Главная / География / Методическая разработка "Организация групповой деятельности учащихся на уроках географии"

Методическая разработка "Организация групповой деятельности учащихся на уроках географии"

Организация групповой деятельности учащихся на уроках географии



Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во - первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Что положительного дает групповая форма работы учащихся?

Во-первых, на таких занятиях возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы.

Во-вторых, коллективная деятельность стимулирует сначала развитие умений анализа и оценки, потом взаимоанализа и взаимооценки, а затем – самоанализа и самооценки.

В-третьих, меняется роль учителя, который не дает готовых истин, а организует деятельность учащихся так, что ученики самостоятельно находят решение поставленных проблем.

В-четвертых, в групповой работе используется исследовательский или поисковый метод, который развивает творческий подход учащихся и использованию уже полученных знаний.

В-пятых, использовать групповую форму работы можно достаточно широко и с разными вариантами на уроках обобщения и повторения, изучения нового материала, на семинарах, конференциях, диспутах, при проведении ролевых учебных игр.

В-шестых, в условиях групповой работы возникает благоприятный эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащихся в собственных силах, удовлетворяется потребность в общении, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес.



Технология организации групповой деятельности на уроке

Учитель рассаживает учащихся по группам за заранее подготовленные для групп столы.

Учитель дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.

С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понять ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.

Необходимо выдерживать график работы групп.

Выступление групп и их отчет о проделанной работе.

Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:

Что удалось сделать?

Почему?

Что не удалось сделать?

Почему?

Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?

Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.

Работа учителя с лидерами групп (индивидуальная оценка каждого ученика в группе).

Результаты работы групп анализируются учителем, который оценивает деятельность всего класса, анализирует характер взаимодействия детей, отмечает успехи и просчеты урока.

Коллективная деятельность может быть организована не только на уроке, это могут быть творческие задания, рассчитанные на длительный период – неделю, месяц, четверть.

С овладением учащимися умениями кооперативной деятельности работа в группах может усложняться. Можно лишь ставить проблему, а источники, материалы, практические задания и т.п. учащиеся будут искать сами.

Конечно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. В основном на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.

Применение и реализацию групповой деятельности хочу показать на примере практического занятия в 6 классе по теме «Изучение свойств горных пород и минералов"

Цель урока:

Сформировать представление о минералах и горных породах, их происхождении; ввести понятия «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы», «полезные ископаемые»;

Развивать умения работать с различными источниками информации, способствовать развитию навыка исследования объектов природы при описании образцов горных пород и минералов по внешним признакам, совершенствовать коммуникативные навыки через организацию групповой работы.

Воспитывать бережное отношение к природе, стимулировать любознательность, развивать эстетические чувства на примерах красоты минерального мира.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация «Горные породы и минералы», коллекции минералов и горных пород

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Исследовательский с элементами практической работы и применением интерактивных средств обучения

Ход урока:

I. Организационный момент.

До проведения урока класс разбивается на несколько групп. Основой для дифференциации в данном случае выступает разное отношение к объектам природы: у 1 как к объектам красоты, у второй – как к объектам изучения, у третьей – как к объектам охраны, а у четвертой – как к объектам пользы.

Взаимодействие между учащимися, имеющими разную установку в отношении объектов природы, не только обогащает их жизненный опыт, но и заставляет задуматься над правильностью этого отношения. слайд №1

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами совершим виртуальную экспедицию в царство камня. В экспедицию зачислены все учащиеся 6 класса и разделены на 3 группы. Во главе каждой группы руководитель ….., который будет наблюдать за порядком, дисциплиной, будет назначать ответственных за то или иное дело. Хорошая, активная работа будет поощряться жетонами. Каждому участнику экспедиции выдан маршрутный лист, в который вы будете заносить, результаты своих исследований.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Что вы знаете о горных породах и минералах? Я знаю……..( ответы учащихся)

Что хочу узнать? Я хочу узнать…… ответы учащихся)

- какие бывают горные породы

-как образовались

-где используются Слайд№2

Будем учиться работать сообща, в группе помогая друг другу.Исследуем различные минералы и горные породы – долгожителей нашей планеты. Ведь эти камни значительно старше растений, животных и человека.

3. Актуализация знаний. Путешествие в мир камня очень увлекательное занятие. Изучая камни, обязательно отправляешься в далекое прошлое нашей планеты и той местности в которой живешь.

На Земле бесчисленное множество разнообразных камней: красивых и не очень, разных цветов и форм. Красота! Любуюсь камнями думаешь: ведь в каждом из них есть какая-то тайна и сто загадок. И не все они, наверное, раскрыты и разгаданы. А сколько повидали эти камни на своем веку! Вот вам не захотелось узнать, какие же секреты они таят в себе? Сколько их, чем отличаются друг от друга, история их появления на Земле, и какую пользу приносят камни людям?

На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответ в своей экспедиции

Проверим насколько вы готовы, чем полон ваш багаж знаний. Откроем тетради-тренажеры на с.34 выполним задание №1, 2, 4. Время на выполнение 5 минут.

Молодцы, легко справились с задачей. (Жетоны учащимся кто уложился в заданное время)

4Первичное усвоение новых знаний

А)Что такое горные породы и минералы слайд №3

Учитель: Все камни, которые нас окружают, называются горными породами. Горные породы состоят из отдельных минералов иногда одного, но чаще сразу из нескольких минералов.

У каждого минерала есть свои особенные свойства, свое имя, свой состав, и облик. Минерал в горной породе – как человек в толпе: у него свое лицо, характер, одежда.

Обратите внимание: у меня в руках самая распространенная в земной коре горная порода – гранит. А вот перед вами – полевой шпат, слюда и кварц – минералы. Верхняя твёрдая оболочка Земли состоит из разнообразных минералов и горных пород. Давайте разберёмся, чем они отличаются?

Горная порода – природное тело, слагающее земную кору и состоящее из минералов.

Минералы – природные тела однородные по составу и свойствам, образующиеся в глубинах и на поверхности Земли.

Б)Образование горных пород и минералов

В)Группы горных пород по происхождению

Наша экспедиция должна выяснить как образовались горные породы и на какие группы они делятся.

1 группа исследует магматические породы

2 группа – осадочные

3 группа – метаморфические

Для выполнения задания вам необходимо изучить текст учебника с.78 -80, сноски на краю страниц. Найти ответы на следующие вопросы: на какие группы делятся данные породы, найти примеры пород, как образовались данные породы. Полученные данные занесем в маршрутный лист и ознакомим другие группы с полученными результатами.

5.Первичная проверка понимания

Отчет первой группы учащихся слайд №4

В начале, возникли породы из магмы,
Они пеpвоpодные самые как бы,
Тяжелый гpанит, в глубине остывал,
Базальт на повеpхности лавою стал.
Поpоды весьма симпатичные,
Увесистые, магматичные
.

Учащиеся рассматривают магматические горные породы, Определяют их свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые. Магматические горные породы образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли. Магма – расплавленное вещество земных недр, насыщенное газами и парами воды, поднимающееся из мантии. Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы, например, гранит,габбро. Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называютсяизлившиеся. Их остывание происходит быстро, кристаллы образуются мелкие, не такие твердые, либо вообще не образуются и возникают некристаллические горные породы (пемза, обсидиан, базальт).

Отчет второй группы учащихся слайд №5

Hо прочность - не вечность, 
И вот что случается:
Породы выветриванием pазpушаются,
Дpобятся на глыбы, обломки, пески,
Выносятся водами быстpой pеки,
Река их по pуслу таскает,
Обкатывает, отлагает.
А там, где гоpячие воды стpуятся,
Там в них минеpалы совсем pаствоpяться.
Когда же pаствоp остывает,
То соль из него оседает.
А в толще моpской или в темном болоте,
Вы массу остатков животных найдете,
А также, pастений отмеpших остатки,
Они обpазуют поpоды-осадки.
(Все то, что pазpушено, пеpеотложено,
Осело солями, остатками сложено.)

Учащиеся рассматривают осадочные горные породы. Определяют свойства: мягкие, рыхлые, сыпучие, в некоторых можно заметить органические остатки.

Осадочные горные породы образуются в результате оседания различных частиц на суше или дне водоёмов: морей, океанов, озёр.

По способу образования осадочные горные породы делят на три группы:

1. Обломочные (образуются при влиянии ветра, текучих вод, колебания температур) – галька, гравий, валуны, песок, глина.

2. Химические (оседают на дне солёных озёр и морей в виде кристаллов) – поваренная и калийная соли, гипс.

 Вы каждый день употребляете в пишу поваренную соль. А знаете ли вы, что человеку в год необходимо употреблять 10 кг соли. Еще в древности люди говорили, что “без соли стол кривой”. Поэтому Юлий Цезарь службу своих воинов частично оплачивал солью.

В разных странах гипс использовали по-разному. Для индейцев гипс являлся хорошим удобрением. Египтяне строили из него пирамиды. В настоящее время люди используют его в медицине при лечении переломов

3. Органические (образуются из разложившихся остатков растений и животных) - торф, известняк, мел, каменный уголь.

Отчет третьей группы учащихся слайд №6

Hо вот, под давлением, магма опять, 
Стpемится земную коpу pазоpвать,
И в месте такого втоpжения,
Hаметятся, вдpуг, пpевpащения:
Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит,
Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма спецефические,
Зовутся геологами метамоpфические.

Учащиеся рассматривают метаморфические горные породы. Определяют свойства: кристаллическое строение, плотные, твердые.

Метаморфические горные породы образуются в результате изменения осадочных и магматических горных пород под воздействием высоких температур и давления в глубинах Земли на протяжении длительного времени – сотен и миллионов лет (метаморфоз в переводе с греческого– превращение). Они чаще всего твердые и состоят из кристаллов. Так, из гранита образуется гнейс, из известняка – мрамор, из каменного угля – алмаз, глина в глинистый сланец, песчаник в кварцит

Слайд №8

---- Игра « Самый внимательный» Тренажер с.35 №5

Учитель оценивает работу учащихся - жетоны

Физминутка

    По дорожке шли, шли,

    Много камешков нашли.

    Присели, собрали и дальше пошли.

    По дорожке, по дорожке

    Прыгаем на левой ножке.

    И по этой же дорожке

    Прыгаем на правой ножке.



Следующий этап нашей экспедиции исследование горных пород и минералов

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 слайд №9

«Изучение свойств горных пород и минералов».

Цель работы: __________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Оборудование: на каждом столе три горные породы, которые нужно определить по свойствам и происхождению.

Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

Ход работы:

Теперь мы должны выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства. Внимательно рассмотрите горные породы, которые находятся на ваших столах.
Для каждой из горных пород, предложенных учителем, определите свойства, перечисленные ниже, и впишите их в таблицу.

В мире существует около 3000 минералов. Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии. Почему горные породы такие разные? Как вы думаете, от чего будут зависеть состав и свойства горных пород? (Ответы учащихся). Верно, свойства горных пород определяются составом и свойствами минералов, из которых они состоят и зависят, прежде всего, от того, где и в каких условиях они образовались. Ведь то, что вы наблюдаете сегодня, является результатом долгой и динамичной жизни горных пород. Вы удивитесь, переспросив меня: «Какая может быть жизнь у неживых камней?» Самая настоящая, так как горные породы живут, рождаются и разрушаются, постоянно изменяя лик и строение литосферы

Твердость камня - это сопротивление, которое оказывает его поверхность при попытке поцарапать ее другим камнем или иным предметом. Твердость (очень мягкая – царапается ногтем; мягкая — не царапается ногтем, не царапает стекло;твердая — царапает стекло) Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем. Полная противоположность – алмаз, он тверже всех минералов. Сохранилось предание, что в древнем Риме императоры так верили в твёрдость алмаза, что обещали даровать свободу тем рабам, которым удалось бы разбить молотком на наковальне кристалл алмаза. Но разбить его можно! Оказывается, твердость и хрупкость не одно и тоже: алмаз хрупок, но тверд, другие могут быть мягкими, но вязкими. Наступает зима, начинаются морозы. На лужах появляется тоненькая корочка льда, на окнах – красивые морозные узоры. А это всё разнообразные внешние формы твёрдой воды. Сам минерал может быть не только твёрдым, но также жидким и даже газообразным!

Плотность: плотная - если разбивается только молотком, рыхлая - разламывается руками.сыпучая - пересыпается из руки в руку.

Цвет: цвет минерала и цвет черты минерала на белом куске фарфора.

Блеск: показывает способность минералов преломлять свет.

А) металлический Б) неметаллический (стеклянный, жирный, перламутровый, восковой, матовый (без блеска)

Прозрачность: непрозрачные – не пропускающие свет, прозрачные – пропускающие , как стекло, полупрозрачные – пропускающие свет подобно матовому стеклу.

Если обломочная: форма угловатая или окатанная

Если осадочная органического происхождения, видны ли следы растений или животных.

Если магматическая: зернистая или пористая




Название

Цвет,

цвет черты

Блеск, прозрачность

Форма и размеры,

следы организмов,

зернистая или пористая

Твердость,

плотность

Происхождение

Применение











































Вывод: Свойства минералов и горных пород зависит от их происхождения.

Группа №1: каменный уголь и железная руда, мрамор

Группа №2: торф, гранит, кварцит

Группа №3: известняк-ракушечник, базальт, гнейс

Затем представители от каждой группы озвучивают результаты своей работы.

6. Полезные ископаемые, их виды слайд №10 -11

Эвристическая беседа. Что по вашему люди называют полезными ископаемыми?

Какие вы знаете полезные ископаемые? В нашей местности?

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)

Без нее не побежит ни такси, ни мотоцикл.

Не поднимется ракета. Отгадайте, что же это? (Нефть)

Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит)

Она варились долго в доменной печи,

На славу получились ножницы, ключи… (Руда)

Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль)

Белый, как сахар, но не сладкий,

Пока руки им не испачкаешь,

Ума- разума, не наберешься. (Мел)

Росли на болоте растения - стали топливом и удобрением. (Торф)

6. Первичное закрепление.

- Высказывание представителей групп – их отношение к объектам природы

( минералам и горным породам)

- ОТГАДАЙТЕ, О КАКИХ ГОРНЫХ ПОРОДАХ ИДЁТ РЕЧЬ? слайд №13

Тест слайд №14

Выберите магматическую горную породу:

А. Известняк Б. Кварц

В. Мрамор Г. Базальт

2. Осадочной органической является горная порода:

А. Гранит Б. Гравий В. Уголь Г. Кварцит

3. Горные породы, преобразованные в недрах Земли в результате опускания участков земной коры называются:

А. Осадочные Б. Магматические В. Метаморфические

4. К метаморфическим горным породам относится:

А. Песчаник Б. Калийная соль В. Мрамор Г. Базальт

5. Самым твердым минералом на Земле является?

А. Топаз Б. Гипс В. Кварц Г. Алмаз

6. К обломочным горным породам относится?

А. Известняк Б. Песок В. Пемза Г. Мел

Проверка теста слайд №15


Итак, подходит к концу наше путешествие в мир камня.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

Всем: §14, с.82 № любые три, №12 вырастить кристаллы слайд№ 17

Дифференцированное творческое задание:

Составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;

Создать презентацию «Таинственный мир камня»;

Написать сочинение – размышление «Зачем человеку камни?». 
• 
Составить рассказ об использовании горных пород человеком в Нижегородской области




8. Рефлексия. Выставление отметок.

Результат урока:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был




7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно



Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов











В организации групповой работы существует целый ряд трудностей .

1. Высокая наполняемость классов. При делении на группы затруднено их размещение в кабинете так, чтобы оградить от шумового воздействия других групп.

2. Трудности в подготовке материалов. Подготовка разноуровневых материалов в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей.

3. Не все классные коллективы психологически и организационно готовы к работе в группах. Межличностные отношения в некоторых классах таковы, что работа в группах вообще невозможна, т.к. психологически травмирует ребят.

4. Ребята не обладают навыками совместной работы, т.к. этому в младшем школьном возрасте специально их не учат. Требуется выработать единые правила организации работы в группах с тем, чтобы у ребят сложилось единое однозначное восприятие такой работы.

5. Школьная мебель не позволяет комбинировать, вносить элемент новизны, что, безусловно, имело бы положительный эффект. Известно, что наибольший контакт достигается при определенном размещении членов группы.

Порядок работы на уроке.

Каковы “минусы” и трудности организации групповой работы на уроке?

Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.

Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?

Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”.

Методическая разработка "Организация групповой деятельности учащихся на уроках географии"
  • География
Описание:

Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Безусловно, такая форма активизации потенциала класса имеет ряд достоинств. Во - первых, повышается учебная и познавательная мотивация учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что задача школы не сводится только к развитию мыслительных навыков, расширению кругозора, обучению основам теоретических знаний. Школа также должна содействовать личностному росту каждого ученика, развитию его коммуникативных навыков, которые окажутся не менее востребованными в дальнейшей жизни. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Автор Саламатова Айгуль Юрьевна
Дата добавления 22.02.2016
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 452
Номер материала MA-065071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓