Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока по познанию мира на тему: "Охрана почвы" 2 класс

Методическая разработка урока по познанию мира на тему: "Охрана почвы" 2 класс

Тема: Охрана почвы.

Цель: Расширение и углубление знаний о почве.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить такие понятия как: почва, состав почвы, перегной, плодородие,

  • выявить значение почвы и меры по её охране.

Развивающие:

  • Познавательные процессы,

  • речь учащихся, внимание, мышление, память, любознательность,

  • расширять словарный запас.

Воспитательная:

  • Воспитывать бережное отношение к природе,

  • привлечь внимание учащихся к проблемам экологии.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.


Оборудование:

  • Компьютер, фен

  • Видеоролик, музыкальная физминутка

  • коробочки с почвой и с перегноем,

  • плакат «Работа на огороде»

  • стакан с водой, комочек почвы

  • опорные слова по теме.

Ход урока:


I. Организационный момент. Психологический настрой.

Ребята, девиз нашего урока «Нам жизнь дана на добрые дела!»

В процессе нашей работы вы поймете, какие добрые дела я имела в виду.

- Начнём наш урок с приветствия друг другу и нашим гостям,

а ещё давайте подарим друг другу улыбку.

II. Актуализация опорных знаний.

Задания

1. Игра “Узнай меня”

- В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). (Почва).

- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).

- Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти и растут растения. (Почва).


2. Разгадав кроссворд, мы повторим состав почвы.

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)

6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

- Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)

- Что такое плодородие? (основное свойство почвы)

3.

- На каком простейшем опыте можно убедиться в том, что в почве есть воздух? (демонстрация опыта учащимися: кинуть кусочек земли в стакан с водой, на верх и на стенки стакана должны выйти пузырьки воздуха)

4.

- Какой пример из жизни легко убеждает нас в наличии воды в почве? (дикорастущие растения)

5.

- Что называют перегноем? (гниющие остатки растений и животных образуют перегной в почве)

III. Создание проблемной ситуации.

1. Телеграмма с просьбой о помощи от планеты Земля.

Мне очень плохо!

Помогите мне пожалуйста!

Земля.

DSC02644

2. Работа в группах.

Ребята, у меня в руках и у каждой группы на столах имеются по две коробочки (зелёная и синяя).

Внимательно рассмотрите содержимое коробочек и подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать своему соседу.

Вопрос ученика: Почему почва, которая содержится в коробочках, имеет разный цвет?

Решение проблемной ситуации.

- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

- Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? (в зелёной коробочке)

- Как вы думаете почему именно в зелёной коробочке перегной? (Зелёный цвет жизни, роста растений)

Из всего сказанного возникает следующий вопрос: Зачем нужен перегной?

IV. Совместное открытие новых знаний.

1. Просмотр видеоролика.

DSC02649

Вывод: Почву необходимо беречь, потому что она имеет важное значение в нашей жизни и природе.

V. Музыкальная Физминутка «Розочка»

VI. Интересные факты

1.

* Обычные детские подгузники занимают не менее 1 процента всех мусорок, а разлагаются в течении 250 лет. Это говорит о том, что через полтора-два века, подгузники могут стать чуть ли не основным источников загрязнения воздуха.





* Более 70 процентов мирового «электронного мусора» попадает в Китай. Там целые семейные предприятия перерабатывают когда-то дорогие гаджеты и дают им новую жизнь. Собственно это объясняет факт наполнения рынка дешевыми смартфонами китайского производителя. Стоит заметить, что методы переработки «электронного мусора» отнюдь не хорошее изобретение, ведь они серьезно загрязняют окружающую среду, а также пагубно действуют на здоровье людей.

* Существует ошибочное заблуждение, что из космоса хорошо видны Китайская стена и «самый светящийся город» Нью-Йорк. Мнение это ошибочно, так как космонавты рассказывали, что им было легче рассмотреть самые большие мировые свалки, чем эти достопримечательности.

DSC02647

Выводы учащихся:

- Какое значение для человека имеет почва? (ответы учащихся)

- Как мы должны относиться к почве?

В настоящее время перед человечеством стоит глобальная проблема: защита окружающей среды, частью которой является почва.

2. Народная мудрость

Ребята, давайте вспомним пословицы о земле:

Земля кормит людей, как мать детей.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля.
Меня бьют, колотят, режут, ворочают; я всё терплю и всем добром плачу.
Земля – кормилица, а и та есть просит.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева
Труженику земля – мать родная.
Земелька чёрненька – а белый хлеб родит.
В землю не положишь – и с земли не возьмёшь.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Земля заботу любит.
Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.

VII. Первичное закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником стр. 42-44 чтение, ответы на вопросы учителя по тексту, найти в тексте определения.

DSC02646

Почва играет большую роль на Земле. Она так же важна, как воздух и вода. В почве содержатся вещества необходимые для жизни всех живых организмов. Ветер и вода могут нанести почве большой вред. Сильные ветры сдувают верхний слой почвы и превращают его в пыль. Чтобы защитить поля от выдувания ветром, через определенные промежутки высаживаю полосами деревья. Вода размывает почву и образует овраги. Неглубокие овраги в полях распахивают и разравнивают. Глубокие- засыпают или укрепляют их склоны, высаживая кустарники, деревья.

Растения помогают почве справится с ветром и водой. Она укрепляют почву своими корнями с спасают ее от разрешения.

Действия человека тоже могут навредить почве. Люди вырубают леса для изготовления бумаги и мебели. Если они не посадят новые деревья, то почва на этом месте может погибнуть.

Фермеры выращивают растения на почве. Они должны заботится о почве потому что растения забирают из нее питательные вещества, ее нужно удобрять. Лучшее удобрение- навоз. От навоза почва получает питание, становится рыхлой, лучше пропускает воду и воздух к корням растений.

2. Работа с новыми словами: овраг, фермер, перегной.

Вывод: Почву необходимо беречь, потому что она имеет важное значение в нашей жизни и природе.


VIII. Итог урока:

- Ребята, давайте вспомним девиз нашего урока: «Нам жизнь дана на добрые дела!»

Воспитательный момент:

- Сейчас я передам вам этот голубой, хрупкий шарик, который называется планета «Земля», а вы будете передавать его из рук в руки. Наверное, каждый из вас понял, как мала наша «Земля» и что мы должны её беречь! Поэтому на протяжении всей нашей жизни мы вместе должны беречь и охранять нашу планету.

- Надеюсь, теперь вы поняли смысл девиза нашего урока.

- А теперь ещё раз вспомним, о чём вы узнали на уроке.

- Что повторяли?

- Что важного узнали?

- В жизни это вам пригодится?

- На какой самый главный вопрос урока ответили?

- Какие слова должны пронести через всю свою жизнь?

IX. Выставление оценок Домашнее задание.

Чтение и пересказ стр. 42-44 в учебнике, ответить на вопросы в карточке.

X. Рефлексия.

Учитель: Спасибо за работу!








Методическая разработка урока по познанию мира на тему: "Охрана почвы" 2 класс
  • Начальные классы
Описание:

Тема:Охрана почвы.

Цель:Расширение и углубление знаний о почве.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить такие понятия как: почва, состав почвы, перегной, плодородие,

выявить значение почвы и меры по её охране.

Развивающие:

Познавательные процессы,

речь учащихся, внимание, мышление, память, любознательность,

расширять словарный запас.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к природе,

привлечь внимание учащихся к проблемам экологии.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

Компьютер, фен

Видеоролик, музыкальная физминутка

коробочки с почвой и с перегноем,

плакат «Работа на огороде»

стакан с водой, комочек почвы

опорные слова по теме.

Ход урока:

I. Организационный момент. Психологический настрой.

Ребята, девиз нашего урока «Нам жизнь дана на добрые дела!»

В процессе нашей работы вы поймете, какие добрые дела я имела в виду.

- Начнём наш урок с приветствия друг другу и нашим гостям,

а ещё давайте подарим друг другу улыбку.

II. Актуализация опорных знаний.

Задания

1. Игра “Узнай меня”

- В ней есть живые существа: микробы, различные животные (черви, насекомые и другие). (Почва).

- Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).

- Плодородный верхний слой земли, на котором могут расти и растут растения. (Почва).

2. Разгадав кроссворд, мы повторим состав почвы.

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)

6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

- Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)

- Что такое плодородие? (основное свойство почвы)

3.

- На каком простейшем опыте можно убедиться в том, что в почве есть воздух? (демонстрация опыта учащимися: кинуть кусочек земли в стакан с водой, на верх и на стенки стакана должны выйти пузырьки воздуха)

4.

- Какой пример из жизни легко убеждает нас в наличии воды в почве? (дикорастущие растения)

5.

- Что называют перегноем? (гниющие остатки растений и животных образуют перегной в почве)

III. Создание проблемной ситуации.

1. Телеграмма с просьбой о помощи от планеты Земля.

Мне очень плохо!

Помогите мне пожалуйста!

Земля.

2. Работа в группах.

Ребята, у меня в руках и у каждой группы на столах имеются по две коробочки (зелёная и синяя).

Внимательно рассмотрите содержимое коробочек и подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать своему соседу.

Вопрос ученика: Почему почва, которая содержится в коробочках, имеет разный цвет?

Решение проблемной ситуации.

- От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

- Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? (в зелёной коробочке)

- Как вы думаете почему именно в зелёной коробочке перегной? (Зелёный цвет жизни, роста растений)

Из всего сказанного возникает следующий вопрос: Зачем нужен перегной?

IV. Совместное открытие новых знаний.

1. Просмотр видеоролика.

Вывод: Почву необходимо беречь, потому что она имеет важное значение в нашей жизни и природе.

V. Музыкальная Физминутка «Розочка»

VI. Интересные факты

1.

* Обычные детские подгузники занимают не менее 1 процента всех мусорок, а разлагаются в течении 250 лет. Это говорит о том, что через полтора-два века, подгузники могут стать чуть ли не основным источников загрязнения воздуха.

* Более 70 процентов мирового «электронного мусора» попадает в Китай. Там целые семейные предприятия перерабатывают когда-то дорогие гаджеты и дают им новую жизнь. Собственно это объясняет факт наполнения рынка дешевыми смартфонами китайского производителя. Стоит заметить, что методы переработки «электронного мусора» отнюдь не хорошее изобретение, ведь они серьезно загрязняют окружающую среду, а также пагубно действуют на здоровье людей.

* Существует ошибочное заблуждение, что из космоса хорошо видны Китайская стена и «самый светящийся город» Нью-Йорк. Мнение это ошибочно, так как космонавты рассказывали, что им было легче рассмотреть самые большие мировые свалки, чем эти достопримечательности.

Выводы учащихся:

- Какое значение для человека имеет почва? (ответы учащихся)

- Как мы должны относиться к почве?

В настоящее время перед человечеством стоит глобальная проблема: защита окружающей среды, частью которой является почва.

2. Народная мудрость

Ребята, давайте вспомним пословицы о земле:

Земля кормит людей, как мать детей.
Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля.
Меня бьют, колотят, режут, ворочают; я всё терплю и всем добром плачу.
Земля – кормилица, а и та есть просит.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева
Труженику земля – мать родная.
Земелька чёрненька – а белый хлеб родит.
В землю не положишь – и с земли не возьмёшь.
Без хозяина земля – круглая сирота.
Земля заботу любит.
Без назема-батюшки не жди хлеба от земли-матушки.

VII. Первичное закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником стр. 42-44 чтение, ответы на вопросы учителя по тексту, найти в тексте определения.

Почва играет большую роль на Земле. Она так же важна, как воздух и вода. В почве содержатся вещества необходимые для жизни всех живых организмов. Ветер и вода могут нанести почве большой вред. Сильные ветры сдувают верхний слой почвы и превращают его в пыль. Чтобы защитить поля от выдувания ветром, через определенные промежутки высаживаю полосами деревья. Вода размывает почву и образует овраги. Неглубокие овраги в полях распахивают и разравнивают. Глубокие- засыпают или укрепляют их склоны, высаживая кустарники, деревья.

Растения помогают почве справится с ветром и водой. Она укрепляют почву своими корнями с спасают ее от разрешения.

Действия человека тоже могут навредить почве. Люди вырубают леса для изготовления бумаги и мебели. Если они не посадят новые деревья, то почва на этом месте может погибнуть.

Фермеры выращивают растения на почве. Они должны заботится о почве потому что растения забирают из нее питательные вещества, ее нужно удобрять. Лучшее удобрение- навоз. От навоза почва получает питание, становится рыхлой, лучше пропускает воду и воздух к корням растений.

2. Работа с новыми словами: овраг, фермер, перегной.

Вывод: Почву необходимо беречь, потому что она имеет важное значение в нашей жизни и природе.

VIII. Итог урока:

- Ребята, давайте вспомним девиз нашего урока: «Нам жизнь дана на добрые дела!»

Автор Омурбаева Лилия Владимировна
Дата добавления 10.01.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 910
Номер материала MA-063660
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓