Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока по литературе на тему «ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. ЭЗОП «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД», ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД» (5 класс)

Методическая разработка урока по литературе на тему «ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. ЭЗОП «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД», ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД» (5 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №12»





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА


«ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. ЭЗОП «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД», ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД»


ЛИТЕРАТУРА, 5 КЛАСС




УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МОУ «ЛИЦЕЙ №12»

АНДРЕЕВА Е.А.




г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК

2014г



Тема урока: Из басен народов мира. Эзоп «Лисица и виноград», Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».


Цель урока: Формирование у обучающихся навыков выразительного чтения, умения выделять главное в прослушанном сообщении, навыков конструирования вопросов к статье учебника.

Образовательная: создание условий для ознакомления обучающихся с общей характеристикой басен, раскрытие особенностей её жанровых признаков.

Развивающая: продолжить работу по формированию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение басни, развивать логическое мышление, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать культуру сотрудничества и умение работать в коллективе.


Планируемые результаты:

Личностные: способствовать созданию условий для осознания значимости своей деятельности в учебном процессе, формировать умение высказывать и отстаивать свою точку.


Метапредметные:

Познавательные: содействовать развитию умений выделять необходимую информацию по теме для сравнения, анализа и установления причинно-следственных связей, готовить сообщения.

Регулятивные: формирование умений ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность и оценивать результат своих действий.

Коммуникативные: создавать условия для развития устной речи обучающихся, формировать умение слушать и вступать в диалог, учиться обсуждать, аргументировать свою точку зрения, овладевать навыком выступления перед классом.


Предметные:

Выявить позицию персонажей, художественную идею басен; формировать навыки выразительного чтения.

Оборудование: учебник, дополнительная литература, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы:

Фронтальная

Индивидуальная

Тема урока: Из басен народа мира. Эзоп «Лисица и виноград», Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Учитель приветствует обучающихся. Отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, наличие наглядных пособий и других средств обучения.

Учитель: Отгадайте загадку:

Если ты её подаришь,
То счастливей каплю станешь.
Она мигом обернётся,
И к тебе скорей вернётся.
Грусть она прогонит махом,
Словно фея крыльев взмахом.
На неё ты не скупись,
С каждым ею поделись.
И на праздник на большой
Поважней она любой
Хоть конфетки, хоть открытки.
Говорим мы об ..... (УЛЫБКЕ)

Давайте подарим друг другу улыбку и начнем работу.

Слайд 1

Обучающиеся настраиваются на работу, включаются в деловой ритм.

Личностные: самоопределение;



Регулятивные: целеполагание;



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель: послушайте и определите, к какому жанру относятся процитированные строки:

Попрыгунья стрекоза

Лето красное пропела…

Слайд 2

О каком жанре идет речь?

Вам интересно узнать о басне больше?

Давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.

Слайд 3

Обучающиеся определяют, что это басня, активизируют свои знания на изучаемом жанре.







Обучающиеся самостоятельно формулируют цель урока

Коммуникативные: планирование учебного процесса с учителем и сверстниками;



Познавательные: логический анализ жанра с целью выделения признаков;



Регулятивные: целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено обучающимися и того, что не известно).

Актуализация знаний

Итак, какова тема нашего урока?

Слайд 4





Учитель выявляет уровень знаний у обучающихся, используя вопросы и проблемные ситуации. Подумайте и ответьте на вопросы:

- Что такое басня?

- Какие признаки басни вам известны?

- Что такое аллегория?

- Что такое мораль?

Теперь давайте проверим, верно ли вы отвечали на данные вопросы.

Слайд 5


Обучающиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.



Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы.



















Обучающиеся осуществляют контроль и коррекцию своих знаний

Познавательные: решать проблемные ситуации;



Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже известно, и что подлежит усвоению, осознание качества и уровня имеющихся знаний;



Личностные: самоопределение;



Коммуникативные: нахождение выхода из проблемной ситуации.

Первичное усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний учитель организует с помощью презентации и учебника.

Учитель демонстрирует заполненную таблицу «Жанровые признаки басни».

Слайд 6



Учитель предлагает перейти к изучению басен Эзопа и Лафонтена.

Вспомните, кого считают первым баснописцем? (Эзоп)

Слайд 7

Учитель рассказывает о языке Эзопа (эзопов язык)







Выразительное чтение басни Эзопа «Лисица и виноград» в учебнике.

Слайд 8





В ряду известных баснописцев после Эзопа стоит Жан де Лафонтен.

Слайд 9



Выразительное чтение басни «Лисица и виноград» Лафонтена в учебнике.

Слайд 10

Обучающиеся оформляют таблицу в тетради по жанровым признакам басни.















Индивидуальное сообщение учащегося об Эзопе.











Обучающиеся выразительно читают басню «Лисица и виноград» Эзопа.





Индивидуальное сообщение учащегося о Жане де Лафонтене.





Обучающиеся читают басню «Лисица и виноград» Лафонтена.


Познавательные: поиск информации, установление причинно-следственных связей между отдельными фактами и явлениями;

Общеучебные – умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;



Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Физминутка

Учитель: Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнись. 



Первичная проверка понимания

Учитель организует деятельность обучающихся по применению новых знаний.

Ответы на вопросы:

- Из каких частей состоит басня Эзопа?

- Почему Лисице удалось обмануть Ворона в басне Эзопа?

- Какова мораль прочитанной басни Эзопа?

- Найдите строки, в которых нашла отражение мораль басни Эзопа.

- На чьей стороне ваши симпатии?

- Какие особенности басенного жанра подчеркивает Лафонтен?

Слайд 11


Обучающиеся отвечают на вопросы, дополняя предложения новыми знаниями по теме. Обучающиеся осуществляют взаимопроверку, устраняют ошибки, делают выводы.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознанию качества и уровня усвоения;



Личностные: самоопределение.

Первичное закрепление

Учитель организует деятельность обучающихся по закреплению материала по теме. Предлагает заполнить таблицу на сопоставление басен Эзопа и Лафонтена, выявить сходства и различия басен.

Слайд 12



По истечении времени учитель предлагает проверить написанное. Учитель демонстрирует заполненную таблицу.

Слайд 13

Обучающиеся заполняют таблицу в тетрадях, применяя новые знания по теме.









Обучающиеся осуществляют самопроверку, делают выводы.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;



Познавательные: общеучебные – умение применять знания; работа с поставленной учебной целью.



Личностные: оценивание усвоенного материала.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:

Прочитать статью учебника «Русские басни», составить вопросы к статьям о М.В. Ломоносове и «Русская басня»

Индивидуальное задание:

Подготовить сообщение о Копернике и Птолемее.

Слайд 14

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник, получают инструктаж по выполнению.

Личностные: самоопределение;



Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Учитель организует рефлексию.

Поделитесь впечатлениями, которые вы получили во время изучения басен Эзопа и Лафонтена.

- Что нового вы узнали о басне?

- Кому было интересно?

- Что вас удивило?

- Будете ли вы рассказывать дома, чему вы сегодня научились?

- А кто хотел бы похвалить себя за урок?

Я тоже хотела бы вас похвалить, мне понравилось, как вы работали сегодня. Давайте поблагодарим друг друга и подарим друг другу улыбку!


Личностные: нравственно-личностное оценивание;



Регулятивные: самооценка, прогнозирование;



Познавательные: рефлексия способов и условий действий;



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свою точку зрения.





Методическая разработка урока по литературе на тему «ИЗ БАСЕН НАРОДОВ МИРА. ЭЗОП «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД», ЖАН ДЕ ЛАФОНТЕН «ЛИСИЦА И ВИНОГРАД» (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок поможет узнать обучающимся о жизни баснописцев, а также много интересного о самом жанре басни. На данном уроке я попыталась создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организовать деятельность учащихся, стать помощником и участником учебного процесса.

Методическая разработка урока учит творчески представлять свои мысли, сотрудничать с обучающими, уметь соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других учеников.

Главный акцент урока делался на усвоении нового материала, формировании умений работать с басней.
При отборе форм и методов обучения (наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная) учитывались поставленные задачи, возрастные особенности.
На уроке использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации:
словесные (объяснение, беседа с учащимися);
наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации);
по виду учебной деятельности:
проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем)

Автор Андреева Елена Александровна
Дата добавления 20.10.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1108
Номер материала MA-061499
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓