Методическая разработка урока всеобщей истории в 6 классе
по теме «Феодальный мир».
Тип урока: урок-исследование с элементами лабораторной
работы.
Тип урока по
дидактической цели:
повторительно-обобщающий.
Цель урока: используя факты средневековой истории Европы,
сформировать представление об особенностях жизни и взаимоотношений крестьян и
феодалов.
Задачи:
·
выявить права, обязанности
и образ жизни разных сословий средневекового общества;
·
определить значение
кодекса рыцарской чести в жизни феодалов;
·
создать условия для
осознания бесправного положения средневекового крестьянства и значимости
различных форм борьбы против злоупотреблений феодалов.
Основные понятия: сословия, рыцарь, барщина, оброк, церковная десятина, феодал, вассал,
зависимый крестьянин, соседская (крестьянская) община.
Оформление доски:
Тема:
Проблема:
Гипотезы:
|
Рыцари Крестьяне
Права: Права:
Обязанности: Обязанности:
Образ жизни: Образ жизни:
Как договориться с господином?
|
План исследования:
1. Как жили феодалы?
2. Как жили крестьяне?
3. Как складывались отношения между
крестьянами и феодалами?
|
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Доска
|
Создание проблемной ситуации
|
- Вспомните, что такое сословия в средневековом
обществе. Сколько их было, как они назывались?
- Скажите, а в настоящее время общество
разделено на группы?
- Случаются ли конфликты между группами
общества в современном мире?
- Обратимся к историческим сведениям
Средневековья. Как в те времена происходило взаимодействие между сословиями.
Вам предложен текст, прочитайте его и ответьте на вопросы.
- Однако во многих фольклорных произведениях
звучат жалобы крестьян на их тяжелую участь и стремление к справедливости,
воплотить которую в жизнь иногда удается благородным разбойникам, мстящим за
обиженных и обездоленных. Самый знаменитый из них – Робин Гуд, меткий стрелок
и надежный защитник простых людей от произвола феодалов.
- Какое противоречие мы замечаем?
|
- Группа людей с особыми правами и обязанностями.
Воюющие, молящиеся, работающие.
- Да. У нас есть рабочие, предприниматели,
врачи, учителя, продавцы…
- Конфликтов между группами нет.
- В тексте говориться о распределении
обязанностей между сословиями в средневековом обществе. Отмечается, что в
принципе обязанности распределены достаточно справедливо, поэтому конфликтов
возникать не должно.
- Конфликты между рыцарями и крестьянами
были вполне вероятны.
|
На доске записана тема урока
|
Формулирование проблемы
|
- Какую проблему нам предстоит решить?
|
- Почему между средневековыми
сословиями рыцарей и крестьян возникали конфликты?
|
Записывается основной вопрос
|
Гипотезы
|
- Какие у вас будут гипотезы по решению
проблемы? Что могло стать причиной конфликтов между крестьянами и
рыцарями-феодалами?
|
Предлагают свои версии
|
Гипотезы записываются на доске
|
Актуализация знаний
|
- Итак, мы с вами уже многое знаем о жизни
средневековых людей. Но чтобы решить проблему урока, о чем еще сведения нам
нужны?
- Таким образом, мы составили план
исследования темы урока.
|
- Как жили феодалы? Как жили крестьяне? Как
складывались отношения между ними?
|
План исследования записывается на доске
|
Поиск решения
|
Исследование пунктов плана организуется по
группам.
- План исследования составлен. Сейчас каждая
группа получит задание – исследовать один из пунктов плана. Какой – решит
жеребьевка. Помните, на прошлом уроке мы обсуждали условия успешной работы в
группе? Постарайтесь создать их, отвечая на поставленные вопросы. На работу
вам даётся 5 минут.
Группа
№1. «Достоин тот похвальных слов,
Кто
и разить и пасть готов!»
Используя знания по теме, а также материал
учебника на с. 91-96, определите особенности образа жизни, права и
обязанности сословия рыцарей. Заполните карточку (см.доп.мат.).
Группа
№2. «Чтоб крестьяне не жирели»
Используя знания по теме, а также материал
учебника на с.97-103, определите особенности образа жизни, права и
обязанности сословия крестьян. Заполните карточку (см.доп.мат.).
Группа
№3. «Как договориться с господином?»
Используя материал учебника на с.99-100,
108-109, определите методы борьбы крестьян за свои права. Заполните карточку.
|
Рыцари-феодалы:
Права: собирать
оброки с крестьян, заставлять работать на барщине.
Обязанности:
служить сеньору, соблюдать кодекс чести.
Образ жизни: замки,
турниры, пиры.
Крестьяне:
Права: отсутствуют.
Обязанности:
работать на барщине, платить оброк, церковную десятину и другие поборы.
Образ жизни:
работа с утра до вечера, по выходным – церковь, изредка – выступления
бродячих артистов.
Способы борьбы крестьян за свои права: бегство в города, отказ работать на феодала, поджоги и погромы
хозяйского поместья.
|
Выводы групп фиксируются на доске.
|
Применение нового знания
|
- Как теперь мы можем ответить на проблемный
вопрос урока?
|
Всемогущество рыцарей-феодалов и бесправие
крестьян порождали конфликты в средневековом обществе.
|
|
Вывод – примерное решение учебной
проблемы
|
- Какие гипотезы оказались верными?
- Как сегодня на уроке мы нашли решение
проблемы?
|
|
|
Дополнительные
материалы:
Текст. Люди того времени по-разному представляли
себе, как устроено их общество. Наиболее распространенной была теория, в
соответствии с которой общество делилось на три большие группы — сословия, и
каждому человеку Бог предназначил место в одном из них. По тем задачам, которые
они выполняли в обществе, выделялись сословия молящихся, воюющих и работающих.
Под последними имелись в виду все члены общества, не входящие в первые два
сословия, но, прежде всего крестьяне.
Перед каждым
сословием стояли свои задачи. Духовенство заботилось о душах, являлось
заступником за людей перед Богом, служило примером веры и нравственности для
всего общества. С точки зрения человека Средневековья, эта роль была самой
важной. Воюющие проливали свою кровь, защищая все общество от внешних врагов.
Именно они должны были обеспечивать порядок и правосудие, с оружием в руках
распространять христианскую веру среди язычников. Трудящиеся кормили всех
остальных. Благодаря их тяжкому труду два других сословия могли выполнять свои
обязанности.
По сравнению с двумя
первыми крестьянство рассматривалось как низшее, третье сословие. Но, в
отличие от Древнего Рима, где физический труд считали делом рабским и недостойным
свободного человека, в эпоху Средневековья те, кто трудились своими руками,
считались необходимыми и уважаемыми членами общества. Мыслители той эпохи
нередко сравнивали строение общества с человеческим телом, уподобляя молящихся
груди, воюющих — рукам, а трудящихся — ногам. Тем самым подчеркивалось, что в
обществе все сословия, хотя не равны, но необходимы и зависят друг от друга;
если они не будут действовать слаженно, то общество не сможет существовать.
Вопросы к тексту: О
чем идет речь в тексте?
Справедливо распределены ли обязанности?
Возможны ли конфликты при таком распределении
обязанностей?
Варианты карточек:
Рыцари-феодалы
Права:
Обязанности:
Образ жизни:
|
Крестьяне:
Права:
Обязанности:
Образ жизни:
|
Способы борьбы крестьян за свои права:
|
Памятка: Как
работать в группе.
- Прочитайте задание
вслух.
- Распределите
работу.
- Найдите ответ на
вопрос и обсудите его.
- Договоритесь о
едином мнении группы.
- Заполните карточку.
- Выберите
представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего
результат на доске.
Группа №1. «Достоин тот похвальных слов,
Кто
и разить и пасть готов!»
Используя знания по теме, а также материал
учебника на с. 91-96, определите особенности образа жизни, права и
обязанности сословия рыцарей. Заполните карточку.
Рыцари-феодалы
Права:______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Обязанности:________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Образ жизни:________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
|
Памятка: Как
работать в группе.
- Прочитайте задание
вслух.
- Распределите
работу.
- Найдите ответ на
вопрос и обсудите его.
- Договоритесь о
едином мнении группы.
- Заполните карточку.
- Выберите
представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего
результат на доске.
Группа №2. «Чтоб крестьяне не жирели»
Используя знания по теме, а также материал
учебника на с.97-103, определите особенности образа жизни, права и
обязанности сословия крестьян. Заполните карточку
Крестьяне:
Права:______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Обязанности:________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Образ жизни:________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
|
Памятка: Как
работать в группе.
- Прочитайте задание
вслух.
- Распределите
работу.
- Найдите ответ на
вопрос и обсудите его.
- Договоритесь о
едином мнении группы.
- Заполните карточку.
- Выберите
представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего
результат на доске.
Группа №3. «Как договориться с
господином?»
Используя материал учебника на с.99-100,
108-109, определите методы борьбы крестьян за свои права. Заполните карточку.
Способы борьбы крестьян за свои права:
|
Памятка: Как
работать в группе.
- Прочитайте задание
вслух.
- Распределите
работу.
- Найдите ответ на
вопрос и обсудите его.
- Договоритесь о
едином мнении группы.
- Заполните карточку.
- Выберите
представителя от группы для выступления и учащегося, оформляющего
результат на доске.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.