Инфоурок Иностранные языки Другие методич. материалыМетодическая копилка "Использование игровых технологий на уроках английского языка в старших классах"

Методическая копилка "Использование игровых технологий на уроках английского языка в старших классах"

Скачать материал

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………………….3

Глава 1. Игровые технологии как средство развития коммуникативных способностей на уроках английского языка…………………………………………………..4

1.1 Сущность понятия «Игровые технологии»………………………………………..4

1.2 Коммуникативная игра как способ формирования навыков общения

на уроках английского языка…………………………………………………………...6

Глава 2.  Использование коммуникативных игр на уроках английского языка

в школе с.Новогромово в старших классах……………………………………………8

2.1 «Мафия»……………………………………………………………………………..8

2.2 «Я – знаменитый»……………………………………………………………………9

2.3 «Элиас»……………………………………………………………………………...10

Заключение…………………………………………………………………………….13

Список использованной литературы……………………………………………….14

Приложение 1…………………………………………………………………………..15

Приложение 2………………………………………………………………………….16.

Приложение 3…………………………………………………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. Следовательно, одной из самых главных задач учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. Каждый учитель старается найти оптимальный способ для решения поставленной задачи. Пересматривается использование традиционных путей и способов воздействия на учащихся с целью их ознакомления с культурой страны изучаемого языка, внедряются новые технологии, одной из которых является игровая технология, которая способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков. Это и определяет актуальность данной работы.

Чтобы мои уроки были увлекательными, интересными и запоминающимися, я начала работу над самой интересной темой: «Игровые технологии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся».

Цель методической работы: активизировать коммуникативную деятельность учащихся на уроках английского языка в старших классах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- выделить дополнительные возможности для объяснения грамматического и лексического материала

- позволить в увлекательной форме запомнить незнакомые слова, фразы и целые конструкции

- развивать логическое мышление

- развивать воображение, творческое мышление

- способствовать развитию коммуникативных навыков

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать разрешению многих проблем, связанных с обучением детей старшего школьного возраста иностранному языку.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что данные игры  могут быть применены учителями иностранных языков в школах.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Игровые технологии как средство развития коммуникативных способностей на уроках английского языка

1.1 Сущность понятия «Игровые технологии»

Проблемами стимулирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка с использованием игровых приемов обучения занимались выдающие ученые (И.Л.Бим, С.С.Полат, Е.И.Пассов и многие другие). В методике преподавания иностранного языка игра рассматривается как ситуативное упражнение, с возможностью повторения речевого образца в условиях приближенных к реальным ситуациям.

Е.И. Пассов, в своей книге «Урок иностранного языка в школе» считает, что: «игра – это 1) деятельность; 2) мотивированность, отсутствие принуждения; 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная; 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5) развитие психических функций и способностей; 6) «учение с увлечением». Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». [9, С.38].

Игра является мощным стимулом к овладению языком. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться. Игра, как форма организации урока выполняет следующие задачи:

1.      Тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;

2.      Способствует многократному повторению языковых единиц;

3.      Создает психологическую готовность к реальному речевому общению.

 Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1. Обучающая функция -  развитие памяти, внимания, восприятии информации.

2. Воспитательная функция - воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре.

3. Развлекательная функция -  создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в увлекательное приключение.

4. Коммуникативная функция - создание атмосферы иноязычного общения, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

1) Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;

 2) Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 3) Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 4) Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.

Игра на уроке иностранного языка должна отвечать следующим требованиям:

1. Хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;

2. Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

3. Быть принята всей группой;

4.  Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

5. Проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;

6. Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;

7. Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.

Игра требует от каждого учащегося активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что они в состоянии общаться на иностранном языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряженной работы.

Существует несколько классификаций игр, однако необходимо подчеркнуть, что все они условны. Так, одни подразделяют игры на языковые и коммуникативные, другие на игры на взаимодействие и игры на соревнование, третьи выделяют лексические, грамматические, фонетические и орфографические. Нам более близка первая классификация, на которой остановимся более подробно.

 

1.2 Коммуникативная игра как способ формирования навыков общения на уроках английского языка

Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей.

Отличительной чертой всех учебных игр, используемых на уроке английского языка, является их коммуникативная направленность и обусловленность. А это как раз отвечает главной цели обучения любому иностранному языку и английскому в особенности – развитию коммуникативной компетенции, то есть, умению общаться. И здесь, конечно, нельзя не выделить коммуникативные игры в обучении английскому языку.

Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь возможность свободно продвигаться по комнате.

Основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.

Успешное завершение коммуникативной игры заключается в выполнении определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы, диаграммы или нахождения двух совпадающих картинок), нежели правильное построение структуры предложения (использование языка).

Важно отметить, что коммуникативная игра способствует познавательной активности учащихся при изучении английского языка, делает процесс овладения иностранным языком радостным, творческим и коллективным. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная — моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров.

Итак, можно сделать вывод, что коммуникативная игра – одно из самых важных средств развития коммуникативной компетенции на уроке английского языка. Для увеличения мотивации к изучению английского языка, а также для устранения языкового барьера среди учащихся старших классов школы с.Новогромово,  я применяю множество коммуникативных игр, о некоторых из которых я расскажу подробнее в Главе 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование коммуникативных игр на уроках английского языка в школе с.Новогромово в старших классах

2.1«Мафия»

Еще в середине прошлого столетия среди молодежи стали распространяться командные ролевые игры. Одной из самых популярных игр стала психологическая игра с детективным сюжетом «Мафия». Игра «Мафия» быстро распространилась по всему свету, трансформировалась и обросла новыми правилами, сюжетами, персонажами и разновидностями.

Оптимальное число игроков 8-16 человек, но можно играть и вдвоем. Игрокам раздаются карты, которые определяют их статус. Игрок сразу должен убрать карту. Никто не должен знать, кто есть кто. В процессе игры нужно выжить самому, уничтожить противников. Нельзя никому доверять. Обман узаконен. Чем дальше идет игра, тем нервознее становится обстановка, тем больше версий и подозрений строится и тем интереснее становится игрокам. В этой игре пригодится все: и актерская игра, и самообладание, и чуткость, и память, и логика, и интуиция. Все выводы о статусе игроков делаются на основании общения, поведения, повадок соперников. Кто-то активен, бурно реагирует на происходящее, кто-то отмалчивается, в этой игре человек раскрывается. Она учит понимать язык жестов, полунамеки и полутона в словах оппонента, учит вести переговоры. И все это в непринужденной атмосфере игры.

Правила игры:

Чтобы игра приносила удовольствие нужно знать, как играть в мафию. Некоторые тонкости правил следует при этом иметь в виду.

При раздаче карт игроки узнают свои роли. Ролей в городской мафии довольно много — мирный житель, мафия, доктор или шериф. Но тут есть одно но — игроки не должны показывать свои карты, пока игра не закончится. Зато разрешается говорить все что угодно и врать столько, сколько хочется.

1.Знакомство: Игроки выбирают город, в котором будут разворачиваться все действия:

— Let is be Istanbul, it’s my favourite city!

После того, как все знают, в каком городе живут, начинается знакомство в городе. У каждого игрока есть в распоряжении одна минута, чтобы рассказать свою историю. Истории всегда разные — длинные и смешные, короткие, но информационные.

2.Затем наступает ночь... «Ночью» без команды Ведущего всем игрокам запрещается открывать глаза. Ведущий говорит, кто просыпается:

— Mafia wakes up. Mafia has one minute to decide who they are going to kill. Mafia is asleep. Prostitute wakes up...

Далее ведущий составляет картину происшедшего за ночь.

3.Наступает утро... Ведущий сообщает кого убили. Убитые имеют 30 секунд, чтобы высказать свои подозрения или как-то еще помочь городу и мирным жителям выиграть. Но будьте внимательны — маньяк ночью убивает и не разбирается, поэтому вероятность того, что убитый — мафия очень велика, поэтому все равно не стоит верить на все 100%.

Время для дневного обсуждения начинается. Каждому игроку дается 1 минута, чтобы высказать свои подозрения. Но если вы хотите пойти дальше и выставить игрока на голосование, то вам необходимо номинировать его:

— I nominate Jolie for voting.

4.Голосование: Один участник игры голосует за одного кандидата. Если он воздержался, голос уходит за кого голосовали последним. После голосования, тому за кого отдали больше голосов, предоставляется последнее слово. За 30 секунд ему можно высказаться и поделиться подозрениями кто есть мафия. Затем игрок может только наблюдать за игрой. Во время и после этого всем игрокам в ходе игры запрещается с ним говорить. За нарушение — предупреждение.

Самому выбывшему игроку запрещено также вступать в общение с игроками жестами либо словами. Нарушение данного пункта карается отстранением его от следующей игры.

5.Автокатастрофа: ситуация «Автокатастрофа» — это когда два и более игрока получают одинаковое количество голосов. В данном случае им дается дополнительное время (одна минута), для оправдания себя. Если ситуация повторяется, то Ведущий спрашивает всех игроков, оставить их обоих, либо обоих удалить.

6.Предупреждения: для организации игры необходимо следить за порядком, именно поэтому за нарушение правил игроки получают предупреждения или, penalties.

Применение на уроках английского языка:

«Мафия» на английском языке сделает изучение языка увлекательным и динамичным. Живое общение поможет учащимся преодолеть языковой барьер, воспринимать на слух иноязычную речь, строить предложения, выражать свои мысли. (Приложение 1)

 

2.2 «Я – знаменитый»

Игра "Я знаменитый" или "Im famous" далеко не новая и известна практически всем с незапамятных времен как одна из простейших и увлекательных застольных игр. Но новое дыхание этой игре, по правилам очень схожей с популярной игрой "ассоциации", предал фильм Квентина Тарантино.

Правила игры:

Суть игры "Я знаменитый" заключается в том, что игроки сидя в кругу пишут друг другу имена известных личностей или персонажей и приклеивает бумагу с именем другому игроку на лоб. Таким образом, у каждого игрока на лбу имя знаменитости которого он не знает, но видят все вокруг. После чего начинается игра, в процессе которой игрок задает вопросы "о себе". Допускаются вопросы на которые можно ответить только «да» или «нет». Игрок может задавать вопросы о себе только до того момента как ему ответят "нет". Далее очередь переходит следующему игроку.

Применение на уроках английского языка

Эта игра поможет учащимся тренировать структуру общих вопросов в различных временах английского глагола, а также кратких ответов на них. У учащихся развивается логическое мышление, память. (Приложение 2)

2.3 «Элиас»

Алиас – это командная игра, задача которой заключается в том, чтобы объяснить слова своим товарищам по команде другими словами, используя, например, синонимы, антонимы и подсказки так, чтобы члены вашей команды смогли отгадать как можно больше слов прежде чем истечет время. Чем больше слов отгадала команда, тем больше она сможет сделать шагов вперед на игральной доске. Та команда, которая первой дойдет до финиша, побеждает в игре.

 

Цель игры — помочь другому игроку или команде правильно отгадать наибольшее количество слов, прежде чем полностью пересыплется песок в песочных часах. Фишки передвигаются по игровой доске в соответствии с правильно угаданными словами. Выигрывает команда, которая первой достигнет финиша. В этой игре Alias Вы найдёте все слова  на английском. Так как

Содержимое игры: игральная доска, 6 игральных фишек, карточки со словами и 1 песочные часы.

Правила игры:

1. Установите вращающуюся стрелку на игральной доске.

2. Расположите карточки со словами лицевой стороной вниз стопками рядом с каждой командой..

3. Каждая команда выбирает игральную фишку и кладет ее на поле старта.

4. Команды поочередно выбирают игрока, который будет объяснять слова в первом раунде. Данный игрок берет некоторое количество карточек со словами на игральной доске. На каждой карточке 5 слов. Затем другие команды выбирают число от 1 до 5, например -4. Песочные часы переворачиваются и игрок начинает объяснять слово под номером 4. Когда команда отгадывает правильный ответ, объясняющий кладет карточку на стол и начинает объяснять слово под номером 4 в следующей карточке.

5. Когда песок в часах заканчивается, другие команды кричат «Стоп!». Если игрок после этого продолжает объяснение слова, то все команды имеют право отгадывать. Команда, которая быстрей всех даст правильный ответ, побеждает и имеет право сделать один ход вперед на игральной доске.

6. Количество карточек на столе показывает, сколько ходов вперед может сделать команда.

7.Право хода переходит к следующей команде. Использованные карточки возвращаются вниз колоды. Неиспользованные карточки передаются следующему объясняющему, который возможно также захочет взять несколько новых карточек с доски.

8. Поля с числами на игральной доске пронумерованы от 1 до 5 и теперь номер слова, которое должно объясняться, будет определяться тем номером, на котором находится фишка команды. Члены команды по очереди объясняют слова.

9. На игральной доске есть также «специальные» поля. Когда фишка команды попадает на одно из этих полей в начале своего хода, то объясняется особый способ объяснения. Успешное выполнение заданий дает право команде раскрутить бонусный «волчок» и  продвинуться вперед быстрее.

10. Команда, которая первой дойдет до финиша, побеждает в игре!

Карточки со словами

Слова на карточках расположены в случайном порядке. Слова подобраны с учетом знаний школьников.

Объяснение слов

При объяснение слов нельзя использовать однокоренные слова и объяснять нужно только на английском языке. Можно использовать синонимы, антонимы. Отгаданное слово должно точно совпадать. Объясняющий игрок помогает отгадывающим найти правильную форму слова. Карточки со словами содержат: существительные с артиклем (определенным the, неопределенным a/an и нулевым -); глаголы в начальной форме (с частичкой to ); прилагательные, местоимения, предлоги. Отгадывать нужно до тех пор пока не кончится песок в часах.

Ошибки и пропуски

Если объясняющий игрок допускает ошибку- например, называет часть слова, указанного в карточке, слово не будет принято и команда должна сделать один ход назад. Поэтому каждая команда должна внимательно слушать объяснения других команд.

Если слово окажется слишком тяжелым или игрок его не знает, то можно пропустить это слово. Но нужно помнить, что придется сделать шаг назад.

Объяснение «специального» поля

Каждый раз, когда команде удается успешно выполнить задание «специального» поля, она имеет право раскрутить волчок, который дает бонусные очки. (от 1 до 3) Это означает, что команда может продвинуться на то количество полей, сколько она угадала  слов, плюс количество шагов, указанное стрелкой. Песочные часы используются также, как и при обычных объяснениях.

«Специальное» поле

В «Элиас» все игральные карточки разделены на 3 категории: «Слова», «Знаменитости», «Карты настроения/Смайлики », Каждый из видов карточек (кроме «Слов») обозначен на игровом поле особой зоной, попадая на которую игрок обязан взять карту из соответствующей колоды. В случае успешного выполнения задания команда может сделать дополнительные ходы!

Предположим, фишка команды оказалась на «специальном»  поле:

– Знаменитости.  Игрок берёт соответствующую карточку и старается объяснить как можно больше «известных людей» из списка. Если игрок  пропускает слово, то применяются обычные правила при пропуске слов. Если команда отгадает все 5 знаменитостей, она имеет право раскрутить бонусный волчок.

– Настроение. Эта карточка показывает с какими эмоциями вы должны объяснить слова: Радость, Смущение, Испуг… При имитации заданного эмоционального состояния можно использовать только свой голос, выражение лица и язык жестов. Если другие команды считают объяснения убедительными, то команда получает право раскрутить бонусный волчок. Карточка Смайлика показывается всем игрокам.

Применение на уроках английского языка:

Игра «Элиас» развивает у учащихся логическое мышление, память; снимает языковой барьер.  А также она способствует запоминанию новых слов, автоматизации структуры предложения.

    

 

 

Заключение

 

Целью данной работы была активизация коммуникативной деятельности учащихся на уроках английского языка в старших классах с помощью игровых технологий. Я выяснила, что применение игрового метода обучения способствует выполнению важных задач по формированию коммуникативной компетенции, а именно: 1.создание психологической готовности учащихся к речевому общению; 2.обеспечение естественной необходимости многократного повторения  лексического материала; 3.тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи.

Первая глава была посвящена игровым технологиям, в том числе и коммуникативным играм.

Во второй главе я подробно рассказала о трех самых увлекательных коммуникативных играх на английском языке для старших школьников. Все игры разработаны с учетом реальных знаний учащихся.

На основе этого анализа можно подвести итоги и сказать, что  игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку. В игре активизируются мыслительные процессы, совершенствуются речевые навыки учащихся и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

В своей педагогической практике я часто использую игровые технологии, однако в обучении английскому языку учащихся 9-11 классов отдаю предпочтение коммуникативным играм. Использование игр положительно сказывается в повышении качества знаний по английскому языку, уровня учебной мотивации к изучаемому предмету и сохранения психологической комфортности обучаемых в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы / И. А. Зимняя.  М.: Просвещение, 1978.  159 с.

2.Каркусова  Д. М. Учим  английскому языку, играя. Пособие для учителей.- Ростов н/Д: Феникс, 2007

3.Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языкую. СПб.: КАРО, 2006.

4.Леонтьев, А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. М., 1989. 320 с.

5.Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие/ Е. А. Маслыко, А. Ф. 

6.Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М – Просвещение, 1991.

7. Утевская, Н. Л. Игры на английском языке / Н. Л. Утевская // Иностранный язык в школе.  1979.  №3. С. 94-96.

8.Электронный ресурс: http://www.englishfirst.ru/englishfirst/englishstudy/articles/games3.aspx

9. Электронный ресурс:

http://www.prodlenka.org/pedagogicheskaia-masterskaia/igrovaia-tekhnologiia-na-urokakh-angliiskogo-iazyka.html

10. Электронный ресурс: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_10_4_1915.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Приложение 3

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая копилка "Использование игровых технологий на уроках английского языка в старших классах""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инженер по охране окружающей среды

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………………………...

Глава 1. Игровые технологии как средство развития коммуникативных способностей на уроках английского языка…………………………………………………….

1.1 Сущность понятия «Игровые технологии»………………………………………….

1.2 Коммуникативная игра как способ формирования навыков общения

на уроках английского языка………………………………………………………….....

Глава 2.  Использование коммуникативных игр на уроках английского языка

в школе с.Новогромово в старших классах……………………………………………

2.1 «Мафия»……………………………………………………………………………..

2.2 «Я – знаменитый»……………………………………………………………………

2.3 «Элиас»………………………………………………………………………………...

Заключение……………………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………………

Приложение 1……………………………………………………………………………

Приложение 2…………………………………………………………………………….

Приложение 3……………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к изучению английского языка, который признан языком профессионального общения в разных областях деятельности. Следовательно, одной из самых главных задач учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. Каждый учитель старается найти оптимальный способ для решения поставленной задачи. Пересматривается использование традиционных путей и способов воздействия на учащихся с целью их ознакомления с культурой страны изучаемого языка, внедряются новые технологии, одной из которых является игровая технология, которая способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранных языков. Это и определяет актуальность данной работы.

Чтобы мои уроки были увлекательными, интересными и запоминающимися, я начала работу над самой интересной темой: «Игровые технологии как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся».

Цель методической работы: активизировать коммуникативную деятельность учащихся на уроках английского языка в старших классах.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- выделить дополнительные возможности для объяснения грамматического и лексического материала

- позволить в увлекательной форме запомнить незнакомые слова, фразы и целые конструкции

- развивать логическое мышление

- развивать воображение, творческое мышление

- способствовать развитию коммуникативных навыков

Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать разрешению многих проблем, связанных с обучением детей старшего школьного возраста иностранному языку.

Практическая ценность данной работы состоит в том, что данные игры  могут быть применены учителями иностранных языков в школах.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Игровые технологии как средство развития коммуникативных способностей на уроках английского языка

1.1 Сущность понятия «Игровые технологии»

Проблемами стимулирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка с использованием игровых приемов обучения занимались выдающие ученые (И.Л.Бим, С.С.Полат, Е.И.Пассов и многие другие). В методике преподавания иностранного языка игра рассматривается как ситуативное упражнение, с возможностью повторения речевого образца в условиях приближенных к реальным ситуациям.

Е.И. Пассов, в своей книге «Урок иностранного языка в школе» считает, что: «игра – это 1) деятельность; 2) мотивированность, отсутствие принуждения; 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная; 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5) развитие психических функций и способностей; 6) «учение с увлечением». Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». [9, С.38].

Игра является мощным стимулом к овладению языком. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться. Игра, как форма организации урока выполняет следующие задачи:

1.      Тренирует учащихся в выборе нужного речевого клише;

2.      Способствует многократному повторению языковых единиц;

3.      Создает психологическую готовность к реальному речевому общению.

 Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1. Обучающая функция -  развитие памяти, внимания, восприятии информации.

2. Воспитательная функция - воспитание такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре.

3. Развлекательная функция -  создание благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в увлекательное приключение.

4. Коммуникативная функция - создание атмосферы иноязычного общения, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

1) Дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;

 2) Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 3) Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 4) Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.

Игра на уроке иностранного языка должна отвечать следующим требованиям:

1. Хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;

2. Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

3. Быть принята всей группой;

4.  Снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

5. Проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;

6. Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;

7. Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.

Игра требует от каждого учащегося активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что они в состоянии общаться на иностранном языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут ждать как отдыха и развлечения на фоне трудной и подчас напряженной работы.

Существует несколько классификаций игр, однако необходимо подчеркнуть, что все они условны. Так, одни подразделяют игры на языковые и коммуникативные, другие на игры на взаимодействие и игры на соревнование, третьи выделяют лексические, грамматические, фонетические и орфографические. Нам более близка первая классификация, на которой остановимся более подробно.

 

1.2 Коммуникативная игра как способ формирования навыков общения на уроках английского языка

Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей.

Отличительной чертой всех учебных игр, используемых на уроке английского языка, является ихкоммуникативная направленность и обусловленность. А это как раз отвечает главной цели обучения любому иностранному языку и английскому в особенности – развитию коммуникативной компетенции, то есть, умению общаться. И здесь, конечно, нельзя не выделить коммуникативные игры в обучении английскому языку.

Коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь возможность свободно продвигаться по комнате.

Основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.

Успешное завершение коммуникативной игры заключается в выполнении определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы, диаграммы или нахождения двух совпадающих картинок), нежели правильное построение структуры предложения (использование языка).

Важно отметить, что коммуникативная игра способствует познавательной активности учащихся при изучении английского языка, делает процесс овладения иностранным языком радостным, творческим и коллективным. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная — моделирует способ совместной деятельности речевых партнеров.

Итак, можно сделать вывод, что коммуникативная игра – одно из самых важных средств развития коммуникативной компетенции на уроке английского языка. Для увеличения мотивации к изучению английского языка, а также для устранения языкового барьера среди учащихся старших классов школы с.Новогромово,  я применяю множество коммуникативных игр, о некоторых из которых я расскажу подробнее в Главе 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Использование коммуникативных игр на уроках английского языка в школе с.Новогромово в старших классах

2.1«Мафия»

Еще в середине прошлого столетия среди молодежи стали распространяться командные ролевые игры. Одной из самых популярных игр стала психологическая игра с детективным сюжетом «Мафия». Игра «Мафия» быстро распространилась по всему свету, трансформировалась и обросла новыми правилами, сюжетами, персонажами и разновидностями.

Оптимальное число игроков 8-16 человек, но можно играть и вдвоем. Игрокам раздаются карты, которые определяют их статус. Игрок сразу должен убрать карту. Никто не должен знать, кто есть кто. В процессе игры нужно выжить самому, уничтожить противников. Нельзя никому доверять. Обман узаконен. Чем дальше идет игра, тем нервознее становится обстановка, тем больше версий и подозрений строится и тем интереснее становится игрокам. В этой игре пригодится все: и актерская игра, и самообладание, и чуткость, и память, и логика, и интуиция. Все выводы о статусе игроков делаются на основании общения, поведения, повадок соперников. Кто-то активен, бурно реагирует на происходящее, кто-то отмалчивается, в этой игре человек раскрывается. Она учит понимать язык жестов, полунамеки и полутона в словах оппонента, учит вести переговоры. И все это в непринужденной атмосфере игры.

Правила игры:

Чтобы игра приносила удовольствие нужно знать, как играть в мафию. Некоторые тонкости правил следует при этом иметь в виду.

При раздаче карт игроки узнают свои роли. Ролей в городской мафии довольно много — мирный житель, мафия, доктор или шериф. Но тут есть одно но — игроки не должны показывать свои карты, пока игра не закончится. Зато разрешается говорить все что угодно и врать столько, сколько хочется.

1.Знакомство: Игроки выбирают город, в котором будут разворачиваться все действия:

— Let is be Istanbul, it’s my favourite city!

После того, как все знают, в каком городе живут, начинается знакомство в городе. У каждого игрока есть в распоряжении одна минута, чтобы рассказать свою историю. Истории всегда разные — длинные и смешные, короткие, но информационные.

2.Затем наступает ночь... «Ночью» без команды Ведущего всем игрокам запрещается открывать глаза. Ведущий говорит, кто просыпается:

— Mafia wakes up. Mafia has one minute to decide who they are going to kill. Mafia is asleep. Prostitute wakes up...

Далее ведущий составляет картину происшедшего за ночь.

3.Наступает утро... Ведущий сообщает кого убили. Убитые имеют 30 секунд, чтобы высказать свои подозрения или как-то еще помочь городу и мирным жителям выиграть. Но будьте внимательны — маньяк ночью убивает и не разбирается, поэтому вероятность того, что убитый — мафия очень велика, поэтому все равно не стоит верить на все 100%.

Время для дневного обсуждения начинается. Каждому игроку дается 1 минута, чтобы высказать свои подозрения. Но если вы хотите пойти дальше и выставить игрока на голосование, то вам необходимо номинировать его:

— I nominate Jolie for voting.

4.Голосование: Один участник игры голосует за одного кандидата. Если он воздержался, голос уходит за кого голосовали последним. После голосования, тому за кого отдали больше голосов, предоставляется последнее слово. За 30 секунд ему можно высказаться и поделиться подозрениями кто есть мафия. Затем игрок может только наблюдать за игрой. Во время и после этого всем игрокам в ходе игры запрещается с ним говорить. За нарушение — предупреждение.

Самому выбывшему игроку запрещено также вступать в общение с игроками жестами либо словами. Нарушение данного пункта карается отстранением его от следующей игры.

5.Автокатастрофа: ситуация «Автокатастрофа» — это когда два и более игрока получают одинаковое количество голосов. В данном случае им дается дополнительное время (одна минута), для оправдания себя. Если ситуация повторяется, то Ведущий спрашивает всех игроков, оставить их обоих, либо обоих удалить.

6.Предупреждения: для организации игры необходимо следить за порядком, именно поэтому за нарушение правил игроки получают предупреждения или, penalties.

Применение на уроках английского языка:

«Мафия» на английском языке сделает изучение языка увлекательным и динамичным. Живое общение поможет учащимся преодолеть языковой барьер, воспринимать на слух иноязычную речь, строить предложения, выражать свои мысли. (Приложение 1)

 

2.2 «Я – знаменитый»

Игра "Я знаменитый" или "Im famous" далеко не новая и известна практически всем с незапамятных времен как одна из простейших и увлекательных застольных игр. Но новое дыхание этой игре, по правилам очень схожей с популярной игрой "ассоциации", предал фильм Квентина Тарантино.

Правила игры:

Суть игры "Я знаменитый" заключается в том, что игроки сидя в кругу пишут друг другу имена известных личностей или персонажей и приклеивает бумагу с именем другому игроку на лоб. Таким образом, у каждого игрока на лбу имя знаменитости которого он не знает, но видят все вокруг. После чего начинается игра, в процессе которой игрок задает вопросы "о себе". Допускаются вопросы на которые можно ответить только «да» или «нет». Игрок может задавать вопросы о себе только до того момента как ему ответят "нет". Далее очередь переходит следующему игроку.

Применение на уроках английского языка

Эта игра поможет учащимся тренировать структуру общих вопросов в различных временах английского глагола, а также кратких ответов на них. У учащихся развивается логическое мышление, память. (Приложение 2)

2.3 «Элиас»

Алиас – это командная игра, задача которой заключается в том, чтобы объяснить слова своим товарищам по команде другими словами, используя, например, синонимы, антонимы и подсказки так, чтобы члены вашей команды смогли отгадать как можно больше слов прежде чем истечет время. Чем больше слов отгадала команда, тем больше она сможет сделать шагов вперед на игральной доске. Та команда, которая первой дойдет до финиша, побеждает в игре.

 

Цель игры — помочь другому игроку или команде правильно отгадать наибольшее количество слов, прежде чем полностью пересыплется песок в песочных часах. Фишки передвигаются по игровой доске в соответствии с правильно угаданными словами. Выигрывает команда, которая первой достигнет финиша. В этой игре Alias Вы найдёте все слова  на английском. Так как

Содержимое игры: игральная доска, 6 игральных фишек, карточки со словами и 1 песочные часы.

Правила игры:

1. Установите вращающуюся стрелку на игральной доске.

2. Расположите карточки со словами лицевой стороной вниз стопками рядом с каждой командой..

3. Каждая команда выбирает игральную фишку и кладет ее на поле старта.

4. Команды поочередно выбирают игрока, который будет объяснять слова в первом раунде. Данный игрок берет некоторое количество карточек со словами на игральной доске. На каждой карточке 5 слов. Затем другие команды выбирают число от 1 до 5, например -4. Песочные часы переворачиваются и игрок начинает объяснять слово под номером 4. Когда команда отгадывает правильный ответ, объясняющий кладет карточку на стол и начинает объяснять слово под номером 4 в следующей карточке.

5. Когда песок в часах заканчивается, другие команды кричат «Стоп!». Если игрок после этого продолжает объяснение слова, то все команды имеют право отгадывать. Команда, которая быстрей всех даст правильный ответ, побеждает и имеет право сделать один ход вперед на игральной доске.

6. Количество карточек на столе показывает, сколько ходов вперед может сделать команда.

7.Право хода переходит к следующей команде. Использованные карточки возвращаются вниз колоды. Неиспользованные карточки передаются следующему объясняющему, который возможно также захочет взять несколько новых карточек с доски.

8. Поля с числами на игральной доске пронумерованы от 1 до 5 и теперь номер слова, которое должно объясняться, будет определяться тем номером, на котором находится фишка команды. Члены команды по очереди объясняют слова.

9. На игральной доске есть также «специальные» поля. Когда фишка команды попадает на одно из этих полей в начале своего хода, то объясняется особый способ объяснения. Успешное выполнение заданий дает право команде раскрутить бонусный «волчок» и  продвинуться вперед быстрее.

10. Команда, которая первой дойдет до финиша, побеждает в игре!

Карточки со словами

Слова на карточках расположены в случайном порядке. Слова подобраны с учетом знаний школьников.

Объяснение слов

При объяснение слов нельзя использовать однокоренные слова и объяснять нужно только на английском языке. Можно использовать синонимы, антонимы. Отгаданное слово должно точно совпадать. Объясняющий игрок помогает отгадывающим найти правильную форму слова. Карточки со словами содержат: существительные с артиклем (определенным the, неопределенным a/an и нулевым -); глаголы в начальной форме (с частичкой to ); прилагательные, местоимения, предлоги. Отгадывать нужно до тех пор пока не кончится песок в часах.

Ошибки и пропуски

Если объясняющий игрок допускает ошибку- например, называет часть слова, указанного в карточке, слово не будет принято и команда должна сделать один ход назад. Поэтому каждая команда должна внимательно слушать объяснения других команд.

Если слово окажется слишком тяжелым или игрок его не знает, то можно пропустить это слово. Но нужно помнить, что придется сделать шаг назад.

Объяснение «специального» поля

Каждый раз, когда команде удается успешно выполнить задание «специального» поля, она имеет право раскрутить волчок, который дает бонусные очки. (от 1 до 3) Это означает, что команда может продвинуться на то количество полей, сколько она угадала  слов, плюс количество шагов, указанное стрелкой. Песочные часы используются также, как и при обычных объяснениях.

«Специальное» поле

В «Элиас» все игральные карточки разделены на 3 категории: «Слова», «Знаменитости», «Карты настроения/Смайлики », Каждый из видов карточек (кроме «Слов») обозначен на игровом поле особой зоной, попадая на которую игрок обязан взять карту из соответствующей колоды. В случае успешного выполнения задания команда может сделать дополнительные ходы!

Предположим, фишка команды оказалась на «специальном»  поле:

– Знаменитости.  Игрок берёт соответствующую карточку и старается объяснить как можно больше «известных людей» из списка. Если игрок  пропускает слово, то применяются обычные правила при пропуске слов. Если команда отгадает все 5 знаменитостей, она имеет право раскрутить бонусный волчок.

– Настроение. Эта карточка показывает с какими эмоциями вы должны объяснить слова: Радость, Смущение, Испуг… При имитации заданного эмоционального состояния можно использовать только свой голос, выражение лица и язык жестов. Если другие команды считают объяснения убедительными, то команда получает право раскрутить бонусный волчок. Карточка Смайлика показывается всем игрокам.

Применение на уроках английского языка:

Игра «Элиас» развивает у учащихся логическое мышление, память; снимает языковой барьер.  А также она способствует запоминанию новых слов, автоматизации структуры предложения.

    

 

 

Заключение

Целью данной работы была активизация коммуникативной деятельности учащихся на уроках английского языка в старших классах с помощью игровых технологий. Я выяснила, что применение игрового метода обучения способствует выполнению важных задач по формированию коммуникативной компетенции, а именно: 1.создание психологической готовности учащихся к речевому общению; 2.обеспечение естественной необходимости многократного повторения  лексического материала; 3.тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к спонтанной речи.

В первой главе была посвящена игровым технологиям, их классификации и  коммуникативным играм.

Во второй главе я подробно рассказала о трех самых увлекательных коммуникативных играх на английском языке для старших школьников. Все игры разработаны с учетом реальных знаний учащихся.

На основе этого анализа можно подвести итоги и сказать, что  игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения иностранному языку. В игре активизируются мыслительные процессы, совершенствуются речевые навыки учащихся и возрастает мотивация к изучению иностранного языка.

В своей педагогической практике я часто использую игровые технологии, однако в обучении английскому языку учащихся 9-11 классов отдаю предпочтение коммуникативнымиграм. Использование игр положительно сказывается в повышении качества знаний по английскому языку, уровня учебной мотивации к изучаемому предмету и сохранения психологической комфортности обучаемых в учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы / И. А. Зимняя.  М.: Просвещение, 1978.  159 с.

2.Каркусова  Д. М. Учим  английскому языку, играя. Пособие для учителей.- Ростов н/Д: Феникс, 2007

3.Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языкую. СПб.: КАРО, 2006.

4.Леонтьев, А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. М., 1989. 320 с.

5.Настольная книга преподавателя и

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 508 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 2913
    • DOCX 1.7 мбайт
    • 42 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гора Анна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гора Анна Николаевна
    Гора Анна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 7666
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Английский язык: теория и методика преподавания в дошкольном образовании

Учитель

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 231 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 458 человек

Курс профессиональной переподготовки

Немецкий язык: теория и методика обучения иностранному языку в образовательной организации

Учитель немецкого языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 272 человека из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 054 человека

Курс повышения квалификации

Основы билингвального обучения иностранным языкам

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 59 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе