Главная / Директору-завучу / методическая разработка « Учебно-воспитательная здоровьесберегающая технология формирования толерантных отношений в образовательном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

методическая разработка « Учебно-воспитательная здоровьесберегающая технология формирования толерантных отношений в образовательном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Абакумова Н.А.- заместитель директора

по учебно-воспитательной работе МКОУ № 365


« Учебно-воспитательная здоровьесберегающая технология

формирования толерантных отношений

в образовательном учреждении

для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

Актуальность

Инклюзивное образование- одна из наиболее актуальных проблем совершенствования нашей образовательной системы, - это мировой процесс, веление времени и общества, достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития.

Совместное обучение здоровых детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья –недалекая перспектива. В ближайшие годы, судя по степени разработанности специальных образовательных стандартов, мы будем говорить в плане инклюзии о наиболее благополучных детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) , которые «уходят» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы. Знание педагогами общеобразовательных школ особых по своему характеру потребностей, свойственных всем детям с ОВЗ- один из основных факторов успешности работы в области здоровьесбережения:

  • Знание педагогами основ дефектологии; учет особенностей и нарушений в деятельности высших психических функций;

  • введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах  образования нормально развивающихся сверстников;

  • использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

  • индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

  • обеспечение особых пространственной и временной организации образовательной среды;

  • максимальное раздвижение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения .

Для организации коррекционной помощи нуждающимся в ней детям в структуру основной образовательной программы начального общего образования как обязательная составляющая включена «Программа коррекционной работы», в других структурных частях основной общеобразовательной программы- созданию специальных условий для этой категории детей тоже должно быть уделено достаточно внимания.

Думаем, что некоторые результаты работы нашего образовательного учреждения в области оптимизации здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будут интересны педагогическим коллективам школ, заинтересованным в качественном общем образовании «для всех и для каждого», послужат материалом для написания «программ коррекционной работы», «программы здорового образа жизни» , «программы духовно-нравственного развития и воспитания»

Одним из актуальных направлений в области здоровьесбережения является формирование толерантных отношений к людям с инвалидностью.

Воспитание толерантности – одна из целей, поставленных государством

перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох и перехода от традиционной, учебно-дисциплинарной манипулятивной педагогики к педагогике толерантности, ненасилия, партнерства, сотрудничества, взаиморазвития и сотворчества. В настоящее время очевидно повышение научного и общественного интереса в стране и за рубежом к проблеме воспитания толерантного отношения к людям-инвалидам в период дошкольного детства и младшего школьного возраста.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к людям-инвалидам, к их образу жизни, привычкам всегда существовал и продолжает существовать как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах.. Воспитание толерантности связано с приобщением ребенка к миру общечеловеческих ценностей – отзывчивости, терпения, принятия, доброжелательности, чуткости, сочувствия. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду – драгоценный талант, который встречается все реже. От воспитания у детей общечеловеческих качеств зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества.

База толерантного отношения к людям-инвалидам должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации.

Существенную роль в решении проблемы воспитания толерантности играет детский сад, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, формального и неформального общения. В условиях интегрированного обучения педагогу легче выстроить ситуации общения, показать модели нужного поведения. В условиях отсутствия условий интегрированного обучения выходом из сложившейся ситуации может стать моделирование в детском саду ситуаций взаимодейст­вия с людьми с инвалидностью, предполагающее четкое представление культурных универсалий в виде ценностей ненасилия, создание условий для переживания конкретного чувст­венного опыта, осознания и осмысления ценностей взаимного уважения.

С этой целью разработан цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.

Образовательный комплекс «начальная школа-детский сад» представляет уникальную возможность для продолжения данной работы и совершенствования содержания на более осознанном уровне при поступлении в школу. Преемственная тематическая связь сохраняется при прохождении тем цикла занятий. Однако, в школьном возрасте содержание занятий расширяется за счет включения дополнительных блоков. Сами занятия образуют познавательный блок. Задачи эмоционально-волевого (тренингового) блока решаются с помощью тренировочных упражнений на занятиях, в урочной и внеурочной деятельности, непосредственно не связанной с занятиями. Диагностико-исследовательский (мониторинговый) блок включает в себя комплекс диагностических методик и помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения. Наконец, деятельный блок реализует полученные школьниками знания в виде социальных проектов, акций, общественно-полезной деятельности.

Все блоки взаимосвязаны, дополняют друг друга, хотя и имеют свою воспитательно-образовательную ценность.

Цикл занятий по формированию толерантных отношений

к детям с инвалидностью. (старший дошкольный возраст)

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Тематический  план  занятий для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)


п/п

Тема занятия

Цель, задачи, направленность

1.

Добро и зло.

Подвести воспитанников к истинному смыслу (значению) указанных  категорий. Формирование потребности в доброжелательных  взаимоотношениях.

2.

Добрые  отношения с друзьями.

Понятие  «дружба»: содержание понятия, особенности дружеских отношений, «правила» взаимодействия;
Формирование навыков точного  межличностного восприятия.

3.

Справедливость  и  сочувствие.

Осознание смысла нравственных категорий «справедливость, сочувствие»; развитие навыков  самопознания, конструктивного взаимодействия.

4.

Честность и лживость.

Разбор содержательной стороны понятий, сопоставление понятий,  их воздействие на жизнь человека; формирование потребности в искренних, правдивых  взаимоотношениях.

5.

Уважение  к  людям.

Познакомить детей с понятием «уважение», что оно включает в себя, от чего  зависит, как мы влияем на проявление уважения/ неуважения  людей к нам.

6.

Люди с инвалидностью. Как с ними общаться.

Раскрытие понятия «человек с инвалидностью» как человек с ограниченными возможностями. Ограничения в здоровье и способы общения с такими людьми.

7.

Чувства людей с инвалидностью.

Переживание опыта общения с людьми с инвалидностью. Формирование чувства сопричастности, безбоязненного общения.

8, 9.

Достижения людей с инвалидностью.

Показать детям примеры мужества, силы в преодолении ограничений в здоровье.

10.

Мир один для всех.

Фестиваль достижений воспитанников. Презентации совместной детско-взрослой проектной деятельности по теме.

Ожидаемые результаты реализации деятельности: В результате выпускники детского сада знают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети могут понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.


Цикл занятий, тренировочных упражнений, общественно-полезной деятельности по формированию толерантных установок (младший школьный возраст, 8-10 лет)

1 блокобразовательно-воспитательный (познавательный), представлен системой классных часов, диспутов, бесед.

Основная цель всего цикла занятий с младшими школьниками — создание условий для формирования у здоровых детей уважения к правам окружающих их детей-инвалидов с целью снижения социальной и психологической напряженности в семье и обществе в целом, создания гуманистических тенденций, занимающих приоритетное направление в демократическом обществе.

Тематическое планирование занятий с младшими школьниками

№ п\п

Название занятий

Основная цель

1.

Добро и зло

Подвести обучающихся к истинному смыслу (значению) указанных  категорий. Формирование потребности в доброжелательных  взаимоотношениях.

2.

Пойми меня

Формировать у ребенка потребность во взаимопонимании; воспитание эмпатии.

3.

Я выбираю дружбу.

Воспитать и развить осознанные взаимно доброжелательные отношения с ровесниками, понятия о дружбе, друзьях.

4.

Что такое толерантность.

Показать многоаспектность понятия «толерантность»; стимулировать воображение учащихся в поисках собственного понимания толерантности.


5.

Жизненные ценности и толерантность

выявить индивидуальные и общезначимые человеческие ценности;

познакомить с функциями, значением выразительных средств общения (мимика, жесты, взгляд…).

6,7

Я и группа. Индивидуальные особенности личности

дать детям представление об индивидуальности, неповторимости каждого из них;

формирование навыков конструктивного взаимодействия.


8.

Толерантность к другим. Толерантное общение

развивать способности к эмпатии, пониманию чувств и эмоций других

воспитывать у учащихся терпимость друг к другу,

вырабатывать навыки уверенного поведения.

9

Учусь сочувствовать.

Формировать у детей умение чувствовать друг друга,закрепить умение замечать, что кому-то плохо, выражать сочувствие, оказывать помощь, воспитание эмпатии.

10.

Мы в этом мире

Сформировать у детей навыки общения, учить понимать другого как самого себя, формировать потребность работать в «команде»; воспитание эмпатии.

11.

Возможности ограничены-способности безграничны.

Познакомить школьников с людьми с ограниченными возможностями здоровья, достигшими успехов в жизни. Обобщить знания о качествах людей с инвалидностью, позволяющих достигать положительных результатов.

2 блокэмоционально-волевой (тренинговый). Воспитание толерантности тесно связано с развитием у младшего школьника эмоционального отношения к окружающей действительности. Эти чувства формируем в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками во время игры, тренировочных упражнений. Предложим некоторые из них:

«Дружба начинается с улыбки»

Сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.

«Тренируем эмоции»

Школьники должны попробовать:

  • нахмуриться как осенняя туча; рассерженный человек;

  • улыбнуться, как хитрая лиса; как радостный ребенок;

  • позлиться, как человек, которого ударили;

  • испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу.

«Обида»

«Ты обиду не держи, поскорее расскажи»
Каждый ребёнок имеет право на чувствование обиды. Совместно с детьми выработали такое правило (способ от избавления от чувства обиды):
«Мусорное ведро»
Учитель ставит на середину класса небольшое ведёрко и предлагает детям порассуждать. Зачем человеку нужно мусорное ведро и почему необходимо постоянно освобождать его от мусора. Потом детям предлагается представить себе жизнь без мусорного ведра, кода мусор постепенно наполняет комнаты, становится тяжело дышать, передвигаться, люди начинают болеть. Но ведь также и с чувствами. У каждого из нас скапливаются чувства, часто ставшие ненужными и бесполезными. И некоторые любят копить эти чувства, например, копить свои обиды или страхи. Предлагается детям выбросить ненужные обиду, гнев , страх в «мусорное ведро». Для этого дети на листочках бумаги записывают чувства, от которых они хотят освободиться, например: «Я обижаюсь на …», «Я злюсь на…», «Я боюсь…». Затем сворачивают листочки комочками, выбрасывают в мусорное ведро, а дежурный выносит это ведро в мусорный ящик (таким образом, дети учатся справляться с чувством обиды, гнева)
«Сюрприз для победителя»
Ребёнок, победивший в каком-либо конкурсе, будет вдвойне рад, если его одноклассники поздравят его от души. Для этого ребёнка обязательно придумывается и исполняется концертный номер.

Научившись понимать чувства других, ребенок научиться бескорыстию, взаимности и будет благополучен в общении.

3 блок – диагностико-исследовательский (мониторинговый). Наблюдения учителя и родителей, анкетирование и диагностирование развития ребенка в социально-нравственном плане помогает своевременно корректировать и планировать дальнейшую воспитательную работу по формированию толерантного мировоззрения.

Создание условий для системной реализации здоровьесберегающей деятельности по формированию толерантности к людям с инвалидностью.

Работа с педагогическим коллективом.

Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» среди принципов образования на первом месте стоит "приоритет общечеловеческих нравственных ценностей", а среди его целей названо "формирование духовно-нравственной личности".       

       Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для учеников убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми.   "Если учителя будут относиться к ученикам с любовью, - отмечал Я.А. Коменский, - тогда они завоюют их сердца".      

Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве обязательного компонента в формировании толерантного сознания. Толерантность требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. [1].

Духовно-богатый, нравственно развитый ,толерантный педагог сможет донести до своих учеников все многообразие человеческих отношений. Но педагоги иногда сами интолерантно относятся к детям с ограниченными возможностями здоровья, называя их «неполноценными», «ущербными», «отсталыми». В связи с этим, одной из центральных задач в развитии нашего учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. С этой целью в образовательном учреждении разработан цикл семинаров, практикумов, консультаций.

Форма

Тема

Содержание

консультация

Модели инвалидности

Сравнительный анализ «медицинской» и «социальной» моделей инвалидности.

консультация

Корректная терминология

Анализ неприемлемых и наиболее приемлемых выражений в общении с людьми с инвалидностью.

памятка

Способы объяснения равенства людей с инвалидностью

Способы разъяснения детям и родителям темы равноправия людей с инвалидностью.

практикум

Тренировочные игры для детей и родителей

Организация и проведение игр, моделирующих ситуации общения с людьми с инвалидностью

Семинар-презентация

Открытые двери

Информирование о доступности среды в ОУ

памятка

10 общих правил этикета при общении с человеком с ОВЗ

Общие правила поведения , общения с людьми, которые имеют разные виды инвалидности

памятка

Мы это можем

Общие рекомендации , касающиеся людей, передвигающихся на колясках

Работа с родительским сообществом.

Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, толерантности и поддержки помогают разнообразные формы работы с родителями:

  • День открытых дверей

  • Выпуск педагогами и специалистами журнала «Мы вместе»

  • Выпуск журнала «Школа-детский сад глазами родителей»

  • Встречи со специалистами в серии практических консультаций «Как помочь своему ребенку»

  • Участие родителей в общих родительских собраниях, заседаниях педагогического совета, психолого-медико-педагогических консилиумов, консультации, практикумы и тренинги.

Цель таких мероприятий: создать условия для развития толерантности через воспитание с любовью и во имя любви, с добротой и милосердием, в духе мира и уважения к правам человека, вовлекая в процесс воспитания родителей.

На специально организованных родительских собраниях, консультациях, практических семинарах вопросы толерантного отношения к людям с инвалидностью поднимаются педагогами в рамках проведения акции «Возможности ограничены-способности безграничны», или когда случаются конфликты между родителями детей с менее выраженными нарушениями и родителями детей с инвалидностью.


Форма

тема

содержание

консультация

Модели инвалидности

Сравнительный анализ «медицинской» и «социальной» моделей инвалидности.

консультация

Корректная терминология

Анализ неприемлемых и наиболее приемлемых выражений в общении с людьми с инвалидностью.

памятка

Способы объяснения равенства людей с инвалидностью

Способы разъяснения детям и родителям темы равноправия людей с инвалидностью.

практикум

Тренировочные игры

Организация и проведение игр, моделирующих ситуации общения с людьми с инвалидностью

Презентация

Открытые двери

Информирование о доступности среды в ОУ


памятка

10 общих правил этикета при общении с человеком с ОВЗ

Общие правила поведения , общения с людьми, которые имеют разные виды инвалидности

практикум

Модели толерантного поведения

Ситуационные игры , моделирующие способы общения с людьми с инвалидностью»

практическая консультация

Ограниченные возможности-безграничные способности

Рекомендации к чтению литературы, просмотру фильмов о людях с ограниченными возможностями


Дополнительную информацию о содержании технологии (диагностические материалы для определения результативности работы, сценарии и фрагменты занятий, тексты консультаций, памяток, тренировочных упражнений для педагогов и родителей) желающие могут получить по адресу: 603128, г.Нижний Новгород, улица Баренца, 4 «а», МКОУ № 365, тел./факс (831) 2264785, (831) 2275430 , e-mail: mou365@mail.ru


Приложение 1

Сценарий подготовки и проведения

заместителем директора по воспитательной работе совещания с педагогами

по организации мероприятий

АКЦИИ «ВОЗМОЖНОСТИ ОГРАНИЧЕНЫ- СПОСОБНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ»

в рамках НЕДЕЛИ ИНВАЛИДНОСТИ .

Задачи:

  1. Проанализировать социальный и традиционный (медицинский) подход к пониманию инвалидности.

  2. Выработать рекомендации об этичном и корректном обращении с детьми, имеющими те или иные формы инвалидности.

  3. Определить содержание работы по формированию равного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.

  4. Показать педагогам на основе практической деятельности оптимальные методические приемы формирования толерантного отношения к детям с инвалидностью.

  5. Выработать совместный план мероприятий для всех целевых групп (дети, родители, педагоги) в рамках Недели инвалидности.

Подготовительная работа:

1.Ознакомление с литературой , цифровыми образовательными ресурсами по теме.

2. Консультация для педагогов «Модели инвалидности»

3. Индивидуальная работа педагогов к совещанию:

- подготовка и распространение сообщения :

  • «Корректная терминология» (Использование подходящих слов об инвалидности (учитель-дефектолог) [9]

- подготовка домашних заданий педагогами:

  • составить рекомендательные списки художественной литературы, кинофильмов о людях с инвалидностью.(воспитатель ГПД)

  • систематизировать тренировочные игры для детей и родителей.(воспитатель ГПД)

  • составить памятки для родителей «Способы объяснения равенства людей с инвалидностью»(учитель)

  • разработать сценарий внеклассного мероприятия «Паралимпийские игры»(учитель )


4. Открытый просмотр занятия из цикла «Пойми меня»


Ход совещания:

  1. Психологическое упражнение «Глаза в глаза» [14]

«Цель: Развитие чувства эмпатии, создание определенного психологического настроя, расположения участников к восприятию информации и к продуктивному общению)

Проведение: Коллеги, возьмитесь за руки со своим соседом . Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т.д. После игры обсудите , какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

2. Дискуссия «Что делает человека инвалидом?» (сравнительный анализ моделей инвалидности»)

Вопросы:

1.Сформулируйте постулаты «медицинской модели» инвалидности.

2.Сформулируйте постулаты «социальной модели» инвалидности.

3. Встречали ли вы в деятельности образовательного учреждения приверженность «медицинской модели инвалидности»?

4. Что мешает в среде образовательного учреждения полному переходу на «социальную модель» инвалидности?


3. Анализ открытого просмотра занятия по формированию толерантности к детям с инвалидностью (по вопроснику)

Вопросник:

1.

Выделите задачи по формированию нравственных установок на занятии.


2.

Опишите формы и приемы работы, используемые педагогом.


3.

Использована ли корректная терминология на занятии?


4.

В каких видах урочной и внеурочной деятельности можно продолжить тему занятия? Приведите примеры.

5.

Достиг ли педагог результатов по решению задач?



4.Способы объяснения равенства людей с инвалидностью.( презентация учителем памятки для родителей, воспитателем ГПД –рекомендательных списков литературы, телевизионных фильмов о людях с инвалидностью, доработка материалов) [4].


5.Выработка плана мероприятий ОУ в рамках Недели инвалидности.(используя предложенные формы работы)


6. Анализ результативной работы в игре-практикуме «Карусель» ( получение обратной связи, эмоциональная разгрузка ) [13].

Члены группы становятся в круг, положив руки на пояс соседей. Все двигаются направо, умеренным темпом, пока кто-нибудь не скажет: «Стоп!». Этот игрок произносит несколько слов, положительных фраз о прошедшем совещании. Он может назвать действия, которые ему понравились, отметить положительные качества всей группы, свой собственный успех.

Затем группа движется влево, пока кто-нибудь опять не скажет: «Стоп!» и т.д. Высказаться должны все игроки.

В качестве помощи можно предложить ответить на вопросы:

  • Удовлетворен сегодняшней работой?

  • Что было непонятно?

  • Получили теоретические знания?

  • Получили практические умения?

  • Над чем вы ещё размышляете?

  • Что вам мешало?

  • Сможете проектировать педагогическую деятельность по теме?

5. Итог работы. Принятие общего решения.

Список литературы

  1. Бондаренко О.Я. Анатомия толерантности. – М., 1998.

  2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 1999

  3. Жизненные навыки. Уроки психологии во втором классе /Под ред. С.В.Кривцовой. – М.: Генезис, 2002.

  4. Инклюзия: мифы и реальность: Сборник информационных материалов по инклюзивному образованию.-Н.Новгород,2006

  5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Речь, 2001..

  6. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. – М.: Просвещение, 1983.

  7. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 1999.

  8. Образование- право для всех.-М.,2003

  9. Открытые двери: Сборник материалов по организации доступности в школах.-Н.Новгород, 2006

  10. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

  11. http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

  12. http://vladschool2008c.narod.ru/ Диагностика выявления резервных возможностей формирования толерантности в семье.

  13. www.tolerantnost.narod.ru Занятия по формированию толерантности у подростков.

  14. http://www.c-psycholog.ru Психологические упражнения для тренингов.





















методическая разработка « Учебно-воспитательная здоровьесберегающая технология формирования толерантных отношений в образовательном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
  • Директору-завучу
Описание:

Инклюзивное  образование- одна  из  наиболее актуальных  проблем  совершенствования  нашей  образовательной  системы, - это  мировой  процесс, веление времени и общества, достигшего  определенного  уровня  экономического, культурного, правового развития.

Совместное  обучение здоровых  детей и обучающихся  с  ограниченными  возможностями  здоровья –недалекая  перспектива.   База толерантного отношения к людям  с  инвалидностью  должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве и  младшем школьном возрасте. С этой  целью разработан  цикл  занятий  для  детей  старшего  дошкольного возраста. Образовательный комплекс "начальная школа-детский  сад" представляет уникальную возможность продолжения данной работы  и  совершенствования  содержания  на  более осознанном уровне при  поступлении в школу. Преемственная  тематическая  связь  сохраняется  при прохождении  тем цикла занятий. Однако, в школьном возрасте  содержание занятий расширяется за счет включения дополнительных блоков. В статье представлено тематическое планирование занятий с дошкольниками и младшими школьниками, фрагменты занятий, диагностический материал и материал по работе с педагогическим коллективом и родителями. Особую ценность представляет  сценарий  подготовки и проведения заместителем директора  по  воспитательной работе совещания с педагогами  по организации  мероприятий  АКЦИИ  «ВОЗМОЖНОСТИ ОГРАНИЧЕНЫ- СПОСОБНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ»в  рамках Международной недели  инвалидности.  

 

Автор Абакумова Наталья Александровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1205
Номер материала 42653
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓