Инфоурок Всеобщая история КонспектыМетодическая разработка урока всеобщей истории в 6 классе по теме «Феодальный мир».

Методическая разработка урока всеобщей истории в 6 классе по теме «Феодальный мир».

Скачать материал

Методическая разработка урока всеобщей истории в 6 классе

по теме «Феодальный мир».

 

 

 

Тип урока: урок-исследование с элементами лабораторной работы.

Тип урока по дидактической цели: повторительно-обобщающий.

Цель урока: используя факты средневековой истории Европы, сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов.

 

Задачи:

·                                      выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества;

·                                      определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов;

·                                      создать условия для осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов.

 

Основные понятия: сословия, рыцарь, барщина, оброк, церковная десятина, феодал, вассал, зависимый крестьянин, соседская (крестьянская) община.

Оформление доски:

Тема:

 

Проблема:

 

Гипотезы:

 

Рыцари                    Крестьяне

Права:                       Права:

 

Обязанности:     Обязанности:

 

Образ жизни:      Образ жизни:

 

Как договориться с господином?

План исследования:

1. Как жили феодалы?

2. Как жили крестьяне?

3. Как складывались отношения между крестьянами и феодалами?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Доска

Создание проблемной ситуации

- Вспомните, что такое сословия в средневековом обществе. Сколько их было, как они назывались?

- Скажите, а в настоящее время общество разделено на группы?

- Случаются ли конфликты между группами общества в современном мире?

- Обратимся к историческим сведениям Средневековья. Как в те времена происходило взаимодействие между сословиями. Вам предложен текст, прочитайте его и ответьте на вопросы.

- Однако во многих фольклорных произведениях звучат жалобы крестьян на их тяжелую участь и стремление к справедливости, воплотить которую в жизнь иногда удается благородным разбойникам, мстящим за обиженных и обездоленных. Самый знаменитый из них – Робин Гуд, меткий стрелок и надежный защитник простых людей от произвола феодалов.

- Какое противоречие мы замечаем?

- Группа людей с особыми правами и обязанностями. Воюющие, молящиеся, работающие.

- Да. У нас есть рабочие, предприниматели, врачи, учителя, продавцы…

- Конфликтов между группами нет.

 

- В тексте говориться о распределении обязанностей между сословиями в средневековом обществе. Отмечается, что в принципе обязанности распределены достаточно справедливо, поэтому конфликтов возникать не должно.

 

 

 

 

- Конфликты между рыцарями и крестьянами были вполне вероятны.

 

На доске записана тема урока

Формулирование проблемы

- Какую проблему нам предстоит решить?

- Почему  между средневековыми сословиями рыцарей и крестьян возникали конфликты?

Записывается основной вопрос

Гипотезы

 

- Какие у вас будут гипотезы по решению проблемы? Что могло стать причиной конфликтов между крестьянами и рыцарями-феодалами?

Предлагают свои версии

Гипотезы записываются на доске

Актуализация знаний

- Итак, мы с вами уже многое знаем о жизни средневековых людей. Но чтобы решить проблему урока, о чем еще сведения нам нужны?

- Таким образом, мы составили план исследования темы урока.

- Как жили феодалы? Как жили крестьяне? Как складывались отношения между ними?

План исследования записывается на доске

Поиск решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследование пунктов плана организуется по группам.

- План исследования составлен. Сейчас каждая группа получит задание – исследовать один из пунктов плана. Какой – решит жеребьевка. Помните, на прошлом уроке мы обсуждали условия успешной работы в группе? Постарайтесь создать их, отвечая на поставленные вопросы. На работу вам даётся 5 минут.

Группа №1. «Достоин тот похвальных слов,

Кто и разить и пасть готов!»

Используя знания по теме, а также материал учебника на с. 91-96, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия рыцарей. Заполните карточку (см.доп.мат.).

 

Группа №2. «Чтоб крестьяне не жирели»

Используя знания по теме, а также материал учебника на с.97-103, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия крестьян. Заполните карточку (см.доп.мат.).

 

Группа №3. «Как договориться с господином?»

Используя материал учебника на с.99-100, 108-109, определите методы борьбы крестьян за свои права. Заполните карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыцари-феодалы:

Права: собирать оброки с крестьян, заставлять работать на барщине.

Обязанности: служить сеньору, соблюдать кодекс чести.

Образ жизни: замки, турниры, пиры.

 

Крестьяне:

Права: отсутствуют.

Обязанности: работать на барщине, платить оброк, церковную десятину и другие поборы.

Образ жизни: работа с утра до вечера, по выходным – церковь, изредка – выступления бродячих артистов.

Способы борьбы крестьян за свои права: бегство в города, отказ работать на феодала, поджоги и погромы хозяйского поместья.

Выводы групп фиксируются на доске.

Применение нового знания

- Как теперь мы можем ответить на проблемный вопрос урока?

 

Всемогущество рыцарей-феодалов и бесправие крестьян порождали конфликты в средневековом обществе.

 

Вывод – примерное решение учебной проблемы

- Какие гипотезы оказались верными?

- Как сегодня  на уроке мы нашли решение проблемы?

 

 

 

 

 

Дополнительные материалы:

Текст.  Люди того времени по-раз­ному представляли себе, как устроено их об­щество. Наиболее распространенной была теория, в соответ­ствии с которой общество делилось на три боль­шие группы — сословия, и каждому человеку Бог предназначил место в одном из них. По тем задачам, которые они выполняли в обществе, выделялись сословия молящихся, воюющих и работающих. Под последними имелись в виду все члены общества, не входящие в первые два сословия, но, прежде всего крестьяне.

Перед каждым сословием стояли свои зада­чи. Духовенство заботилось о душах, являлось заступником за людей перед Богом, служило примером веры и нравственности для всего общества. С точки зрения человека Средневе­ковья, эта роль была самой важной. Воюющие проливали свою кровь, защищая все общество от внешних врагов. Именно они должны были обеспечивать порядок и правосудие, с оружием в руках распространять христианскую веру сре­ди язычников. Трудящиеся кормили всех осталь­ных. Благодаря их тяжкому труду два других сословия могли выполнять свои обязанности.

По сравнению с двумя первыми крестьянст­во рассматривалось как низшее, третье сосло­вие. Но, в отличие от Древнего Рима, где физический труд считали делом рабским и не­достойным свободного человека, в эпоху Сред­невековья те, кто трудились своими руками, считались необходимыми и уважаемыми членами общества. Мыслители той эпохи нередко сравнивали строение общества с человеческим телом, упо­добляя молящихся груди, воюющих — рукам, а трудящихся — ногам. Тем самым подчеркива­лось, что в обществе все сословия, хотя не рав­ны, но необходимы и зависят друг от друга; ес­ли они не будут действовать слаженно, то общество не сможет существовать.

Вопросы к тексту: О чем идет речь в тексте?

Справедливо распределены ли обязанности?

Возможны ли конфликты при таком распределении обязанностей?

Варианты карточек:

Рыцари-феодалы

Права:

Обязанности:

Образ жизни:

Крестьяне:

Права:

Обязанности:

Образ жизни:

 

Способы борьбы крестьян за свои права:

 

 

Памятка: Как работать в группе.

  1. Прочитайте задание вслух.
  2. Распределите работу.
  3. Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  4. Договоритесь о едином мнении группы.
  5. Заполните карточку.
  6. Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.

 

Группа №1.                          «Достоин тот похвальных слов,

                                               Кто и разить и пасть готов!»

Используя знания по теме, а также материал учебника на с. 91-96, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия рыцарей. Заполните карточку.

Рыцари-феодалы

Права:______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Обязанности:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Образ жизни:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка: Как работать в группе.

  1. Прочитайте задание вслух.
  2. Распределите работу.
  3. Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  4. Договоритесь о едином мнении группы.
  5. Заполните карточку.
  6. Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.

 

Группа №2. «Чтоб крестьяне не жирели»

Используя знания по теме, а также материал учебника на с.97-103, определите особенности образа жизни, права и обязанности сословия крестьян. Заполните карточку

Крестьяне:

 Права:______________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Обязанности:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Образ жизни:________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

 

 

Памятка: Как работать в группе.

  1. Прочитайте задание вслух.
  2. Распределите работу.
  3. Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  4. Договоритесь о едином мнении группы.
  5. Заполните карточку.
  6. Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.

 

Группа №3. «Как договориться с господином?»

 

Используя материал учебника на с.99-100, 108-109, определите методы борьбы крестьян за свои права. Заполните карточку.

Способы борьбы крестьян за свои права:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка: Как работать в группе.

  1. Прочитайте задание вслух.
  2. Распределите работу.
  3. Найдите ответ на вопрос и обсудите его.
  4. Договоритесь о едином мнении группы.
  5. Заполните карточку.
  6. Выберите представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего результат на доске.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока всеобщей истории в 6 классе по теме «Феодальный мир»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Руководитель реабилитационного подразделения

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока: урок-исследование с элементами лабораторной работы.Тип урока по дидактической цели: повторительно-обобщающий.Цель урока: используя факты средневековой истории Европы, сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и феодалов.Задачи: выявить права, обязанности и образ жизни разных сословий средневекового общества;определить значение кодекса рыцарской чести в жизни феодалов;создать условия для осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов.Основные понятия: сословия, рыцарь, барщина, оброк, церковная десятина, феодал, вассал, зависимый крестьянин, соседская (крестьянская) община.Оформление доски:

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 891 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 05 История 23.01.17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
  • Учебник: «История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.
  • 30.12.2020
  • 670
  • 8
«История. Профессиональное образования. Часть 1», Артемов В.В. , Лубченков Ю.Н.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.07.2020 176
    • DOCX 66.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пелевина Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пелевина Людмила Николаевна
    Пелевина Людмила Николаевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92238
    • Всего материалов: 243

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс профессиональной переподготовки

История: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Курс повышения квалификации

Моделирование современных уроков истории

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 464 человека

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе