ГОСУДАРСТВЕННОЕ
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ
ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
занятия
По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ
»
Раздел 1: Общая психология
Тема: «Структура
личности»
Специальность:
31.02.01. Лечебное дело
углубленная подготовка
Купино
2016
Рассмотрена
на заседании
Предметно-цикловой
методической комиссии общепрофессиональных
дисциплин
Протокол
№ « » 2016г
Председатель
_________________Андреева Н.М
Автор
– составитель: преподаватель первой квалификационной
категории дисциплины «Психология» Боярко Татьяна Николаевна
Купино
2016
Пояснительная
записка
к
методической разработке теоретического занятия дисциплины «Психология» по теме
«Структура личности».
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по
ФГОС III
поколения, для использования на лекционном занятии в рамках специальности 31.02.01.
Лечебное дело углубленной подготовки.
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен
знать:
З 3 – Структуру личности
Методическая
разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана»,
«Описания хода занятия», «Входного контроля знаний реализация ОК 4» (приложение
№1), «Изложения нового материала реализация ОК1, ОК4, ОК10,З1» (приложение №2),
«Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №3), «Заданий на осмысление и
систематизацию полученных знаний реализация ОК2, ОК4, З3»(приложение№4),
«Критериев оценивания» (приложение № 5), «Эталонов ответов» (приложение №6).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема
занятия Структура
личности
Место
проведения кабинет
психологии
Продолжительность
проведения занятия 90 минут
Мотивация
темы: Данная
тема является основой для дальнейшего усвоения учебного
материала.
Цели
занятия:
1.
Образовательная: Дать знания о структуре личности
2.
Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления
устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.), ответственности за
результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного отношения к историческому
наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и
религиозных различий (ОК 10.).
3.
Развивающая: развивать способность к организации
собственной деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнения и качество (ОК 2.); развивать
стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития (ОК 4); развивать способность самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием (ОК8); заниматься
физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и
профессиональных целей (ОК 13)
Требования
ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:
З3
–структуру личности
Формируемые
компетенции: ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 7; ОК 8;ОК 10; ОК 13
Междисциплинарная
интеграция:
Возрастные
особенности психики человека
|
|
Внутридисциплинарная
интеграция:
Методическое обеспечение занятия: методическая
разработка занятия для преподавателя, задания для самостоятельной работы
студентов.
Внеаудиторная
самостоятельная работа: Работа с лекционным материалом,
Основная : Полянцева
О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб. пособие / Ростов н/Д:
Феникс,2012. с. 109;
Дополнительная: Островская
И.В. Психология. Учебник для медицинских училищ и колледжей. Москва , 2006 с150
Описание хода занятия
№
|
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций
|
Ориентировочное время
|
Содержание этапа. Методическое
обоснование
|
1.
|
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на
учебную деятельность
|
2 мин.
|
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии,
проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
|
2.
|
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка.
Формирование
ОК 1.
Цель: активизировать познавательную деятельность
студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста.
Раскрыть теоретическую значимость темы.
|
3 мин.
|
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность
темы. Определяет цели и план занятия.
|
3.
|
Входной контроль знаний (приложение №1) ОК 4.
Цель: выявить уровень теоретических знаний,
оценить степень подготовки к занятию
|
10 мин
|
Использование активных форм опроса с указанием
цели:
- дидактическая
игра «Ассоциации»
|
4.
|
Изложение нового материала
ОК1, ОК 4, ОК10, З1. (Приложение №2)
|
50мин
|
Формирование теоретических знаний
|
5.
|
Физкультминутка
реализация. ОК 13 (приложение №3)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних
конечностей
|
5 мин
|
Преподаватель организует выполнение комплекса
физических упражнений.
|
6.
|
Осмысление и систематизация полученных знаний
реализация ОК2, ОК 4; ОК8, З1
(приложение №4)
Цель: систематизировать и закрепить полученные
знания
|
10
|
Закрепить у студентов те знания, которые
необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
|
7.
|
Подведение итогов
(приложение №5)
|
5 мин.
|
Обсуждаются итоги работы студентов и
выставляются оценки с комментариями.
|
8.
|
Самостоятельная
внеаудиторная работа ОК8
|
5 мин.
|
Работа
с лекционным материалом,
|
|
Всего
|
90 мин
|
|
Приложение
№1
Теоретическое
осмысление учебного материала
1) Дайте
определение, что такое личность.
Проведение
игры «Ассоциация».
Студентам
предлагается в течение 2 мин. записать слова, которые у них возникают со словом
«личность». Затем, объединившись в подгруппы по 3-4 человека, в течение 5 мин.,
сочинить рассказ, используя полученные слова.
Приложение
№ 2
Самое изумительное, из того, что создала природа, — это личность человека.
Гёте
Личность
— это совокупность психобиологических
и социально-психических
особенностей конкретного человека, живущего в определенных социально-исторических условиях;
это человеческая индивидуальность,
выступающая как субъект познания и преобразования мира.
Личностью мы становимся под
влиянием жизни в обществе, воспитания,
обучения, общения, взаимодействия.
Что значит
быть личностью? Быть личностью — это значит иметь активную жизненную позицию.
Быть
личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть арсеналом приемов и
средств, с помощью которых можно овладеть собственным поведением подчинить его своей власти. Особенная и непохожая на других
личность в полноте ее
духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность». Индивидуальность выражается
в наличии разного опыта,
знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера. Индивидуальность свою человек
доказывает, утверждает.
Мотивация, темперамент, способности, характер — основные параметры индивидуальности.
Существует множество
классификаций личности и теорий ее структуры.
Структура личности включает в себя:
1)
способности
и потребности;
2)
интересы,
убеждения, направленность личности;
3)
темперамент
и характер;
4)
волевые
качества и др.
Все вместе
это является тем «сплавом», в котором все составляющие личности взаимодействуют между собой
и проявляются в единстве.
Способности
— это
индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно выполняются
определенные виды
деятельности.
Можно
говорить об общих способностях (хорошо развитой памяти, мышлении, внимании) и о частных
(индивидуальных), таких, как хороший глазомер, музыкальный слух, способность
рисовать, петь,
танцевать и т.д.).
У каждого
человека есть определенные способности, но разные виды способностей у одного и того же человека
развиты по-разному.
Природные задатки развиваются
в течение жизни и переходят в способности
только в результате их развития в процессе воспитания. Способности обеспечивают быстроту овладения знаниями, умениями и навыками.
Для формирования личности
важно развитие не только способностей, но и потребностей.
Потребности
— отражение в
сознании человека его нужд в чем-либо. Без удовлетворения нужды человек не может существовать как живой организм.
Есть
материальные потребности и духовные. Духовные потребности подразделяются на:
►нравственные;
►эстетические;
►интеллектуальные.
Потребности решающим образом определяют
личность.
Темперамент
— выраженная
интенсивность внешнего проявления эмоций; это совокупность психических, эмоциональных, волевых
свойств человека, во многом обусловливающих его поведение, отношение к окружающей
действительности, адаптацию к постоянно меняющимся условиям внешней среды, к экстремальным ситуациям.
Различают
ряд характеристик темперамента: сензитивность, реактивность, активность, темп реакций,
пластичность, ригидность и др.
Сензитивность
характеризуется
минимальной силой внешнего воздействия, необходимой для возникновения
психической реакции.
Реактивность
отражает степень
реакции на одинаковые раздражители.
Активностью
называют
деятельность человека, связанную с воздействием
на окружающий мир и преодолением препятствий.
Темп
реакций отражает
скорость протекания психических реакций (скорость движения, темп речи, находчивость, быстрота
реакции).
Пластичность
и ригидность характеризуют
легкость или затрудненность приспособления
человека к окружающей среде.
Наиболее раннюю классификацию
темпераментов дал Гиппократ в V веке до н.э. выделив холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический типы.
Холерик отличается быстрыми и сильными чувствами,
эмоциональной
возбудимостью, вспыльчивостью, энергичностью, подвижностью, выразительностью жестов и мимики.
Флегматики
уравновешены,
спокойны, медлительны, трудно переключаемы.
Меланхолики
робки, застенчивы,
ранимы, склонны к пессимистическому взгляду на жизнь, легко утомляются и плохо привыкают к новым условиям жизни.
Сангвиник
характеризуется
большой активностью, общительностью, живостью, легкой адаптацией, психической выносливостью,
оптимистическим отношением к жизни.
И.П. Павлов раскрыл физиологическую сущность
различных типов
темперамента.
Им было
выделено три основных свойства процессов возбуждения и торможения:
►сила;
►уравновешенность;
►подвижность.
На основании этого и построено
учение о типах нервной системы. По И.П.
Павлову выделяют четыре типа высшей нервной деятельности.
Безудержный
тип —
сильный, неуравновешенный, подвижный. Возбудимость преобладает над торможением
(соответствует холерику).
Живой тип
— сильный,
уравновешенный, подвижный (соответствует сангвинику)
Спокойный
тип —
сильный, уравновешенный, но инертный (соответствует флегматику).
Слабый
тип —
неуравновешенный, инертный, слабый (соответствует меланхолику).
Эти типы могут сочетаться друг с другом.
Предпринимались
попытки проанализировать связь темперамента и некоторых свойств характера с
особенностями телосложения человека.
Э.
Кречмер отмечал, что люди с атлетическим телосложением отличаются сильной
волей, повышенной агрессивностью; с пикническим — добродушием и доброжелательностью;
с астеническим — ранимостью,
малой общительностью, склонностью к абстрактным видам деятельности.
Известна
классификация Шелдона, определяющая связь некоторых психических свойств личности со4
строением лицевой части черепа. Например, выступающие лобные отделы (церебральный тип) могут сочетаться чаще всего со склонностью к
рассудительной деятельности;
выступающая средняя часть лицевого черепа означает значительное влияние инстинктов на жизнь человека; массивный подбородок может говорить о наличии у человека
сильной воли, агрессивности и
целеустремленности.
К. Юнг выделил экстравертированный и интравертировнный типы
личности.
Экстраверты
общительны, словоохотливы, подвижны, оптимистичны, импульсивны.
Интроверты
же в большей степени ориентированы на свой внутренний мир, малообщительны, любят порядок,
ценят этические нормы.
На
основании темперамента под влиянием воспитания формируется характер, особенно важны волевые
свойства.
Характер
— это сочетание наиболее
устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся в
поведении человека и
определенном отношении к окружающей действительности, к самому себе. Характер — это качество
личности в целом.
Важное
значение для определения социальной значимости личности имеют свойства характера. В
значительной мере черты характера вырабатываются в процессе онтогенеза под влиянием социальных факторов.
Можно выделить четыре основные черты
характера.
1)
отношение
личности к другим людям и к обществу в целом;
2)
отношение к своему
общественному долгу;
3)
отношение к самому себе;
4)
проявление
волевых качеств.
Социальная
структура личности характеризуется направленностью личности и ее способностями,
позицией и притязаниями.
Направленность
личности —
совокупность доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Различают
уровень (общественную значимость) направленности и ее формы (влечения, желания, интересы,
склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения).
Позиция
личности —
определенное положение, которое личность
занимает в системе доступных ей социальных отношений.
Она
проявляется в социальных ролях, которые человек выполняет в различных общественных группах и
ситуациях (в семье, производственном
коллективе и т.д.).
Притязания
личности — те роли,
которые она считает для себя возможными и желанными, и результаты (цели), которые она хотела бы достичь.
Формирование
личности в онтогенезе проходит определенные этапы.
1-й этап — формирование основного стереотипа личности. К трем годам появляются представления о
действительности и о себе,
но нет еще полного выделения себя из происходящих событий. В 3-5 лет осваиваются категории
пространства и времени (в
речи появляется местоимение «Я», глаголы в первом лице, предлоги, союзы). К 7 годам формируется
представление о «схеме тела»
с выделением правой и левой стороны тела, с 7-11 лет* ребенок способен планировать свою деятельность в уме.
2-й этап — формирование стереотипа личности (до 15—16
лет). Индивидуальное более
актуально, чем общественное. Широко используются абстрактные понятия.
3-й этап — формирование социального (общественного) стереотипа личности (16 лет -- 21 год)
характеризуется зрелостью чувств во взаимоотношениях человека с окружающим миром, формированием высших эмоций (этических,
эстетических, интеллектуальных) и
самосознания.
Различают
гармоническую личность и акцентуированную. К. Леонгард выделяет 12 видов акцентуации личности в зависимости от наибольшей выраженности тех или иных
особенностей. Акцентуации являются вариантом нормы, однако при определенных
жизненных условиях могут приводить к декомпенсации и социально-психологической дезадаптации человека. Они
как бы являются пограничной зоной
между гармонической личностью и патологической
(психопатии).
Мы
приводим классификацию акцентуаций подросткового возраста по А.Е. Личко в связи с их значительным влиянием на поведение подростков в случае декомпенсации.
Подростки
с гипертимным /липом характеризуются наличием несколько приподнятого настроения,
стремлением к активной деятельности в
сочетании с некоторой легкомысленностью и недисциплинированностью. У них обычно рано пробуждается сексуальное влечение, имеется тенденция к антисоциальным
поступкам и ранней алкоголизации.
Циклоидный
тип акцентуации
отличается циклическими изменениями
настроения: от подавленного до повышенного. В периоды пониженного настроения могут появляться суицидальные мысли, во время повышенного — склонность к
алкоголизации.
Лабильный
тип характеризуется
яркостью эмоций, повышенной ранимостью, богатством переживаний, чувствительностью к знакам внимания. Нуждается в эмоциональной
поддержке.
Шизоидному
типу свойственны
склонность к одиночеству, сниженная способность к сопереживанию, реакции ухода в себя, неожиданные поступки.
Астеноневротический тип характеризуется утомляемостью, склонностью
к страхам и навязчивостям, мнительностью, капризностью, раздражительностью.
Подростки
сензитивного типа обычно избегают шумных компаний из-за повышенной робости и
застенчивости, комплекса неполноценности. Вместе с тем у них обычно развито чувство дол га.
Однако могут давать аффективные вспышки на грубость окружающих, «надевать» на
себя «маску» развязности.
Подростки психастенического
типа отличаются крайней несмелостью при
принятии решений, склонностью к самоанализу, моторной неловкостью, подчеркнутым стремлением к соблюдению дисциплины.
Эпилептоидный
тип характеризуется
педантизмом, аккуратностью, бережливостью, склонностью к аффективным вспышкам, конфликтностью.
При истероидной
акцентуации имеется выраженное стремление к лидерству, желание быть в
центре внимания, эгоцентризм, яркость и лабильность эмоций, стремление к легким путям достижения цели, неумение повседневно учиться.
Подростки
с неустойчивой акцентуацией характеризуются безволием, повышенной внушаемостью, тягой к
праздности, жаждой развлечений.
Они легко втягиваются в антисоциальные компании, подвержены ранней алкоголизации и
наркотизации.
При конформном
типе акцентуации отмечаются выраженная зависимость от мнения окружающих,
подчиняемость, критичность к суждению и поступкам других людей, банальность собственных суждений.
Аксцентуация
бывает скрытая и явная. Явная акцентуация отличается наличием довольно постоянных черт
определенного типа характера,
проявляющихся, как правило, в трудных ситуациях и могущих временно нарушать привычную социальную
адаптацию.
Скрытая
акцентуация может быть отнесена к обычным вариантам нормы, так как в привычных условиях черты
определенного типа
характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать неожиданно,
под влиянием чрезмерных для данной
личности психотравмирующих ситуаций.
Патологическое
развитие личности называют психопатией. Психопатия проявляется в дисгармоничности
личности, в неадекватных, несоответствующих реакциях на внешние воздействия. При психопатиях характерным является склонность к странному и
необычному поведению, к
резким изменениям настроениям без соответствующего повода, что приводит к нарушению контакта
психопатической личности с окружающими людьми и препятствует нормальной деятельности.
О.В. Кербиков предложил психопатов разграничить на три группы: возбудимые, тормозные и смешанные.
Знание
особенностей личности и их учет имеют огромное значение в любой сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях.
Для медработника знание особенностей
личности больного и его родственников
позволит .правильно построить беседу и отношения с ними, определить характер внутренней картины болезни, спланировать психотерапевтическую тактику.
Медицинским работникам необходимо
учитывать тип темперамента пациента в процессе общения, выполнения
манипуляций, при размещении в палаты и т.д.
Например, сангвиник и холерик сразу отреагируют на замечание медсестры, а флегматик и меланхолик долго
будут это замечание переживать,
особенно меланхолик. Флегматик трудно приспосабливается к новой обстановке, поэтому без необходимости его не следует переводить в другую палату.
Знание
особенностей своего темперамента и характера позволит медработникам производить необходимую
самокоррекцию в своей
работе и в отношениях с другими людьми.
Возрастные особенности (в психологии) - специфические
свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе
смены возрастных стадий развития
Психологическое
развитие имеет ряд закономерностей, реализация которых зависит от условий жизнедеятельности личности:
1) неравномерность психического развития. Различные психические функции и свойства личности не
находятся на одном уровне
развития даже при самых благоприятных условиях. Одна из причин этого — отдельные процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся
других психических процессов и свойств;
2) интеграция психики. Психика по мере развития приобретает все большую цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности;
3) пластичность и возможность компенсации. При слабости одной функции можно усилить развитие других
функций, так слабую память можно
компенсировать смысловой организацией материала,
чтобы его лучше понять.
Особенности
возраста определяются следующими условиями:
1) системой требований, которые предъявляются
человеку на данном этапе
его жизни;
2)
отношениями
с окружающими;
3)
знаниями
и умениями, которыми он овладевает;
4)
метрическим
возрастом .
Периоды
возрастного развития:
- пренатальный (внутриутробный период);
- детство;
- младенчество (от рождения до 1 года жизни);
- раннее
детство (1-3 года);
- младший и средний дошкольный возраст (3—4
года);
- старший дошкольный возраст (от 4—5 лет до
6—7 лет);
- младший
школьный возраст (от 6—7 лет до 10—11 лет);
- подростковый возраст (от 10-11 лет до 13-14
лет);
- ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до
16-17 лет);
- юность (17-21 год);
-
зрелость:
—
ранняя
(21—25 лет);
—
средняя
(25—40 лет);
—
поздняя
(41-55 лет);
- старость (от 55 лет, а по
международной классификации от 75
лет)
Психологические особенности возрастных
периодов
Стадия младенчества. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер.
Тем самым у ребенка создается
эмоционально-положительный характер, эмоционально-положительный тонус, что служит признаком
физического и психического
здоровья.
Ходьба —
первое основное новообразование младенческого возраста (к 9 мес.).
Второе
основное новообразование этого возраста — появление первого слова (носит
характер указательных жестов).
Ранний
возраст. Социальная
ситуация развития в раннем возрасте такова: ребенок — предмет — взрослый. В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.
Предметная деятельность направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами.
Общение
становится в этом возрасте формой организации предметной деятельности.
Все
основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия,
интеллекта, речи.
Кризис
трех лет. Выделяют
несколько важных симптомов этого кризиса:
1.
Негативизм.
Ребенок отказывается вообще подчиняться некоторым требованиям взрослых.
2.
Упрямство.
Это реакция на свое собственное решение. Ребенок настаивает на своем требовании, на своем
решении. Здесь происходит
выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
3.
Строптивость.
Это протест против порядков, которые существуют дома.
4.
Своеволие.
Стремление к самостоятельности от взрослого
(в намерениях, замыслах).
5.
Обесценивание
взрослых.
6. Протест — бунт, который проявляется в частых ссорах с
родителями.
7. В семье с единственным ребенком встречается
стремление к деспотизму.
Из новообразований кризиса
трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время
похожей на деятельность взрослого, который является для ребенка образцом.
Дошкольный
возраст. В этом
возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра.
Развивается
мышление: логическое, символическое, наглядно-образное. В дошкольном возрасте
есть и учение, но к нему дети должны быть
личностно подготовленными.
Дошкольный период — один из
периодов становления личности, которая
включает в себя систему мотивов и первичные
этические нормы.
В
дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Возникают
также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки.
Младший школьный
возраст. Это
период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и
умения, выработанные человечеством.
Основным
новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное
словесно-логическое и рассуждающее мышление (память становится мыслящей, а восприятие думающим),
а так же умение
детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством
личности ребенка.
Поступление
в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка. Школа
способствует самостоятельности ребенка, предоставляет ему широкие возможности для изучения
окружающего его
мира — как физического, так и социального.
Здесь
ребенок становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных и физических возможностей,
начинается бурное развитие самооценки. В школе приобретают более важное значение собственные действия ребенка, он уже вынужден
отвечать сам за себя.
Отрочество включает 2 периода:
а) подростковый, или пубертатный (с 10-11 лет до 13-14 лет), период —- соответствует половому созреванию, у подростков формируется новое представление о
себе;
б) ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет).
Подростковый
возраст. Важнейшими процессами переходного возраста является расширение жизненного мира личности, круга ее общения,
групповой принадлежности и типа
людей, на которых она ориентируется.
Поведение
подростка определяется промежуточностью его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость,
ранимость, уязвимость, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты.
Конфликтность
тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
При
переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, которые сопровождается значительными
психологическим трудностями
для самого человека и его социального окружения.
Выделяют
малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис
новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет).
При
больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с
нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют
упрямство, негативизм, строптивость,
непослушание.
Юношеский, или ювенилъный, период
Этот
период (с 17 до 20-23 лет) представляет переход к зрелости. С биологической точки зрения, человек
уже взрослый, но социальной
зрелости не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще
не взял на себя никаких
социальных обязательств.
Юношеский
возраст — этап
человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Характерны чувства нового, смелость, решительность, оптимизм и
способность к увлечению.
Для
юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления.
Кризис 17
лет — рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.
Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов.
Стадия
ранней зрелости, или молодость
(с 20-23 до 30-33
лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность,
периоду «становления», самоутверждения
себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
Молодость
охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30-35 лет.
Молодость — время создания семьи, время освоения выбранной
профессии,
определение отношения к общественной жизни и своей роли в ней.
Выбор
спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости
Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
Кризис 30
лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный
замысел вообще оказался неверным.
Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы
определяют по-разному:
от 50—55 до 65-70 лет. Зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.
Человек может реализовать весь свой потенциал,
добиться наибольших успехов во всех сферах
жизни. Это время исполнения своего человеческого
предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.
В зрелые годы выделяют свои кризисные
периоды.
Кризис
33-35 лет — когда,
достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне
жизнь? Неужели нет ничего лучшего?». И некоторые начинают лихорадочно менять
что-то в своей жизни: работу, супруга, место
жительства, хобби и т.д.
Затем
наступает недолгий период стабилизации (от 35 до 40-43 лет), когда человек закрепляет все то,
чего он достиг, уверен
в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и
материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, в сексе.
Вслед за
периодом стабильности наступает критическое десятилетие (45-55 лет), когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и
физической формы, отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не
получишь в жизни, в
карьере в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивного
настроения, от которых
человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою
молодость» через любовные
интриги или взлет карьеры.
Завершающий
период зрелости длится
с 55-65 лет — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода
человека от активной
трудовой и социальной жизни.
О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой
старости.
После 75
лет возраст считается преклонным .
В
преклонном возрасте (старости)
человеку предстоит преодолевать
три подкризиса:
-первый
из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у
многих вплоть до ухода
на пенсию остается главной;
-второй
подкризис связан с фактором осознания ухудшения здоровья и старения тела, что
дает возможность человеку выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие;
-в
результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять
мысль о смерти.
В период
геронтогенеза происходит приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Одним из путей
адаптации является мобилизация
резервных возможностей организма. В возрасте 70— 90 лет особенно страдает механическое
запечатление. Лучше всего сохраняется логическая, вербальная (словесная)
память. Основой
прочности памяти являются смысловые связи
Приложение
№3
Физкультминутка
И.п.
– о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 –
и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п.
– о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6
раз, темп медленный.
И.п.
– стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания
стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.;
4 раза, темп средний.
И.п.
– стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать;
5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п.
– сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»;
произвольно, темп средний.
Ходьба
на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек,
темп средний.
Приложение
№ 4
Осмысление и
систематизация полученных знаний.
1. Перечислите
и опишите структурные единицы личности.
2. Перечислите
периоды возрастного развития
3. Опишите
возрастные особенности психики человека
4. Определите
свойства/типы темперамента
Приложение
№5
Критерии оценивания
Применяется дихотомическая
система оценивания. Критерием оценки выступает правило: за правильное решение
(соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное
решение (несоответствующее эталонному показателю) выставляется 0 баллов.
1.
Оценка «5» - проставляется за 4
правильных ответов
2.
Оценка «4» - проставляется за 3
правильных ответа
3.
Оценка «3» - проставляется за 2
правильных ответов
4.
Оценка «2» - проставляется за 1
и менее верных ответов
Приложение № 6
Эталоны ответов
1. Структура
личности включает в себя:
способности и потребности;
интересы, убеждения, направленность
личности;
темперамент и характер;
волевые качества
Способности — это
индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно
выполняются определенные виды деятельности.
Потребности — отражение в сознании
человека его нужд в чем-либо. Без удовлетворения нужды человек не может
существовать как живой организм.
Есть материальные потребности и духовные.
Духовные потребности подразделяются на:
нравственные;
эстетические;
интеллектуальные.
Направленность личности — совокупность
доминирующих интересов, потребностей, идейных и практических установок. Различают
уровень (общественную значимость) направленности и ее формы (влечения, желания,
интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения).
Темперамент — выраженная интенсивность
внешнего проявления эмоций; это совокупность психических, эмоциональных, волевых
свойств человека, во многом обусловливающих его поведение, отношение к
окружающей действительности, адаптацию к постоянно меняющимся условиям внешней
среды, к экстремальным ситуациям.
Характер — это сочетание
наиболее устойчивых особенностей, существенных свойств личности, проявляющихся
в поведении человека и определенном отношении к окружающей действительности, к
самому себе. Характер — это качество личности в целом.
2. Периоды
возрастного развития:
- пренатальный (внутриутробный период);
- детство;
- младенчество (от рождения до 1 года жизни);
- раннее
детство (1-3 года);
- младший и средний дошкольный возраст (3—4
года);
- старший дошкольный возраст (от 4—5 лет до
6—7 лет);
- младший
школьный возраст (от 6—7 лет до 10—11 лет);
- подростковый возраст (от 10-11 лет до 13-14
лет);
- ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до
16-17 лет);
- юность (17-21 год);
-
зрелость:
—
ранняя
(21—25 лет);
—
средняя
(25—40 лет);
—
поздняя
(41-55 лет);
- старость (от 55 лет, а по
международной классификации от 75
лет)
3. Возрастные особенности - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно
изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития
Психологическое
развитие имеет ряд закономерностей, реализация которых зависит от условий жизнедеятельности личности:
1)
неравномерность
психического развития. Различные
психические функции и
свойства личности не находятся на одном уровне развития даже при самых благоприятных условиях.
2)
интеграция
психики. Психика по
мере развития приобретает все большую
цельность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности;
3)
пластичность
и возможность компенсации.
Психологические особенности возрастных
периодов
Стадия младенчества. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер..
Ходьба —
первое основное новообразование младенческого возраста (к 9 мес.).
Второе
основное новообразование этого возраста — появление первого слова (носит
характер указательных жестов).
Ранний
возраст. Социальная
ситуация развития в раннем возрасте такова: ребенок — предмет — взрослый. Общение становится в этом возрасте формой
организации предметной деятельности.
Все
основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия,
интеллекта, речи.
Кризис трех
лет. Выделяют
несколько важных симптомов этого кризиса:
Негативизм. Ребенок отказывается вообще подчиняться некоторым требованиям взрослых.
Упрямство.
Ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении.
Строптивость. Это протест против порядков, которые существуют дома.
Своеволие. Стремление к самостоятельности от взрослого
(в намерениях, замыслах).
Обесценивание взрослых.
Протест — бунт, который проявляется в частых ссорах с
родителями.
В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму.
Из новообразований кризиса
трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время
похожей на деятельность взрослого, который является для ребенка образцом.
Дошкольный
возраст. В этом
возрасте формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится игра.
Развивается
мышление: логическое, символическое, наглядно-образное. В дошкольном возрасте
есть и учение, но к нему дети должны быть
личностно подготовленными.
Дошкольный период — один из
периодов становления личности, которая
включает в себя систему мотивов и первичные
этические нормы.
В
дошкольном возрасте возникает и развивается произвольное поведение. Возникают
также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки.
Младший
школьный возраст. Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. В процессе
учебной деятельности
ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством.
Основным
новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное
словесно-логическое и рассуждающее мышление (память становится мыслящей, а восприятие думающим),
а так же умение
детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством
личности ребенка.
Отрочество включает 2 периода:
а) подростковый, или пубертатный (с 10-11 лет до 13-14 лет), период —- соответствует половому созреванию, у подростков формируется новое представление о
себе;
б) ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет).
Подростковый
возраст. Важнейшими процессами переходного возраста является расширение жизненного мира личности, круга ее общения,
групповой принадлежности и типа
людей, на которых она ориентируется.
Поведение
подростка определяется промежуточностью его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость,
ранимость, уязвимость, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Бравада является формой самозащиты.
Конфликтность
тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.
При
переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, которые сопровождается значительными
психологическим трудностями
для самого человека и его социального окружения.
Выделяют
малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис
новорожденности, кризис 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет).
При
больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с
нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют
упрямство, негативизм, строптивость,
непослушание.
Юношеский, или ювенилъный, период
Этот
период (с 17 до 20-23 лет) представляет переход к зрелости. С биологической точки зрения, человек
уже взрослый, но социальной
зрелости не достиг.
Для
юношества свойственны максимализм суждений, своеобразный эгоцентризм мышления.
Кризис 17
лет — рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.
Зрелость разделяют на ряд стадий и кризисов.
Стадия
ранней зрелости, или молодость
(с 20-23 до 30-33
лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность,
периоду «становления», самоутверждения
себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.
Молодость
охватывает период жизни от окончания юности от 20-23 лет до примерно 30-35 лет.
Выбор
спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситуации развития в молодости
Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.
Кризис 30
лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Если же при этом еще и переосмысливаются ценности, то речь идет о том, что жизненный
замысел вообще оказался неверным.
Зрелость — самый длительный для большинства людей период жизни. Зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни.
Человек может реализовать весь свой потенциал,
добиться наибольших успехов во всех сферах
жизни. Это время исполнения своего человеческого
предназначения — как в профессиональной или общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений.
В зрелые годы выделяют свои кризисные
периоды.
Кризис
33-35 лет — когда,
достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне
жизнь? Неужели нет ничего лучшего?». И некоторые начинают лихорадочно менять
что-то в своей жизни: работу, супруга, место
жительства, хобби и т.д.
Затем
наступает период стабилизации (от 35 до 40-43 лет), когда человек закрепляет все то,
чего он достиг, уверен
в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и
материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, в сексе.
Вслед за
периодом стабильности наступает критическое десятилетие (45-55 лет), когда человек начинает чувствовать приближение среднего возраста, когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и
физической формы, отчуждение в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не
получишь в жизни, в
карьере в любви; в результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивного
настроения, от которых
человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою
молодость» через любовные
интриги или взлет карьеры.
Завершающий
период зрелости длится
с 55-65 лет — период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода
человека от активной
трудовой и социальной жизни.
О возрасте с 65 до 75 лет говорят как о первой
старости.
После 75
лет возраст считается преклонным .
4.Темперамент — выраженная интенсивность внешнего проявления эмоций; это совокупность психических,
эмоциональных, волевых свойств человека, во многом обусловливающих его поведение, отношение к окружающей
действительности, адаптацию к постоянно меняющимся условиям внешней среды, к экстремальным ситуациям.
Различают свойства темперамента:
сензитивность, реактивность,
активность, темп реакций, пластичность, ригидность и др.
-Сензитивность характеризуется минимальной силой внешнего
воздействия, необходимой для возникновения психической реакции.
-еактивность отражает степень реакции на одинаковые раздражители.
-Активностью называют деятельность человека, связанную с
воздействием на окружающий мир и преодолением
препятствий.
-Темп реакций отражает скорость протекания психических
реакций (скорость
движения, темп речи, находчивость, быстрота реакции).
-Пластичность и ригидность характеризуют легкость или затрудненность приспособления человека к окружающей среде.
1)Холерик отличается быстрыми и сильными чувствами,
эмоциональной
возбудимостью, вспыльчивостью, энергичностью, подвижностью, выразительностью жестов и мимики.
2)Флегматики уравновешены, спокойны, медлительны, трудно
переключаемы.
3)Меланхолики робки, застенчивы, ранимы, склонны к
пессимистическому
взгляду на жизнь, легко утомляются и плохо привыкают к новым условиям жизни.
4)Сангвиник характеризуется большой активностью,
общительностью,
живостью, легкой адаптацией, психической выносливостью, оптимистическим
отношением к жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.