Главная / Начальные классы / Методическая разработка вводного занятия по шахматам для начинающих.

Методическая разработка вводного занятия по шахматам для начинающих.

Аhello_html_1e4e244d.pngвтор: Сычёв Андрей Николаевич, педагог дополнительного образования ГБОУ СОДОД ОЦДОД «Поиск»

Саратов, 2015 г.



Конспект вводного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Белый Ферзь»

Цель занятия: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

  • - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

  • - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

  • - воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

ТСО: интерактивная доска, шахматы



«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»

А.Алехин

Сегодня мы познакомимся с самыми интересными фактами, связанными с шахматами, которые делают эту игру одной из самых популярных. Ее длинная история и подвижная природа породили множество игроков по всему миру. Согласно «организации шахматы в олимпийских играх», «605 млн чел в мире знают, как играть в шахматы».

История шахмат

hello_html_m30a4a217.jpg


hello_html_1e4e244d.pngУ шахмат очень длинная и известная история. Говорят, эта игра появилась в Индии во времена правления Гупта, а на Западе появилась в 9 в. Конечно, сами шахматы тоже изменялись, превратившись со временем в игру, какой мы знаем ее сейчас. Например, ход пешки на 2 квадрата с начальной позиции был введен в 1280 г в Испании. Сейчас пешку можно сделать конем, слоном, ладьей или ферзем (на доске может быть больше одного ферзя, чего в прошлые времена не было).

Длинные и короткие игры

hello_html_1adfc160.jpg


В самой короткой игре такие шаги: 1. F3 e5 2. G4 Qh4++. Эта партия известна под названием партия Дурака (есть много вариаций именно этой игры). И да, ничья или сдача партии могут произойти до того, как настанет следующий ход. Самый длинный турнир по шахматам длился 269 ходов (20 часов 15 мин), он закончился ничьей.

Энергичный ферзь

hello_html_m28b3169.jpg


hello_html_1e4e244d.pngФерзь за всю историю претерпел множество изменений. Сначала он мог ходить только на одну клетку по диагонали, позже уже на 2 клетки, а затем уже и как слон. Сейчас, к счастью, ферзь может ходить по диагонали, горизонтали и вертикали в пределах свободных клеток.

hello_html_1e4e244d.pngИнтересно, а можно ли сыграть в шахматы вслепую? Оказывается, что можно.

hello_html_m56559f35.jpg


Игра вслепую – это необычное умение, которым обладают многие опытные игроки. Естественно, оно требует способности ясно представлять себе доску, что становится труднее с каждым сделанным ходом. В 1960 г в Будапеште венгерцем Янушем Флешем был установлен рекорд, где он сыграл одновременно против 52 противников и выиграл 31 партию.

Бесконечные возможности

hello_html_m3ae257c5.jpg


После 3х ходов с каждой стороны становятся возможными более 9 млн вариаций дальнейших ходов. Поэтому практически не нужно опасаться одних и тех же позиций – думать при игре надо всегда.

Мы начнём знакомиться с теорией с самого начала.

hello_html_m47554248.jpghello_html_1e4e244d.png


Теория начала хорошо идет вместе с «бесконечными» возможностями в шахматах. Началом называют серию ходов, открывающих партию. Существует более 1000 различных начал, чем можно выучить, и это включая различные вариации начал/защит.

Возникновение шахматных вариантов и ….бокса?

hello_html_m2a50c34a.png


Не вызывает удивления, что рынок шахматных вариантов широкий и разнообразный. Есть ряд игр, изменяющих шахматные фигуры, доску, и т.д. начиная с расположения 3 досок одна на другой. Можно даже положить две доски рядом и сыграть в шведские шахматы, где вы можете снять на одной доске фигуру противника и передать ее партнёру, играющему на другой доске. Шахбокс появилась сравнительно недавно, в нем комбинируются шахматы и бокс в чередующихся раундах. Это также придает новую окраску шахматам и привлекает к игре внимание.







Компьютерные шахматы

hello_html_m7cd034c5.pnghello_html_1e4e244d.png


Сейчас это важная часть игры. Знаменитый мировой чемпион по шахматам Гарри Каспаров проиграл компьютеру в 1997 г в матче в 6 партий. Несмотря на крики о мошенничестве, это стало шоком для всего шахматного сообщества. В 2006 г мировой чемпион Владимир Крамник также проиграл компьютеру, что доказывает силу компьютерных шахмат. Сегодня различные программы доступны всем игрокам в шахматы, которые хотят совершенствоваться. Обычно эти программы имеют уровень гроссмейстеров.

Шахматы и ваш мозг

hello_html_m431aa479.jpg


Шахматы часто приводятся в пример психологами, как эффективный способ улучшить свою память. Также позволяя мозгу решать сложные задачи и прорабатывать идеи, можно бороться с болезнью Альцгеймера. Именно влияния шахмат на молодые организмы подтолкнуло к созданию шахматных кружков в школах.



Шахматный автомат Турок

hello_html_55a8448a.jpghello_html_1e4e244d.png


Турок – это шахматная машина 18 в… ну, во всяком случае, так считают люди. На самом деле, внутри этой замысловатой машины находился настоящий сильный шахматист. Когда автомат сгорел, его секрет раскрылся, а Турок стал еще одним экспонатом интереснейшей истории шахмат.

Методическая разработка вводного занятия по шахматам для начинающих.
  • Начальные классы
Описание:

Цель занятия: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.<?xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />

Задачи:

· - создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

· - формирование универсальных способов мыследеятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

· - воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

ТСО: интерактивная доска, шахматы

Автор Сычев Андрей Николаевич
Дата добавления 20.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 733
Номер материала MA-063315
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓