Главная / Химия / Методическая разработка "Развитие познавательной способности учащихся на уроках химии"

Методическая разработка "Развитие познавательной способности учащихся на уроках химии"

Развитие познавательной способности учащихся

на уроках химии


Современное образование все настойчивее обращается к проблемам, непосредственно связанным с интересами, запросами, жизненными ценностями людей. Но при этом важно, чтобы систематическое изучение основ предмета разумно сочеталось с полноценной познавательной деятельностью учащихся, направленной на формирование знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку различных приемов выполнения действий, в процессе чего развиваются сами обучающиеся. Успешное управление познавательной деятельностью учащихся во многом зависит от отбора учебной информации и способа ее организации.

Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю.

Для этого необходимо сделать из ученика активного соучастника учебного процесса. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.

Работа по развитию познавательного интереса у учащихся должна продолжаться на уроках химии. Правильная организация познавательной деятельности поможет дальнейшему формированию интеллектуальных знаний и умений у учащихся, от которых будет зависеть успешность обучения.

Развитие познавательного интереса - сложная задача, от решения которой зависит эффективность учебной деятельности школьников. В педагогике и психологии разработаны общие подходы к формированию познавательного интереса у учащихся. Установлено, что интерес проявляется как к содержанию учебного материала, так и к организации познавательной деятельности. Как утверждают психологи, активизация познавательной деятельности способствует развитию познавательного интереса.

Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:

1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;

2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;

3) включение учащихся в интересную для них форму работы.

Осознанная работа начинается с понимания и принятия учащимися учебных задач, которые логически оправданно выдвигаются перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего создается такая ситуация при повторении изученного ранее. Тогда учащиеся сами формируют цель предстоящей работы.

В связи с необходимостью повышения успеваемости развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета.

Активизация процесса обучения достигается применением самостоятельных работ учащихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных задач.

Самостоятельная работа как форма развития познавательного интереса учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельных работ определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения.

При организации самостоятельной работы соблюдаются некоторые условия:

• создание мотива деятельности;

• использование многоуровневых заданий, позволяющих учитывать подготовленность учащихся: качество их знаний по предмету;

• постепенное увеличение доли самостоятельности учащихся;

• переход от работы по образцу к работе с помощью устной инструкции учителя, вплоть до полной самостоятельности;

• использование различных форм организации работы учащихся, что способствует обогащению содержания интеллектуальных умений.

Самостоятельная работа – важный путь освоения учащимися знаний, умений и навыков.

Самостоятельная работа может быть источником знаний, способом проверки их, совершенствования и закрепления.

Самостоятельная работа – это вид деятельности учащихся, состоящий из действий и операций, которые формируются под контролем учителя.

Самостоятельная работа может осуществляться в разных организационных формах – коллективной, групповой и индивидуальной.

Самостоятельная работа активизирует учащихся на уроке, т.к. вовлекает в работу всех учеников класса. В ходе самостоятельной работы каждый получает конкретное задание, которое предполагает выполнение письменной работы, в том темпе, который ему удобен, вникнуть в то, что ему неясно, выбрать задание соответственно своим умениям.

Самостоятельная работа активизирует школьников тем, что даже самый ленивый имеет возможность выполнить задание сам, а не ждать, пока кто-то другой ее выполнит.

Задание для самостоятельной работы можно различить не только по форме предъявления, но и по характеру познавательной деятельности обучаемых.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ:

1. По методу самостоятельной работы учащихся:

  • наблюдение;

  • упражнение;

  • работа с текстом учебника

2. По звеньям учебного процесса:

  • задание на восприятие

  • задание на систематизацию

  • задание на закрепление учебного материала

  • задание на повторение учебного материала

3. По характеру познавательной деятельности обучаемого:

  • репродуктивные задание

  • творческие (продуктивные)

4. По характеру руководства:

  • подробные инструкции

  • менее подробные инструкции

Следовательно, такой подход к учебной деятельности может быть рекомендован педагогам, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания. Все мои действия направлены на создание знаний плюс информация, которую я даю на лекциях, семинарах - все это приводит к развитию познавательного интереса учащихся на уроках химии.


3


Методическая разработка "Развитие познавательной способности учащихся на уроках химии"
  • Химия
Описание:

Современное образование все настойчивее обращается к проблемам, непосредственно связанным с интересами, запросами, жизненными ценностями людей. Но при этом важно, чтобы систематическое изучение основ предмета разумно сочеталось с полноценной познавательной деятельностью учащихся, направленной на формирование знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку различных приемов выполнения действий, в процессе чего развиваются сами обучающиеся. Успешное управление познавательной деятельностью учащихся во многом зависит от отбора учебной информации и способа ее организации.

Автор Даньшина Галина Васильевна
Дата добавления 27.10.2015
Раздел Химия
Подраздел Другое
Просмотров 533
Номер материала MA-061747
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы