Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание НЕ с именами прилагательными" 6 класс

Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание НЕ с именами прилагательными" 6 класс

Проблемно-эвристический урок русского языка

в 6 (общеобразовательном) классе

Автор: Е.В.Шведко, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 51 г.Томска

Тема урока. Правописание НЕ с именами прилагательными

Тип урока. Знакомство с новым материалом

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Цель урока. Формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными, обобщение и систематизирование знаний о правописании НЕ с разными частями речи.

Задачи:

  • дидактические:

  1. обучать постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

  2. обучать организации планирования, анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

  3. обучать самостоятельному и коллективному поиску доказательств; умению отыскивать причины явлений;

  4. формировать способность осознанного выбора слитного и раздельного написания НЕ с именами прилагательными;

  5. повторить правописания НЕ с другими частями речи;

  • воспитательные:

  1. показать силу и выразительность родного языка;

  2. воспитывать уважительное отношение к чужому мнению;

  3. воспитывать культуру поведения в обществе;

  • развивающие:

1) развивать критическую мыслительную деятельность, коммуникативную культуру;

2) расширять кругозор и обогащать словарный запас;

  1. развивать аналитические и творческие способности.

Оборудование. Письмо, кластер, учебник «Русский язык. 6 класс», знаковые таблицы «INSERT», раздаточный дидактический материал (карточки).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Чтение стихотворения учителем.

Много интересного на свете,

На Земле, на солнечной планете.

Чтобы всюду вам, ребята, побывать,

Нужно прежде грамотными стать.

И тогда морские дали, горы,

Океаны и степей просторы

Детям 51 – ой школы покорятся.

Так вперед! Вам стоит постараться!

Слово учителя. Надеюсь, что сегодня вы сумеете увеличить свой багаж знаний, который пригодиться вам в будущем, поможет стать грамотными и интересными людьми. А пока откройте тетради, запишите дату и классную работу.

Запись на доске

Второе февраля.

Классная работа.

II.Определение темы и цели урока.

Слово учителя. А вот тему и цель урока нам с вами сейчас предстоит выяснить. Вчера на адрес школы для вас пришло письмо. Давайте познакомимся с его содержанием.

Текст письма

Здравствуйте, дорогие шестиклассники! Пишет вам герой книги Николая Носова Незнайка. Вы обо мне читали? Живу я в Цветочном городе на улице Колокольчиков вместе со своими друзьями Торопыжкой, Растеряйкой, механиками Винтиком и Шпунтиком, музыкантом Гуслей, художником Тюбиком и многими другими. Очень скоро мы хотим отправиться в путешествие, но Знайка (самый умный из нас) говорит, что на воздушном шаре полетят только грамотные коротышки. Знайка попросил меня объяснить правописание частицы и приставки НЕ с существительными и прилагательными, но мне это не удается, потому что в Цветочном городе есть только начальная школа, а эти орфограммы изучаются в 6–ом классе. Прошу вас помочь. Напишите мне, какие правила нужно знать, чтобы выполнить задание?

До свидания. Жду с нетерпением ответа. Ваш Незнайка.

Слово учителя. Ребята, правописание НЕ с именами существительными мы с вами уже изучали. Какова же будет тема нашего урока сегодня?

Ответ детей. Правописание НЕ с именами прилагательными.

Слово учителя А в чем состоит цель занятия?

Ответ детей. Научиться правильно писать НЕ с именами прилагательными и помочь Незнайке определиться с выбором орфограмм.

III. Фаза вызова.

Слово учителя. Ребята, скажите, пожалуйста, какие ассоциации у вас возникают, когда мы говорим о правописании НЕ с именами существительными?

Составляется кластер из ассоциаций обучающихся.

Ответы детей. Слитное написание. Раздельное написание. Не употребляется без НЕ. Противопоставление с союзом А. Явное отрицание. Замена синонимом.

Слово учителя. Легко ли пользоваться таким кластером? Систематизируйте ответы.

Ответы детей. Слитное написание (Замена синонимом без НЕ. Не употребляется без НЕ.). Раздельное написание (Явное отрицание. Есть противопоставление с союзом А.).

Слово учителя. С какой частью речи связано имя прилагательное? Какое предположение вы можете сделать, полагаясь на эту взаимосвязь?

Ответы детей. Имя прилагательное связано с именем существительным, соответственно, можно предположить, что при написании НЕ с прилагательным мы можем воспользоваться уже известными правилами.

Слово учителя. Давайте попробуем это сделать. Перед вами лежат карточки (№1). Попробуйте объяснить слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными и именами прилагательными.

Карточка № 1

Встретил неряху - неряшливый вид;

сказал неправду - неправдивый человек;

проявил не глупость, а сообразительность – не глупый, а сообразительный;

это не страх, совсем не страшный

Слово учителя. Какой пример вызвал у вас затруднение? Почему?

Ответы детей. Последний, так как к данному прилагательному не подходит ни одно известное нам правило.

IV. Фаза осмысления.

Слово учителя. Верно. Попытайтесь найти ответ на интересующий вас вопрос. Предлагаю вам заполнить знаковую таблицу «INSERT» (карточка № 2), используя сведения, находящиеся в учебнике (параграф 54).

Обучающиеся, используя школьный учебник, работают в группах (правило - стр. 128, алгоритм рассуждения – стр. 128-129)

Слово учителя. А теперь давайте посмотрим, какие сведения вы смогли почерпнуть из текста параграфа. Какие правила у существительного и прилагательного совпадают? О чем вы узнали впервые?

Ответы детей. Оглашение результатов после заполнения знаковых таблиц.


Таблица «INSERT»



Правописание НЕ с именами прилагательными


+ знаю ? хочу узнать

-имею представление

НЕ с качественными прилагательным пишется слитно:

1) не употребляется без НЕ (неряшливый, невежественный, нелепый);

2) можно заменить синонимом без НЕ (неинтересный рассказ = скучный рассказ; недобрый человек = злой человек)



+

+

НЕ с качественными прилагательным пишется раздельно:

1) есть противопоставление с союзом А (не широкий, а узкий ручей; не большой, а маленький вклад);

2) есть слова далеко не, ничуть не, вовсе не, отнюдь не, совсем не, нисколько не и др. (далеко не новый костюм; отнюдь не правильное решение;

2) с относительными и притяжательными прилагательными (не лисий хвост, не мамин платок, не осенний день, не золотое кольцо).



+


?



_

Внимание!!! К кратким прилагательным применяй те же правила!

(День не прохладен, а жарок. Вид неряшлив)

?


Выводы детей. Комментируют общие и различные правила правописания НЕ с существительными и прилагательными, предлагают заменить лепесток цветка «Явное отрицание» на лепесток «Есть слова далеко НЕ, вовсе НЕ и т.д. в кластере.

Слово учителя. А теперь выполним несколько заданий.

Задание 1. Запишите в тетрадях примеры и обоснуйте условие выбора изученной и повторенной орфограмм.

Нехватка времени; не был на соревновании; не друг, а товарищ; не высокий, а низкий; несильное пожатие; несметные богатства; небольшая, а интересная книга; совсем не известная актриса.

Задание 2. Прослушайте стихотворение, найдите в нем неточности и попытайтесь их исправить.

Мечта Незнайки

Побывал бы я в стране,

Где б исчезла эта НЕ!

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

А кругом бы было тихо-тихо.

Эх, такая вот разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые растут забудки.

И погода стоит настная,

И гуляет собака счастная.

Очень жаль мне,

Что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

Ответы детей. Комментируют написание слов НЕДОУМЕНИЕ, НЕЛЕПОЕ, НЕРАЗБЕРИХА, НЕВЗРАЧНЫЙ, НЕЗАБУДКИ, НЕНАСТНАЯ, НЕСЧАСТНАЯ.

V. Фаза рефлексии.

Фронтальный опрос.

-Что общего между написанием НЕ с именами существительными и именами прилагательными?

- Какие вы можете привести примеры?

- В чем заключаются различия при выборе орфограммы?

- Например?

-Как следует поступить с относительными, притяжательными и качественными прилагательными в краткой форме?

Задание 1. Выполните графический диктант (на расстоянии двух сантиметров друг от друга обучающиеся пишут слова «слитно» и «раздельно», затем ставят точки в тот столбик, который соответствует правильному написанию приведенного примера, последовательно соединяя точки). Примеры: Совсем не добросовестный; неприветливый; ненаглядный; не робкий, а смелый; не зимний; не лисий; неизбежный.

Слово учителя. Посмотрите на полученное изображение. Оно вам ничего не напоминает?

Ответы учеников. Это пятерка.

Слово учителя. Правильно. Молодцы. Вы поработали сегодня на «5». Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Что вам показалось трудным? Что было, на ваш взгляд, наиболее интересным?

Ответы детей.

VI. Домашнее задание.

Слово учителя. Дома вам предлагается выполнить 2 задания:

    1. обязательно - на основании правил параграфов 43, 54 написать обучающее письмо Незнайке о правописании НЕ с прилагательными и существительными, приводя собственные примеры;

    2. по желанию – написать диаманту по изученному правилу.

Спасибо за работу, до свидания.

Список литературы


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.

  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании». – М.: типография Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009, вып. 5.

  4. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.: Чистые пруды, 2007 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6).

  5. Курбатов Р.И. Школа, построенная на познавательном интересе ребенка: Управленческие методы, педагогические приемы, конкретные модели работы учителя. - М.: Чистые пруды, 2009 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 20).

  6. Ходос Е.А., Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2002.






Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Правописание НЕ с именами прилагательными" 6 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Тип урока. Знакомство с новым материалом

Технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Индуктивные методы работы. Эвристическая беседа, частично-поисковый метод

Приемы работы. Сравнение, анализ, обобщение, систематизация материала

Формы работы. Самостоятельная, групповая, коллективная

Цель урока. Формирование у обучающихся навыков правописания НЕ с именами прилагательными, обобщение и систематизирование знаний о правописании НЕ с разными частями речи.

Автор Ашмаева Надежда Николаевна
Дата добавления 29.09.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1225
Номер материала MA-060939
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓