Главная / Начальные классы / Методическая книжка-малышка на тему "Имя прилагательное - слово волшебник?"

Методическая книжка-малышка на тему "Имя прилагательное - слово волшебник?"

Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.

2. О признаках и значении прилагательного.

Я слово замечательное,

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.



7. «Резюме» урока.

Каждый ученик получает полоску определенного цвета (синюю, зеленую, красную) с частью предложения. Дети объединяются в группы в соответствии с цветами полосок и составляют из слов предложения, а затем читают хором.

  • Красные полоски: язык, сила, Русский, слабого.

  • Зеленые полоски: ошибиться, умей, Умел, и поправиться.

  • Синие полоски: язык, Русский, выразительный, звучный, и.

(Русский язык сила слабого. Умел ошибиться, умей и поправиться. Русский язык звучный и выразительный.)

– Объясните смысл пословиц. Можно ли их соотнести с темой урока?

-  А какие слова помогают сделать русский язык звучным и выразительным?





государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №22

г.о. чапаевск самарская область









Мастер – класс

«Имя прилагательное -

слово - «волшебник»?









Подготовила и провела учитель начальных классов

высшей категории

Вершинина Наталья Викторовна





Предметные задачи:

  • закрепление грамматических признаков имени прилагательного,

  • закрепление умения подбирать признаки прилагательных,

  • наблюдение за изменением форм имен прилагательных,

  • развивать умение определять род, число  имени прилагательного.

Метапредметные задачи: создать условия для развития у учащихся:

  • интереса к учебному материалу;

  • стремления к познавательной деятельности;

  • умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

  • навыков коммуникации (самостоятельно вносить необходимые коррективы в собственные действия в сотрудничестве с одноклассниками);

  • умения строить монологическое высказывание с использованием специальной терминологии;

  • умения работать с информацией (задавать вопросы, фиксировать информацию, полученную путем наблюдений, анализа текста, обобщать информацию в словесной, графической, табличной форме);

  • умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.


Эпиграф:

«hello_html_m240bc17f.jpgЗнание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».

Л.Н. Толстой.

- Когда смотришь на эту картину, охватывает чувство радости и восхищения природой. Картина поражает чистотой света. Я предлагаю вам ознакомиться с удивительно красивым текстом, отражающим настроение картины. Но чтобы он зазвучал, нужно выполнить следующее задание: дополнить окончания прилагательных, назвать их грамматические признаки.

Текст и картинка на нетбуке учащихся__.

Настали чудесн( ) солнечн( ) декабрьск( ) деньки. В природе творилось что-то необычное. Казалось, она праздновала какое-то небывалое торжество лазорев( ) неба, жемчужн( ) берез, кораллов( ) веток, сапфиров( ) теней.

Словарная работа к тексту

Лазоревый – в народной словесности: голубой, лазурный.

Жемчужный – чисто-белый с блеском, напоминающий жемчуг.

Коралловый – светло-красный, цвета красного коралла.

Сапфировый – синий, цвета сапфира.

5. Игра «Преврати – ка!»

- Преврати имена существительные в прилагательные: луна, солома, традиция, серебро, кожа, орёл, олово, камень, авиация.

- Преврати словосочетания «сущ. + сущ.» в «прил. + сущ.»: профессия актёра, доспехи рыцаря, костюм матроса, сеть рыбака, коллекция любителя, сабля черкеса.

  1. Стихи об имени прилагательном.



  1. О значении и связи с существительным.

У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!

  1. Мини – гейм «Подобрать прилагательные (характеристики) сказочным героям».

-hello_html_m633e6f5.jpg Назвать автора сказки, сказку и охарактеризовать героя.

1 слайд    « Красная шапочка»

hello_html_m18c087ff.jpg

2 слайд       «Сказка о золотом петушке».

hello_html_3ecc4e0e.jpg


3 слайд       «Стойкий

оловянный солдатик».

hello_html_m48af900a.jpg


4 слайд       «Гадкий утёнок».

hello_html_2fac58a.jpg


5 слайд       «Дикие лебеди».


hello_html_26ae4256.jpg

  • слайд «Снежная королева»



  1. Программируемый - опрос. Слайд презентации.

Работа учащихся на нетбуках.





hello_html_m77ff643d.jpg

Система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение и расширение материала, как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. В I классе учащиеся наблюдают над лексическим значением имен прилагательных, учатся ставить к этим словам вопросы какой? какая? какое? какие?; во II классе изучаются изменения прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных, в III, IV классах — склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Одновременно на уроках русского языка и чтения в речь детей вводятся новые имена прилагательные, уточняется смысл ранее известных. Формируется умение правильно употреблять их в связной речи.

Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Прилагательные обозначают признак предмета. Сущность смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в связи с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от имени существительного. Поэтому для понимания имен прилагательных важно уже с I класса направить внимание детей на установление зависимости имени прилагательного от имени существительного.

Распознавание прилагательных среди других частей речи представляет определенную трудность для младших школьников. Особенно затрудняют прилагательные, лексическое значение которых не совпадает с грамматическим (сыпучий, пахучий, висячий). Учащиеся нередко относят к прилагательным имена существительные доброта, храбрость, голубизна, т. е. существительные, обозначающие качества.

Первоначальное ознакомление с прилагательными (пока еще и без термина), естественно, начинается с наблюдений над лексическим значением прилагательных и вопросов, на которые они отвечают. Признаки предметов разнообразны и могут характеризовать предмет со стороны цвета, формы, величины, материала, назначения, принадлежности и т. д. Следовательно, для формирования понятия нужно раскрыть это многостороннее значение прилагательных.

Учитель показывает предмет или рисунок предмета, учащиеся называют его признаки и записывают, например: мяч (к а к о й?) красный, круглый, резиновый, легкий, маленький. Лента (к а к а я?) синяя, широкая...

Обязательно отмечается, что написаны слова, а предмет с его признаками есть в жизни, нас окружающей.

Осознанию учащимися роли в нашей речи слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?, способствует, например, сравнение текста без имен прилагательных и с именами прилагательными. Точность описания значительно повышается, если используются слова, обозначающие признаки предметов.

Правильная постановка к словам вопросов какой? какая? какое? по своей сути связана с пониманием рода имен существительных и имен прилагательных и синтаксической зависимости имен прилагательных от имен существительных. Поскольку с категорией рода учащиеся знакомятся только во II классе, первоклассники учатся ставить вопрос практически, руководствуясь смыслом слов: помидор какой? спелый, слива какая? спелая, яблоко какое? спелое. Распознавание слов, отвечающих на вопрос какие?, и слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? (единственное и множественное число), целесообразно связать с наблюдениями над количеством предметов. Это вносит элемент осознанности в действия учащихся.

Большое место при изучении имён прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные описания, экскурсии в лес, в парк, описание деревьев, птиц, зверей. Широкое применение на уроках находит наглядность в виде предметов, картин, предметных рисунков. В ходе наблюдений за теми или другими явлениями учащиеся учатся выделять признаки предметов и подбирать точные слова, называющие эти признаки. Эффективными являются следующие виды упражнений:

  1. Игра - эрудит.

Отгадаем загадки, построенные на описании. Назвать отгадку и дать обоснование. Какая часть речи помогает более ярко представить предмет?

  • Земля беленькая, а птички на ней чёрненькие. (Книга.)


  • Чёрный Ивашка, деревянная рубашка.

Где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш.)


  • Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка с ниткой.)


  • Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко.)


  • Маленький, лёгонький, тяжко поднять. (Уголёк.)

  • Полна изба парней с чёрными головками. (Коробок спичек.)


  1. Игра «Иду в гости».

А сейчас вы пойдете в гости. У кого карточка, тот хозяин, тот зовёт к себе гостей. У них будет задание – к существительному подобрать имя прилагательное. Помните, имена прилагательные не только описывают предмет, но и характеризуют его.

Называете признак и обоснуйте характеристику предмета.

( у «хозяев» картинки лисы, медведя, молоко, сорока, собака, карандаш, капуста, завод, ягоды, у «гостей» карточки с признаками прилагательных и собственный признак):

1) форма и положение предмета в пространстве;

2) размер;

3) физические характеристики;

4) черты характера, физиологические и интеллектуальные свойства; 5) пространственные и временные характеристики;

6) материал, из которого сделан предмет;

7) действия и состояния предмета;

8) принадлежность предмета.

Методическая книжка-малышка на тему "Имя прилагательное - слово волшебник?"
  • Начальные классы
Описание:

В данном пособии во вступительном слове раскрыта работа учителя по теме "Имя прилагательное" в разных классах начальной школы.

Цель книжки: научить школьников находить в тексте имена прилагательные, существительные, связанные с ними, различать грамматические и лексические признаки прилагательных.

Далее предлагаются методические приёмы, используемые на разных этапах урока по данной теме.

Предлагается пропедевтическая работа по отработке характеристики прилагательных с разных сторон в форме игры.

Для повышения мотивации учащихся все приёмы проводятся в ворме игры или в форме диалога. 

Автор Вершинина Наталья Викторовна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 768
Номер материала 21159
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓