачитывает текст и просит ребят высказать свое мнение при помощи связного высказывания. На уроке создается определенный эмоциональный настрой, а высказывания становятся необходимым звеном работы, развивающей интерес и внимание детей, таким образом формируются жизненно важные , общественно значимые убеждения. Текст при дальнейшей работе может быть дополнен письменными высказываниями учащихся по проблеме. Затем учащимся предлагаются грамматические задания по теме урока.

Следующий текст может быть использован при изучении тем «Глагол. Повторение и углубление знаний », «Наречие. Не с наречиями на –о, (-е) » в седьмом классе.

Правила общения

Ты, наверное, обращал внимание на то , что по речи человека складывается впечатление о нем. Произнес он неверно слово, ударение неправильно поставил, употребил жаргонное слово, и сразу думается: «Не очень он культурен!» Иногда речь свидетельствует о человеке больше, чем его лицо.

Старайся говорить просто и правильно ,никогда не употребляй грубых слов.

Помни , что невежливо самому завладевать разговором и говорить только о себе.

Не вмешивайся в разговор других людей , тем более не перебивай говорящего.

Нельзя звонить друзьям , знакомым по телефону по пустякам , не следует долго разговаривать. Не говори громко и слишком эмоционально.

Воспитательная задача решается следующим образом: учитель проводит беседу с опорой на личный опыт, который уже имеют ученики седьмого класса. Вопросы могут звучать следующим образом:

- согласны ли вы с утверждениями, звучащими в начале текста?

- были ли в вашей жизни похожие ситуации?

- дополните перечень правил , используя наречия (глаголы).

Текст «Книга» может быть использован при изучении темы «Глагол» (правописание личных окончаний глаголов)

Книга

Книга - твой верный друг и помощник. Береги ее! Когда видишь измятую, разорванную книгу, сердце сжимается.

Когда ты берешь книгу для длительного чтения, следуй правилам. Во-первых, оберни книгу. Во- вторых, если хочешь прервать чтение, закрывай книгу, заложив нужное место закладкой. Не делай нестираемых записей. В крайнем случае можно, воспользовавшись карандашом, сделать легкие пометки на полях , но впоследствии их нужно тщательно стереть.

Текст раздается учащимся индивидуально ( заранее распечатывается). Учащимся предлагается вслух прочитать текст, а затем объяснить значение первого предложения. Вопросы , которые можно задать учащимся, могут быть следующие:

- почему люди порой относятся к книгам по – варварски?

- для чего нужно книги беречь?

-какие вы могли бы дать советы читателям?

Предлагается записать советы в черновике и зачитать. Затем коллективно выбираем лучшие советы (два – три предложения), учитель записывает их на доске, с пропусками орфограмм . В это время учащиеся работают по карточкам с текстом (вставляют пропущенные буквы и знаки препинания , отвечают на вопросы к тексту по вариантам. Затем записываются предложения с доски на карточки. Далее идет работа по теме урока ,например , работают над ответами на вопросы : «Что необычного в первом предложении? Какой части речи нет? Чем выражено сказуемое?»

Текст «Прекрасный человек» может быть использован в старших классах при повторении орфограмм и различных видах разбора .

Прекрасный человек

1.Не думали ли вы о том, почему некоторые люди обладают какой-то особой притягательной силой? 2.Они красивы не только своим внешним видом , одеждой, но и чем – то еще. 3. Чем же ? 4.Своим внутренним миром, своими мыслями и делами.

5.А что такое прекрасное? 6.Отличную формулировку этому понятию дал русский писатель Н.Чернышевский : «Прекрасное – это жизнь. Прекрасный человек – это тот человек, в котором вы видите жизнь».

7.Однажды Чехов и Максим Горький , споря о прекрасном в окружающей жизни, пришли к выводу, что цель существования человека на земле –делать землю лучше, но не только цветущими садами и великолепными зданиями. 8.Землю необходимо неутомимо украшать полезными , благородными делами.

9.А какого человека ты считаешь красивым?

Ребятам – старшеклассникам предлагается ответить на этот вопрос и сделать вывод , какого человека можно назвать по – настоящему красивым и почему. Этот вывод обязательно записывается, т.к. письменное высказывание учащихся на уроке – необходимый и полезный для воспитания вид учебной деятельности (2 стр .72) . Задания, которые можно предложить после написания текста и вывода, могут состоять из синтаксического разбора (например, четвертого, пятого, восьмого, девятого предложений), орфографического разбора.

Текст «Хлеб» может быть использован на уроках по теме «Правописание частиц» (не и ни )

Хлеб

Хлеб - гениальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнения с хлебом.

Но хлеб не только продукт питания, это – освященный веками символ родины, символ труда, доброты. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Некоторые традиции не сохранились, но до сих пор ,например, хлебом и солью встречают дорогих гостей, которым желают оказать почтение.

Ни минуты не сомневаюсь, что и через века хлеб будут ценить и уважать наши потомки.

Над текстом работаем по частям. Озвучивается тема ,записывается название текста и первый абзац. Далее рассматривается правописание отрицательных частиц не и ни , их значение ( на примере второго предложения). Затем ребята объясняют написание частиц в третьем предложении. Вопрос , который можно задать шестиклассникам, может звучать следующим образом: почему у хлеба не может быть конкурентов? Обобщаем устные ответы ребят и записываем второй абзац . Вопросы для беседы могут предлагаться такие:

- согласны ли вы с утверждением, что хлеб – символ Родины, труда, доброты?

- почему тема уважительного отношения к хлебу актуальна в нашей стране?

- как же нужно относиться к символу родины? Всегда ли вы бережно относитесь к хлебу?

Обобщаем сказанное и записываем третий абзац, закрепляем навыки различия и написания частиц не и ни .

Дома учащимся предлагается поразмышлять и ответить на вопрос, построив связное высказывание, какие традиции, связанные с хлебом они знают.

Всегда вызывает интерес и обеспечивает живое участие в уроке текст, предполагающий практическое применение. На уроке в седьмом классе при изучении темы «Глагол» можно предложить учащимся текст «Рецепт».

Рецепт

Сумеешь ли ты испечь оладьи? Познакомься с рецептом русской кухни и попробуй приготовить это блюдо.

Возьми пять яиц, четыре стакана воды, пол-литра молока, столовую ложку сахарного песка , триста – четыреста граммов пшеничной муки, пол –ложки соли , тридцать граммов дрожжей, двести пятьдесят граммов растительного масла. Мелко нарежь шесть – семь яблок.

Из муки, молока и дрожжей приготовь тесто и поставь в теплое место на полчаса. Когда тесто подойдет, добавь в него яйца, сахар, растительное масло , измельченные яблоки. Необходимо все тщательно перемешать. Затем тесто вновь поставь в тепло на пятнадцать минут. Тесто готово! Бери сковороду и начинай печь оладьи.

После реализации обучающих и развивающих целей урока (работа над правописанием мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа; определение вида, времени глагола, распознавание переходных и непереходных глаголов, возвратных глаголов) обращаем внимание учащихся на наличие в тексте имен числительных, проверяется правописание некоторых из них. Можно предложить ребятам в качестве выполнения домашнего задания найти интересный рецепт, записать его , используя числительные.

III. Заключение

«Воспитание и только воспитание – цель школы»,- так говорил швейцарский педагог И.Песталоцци в начале 19 века. Но слова эти актуальны и сегодня, когда телевидение и компьютер заменяют книги и живое общение.

Содержание обучения и содержание воспитания определяются принципами личностно ориентированного подхода к учащимся, когда учитывается, что работа ребенка на уроке должна способствовать приобретению социального опыта , формированию нравственности.

Именно на уроке русского языка учитель имеет возможности , используя тематические связные тексты, в полной мере реализовать поставленные воспитательные цели и ,решая их ,способствовать воспитанию умений самостоятельно мыслить, формировать личность.

Может ли использование на уроках русского языка текстов определенной направленности формировать позицию, личность? Я считаю, может. Но при этом учитель должен видеть внутреннюю связь текстов , наметить определенную линию работы и иметь в виду перспективную воспитательную идею.

Безусловно, от характера подбора связных текстов для урока зависит воспитание нравственных качеств учащихся .Языковой материал, который подобран по преимуществу из отдельных разрозненных предложений, подобранных без всякой системы, не может нести смысловой нагрузки в соответствии с темами, предлагаемыми Программой.

Конечно, необходимо подбирать такой языковой материал, который служит одновременно целям усвоения грамматики и воспитания личности ребенка. В своей работе я стремилась представить такой материал в виде связных текстов , которые можно использовать на уроках русского языка при изучении разных тем курса. В работе представлены также литературные тексты, которые можно использовать на уроках развития связной речи. Некоторые тексты подобраны с учетом тем, изучаемых в курсе литературы.

Я считаю, что именно при работе со связным текстом обучающие цели соединяются с воспитательными, а это дает заряд, который способен разбудить мысль, эмоции, подействовать на чувства ребенка. А если на уроке это происходит, значит, он прожит и учеником, и учителем не зря.






Методическая работа на тему "Связный текст как средство реализации воспитательных целей"
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая работа на тему " Связный текст как средство реализации воспитательных целей" представляет сборник теоретических и практических материалов по дпнной проблеме. В теоретической части работы рассматривается проблема использования связных текстов на уроках русского языка, их роли при реализации воспитательных целей, отмечается, что содержание образования и содержание воспитания определяются принципами личностно ориентированного подхода к учащимся, когда учатывается то, что работа учащегося на уроке должна способствовать формированию личности. В практической части представлены варианты  авторских и адаптированных текстов, которые могут быть использованы при изучении различных грамматических тем.

Автор Хайруддинова Валентина Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 882
Номер материала 35649
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы