Главная / История / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».

hello_html_40838eaa.gifhello_html_7112b808.gifhello_html_m80a5e4e.gifhello_html_7db02e0f.gifhello_html_7db02e0f.gifhello_html_22def0b8.gifhello_html_m4d0a42cb.gifhello_html_m1c35f582.gifhello_html_2c56ba9d.gifhello_html_mc0d4ba0.gifhello_html_2cefe35a.gifhello_html_m7e55314c.gifМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».


1. Пояснительная записка:


Раздел «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.» является частью курса по истории России, который изучается в 6 классе.

В состав УМК входят

учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России с древнейших времен до конца XIV века, 6 класс» издательство «Просвещение», 2011 год,

программа А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История 6 -11 класс» издательство «Просвещение»,

рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России с древнейших времен до конца XIV века, 6 класс» издательство «Просвещение».

Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелей Отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

В разделе изучается причины и время образования Древнерусского государства, характеризуется политический строй Киевской Руси, деятельность первых киевских князей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, причины принятия и крещения Руси. Расцвет Древнерусского государства при Ярославле Мудром. Развитие и особенности древнерусской культуры.

Материал содействует воспитанию чувства уважения к своему Отечеству, формирует у учащегося гражданские и патриотические качества, чувство социальной ответственности, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в Отечестве, развивает желание учащихся к самостоятельному поиску и расширению знаний по истории России.


2. Цели и задачи:


  • познавательная задача: формирование знаний об основных этапах образования центра восточнославянской государственности, об образовании Киевской Руси, о деятельности первых князей, о принятии христианства на Руси;

  • развивающие задачи

  • учебно-познавательной деятельности: овладевать приемами мыслительной деятельности, анализа исторических источников, синтеза, обобщения, умения сравнивать и делать выводы, раскрывать сущности явления, причины и последствия, развивать творческое мышление, навыки работы в группах,

  • исследовательской деятельности: обнаруживать и обобщать исторические факты;

  • информационно-коммуникативной деятельности: развивать монологическую и диалогическую речь, овладевать навыками письменной речи для ясного и доступного выражения при написании и составлении текстов исследовательских работ;

  • рефлексивной деятельности: овладевать навыками организации учебной деятельности: постановкой цели, планированием, подбором средств, овладевать навыками контроля и оценки своих действий;

  • практической деятельности: приобретать навыки самостоятельного поиска учебной информации, выявлять и представлять результаты своих исследований с помощью схем, таблиц;

  • воспитательная: воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны, патриотические чувства и гражданские качества учащихся, формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России.


3. Психолого-педагогические особенности шестиклассников:


Шестиклассники - это учащиеся в возрасте 12-13 лет. В этот период у них начинается процесс перехода от младшего подросткового (10-12 лет) к старшему подростковому возрасту (13-15 лет). Подростковый возраст связан с изменением социальной ситуации развития подростков – их стремлением приобщиться к миру взрослых. В связи с этим характерным для подростка является развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим способностям и возможностям. Ведущим видом деятельности является общение.


Мышление. Важная особенность – формирование активного, самостоятельного мышления. Проявляется способность мыслить дедуктивно, теоретически, формируется система логических высказываний. Подросток способен самостоятельно и творчески мыслить, сравнивать, делать глубокие по содержанию выводы и обобщения.

Память интеллектуализируется: увеличивается объем за счет логического осмысливания материала, наращивается полнота, точность и системность воспроизводимого материала, становится допустимым запоминание абстрактного материала.

Внимание подростка характеризуется объемом и специфической избирательностью. Ребенок способен сохранять долгое время устойчивость и высокую интенсивность внимания. Внимание становится хорошо управляемым, контролируемым процессом в сочетании с увлекательной деятельностью.

6 Г

  • высокий уровень учебной мотивации

  • высокий уровень познавательного интереса

  • умение концентрировать внимание на решении поставленных целей

  • умение контролировать свою деятельность

  • хорошая память

6 Д

  • слабая учебная мотивация

  • низкий уровень познавательного интереса

  • рассеянное внимание

  • плохая память

  • высокая двигательная активность


4. Ожидаемые результаты


  • знать и уметь раскрывать значения основных понятий: государство, князь, боярин, дружина, вече, язычество, народное ополчение, дань, полюдье, митрополит, епископ, вотчина, холоп, мозаика, фреска, миниатюра, житие

  • уметь характеризовать причины, время, значение формирования Древнерусского государства

  • уметь работать с различными типами исторических источников, контурной картой, интерактивными средствами

  • уметь работать в группе

  • уметь высказывать свою точку зрения

  • уметь творчески решать учебные и практические задачи

  • развитие способностей к контролю и самоконтролю

  • развитие коммуникативных умений


5. Используемые технологии, методы, формы организации деятельности



При преподавании курса истории России в 6 классе необходимо сочетание традиционных методов с современными образовательными технологиями (информационно-коммуникативными), развитие критического мышления использование игровых методов, элементов дискуссии.


Переход к новым федеральным образовательным стандартам требуют от современного педагога учета индивидуальных способностей и возможностей учеников, развитие у учащихся ключевых компетенций с помощью деятельностного подхода.


6. Система знаний и система деятельности:


Формирование знания ключевых терминов и понятий, дат, исторических деятелей по разделу «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».

В рамках познавательной деятельности у учащихся идет продолжение развития интеллектуальных мыслительных операций (анализа, обобщения, аналогии), развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

В рамках преобразующей деятельности у учащихся развивается умение ставить и задавать вопросы, составлять алгоритмы ответа.

В рамках общеучебной деятельности у учащихся формируется умение искать информацию, работать с текстом (анализ текста, конспектирование, подготовка сообщений др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, взаимооценка).

В рамках самоорганизующей деятельности у учащихся формируется умение самоконтроля, самооценки, осознания своего продвижения (решил сам, помог товарищу, принес пользу)

Методы обучения:hello_html_m6fe878d6.pnghello_html_m25bd26ba.png



















hello_html_m145b871b.png




hello_html_104ee3c0.png




















Формы организации учебной деятельности:


hello_html_mdefb65a.png





















Формирование знания ключевых терминов и понятий, дат, исторических деятелей по разделу «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».

В рамках познавательной деятельности у учащихся идет продолжение развития интеллектуальных мыслительных операций (анализа, обобщения, аналогии), развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

В рамках преобразующей деятельности у учащихся развивается умение ставить и задавать вопросы, составлять алгоритмы ответа.

В рамках общеучебной деятельности у учащихся формируется умение поиска информации, работы с текстом (анализ текста, конспектирование, подготовка сообщений); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления).

В рамках самоорганизующей деятельности у учащихся формируется умение самоконтроля, самооценки, (решил сам, помог товарищу, принес пользу).


7. Поурочное планирование по разделу «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».


Тема урока

Количество часов

§

1

Древнейшие народы на территории России

1

§1

2

Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Соседи восточных славян.

1

§1-2

3

Формирование Древнерусского государства.

1

§3

4

Первые киевские князья. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства.

1

§4

5

Правление Владимира Святославовича. Принятие христианства.

1

§5

6

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Свободное и зависимое население

2

§6

7

Культура Древней Руси.

1

§7

8

Быт и нравы Древней Руси.

1

§8

9

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».

1

§1-8


8. Разработка урока


Тип урока: Повторительно - обобщающий урок к разделу «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».

Цели урока:

1. Повторение и обобщение учебного материала раздела «Образование единого русского государства»

2. Развитие умения работать с историческими источниками.

3. Формирование информационной культуры (работа по составлению презентаций, работа с интерактивной картой, работа с видеофрагментами)

4. Развитие умения работать с различными типами исторических заданий.

5. Развитие умения работать в группах.


Оборудование к уроку:

Учебник, тетрадь, дневник, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, схема





Этапы урока и виды деятельности учеников


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

4 минуты

Здравствуйте Садитесь На уроке отсутствуют..

Проверим вашу готовность к уроку: тетради, учебники, ручки



Сегодняшний урок мы проведем в форме урока-соревнования.



Учитель делит класс на 4 группы по 7 человек каждая.

Условия игры: при успешном ответе на 3 вопроса группа получает шишак - шлем.



Перед учащимися на интерактивной доске карта Древнерусского государства.

Сегодня мы перенесемся в глубь веков.



Перед нами 4 дружины. На карте - исторические места расселения славянских племен.



Предварительная организация класса.





Класс делится на 4 группы по 7 человек в форме дружинников (имитация шлемы-шишак из бумаги)















Основная часть урока

30-35 минут

Первое задание для команд:



Показать на карте расселение древних индоевропейцев из Евразии, балто-славян и племен восточных славян.



Одна из команд отвечает:

Балто-славяне расселились 4000 лет назад, славяне – 5000 лет назад, восточные славяне – в 8 веке.





Назвать исторический источник, по которому изучают славянские племенные союзы. Ответ: ПВЛ, автор Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (XII век).

Показать на карте расселение племенных союзов.















Вторая дружина отвечает.

Ученики показывают на карте 12 племенных союзов: поляне – центр в Киеве, древляне – к северу и западу от полян, дреговичи – Припять, уличи и тиверцы –Приднестровье.

Белые хорваты – Закарпатье, северяне – бассейн р. Сулы, Сеймы, Десны. Радимичи – р. Сож, р. Днепр, кривичи – верховья Волги, Днепра, Двины, полочане – бассейн Западной Двины, словене – район озера Ильмень, вятичи – верхнее и среднее течение р. Оки и р. Москва.



Назвать причины образования Древнерусского государства.

Дружина заполняет схему «Причины образования Древнерусского государства»









Появление частной собственности (имущественное и социальное неравенство, возможность эксплуатации)

Прибавочный продукт

Рыночные отношения

Ремесло, торговля

Военные походы, военная добыча

(внешняя)

Рост производства

(внутренняя)

Причины образования Древнерусского государства





Торговый путь из варяг в греки: Нева, Ладожское озеро, Волхов, Ловать, Днепр, конечный пункт богатая Византия.



Назвать людей, главным занятием которых стала торговля.

Занятие торговлей было очень прибыльным делом, но и очень опасным.

Кто грабил купеческие караваны?















Кто охранял суда и склады?

















Кто такие норманны или варяги?























Ответы учащихся:

Купцы – люди, ведущие торговлю.



Печенеги – степные кочевники. В XI веке прорвались через Волгу сквозь хазарские поселения и обосновались на широких степных просторах Причерноморья.

  • Дружины (товарищества – старшая и младшая дружины)

  • Князь – военачальник, глава дружины.



Норманны - северные люди, жили на севере Европы, в Скандинавии, совершали вторжения финно-угорские племена чудь и меря.

Варяги – наемные скандинавские воины. Отличные воины и мореплаватели





Показать на карте вторжения варягов.



Решить тест «Основное занятие восточных славян»

  1. земледелие

  2. скотоводство

  3. бортничество

  4. добыча руды



Назвать год, в котором восточнославянские и финно-угорские племена прекратили платить дань и «прогнали их за море», т.е. в ту землю, откуда они пришли. Текст из исторического источника: «земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет.



Да пойдите (приходите в ней княжить и володети нами»

Показать на интерактивной доске г. Новгород.





ПВЛ отрывок из исторического источника.

Нестор. XII век. Повесть временных лет. О Кие, Щеке и Хориве.

О каком центре славян идет речь?



Так в XI веке сложилось два центра славянских племен.



Рассказать и назвать сведения древних авторов о славянах.

Общественное устройство славян в VIVIII вв.

Кто занял доминирующее положение в славянских союзах?







Ученики вычеркивают лишний вариант г) добыча руды









862 г. – прекращение выплаты дани. На приглашение откликнулся Рюрик. Он обосновался в Ладоге, центром стал город Новгород.



При нажатии появляется: «Центр северо-западных земель, Рюрик»













Город Киев – «матерь русских городов»



Новгород и Киев.





Тацит III вв.

Птолемей. Зарождение родоплеменной знати.

Племенные союзы. Куяба, Славия, Артания, арабские источники, ПВЛ – Нестор. Победа южного центра полян. Река Рось. Центр – Киев.

государство

Регулирование отношений между людьми с помощью законов

Защита границ

Регулирование отношений с соседями

Внутренняя политика

Оборона

Внешняя политика



Функции государства





Какой народ создал Древнерусское государство?

Ответ: восточные славяне.



Какие князья правили в Древнерусском государстве?

Поставить в соответствии с хронологическим периодом правления:

Образование Древнерусского государства

Правление князя Олега в Киеве

Правление Игоря в Киеве

Правление Ольги в Киеве

Правление Святослава в Киеве

Правление князя Владимира в Киеве

Правление князя Ярослава Мудрого









882 г

682-912 гг

912-945 гг

945-957 гг

957-972 гг

980-1015 гг

1019-1054 гг



Вопрос: Можно ли опираться на силу в отношениях между людьми? (вспомним правление Владимира, восстание радимичей и вятичей против Владимира)

Что должен сделать Владимир, чтобы сохранить Древнерусское государство?

Ответ: В отношениях людей нельзя опираться на силу. Обиженные будут стремиться отомстить обидчикам.

Владимир объединил с помощью христианства.



На интерактивной доске картина М. Макарова «Свержение идолов языческих богов в Киеве».

Какая религия была на Руси?

Что такое язычество?

Перечислите языческих богов.









Язычество – вера в многобожие.

Перун – бог грома и молнии,

Макошь – богиня плодородия, Ярило – бог солнца, Стрибог – повелитель ветра, Волос – покровитель скотоводства



Для чего было необходимо принятие христианства?



Язычество не выражало государственного единства Киевской Руси, господства княжеской власти и феодальной верхушки, идеи примирения с существующим порядком;

Невозможность реформировать старую религию (пантеон языческих богов не приводил к единству культа, разъединял части страны

Константинопольский патриарх



Заполнить схему:

Устройство Русской православной церкви

Миряне

Монах

Епископ

Митрополит



Приходской священник





Закончи предложение:

Расцвет Древнерусского государства произошел при Ярославе …

Свой ответ аргументируйте. Почему получил прозвище «Мудрый»























Мудром 1019-1054 гг





Растространил христианство, строил церкви, поощрял переводы греческих книг, издал сборник законов на Руси, который получил название «Правда Ярослава». Издание законов – мудрое дело, вместо мести за преступление – возмещение убытков деньгами.



Творческое задание на составление кроссворда по теме «Культура Руси в VIIIXII веках»



Дети сдают учителю на проверку домашние проекты.



Приведите примеры, доказывающие, что на Руси сложилось Древнерусское государство под названием Киевская Русь.

Учащиеся называют 882 г образования Древнерусского государства, объединения два центра в единый под названием Киевская Русь. Государством правил князь, принято христианство князем Владимиром в 988 г. Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019-1054 г). Сборник письменных законов «Правда Ярослава», постройка храмов и церквей, появление письменности на Руси



Раскрыть значения понятий и терминов.

На доске задания для групп.

Боярин, вотчина, династический брак, князь, усобицы, холоп, погост, урок, Святая Софья, былины, Кирилл и Мефодий, Устав, фреска, мозаика, шишак.



Учащиеся раскрывают значения и проверяют правильность.

Заключительная часть, 4-5 минут

Подведение итогов, оценка, рефлексия.

Какая из 4-х групп была лучшей и набрала максимальное количество баллов?

Отвечают на вопрос Встретились ли трудности в игре?



9. Список литературы


  1. Агафонов С.В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до наших дней, М.: 2001.

  2. Большая историческая энциклопедия Н.М. Карамзин. История государства Российского. М.:ЭКСМО, 2012.

  3. Данилов А.А. История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: 2011.

  5. Сурмина О.И., Шильнова Н.И. Дифференцированные задания, тесты, таблицы, викторины на уроках истории. М.:Вако, 2011.

  6. Ключевский В.О. Русская история. 800 редчайших иллюстраций жизнеописаний. М.: ЭКСМО, 2012.

  7. Кучерук И.В. Технология игрового обучения в школе. Ростов на Дону: Феникс, 2010.

  8. Повторение и контроль знаний истории России. Интерактивные дидактические материалы. 6 класс. М.: Планета, 2010.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт и воспитание в школе. Повшедная Ф.М., Тивикова С.К. :Нижний Новгород, 2011.


  1. Приложение:

Smart-презентация к уроку.

26


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.».
  • История
Описание:

методический материал способствует воспитанию патриатизма, расширяет кругозо обучающихся, поможет учителю предметнику в подготовке к урокам. Урок являетс\я главной составляющей учебного поцечсса истоория древне Руси насыщена событиями, вней можно найти ответы на многие вопросысовременного мира. Очень заставляет обучающихся задуматьсь нал многими вопросами, касающихся истории нашей страны.

Автор Галиева Елена Николаевна
Дата добавления 29.04.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 635
Номер материала 58640
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓