Инфоурок Другое КонспектыМетодическая разработка по психологии " Структура Личности"

Методическая разработка по психологии " Структура Личности"

Скачать материал

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

занятия

 

 

По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ »

 

Раздел 1: Общая психология

Тема: «Структура личности»

Специальность:

31.02.01. Лечебное дело

углубленная подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купино

2016

 

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой методической  комиссии   общепрофессиональных дисциплин

Протокол №     «   »                         2016г

Председатель _________________Андреева Н.М

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины «Психология» Боярко Татьяна Николаевна

 

 

 

 

 

 

Купино

2016

 

 

Пояснительная записка

к методической разработке теоретического занятия  дисциплины «Психология» по теме «Структура личности».

     Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на лекционном   занятии  в рамках специальности 31.02.01. Лечебное дело углубленной подготовки.

  В  соответствии   с   ФГОС,  после   изучения   данной  темы студент должен знать:

 З 3 – Структуру личности

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описания хода занятия», «Входного контроля знаний реализация ОК 4» (приложение №1), «Изложения нового материала реализация ОК1, ОК4, ОК10,З1» (приложение №2), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №3), «Заданий  на осмысление и систематизацию полученных знаний реализация ОК2, ОК4, З3»(приложение№4), «Критериев оценивания» (приложение № 5), «Эталонов ответов» (приложение №6).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия Структура личности

 

Место проведения  кабинет психологии

 

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного  

 материала.

Цели занятия:

1. Образовательная: Дать знания о структуре личности

2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.),   ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.).

3. Развивающая:  развивать способность к организации собственной деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения и качество (ОК 2.); развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); развивать способность самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием (ОК8); заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13)

 

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:

З3 –структуру личности

 

Формируемые компетенции: ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 7; ОК 8;ОК 10; ОК 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Междисциплинарная интеграция:

Надпись: Русский язык и культура речи

Возрастные особенности  психики человека

 
Внутридисциплинарная интеграция:

 

 

 

 

Структура личности

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия для преподавателя, задания для самостоятельной работы студентов.

Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с лекционным  материалом,

Основная : Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб. пособие / Ростов н/Д: Феникс,2012. с. 109;

Дополнительная:  Островская И.В. Психология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. Москва , 2006 с150

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста. Раскрыть теоретическую значимость темы.

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

3.

Входной контроль знаний (приложение №1) ОК 4.

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

10 мин

Использование активных форм опроса с указанием цели:

-    дидактическая игра «Ассоциации»

 

4.

Изложение нового материала ОК1, ОК 4, ОК10, З1. (Приложение №2)

50мин

Формирование теоретических знаний

5.

Физкультминутка

реализация. ОК 13 (приложение №3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК2, ОК 4; ОК8, З1

 (приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10

Закрепить у студентов те знания, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

 

7.

Подведение итогов

(приложение №5)

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

8.

Самостоятельная внеаудиторная работа ОК8

5 мин.

Работа с лекционным материалом,

 

Всего

90 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Теоретическое осмысление учебного материала

 

1)      Дайте определение, что такое личность.

Проведение игры «Ассоциация».

Студентам предлагается в течение 2 мин. записать слова, которые у них возникают со словом «личность». Затем, объединившись в подгруппы по 3-4 человека, в течение 5 мин., сочинить рассказ, используя полученные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

 

Самое изумительное, из того, что создала природа, это лич­ность  человека.

Гёте

 

Личность — это совокупность психобиологических и социаль­но-психических особенностей конкретного человека, живущего в определенных социально-исторических условиях; это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобра­зования мира.

Личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия.

Что значит быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию.

Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и средств, с помощью кото­рых можно овладеть собственным поведением подчинить его сво­ей власти. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «ин­дивидуальность». Индивидуальность выражается в наличии разно­го опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера. Индивидуальность свою человек доказывает, утвержда­ет. Мотивация, темперамент, способности, характер — основные па­раметры индивидуальности.

Существует множество классификаций личности и теорий ее структуры.

Структура личности включает в себя:

1)   способности и потребности;

2)   интересы, убеждения, направленность личности;

3)   темперамент и характер;

4)   волевые качества и др.

Все вместе это является тем «сплавом», в котором все состав­ляющие личности взаимодействуют между собой и проявляются в единстве.

Способности — это индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются определенные виды деятельности.

Можно говорить об общих способностях (хорошо развитой памяти, мышлении, внимании) и о частных (индивидуальных), та­ких, как хороший глазомер, музыкальный слух, способность рисо­вать, петь, танцевать и т.д.).

У каждого человека есть определенные способности, но разные виды способностей у одного и того же человека развиты по-разному.

Природные задатки развиваются в течение жизни и переходят в способности только в результате их развития в процессе воспи­тания. Способности обеспечивают быстроту овладения знаниями, умениями и навыками.

Для формирования личности важно развитие не только спо­собностей, но и потребностей.

Потребности — отражение в сознании человека его нужд в чем-либо. Без удовлетворения нужды человек не может существо­вать как живой организм.

Есть материальные потребности и духовные. Духовные потреб­ности подразделяются на:

нравственные;

эстетические;

интеллектуальные.

Потребности решающим образом определяют личность.

Темперамент — выраженная интенсивность внешнего прояв­ления эмоций; это совокупность психических, эмоциональных, во­левых свойств человека, во многом обусловливающих его поведе­ние, отношение к окружающей действительности, адаптацию к по­стоянно меняющимся условиям внешней среды, к экстремальным ситуациям.

Различают ряд характеристик темперамента: сензитивность, реак­тивность, активность, темп реакций, пластичность, ригидность и др.

Сензитивность характеризуется минимальной силой внешнего воздействия, необходимой для возникновения психической реакции.

Реактивность отражает степень реакции на одинаковые раз­дражители.

Активностью называют деятельность человека, связанную с воз­действием на окружающий мир и преодолением препятствий.

Темп реакций отражает скорость протекания психических реакций (скорость движения, темп речи, находчивость, быстрота реакции).

Пластичность и ригидность характеризуют легкость или за­трудненность приспособления человека к окружающей среде.

Наиболее раннюю классификацию темпераментов дал Гип­пократ в V веке до н.э. выделив холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический типы.

Холерик отличается быстрыми и сильными чувствами, эмоцио­нальной возбудимостью, вспыльчивостью, энергичностью, подвижно­стью, выразительностью жестов и мимики.

Флегматики уравновешены, спокойны, медлительны, трудно пе­реключаемы.         

Меланхолики робки, застенчивы, ранимы, склонны к пессимис­тическому взгляду на жизнь, легко утомляются и плохо привыка­ют к новым условиям жизни.

Сангвиник характеризуется большой активностью, общительно­стью, живостью, легкой адаптацией, психической выносливостью, оптимистическим отношением к жизни.

И.П. Павлов раскрыл физиологическую сущность различных типов темперамента.

Им было выделено три основных свойства процессов возбуж­дения и торможения:

сила;

уравновешенность;

подвижность.

На основании этого и построено учение о типах нервной си­стемы. По И.П. Павлову выделяют четыре типа высшей нервной деятельности.

Безудержный тип — сильный, неуравновешенный, подвижный. Возбудимость преобладает над торможением (соответствует холе­рику).

Живой тип — сильный, уравновешенный, подвижный (соответ­ствует сангвинику)

Спокойный тип — сильный, уравновешенный, но инертный (со­ответствует флегматику).

Слабый тип — неуравновешенный, инертный, слабый (соответ­ствует меланхолику).

Эти типы могут сочетаться друг с другом.

Предпринимались попытки проанализировать связь темперамен­та и некоторых свойств характера с особенностями телосложения человека.

Э. Кречмер отмечал, что люди с атлетическим телосложением отличаются сильной волей, повышенной агрессивностью; с пикни­ческим — добродушием и доброжелательностью; с астеническим — ранимостью, малой общительностью, склонностью к абстрактным видам деятельности.

Известна классификация Шелдона, определяющая связь некото­рых психических свойств личности со4 строением лицевой части черепа. Например, выступающие лобные отделы (церебральный тип) могут сочетаться чаще всего со склонностью к рассудительной деятельности; выступающая средняя часть лицевого черепа означа­ет значительное влияние инстинктов на жизнь человека; массив­ный подбородок может говорить о наличии у человека сильной воли, агрессивности и целеустремленности.

К. Юнг выделил экстравертированный и интравертировнный типы личности.

Экстраверты общительны, словоохотливы, подвижны, оптимистичны, импульсивны.

Интроверты же в большей степени ориентированы на свой внут­ренний мир, малообщительны, любят порядок, ценят этические нормы.

На основании темперамента под влиянием воспитания форми­руется характер, особенно важны волевые свойства.

Характер — это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении чело­века и определенном отношении к окружающей действительности, к самому себе. Характер — это качество личности в целом.

Важное значение для определения социальной значимости лич­ности имеют свойства характера. В значительной мере черты ха­рактера вырабатываются в процессе онтогенеза под влиянием со­циальных факторов.

Можно выделить четыре основные черты характера.

1)   отношение личности к другим людям и к обществу в целом;

2)  отношение к своему общественному долгу;

3)   отношение к самому себе;

4)   проявление волевых качеств.

Социальная структура личности характеризуется направленностью личности и ее способностями, позицией и притя­заниями.

Направленность личности — совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Раз­личают уровень (общественную значимость) направленности и ее формы (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоз­зрения, убеждения).

Позиция личности — определенное положение, которое лич­ность занимает в системе доступных ей социальных отношений.

Она проявляется в социальных ролях, которые человек выпол­няет в различных общественных группах и ситуациях (в семье, про­изводственном коллективе и т.д.).

Притязания личности — те роли, которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которые она хотела бы достичь.

Формирование личности в онтогенезе проходит определенные этапы.

1-й этап — формирование основного стереотипа личности. К трем годам появляются представления о действительности и о себе, но нет еще полного выделения себя из происходящих собы­тий. В 3-5 лет осваиваются категории пространства и времени (в речи появляется местоимение «Я», глаголы в первом лице, пред­логи, союзы). К 7 годам формируется представление о «схеме тела» с выделением правой и левой стороны тела, с 7-11 лет* ребенок способен планировать свою деятельность в уме.

2-й этап — формирование стереотипа личности (до 15—16 лет). Индивидуальное более актуально, чем общественное. Широко ис­пользуются абстрактные понятия.

3-й этап — формирование социального (общественного) сте­реотипа личности (16 лет -- 21 год) характеризуется зрелостью чувств во взаимоотношениях человека с окружающим миром, фор­мированием высших эмоций (этических, эстетических, интеллекту­альных) и самосознания.

Различают гармоническую личность и акцентуированную. К. Леонгард выделяет 12 видов акцентуации личности в зависи­мости от наибольшей выраженности тех или иных особенностей. Акцентуации являются вариантом нормы, однако при определен­ных жизненных условиях могут приводить к декомпенсации и со­циально-психологической дезадаптации человека. Они как бы яв­ляются пограничной зоной между гармонической личностью и па­тологической (психопатии).

Мы приводим классификацию акцентуаций подросткового воз­раста по А.Е. Личко в связи с их значительным влиянием на поведение подростков в случае декомпенсации.

Подростки с гипертимным /липом характеризуются наличием несколько приподнятого настроения, стремлением к активной дея­тельности в сочетании с некоторой легкомысленностью и недис­циплинированностью. У них обычно рано пробуждается сексуаль­ное влечение, имеется тенденция к антисоциальным поступкам и ранней алкоголизации.

Циклоидный тип акцентуации отличается циклическими изме­нениями настроения: от подавленного до повышенного. В перио­ды пониженного настроения могут появляться суицидальные мыс­ли, во время повышенного — склонность к алкоголизации.

Лабильный тип характеризуется яркостью эмоций, повышенной ранимостью, богатством переживаний, чувствительностью к знакам внимания. Нуждается в эмоциональной поддержке.

Шизоидному типу свойственны склонность к одиночеству, сни­женная способность к сопереживанию, реакции ухода в себя, не­ожиданные поступки.

Астеноневротический тип характеризуется утомляемостью, склонностью к страхам и навязчивостям, мнительностью, капризностью, раздражительностью.

Подростки сензитивного типа обычно избегают шумных ком­паний из-за повышенной робости и застенчивости, комплекса не­полноценности. Вместе с тем у них обычно развито чувство дол га. Однако могут давать аффективные вспышки на грубость окру­жающих, «надевать» на себя «маску» развязности.

Подростки психастенического типа отличаются крайней не­смелостью при принятии решений, склонностью к самоанализу, мо­торной неловкостью, подчеркнутым стремлением к соблюдению дис­циплины.

Эпилептоидный тип характеризуется педантизмом, аккуратнос­тью, бережливостью, склонностью к аффективным вспышкам, конф­ликтностью.

При истероидной акцентуации имеется выраженное стремле­ние к лидерству, желание быть в центре внимания, эгоцентризм, яркость и лабильность эмоций, стремление к легким путям дости­жения цели, неумение повседневно учиться.

Подростки с неустойчивой акцентуацией характеризуются без­волием, повышенной внушаемостью, тягой к праздности, жаждой развлечений. Они легко втягиваются в антисоциальные компании, подвержены ранней алкоголизации и наркотизации.

При конформном типе акцентуации отмечаются выраженная за­висимость от мнения окружающих, подчиняемость, критичность к суждению и поступкам других людей, банальность собственных суждений.

Аксцентуация бывает скрытая и явная. Явная акцентуация отли­чается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера, проявляющихся, как правило, в трудных ситуациях и мо­гущих временно нарушать привычную социальную адаптацию.

Скрытая акцентуация может быть отнесена к обычным вариан­там нормы, так как в привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать неожиданно, под влиянием чрез­мерных для данной личности психотравмирующих ситуаций.

Патологическое развитие личности называют психопатией. Психо­патия проявляется в дисгармоничности личности, в неадекватных, несоответствующих реакциях на внешние воздействия. При психопатиях характер­ным является склонность к странному и необычному поведению, к резким изменениям настроениям без соответствующего повода, что приводит к нарушению контакта психопатической личности с окру­жающими людьми и препятствует нормальной деятельности.

О.В. Кербиков предложил психопатов разграничить на три груп­пы: возбудимые, тормозные и смешанные.

Знание особенностей личности и их учет имеют огромное зна­чение в любой сфере человеческой деятельности и межличност­ных отношениях.

Для медработника знание особенностей личности больного и его родственников позволит .правильно построить беседу и отно­шения с ними, определить характер внутренней картины болезни, спланировать психотерапевтическую тактику. Медицинским работни­кам необходимо учитывать тип темперамента пациента в процессе общения, выполнения манипуляций, при размещении в палаты и т.д. Например, сангвиник и холерик сразу отреагируют на замеча­ние медсестры, а флегматик и меланхолик долго будут это заме­чание переживать, особенно меланхолик. Флегматик трудно при­спосабливается к новой обстановке, поэтому без необходимости его не следует переводить в другую палату.

Знание особенностей своего темперамента и характера позво­лит медработникам производить необходимую самокоррекцию в сво­ей работе и в отношениях с другими людьми.

Возрастные особенности (в психологии) - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития

Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализа­ция которых зависит от условий жизнедеятельности личности:

1)   неравномерность психического развития. Различные психи­ческие функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития даже при самых благоприятных условиях. Одна из причин этого — отдельные процессы и свойства могут фор­мироваться лишь на основе уже сформировавшихся других психических процессов и свойств;

2)  интеграция психики. Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности;

3)  пластичность и возможность компенсации. При слабости од­ной функции можно усилить развитие других функций, так сла­бую память можно компенсировать смысловой организацией ма­териала, чтобы его лучше понять.

 

Особенности возраста определяются следующими  условиями:

1)   системой требований, которые предъявляются человеку на дан­ном этапе его жизни;

2)  отношениями с окружающими;

3)   знаниями и умениями, которыми он овладевает;

4)   метрическим возрастом .

Периоды возрастного раз­вития:

- пренатальный (внутриутробный период);

- детство;

- младенчество (от рождения до 1 года жизни);

- раннее детство (1-3 года);

- младший и средний дошкольный возраст (3—4 года);

- старший дошкольный возраст (от 4—5 лет до 6—7 лет);

- младший школьный возраст (от 6—7 лет до 10—11 лет);

- подростковый возраст (от 10-11 лет до 13-14 лет);

- ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет);
 -   юность (17-21 год);

- зрелость:

ранняя (21—25 лет);

средняя (25—40 лет);

поздняя (41-55 лет);

- старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет)

 

 

Психологические особенности возрастных периодов

Стадия младенчества. Общение в этот период должно но­сить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный характер, эмоционально-по­ложительный тонус, что служит признаком физического и психи­ческого здоровья.

Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста (к 9 мес.).

Второе основное новообразование этого возраста — появле­ние первого слова (носит характер указательных жестов).

Ранний возраст. Социальная ситуация развития в раннем воз­расте такова: ребенок — предмет — взрослый. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. Предметная деятельность на­правлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.

Общение становится в этом возрасте формой организации пред­метной деятельности.

Все основные новообразования связаны с развитием основно­го типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.

Кризис трех лет. Выделяют несколько важных симптомов этого кризиса:

1.         Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться неко­торым требованиям взрослых.

2.        Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Ребе­нок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.

3.        Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома.

4.        Своеволие. Стремление к самостоятельности от взрослого (в на­мерениях, замыслах).

5.        Обесценивание взрослых.

6.    Протест — бунт, который проявляется в частых ссорах с ро­дителями.

7.    В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на дея­тельность взрослого, который является для ребенка образцом.

Дошкольный возраст. В этом возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра.

Развивается мышление: логическое, символическое, наглядно-образное. В дошкольном возрасте есть и учение, но к нему дети должны быть личностно подготовленными.

Дошкольный период — один из периодов ста­новления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичные этические нормы.

В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Возникают также элементы самосознания, первые эле­менты самооценки и оценки.

Младший школьный возраст. Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.

Основным новообразованием младшего школьного возраста яв­ляется отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышле­ние (память становится мыслящей, а восприятие думающим), а так же умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка. Школа способствует самостоятельности ребен­ка, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружа­ющего его мира — как физического, так и социального.

Здесь ребенок становится объектом оценки с точки зрения интел­лектуальных и физических возможностей, начинается бурное развитие самооценки. В школе приобретают более важное значение собствен­ные действия ребенка, он уже вынужден отвечать сам за себя.

Отрочество включает 2 периода:

а) подростковый, или пубертатный (с 10-11 лет до 13-14 лет), период —- соответствует половому созреванию, у подростков формируется новое пред­ставление о себе;

б) ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет).

Подростковый возраст. Важнейши­ми процессами переходного возраста является расширение жиз­ненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлеж­ности и типа людей, на которых она ориентируется.

Поведение подростка определяется промежуточностью его положения. Это проявляется в психике, для кото­рой типичны внутренняя застенчивость, ранимость, уязвимость, внут­ренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты.

Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, которые  сопровождается значительными психологическим трудно­стями для самого человека и его социального окружения.

Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности,   кризис 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет).

При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

Юношеский, или ювенилъный, период

Этот период (с 17 до 20-23 лет) представляет переход к зре­лости. С биологической точки зрения, человек уже взрослый, но социальной зрелости не достиг. Юности свойственно чувство пси­хологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств.

Юношеский возраст — этап человеческой близости, когда цен­ности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепен­ными.

Характерны чувства нового, смелость, решительность, оптимизм и способность к увлечению.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобраз­ный эгоцентризм мышления.

Кризис 17 лет — рубеж привычной школьной и новой взрос­лой жизни.

Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов.

Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30-35 лет. Моло­дость — время создания семьи, время освоения выбранной профес­сии, определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости

 Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливают­ся ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Зрелость — самый длительный для большинства людей пери­од жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50—55 до 65-70 лет. Зре­лость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Че­ловек может реализовать весь свой потенциал, добиться наиболь­ших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего  человеческого предназначения — как в профессиональной или об­щественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

В зрелые годы выделяют свои кризисные периоды.

Кризис 33-35 лет — когда, достигнув определенного соци­ального и семейного положения, человек с тревогой начинает ду­мать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?». И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т.д.

Затем наступает недолгий период стабилизации (от 35 до 40-43 лет), когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уве­рен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, в сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое деся­тилетие (45-55 лет), когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуж­дение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, при­ходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивного настроения, от кото­рых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через лю­бовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55-65 лет — пе­риод физиологического и психологического равновесия, сни­жения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости.

После 75 лет возраст считается преклонным .

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит пре­одолевать три подкризиса:

-первый из них заключается в переоценке собственного «Я» по­мимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на пенсию остается главной;

-второй подкризис связан с фактором осознания ухудшения здо­ровья и старения тела, что дает возможность человеку вырабо­тать у себя в этом плане необходимое равнодушие;

-в результате третьего подкризиса у человека исчезает самооза­боченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

В период геронтогенеза происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Одним из путей адаптации является мобилизация резервных возможностей организма. В возрасте 70— 90 лет особенно страдает механическое запечатление. Лучше все­го сохраняется логическая, вербальная (словесная) память. Осно­вой прочности памяти являются смысловые связи

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Физкультминутка

 

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

 

Осмысление и систематизация полученных знаний.

1.      Перечислите и опишите структурные единицы личности.

2.      Перечислите  периоды возрастного развития

3.      Опишите  возрастные особенности  психики человека

4.      Определите свойства/типы темперамента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

Критерии оценивания

 

Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение (несоответствующее эталонному показателю) выставляется 0 баллов.

1.      Оценка «5» - проставляется за 4 правильных ответов

2.      Оценка «4» - проставляется за 3 правильных ответа

3.      Оценка «3» - проставляется за 2 правильных ответов

4.      Оценка «2» - проставляется за 1 и менее верных ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 6

Эталоны ответов

1.      Структура личности включает в себя:

способности и потребности;

интересы, убеждения, направленность личности;

темперамент и характер;

волевые качества

Способности — это индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются определенные виды деятельности.

Потребности — отражение в сознании человека его нужд в чем-либо. Без удовлетворения нужды человек не может существо­вать как живой организм.

Есть материальные потребности и духовные. Духовные потреб­ности подразделяются на:

нравственные;

эстетические;

интеллектуальные.

Направленность личности — совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Раз­личают уровень (общественную значимость) направленности и ее формы (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоз­зрения, убеждения).

Темперамент — выраженная интенсивность внешнего прояв­ления эмоций; это совокупность психических, эмоциональных, во­левых свойств человека, во многом обусловливающих его поведе­ние, отношение к окружающей действительности, адаптацию к по­стоянно меняющимся условиям внешней среды, к экстремальным ситуациям.

Характер — это сочетание наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в поведении чело­века и определенном отношении к окружающей действительности, к самому себе. Характер — это качество личности в целом.

2. Периоды возрастного раз­вития:

- пренатальный (внутриутробный период);

- детство;

- младенчество (от рождения до 1 года жизни);

- раннее детство (1-3 года);

- младший и средний дошкольный возраст (3—4 года);

- старший дошкольный возраст (от 4—5 лет до 6—7 лет);

- младший школьный возраст (от 6—7 лет до 10—11 лет);

- подростковый возраст (от 10-11 лет до 13-14 лет);

- ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет);
 -   юность (17-21 год);

- зрелость:

ранняя (21—25 лет);

средняя (25—40 лет);

поздняя (41-55 лет);

- старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет)

3. Возрастные особенности - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития

Психологическое развитие имеет ряд закономерностей, реализа­ция которых зависит от условий жизнедеятельности личности:

1)             неравномерность психического развития. Различные психи­ческие функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития даже при самых благоприятных условиях.

2)      интеграция психики. Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности;

3)      пластичность и возможность компенсации.

Психологические особенности возрастных периодов

Стадия младенчества. Общение в этот период должно но­сить эмоционально-положительный характер..

Ходьба — первое основное новообразование младенческого возраста (к 9 мес.).

Второе основное новообразование этого возраста — появле­ние первого слова (носит характер указательных жестов).

Ранний возраст. Социальная ситуация развития в раннем воз­расте такова: ребенок — предмет — взрослый. Общение становится в этом возрасте формой организации пред­метной деятельности.

Все основные новообразования связаны с развитием основно­го типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи.

Кризис трех лет. Выделяют несколько важных симптомов этого кризиса:

Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться неко­торым требованиям взрослых.

Упрямство. Ребе­нок настаивает на своем требовании, на своем решении.

Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома.

Своеволие. Стремление к самостоятельности от взрослого (в на­мерениях, замыслах).

Обесценивание взрослых.

Протест — бунт, который проявляется в частых ссорах с ро­дителями.

В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на дея­тельность взрослого, который является для ребенка образцом.

Дошкольный возраст. В этом возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра.

Развивается мышление: логическое, символическое, наглядно-образное. В дошкольном возрасте есть и учение, но к нему дети должны быть личностно подготовленными.

Дошкольный период — один из периодов ста­новления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичные этические нормы.

В дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Возникают также элементы самосознания, первые эле­менты самооценки и оценки.

Младший школьный возраст. Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.

Основным новообразованием младшего школьного возраста яв­ляется отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышле­ние (память становится мыслящей, а восприятие думающим), а так же умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Отрочество включает 2 периода:

а) подростковый, или пубертатный (с 10-11 лет до 13-14 лет), период —- соответствует половому созреванию, у подростков формируется новое пред­ставление о себе;

б) ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет).

Подростковый возраст. Важнейши­ми процессами переходного возраста является расширение жиз­ненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлеж­ности и типа людей, на которых она ориентируется.

Поведение подростка определяется промежуточностью его положения. Это проявляется в психике, для кото­рой типичны внутренняя застенчивость, ранимость, уязвимость, внут­ренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты.

Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, которые  сопровождается значительными психологическим трудно­стями для самого человека и его социального окружения.

Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности,   кризис 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет).

При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

Юношеский, или ювенилъный, период

Этот период (с 17 до 20-23 лет) представляет переход к зре­лости. С биологической точки зрения, человек уже взрослый, но социальной зрелости не достиг.

Для юношества свойственны максимализм суждений, своеобраз­ный эгоцентризм мышления.

Кризис 17 лет — рубеж привычной школьной и новой взрос­лой жизни.

Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов.

Стадия ранней зрелости, или молодость (с 20-23 до 30-33 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

Молодость охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30-35 лет.

Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости

 Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливают­ся ценности, то речь идет о том, что жизненный замысел вообще оказался неверным.

Зрелость — самый длительный для большинства людей пери­од жизни. Зре­лость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.

Че­ловек может реализовать весь свой потенциал, добиться наиболь­ших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего  человеческого предназначения — как в профессиональной или об­щественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.

В зрелые годы выделяют свои кризисные периоды.

Кризис 33-35 лет — когда, достигнув определенного соци­ального и семейного положения, человек с тревогой начинает ду­мать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?». И некоторые начинают лихорадочно менять что-то в своей жизни: работу, супруга, место жительства, хобби и т.д.

Затем наступает период стабилизации (от 35 до 40-43 лет), когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уве­рен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, в сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое деся­тилетие (45-55 лет), когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуж­дение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, при­ходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивного настроения, от кото­рых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через лю­бовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости длится с 55-65 лет — пе­риод физиологического и психологического равновесия, сни­жения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой старости.

После 75 лет возраст считается преклонным .

4.Темперамент — выраженная интенсивность внешнего прояв­ления эмоций; это совокупность психических, эмоциональных, во­левых свойств человека, во многом обусловливающих его поведе­ние, отношение к окружающей действительности, адаптацию к по­стоянно меняющимся условиям внешней среды, к экстремальным ситуациям.

Различают свойства  темперамента: сензитивность, реак­тивность, активность, темп реакций, пластичность, ригидность и др.

-Сензитивность характеризуется минимальной силой внешнего воздействия, необходимой для возникновения психической реакции.

-еактивность отражает степень реакции на одинаковые раз­дражители.

-Активностью называют деятельность человека, связанную с воз­действием на окружающий мир и преодолением препятствий.

-Темп реакций отражает скорость протекания психических реакций (скорость движения, темп речи, находчивость, быстрота реакции).

-Пластичность и ригидность характеризуют легкость или за­трудненность приспособления человека к окружающей среде.

1)Холерик отличается быстрыми и сильными чувствами, эмоцио­нальной возбудимостью, вспыльчивостью, энергичностью, подвижно­стью, выразительностью жестов и мимики.

2)Флегматики уравновешены, спокойны, медлительны, трудно пе­реключаемы.        

3)Меланхолики робки, застенчивы, ранимы, склонны к пессимис­тическому взгляду на жизнь, легко утомляются и плохо привыка­ют к новым условиям жизни.

4)Сангвиник характеризуется большой активностью, общительно­стью, живостью, легкой адаптацией, психической выносливостью, оптимистическим отношением к жизни.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка по психологии " Структура Личности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Корреспондент

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на лекционном занятии в рамках специальности 31.02.01. Лечебное дело углубленной подготовки. В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать: З 3 – Структуру личностиМетодическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описания хода занятия», «Входного контроля знаний реализация ОК 4» (приложение №1), «Изложения нового материала реализация ОК1, ОК4, ОК10,З1» (приложение №2), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №3), «Заданий на осмысление и систематизацию полученных знаний реализация ОК2, ОК4, З3»(приложение№4), «Критериев оценивания» (приложение № 5), «Эталонов ответов» (приложение №6).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 833 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.11.2020 668
    • DOCX 122.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цуканова Мария Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цуканова Мария Сергеевна
    Цуканова Мария Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72302
    • Всего материалов: 219

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

4920 руб. 2950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 66 регионов

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе