Главная / Другое / Методическая разработка "Влияние семьи на воспитание ребенка"

Методическая разработка "Влияние семьи на воспитание ребенка"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»

Влияние семьи на воспитание ребенка

(методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования и родителей)

СОСТАВИТЕЛЬ:
Базарова Любовь Борисовна

педагог дополнительного образования

г. Владикавказ, 2013г

ДОКЛАД

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Человек как личность начинает формироваться в семье.

Семью можно считать колыбелью личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно. Впрочем, в последнее время стали встречаться молодые родители, которые, воспитывая ребенка, сознательно воспитывают также и себя. К сожалению, эта позиция родителей еще не стала популярной, несмотря на то что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку первые образцы поведения. С их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях.

Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлению быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личностными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

Почти в каждой семье роли распределяются достаточно четко. Умение осознать правильно свою роль в соответствии с моральными и этическими нормами обогащает личность, делает жизнь человека более полноценной.

Каждая новая семейная роль является как бы новой фазой развития, закономерно наступающей в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего возраста, когда он приспосабливается к совей первой общественной роли - роли ребенка.

Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогают индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым.

Современные ученые рассматривают семью - « ... как исторически конкретную семью - систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Если немного раскрыть это весьма емкое определение, то окажется, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениям. О системе взаимоотношений здесь упомянуто потому, что в семье этих самых взаимоотношений довольно много. Малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента, отличаясь характером объединения. Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была «личным делом», ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.

Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно проста, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина. Почему именно в семье?

Да. потому что, за всю свою историю человечества так и не создало, и наверное, не создаст лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как впрочем, и те, хотя не меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, давайте постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека.

Семья есть, была и будет важнейшим институтом воспитания личности ребенка, ибо по сути своей она является микроячейкой общества, ибо по сути своей она является естественной средой развития малыша, к влиянию которой он, конечно же, чрезвычайно • восприимчив.

Воспитание в семье нечто принципиально отличное от воспитания в школе, в лагере. Это тот воздух, которым мы дышим дома.

Учитель, не знающий иностранного языка, не может обучать этому предмету. Так же и мать - если не чувствует она боль и радость своего ребенка, может ли научить его сопереживать другому человеку. Все хотят хорошего своим детям, и все учат хорошему. Но порой за «сиюминутным» «хорошо» мы не видим завтрашнего «плохо».

Семья - первичная ячейка общества. Ее роль в социально-экономической и духовной жизни народов огромна. Каждый человек знает, насколько велико влияние семьи на его развитие и всю дальнейшую жизнь. Однако это влияние бывает положительным и отрицательным.

В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные трудности. Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей, вопросы воспитания детей в таких семьях.

Типичная семейная ячейка состоит из родителей и их детей. Однако после смерти, ухода из семьи одного из родителей или рождения внебрачного ребенка возникает неполная семья.

Наиболее распространенной причиной возникновения неполных семей являются разводы. Право на воспитание детей после расторжения брака в подавляющем большинстве случаев получают матери. Они же, как правило, воспитывают детей, рожденных вне брака.

Семья формирует личность ребенка, оказывает решающее воздействие на его духовное и физическое развитие, готовит к будущему труду.

Одно из основных правил психологии гласит: понимать - значит помогать! Мало к какой жизненной ситуации эти слова относятся так точно, как к воспитанию ребенка в сложных условиях.

Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.

Никогда не бывает так, чтобы один пассивно все принимал, а другой только давал, настаивал, действовал. В действительности дают и принимают оба или, лучше сказать, все, кто участвует в воспитательном процессе.

Основа воспитания - это взаимное доверие и симпатия, иначе говоря, любовь.

Мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас (и с нами!). Мы хотим, чтобы они добились в жизни успеха и чтобы любили нас.

Но время сейчас такое, что его уже не хватает на то, чтобы быть вместе со своими детьми даже в выходной...

Те, кто побогаче, стараются загладить чувство родительской вины, покупая дорогие игрушки, компьютеры, устраивая различные поездки ... Но это не спасает.

Мы катимся вслед за солнцем - к Западу, к «американской модели подкупа детей». У работающей Америки нет времени на семейное воспитание своих детей, и они откупаются дорогими подарками.

К счастью, большинство из нас еще не загнано в цейтнот и у нас еще есть время думать и общаться.

Бесполезны все игрушки, если мы не играем вместе с детьми. Бессмысленны замечательные журналы и книги, если мы не читаем их вместе.

И что за радость ребенку играть на фортепиано, если родители не слушают, как он играет ...

Если у нас не хватает времени на детей, то мы добровольно отдает их улице. Как бы она не называлась: Советская или Бродвей? А чему может научить улица, мы все прекрасно знаем.

Кто такие бандиты? Это выросшие дети, которым родители в детстве не читали хорошие книги.

Откуда берутся маньяки и убийцы? Из семей, в которых детям не хватало родительского внимания и тепла.

Можно потерять собственность, работу, даже страну ...

Но потерять детей страшней всего.

Потому что это единственное на Земле, про что мы твердо можем сказать: ЭТО НАШЕ.

Осетинские пословицы: <Ӕвзӕр, мыггаджы худинаг у» («Дурной в роде, срамит его»), «Фӕлтау бынтон ӕнӕзӕнӕг, ӕвзӕр ӕнӕджы бӕсты» («Лучше совсем не иметь потомство, чем плохое потомство иметь») и другие отражали взгляд осетин на домашнее воспитание.

Некоторые источники дореволюционного периода отмечали, что воспитанием детей в собственном смысле этого слова осетины на занимались. Современные исследования отмечают в этнопедагогике осетин две системы воспитания - семейную и общественную. При внимательном рассмотрении они прослеживаются достаточно четко.

Первоначальной основой воспитания ребенка служило семейное воспитание, которое сводилось, в основном, к обучению ребенка комплексу правил поведения, а также к знанию обычаев народа. Одной из непреложных норм семейного воспитания было воспитание у ребенка уважения к родителям. Согласно обычаю, дети должны были «во всем повиноваться родителям со смирением и глубочайшим почтением, принимать всякое от них приказание, безропотно исполнять его». Проявление неуважения к родителям осуждалось очень строго.

В соответствии с правилами внутрисемейного этикета нельзя было появляться перед родителями в белье или одетым небрежно. Это воспитывалось у ребенка с детства. «Сыновнее уважение требует, чтобы сын с той поры, когда перестал ходить нагишом, всячески избегал встретить мать не вполне одетым. И вот поутру, находясь в некотором дезабилье, он тщательно высматривает, не находится ли его мать поблизости. Показаться ей в таком виде было бы грубым оскорблением чувства скромности». Это чувство стыдливости сохранялось по отношению к родителям всю жизнь.

Информаторы рассказывают, что не только в семье, но и вообще было стыдно появляться в неопрятном виде, особенно перед старшими. Завидев еще издали на улице стариков, мальчик, которому предстояло пройти мимо них, старался оправить одежду, подтянуться, чтобы у тех не оказалось повода сделать ему замечание. Причем, проходя мимо них. он должен был соблюдать определенную дистанцию. Почитание старших постепенно входило у детей в привычку, становилось одной их важнейших этических норм. «Уважение к седине, покорность старшим и беспрекословное исполнение их воли - вот их основы семейной жизни», - писал К. Хетагуров об осетинах.

Усваиваемый осетинскими детьми кодекс приличий, требовал не выражать при старших своих суждений, оказывать им всевозможные услуги, уступать место старшему, когда он подходит, не садиться без его приглашения.

Огромную роль в семейном и общественном воспитании играла сила примера. Поэтому родители и старшие вообще должны были вести себя в соответствии с теми норами поведения, которые они хотели выработать в молодом поколении. По словам одного из старейшин, бытовало мнение о том, что «каким языком родители обращаются к лежащему в люльке ребенку, таким же языком этот ребенок заговорит с родителями, став взрослым». Старшие стараются внимательно относиться к младшим, воспитывая в них мужество, выдержку, стойкость. У осетин есть поговорка: «Дон кӕстӕрӕй нуазынц» («Воду пьют, начиная с младшего»). Этим как бы нарушалось то внимание, которым неизменно пользуются старшие, но в данном случае, старший, уступая очередь младшему, как бы демонстрировал свою выдержку, стойкость перед таким сильнейшим чувством, как жажда.

Осетины придавали огромное значение воспитанию детей - как мальчиков, так и девочек. Образец настоящего горца и настоящей горянки требовал всестороннего физического, трудового, нравственного, эстетического и религиозного воспитания. При этом в широких слоях населения больше значения придавали одним сторонам воспитания (например, трудовому), в верхушечных слоях - другим (скажем, военно - спортивному), но в принципе все семьи стремились к тому, чтобы воспитание было гармоничным.

Как и у всех горцев Северного Кавказа, местом для приема гостей в осетинском доме была кунацкая, где мальчик усваивал народные обычаи, учился уважать гостей и стариков.

К телесным наказаниям, как мере воспитания, прибегали крайне редко. Достаточно сказать, что даже грубый оклик в случае непослушания воспринимался как оскорбление и для того, кто кричал, и для того, на кого кричали.

В семье ребенок получал первые трудовые навыки. В рассматриваемый период нельзя говорить о господстве у осетин натурального хозяйства, однако замкнутость его ощущалась еще в значительной степени, и если не все, то почти все необходимое для хозяйства производилось обычно внутри семьи. Кроме того, в это время нередки еще были большие семьи, члены которых совместным трудом обеспечивали все свои потребности. В условиях самодовлеющей хозяйственной единицы, каковой являлась осетинская семья в конце XIX века, каждой женщине нужно было знать прядение, ткачество, выделку кожи, крашение. Точно так же горец сам должен был сооружать дом, делать плуг, борону, колеса и т.д. Всему этому с детства обучали детей. Девочку приобщали к труду с более раннего возраста. С 5-6 лет ей поручали покачать люльку, выполнить какие-нибудь несложные поручения, что-либо отнести, принести, подать. С 6-8 лет к ней уже предъявляли более сложные требования, чем к ровесникам мальчикам. Нередко на долю девочек выпадал и непосильный труд.

Кроме того, что девушка до выхода замуж овладевала в совершенстве домашними женскими ремеслами и вообще всеми хозяйственными навыками, она должна была получить еще соответствующее нравственное воспитание. В ней воспитывали такие качества, которые считались необходимыми для осетинской женщины: знание и строгое соблюдение обычаев, скромность и терпение, послушание и покорность старшим в семье.

Несколько иначе шло трудовое воспитание мальчиков. 6-7-летнему мальчику поручали пасти телят, коз, гусей. С этих же лет мальчик помогал отцу запрягать и седлать лошадь, мальчик 7-8 лет уже сам должен был уверенно сидеть на лошади. По возвращении отца сын снимал с лошади седло, ухаживал за конем, мыл его, поил. «Десятилетнему мальчику доверяли самостоятельно пасти аульский скот (но не в ночное время). Отец предварительно настаивал сына, как нужно следить за отарой. Говорил, что «зивӕггӕнӕг фиййау йӕ фос дардӕй здӕхы» - «ленивый пастух свое стадо издали возвращает», т.е. учил его не лениться. Когда сын успешно справлялся со своими обязанностями и пригонял вечером скот благополучно, его хвалили. Вообще, поощрение в народной педагогике осетинского народа занимало большое место».

Четырнадцатилетнего мальчика посылали самостоятельно за дровами, если лес был не очень далеко. Предварительно ему говорили, какой примерно длины должны быть дрова, чтобы их удобно было перевозить, как их укладывать. Обычно в качестве тягловой силы ему давали осла. С 16 лет юноша делался «взрослым» членом семьи с правом голоса, с этого возраста он мог уже вступать в брак. Это был уже возраст совершеннолетия, а связанные с этим испытания, можно квалифицировать как испытания, символизирующие переход юноши в другой возрастной класс - класс взрослых.

«Мӕгуыр лӕгӕн йӕ род тагьд гал кӕны, йӕ сывӕллон та тагьд лӕг кӕны» («У бедняка теленок быстро становится быком, а ребенок мужчиной») - говорили осетины.

Я привела эти слова в связи с тем, что рассмотренные выше нормы трудового воспитания были характерны не для всех социальных слоев в одинаковой степени.

Детям знатных феодальных родов тоже прививали необходимые хозяйственные навыки, однако основной упор в воспитании делали на эстетическую сторону, обучая их аристократическим манерам, искусству танца, игре на гармонике, красноречию. Девушек часто отдавали для обучения рукоделию к мастерицам, славившимся умением шить золотом, серебром. Девушек-мусулькганок нередко отдавали в Кабарду, где они, помимо перечисленных хозяйственных навыков и правил этикета, обучались чтению Корана.

Придают ли сегодня осетины то огромное значение, которое они придавали в начале XIX века и в конце XX века воспитанию детей, как мальчиков так и девочек? Хотят ли сегодняшние осетины, чтобы девушка в семье получала традиционное осетинское воспитание?

На эти вопросы по материалам исследования 1992 года, проведенные Северо- Осетинским институтом гуманитарных исследований, были получены следующие ответы:

да - 65,1%; нет, нужно воспитывать девушку в духе со временем - 2,9%; да, но кое- что в воспитании изменить с учетом современности - 30,1%; затрудняюсь ответить - 0,7%; другое - 1,2%.

В том же ключе был задан и следующий вопрос: «Не кажется ли вам, что отход от традиционного воспитания мальчиков в осетинской семье (почитание старших, уважение к женщине, трудолюбие, сдержанность в поведении)негативно влияет в целом на национальный дух осетин?

Да - 89,0%; нет - 6,8%; затрудняюсь ответить - 2,2%; другое - 2,0%.

Как видно из материалов опроса, подавляющее большинство опрошенных хотят, чтобы мальчики и девочки в осетинской семье получили традиционное всестороннее физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и религиозное воспитание, что в совокупности можно выразить такими понятиями как: «Ирон гегьдау» (законы, нравы предков}* «эегъдауджын» (воспитанный, добронравный), «намыс каенын» (создать честь, славу, имя). Т.е. большинство осетин считают, что быть осетином, значит досконально знать обычаи и правила этикета предков, нормы взаимоотношений между старшими и младшими в семье, поведение в обществе и так далее.

При этом у осетин издавна выделялось главное: в мальчиках воспитывали представление о достоинстве и нетерпимости малейшей обиды, в девочках - Целомудрие, в тех и других - выдержку и скромность. В прошлом комплекс

предписываемых правил поведения между родителями и детьми, различных половозрастных групп строго регламентировался.

Как показали материалы исследований в наше время отношения между родителями и детьми, детей между собой - в основном, не выходят из традиционных рамок поведения в осетинской семье. На вопрос: «Соблюдаются ли в Вашей семье следующие нормы поведения?» получены были ответы в %:


Да

Нет

Иногда

Родители и дети не сидят за одним обеденным столом.

39,7

54,1

6,2

Младшие дети подчиняются старшим братьям и сестрам.

24,2

11,6

4,2

Братья и сестры женятся (выходят замуж) по старшинству.

77,4

15,1

7,5

Мальчики и девочки занимаются разными видами хозяйственной и бытовой деятельности.

87,7

6,8

5,5




Как видно из таблицы в отношении между родителями и детьми уже нет тех строжайших правил поведения. Тем не менее, в половозрастной структуре сохраняются иерархические правила поведения, т.е. большинство опрошенных стараются сохранить традиционные правила поведения осетин в семье, основанные на прерогативе старшинства и пола.

Но об этом будем судить не мы с вами, а потомки.

Методическая разработка "Влияние семьи на воспитание ребенка"
  • Другое
Описание:

ДОКЛАД

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.

Человек как личность начинает формироваться в семье.

Семью можно считать колыбелью личности. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно. Впрочем, в последнее время стали встречаться молодые родители, которые, воспитывая ребенка, сознательно воспитывают также и себя. К сожалению, эта позиция родителей еще не стала популярной, несмотря на то что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку первые образцы поведения. С их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях.

Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлению быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему развитию.

Семья влияет на личность взрослых не только в связи с воспитанием детей. Большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а также в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личностными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей ее членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.

Почти в каждой семье роли распределяются достаточно четко. Умение осознать правильно свою роль в соответствии с моральными и этическими нормами обогащает личность, делает жизнь человека более полноценной.

Каждая новая семейная роль является как бы новой фазой развития, закономерно наступающей в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего возраста, когда он приспосабливается к совей первой общественной роли - роли ребенка.

Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогают индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым.

Современные ученые рассматривают семью - « ... как исторически конкретную семью - систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».

Если немного раскрыть это весьма емкое определение, то окажется, что историческая конкретность семьи заключается в том, что она меняется со временем, приспосабливаясь к меняющимся общественным отношениям. О системе взаимоотношений здесь упомянуто потому, что в семье этих самых взаимоотношений довольно много. Малой группой семью можно назвать в связи с тем, что она вполне попадает под определение этого исходного для любого общества элемента, отличаясь характером объединения. Социальная необходимость в семье действительно есть, ибо, исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была «личным делом», ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.

Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно проста, ибо именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом, основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина. Почему именно в семье?

Да. потому что, за всю свою историю человечества так и не создало, и наверное, не создаст лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как впрочем, и те, хотя не меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, давайте постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека.

Семья есть, была и будет важнейшим институтом воспитания личности ребенка, ибо по сути своей она является микроячейкой общества, ибо по сути своей она является естественной средой развития малыша, к влиянию которой он, конечно же, чрезвычайно • восприимчив.

Воспитание в семье нечто принципиально отличное от воспитания в школе, в лагере. Это тот воздух, которым мы дышим дома.

Учитель, не знающий иностранного языка, не может обучать этому предмету. Так же и мать - если не чувствует она боль и радость своего ребенка, может ли научить его сопереживать другому человеку. Все хотят хорошего своим детям, и все учат хорошему. Но порой за «сиюминутным» «хорошо» мы не видим завтрашнего «плохо».

Семья - первичная ячейка общества. Ее роль в социально-экономической и духовной жизни народов огромна. Каждый человек знает, насколько велико влияние семьи на его развитие и всю дальнейшую жизнь. Однако это влияние бывает положительным и отрицательным.

В жизни каждой семьи возникают свои объективные и субъективные трудности. Особого внимания заслуживают проблемы неполных семей, вопросы воспитания детей в таких семьях.

Типичная семейная ячейка состоит из родителей и их детей. Однако после смерти, ухода из семьи одного из родителей или рождения внебрачного ребенка возникает неполная семья.

Наиболее распространенной причиной возникновения неполных семей являются разводы. Право на воспитание детей после расторжения брака в подавляющем большинстве случаев получают матери. Они же, как правило, воспитывают детей, рожденных вне брака.


Семья формирует личность ребенка, оказывает решающее воздействие на его духовное и физическое развитие, готовит к будущему труду.

Одно из основных правил психологии гласит: понимать - значит помогать! Мало к какой жизненной ситуации эти слова относятся так точно, как к воспитанию ребенка в сложных условиях.

Воспитание - очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают.

Никогда не бывает так, чтобы один пассивно все принимал, а другой только давал, настаивал, действовал. В действительности дают и принимают оба или, лучше сказать, все, кто участвует в воспитательном процессе.

Основа воспитания - это взаимное доверие и симпатия, иначе говоря, любовь.

Мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас (и с нами!). Мы хотим, чтобы они добились в жизни успеха и чтобы любили нас.

Но время сейчас такое, что его уже не хватает на то, чтобы быть вместе со своими детьми даже в выходной...

Те, кто побогаче, стараются загладить чувство родительской вины, покупая дорогие игрушки, компьютеры, устраивая различные поездки ... Но это не спасает.

Мы катимся вслед за солнцем - к Западу, к «американской модели подкупа детей». У работающей Америки нет времени на семейное воспитание своих детей, и они откупаются дорогими подарками.

К счастью, большинство из нас еще не загнано в цейтнот и у нас еще есть время думать и общаться.

Бесполезны все игрушки, если мы не играем вместе с детьми. Бессмысленны замечательные журналы и книги, если мы не читаем их вместе.

И что за радость ребенку играть на фортепиано, если родители не слушают, как он играет ...

Если у нас не хватает времени на детей, то мы добровольно отдает их улице. Как бы она не называлась: Советская или Бродвей? А чему может научить улица, мы все прекрасно знаем.

Кто такие бандиты? Это выросшие дети, которым родители в детстве не читали хорошие книги.

Откуда берутся маньяки и убийцы? Из семей, в которых детям не хватало родительского внимания и тепла.

Можно потерять собственность, работу, даже страну ...

Но потерять детей страшней всего.

Потому что это единственное на Земле, про что мы твердо можем сказать: ЭТО НАШЕ.

Некоторые источники дореволюционного периода отмечали, что воспитанием детей в собственном смысле этого слова осетины на занимались. Современные исследования отмечают в этнопедагогике осетин две системы воспитания - семейную и общественную. При внимательном рассмотрении они прослеживаются достаточно четко.

В соответствии с правилами внутрисемейного этикета нельзя было появляться перед родителями в белье или одетым небрежно. Это воспитывалось у ребенка с детства. «Сыновнее уважение требует, чтобы сын с той поры, когда перестал ходить нагишом, всячески избегал встретить мать не вполне одетым. И вот поутру, находясь в некотором дезабилье, он тщательно высматривает, не находится ли его мать поблизости. Показаться ей в таком виде было бы грубым оскорблением чувства скромности». Это чувство стыдливости сохранялось по отношению к родителям всю жизнь.

Информаторы рассказывают, что не только в семье, но и вообще было стыдно появляться в неопрятном виде, особенно перед старшими. Завидев еще издали на улице стариков, мальчик, которому предстояло пройти мимо них, старался оправить одежду, подтянуться, чтобы у тех не оказалось повода сделать ему замечание. Причем, проходя мимо них. он должен был соблюдать определенную дистанцию. Почитание старших постепенно входило у детей в привычку, становилось одной их важнейших этических норм. «Уважение к седине, покорность старшим и беспрекословное исполнение их воли - вот их основы семейной жизни», - писал К. Хетагуров об осетинах.

Усваиваемый осетинскими детьми кодекс приличий, требовал не выражать при старших своих суждений, оказывать им всевозможные услуги, уступать место старшему, когда он подходит, не садиться без его приглашения.

Огромную роль в семейном и общественном воспитании играла сила примера. Поэтому родители и старшие вообще должны были вести себя в соответствии с теми норами поведения, которые они хотели выработать в молодом поколении. По словам одного из старейшин, бытовало мнение о том, что «каким языком родители обращаются к лежащему в люльке ребенку, таким же языком этот ребенок заговорит с родителями, став взрослым». Старшие стараются внимательно относиться к младшим, воспитывая в них мужество, выдержку, стойкость. У осетин есть поговорка: «Дон кӕстӕрӕй нуазынц» («Воду пьют, начиная с младшего»). Этим как бы нарушалось то внимание, которым неизменно пользуются старшие, но в данном случае, старший, уступая очередь младшему, как бы демонстрировал свою выдержку, стойкость перед таким сильнейшим чувством, как жажда.

Как и у всех горцев Северного Кавказа, местом для приема гостей в осетинском доме была кунацкая, где мальчик усваивал народные обычаи, учился уважать гостей и стариков.

К телесным наказаниям, как мере воспитания, прибегали крайне редко. Достаточно сказать, что даже грубый оклик в случае непослушания воспринимался как оскорбление и для того, кто кричал, и для того, на кого кричали.

Кроме того, что девушка до выхода замуж овладевала в совершенстве домашними женскими ремеслами и вообще всеми хозяйственными навыками, она должна была получить еще соответствующее нравственное воспитание. В ней воспитывали такие качества, которые считались необходимыми для осетинской женщины: знание и строгое соблюдение обычаев, скромность и терпение, послушание и покорность старшим в семье.

Четырнадцатилетнего мальчика посылали самостоятельно за дровами, если лес был не очень далеко. Предварительно ему говорили, какой примерно длины должны быть дрова, чтобы их удобно было перевозить, как их укладывать. Обычно в качестве тягловой силы ему давали осла. С 16 лет юноша делался «взрослым» членом семьи с правом голоса, с этого возраста он мог уже вступать в брак. Это был уже возраст совершеннолетия, а связанные с этим испытания, можно квалифицировать как испытания, символизирующие переход юноши в другой возрастной класс - класс взрослых.

«Мӕгуыр лӕгӕн йӕ род тагьд гал кӕны, йӕ сывӕллон та тагьд лӕг кӕны» («У бедняка теленок быстро становится быком, а ребенок мужчиной») - говорили осетины.

Я привела эти слова в связи с тем, что рассмотренные выше нормы трудового воспитания были характерны не для всех социальных слоев в одинаковой степени.

Придают ли сегодня осетины то огромное значение, которое они придавали в начале XIX века и в конце XX века воспитанию детей, как мальчиков, так и девочек? Хотят ли сегодняшние осетины, чтобы девушка в семье получала традиционное осетинское воспитание?

На эти вопросы по материалам исследования 1992 года, проведенные Северо- Осетинским институтом гуманитарных исследований, были получены следующие ответы:

да - 65,1%; нет, нужно воспитывать девушку в духе со временем - 2,9%; да, но кое- что в воспитании изменить с учетом современности - 30,1%; затрудняюсь ответить - 0,7%; другое - 1,2%.

Да - 89,0%; нет - 6,8%; затрудняюсь ответить - 2,2%; другое - 2,0%.

При этом у осетин издавна выделялось главное: в мальчиках воспитывали представление о достоинстве и нетерпимости малейшей обиды, в девочках - Целомудрие, в тех и других - выдержку и скромность. В прошлом комплекс

предписываемых правил поведения между родителями и детьми, различных половозрастных групп строго регламентировался.

Как показали материалы исследований в наше время отношения между родителями и детьми, детей между собой - в основном, не выходят из традиционных рамок поведения в осетинской семье. На вопрос: «Соблюдаются ли в Вашей семье следующие нормы поведения?» получены были ответы в %:

Да

Нет

Иногда

Родители и дети не сидят за одним обеденным столом.

39,7

54,1

6,2

Младшие дети подчиняются старшим братьям и сестрам.

24,2

11,6

4,2

Братья и сестры женятся (выходят замуж) по старшинству.

77,4

15,1

7,5

Мальчики и девочки занимаются разными видами хозяйственной и бытовой деятельности.

87,7

6,8

5,5

Как видно из таблицы в отношении между родителями и детьми уже нет тех строжайших правил поведения. Тем не менее, в половозрастной структуре сохраняются иерархические правила поведения, т.е. большинство опрошенных стараются сохранить традиционные правила поведения осетин в семье, основанные на прерогативе старшинства и пола.

Но об этом будем судить не мы с вами, а потомки.

Автор Базарова Любовь Борисовна
Дата добавления 28.01.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 568
Номер материала MA-064198
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓