Главная / География / Методическая программа. Краеведение. Вариативная часть ученического компонента

Методическая программа. Краеведение. Вариативная часть ученического компонента

Бойкова Светлана Юрьевна

Структура программы.

Примерная программа включает следующие разделы: предисловие, пояснительную записку,   распределение учебных часов по разделам и темам курса с кратким содержанием,  ожидаемые результаты обучения и список использованной литературы.

Программа предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 34 часа

Место предмета в Гос. стандарте:

Вариативная часть ученического компонента



Пояснительная записка

Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно -  методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.

 

Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. Таким образом, программа содействует сохранению единого информационного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.\

«Цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации».

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Человек – важнейшее звено в цепи жизни. История края, страны и всей планеты – это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях, живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит, ты их продолжение, значит, ты частица истории края, частица истории страны.2. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств. Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться не только с природой и экономикой области, но и с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Возникает желание помочь, понять, защитить.


Очень важно объяснить детям – вы придете на смену этим людям, и наша страна будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать – от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я – достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки.

Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:

3. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира. Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека, его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т.е. формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества».4. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. 5. Изучение природы и истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий.6. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства.

 

Краеведение - всесторонне изучение какой – либо определенной территории, проводимое на научной основе. Объектами изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое, и культурное развитие села (деревни), поселка,  района, области; природные, климатические условия и т.д.

Краеведение всесторонне изучает малые территории, вследствие чего в курсе используются данные многих наук: геологии, географии, истории, этнографии, литературы и др.

Краеведение, как предмет  - одно из важнейших средств связи обучения  с жизнью,  воспитания у учащихся патриотизма, любви к родному краю, гордости за его прошлое.

Программа курса рассчитана на учащихся общеобразовательной школы и направлена на изучение истории Жамбылской области и этнокультуры казахского народа. Курс включает в себя изучение культурного наследия Казахстана, географического положения района, историю его образования и развития, народные промыслы, становление производства и сельского хозяйства,

В связи с этим, примерная программа предусматривает выделение пяти разделов: «Географическое положение района», «История развития района», «Производства и промыслы, промышленность и сельское хозяйство района», «Культурное наследие Казахстана», «Культура Казахстана за ее пределами» На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории, географии и другими учебными дисциплинами, что может служить основанием для проведения интегрированных уроков.

Знания по краеведению учащиеся получают в ходе изложения учителем учебного материала, работы с учебными пособиями (лекции, беседы), в рамках поисковой, исследовательской  деятельности (изучение литературных источников, подготовка докладов, рефератов, презентаций и т.п.), а также в ходе экскурсий, походов и т.д.

Важной составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Огромные возможности для реализации краеведческого воспитания дает грамотная организация внеклассной работы, которая может осуществляться через:

  1. Мероприятия (экскурсии, вечера, олимпиады, викторины, конференции).

  2. Групповые занятия (кружки, лектории, факультативы, издание стенгазет).

  3. Индивидуальную работу (чтение литературы, подготовка докладов, рефератов, изготовление наглядных пособий).








\





































В результате изучения краеведения ученик должен:

 

Знать/понимать:

  • Историю становления  и развития района в контексте основных исторических событий;

  • производства и промыслы, издавна развивавшиеся на территории района, современное состояние промышленности и сельского хозяйства;

  • Основные исторические события, происходившие на территории района ;

  • Поэтов и писателей, посетивших наш край, поэтов и писателей, уроженцев района;

  • Необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.  

Уметь:

 

  • Описывать основные этапы развития района;

  • Систематизировать знания о своем крае

  • Анализировать основные этапы развития района, соотносить его с основными историческими событиями;

  • Подбирать литературу по заданной теме  пользоваться ей для выполнения творческих заданий;

  • Проводить исследовательские и поисковые работы по заданным темам.

 

Ожидаемые результаты обучения:

1.    Возрастет интерес к истории, краеведению.

2.    Возрастет самостоятельность, кругозор учащихся, их познавательные интересы;

3.    Возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

4.    Сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего населенного пункта, района, страны.

 








Содержание программы


Введение 1ч.

Предмет, определение, цели и задачи, содержание курса.


Раздел 1. 4 час.

Географическое положение Жамбылской области.

Физико- географическое и политико-географическое положение. Характеристика поверхности. Полезные ископаемые. Гидрология. Климат. Животный и растительный мир.


Раздел 2. 12 час.

История развития области Образование района (уезды, и исторические места); революционные события и установление советской власти; населенные пункты, расположенные на его территории (происхождение названий, легенды, предания  и сказания о них); верования и религии,  история становления и развития народного образования и здравоохранения; исторические памятники;  обряды, обычаи и традиции; фольклор, игры, танцы; знаменитые земляки, выдающиеся люди района;   обобщающий урок (игра, викторина, зачет и др.)


Раздел 3. 6 час

Производства и промыслы, промышленность и сельское хозяйство района.

Ремесленничество, ковроткачество, ювелирное искусство,


Раздел 4. 8 час

Культурное наследие Казахстана.

Архитектурные памятники Южного Казахстана. Самые яркие обычаи. Национальные костюмы.

Музыкальное наследие. Музей Первого Президента Казахстана.


Раздел 5. 3 час

Культура Казахстана за ее пределами.

Памятники истории в странах дальнего и ближнего зарубежья. Воссоздание памятников в дальнем Зарубежье: Монголии, Сирии, Каире.






















КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

34 часа, 1 час в неделю


№ урока

Т е м ы у р о к о в

часы

Форма работы

сроки


Введение, 1 час




1

Предмет, определение, цели и задачи, содержание курса.

1




Раздел 2. Географическое положение области




2

Физико-географическое положение, ГПП

1



3

Рельеф, особенности формирования, полезные ископаемые

1



4

Климат, Гидрология

1



5

Растительный и животный мир

1




Раздел 3. История развития области

1



6

Исследование казахстанской земли на различных этапах

1

Смотр знаний


7

Великий Шелковый путь


Урок-игра


8

Города на Великом Шелковом пути.

1

Поисковая работа


9

Историческая справка о истории развития города

1



10-11

Революционные события и установления советской власти. Джамбулская область в годы ВОВ

2



12

Населенные пункты расположенные на территории области

1

Практ на к/к


13

Верования и религии

1

Поиск информации


14

История становления и развития образования, науки, здравохранения

1



15

Исторические памятники

1

Экскурсия


16

Знаменитые земляки и выдающиеся люди

1

рефераты


17

Урок обобщения темы

1




Раздел 3. Промыслы, промышленность и сельское хозяйство

1



18

Ремесленничество, ковроткачество, вышивка


Смотр знаний


19

Ювелирное искусство

1



21-20

Развитие промышленности

2



22-23

От кочевого скотоводства до наших дней

2

Семинар



Раздел 4. Культурное наследие Казахстана




24

Обычаи, традиции, фольклор


Смртр знаний


25-26

Архитектурные памятники

2

Творческие работы


27

Самые яркие обычаи, обрядовые и культовые песни

1

Мастер -класс


28

Казахские народные праздники и игры.

1

Презентации


29

Казахский национальный костюм

1

Презентации


30

Музыкальное наследие

1

Презентации


31

Виртуальное путешествие по музею Первого Президента Казахстана

1

Семинар



Раздел 5. Культура Казахстана за ее пределами




32-33

Воссоздание памятников в странах зарубежья

2



34

Урок обобщения знаний

1
























































Список используемой литературы и нтернет- ресурса


Семенова М. И., Джамбульская область, А.-А., 1961; Казахстан, М., 1969 (Природные условия и естественные ресурсы СССР)...

slovari.yandex.ru~книги/БСЭ/Джамбульская область


ССЫЛКИ НА САЙТЫ О ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ


http://www.zhambyl.kz/


ru.wikipedia.org


zhambyl.stat.kz


news.gazeta.kzart.asp?aid=368434


autostan.kz


encyclopedia.kz


zomobo.net


ru.gulliway.org


ilike.kzwiki/show/1844


visitkazakhstan.kz


kazakhstan.orexca.comrus/zhambylskaya_oblast





Методическая программа. Краеведение. Вариативная часть ученического компонента
  • География
Описание:

Представленная программа по краеведению дает примерное распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет минимальный набор теоретических и практических занятий. Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно -  методическая: позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета.

 

Организационно -планирующая функция: предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала , определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Программа определяет инвариантную (обязательную) часть курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания. Таким образом, программа содействует сохранению единого информационного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Автор Бойкова Светлана Юрьевна
Дата добавления 28.12.2014
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1029
Номер материала 13571
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓