Главная / История / Методическая разработка урока по учебной дисциплине "История" "Эпоха дворцовых переворотов" с презентацией

Методическая разработка урока по учебной дисциплине "История" "Эпоха дворцовых переворотов" с презентацией

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Южноуральский энергетический техникум»
ГБПОУ ЮЭТ







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


урока по дисциплине «История»

«ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ»

с презентацией





Разработчик:

Чердакова Ю.А.

преподаватель географии








2015

АННОТАЦИЯ



Данная методическая разработка представляет собой комбинированный урок по теме «Эпоха дворцовых переворотов» по дисциплине «История».

Методическая разработка рассчитана на студентов 1 курса. В результате изучения исторических документов, событий 1725-1762 гг. студенты охарактеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и сделают вывод о влиянии смены власти на развитие страны.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

Основная часть 6

Сценарий урока «Эпоха дворцовых переворотов» 6

Заключение 18

Литература 20

Приложение 21

ВВЕДЕНИЕ



Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и студента в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Современный урок  – это, прежде всего урок, на котором преподаватель умело, использует все возможности для развития личности студента, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта студентов по отношению к излагаемому преподавателем содержанию. Замысел современного урока заключается в создании преподавателей условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности человека.

Преподаватель должен продумать «изюминку» урока.  Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Данная методическая разработка рассчитана на студентов 1 курса, при этом автор учитывает, что окончательное формирование целей и задач урока зависит не только от требований программы, но и от ряда других факторов, например подготовленности и уровня развития студентов 15 группы.

В методической разработке «Эпоха дворцовых переворотов» содержится печень основных знаний, понятий, дат которыми должны овладеть студенты в процессе обучения нового материала, а также список исторических деятелей, о которых студентам необходимо знать. В методической разработке представлены различные формы и приемы деятельности преподавателя и студентов, соблюдается принцип последовательности изучения материала. Используемая методическая организация урока способствует наиболее эффективному восприятию информации благодаря мультимедийным технологиям.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Сценарий урока «Эпоха дворцовых переворотов».

Тип урока: комбинированный

Цели:

- Образовательная: выявить причины дворцовых переворотов, дать краткую характеристику императорам XVIII века; показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.

- Развивающая: продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы, работать с иллюстрациями учебника и историческими документами; продолжить развивать у учащихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.

- Воспитательная: формировать интерес к отечественной истории.

Основные понятия: Дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, фаворит, кондиции.

Оборудование: 

- карта: “Россия в XVII - 1760гг.”;

- меловая схема;

C:\Documents and Settings\Awesome\Рабочий стол\Дворцовые перевороты\53.jpg

- портреты правителей эпохи дворцовых переворотов.

hello_html_63095224.jpghello_html_145ed196.pnghello_html_35274b43.pnghello_html_m772538fb.png


hello_html_m49bb203.pnghello_html_115b5119.pnghello_html_262cd9c3.pnghello_html_2312aa74.jpg


Основополагающий вопрос. В.О.Ключевский писал: “Россия отдыхает после Петра”. Действительно ли это так?

Тема урока: «Эпоха дворцовых переворотов» 1725-1762 гг. Слайд 1

Дидактические цели урока:

- Развитие творческих коммуникативных, креативных способностей и логического мышления студентов.

- Формирование навыков самостоятельной деятельности студентов.

План урока:

  1. Событий середины XVIII века. Введение понятия “дворцовые перевороты Итоги правления Петра Великого (краткая беседа).

  2. Обзор”.

  3. Ознакомление с текстом и ответы на вопросы: 1) Какую власть получил Верховный Тайный совет? 2) Какая бы власть установилась в России в случае претворения этих условий в жизнь?

  4. Просмотр презентаций «Дворцовые перевороты»

  5. Закрепление изученного материала - тест

  6. Подведение итогов (рефлексия)

  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы подробно рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого.

По ходу урока мы познакомимся с краткой характеристикой правителей данной эпохи, выясним причины дворцовых переворотов, заполним таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”.

Сроки правления

Кто правил (меловая схема, которая заполняется по ходу рассказа преподавателя)

Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.

-Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”?

Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ.

-Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?

Удалось ли Петру и его приемникам воспользоваться этим указом, об этом и будет идти речь на уроке.

Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не был использован. А династическая ситуация оказалась сложной…

Правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета. Была еще родня по линии старшего брата Ивана, с которым Петр начинал царствовать в 1682 году.

Но основными претендентами оказались Екатерина Алексеевна, вдова Петра I (за ней стоял Меншиков), и его внук, Петр Алексеевич (его на троне хотели видеть представители старинных боярских родов, которых возглавлял Д.М.Голицын), которому тогда было 9 лет. Меншиков сумел лучше использовать сложившуюся ситуацию, и с помощью некоторых других приближенных Петра, после смерти императора, при поддержке гвардейских полков, возвел на престол Екатерину Алексеевну. Поскольку она не проявляла государственных способностей, фактически правителем страны стал Меншиков.

Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся узким кругом придворных и гвардейскими полками.

За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.

Итак, первая правительница эпохи дворцовых переворотов - Екатерина I. Слайд 2,3. Наследовать императрице должен был Петр Алексеевич. Почему Екатерина согласилась предпочесть сына царевича Алексея дочерям? На Екатерину повлиял Меншиков. Видя, что здоровье Екатерины I ухудшается, и она проживет недолго, князь решил породниться с царской семьей, рассчитывая выдать свою 16-летнюю дочь Марию замуж за Петра II.

В 1727 году начинается правление Петра II. Слайд 4

Но удача на сей раз изменила ему. Меншиков тяжело заболел. Более месяца он был не в состоянии заниматься делами.

В это время влияние на Петра II приобрел князь Иван Алексеевич Долгорукий. Царь перестал подчиняться Меншикову. 8 сентября 1727г. князя арестовали, а затем, лишив чинов и наград, вместе с семьей сослали в глухой город Березов.

Избавившись от опасного соперника, Долгорукие поспешили упрочить свое положение при дворе. Сестра Ивана Долгорукого, Екатерина, была объявлена невестой Петра II. Но в январе 1730г., незадолго до свадьбы с княжной Долгорукой, Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.

Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета. Внимание “верховников” было привлечено к дочерям царя Ивана Алексеевича - Екатерине и Анне. Выбор был сделан в пользу Анны - вдовы небогатого герцога Курляндского, которая жила в Митаве как провинциальная помещица, периодически выпрашивая деньги у русского правительства.

Одновременно Д.М.Голицын заявил: “Надо бы себе полегчить”. Речь шла о том, чтобы, приглашая Анну Иоанновну на царствование, ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета. Анне были предложены “кондиции”, приняв которые она могла стать императрицей.

Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной.

  • без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:

  • не объявлять войны и не заключать мира;

  • никаких не налагать поборов и налогов;

  • никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;

  • беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;

  • казенных вотчин никому не дарить;

  • не вступать в брак и не назначать наследника престола.

Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.

Анна подписала кондиции и поехала в Москву.

Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство.

Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”. Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны. Долгорукие были арестованы и отправлены в ссылку в Березов, где незадолго до этого умер сосланный ими Меншиков.

-1730г. начинается правление Анны Иоанновны. Слайд 5,6.

О внешности и характере императрицы Анны Иоанновны сохранились разные отзывы, порой противоположные. Для одних она “престрашного была взору, отвратное лицо имела, так была велика, когда между кавалеров идет всех головою выше, и чрезвычайно толста”. А вот мнение испанского дипломата герцога де Лириа: “Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские”.

Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах гос.управления. Самым влиятельным стал фаворит Анны - Э.И.Бирон.

Современник писал о Бироне: “Характер Бирона был не из лучших: высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный, во вражде непримиримый и каратель жестокий”.

В.О.Ключевский дал такую характеристику периоду, получившему название бироновщины: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.

Осенью 1940г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница (дочь сестры) Анна Леопольдовна, которая была приближена ко двору. У Анны Леопольдовны родился сын, которого сразу же объявили наследником престола. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские, и немцы, презирала гвардия. Родители императора опасались, что регент отнимет у них сына, а их вышлет в Германию. 9 ноября 1740г. Бирон был арестован гвардейцами во главе с фельдмаршалом Минихом.

Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Слайд 7.Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась. В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I - Елизавета.

В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу. Слайд 8

Валентин пикуль в романе “Слово и дело” так описывает историческую для России ночь с 24 на 25 ноября 1741 года…

Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где размещалась рота преданных Елизавете гренадер. войдя в казарму, она сказала солдатам:

-Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся на кресте сем, что умрем за Россию вместе.

-Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!

-А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…

За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.

Французский академик Альбер Вандаль, описывая эту ночь живописует:

Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного.

Современники так откликнулись на восшествие Елизаветы на престол: Слайд 9.

  • Великое светило миру,

  • Блистая с вечной высоты

  • на бисер, злато и порфиру,

  • на все земные красоты,

  • во все страны свой взор возводит;

  • но краше в свете не находит Елизаветы…

Михаил Васильевич Ломоносов “Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747г.”.

А вот как пишут о Елизавете историки:

-Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье.

Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала берлин.

карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.

В.О.Ключевский. Исторические портреты.

Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича - сына Анны Петровны, внука Петра I.

25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Слайд 10. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные.

При Петре III сложилась парадоксальная ситуация: император, с одной стороны, делал уступки дворянству, с другой - совершал поступки, вызвавшие гнев и негодование патриотических сил. Петр III оскорбил гвардию, заключив мир с Пруссией.

28 июня 1762 года Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит. На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.

эпоха дворцовых переворотов закончилась. Слайд 11.

Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века”

Задание для студентов: Заполните таблицу.

Переворот

Годы

Лишение власти

Приход к власти

Особенность переворота

 

 

 

 

 


Работа с историческим документом.

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ КОНДИЦИЙ, РАЗРАБОТАННЫХ ВЕРХОВНЫМ ТАЙНЫМ СОВЕТОМ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ:

  • «… Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный Тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

  • Ни с кем войны не всчинять.

  • Миру не заключать.

  • Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

  • В знатные чины, как в статцкие, так и военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного Тайного совета.

  • У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

  • Вотчины и деревни не жаловать.

  • В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без Верховного Тайного совете не производить.

  • Государственные доходы в расход не употреблять – и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской».

Вопросы:

1. Какую власть получил Верховный Тайный совет?

2. Какая бы власть установилась в России в случае претворения этих условий в жизнь?


Каковы же были причины дворцовых переворотов?

  • отсутствие законного порядка наследования престола;

  • усиление роли гвардии.

Заключительная часть – закрепление материала.

I. Тест. Назвать о каком правителе идет речь?

1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:

  • Алексей Михайлович,

  • Петр I,

  • Петр II,

  • Петр III.

2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:

  • Екатерина I,

  • Анна Иоанновна,

  • Анна Леопольдовна,

  • Елизавета Петровна.

3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740гг.

  • К.Фридрих,

  • А.И.Остерман,

  • Э.И.Бирон,

  • А.П.Волынский.

4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу, и ареста Брауншвейгской фамилии началось 20-летнее царствование:

  • Анны Леопольдовны,

  • Елизаветы Петровны,

  • Екатерины II,

  • Анны Иоанновны.


II.Как характеризует время Елизаветы Петровны М.В. Ломоносов?

Войне поставила конец…
Здесь в мире расширять науки
Изволила Елизавета.

Сравнивая Елизавету с Петром, Ломоносов утверждает: 

Великая Петрова дщерь
Щедроты отчи превышает.
Довольства муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь.
 


Согласились бы вы с этим утверждением? Приведите ваши аргументы.

Букет настроения”. В начале урока студентам раздаются бумажные цветы: красный, синий, оранжевый, зеленый, желтый, фиолетовый, черный. В конце урока на магниты прикрепляются 2 вазы. Преподаватель говорит: Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный, оранжевый, желтый, зеленый цветки, если не понравился – синий, фиолетовый, черный.” Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в вазы. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Говоря о современном уроке, преподаватель должен учитывать, что мыслительная деятельность студентов опирается на следующие уровни:

-  уровень понимания;

-  уровень логического мышления;

-  уровень творческого мышления.

И чтобы обеспечить глубокое понимание учебного материала необходимо:

-  организовать восприятия нового материала;

-  использовать доказательные приемы объяснения;

-  учитывать методологические требования и психологические закономерности;

- и что особенно важно обучить работе с учебником.

Современные уроки способствуют овладению каждым студентом знаниями, формированию умения самостоятельно работать с информацией, стимулированию познавательного интереса к предмету, осуществлению практической подготовки.

На современном уроке должна осуществляться совместная работа преподавателя и студента в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности. Преподаватель в этих условиях становится координатором, и его задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала студента.

Хорошая завершенность - одно из требований к практичному усвоению материала.

Большая часть времени на данном уроке была посвящена изучению нового материала. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.


Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую студентов к цели.

ЛИТЕРАТУРА


  1. В.И.Буганов П.Н.Зырянов История России. М. “Просвещение”. 2001.

  2. www.КМ.ru/cm

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Уроки отечественной истории

  4. Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПР, 1994г.

  5. Анисимов Е.В.Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986.

  6. Павленко Н.И. Страсти у трона. История дворцовых переворотов. М. 1996 г.

  7. Анисимов Е.В. Россия в середине ХVIII в. (Борьба за наследие Петра I). М.,1986.

  8. Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб., 1994.

  9. Безвременье и временщики: Воспоминания об эпохе “дворцовых переворотов 1720-1760-е гг.” М.,1991.

  10. Бобылев В.С. Внешняя политика России эпохи Петра 1. М.,1990.

  11. Гордин Я.И “Меж рабством и свободой”. 19 января-25 февраля 1730 г. СПб., 1994

  12. Каменский А.Б. Под сению Екатерины. СПб, 1992.

  13. Мыльников А.С. Искушение чудом: Русский принц и самозванцы. Л.,1991.

  14. Павленко Н.И. Птенцы гнезда петрова. М., 1994.

  15. Павленко Н.И. Страсти у трона. М., 1996.

  16. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. С.-Пб.: Кристалл. 1997

Приложение 1


hello_html_m7e9e5670.gif

Слайд 1


hello_html_7fd7c24f.gif

Слайд 2

hello_html_m28af184b.gif

Слайд 3


hello_html_1de6432f.gif

Слайд 4hello_html_7494e8e3.gif

Слайд 5


hello_html_50e07196.gif


Слайд 6

hello_html_1378b2fa.gif

Слайд 7


hello_html_m7d3835eb.gif

Слайд 8

hello_html_m4cec57b4.gif

Слайд 9


hello_html_m60f81d15.gif

Слайд 10

hello_html_22cca304.gif

Слайд 11

Методическая разработка урока по учебной дисциплине "История" "Эпоха дворцовых переворотов" с презентацией
  • История
Описание:

Данная методическая разработка представляет собой комбинированный урок по теме «Эпоха дворцовых переворотов» по дисциплине «История».
Методическая разработка рассчитана на студентов 1 курса. В результате изучения исторических документов, событий 1725-1762 гг. студенты охарактеризуют внутреннюю политику приемников Петра I, получат представление о насущных общественных проблемах России XVIII века и сделают вывод о влиянии смены власти на развитие страны.

Автор Чердакова Юлия Эдуардовна
Дата добавления 15.10.2016
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 166
Номер материала MA-067975
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓