Главная / Химия / Методическая разработка урока по химии (8 класс) на тему "Оксиды"

Методическая разработка урока по химии (8 класс) на тему "Оксиды"


Методическая разработка урока по химии для 8 класса по теме «Оксиды»

Составлена учителем химии ГБОУ школы «Тутти» г. Санкт-Петербурга Громовой Г.И. по программе О. С. Габриеляна «Химия 8 класс».


Цели урока:

1.Образовательные:

- на основе первоначальных химических понятий сформировать понятие «оксид»

- формировать умение классифицировать бинарные соединения, составлять их формулы по степени окисления и названию;

-познакомить учащихся с номенклатурой оксидов;

- рассмотреть физические свойства оксидов

-способствовать расширению знаний учащихся о веществах

2. Развивающие:

-способствовать формированию у учащихся умения ставить цели, определять задачи, анализировать и делать выводы.

3. Воспитательные:

-содействовать воспитанию инициативы учащихся, интереса к предмету, культуры общения

Тип урока: изучение нового материала

Технология урока: проблемное обучение


Повторение с учащимися понятий: простое и сложное вещество, классификация сложных веществ на бинарные и трехэлементные, расчет степени окисления в бинарных соединениях. Проверка д/з.

Вопрос учащимся: Что такое оксиды?

Для решения возникшей проблемы предлагаем учащимся серию вопросов.

Слайд №1. Даны вещества, разделить их на две группы. Обсуждаем критерии деления, приходим к решению, что вещества можно разделить на простые и сложные вещества. Запись в тетради.

Слайд №2. Разделить сложные вещества на две группы. Выбираем критерий деления: двухэлементные и трехэлементные вещества. Запись в тетради.

Слайд №3 .Разделить двухэлементные вещества на две группы. Выбираем критерий деления – вещества, содержащие кислород и не содержащие его.

Запись в тетради: Вещества, содержащие кислород: (Слайд №4)

CaO, CO2, H2O, SiO2

В формулах веществ расставьте степени окисления кислорода и элементов. У вас в тетради записи ( сложные, бинарные, содержащие атом кислорода в степени окисления -2), которым соответствуют существенные признаки оксидов. Используя эти признаки, сформулируйте определение оксидов. Вместе с учащимися формулируем определение. Оксиды - это бинарные соединения элементов с кислородом в степени окисления -2 или

Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород в степени окисления-2.

Повторение номенклатуры бинарных соединений (Слайд №5)

Название оксидов состоит из двух слов – оксид и русского названия элемента в родительном падеже. Если элемент проявляет переменную степень окисления, это отражают в названии, обозначая степень окисления римской цифрой в скобках в конце названия.

Назвать следующие вещества: (Слайд №5)

Оксиды широко распространены в природе. Оксиды бывают разные - твердые, жидкие и газообразные. Рассмотрим важнейшие оксиды. Отгадайте загадку.


Она и дождь, и град, и снег,

Туман и гололед,

Носитель благ, предвестник бед

И радуга и лед.


Что это за вещество? Важнейший оксид – вода. Вспомним физические свойства воды – жидкость без цвета, без запаха, t кип =1000 С, t пл=00С

В 18 веке вода послужила эталоном для выбора единицы массы: массе 1см3 было придано значение 1 г. Максимальная плотность при 40С принята за 1 г/л. Все остальные вещества сравниваются по плотности с водой. Вода обладает самой большой теплоемкостью. Она не проводит электрический ток.

Кто может рассказать про круговорот воды в природе?

Вода покрывает 71% площади поверхности Земли, или 361 млн. км

Объем воды на планете составляет 1,5 млрд. км3 .

Каково значение воды для жизни на Земле? Без воды нет жизни. Кровь, лимфа, межклеточная, внутриклеточная жидкость, слеза, слюна, пот, желудочный сок, сок поджелудочной железы, желчь, моча— всё это вода с растворёнными в ней веществами.

Вода составляет до 80% массы клетки и выполняет важные функции: определяет объем и упругость клеток, транспортирует в клетку и из нее растворенные вещества. Почти все реакции в живой клетке протекают в водных растворах.

Вода способствует доставке кислорода в клетки, регулирует температуру тела, выводит из организма отходы жизнедеятельности.

Вода - универсальный растворитель большинства веществ на Земле, поэтому абсолютно чистую воду можно получить в лаборатории путем перегонки или дистилляции. Она называется дистиллированная вода.

А каковы химические свойства воды? С некоторыми веществами вода реагирует очень бурно. (Демонстрация опыта взаимодействия воды с щелочными металлами или с натрием).

Рассмотрим еще один важнейший оксид. Отгадайте загадку:

Чтоб появиться я сумел,

прокаливают белый мел,

меня дает огонь в печи,

И пламя маленькой свечи.

И стоит только сделать вдох,

Чтоб я на свет явиться мог.

Я в газированной воде,

Я в хлебе, соде, я везде!


Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Это газ, выделяемый нами при выдохе. Газообразный оксид - это углекислый газ. Содержание углекислого газа в атмосфере относительно невелико, всего 0,04—0,03%. Растения усваивают углекислый газ из атмосферы, превращая минеральные вещества в органические — глюкозу, крахмал.

В воздухе, выдыхаемом человеком, углекислого газа 4%.

Углекислый газ образуется при сгорании топлива, при гниении органических остатков. В минеральных водах содержится растворенный углекислый газ. В 1V воды при обычных условиях растворяется 1 V СО2. Это газ б/цв и б/з , тяжелее воздуха. При давлении до 60 атм превращается в б/цв жидкость. При испарении жидкого СО2 часть его превращается в сухой лед, который возгоняясь, не плавясь, при этом температура понижается до -78.5 0С. Его используют для хранения пищевых продуктов: мороженого. Запишите формулу углекислого газа:CO2

Основную массу земной коры – литосферы - образуют оксиды кремния и алюминия, которые входят в состав многих минералов и горных пород. Оксид кремния – образует кварц, горный хрусталь, оксид алюминия – рубин, сапфир.

Негашеная известь СаО применяется в строительстве для получения вяжущих материалов.

Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой:


... На рукомойнике моем

позеленела медь,

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.


Давайте запишем формулу оксида меди(I).

Еще один твердый оксид зеленого цвета оксид хрома (Ш) Его получают разложением сложных веществ. (Демонстрация опыта разложения дихромата аммония).

Давайте поведем итоги. Что нового вы узнали в результате урока? Что такое оксиды? Каково их значение в природе?


Д/з: параграф 18 упр.1, р/т стр.53-55.hello_html_m6828e8fd.png

3


Методическая разработка урока по химии (8 класс) на тему "Оксиды"
  • Химия
Описание:

Методическая разработка урока по химии для 8 класса по тем "Оксиды" разработана с использованием технологии проблемного обучения. Учащимся предлагается ряд последовательных заданий, представленных на слайдах.

Последовательное выполнение этих заданий под руководством учителя подводит учащихся к самостоятельной формулировке понятия "оксид". Рассматриваются важнейшие оксиды, при этом используются загадки, стихи, что позволяет заинтересовать учащихся, способствует формированию метапредметных результатов.

Автор Громова Галина Ивановна
Дата добавления 08.05.2015
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 938
Номер материала 59069
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓