«Раскрытие
красоты и уникальной ценности природы - источник духовного взросления ребенка»
«Счастье-это быть с природой, видеть ее,
говорить о ней»- так писал более 100 лет тому назад Л.Н.Толстой.
В
системе духовного воспитания природа всегда занимала почетное место. Тем не
менее, вопрос о природе в сфере духовного воспитания и о духовном воспитании в
сфере природы не только не утратил своей актуальности, но и ныне предстал в
совершенно особой значимости.
Развитие
гуманистических начал личности, позволяющих человеку противостоять нерадивому
отношению к природе, разрушающим силам зла и насилия, культуры, защищающей душу
человека от вторжения в нее равнодушия - одна из основных целей педагогического
проекта «Школа Л.Н.Толстого». Идея сохранения и сбережения разнообразия
природы связана с усилением таких аспектов, как формирование основ эстетической,
нравственной и познавательной ценности природы, с обогащением их общечеловеческими
и традиционными ценностями, сложившимися в культуре русского народа.
Особое
внимание в работе педагогов толстовских школ занимает духовно-воспитательный
аспект взаимоотношений человека и природы. Духовное взросление неразрывно
связано с раскрытием красоты и уникальной ценности природы.
Постижение
природы – это глубоко творческий ,точнее сотворческий и личностный процесс, а
не простое усвоение объективной информации и оценок. Это понимание природы
сердцем, восприятие природы как открытие ее через чувственно-эстетические
облики. Чувства, которые вызывает природа, отношение к ней ребенка - основа
приобретения личностного опыта и основа самосозидания. Истинное познание
природы невозможно без её философского осмысления.
Поэтому,
мы, педагоги, стараемся чтобы на уроках было те только изучение природы, но и
размышление о ней, небольшие философские обобщения, доступные детям.
Удивление
– начало философского постижения действительности.
Учить
удивляться миру – один из путей воспитания доброго человека, прививка детским
душам чувства действительной любви к природе. Открывая для себя этот
удивительный мир, ребенок меняет отношение к окружающей его природе: незнание,
а часто пренебрежение, перерастает в знание и уважение.
В
научно-исследовательской лаборатории: «Школа Л.Н.Толстого» была разработана
серия духовно-нравственных и познавательно-эстетических задач (заданий) и
упражнений, которые побуждают учеников воспринимать, осмыслить, оценивать
познавательный объект с точки зрения его красоты и выразительности., позволяют
организовать его конкретную содержательную деятельность при общении с природой,
предусматривающее распознание наблюдение природных объектов и явлений,
выявления их универсальной ценности в жизни природы и человека.
Целью
этих задач является не только формирование навыков наблюдения за «эстетическими
проявлениями» окружающей природы, но и осознание, переживание и накопления
эмоционально-эстетичеких впечатлений, что является важнейшей предпосылкой для
понимания природы как ценности духовной.
Природа
наделяет каждого способностью видеть красоту, которая, как и всякая другая,
нуждается в развитии. Как показывает практика учителей, уровень представлений
детей об эстетических проявлений объектов и явлений весьма низок. Многие
школьники не воспринимают такие эстетические признаки природы, как формы, линии,
звуки, ароматы, движения. В соответствии с эстетическими значимыми признаками и
сторонами природных объектов и явлений на занятиях проводятся различные
наблюдения, направленные на восприятие формы, и величины предметов, их
контуров, выявление в них многообразия, симметрии, причудливости, изящества.
К
одному виду наблюдений относится на восприятие многоцветия красок, тонкости
оттенков. Например, яркости золотой окраски лиственницы, изумрудной зелени ели
и пихты, бордово-красного полыхания осины, рябины.
Особой
группы стоят наблюдения за звуками звеняще-прозрачной музыки золотой осени или
печально-прощальной мелодии дождливой поздней осенней поры, шума ветра в лесу,
в поле, шелеста травы, шуршания листьев под ногами, скрипка деревьев, голосов
птиц, которые учат младших школьников воспринимать все многообразие звуковой
палитры.
Еще
одна группа - наблюдения за ароматами и запахами осени, зимы, весны, лета.
Этому посвящены следующие темы: «Звуки и запахи цветущего сада», «Опусти нос в
душистую сирень», «Запахи лета» Главная
цель этих заданий прекрасно выражена в строках Н. Рыленкова: «Здесь мало увидеть,
здесь надо всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце»
Важно, чтобы многостороннее раскрытие перед детьми явлений и красоты природы
помогло им «раскрыться» самим, их внутреннему миру, нашло бы эмоциональный
отклик, дало толчок их чувствам, воображению, мыслям, способствовало их
творческому развитию, самовыражению.
Для
этого предлагаются вопросы и задания, в основе которых – открытие природы через
чувственно-эстетические облики, постижение своеобразия её бытия через
собственные ощущения, восприятия, представление, настроение, переживание,
размышления, помогающие ребенку открывать не только окружающий мир, но и самого
себя, пробуждать чувства, развивающие тонкость видения, чуткость,
впечатлительность души.
Условно
эти вопросы и задания можно объединить в одну группу: «Природа глазами души».
Утверждению светлого мироощущения, мирочувствования, миросозерцания помогут на
наш взгляд вот эти вопросы и задания: Какие чувства, мысли ,воспоминания
вызывает у вас первый снег ? Любите ли вы снегопад ? Почему ? Любите ли вы быть
в лесу ? Чем отличаются ваши «лесные мысли» от тех ,что приходят к вам дома ?
Чем лес является для вас ? Что он рождает в вашей душе? Напишите небольшое
сочинение на эту тему ? Какие описания леса вам нравятся больше всего и почему
? Напишите стихотворение или сочинение о своем любимом дереве, передав свое
отношение к нему.
У
Ф. Тютчева есть такие строки :
Деревья радостно
трепещут,
Купаясь в небе
голубом,
Поют деревья……
Когда
поют деревья ? Удавалось ли вам видеть прекрасные моменты в природе ? Как вы думаете,
как природа говорит с нами ?
Любите
ли вы быть наедине с природой ? Что вы можете сказать о своей душе,
переживаниях, думах, когда бываете наедине с природой ? Что вас радует,а что
печалит в природе ? и т.д.
Размышления
над этими вопросами, обосновывая свои ответы, ученики, по сути, раскрывают и
развивают свой внутренний мир.
Задания
способствуют развитию у детей умения наблюдать за своими собственными
чувствами, прислушиваться к себе, осознавать свое собственное отношение к
явлениям окружающего мира. А это проникновение ребенка в свой внутренний мир,
осознание своих чувств, умение выразить их словом, что является важным шагом в
самопознании.
Без
труда нет добра. Вряд ли чего добились только словами, но и трудом. Курс
«Природа и труд» позволяет организовать трудовую деятельность в единстве с
природой, создает основу для приобщения к культуре сельскохозяйственного труда.
Важнейшая
особенность курса - направленность многих занятий на конкретную практическую
деятельность ребенка по защите, охране, сбережению природы, уходу за
растениями, заботе о животных.
Начальные
трудовые шаги могут быть очень простыми. «Подари жизнь цветку»- так называется
урок, на котором первокласснику предстоит вырастить свой цветок. Но главное в
этом уроке не только научить ребенка вырастить цветок, а в том, чтобы его
цветок подарил радость другому человеку или украсил клумбу возле школы. Для
этого труда не надо значительных физических сил, но он требует большого
напряжения сил духовных, а какую радость приносит деревце яблони или куст
смородины, другие растения, выращенные своими руками, что особенно важно для детей,
для их духовного роста.
Тема
«Почва» занимает одно из ведущих мест в программе, являясь центром интеграции
двух предметов: природоведения и с/х труда. И это вполне закономерно: почва -
тот узел, в котором слились сложные, порой противоречивые взаимоотношения человека
с биосферой. Почитание родной земли - еще одна фундаментальная духовно-
нравственная ценность русского народа.
Именно
в процессе с/х, опытнического труда учащиеся постигают не только умом, но и
сердцем, что почва –это не просто верхний слой земли, а особая разновидность
среды жизни, что земля не мертвая, а родящая, что с ней надо обращаться
осторожно и по-доброму.
Все
это очень важно для понимания ребенком величайшей ценности земли, как
хранительницы красоты земной, незримо участвующей в создании духовной жизни
человека.
За
годы обучения в школе дети прочитают большую увлекательную книгу о жизни почвы,
многое узнают о живой и доброй земле, о ее происхождении, о ее чудесной силе, о
видах почв, о выращивании растений с учетом особенностей почв.
Вот
некоторые темы уроков в начальной школе: «О земле живой и доброй», «чудесные
колючки», «чтоб земли не изнурить», «Лекари земли», «Желаю добра себе и полю»,
«Мы не обидим тебя, земля».
В процессе систематизированного обучения у детей формируются конкретные
представления о составе почвы, ее важнейшем свойстве- плодородии, о его
сохранении и повышении, о причинах разрушения и охраны почв.
Своеобразной энциклопедией народных знаний, народной эстетики, замечательным
творением народного искусства, полного поэтической прелести и непроходящей
мудрости является русский земледельческий календарь - один из важных компонентов
содержания программы курса «Природа и труд».
С
ним связаны многие темы курса, посвящены отдельные уроки, например «15
мая-Соловьиный праздник на Руси», «Синичкин день», «Не бывать весне на святой
Руси без Егория», «Декабрь-солнцеворот», «Апрель - снегогон, зажги снега, заиграй
овражки» и др.
В календаре природы каждый день особый, со своим богатым или скромным содержанием,
со своим смыслом и предназначением. На каждом уроке в рубрике: «Чем
примечателен день?» дети обращаются к народному календарю, узнавая какие
приметы, пословицы, поговорки,
загадки,
обряды, обычаи связаны с этим днем. Регулярное в течение года обращение к
материалам календаря поможет доказать, что метеорологические миниатюры- не
только энциклопедия народного естествознания, систематизирующая результаты вековых
наблюдений наших предков над жизнью природы, но и замечательное творение
народного поэтического искусства, превосходно отражающее особенности
национальной психологии и мировосприятия, свидетельствующее о том, что русский
крестьянин не только знал и любил природу, но и глубоко понимал ее. И вот эту
духовную энергию, заложенную в произведениях народного творчества, усваивают
дети.
Важность и актуальность прикосновения к одной из граней великой мудрости
выразил Кайгородов в напутственном слове к сборнику «Времена года в народных пословицах,
поговорках и приметах»: «…образный, краткий и чудный язык народных поговорок
научит вас, читатель, владеть полнее и искуснее русским словом, русскою речью, а
знакомство с народными приметами разовьет наблюдательность и любовь к родной
нашей русской природе.
Программа
предусматривает знакомство с русской народной культурой здоровья и выживания,
создавшей универсальные формы и методы сохранения физического и духовного
здоровья.
Таким
образом, к каждому уроку все упражнения разработаны и подобраны комплексно,
благодаря разработанным методическим пособиям для учителей учащиеся
лабораторией школы Л.Н. Толстого выводят учеников на уровень философского
осмысления природы, понимая ее роли в духовном мире человека, его духовном
росте, что в свою очередь создает условия для проявления и развития
эмоционально-ценностного и ценностно-смыслового отношения не только к природе, и
знаниям о ней, но и к себе, к другим людям, к окружающему миру в целом. Такое
отношение позволяет осознать, оценить и усовершенствовать себя и окружающий
мир, пробудить духовное начало в подрастающем человеке.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.