МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «ПЕРВОМАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Утверждаю»
Зам. Директора по УПР
Фадеев А.В. _________
Методическая разработка
Дисциплина: Биология
Специальность: 151901 Технология машиностроения
Разработала:
Родионова А. В.________
Рассмотрено на заседании МК
Протокол №______
От ______________
Председатель МК
Агапкина И. И. ______
2015
Содержание
Пояснительная записка_______________________________________3
Цель и задачи урока__________________________________________5
Структура урока_____________________________________________7
Ход урока __________________________________________________8
Литература_________________________________________________11
Приложение 1_______________________________________________12
Приложение 2_______________________________________________14
Пояснительная записка
Существует большая группа живых существ, не имеющих клеточного строения. Эти существа носят названия вирусов (лат "вирус" - яд) и представляют неклеточные формы жизни. Они исключительно малы, поэтому могут быть изучены только с помощью электронного микроскопа.
Вирусы способны жить и развиваться только в клетках других организмов. Поселяясь внутри клеток животных и растений, вирусы вызывают много опасных заболеваний. Заболевания растений, животных и человека, вирусная природа которых в настоящее время установлена, в течение многих столетий наносили ущерб хозяйству и вред здоровью человека. В настоящее время увеличился удельный вес внутрибольничных инфекций, вызываемых условно-патогенными организмами, появились новые возбудители весьма опасных инфекционных болезней (ВИЧ-инфекция, геморрагические лихорадки, болезнь легионеров); сформировалась новая область медицины – иммунопатология, изучающая заболевания, в основе которых лежат иммунологические реакции; развитие генетики, молекулярной биологии, с помощью которых были получены новейшие данные по молекулярно-генетической организации вирусов, привели к возможности создания методом генной инженерии новых антигенов, антител, иммуномодуляторов, к созданию диагностических, профилактических, и лечебных иммунобиологических препаратов нового поколения.
В связи с этим, я считаю, приоритетным направлением современной биологической науки является вирусология. Велико её как теоретическое, так и прикладное значение. Современная вирусология и иммунология проникли во все биологические специальности. Поэтому, на мой взгляд, весьма актуальным, является углубление содержания этой темы в рамках предмета «Общая биология». Это актуально и с позиций формирования естественно научного и гуманистического мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения. Исходя из этого был разработан модульный урок «Вирусы». Проведенный урок входит в главу «Учение о клетке» и является десятым по счету.
Основные требования к знаниям и умениям:
В результате изучения данной темы студенты должны расширить и укрепить свои знания и умения.
Учащиеся должны знать:
основные понятия вирусологии, историю данной науки;
общих закономерностей строения, жизнедеятельности и распространения вирусов;
четкие представления о патогенности вирусов и ее реализации в конкретных условиях возникновения инфекционных заболеваний;
особенности иммунитета как состоянии макроорганизма, в котором развивается инфекционный процесс;
особенности лечения и профилактику инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
применять знания терминологии при дальнейшем изучении биологии;
бережно относиться к своему здоровью;
самостоятельно работать с учебной литературой;
самостоятельно составлять конспекты.
Цель урока:
В результате овладения содержанием модуля расширить и укрепить у студентов систему знаний о неклеточных формах жизни – вирусах, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности, а также их эволюционном значении в природе.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с историей возникновения вирусологии как науки, с основными понятиями и терминами данной науки.
Cистематизировать знания о неклеточных формах жизни – вирусах, их эволюционном происхождении, строении, классификации и процессов жизнедеятельности.
Углубить знания о разнообразии вирусных заболеваний (особенно человека) и методами их профилактики.
Научить студентов использовать знания об основных понятиях вирусологии для объяснения механизмов вирусных заболеваний и особенностях механизма иммунитета.
Сформировать у учащихся познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с вирусологией как наукой.
Развивающие:
Развивать умения: видеть проблему и находить пути её решения, икать ответы на поставленные вопросы.
Усовершенствовать умение студентов работать с учебником и компьютерными средствами.
Продолжить развитие познавательной сферы учащихся и их мыслительных навыков (синтеза, анализа и других).
Способствовать дальнейшему формированию личностных качеств учащихся (внимания и наблюдательности).
Способствовать развитию навыков работы в группе и самостоятельно.
Развитие коммуникативных умений учащихся.
Воспитательные:
Продолжить формирование научного мировоззрения.
Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности.
Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний.
Создать условия для формирования навыков работы в группе.
Воспитание культуры общения учащихся.
Тип урока: модульный урок изучения нового материала с использованием мультимедийной установки и презентации.
Оборудование:
Мультимедийная установка (проектор, экран);
Компьютер;
Карточки с учебными элементами (модулями);
Модульная тетрадь;
Константинов В.М., Резанов А.Г.,Фадеева Е.О. Общая биология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования – М.: «Академия», 2011 г.
Методы:
Словесные
Наглядные
Практические
Глава: «Учение о клетке».
Урок №10 «Вирусы».
Структура урока
Организационный момент. (5 мин.)
Изучение нового материала. (70 мин)
Закрепление изученного материала. (10 мин)
Итоги урока и домашнее задание. (5 мин)
Ход урока:
Организационный моменты:
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! (студенты приветствуют преподавателя стоя) Сегодня урок пройдет не совсем в обычной форме: он будет состоять из отдельных учебных элементов или модулей (Приложение 1.), при этом (выполняя задания модуля) вы сможете получить определенное количество баллов, которые вы вносите в модульную тетрадь. (Приложение 2).
Проверка исходных знаний и умений:
Преподаватель: Итак, ребята, задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали и угрожают серьезные враги? Эти враги часто сеяли смерть и вызывали различные заболевания. Часто эти враги невидимы и появляются неожиданно. И к таким врагам можно отнести ВИРУСЫ! Их жертвами стало огромное количество людей на планете погибших от оспы, гриппа, пневмонии, энцефалита, кори, а сейчас от СПИДа и вируса Эбола.
Что такое «Вирус»? Какого его строение? Чем опасны вирусы и как с ними бороться? Ответы на эти вопросы дает такая наука как вирусология. Запишите дату и тему занятия в модульной тетради. Зачитайте, пожалуйста, основную цель нашего занятия в УЭ-0.
Студент зачитывает интегрирующую цель занятия.(УЭ-0)
Преподаватель: В 9 классе вы начали изучать основы вирусологии. А сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с самой интересной наукой.
Как вы считаете, эта тема имеет отношение к каждому из вас, она актуальна? (Ответ студентов: ДА)
Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (рассуждения учащихся)
Преподаватель: Вирусы окружают нас повсюду в пространстве и представляют собой в нем кристаллы. Но почему же вирусы изучаются в курсе дисциплины «Биология»? чтобы ответить на этот вопрос обратимся к модулю-1. Студенты читают УЭ-1 и отвечают устно на вопросы.
Чем живое отличается от неживого? Давайте вспомним критерии живых систем. (единство химического состава, обмен веществ и энергии, сходство уровней организации, размножение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость)
Биохимические молекулы, мономерами которых являются аминокислоты (Белки)
Биохимические молекулы, которые являются носителям наследственной информации в клетках живых организмов (ДНК и РНК)
Преподаватель: Но вирусы как кристаллы не обладают ни одним свойством живой материи. Поэтому можно сделать вывод, что вирусы относятся к неживой природе! Но, изучая вирусы, многие ученые пришли к выводу, что вирусы являются биологическими объектами и относятся к живой природе! Почему? В этом нам поможет разобраться изучение модуля 2 и 3.
Преподаватель: переходим к изучению УЭ-2. Прочитайте внимательно задание. Вам необходимо записать в модульную тетрадь основные этапы вирусологии, вставляя пропущенные данные.
Студенты самостоятельно работают с Текстом 1 и записывают в модульную тетрадь пропущенные данные Текста 1.
Далее проверяют правильность своих записей и обсуждают их с классом.
Преподаватель: Конец 19 века. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других болезней. Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (например, корь, натуральная оспа, грипп, гепатит и др.), обнаружить не удавалось, хотя о болезнях знали давно.
В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (1864 – 1920), занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики (болезнь листьев растения табака), установил, что он не виден в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; он не растет на обычных искусственных питательных средах, применяемых в бактериологии. Ивановский назвал открытые организмы «фильтрующимися микробами».
Это было открытие века, через 90 лет Академик АМН СССР В.М. Жданов написал: "Судьба открытий бывает разной, одни рождаются с шумом и сенсацией, а затем занимают скромное место в ряду фактов, составляющих фонд той или иной научной дисциплины. Другие вначале не привлекают к себе большого внимания и даже остаются мало замеченными, и лишь в дальнейшем становится ясным их значение, и немеркнущий луч этих открытий освещает путь науки в течение десятилетий. К их числу относится открытие Д. И. Ивановским мира вирусов".
Преподаватель: Так что же из себя представляют данные организмы? В этом вопросе нам поможет Учебный Элемент 3.
Студенты внимательно читают задание УЭ-3. Изучают строение вирусов и записывают данные в модульную тетрадь. Далее обсуждают данный вопрос в классе.
Преподаватель: Стоит отметить, что вирусы очень разнообразны и существует много классификаций, но мы рассмотрим только 2 из них. Переходим к изучению модуля-4.
Студенты внимательно читают задание УЭ-4. Изучают классификацию вирусов и заполняют схемы в модульной тетради. Далее обсуждают данный вопрос в классе.
Преподаватель: Итак, вирусы сильно отличаются от других живых организмов. Вирусы часто называют переходной формой между живой и неживой природы. Когда вирус находится в клетке хозяина, он ведет себя как живой организм, он находится во внутриклеточной форме, образует комплекс «вирус – клетка хозяина». Если вирус находится вне клетки хозяина, в покоящейся внеклеточной форме, он представляет кристалл или вирион, в этом случае вирус не проявляет признаков живого организма. Но наличие генетического материала (ДНК или РНК) способствует наличие у вирусов главного критерия живых систем: наследственность и наследственная изменчивость. Поэтому вирусы – это особая и уникальная форма жизни, хотя и примитивная.
Разобраться с жизненным циклом вирусов вам поможет модуль -5.
Студенты внимательно читают задание УЭ-5. Изучают жизненный цикл вирусов и работают в модульной тетради. Далее обсуждают данный вопрос в классе.
Преподаватель: В настоящее время известно более 500 видов вирусов у животных, вызывающих такие болезни как ящур, чуму свиней и птиц, птичий и свиной грипп и другие. Известно более 300 видов вирусов, вызывающих болезни у растений, такие как мозаичная болезнь табака, томатов, огурцов, скручивание листьев, карликовость и другие. Более 500 видов вирусов могут вызывать разнообразные инфекционные заболевания человека, такие как грипп, свинку, полиомиелит, бешенство, корь, СПИД и многие другие. Подробнее мы рассмотрим самые актуальные вирусные заболевания человека. Изучаем модуль-6.
Студенты внимательно читают задание УЭ-5. Далее заслушивая сообщения сокурсников, заполняют таблицу «Вирусные заболевания человека» в модульной тетради.
Преподаватель: Молодцы! А для того, чтобы закрепить полученные знания о вирусах, я предлагаю вам составить синквейн.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), вдохнавленная японскими стихотворениями. (Синквейн – пятистрочное стихотворение)
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Например:
ДНК
Информационная, дезоксирибонуклеиновая
Хранит, информирует, синтезирует
Участвует в биосинтезе белка
Молекула
Студенты самостоятельно составляют синквейн 2-х понятий. Далее их вариант обсуждают в группе.
Преподаватель: Завершить наш урок я хотела бы словами «Всемирная хартия о природе»,принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)
«Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека».
Итак, ребята, переходим к УЭ-8. Подсчитайте общее количество баллов, выставите себе оценку и выберите себе домашнее задание. Модульную тетрадь вы сдаете мне. Спасибо всем за внимание. Занятие окончено.
Литература
Константинов В.М., Резанов А.Г.,Фадеева Е.О. Общая биология: Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования – М.: «Академия», 2011
Агол В. И. «Уловки вирусов», Биология в школе, - М., Школа – Пресс, 2003, №7, - 5 – 11 с.
Ишкина И.Ф. Биология. 10 класс. Поурочные планы. – Волгоград, ИТД «Корифей», 2007, - 96 с.
Пепеляева О.А. Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии: 9 класс, - М., ВАКО, 2006, - 464 с.
Фасевич И.Н. Биология. 6 – 11 классы. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций, - Волгоград, Учитель, 2009, - 223 с.
Чайка Т.И. Биология. 10 класс: поурочные планы, - Волгоград, Учитель, 2007, - 205 с.
Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – 4-е изд.- М.: Дрофа, 2002.
http://www.erudition.ru/referat/printref/id.33926_1.html - Эрудиция. Электронная российская библиотека.
http://schools.keldysh.ru/school1413/bio/vilegzh/index.htm - Вирусы и их роль в жизни человека
Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki
http://bse.sci-lib.com/a_pictures/05/00/244028415.jpg
Приложение 1
Глава: «Учение по клетке».
Урок №10 «Вирусы».
учебного
элемента
Учебный материал с указанием заданий
Рекомендации по выполнению заданий
УЭ-0
(1-2 мин.)
Интегрирующая цель: В результате овладения содержанием модуля вы расширите и укрепите свои знания о неклеточных формах жизни – вирусах, раскроете особенности их строения и жизнедеятельности, а также их эволюционном значении в природе.
Внимательно прочитай цель урока.
.
УЭ-1
(10 мин)
Цель: закрепить знания о свойствах живого и биохимическом составе клетки.
I. Ответь устно на вопросы преподавателя:
1. Чем живое отличается от неживого? Критерии живых систем
2. Биохимические молекулы, мономерами которых являются аминокислоты.
3. Биохимические молекулы, которые являются носителям наследственной информации в клетках живых организмов.
Работай в классе
Критерии оценки:
За каждый правильный
ответ
1 балл.
УЭ-2
(7 мин.)
(3 мин.)
Цель: изучить историю вирусологии.
I. Прочитай Текст № 1 и запиши в модульную тетрадь (Приложение 3) основные этапы истории вирусологии, вставляя пропущенные слова:
Текст № 1
История вирусологии довольно необычна. Первая вакцина для предупреждения вирусной инфекции — оспы была предложена английским врачом Э. Дженнером, почти за сто лет до открытия вирусов, вторая вакцина — антирабическая была предложена основателем микробиологии Л. Пастером — за семь лет до открытия вирусов.
Честь открытия вирусов принадлежит русскому ученому Д. И. Ивановскому, который в 1892 впервые доказал существование нового типа возбудителя болезней на примере мозаичной болезни табака. В результате он обнаружил, что возбудитель проходит даже через такие поры, так как фильтрат продолжал вызывать заболевание листьев табака. Он назвал новый тип возбудителя «фильтрующиеся бактерии».1892г.
1897 год- Ф.Леффлер и Фрош обнаружили возбудителя болезни ящера у животных.
-
Бейеринк Мартинус – в 1898 дал название ВИРУС
В переводе с латинского "вирус" означает "яд". Он представляет собой особую форму жизни. Наука, которая изучает вирусы называется вирусология.
В 1917 году одновременно во Франции и Англии были открыты вирусы бактерий– бактериофаги. Они используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия), т.к. разрушают данные бактерии.
II. Проверка задания: обсуди основные этапы вирусологии с классом. Если возникли вопросы по материалу УЭ-3 – доработай их самостоятельно дома.
Индивидуальная работа с УЭ-3 и модульной тетрадью.
Работай в классе.
За каждый правильный ответ
1 балл.
УЭ-3
(7 мин)
(3 мин.)
Цель: изучить строение вирусов.
I. Прочитай Текст № 2 и подпиши в модульной тетради основные компоненты строения вирусов:
Текст № 2
Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа.
Вирусы состоят из следующих основных компонентов:
1. Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК), который несет информацию о нескольких типах белков, необходимых для образования нового вируса.
2. Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии.
3. Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).
Капсид и дополнительная оболочка несут защитные функции, как бы оберегая нуклеиновую кислоту. Кроме того, они способствуют проникновению вируса в клетку. Полностью сформированный вирус называется вирионом.
II. Проверка задания: обсуди строение вирусов с классом. Если возникли вопросы по материалу УЭ-4 – доработай их самостоятельно дома.
Индивидуальная работа с УЭ-4 и модульной тетрадью.
Работай в классе.
За каждый правильный ответ
1 балл.
УЭ-4
(10 мин)
(3 мин.)
Цель: изучить классификацию вирусов.
I. Прочитай Текст № 3 и заполни схему «Классификация вирусов» в модульной тетради:
Текст № 3
Существует несколько классификаций вирусов:
Все вирусы условно разделяют на две группы: простые и сложные. Простые состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и покрывающей их белковой оболочки (капсид), например вирус табачной мозаики. Сложные вирусы на поверхности капсида имеют еще внешнюю оболочку – мембрану, содержащую липиды, белки и углеводы, например вирус гриппа и герпеса.
Вторая классификация по наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими или РНК-содержащими. У вирусов же генетическим материалом могут быть однонитчатые и двухнитчатые формы обеих нуклеиновых кислот. ДНК-содержащие – в них присутствует молекула ДНК в виде цепочки или кольца, хранящая наследственную информацию – это вирусы оспы человека, овец, свиней и герпеса. РНК-содержащие – в них находится цепочка РНК хранительница генетической информации. Это вирусы бешенства, энцефалита, краснухи, кори, СПИДА, лейкоза и гриппа. Некоторые вирусы вообще могут не иметь оболочки.
II. Проверка задания: обсуди классификацию вирусов с классом. Если возникли вопросы по материалу УЭ-5 – доработай их самостоятельно дома.
Индивидуальная работа с УЭ-5 и модульной тетрадью.
Работай в классе.
За каждый правильный ответ
1 балл.
УЭ-5
(10 мин)
(3мин)
Цель: изучить жизненный цикл вирусов.
I. Изучите схему жизненного цикла вирусов и запишите основные этапы жизненного цикла вирусов в модульной тетради:
Жизненный цикл вирусов
В отличие от всех организмов вирусы не способны размножаться бинарным делением (разделяться надвое). Попадая в клетку, нуклеиновая кислота вируса «заставляет» клетку синтезировать компоненты вируса из ее клеточных материалов. Процесс проникновения вириона в клетку хозяина включает несколько этапов:
Этап 1. Прикрепление вируса к клетке. На поверхности клеток имеются специальные рецепторы, с которыми бактериофаг связывается хвостовыми нитями. Этим объясняется строгая “прописка” вирусов в тех или иных клетках. (Например, грипп – эпителиальные клетки верхних дыхательных путей, гепатит – печень, ВИЧ – лимфоциты).
Этап 2. Проникновение вируса в клетку. Бактериофаг вводит внутрь клетки хвост, который представляет собой полый стержень. И, как через иглу шприца, проталкивает внутрь клетки свою ДНК или РНК. Таким образом, генетический материал фага попадает внутрь клетки, а капсид остается снаружи.
Этап 3. Размножение вируса. Проникнув внутрь клетки, вирусная ДНК встраивается в ДНК клетки хозяина. Проникает в центр управления жизнедеятельностью – в ядро.
Этап 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды.
Этап 5. Выход вирусов из клетки. Сама клетка гибнет. А вирусные частицы уже готовы к очередной атаке, готовы разрушить сотни других клеток.
Вот так протекает инфекционный процесс.
II. Проверка задания: обсуди классификацию вирусов с классом. Если возникли вопросы по материалу УЭ-6 – доработай их самостоятельно дома.
Индивидуальная работа с УЭ-6 и модульной тетрадью.
Работай в классе.
За каждый правильный ответ
1 балл.
УЭ-6
(15 мин)
Цель: изучить виды вирусных заболеваний, пути заражения и симптомы данных заболеваний.
I. Слушая доклады сокурсников, заполните в модульной тетради таблицу «Вирусные заболевания»:
Название вирусного заболевания Возбудитель вирусного заболевания
Пути заражения
Симптомы вирусного заболевания
Если возникли вопросы по материалу УЭ-7 – доработай их самостоятельно дома.
Индивидуальная работа с УЭ-7 и модульной тетрадью.
УЭ-7
(10 мин)
Цель:закрепить приобретенные знания.
I. Обсуди в паре и составь синквейн:
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь).
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Например:
ДНК
Информационная, дезоксирибонуклеиновая
Хранит, информирует, синтезирует
Участвует в биосинтезе белка
Молекула
Составьте синквейн 3 определений: Вирус, капсид..
II. Обсуди эти вопросы в классе.
Работав паре с УЭ-7 и модульной тетрадью.
Работай в классе.
За каждый правильный ответ
1 балл.
УЭ-8
(3-5 мин)
Цель: подведение итогов урока, выбор домашнего задания.
I.Прочитай цель урока.
II. Достиг ли ты цели урока? В какой степени?
III.Оцени свою работу на уроке: “отлично”, “хорошо”, “плохо”, подсчитав общее количество баллов за урок:
«5» -
«4»-
«3»-
«2»-
IV.Выбери домашнее задание в зависимости от того, как успешно ты работал на уроке.
Если все задания выполнил на “5”, то освобождаешься от выполнения домашнего задания;
Если задания выполнил на “4”, то необходимо ещё раз прочитать материал учебника;
Если выполнил задания на “3” и ниже, то необходимо ещё раз проработать весь модуль урока.
Работай индивидуальн.
Подсчитайте общее количество баллов и оцени свою работу за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.