Главная / Другое / Методическая разработка урока "Доходы и расходы семьи".

Методическая разработка урока "Доходы и расходы семьи".

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Московский ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ государственный университет»


Егорьевский филиал


КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ







Экзаменационная работа

по дисциплине



Экономика







Разработал:

Алексеева О.Е., учитель

экономики







Научный руководитель:

Старший преподаватель Паюнова А.О.













Егорьевск – 2015 г.

Содержание


  1. Введение………………………………………………………………. 3-4

  2. Краткая аннотация к уроку………………………………………………5

  3. Методическая разработка урока по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни».

3.1. План урока………………………………………………………………6

3.2.Конспект урока………………………………………………………. 7-11

4. Рекомендации…………………………………………………………12-13

5. Заключение……………………………………………………………14-15

6. Список литературы………………………………………………………16

7. Приложения…………………………………………………………..17-19



















  1. Введение


Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.
Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги ? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда.
Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.

Семейный бюджет составляется для:

- контроля  за финансовым положением семьи;

- достижения  финансовых целей ( квартира, машина, отдых, образование, и т. д.);

- финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).

Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять  ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в  семье вы сможете их контролировать и начать управлять ими.

Основная задача при составлении бюджета - правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам  хватило денег на жизнь.  Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.
Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.
Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.
Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.



















  1. Краткая аннотация к уроку.


Данный урок разработан в соответствии с темой урока: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни" и направлен на изучение нового материала с повторением изученного ранее на категорию учащихся 8-х классов.

Этот урок позволяет учащимся наглядно, а также опытным путем познакомиться с понятием семейного бюджета, ведь для того чтобы научиться эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.

На уроке используется ИКТ, как сопровождение изученного материала, как средство реализации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование визуального материала способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.
















  1. Методическая разработка урока по теме: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни».


    1. План урока.


Форма проведения урока: изучение нового материала с повторением изученного ранее.

Методы обучения:

словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;

наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;

практические – решение задач.

Цели урока:

рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;

сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен;

оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.

Задачи:

Образовательная:

сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов домохозяйств;

дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом;

научить рассчитывать стоимость потребительской корзины.

Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.

Наглядные пособия: расчетный лист на каждую группу-семью, проектор для показа презентации с помощью ПК, денежные единицы в виде бумажных монет, карточки.


    1. План-конспект урока.


1. Организационный момент.

Учитель: - Добрый день, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение новой темы. В процессе работы повторим изученный материал, а пока давайте запишем тему сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите число, тему:

(1 слайд) Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни”

Учитель: - Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов.

Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть источники доходов; сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен; оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.

Помимо этого вы продолжите процесс зарабатывания денег, начатый на прошлом уроке.

Но вначале определите, пожалуйста, в какой роли вы будете сегодня работать на уроке (на столах находятся карточки с надписями: МАМА, ПАПА, БАБУШКА, ДЕДУШКА, СЫН, ДОЧЬ, ДЯДЯ, ТЕТЯ, которые учащиеся должны прикрепить к одежде).

2. Объяснение нового материала.

1. Семейные доходы.

Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают домохозяйства (семьи) на примере семьи Сидоровых, состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-дошкольницы.

Задание 1:

Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?

(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи.)

(2 слайд)

Примечание: за правильные ответы учащиеся получают соответствующие монеты.

Учитель: - Хотелось бы обратить особое внимание на одну из статей доходов, в которую входят пенсия, стипендия, пособия и т.д.

Эти доходы получает семья от государства, они не связаны с владением собственностью, и не являются платой за произведенные ими товары или услуги. Их называют социальные трансферты.

(переход по гиперссылке на 11 слайд с определением понятия социальные трансферты)

Запишите данное определение себе в тетрадь.

(Трансферты – доходы, которые не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги и не связаны с владением собственностью)

Задание 2:

Только ли в виде денежных средств можно получать доход?

Предполагаемый ответ – доход семья может получать и в виде благ (вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.)

Задание 3:

В каком виде люди могут получать доходы?

Предполагаемый ответ – Доходы можно получать в виде наличных (монеты, банкноты) и безналичных денег (чеки, счет в банке и т.п.), а также в виде благ (сваренный обед, сшитое платье, связанные носки и т.д.).

II. Семейные расходы.

Задание 4:

Хорошо. А теперь давайте подумаем, каким образом люди распоряжаются своим доходом? В течение 1 мин. попробуйте перечислить расходы семьи.

Замечание: ответы давать в более обобщенном виде.

Вопрос: Из того, что вы перечислили, назовите те расходы, на которые будут тратиться денежные средства в первую очередь. Почему?

Вывод: Значит, наши расходы можно разделить на две части – это обязательные расходы и произвольные.

Вопрос: Попробуйте выделить обязательные статьи расходов.

Проверка ответов на экране.

(3 слайд)

Учитель: - Что такое товарная корзина? Давайте подведем итог (переход по гиперссылке на 12 слайд). Определение запишите в тетрадь.

(Товарная корзина (минимальный потребительский бюджет) – набор из наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения)

Вопрос: Как вы думаете, какую долю семья расходует на покупку товарной корзины – минимального потребительского бюджета?

Предполагаемый ответ: зависит от дохода семьи.

III. Вывод Закона Знгеля.

Учитель :- Рассмотрим структуру расходов семьи Сидоровых (4 слайд)

Задание 5: Ответить на ряд вопросов:

Какие в основном рассматриваются статьи расходов?

Как изменилась структура расходов семьи Сидоровых в течении одного месяца?

Как вы думаете, что повлияло на изменение дохода?

Какую долю занимает статья “питание” в 1 месяце? Сравните эту долю во 2 месяце.

Какая доля от доход приходится на коммунальные услуги? (на одежду?)

Что произошло с доходом семьи за месяц?

Учитель: Эти изменения можно просмотреть с помощью диаграммы.

Попробуйте сделать вывод – что происходит в структуре расходов при увеличении дохода семьи?

(5 слайд)

Предполагаемый ответ: учащиеся самостоятельно выводят Закон Энгеля.

(С ростом дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остается на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.)

IV. Индекс потребительских цен.

Учитель: Если мы хотим составить себе представление о том, насколько хорошо живется жителю той или иной страны, знать только величину его дохода недостаточно. Необходимо учитывать также уровень и изменение цен на потребительские товары, или, как часто говорят, “стоимость жизни”.

На данном уровне экономического анализа нам достаточно знать один из многих показателей стоимости жизни - это ИПЦ.

(6 слайд) (Приложение № 1)

 Задание 6: Давайте решим следующую задачу:

(7 слайд) (Приложение № 2).

Задача. В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте ИПЦ.

Замечание: решение задачи обговаривается учащимися, на экране постепенно выходит решение и ответ.

Учитель: - Для того, чтобы узнать, как изменился доход потребителя с учетом роста цен, экономисты вычисляют индекс изменения реального дохода.

Задание 7: Попробуем решить следующую задачу.

(8 слайд)

Задача.

Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?

Замечание: на экране постепенно выходит анализ решения, учащиеся самостоятельно решают задачу, затем с помощью экрана сверяют ответ.

Задание 8: Теперь небольшая информация: представители благотворительной организации перечислили каждой семье некоторую сумму на банковский счет. Эти средства вы сможете получить, если правильно определите ту сумму сбережений, которая предназначена каждой семье.

Примечание: данное задание на повторение расчета кредитования банков по формуле предыдущего урока.

(10 слайд)

Замечание: Это задание проверяется на экране с повторением формулы при переходе по гиперссылке на 13 слайд.

Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники доходов и расходов на примере семьи Сидоровых; вывели Закон Энгеля; научились вычислять индекс потребительских цен и индекс изменения реального дохода.

Учитель: Сегодня на уроке вы выступили в роли маленькой семьи, которая постаралась решить некоторые жизненные проблемы и заработать небольшую сумму. У вас на столах находится расчетный лист, в который необходимо занести результат выполнения вашей работы. Попробуйте по справедливости разделить заработанные монеты между всеми членами вашей группы.

Примечание: учащиеся подсчитывают свои результаты и сдают расчетные листы учителю.










  1. Рецензия


Данный урок разработан в соответствии с рабочей учебной программой, учитывает все возрастные особенности обучающихся, соответствует требованиям СанПиН. Этапы урока продуманы и структурированы. Основными этапами урока являются постановка целей, актуализация знаний, этап обобщения пройденного материала и этапы закрепления полученных знаний. Преподавателем умело организована работа обучающихся на уроке, задания выдаются поэтапно от простых к сложным, это дает возможность обучающимся решать поставленные задачи, что в полной мере соответствует применяемой на уроке технологии обучения. Всё это стимулирует познавательную активность учащихся и делает процесс обучения увлекательным.

Цель урока сформулирована, верно, задачи расписаны подробно: образовательная, воспитательная, развивающая. Методы и приемы урока: беседа, взаимооценивание, объяснительно-иллюстративный, применяемые учителем, позволяют достичь поставленных целей урока. Время урока расписано четко.

Содержание урока отвечает всем дидактическим принципам: демонстрации слайдов содержащих вопросы и ответы на задания первого, второго и третьего тура, раздаточный материал. Учебный материал урока изложен последовательно, педагогом дается вся информация необходимая обучающимися для обобщения и закрепления знаний.

Все задания на закрепление знаний для обучающихся несут практическую направленность, что уже позволяет обучающимся практически закрепить новые знания, самостоятельно осуществлять выбор верного ответа на поставленную задачу.

Использование на уроке информационно-коммуникативных технологий помогает предоставить всем учебный материал более наглядно. Методика исследования частного случая при закрепления тем урока позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение и развивает у обучающихся коммуникативные, социальные навыки.

Между преподавателем и обучающимся в течении всего урока прослеживается обратная связь, происходит общение.

Атмосфера в группе в течении всего урока комфортная.

Актуальность данного урока в том, что игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий дает возможность всем обучающимся лучше закрепить пройденный материала.

Активность обучающихся на уроке и результат урока показали, что технологию обучения, ориентированную на использование игровых заданий можно адаптировать для обучающихся разного уровня знаний.




















  1. Заключение.


Семейный бюджет – это финансовый план, который суммирует доходы, и расходы семьи за определенный период времени. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.

Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи. Это зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее. Если доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет. Если предполагаемые расходы превышают доходы, то этот бюджет имеет дефицит. Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток. Если доходы превышают расход, необходимо исключить из планов лишние покупки, чтобы сбалансировать бюджет.

Данный урок также помог понять, что такое семейный бюджет, понять из чего он формируется, какую помощь оказывает государство для его формирования и в дополнении к этому научиться правильно, распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету.

Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).


Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей. Для составления семейного бюджета необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи. Это зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течении месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее.























  1. Список литературы.


  1. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., «Современный экономический словарь», 5-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 20012. – 495с.

  2. Журнал «Малыш и мама», № 12, 2015.

  3. Чернов А.Ю. «Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета» - М.: «Перспектива», 2010.

  4. www.gks.ru Сайт федеральной службы статистик.

  5. «Домашняя бухгалтерия» http://www.keepsoft.ru/homebuh.htm.







































Приложение № 1



Image1808































Приложение № 2.



Image1809





































Приложение № 3.



Расчетный лист домашнего хозяйства


 

Количество заработанных MNT в течении урока

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 

 

 

Фамилия, имя

Заработанная сумма

1

 

 

2

 

 

3

 

 



Методическая разработка урока "Доходы и расходы семьи".
  • Другое
Описание:

Данный урок разработан в соответствии с темой урока: "Доходы и расходы семьи. Стоимость жизни" и направлен на изучение нового материала с повторением изученного ранее на категорию учащихся 8-х классов.

Этот урок позволяет учащимся наглядно, а также опытным путем познакомиться с понятием семейного бюджета, ведь для того чтобы научиться эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.

На уроке используется ИКТ, как сопровождение изученного материала, как средство реализации самостоятельной работы и самопроверки учащихся. Использование визуального материала способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию учащихся к предмету.

Автор Алексеева Ольга Евгеньевна
Дата добавления 09.12.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1210
Номер материала MA-063091
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓