Главная / Биология / Методическая разработка урока "Вирусы"

Методическая разработка урока "Вирусы"

hello_html_m2424f3.gifМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «ПЕРВОМАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»






«Утверждаю»

Зам. Директора по УПР

Фадеев А.В. _________






Методическая разработка



Дисциплина: Биология



Специальность: 151901 Технология машиностроения





Разработала:

Родионова А. В.________





Рассмотрено на заседании МК

Протокол №______

От ______________

Председатель МК

Агапкина И. И. ______








2015

Содержание

  1. Пояснительная записка_______________________________________3

  2. Цель и задачи урока__________________________________________5

  3. Структура урока_____________________________________________7

  4. Ход урока __________________________________________________8

  5. Литература_________________________________________________11

  6. Приложение 1_______________________________________________12

  7. Приложение 2_______________________________________________14








































Пояснительная записка

Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" - яд) и представляют неклеточные формы жизни. Они исключительно малы, поэтому могут быть изучены только с помощью электронного микроскопа.

Вирусы способны жить и развиваться только в клетках других организмов. Поселяясь внутри клеток животных и растений, вирусы вызывают много опасных заболеваний. Заболевания растений, животных и человека, вирусная природа которых в настоящее время установлена, в течение многих столетий наносили ущерб хозяйству и вред здоровью человека. В настоящее время увеличился удельный вес внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными организмами, появились новые возбудители весьма опасных инфекционных болезней (ВИЧ-инфекция, геморрагические лихорадки, болезнь легионеров); сформировалась новая область медицины – иммунопатология, изучающая заболевания, в основе которых лежат иммунологические реакции; развитие генетики, молекулярной биологии, с помощью которых были получены новейшие данные по молекулярно-генетической организации вирусов, привели к возможности создания методом генной инженерии новых антигенов, антител, иммуномодуляторов, к созданию диагностических, профилактических, и лечебных иммунобиологических препаратов нового поколения.

В связи с этим, я считаю, приоритетным направлением современной биологической науки является вирусология. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение. Современная вирусология и иммунология проникли во все биологические специальности. Поэтому, на мой взгляд, весьма актуальным, является углубление содержания этой темы в рамках предмета «Общая биология». Это актуально и с позиций формирования естественно научного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя из этого был разработан модульный урок «Вирусы». Проведенный урок входит в главу «Учение о клетке» и является десятым по счету.


Основные требования к знаниям и умениям:

         В результате изучения данной темы студенты должны расширить и укрепить свои знания и умения.


Учащиеся должны знать:

  1. основные понятия вирусологии, историю данной науки;

  2. общих закономерностей строения, жизнедеятельности и распространения вирусов;

  3. четкие представления о патогенности вирусов и ее реализации в конкретных условиях возникновения инфекционных заболеваний;

  4. особенности иммунитета как состоянии макроорганизма, в котором развивается инфекционный процесс;

  5. особенности лечения и профилактику инфекционных заболеваний.


Учащиеся должны уметь:

  1. применять знания терминологии при дальнейшем изучении биологии;

  2. бережно относиться к своему здоровью;

  3. самостоятельно работать с учебной литературой;

  4. самостоятельно составлять конспекты.

       










































Цель урока:

В результате овладения содержанием модуля расширить и укрепить у студентов систему знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности, а также их эволюционном значении в природе.



Задачи:


Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения вирусологии как науки, с основными понятиями и терминами данной науки.

  2. Cистематизировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации и процессов жизнедеятельности.

  3. Углубить знания о разнообразии вирусных заболеваний (особенно человека) и методами их профилактики.

  4. Научить студентов использовать знания об основных понятиях вирусологии для объяснения механизмов вирусных заболеваний и особенностях механизма иммунитета.

  5. Сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с вирусологией как наукой.

Развивающие:

  1. Развивать умения: видеть проблему и находить пути её решения, икать ответы на поставленные вопросы.

  2. Усовершенствовать умение студентов работать с учебником и компьютерными средствами.

  3. Продолжить развитие познавательной сферы учащихся и их мыслительных навыков (синтеза, анализа и других).

  4. Способствовать дальнейшему формированию личностных качеств учащихся (внимания и наблюдательности).

  5. Способствовать развитию навыков работы в группе и самостоятельно.

  6. Развитие коммуникативных умений учащихся.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения.

  2. Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности.

  3. Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний.

  4. Создать условия для формирования навыков работы в группе.

  5. Воспитание культуры общения учащихся.







Тип урока: модульный урок изучения нового материала с использованием мультимедийной установки и презентации.




Оборудование:

  • Мультимедийная установка (проектор, экран);

  • Компьютер;

  • Карточки с учебными элементами (модулями);

  • Модульная тетрадь;

  • Константинов В.М., Резанов А.Г.,Фадеева Е.О. Общая биология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования – М.: «Академия», 2011 г.



Методы:

  1. Словесные

  • Объяснение

  • Беседа

  1. Наглядные

  • Демонстрация презентации

  1. Практические

  • Работа с модулем и модульной тетрадью

























Глава: «Учение о клетке».

Урок №10 «Вирусы».





Структура урока


  1. Организационный момент. (5 мин.)

  2. Изучение нового материала. (70 мин)

  3. Закрепление изученного материала. (10 мин)

  4. Итоги урока и домашнее задание. (5 мин)




































Ход урока:

  1. Организационный моменты:

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! (студенты приветствуют преподавателя стоя) Сегодня урок пройдет не совсем в обычной форме: он будет состоять из отдельных учебных элементов или модулей (Приложение 1.), при этом (выполняя задания модуля) вы сможете получить определенное количество баллов, которые вы вносите в модульную тетрадь. (Приложение 2).

  1. Проверка исходных знаний и умений:

Преподаватель: Итак, ребята, задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали и угрожают серьезные враги? Эти враги часто сеяли смерть и вызывали различные заболевания. Часто эти враги невидимы и появляются неожиданно. И к таким врагам можно отнести ВИРУСЫ! Их жертвами стало огромное количество людей на планете погибших от оспы, гриппа, пневмонии, энцефалита, кори, а сейчас от СПИДа и вируса Эбола.

Что такое «Вирус»? Какого его строение? Чем опасны вирусы и как с ними бороться? Ответы на эти вопросы дает такая наука как вирусология. Запишите дату и тему занятия в модульной тетради. Зачитайте, пожалуйста, основную цель нашего занятия в УЭ-0.

Студент зачитывает интегрирующую цель занятия.(УЭ-0)

Преподаватель: В 9 классе вы начали изучать основы вирусологии. А сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с самой интересной наукой.

Как вы считаете, эта тема имеет отношение к каждому из вас, она актуальна? (Ответ студентов: ДА)

Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (рассуждения учащихся)

Преподаватель: Вирусы окружают нас повсюду в пространстве и представляют собой в нем кристаллы. Но почему же вирусы изучаются в курсе дисциплины «Биология»? чтобы ответить на этот вопрос обратимся к модулю-1. Студенты читают УЭ-1 и отвечают устно на вопросы.

  1. Чем живое отличается от неживого? Давайте вспомним критерии живых систем. (единство химического состава, обмен веществ и энергии, сходство уровней организации, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость)

  2. Биохимические молекулы, мономерами которых являются аминокислоты (Белки)

  3. Биохимические молекулы, которые являются носителям наследственной информации в клетках живых организмов (ДНК и РНК)

Преподаватель: Но вирусы как кристаллы не обладают ни одним свойством живой материи. Поэтому можно сделать вывод, что вирусы относятся к неживой природе! Но, изучая вирусы, многие ученые пришли к выводу, что вирусы являются биологическими объектами и относятся к живой природе! Почему? В этом нам поможет разобраться изучение модуля 2 и 3.

Преподаватель: переходим к изучению УЭ-2. Прочитайте внимательно задание. Вам необходимо записать в модульную тетрадь основные этапы вирусологии, вставляя пропущенные данные.

Студенты самостоятельно работают с Текстом 1 и записывают в модульную тетрадь пропущенные данные Текста 1.

Далее проверяют правильность своих записей и обсуждают их с классом.

Преподаватель: Конец 19 века. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других болезней. Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (например, корь, натуральная оспа, грипп, гепатит и др.), обнаружить не удавалось, хотя о болезнях знали давно.

В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (1864 – 1920), занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики (болезнь листьев растения табака), установил, что он не виден в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; он не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ивановский назвал открытые организмы «фильтрующимися микробами».

Это было открытие века, через 90 лет Академик АМН СССР В.М. Жданов написал: "Судьба открытий бывает разной, одни рождаются с шумом и сенсацией, а затем занимают скромное место в ряду фактов, составляющих фонд той или иной научной дисциплины. Другие вначале не привлекают к себе большого внимания и даже остаются мало замеченными, и лишь в дальнейшем становится ясным их значение, и немеркнущий луч этих открытий освещает путь науки в течение десятилетий. К их числу относится открытие Д. И. Ивановским мира вирусов".

Преподаватель: Так что же из себя представляют данные организмы? В этом вопросе нам поможет Учебный Элемент 3.

Студенты внимательно читают задание УЭ-3. Изучают строение вирусов и записывают данные в модульную тетрадь. Далее обсуждают данный вопрос в классе.

Преподаватель: Стоит отметить, что вирусы очень разнообразны и существует много классификаций, но мы рассмотрим только 2 из них. Переходим к изучению модуля-4.

Студенты внимательно читают задание УЭ-4. Изучают классификацию вирусов и заполняют схемы в модульной тетради. Далее обсуждают данный вопрос в классе.

Преподаватель: Итак, вирусы сильно отличаются от других живых организмов. Вирусы часто называют переходной формой между живой и неживой природы. Когда вирус находится в клетке хозяина, он ведет себя как живой организм, он находится во внутриклеточной форме, образует комплекс «вирус – клетка хозяина». Если вирус находится вне клетки хозяина, в покоящейся внеклеточной форме, он представляет кристалл или вирион, в этом случае вирус не проявляет признаков живого организма. Но наличие генетического материала (ДНК или РНК) способствует наличие у вирусов главного критерия живых систем: наследственность и наследственная изменчивость. Поэтому вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и примитивная.

Разобраться с жизненным циклом вирусов вам поможет модуль -5.

Студенты внимательно читают задание УЭ-5. Изучают жизненный цикл вирусов и работают в модульной тетради. Далее обсуждают данный вопрос в классе.

Преподаватель: В настоящее время известно более 500 видов вирусов у животных, вызывающих такие болезни как ящур, чуму свиней и птиц, птичий и свиной грипп и другие. Известно более 300 видов вирусов, вызывающих болезни у растений, такие как мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость и другие. Более 500 видов вирусов могут вызывать разнообразные инфекционные заболевания человека, такие как грипп, свинку, полиомиелит, бешенство, корь, СПИД и многие другие. Подробнее мы рассмотрим самые актуальные вирусные заболевания человека. Изучаем модуль-6.

Студенты внимательно читают задание УЭ-5. Далее заслушивая сообщения сокурсников, заполняют таблицу «Вирусные заболевания человека» в модульной тетради.

Преподаватель: Молодцы! А для того, чтобы закрепить полученные знания о вирусах, я предлагаю вам составить синквейн.

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), вдохнавленная японскими стихотворениями. (Синквейн – пятистрочное стихотворение)

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

ДНК

Информационная, дезоксирибонуклеиновая

Хранит, информирует, синтезирует

Участвует в биосинтезе белка

Молекула

Студенты самостоятельно составляют синквейн 2-х понятий. Далее их вариант обсуждают в группе.


Преподаватель: Завершить наш урок я хотела бы словами «Всемирная хартия о природе»,принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)

«Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека».

Итак, ребята, переходим к УЭ-8. Подсчитайте общее количество баллов, выставите себе оценку и выберите себе домашнее задание. Модульную тетрадь вы сдаете мне. Спасибо всем за внимание. Занятие окончено.




Литература

  1. Константинов В.М., Резанов А.Г.,Фадеева Е.О. Общая биология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования – М.: «Академия», 2011

  2. Агол В. И. «Уловки вирусов», Биология в школе, - М., Школа – Пресс, 2003, №7, - 5 – 11 с.

  3. Ишкина И.Ф. Биология. 10 класс. Поурочные планы. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2007, - 96 с.

  4. Пепеляева О.А. Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 9 класс, - М., ВАКО, 2006, - 464 с.

  5. Фасевич И.Н. Биология. 6 – 11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций, - Волгоград, Учитель, 2009, - 223 с.

  6. Чайка Т.И. Биология. 10 класс: поурочные планы, - Волгоград, Учитель, 2007, - 205 с.

  7. Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – 4-е изд.- М.: Дрофа, 2002.

  8. http://www.erudition.ru/referat/printref/id.33926_1.html - Эрудиция. Электронная российская библиотека.

  9. http://schools.keldysh.ru/school1413/bio/vilegzh/index.htm - Вирусы и их роль в жизни человека

  10. Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki

  11. http://bse.sci-lib.com/a_pictures/05/00/244028415.jpg

























Приложение 1

Глава: «Учение по клетке».

Урок №10 «Вирусы».

учебного

элемента


Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

УЭ-0

(1-2 мин.)

Интегрирующая цель: В результате овладения содержанием модуля вы расширите и укрепите свои знания о неклеточных формах жизни – вирусах, раскроете особенности их строения и жизнедеятельности, а также их эволюционном значении в природе.

Внимательно прочитай цель урока.



.

УЭ-1

(10 мин)

Цель: закрепить знания о свойствах живого и биохимическом составе клетки.

I. Ответь устно на вопросы преподавателя:

  1. 1. Чем живое отличается от неживого? Критерии живых систем

  2. 2. Биохимические молекулы, мономерами которых являются аминокислоты.

  3. 3. Биохимические молекулы, которые являются носителям наследственной информации в клетках живых организмов.



Работай в классе

Критерии оценки:

За каждый правильный

ответ

1 балл.

УЭ-2

(7 мин.)














































(3 мин.)

Цель: изучить историю вирусологии.

I. Прочитай Текст № 1 и запиши в модульную тетрадь (Приложение 3) основные этапы истории вирусологии, вставляя пропущенные слова:

Текст № 1

История вирусологии довольно необычна. Первая вакцина для предупреждения вирусной инфекции — оспы была предложена английским врачом Э. Дженнером, почти за сто лет до открытия вирусов, вторая вакцина — антирабическая была предложена основателем микробиологии Л. Пастером — за семь лет до открытия вирусов.

Честь открытия вирусов принадлежит русскому ученому Д. И. Ивановскому, который в 1892 впервые доказал существование нового типа возбудителя болезней на примере мозаичной болезни табака. В результате он обнаружил, что возбудитель проходит даже через такие поры, так как фильтрат продолжал вызывать заболевание листьев табака. Он назвал новый тип возбудителя «фильтрующиеся бактерии».1892г.

  1. 1897 год- Ф.Леффлер и Фрош обнаружили возбудителя болезни ящера у животных.

Бейеринк Мартинус – в 1898 дал название ВИРУС

В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется вирусология.


В 1917 году одновременно во Франции и Англии были открыты вирусы бактерий– бактериофаги. Они используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия), т.к. разрушают данные бактерии.

II. Проверка задания: обсуди основные этапы вирусологии с классом. Если возникли вопросы по материалу УЭ-3 – доработай их самостоятельно дома.



Индивидуальная работа с УЭ-3 и модульной тетрадью.



















































Работай в классе.

За каждый правильный ответ

1 балл.

УЭ-3

(7 мин)

























(3 мин.)

Цель: изучить строение вирусов.

I. Прочитай Текст № 2 и подпиши в модульной тетради основные компоненты строения вирусов:

Текст № 2

  • Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп, так как их размеры меньше длины световой волны (от 20 до 300нм), в среднем в 50 раз меньше бактерий.

Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.

Вирусы состоят из следующих основных компонентов:

1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.

2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии.

3. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).

Капсид и дополнительная оболочка несут защитные функции, как бы оберегая нуклеиновую кислоту. Кроме того, они способствуют проникновению вируса в клетку. Полностью сформированный вирус называется вирионом.


II. Проверка задания: обсуди строение вирусов с классом. Если возникли вопросы по материалу УЭ-4 – доработай их самостоятельно дома.


Индивидуальная работа с УЭ-4 и модульной тетрадью.





















Работай в классе.

За каждый правильный ответ

1 балл.

УЭ-4

(10 мин)





























(3 мин.)

Цель: изучить классификацию вирусов.

I. Прочитай Текст № 3 и заполни схему «Классификация вирусов» в модульной тетради:

Текст № 3

Существует несколько классификаций вирусов:

  1. Все вирусы условно разделяют на две группы: простые и сложные. Простые состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и покрывающей их белковой оболочки (капсид), например вирус табачной мозаики. Сложные вирусы на поверхности капсида имеют еще внешнюю оболочку – мембрану, содержащую липиды, белки и углеводы, например вирус гриппа и герпеса.

  2. Вторая классификация по наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими. У вирусов же генетическим материалом могут быть однонитчатые и двухнитчатые формы обеих нуклеиновых кислот. ДНК-содержащие – в них присутствует молекула ДНК в виде цепочки или кольца, хранящая наследственную информацию – это вирусы оспы человека, овец, свиней и герпеса. РНК-содержащие – в них находится цепочка РНК хранительница генетической информации. Это вирусы бешенства, энцефалита, краснухи, кори, СПИДА, лейкоза и гриппа. Некоторые вирусы вообще могут не иметь оболочки.

II. Проверка задания: обсуди классификацию вирусов с классом. Если возникли вопросы по материалу УЭ-5 – доработай их самостоятельно дома.


Индивидуальная работа с УЭ-5 и модульной тетрадью.

























Работай в классе.

За каждый правильный ответ

1 балл.

УЭ-5

(10 мин)


























































(3мин)

Цель: изучить жизненный цикл вирусов.

I. Изучите схему жизненного цикла вирусов и запишите основные этапы жизненного цикла вирусов в модульной тетради:

  1. Жизненный цикл вирусов















В отличие от всех организмов вирусы не способны размножаться бинарным делением (разделяться надвое). Попадая в клетку, нуклеиновая кислота вируса «заставляет» клетку синтезировать компоненты вируса из ее клеточных материалов. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:

  • Этап 1Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).

  • Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи.

  • Этап 3. Размножение вируса. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.

  • Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды.

  • Этап 5. Выход вирусов из клетки. Сама клетка гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.

Вот так протекает инфекционный процесс.


II. Проверка задания: обсуди классификацию вирусов с классом. Если возникли вопросы по материалу УЭ-6 – доработай их самостоятельно дома.


Индивидуальная работа с УЭ-6 и модульной тетрадью.























































Работай в классе.

За каждый правильный ответ

1 балл.

УЭ-6

(15 мин)

Цель: изучить виды вирусных заболеваний, пути заражения и симптомы данных заболеваний.

I. Слушая доклады сокурсников, заполните в модульной тетради таблицу «Вирусные заболевания»:

Название вирусного заболевания

Возбудитель вирусного заболевания

Пути заражения

Симптомы вирусного заболевания





Если возникли вопросы по материалу УЭ-7 – доработай их самостоятельно дома.

Индивидуальная работа с УЭ-7 и модульной тетрадью.

УЭ-7

(10 мин)

Цель:закрепить приобретенные знания.

I. Обсуди в паре и составь синквейн:

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь).

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Например:

ДНК

Информационная, дезоксирибонуклеиновая

Хранит, информирует, синтезирует

Участвует в биосинтезе белка

Молекула

Составьте синквейн 3 определений: Вирус, капсид..

II. Обсуди эти вопросы в классе.

Работав паре с УЭ-7 и модульной тетрадью.





















Работай в классе.

За каждый правильный ответ

1 балл.

УЭ-8

(3-5 мин)

Цель: подведение итогов урока, выбор домашнего задания.

I.Прочитай цель урока.

II. Достиг ли ты цели урока? В какой степени?

III.Оцени свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”, подсчитав общее количество баллов за урок:

«5» -

«4»-

«3»-

«2»-

IV.Выбери домашнее задание в зависимости от того, как успешно ты работал на уроке.

  • Если все задания выполнил на “5”, то освобождаешься от выполнения домашнего задания;

  • Если задания выполнил на “4”, то необходимо ещё раз прочитать материал учебника;

  • Если выполнил задания на “3” и ниже, то необходимо ещё раз проработать весь модуль урока.




Работай индивидуальн.

Подсчитайте общее количество баллов и оцени свою работу за урок.
















Методическая разработка урока "Вирусы"
  • Биология
Описание:

Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" - яд) и представляют неклеточные формы жизни. Они исключительно малы, поэтому могут быть изучены только с помощью электронного микроскопа.

Вирусы способны жить и развиваться только в клетках других организмов. Поселяясь внутри клеток животных и растений, вирусы вызывают много опасных заболеваний. Заболевания растений, животных и человека, вирусная природа которых в настоящее время установлена, в течение многих столетий наносили ущерб хозяйству и вред здоровью человека. В настоящее время увеличился удельный вес внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными организмами, появились новые возбудители весьма опасных инфекционных болезней (ВИЧ-инфекция, геморрагические лихорадки, болезнь легионеров); сформировалась новая область медицины – иммунопатология, изучающая заболевания, в основе которых лежат иммунологические реакции; развитие генетики, молекулярной биологии, с помощью которых были получены новейшие данные по молекулярно-генетической организации вирусов, привели к возможности создания методом генной инженерии новых антигенов, антител, иммуномодуляторов, к созданию диагностических, профилактических, и лечебных иммунобиологических препаратов нового поколения.

В связи с этим, я считаю, приоритетным направлением современной биологической науки является вирусология. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение. Современная вирусология и иммунология проникли во все биологические специальности. Поэтому, на мой взгляд, весьма актуальным, является углубление содержания этой темы в рамках предмета «Общая биология». Это актуально и с позиций формирования естественно научного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя из этого был разработан модульный урок «Вирусы». Проведенный урок входит в главу «Учение о клетке» и является десятым по счету.

Основные требования к знаниям и умениям:

В результате изучения данной темы студенты должны расширить и укрепить свои знания и умения.

Учащиеся должны знать:

1. основные понятия вирусологии, историю данной науки;

2. общих закономерностей строения, жизнедеятельности и распространения вирусов;

3. четкие представления о патогенности вирусов и ее реализации в конкретных условиях возникновения инфекционных заболеваний;

4. особенности иммунитета как состоянии макроорганизма, в котором развивается инфекционный процесс;

5. особенности лечения и профилактику инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

1. применять знания терминологии при дальнейшем изучении биологии;

2. бережно относиться к своему здоровью;

3. самостоятельно работать с учебной литературой;

4. самостоятельно составлять конспекты.


Цель урока:

В результате овладения содержанием модуля расширить и укрепить у студентов систему знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности, а также их эволюционном значении в природе.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения вирусологии как науки, с основными понятиями и терминами данной науки.

2. Cистематизировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации и процессов жизнедеятельности.

3. Углубить знания о разнообразии вирусных заболеваний (особенно человека) и методами их профилактики.

4. Научить студентов использовать знания об основных понятиях вирусологии для объяснения механизмов вирусных заболеваний и особенностях механизма иммунитета.

5. Сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с вирусологией как наукой.

Развивающие:

1. Развивать умения: видеть проблему и находить пути её решения, икать ответы на поставленные вопросы.

2. Усовершенствовать умение студентов работать с учебником и компьютерными средствами.

3. Продолжить развитие познавательной сферы учащихся и их мыслительных навыков (синтеза, анализа и других).

4. Способствовать дальнейшему формированию личностных качеств учащихся (внимания и наблюдательности).

5. Способствовать развитию навыков работы в группе и самостоятельно.

6. Развитие коммуникативных умений учащихся.

Воспитательные:

1. Продолжить формирование научного мировоззрения.

2. Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности.

3. Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний.

4. Создать условия для формирования навыков работы в группе.

5. Воспитание культуры общения учащихся.

Тип урока: модульный урок изучения нового материала с использованием мультимедийной установки и презентации.

Автор Родионова Анна Владимировна
Дата добавления 28.11.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 341
Номер материала MA-062748
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓