Главная / Русский язык и литература / методическая разработка урока литературы

методическая разработка урока литературы

hello_html_8dd9f92.gifМинистерство образования и науки Краснодарского края

ГБПОУ КК «Армавирский аграрно-технологический техникум»





« Жизнь и творчество М. И. Цветаевой»

Методическая разработка урока литературы





Разработал:

Преподаватель

литературы и русского языка:

Данилова Е.В.













Методическая разработка призвана оказать помощь преподавателям литературы в проведении урока с применением технологии «Педагогическая мастерская».

Методическая разработка содержит методические советы по технологии «Педагогическая мастерская» и конспект урока с применением этой технологии: « Жизнь и творчество М. И. Цветаевой».

Содержание:


  1. Введение………………………………………………………..стр.4

2. Конспект учебного занятия № 39…………………………….стр.7

3. Заключение……………………………………………………..стр.21

4. Библиографический список…………………………………...стр.22

5. Список электронных ресурсов………………………………..стр.22

6. Приложение: ДИСК ММ презентация «Жизнь и творчество М.И. Цветаевой»

























Введение

Педагогическая мастерская

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность обучающихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет обучающимся в коллективном поиске приходить к построению  знаний.


Организация деятельности учащегося

  1. Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

  2. Групповая форма учебного взаимодействия.

  3. Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

  4. Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

  5. Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

 

Принципы ведения  педагогической мастерской

  1. Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

  2. Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

  3. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией.

  4. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе "предъявления продукта”; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

  5. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс.

  6. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

  7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.

  8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.

 

Этапы

  1. "Индуктор” ("наведение”) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

  2. "Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

  3. "Социоконструкция” - построение этих элементов группой.

  4. "Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны , все гипотезы рассмотрены.

  5. "Афиширование” - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух.

  6. "Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.

  7. "Рефлексия” - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской


Эффективность организации мастерской

  • Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской.

  • Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений.

  • Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами.

  • Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение "авторитетам”.

  • Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.



 









Конспект учебного занятия № 39

Тема: Жизненный и творческий путь М. И. Цветаевой

Цели:

  1. Создать атмосферу “погружения” в творчество мастера.

  2. Выявить основные черты поэтики Марины Цветаевой через анализ и интерпретацию ее стихотворений в малых творческих группах.

  3. Совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

  4. Способствовать развитию абстрактного мышления, аналитических и творческих способностей учащихся.

  5. Вызвать интерес к творчеству поэта.

Задачи:

        1. Помочь разобраться в особенностях поэтического текста.

        2. Дать возможность ученикам творчески подойти к тексту («чтение – сотворчество»).

        3. Активизировать мыслительную деятельность с помощью умело и уместно поставленных по ходу урока эвристических вопросов.

        4. Помочь ученикам осознать ценность совместной деятельности в группах.

        5. Проявлять мобильность, подвижность, хорошую подготовленность, компетентность.


Вид занятия, тип урока: урок усвоения новых ЗУН

Форма проведения: педагогическая мастерская

Оборудование: Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2012. интернет-доска, тетради по литературе портрет, звукозапись, альбом с рисунками учащихся, листья клёна, гроздья рябины, подсвечник с тремя свечами, цветы

Ход урока-мастерской


  1. Организационный этап: здравствуйте, садитесь.

  2. Сообщение темы, постановка целей и задач урока:


Слайд 1 Тема урока

Преподаватель: тема урока: Жизненный и творческий путь М. И. Цветаевой.

Сегодня мы продолжим погружение в мир поэзии М. И. Цветаевой, попытаемся определить темы и особенности ее лирики, понаблюдаем, как воплотилось в поэзии богатство ее личности и трагичность судьбы.


Запишите тему урока в тетрадь.

Слайд 2 . План урока

Преподаватель: сегодня на уроке

  • Мы вспомним биографию М.И. Цветаевой.

  • Услышим стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твоё - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…».

  • Определим основные темы творчества: конфликт быта и бытия, времени и вечности.

  • Своеобразие стиля поэтессы: поэзия как напряжённый монолог-исповедь, фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.

  • Проведём анализ стихотворений Цветаевой с целью увидеть средства поэтической выразительности.


Слайд 3. Актуализация опорных ЗУН :

Индуктор.

Преподаватель: Какой была Марина Цветаева? Вот что рассказывает о ней дочь Ариадна:


Моя мать, Марина Ивановна Цветаева, была невелика ростом — 163 см, с фигурой египетского мальчика — широкоплеча, узкобедра, тонка в талии. Юная округлость ее быстро и навсегда сменилась породистой сухопаростью; сухи и узки были ее щиколотки и запястья, легка и быстра походка, легки и стремительны — без резкости — движения.  

  Волосы ее, золотисто-каштановые, в молодости вившиеся крупно и мягко, рано начали седеть — и это еще усиливало ощущение света, излучавшегося ее лицом — смугло-бледным, матовым; светлы и немеркнущи были глаза — зеленые, цвета винограда, окаймленные коричневатыми веками.
 
           Руки были крепкие, деятельные, трудовые. Два серебряных перстня (перстень-печатка с изображением кораблика, агатовая гемма с Гермесом в гладкой оправе, подарок ее отца) и обручальное кольцо — никогда не снимавшиеся, не привлекали к рукам внимания, не украшали и не связывали их, а естественно составляли с ними единое целое.
 
       Голос был девически высок, звонок, гибок.      Речь — сжата, реплики — формулы.
 
       Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: на диспутах, дискуссиях и обсуждениях, не выходя из пределов леденящей учтивости, молниеносным выпадом сражала оппонента.
 
       Была блестящим рассказчиком.
 
       Читала стихи охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь ее, сама предлагая: «Хотите, я вам прочту стихи?»
 
         Была добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти — хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала.
 
       Беспомощна не была никогда, но всегда — беззащитна.
 
       Снисходительная к чужим, с близких — друзей, детей — требовала как с самой себя: непомерно.
 
       Не отвергала моду, как считали некоторые поверхностные ее современники, но, не имея материальной возможности ни создавать ее, ни следовать ей, брезгливо избегала нищих под нее подделок и в годы эмиграции с достоинством носила одежду с чужого плеча.
 
       В вещах превыше всего ценила прочность, испытанную временем: не признавала хрупкого, мнущегося, рвущегося, крошащегося, уязвимого, одним словом — «изящного».
      Была спартански скромна в привычках, умеренна в еде.
 
       Пила черный кофе: светлые его зерна жарила до коричневости, терпеливо молола в старинной турецкой мельнице, медной, в виде круглого столбика, покрытого восточной вязью.
 
      С природой была связана воистину кровными узами, любила ее — горы, скалы, лес — языческой обожествляющей и вместе с тем преодолевающей ее любовью, без примеси созерцательности, поэтому с морем, которого не одолеть ни пешком, ни вплавь, не знала что делать. Просто любоваться им не умела.
 
     Легко переносила жару, трудно — холод.
 
      Была равнодушна к срезанным цветам, к букетам, ко всему, распускающемуся в вазах или в горшках на подоконниках; цветам же, растущим в садах, предпочитала, за их мускулистость и долговечность, — плющ, вереск, дикий виноград, кустарники.
 
      Ценила умное вмешательство человека в природу, его сотворчество с ней: парки, плотины, дороги.
 
      С неизменной нежностью, верностью и пониманием (даже почтением!) относилась к собакам и кошкам, они ей платили взаимностью.
 
      В прогулках чаще всего преследовала цель: дойти до…, взобраться на…; радовалась более, чем купленному, «добыче»: собранным грибам, ягодам и, в трудную чешскую пору, когда мы жили на убогих деревенских окраинах, — хворосту, которым топили печи.
 
      Хорошо ориентируясь вне города, в его пределах теряла чувство направления, плутала до отчаяния даже в знакомых местах.
 
      Боялась высоты, многоэтажности, толпы (давки), автомобилей, эскалаторов, лифтов. Из всех видов городского транспорта пользовалась (одна, без сопровождающих) только трамваем и метро. Если не было их, шла пешком.
 
      Была не способна к математике, чужда какой бы то ни было техники.
 
      Ненавидела быт — за неизбывность его, за бесполезную повторяемость ежедневных забот, за то, что пожирает время, необходимое для основного. Терпеливо и отчужденно превозмогала его — всю жизнь.
 
      Общительная, гостеприимная, охотно завязывала знакомства, менее охотно развязывала их. Обществу «правильных людей» предпочитала окружение тех, кого принято считать чудаками. Да и сама слыла чудачкой.
 
      Считалась с юностью, чтила старость.
 
      Обладала изысканным чувством юмора, не видела смешного в явно — или грубо — смешном.
 
      К людям труда относилась с глубоким уважением собрата; праздность, паразитизм, потребительство были органически противны ей, равно как расхлябанность, лень и пустозвонство.
 
      Была человеком слова, человеком действия, человеком долга.
 
      При всей своей скромности знала себе цену.


Слайд 4. Индуктор


Преподаватель: посмотрите на этот рисунок студентки, показывающий жизнь М. Цветаевой. Почему лист резко разделен на две части? Какое дерево стоит в центре? Почему презентация о Цветаевой сделана на фоне красной рябины?

Ответы обучающихся.

Слайд 4 «Красною кистью…»

Преподаватель: давайте вспомним биографию М. Цветаевой:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни колоколов.

День был субботний

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.





Слайд 5. Родители

Преподаватель:

26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора основателя Московского Музея изящных искусств, родилась дочь Марина. Муся.

Иван Владимирович Цветаев, был человеком необыкновенно образованным. Лучшие годы жизни он отдал музею, в котором разместилась уникальная коллекция.

Мария Александровна, мать Марины, была музыкантом. Свою жизнь она посвятила детям и музыке. Она была человеком мятежным и страстным. “После такой матери мне оставалось одно – стать поэтом”, – говорила Марина.

"Когда вместо желанного, предрешённого, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: "По крайней мере, будет музыкантша". Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчётливым словом она звалась "гамма", мать только подтвердила: "Я так и знала", - и тут же принялась учить меня музыке…».

И позднее она не раз говорила о том, что родилась для музыки и стихов. Любимый композитор: Шопен.

Звучит музыка Шопена

Слайд 6. М. Цветаева с сестрой.

Преподаватель: Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. У Марины появилась глубокая страсть - книги. С шести лет Муся писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.

Слайд 7. Отчий дом

Слайд 8. «Вечерний альбом»

Слайд 9. Сергей Эфрон

Преподаватель: В 1906 Марина приезжает в Коктебель, где и решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая. Она собирала камешки на морском берегу. Он стал ей помогать – красивый, грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день.

Это был Сергей Эфрон, ставший впоследствии её мужем. Именно ему будут посвящены лучшие стихи. Сестра поэтессы рассказывает: "Это было время расцвета Марининой красоты. Цветом, поднятым над плечами, её золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское».

Тихо плещется море. Темно - синее небо, мерцающие звёзды и стихи, стихи…

Слайд 10. Свадьба

В Сергее было то, чего ждала душа Марины: героизм, романтика, жертвенность. Красивый, юный, чистый роман. Они обвенчались с благословения Ивана Владимировича Цветаева. И было это в конце января 1912 года.

Звучит романс "Мне нравится, что вы больны не мной"

Слайд 11. Дочери

Преподаватель:

Были мы - помни об этом
будущем, верно, лихом!
Я - твоим первым поэтом,
ты - моим лучшим стихом!
(М.Цветаева - Але)

Слайд 12. Александр Блок.

Преподаватель: Александр Блок в жизни Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила как божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Особенной любовью проникнуты строки, посвященные поэтическому кумиру - Александру Блоку.

Студент: Звучит стихотворение: "Имя твоё" - птица в руке"

Слайд 13. 1917-1920 годы.

Преподаватель: Годы революции и гражданской войны были в жизни Цветаевой трудными и драматичными. Умерла маленькая дочь Ирина, из-за голода отданная в приют, со старшей дочерью Ариадной они испытывали не только жесточайшую нужду, холод и голод, но и трагедию одиночества. Муж Цветаевой Сергей Эфрон находился в рядах белой добровольческой армии, и от него третий год не было вестей. Её лирика тех лет пронизана исступленным ожиданием. “Я вся закутана в печаль, – писала она. – Я живу печалью…”. Стихов, посвященных разлуке, было написано немало (они составили впоследствии книгу “Разлука”).

Слайд 14. 1922-1939годы.

Преподаватель: От Сергея так долго не было вестей, жив ли, мучалась, ждала. И, наконец, весточка: «Сергей Эфрон в Праге». Цветаева не приняла революции и в мае 1922 года оставляет свой дом в России ради встречи с мужем. 7-летняя Аля вспоминает их встречу после разлуки: «Сережа подбежал с искаженным от счастья лицом и обнял Марину, медленно раскрывавшую ему навстречу руки. Долго-долго-долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали вытирать друг другу ладонями щеки, мокрые от слез».
Прага понравилась Марине с первого взгляда: воздух, люди, цветы, чистота, старые-старые камни и совсем другая жизнь. Марине было тогда 29 лет. На какое-то время восторг и счастье отодвинули в далекое прошлое совсем недавние страхи во время перестрелок в Москве, голод, казавшийся вечным, холод и самое страшное – смерть младшей дочери Ирины.
Чешский период Марины Цветаевой будут сравнивать потом с Болдинской осенью Пушкина. Лучшую, ураганную свою лирику она пишет в Чехии.
Вечерами Сережа читал что-то всем при свете лампы. Марина штопала, чинила, готовила, стирала. После ужаса военной жизни в Москве нынешний быт тяготил, конечно, но не очень. Сергей шутливо подтрунивал, что Аля превратилась в большого бегемота, которого уже невозможно поднять на руки. Сам он в семье звался Лев. Марина – Рысь. А самое главное, родился сын, о котором всегда мечтала марина. Его назвали Георгий (Мур).

Слайд 15. Жизнь в эмиграции

Студент: Звучит стихотворение «Тоска по родине! Давно…»

Слайд 16. Возвращение на Родину

Преподаватель: В 1936-37 годах Цветаева уже готовилась к отъезду на Родину. Сначала уехала Ариадна, следом – Сергей Яковлевич. Летом 1939 года Марина с Георгием вернулись в Россию. Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались.

Слайд 17. Гибель семьи.

Преподаватель: Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арестованы муж и дочь. Начинается Великая Отечественная война.

Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы... Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.


Слайд 18. В Елабуге

В августе 1941 года Марину Цветаеву вместе с ее сыном Муром (Георгием) отправляют в Елабугу. Пришел провожать ее поэт Борис Пастернак и принес веревку, которой предстояло перевязать вещи. Отдавая ее Марине, он, смеясь, отметил, что веревка очень крепкая, ей можно не только чемодан перевязать, но и повеситься на такой при необходимости. Его слова стали пророческими…

Слайд 19. «На твой безумный мир…»

Преподаватель: У Марины не было больше мужа : расстрелян в 1941 году. Она не знала, что с дочерью: она в лагерях. Между нею и сыном вырастала полоса отчуждения. По пятам ходят сотрудники НКВД. Встреча с читающей Россией не состоялась…


И 31 августа хозяйка дома, где жила Марина с сыном, нашла в сенях постояльцу, повешенной на той самой злополучной веревке. Цветаева совершила самоубийство, пока никого не было дома.

В 1943 году, вспоминает сестра Марины, Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма: "Марина погибла два года назад, тридцать первого августа ".

Слайд 20. Могила Цветаевой

  Никто не знает точно, где расположена могила великой поэтессы. Похоронили ее в Татарстане в Елабуге, а вот место никто не запомнил, потому что не думали местные жители, что рядом с ними жила такая великая личность. Выглядела она в последние дни очень плохо, поэтому напоминала им старуху-ведьму, а ведь ей которой было всего 49 лет.

Отпевать тех, кто повесился, церковь не разрешает, но в 1990 году великий патриарх Алексий разрешил ее отпеть по просьбе оставшихся родственников и большой группы православных.

Звучит стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну»

Слайд 21. Сын Георгий

После смерти матери, сын Георгий остался один. Попав в Париж в возрасте девяти месяцев, он сформировался как личность именно во Франции, поэтому знакомые в шутку называли его «Французом». В развитии мальчик намного опередил своих сверстников: в шесть лет свободно читал и писал по-русски и по-французски, а вечерами еще и занимался с матерью немецким, прочитал к десяти годам многое из того, что обычно осваивают лишь к шестнадцати.

Мур был мамин сын в хорошем смысле. Он души не чаял в Марине, сопровождал ее всюду, хотя иногда позволял и резкие высказывания в ее адрес. Кто-то считал, что Георгий не уважает мать, но Цветаева прощала сыну, говоря, что «Это пройдет. Он еще молод. У меня это все давно перегорело, прошло…»

Георгий с матерью приехал в Россию – на неизвестную ему родину лишь затем, чтобы почти сразу стать свидетелями ареста родных. Через два года мать оставит сына одного, написав в предсмертной записке: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

Самоубийство Цветаевой Мур переживал очень сильно, даже не присутствовал на похоронах, так как не мог увидеть мать мертвой. Оставшись сиротой в шестнадцать лет, Георгий попал в интернат, затем бежал в Среднюю Азию. После возвращения в Москву недолго учился в Литинституте, а когда началась война, юношу призвали в армию, в штрафбат как сына репрессированного отца. Эфрон пишет с фронта: «Смерть страшна, безобразна; опасность - повсюду, но каждый надеется, что его не убьют. Предстоят тяжелые бои, так как немцы очень зловредны, хитры и упорны. Но я полагаю, что смерть меня минует, а что ранят, так это очень возможно». Письмо написано за неделю до смерти. Мур был ранен 7 июля 1944 года и умер в медсанбате.

Слайд 22 - 27. Память

Преподаватель: Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:

Что, без страданий – жизнь поэта?
И что, без бури – океан?

Продолжают её жизнь стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением!

В наше время имя поэтессы очень популярно.

Студент: Звучит стихотворение: «Моим стихам, написанным так рано…».

Слайд 28-30. «Милым детям».

Преподаватель: Итак, мы вспомнили трудную судьбу М.И. Цветаевой. И напоследок хочется прочитать вам отрывки из обращения Цветаевой к молодёжи.

Работа в творческих группах (сопровождается фоновой музыкой)

Преподаватель: А теперь окунёмся в мир поэзии великой марины Цветаевой.

Опережающее домашнее задание. В г р у п п а х: 1. Создать ассоциативный рисунок по творчеству М.И.Цветаевой, подобрать к нему эпиграф, объяснение. 2. Написать мини-сочинение в жанре эссе на тему: «Марина Цветаева – это…» 3. Выучить наизусть одно стихотворение Цветаевой, подготовить его чтение и устный анализ. 4. Повторить стиховедческие термины. И н д и в и д у а л ь н ы е: 1. Подготовить исполнение романса

Элементы педмастерской:

"Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

"Социоконструкция” - построение этих элементов группой.

"Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

На уроке будут работать 4 группы по 5 человек.

У каждой группы на столах - карточка со стихотворением, листы с фломастерами.

В группе есть руководитель, художник

Задача группы – подготовить презентацию стихотворения:

  1. выразительное чтение (домашнее задание),

  2. анализ стихотворения,

ассоциативный рисунок (видеома).

Вопросы и задания группам:

1 группа: «Ждут нас пыльные дороги…» (1911г.)

  • Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

  • Как преображает человека счастливая любовь?

  • Влюбленные – это дети, боги или пленники?


2 группа: «Две руки…» (1920г.)

  • Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

  • Какие образы-метафоры помогают Цветаевой передать горе матери, потерявшей дитя?


3 группа: «Вчера еще в глаза глядел…» (1920г.)

  • Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

  • Что происходит в душе человека, испытавшего безответную любовь?

  • Какое желание-чувство рождается в душе отвергнутой женщины?

4 группа: «Тоска по родине…» (1934г.)

  • Прочитайте стихотворение про себя, потом вслух.

  • Что происходит в душе человека, отвергнутого родиной? Можно ли не любить родину?

  • Какой образ для М.Цветаевой символизирует родину?


5 группа: «Кто создан из камня…» (1920г.)


  1. Что означает имя Марина? 

  2. В чём проявляется индивидуальность лирической героини? 

  3. Докажите, что в основе стихотворения лежит романтическое противопоставление. Выберите слова и выражения, рисующие лирическую героиню и тех, кому она себя противопоставляет.

  4. Можно ли говорить о символике стихотворения? Какие образы, на ваш взгляд, символичны?

Сформулируйте главную мысль стихотворения.

Разрыв

Всем группа раздаются строфы стихотворения «Моим стихам…» (1913г.), разрезанные на строчки и слова. Учащиеся собирают из них строфы стихотворения, зачитывают вслух и отвечают на вопросы:

  • Во что верит юная героиня, вступая на трудный путь поэзии?

  • Какие образы-символы, сравнения помогают М.Цветаевой приобрести и сохранить эту веру?

  • Почему М.Цветаева не примыкала ни к одному из литературных направлений начала ХХ века?

 

            Учащиеся подчеркивают в тетрадях название стихотворения (стихотворений), которое больше всего понравилось и ярче всего отражает душу поэта Цветаевой.  


Творчество


Учащиеся выполняют творческое задание (на выбор):

  • Напишите сочинение-миниатюру о Марине Цветаевой «Если душа родилась крылатой».

  • Прочитайте вслух любимое стихотворение М.Цветаевой, объясняя свой выбор.


Учащиеся отвечают на один из вопросов.

  1. Выступление групп с презентациями стихотворений: Афиширование

Группы выступают.

"Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.

Преподаватель: Итак, каким темам посвящены стихи Марины Цветаевой? (Любви, дружбы, назначение поэта, Родины, странничества, души и тела)

Вы говорите, а я буду оформлять все ваши предположения на доске в виде кластера:

Поэтический мир Марины Цветаевой.

Название стихотворения

тема

идея

образ лирической героини

образы-символы (значение)

приемы,

цвета (значение)


Любовь, дружба, назначение поэта, Родина, странничества, души и тела)







Рефлексия:

Обучающиеся отвечают на один из вопросов:

  • Что на уроке оказалось самым трудным? Интересным?

  • Что нового я узнал о Марине Цветаевой? О себе? О своих одноклассниках?


Преподаватель: К нашему занятию я просила вас почитать дополнительную литературу о жизни и творчестве поэтессы.

Что нового вы узнали? (Звучат сообщения учащихся).

- Основные темы творчества.

- Конфликт быта и бытия, времени и вечности.

- Поэзия как напряжённый монолог-исповедь.

- Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.

- Своеобразие стиля поэтессы.


Преподаватель: На нашем занятии прозвучали стихи М.Цветаевой, романсы на её произведения. Я надеюсь, что имя Марины Цветаевой, талантливой русской поэтессы, вы не забудете. И наряду со всем народом русским будете чтить её память. Ибо её творческое наследие поражает глубиной мысли, новаторством формы, поэтическим предвидением и тонким проникновением в суть человеческой жизни, необыкновенным лиризмом и яркой ритмомелодикой.

Звучит стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины…»



Домашнее задание:

Преподаватель: Напишите сочинение-миниатюру о Марине Цветаевой «Если душа родилась крылатой».





  1. Заключение


В работе педагогической мастерской «Жизнь и творчество М. И. Цветаевой» большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:

  1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы ).

  3. Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.

  4. Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

  5. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.

















  1. Библиографический список

  1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы. – М.: Академия, 2004.

  2. Борщевская М. «Прохожий, остановись!» Материалы к изучению творчества Марины Цветаевой. // Литература. №6 – 2008.

  3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982.

  4. Марина Цветаева. Тайна жизни и загадка смерти // Досье. Приложение к «Литературной газете». №9 – 1992.

  5. Словарь поэтического языка Марины Цветаевой: В 4 т./сост. М.Ю.Белякова. – М.,1996.

  6. Федосеева Л. Марина Цветаева. Путь в вечность. – М.: Знание,1992.

  7. Цветаева М.И Стихотворения. Поэмы. Проза. – Владивосток, 1990.

Учебные пособия:

7. Русская литература XX века. 11 кл. / Агеносов В.В. – М.: Дрофа, 2002г.

8. Русская литература XX века. 11 кл.: Поурочные разработки. Методические рекомендации для учителя. / Агеносов В.В. Безносов Э.Л. – М.: Дрофа, 2002г.



  1. Список электронных ресурсов

Цветаева М.Вдохновенная Марина [Электронный ресурс] / М. Цветаева. - М. : Видеостудия Кварт. - 1 DVD : зв., цв. - Формат 4:3 ; звук стерео ; язык русский ; продолж. 60 мин ; http//www.cvart.ru, . 8. Пушкин. Лицейские годы [Электронный ресурс]





   




методическая разработка урока литературы
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическаяразработка призвана оказать помощьпреподавателямлитературыв проведении урока с применениемтехнологии «Педагогическая мастерская».

Методическаяразработка содержит методические советы по технологии «Педагогическая мастерская» и конспект урока с применением этой технологии: « Жизнь и творчество М. И. Цветаевой».

Автор Данилова Елена Васильевна
Дата добавления 28.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1151
Номер материала 58516
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓