Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока по литературному чтению по теме Н. Сладков "Апрельские шутки" (2 класс)

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме Н. Сладков "Апрельские шутки" (2 класс)

Литературное чтение 2 класс

«Начальная школа XXI»

Тема урока: Сказка Н. Сладков «Апрельские шутки»

Цель урока: научить учащихся самостоятельно применять ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия.

Задачи:

  1. образовательные: отрабатывать читательские умения (находить описание явлений природы, предметов, учить сочинять сказку , рассказ или стихотворение по заданной теме);

  2. развивающие: развивать эмоционально - интеллектуальные способности, посредством читательских умений и учебной деятельности.

  3. воспитательные:посредством данного текста прививать любовь  к природе;

Учебные умения:

выражать при чтении своё отношение к весенней природе;

подмечать приметы и краски весны.

Характеристика деятельности учащихся:

воспринимать на слух в исполнении учителя художественные тексты.

отвечать на вопросы п содержанию прослушанного;

объяснять смысл заглавия произведения;

характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев;

читать про себя: осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;

читать выразительно произведение, используя интонацию, паузы;

находить в тексте сравнения, олицетворения;

создавать устно небольшой рассказ

сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказываниепо поводу произведения;

Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.

Формы работы: индивидуальная, творческая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.

Оборудование: компьютер, экран проектор.







 

Ход  урока

I. Организационный момент

Учитель. – Прозвенел опять звонок.

                     Ты готов начать урок?

Речевая разминка

( показ слайда)

                       Кто хочет разговаривать

                       Тот должен выговаривать

                       Всё правильно и внятно

                       Чтоб было всем понятно.

Учитель. – Читаем медленно, выговариваем каждое слово.

                  - О чём скороговорка?

Учащиеся: - Скороговорка о том, как правильно говорить.

Учитель.  - Прочитайте скороговорку в ускоренном темпе.

II. Работа над темой

Учитель. - На уроке мы прикоснемся к творчеству Н. Сладкова, с рассказами которого мы уже знакомились в 1 и во 2 классах.

( показ слайда)

 Тема урока: Н Сладков  « Апрельские шутки».

Учитель:       - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Учащиеся:     - Научиться выразительно читать произведение, находить в нем красивые слова…

Учитель:   - Для чего это вам нужно?

Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.

«Погружение в урок»

Подготовка к восприятию текста

                                               

Учитель: - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит яркое солнышко. В это время года прилетают перелетные птицы. И вдруг в эту радостную картину врывается  холодный ветер со снегом.

Первичное восприятие текста

Первоначальное чтение произведения учителем.

Учитель:  - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответьте на вопрос. Почему Сладков так озаглавил своё произведение?

Обмен впечатлениями после чтения

Учитель:  - Кому понравилось произведение?

                   - Почему автор его так озаглавил?

Учащиеся высказывают свои предположения

Моделирование обложки

Учитель. Откройте учебники на стр. 99. Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок. На листочках, попытайтесь, сделайте модель обложки этого произведения.

Учащиеся выполняют модель обложки

Учитель.- Проверьте свою работу по образцу, которую предложил автор.

(показ слайда)

Учитель:    - Назовите произведение с которым работали.

Учащиеся: Сказка о природе Н. Сладкова «Апрельские шутки».

 Учитель: - Почему вы считаете, что это сказка?

Учащиеся:- Месяц не может думать и говорить.

Учитель: - Зачем Сладкову нужен такой «разговорчивый» месяц?

Вывод: Чтобы привлечь внимание читателя к произведению.

Словарь. Смысл непонятных слов.

Учитель: - В тексте встретились слова: юннаты и морозом ударил. Объясните их смысл. 

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: - Сравните свои ответы с образцом.

( показ слайда)

Юннат – юный натуралист, любитель природы.

Морозом ударил – наступили морозы.

Дыхательная гимнастика перед чтением

Учитель: - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.

Вторичное восприятие текста

Учитель: Прочитайте сказку про себя. Сделайте для себя пометки, где Сладков рисует образ Апреля.

Самостоятельное чтение сказки детьми.

Учитель: Прежде, чем прочитать вспомним правила выразительного чтения.

(показ слайда)

Правила выразительного чтения:

читайте внимательно;

передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;

постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Выборочное чтение.

Учитель Прочитайте,  при  помощи каких слов автор передает образ Апреля.

Учащиеся: - Любит пошутить этот Апрель. Услыхал про это Апрель и перетрусил. Не серьёзный это месяц, весенний. Апрель тоже не одни шутки шутит, но и дело делает. Большое дело. Нешуточное.

Учитель – Прочитайте обращение Апреля к птицам.

Анализ сказки

 Учитель:- Как вы считаете, с какой целью автор написал эту сказку?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: А я, ребята так сформулировала с какой целью. Я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом?

(показ слайда « С какой целью автор написал эту сказку»)

( выбор варианта)

чтобы сообщить, что пришла весна;

чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;

чтобы вызвать взаимное переживание.

Учитель:- Каждый автор, чтобы сделать своё произведение красивым и интересным подбирает речевые обороты. Найдите и прочитайте выражения, которые на ваш взгляд украсили сказку.

Выборочное чтение детьми.

Физминутка. 

Учитель:- А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем  лесу. Тишина. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу. Тишина. Сели на свои места. 

Работа по развитию речи

(показ слайда)

Учитель: - Переставьте слова в предложении.

Любит пошутить этот Апрель.

      Скворцы и грачи прилетели с юга.

                 

                  - Дополни предложение.

Апрель любит.

Учитель: - Для чего мы выполняли эти задания?

Учащиеся: Чтобы наша речь была яркой и красивой.

Творческая работа.

Учитель:- Сядьте удобно, можете закрыть глаза. Предлагаю вам побыть писателями. С помощью фантазии создайте свой образ Апреле. Придумайте сказку, рассказ или стихотворение об Апреле.

(Выслушивание творческих работ)

Учитель: - Я надеюсь, что вам понравилось сочинять и желаю, чтобы фантазия никогда не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни.

У вас обязательно получится.

III. Итог урока.

Учитель:  - Так что же Сладков называет апрельскими шутками?

Учащиеся: Перемену погоды.

Учитель: Кто может легко шутить?

Учащиеся: - Человек.

Учитель: Зачем же Сладков одушевил образ Апреля?

Учащиеся: - Чтобы было интересно слушателям.

Учитель: - Какие приметы весны вы узнали?

Учащиеся: - В апреле всё возможно в природе: и снег, и ветер, и солнце.

Учитель: - Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке? 

Рефлексия.

Учитель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить себя, если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку птичку, которая летает, а если вы мало поработали – то птичку, которая ходит по земле. Комментируете, почему вы взяли именно эту птичку.

IV. Домашнее задание

(показ слайда)

- Задания в тетради

По желанию:

подготовить выразительный пересказ текста




Методическая разработка урока по литературному чтению по теме Н. Сладков "Апрельские шутки" (2 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по литературному чтению по теме Сказка Н. Сладкова "Апрельские шутки". Цель урока показать, как средствами литературы создается образ весеннего месяца-апреля. Развивать у учащихся внимание, речь, логическое мышление, творческие способности через анализ литературного произведения. Воспитывать любовь к родной природе. Формировать умение работать в парах, согласовывать действия с партнёром, развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения ,формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос.

Автор Новикова Светлана Александровна
Дата добавления 22.06.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 244
Номер материала MA-067389
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓