Главная / Биология / Методическая разработка урока по естествознанию в 5 классе по теме "Живая планета"

Методическая разработка урока по естествознанию в 5 классе по теме "Живая планета"

Документы в архиве:

35.5 КБ 25 еств5 кл.doc
35.5 КБ ~WRL0001.tmp
275 КБ Живая планета.ppt

Название документа 25 еств5 кл.doc

Урок №25

Тема «Живая планета»

Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии живых организмов на планете.

Ход урока:

1. Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих 

2.Актуализация опорных знаний: предлагаю  учащимся  вспомнить, как  одним  словом назвать все, что нас окружает. (Ответ: Природа, живая и не живая). Вспомнить свойства живого 

Природа

          Живая                                                                 Не живая
Движение                                                                  
Дыхание
Питание
Выделение
Рост
Развитие
Размножение
Обмен веществ
Клеточное строение
Сходный химический состав

Много  ли объектов с такими свойствами  вы  знаете? (ответ:  Да)
Действительно, живое на  земле очень многочисленно и разнообразно,


3. Изучение новой темы.

Как называется оболочка Земли, населенная живыми организмами?

  • Биосфера. Она включает гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы.

Биосфера заселена разнообразными живыми организмами.

Живые организмы делятся на 5 царств:

  • Вирусы

  • Бактерии

  • Грибы

  • Растения

  • Животные


1) Система живой природы 
Окружающий мир представляет собой единую систему.
 
Сис­тема это целое, состоящее из частей (компонентов), которые взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Основными компонентами окружающего мира являются живая и неживая природа. Между живой и неживой природой существуют многочисленные  взаимосвязи.
Например, для всех живых организмов (представителей живой природы) необходима вода (компонент неживой природы), без воды жизнь невозможна. В то же время богатая растительность лесов сохраняет влагу в почве, увлажняет воздух. После вырубки лесов уменьшается количество воды в почве, мелеют реки, климат становится более сухим.
 
Живая и неживая природа также являются сложными систе­мами. В состав системы живой природы входят живые организмы: растения, животные, грибы, бактерии, между которыми существуют взаимосвязи. Например, растения служат нищей для травоядных животных. После отмирания остатки растении и останки животных попадают в почву, где почвенные грибы и бактерии разлагают их до минеральных, т.е. очень простых веществ, которыми питаются растения.
 
«Биос» — в переводе с латинского означа­ет — «жизнь», а «логос» — «учение», т.е. дословно «биологи это учение о жизни, учение обо всем живом. Биология изучает внешнее и внутреннее строение живых организмов, их жизнедеятельность, многообразие, взаимодействие, влияние на них компонентов нежи­вой природы. Основоположником биологии как науки  является Аристотель.
 
Так как живых организмов очень много, биология   подразделяется  на  различные  биологические науки.


  • Все населяющие Землю растения образуют флору. А все животные Земли образуют фауну.


Первые живые существа появились в воде, затем они стали осваивать сушу и постепенно расселились по всей Земле. Сейчас наиболее заселенной является именно суша.


2) Значение живых организмов: (прослушать и составить кластер)

  • Участвуют в разрушении горных пород, почвообразовании, образовании полезных ископаемых.

  • Участвуют в образовании кислорода.

  • Являются пищей для человека

Животных очень легко отличить от растений. Но иногда они обладают такими чертами, которые характерны и для животных и для растений. (зеленая эвглена, росянка).

В состав и растений и животных входят белки, жиры и углеводы. Но есть признаки по которым они отличаются – это способ питания.

  • Растения сами образую органические вещества.

  • Животные питаются готовыми органическими веществами, поедая растения и других животных.

Срок жизни у живых организмов самый разнообразный.

  • Несколько дней (инфузория- туфелька)

  • Несколько тысяч лет (деревья секвойя и баобаб живут до 4 тыс лет ).

  • Средняя продолжительность жизни человека 70-80 лет.

Человек, как и все живые организмы, является частью биосферы и поэтому очень важно беречь и охранять ее от загрязнений.


3) Значение биологических  знаний и отрасли их применения.
Биология имеет чрезвычайно важное значение для решения многих проблем настоящего. Она тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, и поэтому её считают наукой XXI века.
 

4. Закрепление.

Закончить фразу : Природу нужно охранять и беречь потому что…..

5. Домашнее задание § 43, Написать мини- сочинение.

«Мой дом- Земля!»



Название документа Живая планета.ppt

 Живая планета
Биосфера - это оболочка Земли, населенная живыми организмами.
Границы биосферы : Гидросфера Верхняя часть литосферы Нижняя часть атмосферы
Живые организмы делятся на 5 царств: Вирусы Бактерии Грибы Растения Животные
Флора - все населяющие Землю растения.
Фауна все живущие на Земле животные.
В состав всех живых организмов входят: Белки Жиры углеводы
Растения Сами образуют органические вещества
Животные Питаются готовыми органическими веществами, поедая растения или друг...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  Живая планета
Описание слайда:

Живая планета

№ слайда 2 Биосфера - это оболочка Земли, населенная живыми организмами.
Описание слайда:

Биосфера - это оболочка Земли, населенная живыми организмами.

№ слайда 3 Границы биосферы : Гидросфера Верхняя часть литосферы Нижняя часть атмосферы
Описание слайда:

Границы биосферы : Гидросфера Верхняя часть литосферы Нижняя часть атмосферы

№ слайда 4 Живые организмы делятся на 5 царств: Вирусы Бактерии Грибы Растения Животные
Описание слайда:

Живые организмы делятся на 5 царств: Вирусы Бактерии Грибы Растения Животные

№ слайда 5 Флора - все населяющие Землю растения.
Описание слайда:

Флора - все населяющие Землю растения.

№ слайда 6 Фауна все живущие на Земле животные.
Описание слайда:

Фауна все живущие на Земле животные.

№ слайда 7 В состав всех живых организмов входят: Белки Жиры углеводы
Описание слайда:

В состав всех живых организмов входят: Белки Жиры углеводы

№ слайда 8 Растения Сами образуют органические вещества
Описание слайда:

Растения Сами образуют органические вещества

№ слайда 9 Животные Питаются готовыми органическими веществами, поедая растения или других
Описание слайда:

Животные Питаются готовыми органическими веществами, поедая растения или других животных

№ слайда 10
Описание слайда:

Методическая разработка урока по естествознанию в 5 классе по теме "Живая планета"
  • Биология
Описание:

Методическая разработка урока по естествознанию в 5 классе по теме "Живая планета" содержит конспект урока и презентацию к данному уроку. С этого урока в предмете естествознание начинается цикл уроков , которые посвящены знакомству с разделом науки "Биология". Учащиеся знакомятся с царствами живых организмов, особенностями живых организмов.

Автор Твардовская Наталья Васильевна
Дата добавления 12.05.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 279
Номер материала MA-066879
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓