Главная / История / Методическая статья "Эффекты реализации внеурочной деятельности по истории"

Методическая статья "Эффекты реализации внеурочной деятельности по истории"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с. Кривополянье

Чаплыгинского муниципального района

Липецкой области




Доклад по теме:


«Эффекты реализации внеурочной деятельности по истории»





Доклад подготовил:

учитель истории Языков С.Н.



Эффекты реализации внеурочной работы по истории.



Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овла­дения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности

Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация кото­рых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень. В чем они заключаются?


Первое. Соблюдение добровольных начал в организации рабо­ты. Добиться этого непросто, если учесть, что часть учащихся равнодушна к предмету. В таких условиях педагог обязан при определении персональных заданий максимально учитывать склонности, способности, реаль­ные возможности каждого из подопечных, что может создать благоприятные условия для их реализации.

Второе. Внеурочная работа должна носить значительный самостоятельный характер, но многие сложные вопросы учащиеся смогут реализовать только под управляющим воздействием учителя.

Третье. Большая часть внеурочной работы должна но­сить коллективный характер.


Основные направления и формы внеурочной работы по истории можно разделить на три вида:

 

 

Внеклассная работа

 

Массовая

Групповая

Индивидуальная

Исторические вечера

Лекции и беседы

Исторические экскурсии

Викторины и конкурсы

Олимпиады

Конференции

Неделя истории

Просмотр фильмов

Исторический кружок

Походы и экспедиции

Выпуск исторических газет и журналов

Лектории

Факультативы

Чтение исторической литературы

Посещение музеев

Написание рефератов и докладов

Выполнение творческих заданий.

Данный вид образовательной дея­тельности носит объективный характер, что определяется рядом обстоятельств:

во-первых, на уроке не всегда можно разъяснить, довести до сознания учащихся отдельные элементы исторических знаний и исторического процесса в целом;

во-вторых, на уроке учитель не может показать, а учащие­ся увидеть то, чего нет в классе: храм, домашнюю утварь, памятники и т. д.;

в-третьих, практическая функция изучения истории гораз­до чаще находит реализацию именно во внеурочной работе;

в-четвертых, на уроках всегда ощущается недостаток времени для охвата всех тем и проблем, предусмотренных учеб­ными программами и т. д.

Составляющие внеурочной работы.

Ведущей составляю­щей внеурочной работы является целенаправленное чтение соответствующей литературы, сбор теоретических исторических материалов для использования в учебном процессе. Данная составляющая располагает мно­гообразием форм.


Первоначально рассмотрим основные используемые формы работы.

1. Исторические олимпиады и вик­торины.

Викторины и олимпиады требуют глубокой теоретичес­кой подготовки участников. Для данных форм работы характе­рен высокий дух состязательности. Учащиеся школы регулярно участвуют в школьном и муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников, областной олимпиаде по избирательному праву «Выборы – шаг в будущее», интернет олимпиадах и викторинах.

2. Индивидуальные консультации учащихся, самостоятельное чтение и усвоение исторической литературы. Данный вид деятельности дает наибольший эффект, если,

во-первых, содержание изучаемых источников осуществляется синхронно с изучением на уроках со­ответствующих тем и,

во-вторых, если работа учащихся носит управляемый характер посредством дидактических средств - логических заданий, проблемных вопросов и задач.

в-третьих, если она будет начинаться хотя бы с 7 класса, чтобы ученик мог постепенно усваивать дополнительный материал, если она будет проходить регулярно в течение года и если ученик имеет интерес к дополнительным занятиям.

В настоящее время подобную работу провожу с двумя учениками, с Савенко Петей (7 класс) мы занимаемся дополнительно первый год, с Кеменовой Анной (9 класс) уже второй год. Консультации отнимают много личного времени учителя, но все же приносят свои результаты. В этом году Кеменова Аня стала победительницей муниципального этапа олимпиады по обществознанию и призером олимпиады по истории, заняла 3 место в областной олимпиаде по избирательному праву в номинации «Лучшее эссе», Савенко Петя стал победителем муниципального этапа олимпиады по истории.
Главная проблема работы в данном направлении – найти способного заинтересованного ученика, готового заниматься дополнительно.


Перспективные формы внеурочной деятельности, которые планируется использовать в дальнейшем.

3. Школьный исторический кружок.


4. Создание «малых историй» - истории района, села, улицы. Данная форма развивает чувство сопричастности, патриотизма, способствует выявлению писательских и исследова­тельских способностей учащихся. Носит она и большую воспи­тательную и практическую нагрузку.


5. Экскурсии по историческим местам. Во всей ок­руге не должно оставаться объектов и мест исторического зна­чения, на которых не побывали бы учащиеся. Немало возможностей для формирования у школьников патриотического поведения заключает в себе туристско-краеведческая работа. Особая роль здесь отводится историко-этнографическим экспедициям по изучению родного края.


Сегодня перед учителем стоит чрезвычайно важная и сложная задача: он должен не только вооружить школьников историчес­кими знаниями, но и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыс­лить, рассуждать. Большое значение в данной си­туации имеет внеурочная работа по предмету.


Методическая статья "Эффекты реализации внеурочной деятельности по истории"
  • История
Описание:

Внеурочная работа по истории – это организация учителем различных видов деятельности учащихся после уроков, обеспечивающих необходимые условия для овла­дения ими навыками и умениями теоретической и практической работы по более глубокому усвоению и активному восприятию исторического опыта и окружающей действительности Несмотря на трудности, внеурочная работа по-прежнему доказывает свою жизненность, сохранив за собой право, быть составной частью обучения истории. Учителю, приступившему к организации внеурочной работы по истории, требуется осознание ряда положений, реализация кото­рых придаст данному виду деятельности большую динамичность и высокий качественный уровень.

Автор Языков Сергей Николаевич
Дата добавления 11.08.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 690
Номер материала MA-060376
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓