Главная / История / Методическая разработка урока истории по теме "Государство на берегах Нила" (5 класс)

Методическая разработка урока истории по теме "Государство на берегах Нила" (5 класс)

Предмет: история.


Тема: государство на берегах Нила.


Класс: 5.


Тип урока: открытие нового знания.


Оборудование: карта "Древний Египет".


Цель учеников: уметь характеризовать природно-климатические условия и причины образования государства в Древнем Египте.


Цель учителя: формирование умений учащихся определять и анализировать особенности природно-климатических условий и причины образования государства в Древнем Египте.


Планируемые результаты:

личностные:

1)мотивация к изучению нового материала,

2)осознание важности изучения истории;

метапредметные:

регулятивные:

1)работать по плану,

2)определять и формулировать цель урока,

3)определять степень успешности своей работы;

познавательные:

1)извлекать информацию из различных видов источников,

2)представлять информацию в виде схемы,

3)устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные:

1)оформлять свои мысли в устной и письменной речи,

2)слушать других, пытаться понимать другую точку зрения;

предметные:

1)знать особенности природно-климатических условий Древнего Египта,

2)установить причинно-следственные связи между особенностями природно-климатических условий и процессом образования государства в Древнем Египте,


Технологическая карта урока


ЭЭ

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учеников

УУД

1. Мобилизационный

Рассказ-описание иллюстрации "Плитка из камня".(Приложение 1)

"Это фрагмент удивительной истории Древнего Египта, которую мы начинаем изучать на сегодняшнем уроке."

Рассматривают иллюстрацию, слушают слово учителя.

Стр.36 учебника, иллюстрация " Плитка из камня"

познавательные:

извлекать информацию из различных видов источников,

личностные:

мотивация к изучению нового материала,


2.Актуализация знаний

"На прошлых уроках мы говорили о первобытных людях и убедились, что наши предки очень быстро совершенствовались. прочитайте статью на стр. 34 учебника и попытайтесь графически отобразить изменения в жизни наших предков."

Выполняют задания на стр.34, составляют схему, представляют результаты работы и сравнивают с эталоном. (Приложение 2).

Стр.34

познавательные:

извлекать информацию из различных видов источников,

представлять информацию в виде схемы,

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи,


3.Постановка учебной цели

Формулирует проблемный вопрос:"Примерно 5 тыс.лет назад по берегам крупных рек стали появляться первые государства. Одно из них возникло на берегах Нила. Почему первые государства образовались возле великих рек Древнего Востока?"

Выдвигают гипотезы, в том числе об особенностях природы и климата, говорят о том, что надо узнать эти особенности на берегах Нила.


личностные:

мотивация к изучению нового материала

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи,

слушать других, пытаться понимать другую точку зрения,

регулятивные:

определять и формулировать цель урока,


4.Открытие нового знания

1)Дает задание изучить местоположение и природные условия древнего Египта, составить рассказ с использованием ключевых понятий( речной порог, оазис, рельеф) по плану ( Приложение 3).

2)"Как и когда появилось государство Древний Египет?". Дает задание ученика слушать рассказ учителя и выделить главные мысли, определить значение понятий: фараон, столица.(Приложение 4).

1)Читают текст параграфа, рассматривают историческую карту и иллюстрации в учебнике, составляют и записывают рассказ, представляют результаты работы, исправляют и дополняют друг друга.

2)Слушают рассказ, определяют и записывают главные мысли, представляют результаты работы, исправляют и дополняют друг друга, сверяют записи с образцом(Приложение 5).


Параграф 6, пункт 1,2, атлас карта "Древний Египет"

познавательные:

извлекать информацию из различных видов источников,

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи,

слушать других, пытаться понимать другую точку зрения,

регулятивные:

работать по плану,

определять степень успешности своей работы;


5.Первичное закрепление

"Почему первые государства, в том числе Древний Египет, возникли в долинах крупных рек?"

Отвечают на вопрос, соотносят благоприятные условия для занятия земледелием, необходимость совместно преодолевать трудности с процессом возникновения государства древний Египет.


познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи,

слушать других, пытаться понимать другую точку зрения,


6.Котроль

Дает задание в виде тестовых вопросов(Приложение 6). Организует проверку и самопроверку ответов.

Выполняют, проверяют и оценивают свой тест по шаблону (Приложение 7).


регулятивные:

определять степень успешности своей работы;


7.Рефлексия

Организует беседу по вопросам:

1.Что нового узнали на уроке?

2.Где эта информация может пригодиться?

Отвечают на вопросы.


коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной речи,

слушать других, пытаться понимать другую точку зрения,

личностные:

осознание важности изучения истории;


8.Подведение итогов

Выставляет оценки за урок, дает домашнее задание.

Записывают домашнее задание.


Параграф 6, знать смысл понятий: речной порог, оазис, рельеф, фараон, столица.






















Приложения




Приложение 1.

Взгляните на иллюстрацию «Плитка из камня» на с. 36 учебника. Это надгробная плита фараона Нармера(конец 4 тыс до н.э.), которая хранится в Каире. На лицевой стороне, кроме царя в короне Верхнего Египта, побеждающего своего противника, изображен в виде сокола бог Гор- божественный покровитель фараона. Он держит веревку, опутывающую символическое изображение Нижнего Египта ( в идее полоски земли с пучком папируса и человеческой головой). Позади царя – придворный сандаленосец. Внизу изображены убегающие или поверженные враги. На оборотной стороне плиты тот же царь в двойной короне обозревает 10 обезглавленных трупов. Перед ним идут писец и 4 воина. Несущие штандарты с изображением богов., Внизу царь в образе могучего быка разбивает стену вражеской крепости. Из которой спасается бегством воин.


Приложение 2.

От первобытности к цивилизации

Появление государства

Царь

(власть передается по наследству)

Территория с городами Войско Казна Письменность


Приложение 3.

  1. В какой части света находится государство

  2. Какой рельеф местности

  3. Какая температура воздуха, какие осадки выпадают

  4. Какие растения растут и водятся животные

  5. Какие реки протекают

  6. На сколько плодородная почва


Приложение 4.

Игра «Внимательный слушатель».

Первоначально в Египте было около 40 независимых государств. О главе каждого государства стоял правитель, который имел собственное войско. Правители государств непрерывно воевали друг с другом. Постепенно выделились 2 больших царства: Южное и Северное. Царь Южного Египта носил белую корону, а у царя Северного Египта корона была красного цвета. Обе короны были украшены страусиными перьями и изображениями огнедышащей змеи. Которая, как верили египтяне, сжигает своим огнем врагов царя.

Примерно за 3 тысячи лет до нашей эры царь Южного Египта завоевал Северный Египет: образовалось единое государство. Теперь царь объединенной страны носил головной убор, сочетающий в себе две короны. Царя Египта начали называть фараоном. Столицей Египетского государства стал город Мемфис.

Приложение 5.

1.40 государств вели войны.

2.Выделение Южного и Северного царств.

3.Победа Южного царства и создание единого государства.

4.3000 лет до н.э.

5.Повелитель Египта- фараон.

6.Столица- Мемфис.


Приложение 6.

1.Древний Египет располагался:

А) от 1 порога Нила до 2 порога Нила

Б) от 1 порога Нила до Средиземного моря

В) от 2 порога Нила до Средиземного моря

Г) от 2 порога Нила до дельты


2.Древние египтяне использовали ил после разливов Нила для:

А) выращивания папируса

Б) возделывания полей

В) создания оазисов

Г) строительства пирамид


3.Первой столицей объединенного египетского государства стал город:

А) Асуан

Б) Мемфис

В) Фивы

Г) Ахетанон


4.Правителя всего Египта называли:

А) рельефом

Б) папирусом

В) фараоном

Г) оазисом


5.Древний Египет называли «даром Нила», потому что:

А) по Нилу в Египет приплывали с дарами послы из других стран

Б) разливы Нила позволяли собирать высокие урожаи

В) Древний Египет располагался в долине Нила

Г) Нилом пользовались бесплатно, даром.


Приложение 7

1-2, 2-2, 3-2, 4-3, 5-2






Методическая разработка урока истории по теме "Государство на берегах Нила" (5 класс)
  • История
Описание:

Данная методическая разработка урока соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Она содержит цели деятельности учителя и учеников, технологическую карту урока, приложения с заданиями. Данная разработка содержит все этапы современного урока: мобилизационный, актуализацию знаний, постановки учебной цели, открытия нового знания, закрепления изученного материала, контроль, рефлексию, подведение итогов. Данная разработка рекомендована для 5 классов, занимающихся по учебнику ВигасинаА.А., ГодераГ.И. "Просвещение" 2015 года.

Автор Дашкова Марина Николаевна
Дата добавления 29.12.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1052
Номер материала MA-063478
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓