Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов №52» г. Курска
Методическая
разработка урока по теме «Действия с положительными и отрицательными числами»
6
класс
Подготовила
и провела Часовских Тамара Васильевна
Учитель
высшей квалификационной категории
Тема
урока: «Действия с положительными и отрицательными числами»
Тип урока:
актуализация знаний и умений
Цели
урока: закрепление
умений и навыков в процессе решения заданий по данной теме;
развитие
познавательных способностей учащихся путём вовлечения в активную творческую
деятельность, расширение кругозора и уровня их математической культуры;
формирование
навыков рефлексивной деятельности.
Оборудование:
математические тренажёры, карточки – коррекции, тестовые задания, портрет
Леонардо Эйлера
Структура
урока:
I.
Организационный момент.
Постановка целей и
задач урока.
II.
Актуализация знаний.
Повторение правил
сложения, вычитания, умножения, деления отрицательных чисел и чисел с разными
знаками.
После повторения
правил учитель приводит слова:
«Именно
математика даёт надёжнейшие правила: кто им следует – тому не опасен обман
чувств».
Кому
принадлежат эти слова вы узнаете, решив устные упражнения.
На доске записаны
задания, в которых одно из чисел закрыто карточкой, а на карточке с обратной
стороны записана буква.
– –3
+
–24 : 7
–100·
39 : = – 3
– + =0
+ 18 = 1
5 – · 25 =–100 –3
–3 + = –9
После решения
задания нужно в верхнюю строку таблицы вписать в порядке возрастания все
открытые числа; а во вторую строку вписать под каждым числом ту букву, которая
была на карточке, закрывавшая это число. Учащиеся заполняют таблицу и получают
ответ:
–70
|
–50
|
–17
|
–13
|
–6
|
–5
|
–4
|
–3
|
–2
|
–1
|
0
|
|
л
|
е
|
о
|
н
|
а
|
р
|
д
|
э
|
й
|
л
|
е
|
р
|
Учитель подводит
итог этому этапу урока: да, слова «Математика даёт надёжнейшие правила…»
принадлежали знаменитому учёному, академику Леонарду Эйлеру (портрет учёного на
доске).
III. Короткая
историческая справка (сообщение ученика).
Леонард Эйлер
родился в швейцарском г. Базеле 04. 04. 1707г., в семье пастора. Отец хотел,
чтобы сын был священником. В 13 лет Эйлер стал студентом философского
факультета Базельского университета. Он изучал многие дисциплины, но больше его
интересовала математика.
В 1726г. юноша
окончил университет. В 1724 г. по приказу Петра I в Петербурге была
организована Академия наук. Из - за недостатка собственных учёных было решено
привлечь зарубежных специалистов. Эйлер попадает в Петербург в 1727г. и
начинает работать в академии.
Эйлер отличался
феноменальной трудоспособностью, это был человек одержимый стремлением к труду,
творчеству.
Эйлер потерял
зрение, но он продолжал трудиться, диктуя свои труды ученикам или детям.
Леонарда Эйлера по
праву можно назвать самым знаменитым членом Академии наук. Ему принадлежат
открытия в области физики, математики, астрономии, механики. Умер 07. 09.
1783г. Он был крупнейший учёный XVIII в., который в
области математики справедливо может быть назван «веком Эйлера».
Цель выполнения
этого задания:
- развитие
вычислительных навыков;
- самоконтроль
(так как после ответа на задание открывалась карточка, учащиеся видели
ответ);
- развитие
любознательности путём «таинственности» (кому принадлежат слова);
- связь материала
с историей развития математики.
IV.
Фронтальная работа с классом.
«Ум без
догадки – гроша не стоит».
1) Выполняя
действия, назовите:
а) знак
числа; б) ответ
1,2·
–4,2
·
:
2) Какое число
нужно записать в квадрат, чтобы получилось верное числовое равенство:
а) назовите знак
числа; б) ответ
3)
а) знак; б)
ответ
Какой вывод
относительно умножения нескольких отрицательных множителей можно сделать?
(Если в
произведение входит чётное число отрицательных множителей, то произведение –
положительное число;
Если в
произведении нечётное число множителей, то произведение – отрицательное
число).
4) □ + □ + □ =– 5
Даны три числа.
Два из них противоположные числа. Найдите третье число.
5) 12 ? Между 12 и –4 поставьте такой знак
действия, чтобы в результате получилось наибольшее число, ответ обосновать.
6) Даны числа:
–200, –199,…, 200, 201
а) Витя
Верхоглядкин их пересчитал, у него получилось 401 число. А у вас?
б) Чему равна
сумма этих чисел?
в) Произведение
этих чисел?
7) Будет ли полученное произведение больше
50? Ответ обосновать.
V. Решение
примеров.
«Была бы
охота – заладится всякая работа»
1)
2) Решите
уравнение:
1 – m = –
3) Найдите
значение выражения:
4 – m + 4 – m + 4 – m + 4 – m + 4 – m, еслиm = 19,05;
5·
Если m = 19,05.
То 5·
VI.
Физзарядка.
Учитель показывает
карточки, на которых решены задания
1) Если правильно
– руки вверх;
если неправильно –
вперёд.
2) Если правильно
– наклон головой вправо;
если неправильно –
влево.
VII.
Выполнение вычислений.
«Ученье
везде найдёт примененье».
Выполните
упражнения и заполните таблицу.
К – Р –0,2· = –
Л – Т
=
М У
–
Заполните таблицу:
–
|
–2,5
|
–7
|
–
|
5
|
–2
|
–4
|
–
|
–
|
–2,5
|
м
|
а
|
к
|
у
|
л
|
а
|
т
|
у
|
р
|
а
|
В свободные клетки
допишите букву «а».
Выполните
действия:
m
3,5 –
n
387,9 –
Сообщение
ученика.
На нужды
человека в современном обществе за всю его жизнь расходуется примерно [n = ?]
деревьев среднего размера. Древесина используется на постройку жилья, мебели,
бумаги и на другие мелкие нужды. Однако деревья растут достаточно медленно.
Например, ель за первые десять лет вырастает на 1 – 2 метра, а к [m = ? ]
годам достигает высоты 25 – 30 метров. Поэтому необходимо расходовать лесные
запасы бережно. Например, для производства бумаги используют бумагу уже бывшую
в употреблении. Старую бумагу, которая целенаправленно собирают для следующей
переработки, называют [? ]. Из [m ]кг бумажного сырья получается
столько же бумаги, сколько из 1-ого дерева. Давайте любить и охранять нашу
природу и стараться узнать о ней, как можно больше.
n
=400; m =
60; макулатура; m = 60.
Этот этап урока
заканчивается четверостишьем:
«И,
конечно, тревожно,
Что порой, мы
безбожно
Не
храним, что имеем
Не
щадим, не жалеем».
Цели этого этапа
урока:
1) Развитие
вычислительных навыков;
2) Выполнение
нестандартных заданий;
3)Воспитание любви
к Родине, сохранение природных ресурсов.
VIII.
Проведение теста (2 варианта).
«Победа
приходит к настойчивым»
Тем, кто ещё не
уверен в себе ,что самостоятельно может справиться с тестом, раздать карточки –
инструкции.
I вариант II вариант
1)–5 + 13 + 5 – 17 1)14
– 18 – 12 + 18
а)4; б)–4; с)30;
а)2; б)–2; с)26;
2) x + 8,4 =
5 2)7
– y = – 2,5
а)3,4; б)–3,4; с)13,4;
а)4,5;б)9,5; с)–2,5;
3) –0,5 + 3) –
а) – а)
–
4) –0,2 · 4)
– 0,3 ·
а)0,8; б)–0,8;
с)0,08; а)0,21; б)–
0,21; с) 2,1;
5) –0,5· 5)–3,2
·
а) ; а)
0,6: б) –0,6: с)
6) – 0,4а · 6)
–0,2a · 0,3b
а) 20ab ; б) –20ab; с) 2ab; а)0.06ab; б) 0,6ab; с)–0,06ab;
7)– 8,2 : 7)
16,4 :
а) 2,05; б)2,5;
с)– 2,05; а)–2,05;
б)2,05; с)2,5;
8) – 8)
–1,25 : 4
а) б) – а) ;
Учащиеся заполняют
таблицу ответов в двух экземплярах. 1 листок сдают, другой оставляют у себя.
Ответы:
1вариант
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
b
|
b
|
a
|
c
|
a
|
c
|
a
|
b
|
2 вариант
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
a
|
b
|
c
|
a
|
b
|
c
|
a
|
b
|
Учитель называет
ответы – учащиеся проверяют.
За 7 – 8 верно
выполненных заданий – «5»;
За 6 заданий –
«4»;
За 4 – 5 заданий –
«3»;
Комментирование и
выставление отметок.
IX.
Рефлексивная деятельность.
Дают адекватную
оценку своей учебной деятельности. Называют причины успеха или неудачи.
Объясняют самому
себе свои отдельные ближайшие цели саморазвития; понимают и осознают
социальную роль ученика.
X. Домашнее
задание:
повторить все
правила; № 1173 (г, д, е); № 1174 (а – г);№ 11629 (доп. для желающих).
Учитель благодарит
детей за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.