Главная / Музыка / методическая разработка "Применение наглядных пособий на уроках сольфеджио"

методическая разработка "Применение наглядных пособий на уроках сольфеджио"

В процессе музыкального воспитания наглядными пособиями возможно и уместно пользоваться. Первое наглядное пособие, которым мы пользуемся, это - фанерная доска или картон, размером не менее 20*29 см, на которой красной краской написаны названия звуков до и соль одно над другим:



Соль

До


Это - настенное пособие, которое можно вешать на гвоздь или ставить на нижнюю рейку (желобок) классной доски.

Мы пользуемся этой табличкой различным образом:

1.Пение с показом. Педагог или ученик поют какую-либо двухступенную попевку и одновременно показывают её мелодическое движение на упомянутой табличке (педагог может импровизировать попевку; ученик поёт, по заданию педагога, ранее выученную попевку).

Показ попевок похож на ритмические выстукивание; движения должны быть четкими, но упругими; уверенными, «подготовленными», но еле слышными.

Класс следит активно за исполнением попевки (за пением и показом); дети поют при этом сперва в уме, затем вслух.

2.Пение с таблички. Педагог обращается к классу с призывом : «Слушайте, что я покажу» импровизирует в уме (беззвучно) какую-либо попевку, показывая её движение на доске. «Запомнили? Повторим тоже самое!» После вторичного показа попевку сольфеджируют вслух (один или несколько учащихся, по вызову педагога, потом весь класс в целом). Это упражнение является подготовкой к пению с листа.

Движения руки должны быть во время показа ритмически-четкими и выразительными: они должны недвусмысленно показывать легато, маркато или стаккато, пиано или форте, отдельные акценты и много других разнообразных оттенков исполнения, которые затем должны прозвучать в пении.

3. Устный диктант. Педагог поет закрытым ртом или играет на инструменте какую-либо попевку. Весь класс повторяет попевку сперва в уме, потом вслух, но без сольфеджирования (закрытым ртом или на нейтральный слог- да, на, и т.п.) Один из учащихся, напевая попевку в уме ,показывает её на таблице; при этом нельзяограничиваться формально правильным показом, а нужно требовать четких и выразительных движений. Когда это достигнуто, попевку сольфеджирует вслух весь класс одновременно с показом.

Описанному здесь настенному пособию соответствует дидактический материал, состоящий из квадратных картонных карточек, размером приблизительно 5*5 см; на каждой карточке написано красным карандашом до и соль.

В первом варианте занятий каждый учащийся получает по одной карточке с надписью до и по одной с надписью соль и кладет карточки перед собой в таком виде:


Соль



До


Второй, более трудный вариант, служит специально для раскладки устных диктантов по аналогии с записью, нотами.

Каждый учащийся получает 2-3 карточки с красной надписью до столько же с надписью соль и располагает их для начала дальше от себя на парте в таком виде:


Соль Соль Соль



До До До


Детей нужно прежде всего научить раскладывать карточки слева направо. Для этого мы сольфеджируем попевки с звукоповторениями; попевки надо запомнить, спеть в уме, затем брать карточки по порядку звуков попевки и расположить их близко перед собой, слева направо, например:


1. Соль Соль

До До



2. Соль Соль


До До


3. Соль


До До До

4. Соль Соль Соль


До


Когда все дети усвоили принцип раскладывания карточек слева направо, педагог исполняет диктанты на инструменте или голосом без сольфеджио.

С этими карточками мы практикуем ещё игру в «звуковую лотерею». Один ребёнок перемешивает шесть карточек и кладет их перед собой лицевой стороной вниз. Второй берет у него наугад и читает одну за другой три карточки. Задача состоит с том, чтобы спеть попевку из трёх звуков в том порядке, в каком карточки были вытянуты. Легче назвать и спеть сперва отдельно каждый звук, а потом составить из них попевку. Труднее запомнить три названия и спеть сразу попевку из трех звуков, сперва в уме, а потом вслух. Если второй учащийся допускает ошибку, первый должен его поправить.

К изготовлению дидактического материала необходимо привлечь родителей и самих учащихся. Желательно, чтобы родители вырезали из картона все необходимые карточки; малышам это не под силу, педагог вряд ли располагает необходимым для этого временем. В начале года надписи на карточках лишь немногие учащиеся смогут сделать достаточно аккуратно; педагогу следует проинструктировать родителей на родительском собрании и показать образцы. Чем дальше, тем больше детей смогут и должны делать надписи сами.

Выработка слуховых представлений первой и пятой степеней лада- сравнительно легкая задача. Постояв на трех уроках по 10-15 минут двухступенным попевкам (из I и V ступеней), можно идти дальше (остальное время на каждом уроке занимают по-прежнему разучивание песен по слуху, слушание музыки, а также ритмические упражнения).

Следующий этап- попевки из звуков тонического трезвучия. Здесь мы применяем наглядные пособия, аналогичные вышеописанным- настенную таблицу с названиями звуков до, ми, соль и соответствующий дидактический материал из карточек с названиями тех же звуков.

По своей форме занятия на этом этапе не отличаются от прежних. Но овладение слуховыми представлениями трех ладовых ступеней и трехступенными попевками намного труднее и требует по меньшей мере в два раза больше занятий (по 10-15 минут на каждом уроке).

Третий этап сольфеджирования-пятиступенный (квинтовый) мажорный звукоряд. На этом этапе мы сольфеджируем простые, но уже художественно полноценные произведения-народные и авторские песенные мелодии. Наглядные пособия должны содействовать слуховому восприятию и пониманию ряда свойств мажорного лада, ограниченного пока пятью ступеням

3

Мы не ограничиваемся словесными объяснениями, а добиваемся того, чтобы свойства лада были усвоены детьми на основе слуховых впечатлений и в активной деятельности, близкой к игре. Именно:

1. Во всех формах нашей работы, которые выше уже были описаны( пение с показом, пение с таблички, устный диктант), продолжая по-прежнему сольфеджировать, мы показываем теперь движение мелодии не на названиях звуков, а на обозначениях ступеней. При этом левую сторону лесенки можно прикрыть или пользоваться таким упрощённым изображением звукоряда (большие цифры нужно писать красной краской):

V

IV

III

II

I








Дидактические карточки носят теперь на одной стороне названия звуков: до, ре, ми, фа, соль, а на обороте- обозначения ступеней: I, II, III, IV, V. Мы пользуемся преимущественно второй стороной карточек.

2. Для восприятия устойчивости и неустойчивости интонаций, оканчивающихся на различных ступенях лада, мы сольфеджируем специальные упражнения с показом на «звукоряде-лесенке».

3. Строение звукоряда на этом этапе ещё трудно поддается слуховому восприятию. Все же сравнение большой и малой секунды в пятиступенном звукоряде удается.

В целях наглядного изображения тонов и полутонов мы обращаемся в фортепианной клавиатуре и объясняем, что две соседних клавиши находятся друг от друга на расстоянии полутона, а две клавиши через одну- на расстоянии целого тона (при этом нужно смотреть на задние концы клавиш; для передних концов белых клавиш правило недействительно). Очень полезно иметь в классе настенное изображение отрезка фортепианной клавиатуры от соль малой октавы до соль второй октавы.

Далее, строение звукоряда можно отразить, укладывая карточки с обозначениями III и IV ступеней ( или со слогами ми и фа) плотно друг возле друга, а между остальными карточками остальными карточками оставляя зазоры:

V Соль

IV Фа

III Ми

II Ре

I До

4

Наконец мы сообщаем правило: (мажорный) звукоряд из пяти ступеней строится так:

два тона, полутон, тон.

Четвертый этап-полный октавный звукоряд тональности До мажор.

  1. Гамма состоит из семи различных ступеней; верхний звук гаммы называется верхней первой ступенью или верхней тоникой. Поем мелодии с октавным диапазоном с показом на таблице.

  2. VI и VII ступени-неустойчивые. После VI ступени хочется петь V, после VII ступени –верхнюю тонику. VII ступень называется вводным звуком, она вводит в тонику. Поем соответствующие упражнения.

  3. В гамме два полутона-две малых секунды. Мы поем «песенку о малых секундах» и разучиваем правило о строении мажорной гаммы:

два тона, полутон, три тона, полутон.

Дидактический материал пополняется теперь карточками с цифровыми обозначениями новых ступеней:



VI VII I





Раскладывая карточки, дети должны показать малые и большие секунды октавного мажорного звукоряда.

Работая с новой настенной табличкой и дидактическим материалом по примеру предыдущего этапа, мы стараемся не задерживаться в тональности До мажор. Мы знакомим детей («знакомим», конечно, не теоретически, а прежде всего практически, методом сольфеджирования, пения «цепочкой», пения вслух и в уме, показом на табличке, игрой с дидактическим материалом, также краткими объяснениями) с до-мажорной гаммой и несколькими песнями, содержащими гаммообразные переходы (например, «Пароходик» Н. Леви, «Охотник» Н. Потоловского) и ещё в середине второй учебной четверти переходим к изучению тональности Ре мажор.

Почему мы берем на этом этапе ре мажор, е не фа или соль мажор, хотя эти последние теоретически наиболее близко родственны исходной до-мажорной тональности? Потому что основа нашей работы-пение, основной метод ознакомления с новой тональностью-транспонирование голосом. Все изученные до сих пор мелодии и упражнения могут быть использованы голосом в тональности Ре мажор; таким образом учащиеся встречают в Ре мажоре уже известные им закономерности лада: тот же порядок устойчивых и неустойчивых ступеней, те же тяготения, ту же последовательность больших и малых секунд. Ни в Фа, ни в Соль мажоре учащиеся первого класса не могли бы петь мелодии и упражнения с октавным диапазоном от нижней тоники до верхней, а следовательно тождество ладовых закономерностей в новой и в ранее изученной тональности не было очевидным.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Детская школа искусств им. Е. М. Беляева»

г. Клинцы Брянской области













Социально - педагогический проэкт

«Применение наглядных пособий

на уроках сольфеджио»













Составитель : В. Ф. Максименко - преподаватель

высшей категории по музыкально-теоретическим дисциплинам



г. Клинцы 2016 г.



















методическая разработка "Применение наглядных пособий на уроках сольфеджио"
  • Музыка
Описание:

В процессе музыкального воспитания наглядными пособиями возможно и уместно пользоваться. Первое наглядное пособие, которым мы пользуемся, это - фанерная доска или картон, размером не менее 20*29 см, на которой красной краской написаны названия звуков до и соль одно над другим:

Соль

До

Это - настенное пособие, которое можно вешать на гвоздь или ставить на нижнюю рейку (желобок) классной доски.

Мы пользуемся этой табличкой различным образом:

1.Пение с показом. Педагог или ученик поют какую-либо двухступенную попевку и одновременно показывают её мелодическое движение на упомянутой табличке (педагог может импровизировать попевку; ученик поёт, по заданию педагога, ранее выученную попевку).

Показ попевок похож на ритмические выстукивание; движения должны быть четкими, но упругими; уверенными, «подготовленными», но еле слышными.

Класс следит активно за исполнением попевки (за пением и показом); дети поют при этом сперва в уме, затем вслух.

2.Пение с таблички. Педагог обращается к классу с призывом : «Слушайте, что я покажу» импровизирует в уме (беззвучно) какую-либо попевку, показывая её движение на доске. «Запомнили? Повторим тоже самое!» После вторичного показа попевку сольфеджируют вслух (один или несколько учащихся, по вызову педагога, потом весь класс в целом). Это упражнение является подготовкой к пению с листа.

Движения руки должны быть во время показа ритмически-четкими и выразительными: они должны недвусмысленно показывать легато, маркато или стаккато, пиано или форте, отдельные акценты и много других разнообразных оттенков исполнения, которые затем должны прозвучать в пении.

3. Устный диктант. Педагог поет закрытым ртом или играет на инструменте какую-либо попевку. Весь класс повторяет попевку сперва в уме, потом вслух, но без сольфеджирования (закрытым ртом или на нейтральный слог- да, на, и т.п.) Один из учащихся, напевая попевку в уме ,показывает её на таблице; при этом нельзяограничиваться формально правильным показом, а нужно требовать четких и выразительных движений. Когда это достигнуто, попевку сольфеджирует вслух весь класс одновременно с показом.

Описанному здесь настенному пособию соответствует дидактический материал, состоящий из квадратных картонных карточек, размером приблизительно 5*5 см; на каждой карточке написано красным карандашом до и соль.

В первом варианте занятий каждый учащийся получает по одной карточке с надписью до и по одной с надписью соль и кладет карточки перед собой в таком виде:

Соль

До

Второй, более трудный вариант, служит специально для раскладки устных диктантов по аналогии с записью, нотами.

Каждый учащийся получает 2-3 карточки с красной надписью до столько же с надписью соль и располагает их для начала дальше от себя на парте в таком виде:

Соль Соль Соль

До До До

Детей нужно прежде всего научить раскладывать карточки слева направо. Для этого мы сольфеджируем попевки с звукоповторениями; попевки надо запомнить, спеть в уме, затем брать карточки по порядку звуков попевки и расположить их близко перед собой, слева направо, например:

1. СольСоль

До До

2. Соль Соль

До До

3. Соль

До До До

4. Соль Соль Соль

До

Когда все дети усвоили принцип раскладывания карточек слева направо, педагог исполняет диктанты на инструменте или голосом без сольфеджио.

С этими карточками мы практикуем ещё игру в «звуковую лотерею». Один ребёнок перемешивает шесть карточек и кладет их перед собой лицевой стороной вниз. Второй берет у него наугад и читает одну за другой три карточки. Задача состоит с том, чтобы спеть попевку из трёх звуков в том порядке, в каком карточки были вытянуты. Легче назвать и спеть сперва отдельно каждый звук, а потом составить из них попевку. Труднее запомнить три названия и спеть сразу попевку из трех звуков, сперва в уме, а потом вслух. Если второй учащийся допускает ошибку, первый должен его поправить.

К изготовлению дидактического материала необходимо привлечь родителей и самих учащихся. Желательно, чтобы родители вырезали из картона все необходимые карточки; малышам это не под силу, педагог вряд ли располагает необходимым для этого временем. В начале года надписи на карточках лишь немногие учащиеся смогут сделать достаточно аккуратно; педагогу следует проинструктировать родителей на родительском собрании и показать образцы. Чем дальше, тем больше детей смогут и должны делать надписи сами.

Выработка слуховых представлений первой и пятой степеней лада- сравнительно легкая задача. Постояв на трех уроках по 10-15 минут двухступенным попевкам (из I и V ступеней), можно идти дальше (остальное время на каждом уроке занимают по-прежнему разучивание песен по слуху, слушание музыки, а также ритмические упражнения).

Следующий этап- попевки из звуков тонического трезвучия. Здесь мы применяем наглядные пособия, аналогичные вышеописанным- настенную таблицу с названиями звуков до, ми, соль и соответствующий дидактический материал из карточек с названиями тех же звуков.

По своей форме занятия на этом этапе не отличаются от прежних. Но овладение слуховыми представлениями трех ладовых ступеней и трехступенными попевками намного труднее и требует по меньшей мере в два раза больше занятий (по 10-15 минут на каждом уроке).

Третий этап сольфеджирования-пятиступенный (квинтовый) мажорный звукоряд. На этом этапе мы сольфеджируем простые, но уже художественно полноценные произведения-народные и авторские песенные мелодии. Наглядные пособия должны содействовать слуховому восприятию и пониманию ряда свойств мажорного лада, ограниченного пока пятью ступеням

3

Мы не ограничиваемся словесными объяснениями, а добиваемся того, чтобы свойства лада были усвоены детьми на основе слуховых впечатлений и в активной деятельности, близкой к игре. Именно:

1. Во всех формах нашей работы, которые выше уже были описаны( пение с показом, пение с таблички, устный диктант), продолжая по-прежнему сольфеджировать, мы показываем теперь движение мелодии не на названиях звуков, а на обозначениях ступеней. При этом левую сторону лесенки можно прикрыть или пользоваться таким упрощённым изображением звукоряда (большие цифры нужно писать красной краской):

V

IV

III

II

I

Дидактические карточки носят теперь на одной стороне названия звуков: до, ре, ми, фа, соль, а на обороте- обозначения ступеней: I, II, III, IV, V. Мы пользуемся преимущественно второй стороной карточек.

2. Для восприятия устойчивости и неустойчивости интонаций, оканчивающихся на различных ступенях лада, мы сольфеджируем специальные упражнения с показом на «звукоряде-лесенке».

3. Строение звукоряда на этом этапе ещё трудно поддается слуховому восприятию. Все же сравнение большой и малой секунды в пятиступенном звукоряде удается.

В целях наглядного изображения тонов и полутонов мы обращаемся в фортепианной клавиатуре и объясняем, что две соседних клавиши находятся друг от друга на расстоянии полутона, а две клавиши через одну- на расстоянии целого тона (при этом нужно смотреть на задние концы клавиш; для передних концов белых клавиш правило недействительно). Очень полезно иметь в классе настенное изображение отрезка фортепианной клавиатуры от соль малой октавы до соль второй октавы.

Далее, строение звукоряда можно отразить, укладывая карточки с обозначениями III и IV ступеней ( или со слогами ми и фа) плотно друг возле друга, а между остальными карточками остальными карточками оставляя зазоры:

V Соль

IV Фа

III Ми

II Ре

I До

4

Наконец мы сообщаем правило: (мажорный) звукоряд из пяти ступеней строится так:

два тона, полутон, тон.

Четвертый этап-полный октавный звукоряд тональности До мажор.

1.Гамма состоит из семи различных ступеней; верхний звук гаммы называется верхней первой ступенью или верхней тоникой. Поем мелодии с октавным диапазоном с показом на таблице.

2.VI и VII ступени-неустойчивые. После VI ступени хочется петь V, после VII ступени –верхнюю тонику. VII ступень называется вводным звуком, она вводит в тонику. Поем соответствующие упражнения.

3.В гамме два полутона-две малых секунды. Мы поем «песенку о малых секундах» и разучиваем правило о строении мажорной гаммы:

два тона, полутон, три тона, полутон.

Дидактический материал пополняется теперь карточками с цифровыми обозначениями новых ступеней:

VI VII I

Раскладывая карточки, дети должны показать малые и большие секунды октавного мажорного звукоряда.

Работая с новой настенной табличкой и дидактическим материалом по примеру предыдущего этапа, мы стараемся не задерживаться в тональности До мажор. Мы знакомим детей («знакомим», конечно, не теоретически, а прежде всего практически, методом сольфеджирования, пения «цепочкой», пения вслух и в уме, показом на табличке, игрой с дидактическим материалом, также краткими объяснениями) с до-мажорной гаммой и несколькими песнями, содержащими гаммообразные переходы (например, «Пароходик» Н. Леви, «Охотник» Н. Потоловского) и ещё в середине второй учебной четверти переходим к изучению тональности Ре мажор.

Почему мы берем на этом этапе ре мажор, е не фа или соль мажор, хотя эти последние теоретически наиболее близко родственны исходной до-мажорной тональности? Потому что основа нашей работы-пение, основной метод ознакомления с новой тональностью-транспонирование голосом. Все изученные до сих пор мелодии и упражнения могут быть использованы голосом в тональности Ре мажор; таким образом учащиеся встречают в Ре мажоре уже известные им закономерности лада: тот же порядок устойчивых и неустойчивых ступеней, те же тяготения, ту же последовательность больших и малых секунд. Ни в Фа, ни в Соль мажоре учащиеся первого класса не могли бы петь мелодии и упражнения с октавным диапазоном от нижней тоники до верхней, а следовательно тождество ладовых закономерностей в новой и в ранее изученной тональности не было очевидным.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Детская школа искусств им. Е. М. Беляева»

г. Клинцы Брянской области

Социально - педагогический проэкт

«Применение наглядных пособий

на уроках сольфеджио»

Составитель : В. Ф. Максименко - преподаватель

высшей категории по музыкально-теоретическим дисциплинам

г. Клинцы 2016 г.

Автор Максименко Валентина
Дата добавления 09.10.2016
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 187
Номер материала MA-067908
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы