Главная / История / Методическая разработка урока на тему: «Павел I: полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?»

Методическая разработка урока на тему: «Павел I: полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?»













Методическая разработка урока на тему:

«Павел I: полусумасшедший тиран

или

неудавшийся реформатор?»



подготовила:

преподаватель истории и обществознания

Петрищева Наталия Петровна

http://lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svit/svitolk96.png







г. Мичуринск

2016

Тема урока: «Павел I: полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?»

Цели:

  • выявить противоречивый и непоследовательный характер внутренней политики Павла I ;

  • способствовать формированию личностного отношения к данному историческому деятелю;

  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения высказывать и аргументировать ее;

  • способствовать развитию умения анализа материала, работы с историческими документами, таблицами;

  • способствовать воспитанию толерантности, уважения к другой точке зрения.

Тип урока: проблемно-эвристический

Метод обучения: беседа, проблемные вопросы, проблемное изложение.

Межпредметные связи: литература, информационно-коммуникационные технологии.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, доска

Продолжительность урока: 45 минут

Опережающее задание: группа обучающихся из 3-4 человек готовит краткую характеристику личности Павла I .










Введение

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Одна из основных целей изучения отечественной истории – создать у обучающихся целостное представление о прошлом своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью истории, и то, что придает судьбе России неповторимое своеобразие.

Изучение истории призвано способствовать становлению у обучающихся самостоятельного мышления, умения анализировать причинно-следственные связи событий.

Идя на каждый урок, я ставлю перед собой такие задачи: как сделать урок интересным; как активизировать деятельность обучающихся на уроке; как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий; воспитать потребность узнавать все больше и больше.

Важнейшая задача – дать обучающимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.

Составляя планы, продумывая ход урока, обязательно учитываю психологию обучающихся в процессе деятельности на уроке.

Считаю, что нестандартные уроки позволяют обучающимся самостоятельно находить и использовать информацию, активизируют познавательный процесс, повышают интерес к предмету и формируют патриотические чувства.






Ход урока:

I . Организационный момент – приветствие, проверка явки обучающихся, психологический настрой

II . Основная часть.

1. Постановка цели учебного занятия

а) Вступительное слово преподавателя.

Трагически закончилась жизнь самого таинственного российского императора - Павла I . Почему таинственного? Да потому, что в исторической науке за два столетия так и не сложилось единого взгляда на личность императора и его деятельность. По сути, существуют две противоположные оценки павловского царствования. Первая – однозначно негативная. Деятельность Павла называется «капризами сумасшедшего, которая привела все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок» (В.О. Ключевский, Н.К. Шильдер). Вторая точка зрения – позитивная, оценивающая Павла, как царя-реформатора, имевшего «чёткую программу действий, целью которой была борьба с надвигавшейся революцией». (М.В. Клочков, Н.Я. Эйдельман).

б) Постановка проблемного вопроса.

Так кто же он Павел I – полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос. hello_html_m4c11bd41.png ( Презентация, слайд № 1 )

2. Анализ краткой характеристики личности Павла I .

Преподаватель приглашает к доске обучающихся, заранее подготовивших характеристику личности Павла I . Остальные, слушая, обдумывают ответы на следующие вопросы, написанные на доске:

  • в чём причины резкого изменения характера Павла к моменту вступления на престол?

  • в чём причины изменения политических взглядов Павла?

Краткая характеристика личности Павла I после консультаций обучащихся с преподавателем может быть изложена следующим образом.

Павел I родился 20 сентября 1754 года и был единственным сыном Петра III и Екатерины II .

hello_html_m7f208714.png

Императрица Елизавета Петровна, страстно ожидавшая его появления на свет, поднесла матери новорождённого на золотом блюде 100 тысяч рублей, а мальчика немедленно отобрала на свою половину и занялась его воспитанием.

С родителями он общался не чаще одного- двух раз в неделю и, по сути, толком их не знал, впрочем, как и они его.

hello_html_m77b0912.png

По отзывам современников, маленький Павел был умным и отзывчивым ребёнком, быстро научился писать и читать, проявляя особые успехи в математике.

hello_html_m10d5c152.png

В 1760 году, когда Павлу не было и шести лет, Елизавета Петровна назначает воспитателем будущего наследника престола Никиту Ивановича Панина. Он был сторонником просвещения и абсолютной монархии. Под воздействием этих идей формировалось мировоззрение юного Павла.

hello_html_30362e45.png

То, что случилось летом 1762 года, осталось в памяти Павла на всю жизнь. 28 июля, поднятый среди ночи, ничего не понимающий, страшно испуганный мальчик доставлен в Зимний дворец для принесения присяги своей матери, новой русской императрице Екатерине II .

hello_html_m2cf991fd.png

Позже Павел узнает, что мать взошла на престол, свергнув его отца, и что отец убит пьяным любовником матери. Образы, связанные с этой кончиной, вызовут в нём преждевременное беспокойство, подозрительность и сознание своего унизительного, зависимого положения.

А пока воспитание наследника продолжается, приглашаются новые воспитатели, среди которых Семён Порошин.

hello_html_m2a861981.png

Именно он разбудил в мальчике стремление соответствовать образу идеального рыцаря. Православие преподавал выдающийся богослов архимандрит Платон, воспитавший Павла глубоко верующим человеком.

Обучение Павла продолжалось до 19 лет, пока он не женился на Дармштадтской принцессе Вильгельмине.

hello_html_mfeeba06.png

Однако, брак этот оказался кратковременным и несчастливым. Жена Павла умерла через 3 года вследствие тяжёлых родов, умер и ребёнок. Женитьба в те времена означала достижение совершеннолетия, но властолюбивая Екатерина отстранила наследника от управления государством. Мало того, она позволяла своему окружению открыто унижать сына, демонстрировать пренебрежительное отношение к нему, распускать слухи о его неспособности к государственным делам.

Неприязнь между матерью и сыном перерастает в ненависть. И тогда императрица как искусный и тонкий политик разыгрывает роль заботливой и нежно любящей матери, подыскав сыну достойную его партию в лице принцессы Вюртембергской, получившей имя Марии Фёдоровны.

hello_html_m4811551d.png

Брак оказался счастливым, Екатерина благосклонна к молодым. Но длится это недолго. Мать вновь наносит сыну жестокий удар: она отбирает первенца Павла Александра и воспитывает его сама.

Вскоре Екатерина дарит Павлу Гатчину. Наступает тягостное время изоляции от государственных дел. [3]

Нетерпеливая жажда деятельности находит выход в создании в Гатчине своей армии, в которой процветает прусская выучка и муштра. Характер цесаревича портится. Он становится грубым, мелочным, подозрительным, вспыльчивым, деспотичным.

Меняется мировоззрение Павла. Огромную роль в этом сыграла французская революция. Казнь Людовика XVI убила в нём конституционные мечтания, привитые Паниным.

hello_html_2ed571f5.png

Стремление следовать идеалам средневекового рыцаря с его представлениями о благородстве, чести, храбрости, служении государю становится одной из характерных черт мировоззрения Павла.

К 1796 году отношения между Екатериной и Павлом ухудшаются до предела, она твёрдо решила оставить сына без престола и передать корону Александру.

hello_html_m1717ce7a.png

Лишь смерть не позволяет Екатерине осуществить задуманное. В возрасте 42 лет Павел становится императором.

Рассказ учащихся сопровождается показом слайдов с изображением личностей, упоминающихся в характеристике. [4]

( Презентация, слайды № 2-11 )

3.Анализ внутренней политики Павла I .

Слово преподавателя.

Давайте попробуем определить, исходя из высказываний Павла I , какую общую направленность будет иметь внутренняя политика, проводимая им.

  • «Блаженство всех и каждого!» главный принцип, провозглашённый императором.

  • «В стране нет вторых, только первый – и все остальные»

  • «…каждый подданный имеет значение, поскольку я с ним говорю и до тех пор, пока я с ним говорю. Я – ваш закон!» ( Презентация, слайд № 12 )

hello_html_7b9ad43e.png

Обобщив ответы учащихся, учитель предлагает прийти к непосредственному анализу внутренней политики Павла I , заполняя по ходу следующую таблицу:

Внутренняя политика Павла I

Мероприятие

Итог

Указ о престолонаследии (7 апреля 1797 г .)


Изменение системы местного управления

*Закрыты городские думы.

*Гражданский и уголовный суды объединены.

*Сокращено количество губерний.

*Украине и Прибалтике возвращены органы местного самоуправления.

*Восстановлен ряд коллегий.


Политика по отношению к дворянству

*Массовая раздача государственных крестьян в частные руки

*Возврат к обязательности службы

*Установление налога с дворян

*Учреждение вспомогательного банка

*Ограничение права выборов и собраний

*Ограничение перехода с военной службы на гражданскую службу

*Княжеские и графские пожалования

*Ограничение права представлений

*Введение телесных наказаний


Политика по отношению к крестьянам

*Сокращение рекрутских наборов

*Прекращение переходов крестьян Донской области

*Прощение крестьянской недоимки в размере 7.5 млн. рублей

*Предписание безропотного повиновения крестьян помещикам

*Запрет продажи крестьян без земли

*Ограничение барщины тремя днями

*Разрешение крестьянских жалоб


Преобразования в армии

*Введение прусских порядков

*Увольнение всех недовольных

*Улучшение солдатских харчей

*Уравнение в наказаниях низших и высших чинов


Преобразования в области духовной жизни и культуры

*Запрещено все, связанное с Французской революцией

*Цензура

*Освобождение Новикова Н.И., Костюшко Т., возвращён из ссылки Радищев А.Н.

*Запрет на ввоз иностранных книг


С целью экономии времени основные мероприятия заранее занесены в таблицу, которая в виде распечатки подготовлена для каждого учащегося.

а) Начать анализ целесообразно с указа о престолонаследии.

( Презентация, слайд №13 )

hello_html_m4dd690b9.png

Изложив его суть, необходимо выявить его значение.

б) Изменения в системе местного управления анализируются по следующим вопросам (Презентация, слайд № 14 ):

hello_html_73c150c.png

  • В чём отличие системы местного управления, созданной Павлом I, от системы, созданной Екатериной II ?

  • Все ли мероприятия по изменению системы местного управления имеют общую направленность? О чём это свидетельствует?

  • Каков общий итог изменений системы местного управления, проведённых Павлом I ?

в) Характеризуя мероприятия политики по отношению к дворянству

( Презентация, слайд № 15 ), преподаватель привлекает следующий дополнительный материал.

hello_html_7dc0cd43.png

  • 550-600 тыс. новых крепостных были переданы помещикам вместе с 5 млн. десятин земли (при Екатерине II – 800 тыс.);

  • указ, обязывающий всех дворян записываться на службу (за отказ – ограничение или лишение привилегий);

  • никто не мог «по своему хотению» выбрать гражданскую службу вместо военной службы, для этого требовалось разрешение Сената, утверждённое царём;

  • введена подушная подать – 20 рублей с души;

  • исчезает даже слово «выборы». Оно заменяется термином «дворянский набор»;

  • за служебные провинности началась практика телесных наказаний в соответствии с решением императора.

Вопросы аудитории:

  1. Можно ли, объединив мероприятия, выделенные курсивом, назвать «Разжалованной грамотой дворянству»? Почему?

  2. Была ли политика по отношению к дворянству противоречивой? Если да, то докажите.

  3. Каков же общий итог этих преобразований?

г) Анализ политики по отношению к крестьянству

( Презентация, слайд № 16 ) можно начать с вопросов:

hello_html_m7def8f85.png

  1. Каким было положение крестьян при Екатерине II?

  2. Менялось ли это положение теперь? Каким образом?

Ответы на второй вопрос заслушиваются после характеристики учителем политики Павла I по отношению к крестьянству. Она может быть следующей.

Впервые в истории страны крепостным приказано было присягать вместе с вольными, раньше за них это делали помещики. Армия сократилась примерно на 1/3. Крестьянам прощена недоимка в размере 7.5 млн. рублей. Это 1/10 бюджета страны. Недоимка покрывалась за счёт обложения благородного сословия. Разрешены были крестьянские жалобы. У царского дворца одно время стоял ящик, куда всякий мог бросить жалобу или прошение. Провисел он недолго, т.к. некоторые использовали его для сведения личных счётов, какие-то шутники стали бросать туда карикатуры на царя. Запрещалась продажа крестьян без земли. Барщина была ограничена тремя днями, но указ, вводивший это изменение, был изложен в форме поучения. Крестьянам было предписано безропотно повиноваться помещикам. Для усмирения волнений направлялись войска, которые жестоко расправлялись с восставшими.

Ответы обобщаются, и обучащиеся переходят к анализу преобразований в армии.

д) Сообщая о введении в армии таких прусских порядков, как: новая форма, копирующая прусскую армию; парики, пропитанные салом; напудренные букли и косы; муштра; палочная дисциплина; новые уставы, преподаватель задаёт классу вопрос:

  1. Какой стороны воинской жизни (внешней или внутренней) касались эти порядки?

  2. Предположите, будут ли эти изменения крайне отрицательно сказываться на результатах сражений?

Далее обучащиеся знакомятся с извлечением из приказов по армии, отданных императором Павлом I и отвечают на вопросы:

  1. Что лежит в основе системы поощрений и наказаний? Каково ваше отношение к этой системе?

Извлечение из приказов по армии, отданных императором Павлом I

7 XI 1796 г .

9 XI 1796 г .

1 I 1797 г .

21 I 1797 г .

3 V 1797 г .

Камер-паж Нелидов производится в майоры

В подполковники

В полковники

В генерал-адьютанты

В тайные советники

1 XII 1796 г .

8 XII 1796 г .

21 XII 1796 г .

Ген. Вязмитинов назначается военным губернатором в Каменец-Подольске

В Киев

Военным комендантом в г. Санкт-Петербург

1 I 1797 г .


5 II 1797 г .



1 III 1797 г .



9 IX 1797 г .

Его императорское величество желает на сей новый год всему войску всякого благополучия.

Выключаются из службы: 5 генералов, 13 бригадиров, 29 полковников, 20 подполковников и 5 майоров. Не сказано за что.

Исключены из службы гг. майоры Ермолов, Багговут, Дохтуров, Коновицын, Ламберт, Сакен, Тормасов, Бенигсен, за незнание службы

Уволены в один день: 3 полных генералов, 3 генерал-лейтенантов, 9 генерал-майоров, 68 обер-офицеров гвардейских полков, 90 унтер-офицеров и одного Преображенского полка 120 человек.

3 II 1799 г .


8 II 1800 г .


26 XI 1800 г .

Выговор Кутузову и фельдмаршалу графу Салтыкову за незнание службы.

Умершему генералу Врангелю в пример другим строжайший выговор.

Фельдмаршал князь Репнин уволен от службы, не сказано за что.

Но, не смотря на явно отрицательный характер подобных преобразований, солдаты любили Павла.

- Как вы думаете, почему?

Ответ обучащиеся смогут дать при внимательном ознакомлении со всеми мероприятиями, проведёнными в армии. (Презентация, слайд № 17).

hello_html_m43a4ee10.png

Подводя итоги этому направлению внутренней политики Павла I , преподаватель акцентирует внимание на необходимости посмотреть армию в боевых условиях (внешней политике будет посвящён следующий урок).

ж) В заключение анализируются преобразования в области духовной жизни и культуры. ( Презентация, слайд № 18 )

hello_html_7e53a50a.png

Эта сфера наиболее близка и понятна обучающимся, поэтому здесь необходимо выразить личностное отношение к подобным изменениям и выявить, в чём же состоит опасность, на первый взгляд, невинных, мелких запретов. Таких, как:

  • запрет на ношение шляп и других видов одежды;

  • запрет на употребление слов «клуб», «совет»;

  • запрет вальса;

  • запрет ввоза книг из-за границы.

III . Заключительная часть урока.

Слово преподавателя.

Вернёмся к началу урока. Так кем же был Павел I , и за что он был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года?

Ответ на первую часть вопроса обучащимся предложено дать в виде синквейна. Желающие зачитывают его в конце урока. Рекомендуется при этом воздержаться от выбора «правильной» оценки личности Павла I .

В качестве синквейна, написанного обучащимися, можно привести следующий пример:

Павел I
Романтичный, деспотичный.
Отменяет, запрещает, разрешает.
Твои преобразования противоречивы.
Неудавшийся реформатор.

hello_html_m5f1cf2ad.png

Домашнее задание

  • I уровень – § 20 Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России. XVII – XIX века: Учебник для 10 класса. «Русское слово», 2005.

  • II уровень – сравнить внутреннюю политику Павла I и Екатерины II по направлениям, предложенным в таблице.

  • III уровень - эссе на тему: « Какова в целом роль Павла I в российской истории XVIII - XIX вв.?»

Литература

  1. Головатенко А . Павел I : самодур или реформатор? История. «Первое сентября». 2002, №25-26

  2. Захаров В. Ю. Феномен Павла I // История и обществознание в школе.2005, № 2

  3. Сахаров А. Н., Боханов А. Н. История России. XVII – XIX века: Учебник для 10 класса. «Русское слово», 2005

  4. Эйдельман Н. Я. Грань веков. М.,2004.

Интернет-ресурсы:

  1. http:// bibliotekar.ru

  2. http://www.praviteli.org/main/about.php

  3. http://his.1september.ru/

Методическая разработка урока на тему: «Павел I: полусумасшедший тиран или неудавшийся реформатор?»
  • История
Описание:

Одна из основных целей изучения отечественной истории – создать у обучающихся целостное представление о прошлом своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью истории, и то, что придает судьбе России неповторимое своеобразие.

Изучение истории призвано способствовать становлению у обучающихся самостоятельного мышления, умения анализировать причинно-следственные связи событий.

Идя на каждый урок, я ставлю перед собой такие задачи: как сделать урок интересным; как активизировать деятельность обучающихся на уроке; как не только передать ребятам определенную сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий; воспитать потребность узнавать все больше и больше.

Важнейшая задача – дать обучающимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.

Составляя планы, продумывая ход урока, обязательно учитываю психологию обучающихся в процессе деятельности на уроке.

Считаю, что нестандартные уроки позволяют обучающимся самостоятельно находить и использовать информацию, активизируют познавательный процесс, повышают интерес к предмету и формируют патриотические чувства.

Автор Петрищева Наталия Петровна
Дата добавления 25.10.2016
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 51
Номер материала MA-068097
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓