Главная / Логопедия / Методическая разработка: "Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПРР"

Методическая разработка: "Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПРР"

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ


Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.


Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.

Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры- упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, «Почтовый ящик» и т.д.), пальчиковые игры, технику М. Монтессори, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки, доски Сегена и др.).

Занятия с детьми нужно проводить не менее двух раз в неделю с дошкольниками от 15 до 30 минут, с младшими школьниками от 30 до 45 минут. Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

Вначале ребёнку объясняют, что он должен делать.

Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие.

Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

  Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

         Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

         Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей. 

         Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело. 

         Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи. 

         Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом, он сможет усилить контроль над своими движениями. 

         В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

         А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории». 

         После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма. 

         Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту матери с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Обнаружив у ребёнка отставание в психомоторной сфере, необходимо своевременно заняться с ним пальчиковой гимнастикой. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДОШКОЛЬНИКОВ


Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другой. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими.

Каждое занятие имеет своё название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.

РАЗМИНКА

Ты, утёнок, не пищи!

Лучше маму поищи.

( Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно

использовать резиновые игрушки).


КАЧЕЛИ

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

( Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее – двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз).





ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

( Кончиком большого пальца правой руки поочерёдно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой).

ДОЖДИК

Дождик-дождик,

Полно лить,

Милых детушек

Мочить!

( Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола ( как игра на пианино).


ШАРИК

Надувайся, шарик, больше!

Лучше щёчки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и играй!

( Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем – большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.


СОЛНЦЕ

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

( Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»).


ЦВЕТОК

Набухай, скорей, бутон,

Распусти, цветок – пион!

( Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».

Методическая разработка: "Особенности развития мелкой моторики у детей с ЗПРР"
  • Логопедия
Описание:

Известно, что дети развиваются в движении. Но для полноценного развития ребёнка недостаточно общей двигательной активности. Известная фраза В.А. Сухомлинского: "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" вполне оправдана. Особую роль в развитии ребёнка играют чёткие, целенаправленные, точные движения кистей и пальцев рук. Многие родители не придают особого значения развитию мелкой моторики пальчиков своих малышей, а между тем, заниматься этим надо с самого их рождения. От развития в должной степени тонкой моторики напрямую зависит интеллект ребёнка, и, если в раннем детстве родители не уделяли должного внимания пальчикам своих чад, то в дальнейшем последует задержка в развитии речи и психомоторной сферы детей. Движения пальцев способствуют координации внимания, развитию творческих способностей, мышления, речи, графических навыков, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Автор Дектярёва Светлана Анатольевна
Дата добавления 10.06.2015
Раздел Логопедия
Подраздел Другое
Просмотров 611
Номер материала 59924
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓