Что
такое интегрированный урок.
Интегрированный
урок-
это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким
дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке
всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины
вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала
ведущей дисциплины.
Интегрированные
уроки могут объединять самые разные дисциплины как в полном их объеме, порождая
интегративные предметы типа Основы безопасности жизнедеятельности или Мировая
художественная культура, а могут включать лишь отдельные составляющие
содержание, методы. Например, можно интегрировать содержание дисциплин с
сохранением методов обучения ведущей дисциплины. Также можно интегрировать
методику обучения разным дисциплинам при сохранении содержания только одного
предмета. К использованию интегрированного урока учителя прибегают нечасто и
главным образом в следующих случаях:
ü при обнаружении
дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
ü при лимите времени
на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной
дисциплины;
ü при изучении
межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.),
законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и
деятельности;
ü при выявлении
противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в
разных науках;
ü при демонстрации
более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого
предмета;
ü при создании
проблемной, развивающей методики обучения предмету.
Конечно,
есть и другие случаи мотивации использования интегрированных уроков. Прежде чем
решиться на интегрированный урок, надо обратить в союзника учителя другого предмета,
с которым затевается интеграция. Обоим учителям предстоит определить совместный
интерес в интегрировании своих дисциплин. Оба педагога должны давать себе
отчет, что их ждет большой труд и немалые затраты времени и сил, гораздо
большие, чем при подготовке и проведении раздельных уроков.
Формы интегрирования.
Определение
формы интегрирования зависит от цели урока и выбора системообразующего
компонента, т.е. от того, вокруг чего будет проводиться интеграция. Формы
бывают разные:
ü предметно –
образная, используемая при воссоздании более широкого и целостного
представления о предмете познания;
ü понятийная, когда
проводится феноменологический анализ явления, составляющего это понятие, и
вырабатывается понятийное поле понятия;
ü мировоззренческая,
когда производится духовно - нравственное обоснование изучаемого наукой
явления или духовно- нравственные постулаты доказываются научными фактами;
ü деятельностная,
при которой производится процедура обобщения способов деятельности, переноса и
их применения в новых условиях;
ü концептуальная,
при которой учащиеся практикуются в разработке новых идей, предложений,
способов решения учебной проблемы.
Безусловно,
что на выбор одной из форм интегрирования значительное влияние оказывает знание
учителем самого явления педагогической интеграции, её видов, форм, структур и
технологии осуществления. Влияет и уровень развития учащихся, их умение
совмещать знания из разных дисциплин. В этом деле тоже нужен практический опыт
участия в уроках того рода. Каждый последующий интегрированный урок будет легче
проводиться всеми участниками педагогического процесса.
Координированные (знания одного предмета основываются на знании другого
предмета) - на таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике
в различных областях знаний. Комбинированные – подобные уроки строятся на
основе одного организующего предмета, происходит слияние нескольких предметов в
один, что дает возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.
Амальгамированные (проектные) – уроки, на которых продумывается рассмотрение проблемы под различными
углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний. Они
должны формировать на основе изучения жизненного опыта или распространенных
социальных проблем (проект развития, конструирования игровой площадки, проблема
«непонимания» и «отчуждения»).
Технология
интегрированного урока.
Самое
узкое место интегрированного урока - это технология взаимодействия двух
учителей, последовательность и порядок их действий, содержание и методы
преподнесения материала, продолжительность каждого действия. Взаимодействие их
при этом может строиться по-разному. Оно может быть паритетным, с равным
долевым участием каждого из них; один из них может выступать ведущим, а другой
- ассистентом или консультантом; весь урок может вести один учитель в
присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Продолжительность
интегрированного урока тоже может быть разной. Но чаще всего для него
используют два или три урочных часа, объединенных в один урок. Любой
интегрированный урок связан с выходом за узкие рамки одного предмета,
соответствующей понятийно-терминологической системы и метода познания. На нем
можно преодолеть поверхностное и формальное изучение вопроса, расширить
информацию, изменить аспект изучения, углубить понимание, уточнить понятия и
законы, обобщить материал, соединить опыт учащихся и теорию его понимания,
систематизировать изученный материал.
Интегрировать
на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы,
содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то
для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы,
принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи,
проблемы и т. д. Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как
интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных
дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг
них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий
фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее
методика и технология его построения будут им определяться.
Чтобы интегрировать,
т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо
совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер.
В ходе этой подготовительной деятельности учитель определяет:
ü свои
мотивы проведения интегрированного урока и его цель;
ü состав
интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;
ü ведущий
системообразующий и вспомогательные компоненты;
ü форму
интегрирования;
ü характер
связей между соединяемым материалом;
ü структуру
(последовательность) расположения материала;
ü методы и
приёмы его предъявления;
ü методы и
приёмы переработки учащимися нового материала;
ü способы
увеличения наглядности учебного материала;
ü распределения
ролей с учителями интегрируемого предмета;
ü критерии
оценивания эффективности урока;
ü форму
записи подготовленного урока;
ü формы и
виды контроля обученности обучающихся на данном уроке.
Преимущества интегрированных уроков:
1. повышают
мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению
уровня обученности и воспитанности учащихся;
2. способствуют
формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с
нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
3. способствуют
развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение
слова, его эстетическую сущность;
4. способствуют
развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков;
5. позволяют
систематизировать знания;
6. способствуют
развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия,
воображения, внимания, памяти, мышления обчающихся (логического,
художественно-образного, творческого);
7. обладая
большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых
учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на
каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного
задания;
8. формируют
в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного
труда;
9. способствуют
повышению, росту профессионального мастерства учителя, тат как требуют от него
владения методикой новых технологий воспитательно-образовательного процесса,
осуществления деятельностного подхода к обучению.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.