Главная / Информатика / Методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме: «Создание и использование запросов в среде СУБД Access»

Методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме: «Создание и использование запросов в среде СУБД Access»

Методическая разработка урока информатики и ИКТ.

Разработанный учителем информатики Чистовой О.В.

Тема урока: «Создание и использование запросов в среде СУБД Access»


Задачи урока:

  • обучающие – закрепление пройденного материала, формирование знаний учащихся об объектах СУБД, освоение технологических приемов по созданию запросов в среде СУБД, контроль уровня знаний и умений учащихся по темам «Информационные системы. Базы данных», «Создание и использование запросов»;

  • развивающие - развитие приемов умственной деятельности, формирование и развитие функционального мышления учащихся, развитие познавательных потребностей учащихся, создание условий для приобретения опыта работы учащихся в среде ИКТ;

  • воспитательные - достижение сознательного усвоения учебного материала учащимися, формирование умения работать в коллективе, работа над повышением грамотности устной речи, правильного использования компьютерных терминов.

  1. Цели урока:

  1. закрепить навыки по редактированию таблиц базы данных;

  2. сформировать представление о запросе БД;

  3. формировать умение создавать запросы в среде СУБД Access.

  1. Тип урока: практическая работа


  1. Оснащение урока:

  1. Программные средства – Программа для работы с базами данных MS Access;

  2. Мультимедиа проектор;

  3. Индивидуальные карточки с заданиями;


  1. План урока:


  1. Организационный момент (4 мин).

  • приветствие;

  • объявление темы урока;

  • заполнение журнала;

  1. Проверка теоретических знаний по теме «Создание и использование запросов» (13 мин)

  • выполнение учащимися домашнего задания;

  • проверка теоретических знаний по данной теме с использованием презентации и кроссворда.

  1. Практическая работа на построение простых и сложных запросов (20 мин)

  2. Домашнее задание (3 мин)

1. Организационный момент

Здравствуйте, очень рада вас увидеть снова. Мы продолжаем с вами изучать тему, связанную с информационно-поисковыми системами (ИПС). На прошлом уроке мы познакомились со структурой команды выбора, с простыми и сложными логическими выражениями. Созданная нами база данных «Списки учеников», пригодится нам для выбора данных по заданным условиям.

Ребята, мы изучаем тему, посвященную базам данных, не случайно. Вся информация в базах данных представлена структурно, в виде таблиц. Каждый элемент таблицы имеет своё назначение. Таблицы – компактная и удобная форма представления данных.

Мы живем в век информации. На современного человека обрушивается очень много информации: различных сведений, материалов, документов. Чтобы все успеть, качественно выполнить то, что требуется, человек должен быть избирательным, он должен уметь использовать компактные, свернутые информационные формы. Специалист любой сферы деятельности сегодня должен уметь сворачивать представленную информацию в виде структурных схем, таблиц. Человек должен владеть определенным уровнем функциональной грамотности. Это одно из базовых умений в современном мире.

Прежде чем продолжить урок, отметим присутствующих.

2. Проверка теоретических знаний по теме «Создание и использование запросов»

Проверим домашнее задание

С помощь презентации повторяем теорию с прошлого урока.

С помощью кроссворда закрепим знание по данной теме.

Кроссворд

  1. упорядочивание записей в таблице по возрастанию или убыванию значения какого-нибудь поля (полей) (СОРТИРОВКА)

  2. вопрос к базе данных (ЗАПРОС)

  3. строка таблицы (ЗАПИСЬ)

  4. логическая операция, имеющая значение «истина», когда истины оба операнда (КОНЬЮНКЦИЯ)

  5. характеристика объекта, столбец таблицы (ПОЛЕ)

  6. значение, которое может принимать логическое выражение (ИСТИНА)

  7. форма логического выражения (ОТНОШЕНИЕ)

  8. логическая операция, имеющая значение «истина», если значение хотя бы одного операнда истинно (ДИЗЪЮНКЦИЯ)

  9. свойство, определяющее множество значений, которое может принимать поле в различных записях.(ТИП)


Хранение и обработка информации в базах данных.
























1

с
















о












2

з

а

п

р

о

с














т




5

п











и





о





3

з

4

к



р





л






а

7

о

т

н

о

ш

е

н

и

е






п


н



в


6







8

д

и

з

ъ

ю

н

к

ц

и

я








с


ю



а


с









ь


н





т











к





и











ц





н









9

т

и

п




а











я





























3. Практическая работа на построение простых и сложных запросов (20 мин)

Справочная информация.

С помощью Access могут быть созданы различные виды запросов:

  • запрос на создание таблицы сохраняет результаты выборки в отдельной таблице;

  • запрос на выборку выбирает данные из разных таблиц и других готовых запросов. Таблицы должны быть связаны. На основе запроса на выборку строятся другие виды запросов;

  • запрос-изменение изменяет или перемещает данные. К этому типу относятся запрос на добавление, запрос на удаление, запрос на обновление;

  • перекрёстные запросы предназначены для группирования данных и представления их в компактном виде.

Запрос-изменение и перекрёстные запросы мы рассмотрим на следующем уроке.


Запрос можно создать с помощью Конструктора или Мастером запросов.

Ход работы


Задание 1. Откройте учебную базу данных «Список учеников».


Задание 2. Создайте запрос на выборку с именем «Номера телефонов».

  1. Выберите вкладку Запросы→Создать→Конструктор→Ок.

  2. Добавьте нужные таблицы: «Личные данные» и «Список учеников», выбирая их и щелкая по кнопке Добавить.

  3. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из разных таблиц. Выберите поля «Фамилия», «Имя», «Отчество» из таблицы «Список учеников» и «Номер телефона» из таблицы «Личные данные» (рис.1). Для этого достаточно дважды щелкать по именам полей. Второй вариант – перетаскивать мышью названия полей и клетки запроса.


hello_html_f290729.png

рис.1

  1. Щhello_html_m486b4ac9.pngелкните по кнопке для представления запроса. Это самый простой вид запроса на выборку. В результате вы получаете новую таблицы с другим набором полей.

  2. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Закрыть. Введите имя запроса – «Номера телефонов» – и щелкните по кнопке ОК.


Задание 3. Создайте запрос на выборку с именем «Выбор по фамилии»

  1. Выберите вкладку Запросы→Создать→Конструктор→Ок.

  2. Добавьте нужные таблицы: «Личные данные» и «Список учеников», выбирая их и щелкая по кнопке Добавить.

  3. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из разных таблиц. Выберите поля «Фамилия», «Имя», «Отчество» из таблицы «Список учеников» и «Номер телефона» из таблицы «Личные данные» (рис.1). Для этого достаточно дважды щелкать по именам полей. Второй вариант – перетаскивать мышью названия полей и клетки запроса.

  4. Выбрать всех учеников фамилия которых начинается на букву В, может быть получена с помощью включения условия Like «В*». Получите этот запрос (рис. 2).

hello_html_m72907ed3.png

рhello_html_m486b4ac9.pngис.2

  1. Щелкните по кнопке для представления запроса.

  2. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Закрыть. Введите имя запроса – «Выбор по фамилии»– и щелкните по кнопке ОК.


Задание 4. Создайте запрос на выборку с именем «Анна»

Составьте запрос на выборку адресов только девочек, имя которых – Анна. Сохраните запрос под именем «Анна».


Задание 5. Создайте запрос на выборку с именем «Выбор по А»

Составьте запрос на выборку номеров телефонов учащихся, отчество которых начинается на букву А. Сохраните запрос под именем «Выборка по А».


Задание 6. Создайте запрос с использованием логических операций в условии отбора.

Предположим, что вам нужно составить ведомость для выплаты стипендии всем ученикам, которые учатся без троек. Для этого нужно выбрать записать, в которых оценки по предметам – «4» или «5».

  1. Выберите вкладку Запросы→Создать→Конструктор→Ок.

  2. Добавьте нужные таблицы: «Личные данные» и «Список учеников».

  3. Выберите поля «Фамилия», «Имя», «Отчество» из таблицы «Список учеников» и поля «Word», «Excel», «Access» из таблицы «Личные данные».

  4. В строке Условие отбора под полями «Word», «Excel», «Access» введите условие 4 Or 5 (рис. 3).

hello_html_275e30f6.png

рис.3

  1. Щhello_html_m486b4ac9.pngелкните по кнопке для представления запроса.

  2. Сохраните запрос под именем «Успеваемость1».


Задание 7. Создайте запрос с использованием логических операций в условии отбора

Составьте запрос на выборку записей об учениках группы № 101, у которых оценка по курсу « Освоение базы Access» – 4 или 5; сохраните запрос под именем «Успеваемость 2».


Задание 8. Создайте запрос с использованием логических операций в условии отбора

Составьте запрос на выборку записей об учениках групп № 102 и № 103, у которых оценки по курсам « Освоение программы Word» и « Освоение программы Excel» – «4» или «5»; сохраните запрос под именем «Успеваемость 3».


Задание 9. Создание запроса на выборку «Не_Баранова».

  1. Выберите вкладку Запросы→Создать→Конструктор→Ок.

  2. Добавьте нужные таблицы: «Личные данные» и «Список учеников».

  3. Выберите поля «Фамилия», «Имя», «Отчество» из таблицы «Список учеников» и поле «Адрес» из таблицы «Личные данные».

  4. Уhello_html_m20761219.pngстановите курсор в строку Условие отбора под столбцом «Фамилия».

  5. Щелкните по кнопке Построить . Появится окно, в котором можно строить сложные запросы.

  6. Щелкните по кнопке Not, это слово появится в верхнем окне. Фамилию Баранова в кавычках введите в ручную.

  7. Щелкните по кнопке ОК. В строке Условие отбора появится данное выражение.

  8. hello_html_m486b4ac9.pngЩелкните по кнопке для представления запроса.

  9. Закройте запрос, сохранив его под именем «Не_Баранова».



Дополнительное задание

Задание 10. Создание вычисляемых полей.

  1. Выберите вкладку Запросы→Создать→Конструктор→Ок.

  2. Добавьте нужные таблицы: «Личные данные» и «Список учеников».

  3. Выберите поля «Фамилия», «Имя», «Отчество» из таблицы «Список учеников» и поля «Word», «Excel», «Access» из таблицы «Личные данные».

  4. Установите курсор в ячейку правее Excel (в строке Поле).

  5. Щhello_html_m20761219.pngелкните по кнопке Построить .

  6. В появившемся окне введите вручную выражение, представленное на рис. 5, и щелкните по кнопке ОК.

hello_html_m26b0a723.png

рис.5

  1. Эhello_html_m486b4ac9.pngто выражение подставится в новом поле. Нажмите клавишу Enter.(или Ок)

  2. Щелкните по кнопке для представления запроса. Новое поле будет иметь имя «Среднее».

  3. Сохраните запрос под именем «Среднее».



Предъявите учителю на экране запросы «Номера телефонов», «Выборка по фамилии», «Анна», «Выборка по А», «Успеваемость1», «Успеваемость2», «Успеваемость3», «Не_Баранова», «Среднее».


Задание 11. Завершение работы с программой Access.

1. Выполните команду Файл, Выход.

2.Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте на него положительно.

Домашнее задание §14 задание 3,4 (4 пункта)







Методическая разработка урока информатики и ИКТ по теме: «Создание и использование запросов в среде СУБД Access»
  • Информатика
Описание:

I. Цели урока:

1)закрепить навыки по редактированию таблиц базы данных;

2)сформировать представление о запросе БД;

3)формировать умение создавать запросы в среде СУБД Access.

II. Тип урока: практическая работа

Мы живем в век информации. На современного человека обрушивается очень много информации: различных сведений, материалов, документов. Чтобы все успеть, качественно выполнить то, что требуется, человек должен быть избирательным, он должен уметь использовать компактные, свернутые информационные формы. Специалист любой сферы деятельности сегодня должен уметь сворачивать представленную информацию в виде структурных схем, таблиц. Человек должен владеть определенным уровнем функциональной грамотности. Это одно из базовых умений в современном мире.


Автор Чистова Ольга Владимировна
Дата добавления 05.11.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 511
Номер материала MA-061974
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓