Литературное чтение 2 класс
«Начальная школа XXI»
Тема урока: Сказка Н. Сладков «Апрельские шутки»
Цель урока: научить учащихся самостоятельно
применять ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия.
Задачи:
1.образовательные:
отрабатывать читательские умения (находить описание явлений природы, предметов,
учить сочинять сказку , рассказ или стихотворение по заданной теме);
2.развивающие:
развивать эмоционально - интеллектуальные способности, посредством читательских
умений и учебной деятельности.
3.воспитательные:посредством
данного текста прививать любовь к природе;
Учебные умения:
•
выражать при чтении
своё отношение к весенней природе;
•
подмечать приметы и
краски весны.
Характеристика деятельности учащихся:
•
воспринимать на слух
в исполнении учителя художественные тексты.
•
отвечать на вопросы п
содержанию прослушанного;
•
объяснять смысл
заглавия произведения;
•
характеризовать
особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать
последовательность развития сюжета, описывать героев;
•
читать про себя:
осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;
•
читать выразительно
произведение, используя интонацию, паузы;
•
находить в тексте
сравнения, олицетворения;
•
создавать устно
небольшой рассказ
•
сравнивать свои
ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказываниепо поводу
произведения;
Методы
обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальная, творческая,
включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.
Оборудование: компьютер, экран
проектор.
Ход урока
I. Организационный
момент
Учитель. – Прозвенел
опять звонок.
Ты готов начать урок?
Речевая разминка
( показ слайда)
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
Учитель. – Читаем
медленно, выговариваем каждое слово.
- О чём скороговорка?
Учащиеся: - Скороговорка о
том, как правильно говорить.
Учитель. -
Прочитайте скороговорку в ускоренном темпе.
II. Работа над
темой
Учитель. - На уроке мы
прикоснемся к творчеству Н. Сладкова, с рассказами которого мы уже знакомились
в 1 и во 2 классах.
( показ слайда)
Тема урока: Н Сладков «
Апрельские шутки».
Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться
на уроке?
Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение,
находить в нем красивые слова…
Учитель: - Для чего это вам нужно?
Учащиеся: - Нам это
нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.
«Погружение в
урок»
Подготовка к
восприятию текста
Учитель: - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит яркое
солнышко. В это время года прилетают перелетные птицы. И вдруг в эту радостную
картину врывается холодный ветер со снегом.
Первичное восприятие текста
Первоначальное чтение произведения учителем.
Учитель: - Я
прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную
автором, и ответьте на вопрос. Почему Сладков так озаглавил своё произведение?
Обмен впечатлениями после чтения
Учитель: - Кому понравилось произведение?
- Почему автор его так озаглавил?
Учащиеся
высказывают свои предположения
Моделирование обложки
Учитель. Откройте учебники
на стр. 99. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. На листочках,
попытайтесь, сделайте модель обложки этого произведения.
Учащиеся
выполняют модель обложки
Учитель.- Проверьте свою
работу по образцу, которую предложил автор.
(показ слайда)
Учитель: -
Назовите произведение с которым работали.
Учащиеся: Сказка о природе
Н. Сладкова «Апрельские шутки».
Учитель: - Почему вы считаете, что это сказка?
Учащиеся:- Месяц не может
думать и говорить.
Учитель: - Зачем Сладкову
нужен такой «разговорчивый» месяц?
Вывод: Чтобы привлечь
внимание читателя к произведению.
Словарь. Смысл непонятных слов.
Учитель: - В тексте
встретились слова: юннаты и морозом ударил. Объясните их смысл.
Дети высказывают свои
предположения.
Учитель: - Сравните свои ответы с образцом.
( показ слайда)
Юннат – юный натуралист, любитель природы.
Морозом ударил – наступили морозы.
Дыхательная гимнастика перед чтением
Учитель: - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте
сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние
снежинки.
Вторичное восприятие текста
Учитель: Прочитайте сказку
про себя. Сделайте для себя пометки, где Сладков рисует образ Апреля.
Самостоятельное
чтение сказки детьми.
Учитель: Прежде, чем прочитать вспомним правила выразительного чтения.
(показ слайда)
Правила выразительного чтения:
•читайте внимательно;
•передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;
• постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора
и одновременно выразить свои чувства.
Выборочное чтение.
Учитель – Прочитайте, при помощи каких слов автор передает образ
Апреля.
Учащиеся: - Любит пошутить этот Апрель. Услыхал про это Апрель и
перетрусил. Не серьёзный это месяц, весенний. Апрель тоже не одни шутки шутит,
но и дело делает. Большое дело. Нешуточное.
Учитель – Прочитайте
обращение Апреля к птицам.
Анализ сказки
Учитель:- Как вы считаете, с
какой целью автор написал эту сказку?
Дети высказывают свои
предположения.
Учитель: А я, ребята так сформулировала с какой целью. Я предполагала,
что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим
выводом?
(показ слайда « С какой целью автор написал эту сказку»)
( выбор варианта)
• чтобы сообщить, что пришла весна;
•чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;
•чтобы вызвать взаимное переживание.
Учитель:- Каждый автор,
чтобы сделать своё произведение красивым и интересным подбирает речевые
обороты. Найдите и прочитайте выражения, которые на ваш взгляд украсили сказку.
Выборочное чтение детьми.
Физминутка.
Учитель:- А сейчас мы
отдохнем. Представьте, что мы в весеннем лесу. Тишина. Поднимите руки
вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это
весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки
на деревьях радуются теплу. Тишина. Сели на свои места.
Работа по развитию речи
(показ слайда)
Учитель: - Переставьте слова в
предложении.
Любит пошутить этот Апрель.
Скворцы и грачи
прилетели с юга.
- Дополни предложение.
Апрель любит.
Учитель: - Для чего мы
выполняли эти задания?
Учащиеся: Чтобы наша речь
была яркой и красивой.
Творческая работа.
Учитель:- Сядьте удобно,
можете закрыть глаза. Предлагаю вам побыть писателями. С помощью фантазии
создайте свой образ Апреле. Придумайте сказку, рассказ или стихотворение об
Апреле.
(Выслушивание творческих работ)
Учитель: - Я надеюсь, что
вам понравилось сочинять и желаю, чтобы фантазия никогда не покидала вас, а
творчество было частью вашей жизни.
У вас обязательно
получится.
III. Итог урока.
Учитель:
- Так что же Сладков называет апрельскими шутками?
Учащиеся: Перемену погоды.
Учитель: Кто может легко
шутить?
Учащиеся: - Человек.
Учитель: Зачем же Сладков
одушевил образ Апреля?
Учащиеся: - Чтобы было интересно слушателям.
Учитель: - Какие приметы весны вы узнали?
Учащиеся: - В апреле всё
возможно в природе: и снег, и ветер, и солнце.
Учитель: - Пригодятся ли вам
в жизни знания, полученные на уроке?
Рефлексия.
Учитель: - Ребята, а
сейчас я вам предлагаю оценить себя, если вы узнали для себя что-то новое и
хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку птичку, которая
летает, а если вы мало поработали – то птичку, которая ходит по земле.
Комментируете, почему вы взяли именно эту птичку.
IV. Домашнее
задание
(показ слайда)
- Задания в тетради
По желанию:
подготовить выразительный
пересказ текста
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.