Главная / История / Методическая разработка на тему: "По дорогам Великой Отечественной"

Методическая разработка на тему: "По дорогам Великой Отечественной"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Петровский агропромышленный лицей»











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА НА ТЕМУ:

«ПО ДОРОГАМ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ»





Преподаватель:

Мокрова Лилия Викторовна





Повторительно-обобщающий урок на тему: «По дорогам Великой Отечественной»

Цели: Развитие навыков самостоятельной работы с историческими документами; систематизировать и обобщить знания учащихся по данному вопросу; воспитание уважения к историческому прошлому, наследию нашей Родины.

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Форма: Урок активных форм изучения учебного материала

Ключевые понятия: битва, блокада, операция «Уран», операция «Тайфун», план «Барбаросса», патриотизм, капитуляция, военная операция и т.д. Оборудование:Карта «Вторая мировая война 1939-1945гг»

Выставка книг и плакатов

Репродукции портретов героев, полководцев

Видеоаппаратура

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Наш урок связан с темой, которая священна для каждого русского человека - это Великая Отечественная война. Наша задача -проанализировать события тех дней, проявить уважение к историческому наследию и взглянуть на события войны с позиции сегодняшнего дня.

Что такое война? Это ужас, боль, кровь, смерть. Война - это тяжелая работа. Война проявляет самое высокое, но также и низменное в человеке. В войне нет романтики. В ней есть подвиг, и жертвенность, и предательство.

А еще есть историческая память, и она священна. О войне снято много фильмов, написано много книг. Прошло не так много времени (по историческим меркам), а войну уже пытаются переписать, забыть, осквернить подвиг Советского солдата. Кто-то даже пытается возродить фашизм. Наша задача — дать истинную оценку события этой войны, вспомнить известных и безымянных героев, живых и павших.

II. Основная часть урока:

1. Проводится опрос домашнего задания «Мы рисуем войну».

Цель: учащиеся выбирают свой цвет (цвета), которыми они ассоциируют войну и высказывают свое мнение.

Пример: Я разукрасил бы войну в красный цвет, потому что было пролито много крови;

война - это серое и черное, это дым пожарищ и сожженных деревень;

война - это белый цвет, это слезы солдатских матерей, это цвет медсестер, спасавших раненых.

2. Слово учителя.

В ходе Великой Отечественной происходили великие битвы и сражения под Москвой, Сталинградом, Курском.

Сейчас перед нами выступит один из героев таких сражений. Внимательно прослушав его речь, вы должны определить:

а) о каком городе и оборонительном сооружении идет речь?

б) какую роль это сооружение выполняло в 1941г.

в) как сражались защитники этого сооружения и чем закончилась их борьба.

Выступление учащегося — Приложение 1.

3. Особое место в этой войне Гитлер отводил г.Сталинграду. Именно сюда была направлена сильнейшая 6-ая армия Паулюса. С нашей стороны героически сражались за город 62-я и 64-я армии Чуйкова и Шумилова. В целях укрепления военной дисциплины выходит приказ народного комиссара обороны Союза ССР.

Учащиеся получают опережающее задание: прослушав текст документа определить:

а) о каком приказе идет речь?

б) когда и для чего он появился?

в) что содержал в себе?

Текст документа (Приказ №227) - Приложение №2

Далее предлагается одному из учащихся группы, побывавшему в Волгограде, пригласить ребят на заочную экскурсию в этот город и, используя фото- и видеоматериал, рассказать о своих впечатлениях.

См. Приложение №3

4. Учитель:

За Сеймом, на холмистом берегу

Незваный враг по нашим сёлам блудит.

Мы не забудем Курскую Дугу,

Но трижды враг её не позабудет...

Курская битва - выдающееся событие ВОВ. В ходе битвы с обеих сторон участвовало 4 млн человек, около 70 тыс орудий и минометов, более 13 тысяч танков.

Внимаю учащихся предлагается историческая хроника из телесериала «Вторая Мировая. День за днём».

Учащиеся получают опережающее задание:

просмотрев фрагмент хроники о сражении под Прохоровкой, ответить на вопросы:

а) Что такое операция «Цитадель»?

б) Что сказал маршал Конев о сражении под Прохоровкой?

в) Как называлась военная операция советского контрнаступления?

г) Какие города в ходе Курской битвы были освобождены?

д) Как немцы характеризовали русского солдата?

5. Учитель:

Закончилась Великая Отечественная война, а затем Вторая мировая. 20 ноября 1945 года в Г.Нюрнберге состоялся суд под названием «Суд народов». В Нюрнбергском дворце юстиции оказалась почти вся нацистская элита, кроме Гитлера, Гиммлера и Геббельса, покончивших жизнь самоубийством. Адвокаты требовали отложить суд, утверждая, что нет такого закона, согласно которому можно привлекать к уголовной ответственности за ведение войны. Однако таким попыткам был дан решительный отпор.

Ребята, мы с вами проведем свой суд над фашизмом, оценим злодеяния фашизма с позиций сегодняшнего дня и задумаемся, имеет ли он право навозрождение.

Суд над фашизмом - Приложение №4

Учитель: Мир осудил фашизм. Но, к сожалению, история XXI века - это уже новый взгляд на события Второй мировой. События в Эстонии, Болгарии и других странах Европы - это пример предательства и антигуманности.

А что сказали бы сейчас солдаты, освобождавшие Европу, положившие здесь свои головы?

Учащийся читает стихотворение «А мы лежим в земле чужой» (Приложение 5)

III. Подведение итогов.

Учитель: Мы, потомки, никогда не должны забывать события тех дней, помнить о подвиге советского солдата, эта война вошла в каждый дом, в каждую семью, ребята, никогда не предавайте историческую память!

IV. Домашнее задание: написать эссе на тему: «Мой герой Великой Отечественной».



(Приложение 1)

Воспоминания защитника Брестской крепости

Я нёс военную службу в пограничном отряде в городе, который был включен в состав СССР в 1939 году. Еще в XIX веке здесь была построена система укреплений для безопасности западных границ Российской империи. Конечно же, к 1941 году это оборонительное сооружение не могло играть серьезной роли и сдерживать врага. Но как мы оборонялись! Немцы были удивлены нашим упорством и мужеством. Пути отхода были отрезаны и в первые же дни мы оказались в глубоком немецкой тылу. Ежедневно мы получали радиоустановки и призывы сдаться в плен. У нас не хватало боеприпасов, продовольствия, водопровод был нарушен. Было принято решение, что женщины и дети должны выйти и сдаться на милость победителей. Но некоторые женщины решили остаться до последних дней. Мы умирали, но не сдавались! Отдельные защитники, скрываясь в подвалах, продолжали свою личную войну до осени 1941 года, и их борьба овеяна легендами. Я горжусь тем, что противнику не досталось ни одно из знамен воинских частей.

Погиб почти весь гарнизон, а в братской могиле захоронены останки 850 защитников этого легендарного сооружения.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator EX\2013_04_03\IMG_0023.jpg

Приложение №2

Приказ народного комиссара обороны Союза ССР №227

(от 28 июля 1942 года).

... Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.

Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять Родину...

Паникёры и трусы должны истребляться на месте.

Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование - ни шагу назад без приказа высшего командования.



Приложение №3

Одно из ярких впечатлений моей жизни - посещение г.Волгограда, Мамаева кургана.

Сегодня - это город - музей.

Я посещал Мамаев курган — это место самых кровопролитных боев в Сталинграде. Весной 1943 года на каждый квадратный метр земли здесь приходилось от 500 до 1250 осколков. В 1967, на Мамаевом кургане был открыт памятник. Огромная 52-метровая скульптура «Родина-мать» скульптора Вучетича.

Героизм защитников Сталинграда продолжает восхищать. Яков Павлов -сержант, вместе с группой солдат занявший один из домов Сталинграда. Из этого дома можно было вести наблюдение и обстреливать занятую противником территорию более чем на километр. Группа солдат во главе с Павловым превратила дом в настоящую крепость. Немцы подвергали дом обстрелу, атаковали, бомбили, но взять так и не смогли. Сегодня дом Павлова напоминает нам о событиях тех дней.

10 января 1943 года началась операция «Кольцо». Нашим войскам предстояло рассечь окруженную группировку противника на части, а затем уничтожить их.

Десятки тысяч солдат и офицеров были удостоены государственных наград. 112 отмечены Золотой звездой Героя Советского Союза. Более 750 тыс. участников награждены моделью «За оборону Сталинграда».

…. Пролетели года. Отгремели боя

Отболели, отмаялись раны твои.

Но далекому мужеству верность храня,

ты стоишь и молчишь у святого огня.

Ты же выжил, солдат! хоть сто раз умирал,

хоть друзей хоронил и хоть насмерть стоял

Почему же ты замер - на сердце ладонь,

И в глазах, как в ручьях, отразился огонь?

Сегодня день 2 февраля установлен как праздничная дата федеральным Законом «О днях воинской славы» и связан с разгромом немецко-фашистских войск под Сталинградом.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator EX\2013_04_03\IMG_0026.jpg





Приложение №4

Ролевая игра «Суд над фашизмом»

Роль учителя: председательствующий, арбитр.

Он не должен подавлять учащихся своим мнением. В конце он оглашает окончательный вердикт.

Учащиеся получают опережающее задание: собрать материал о фашистских деятелях, о злодеяниях фашизма, концлагерях.

Ход игры:

Процесс начинается с вступительных речей обвинения и защиты. Обязанности председательствующего исполняет учитель. Присутствуют стороны обвинения и защиты.

Примеры выступлений:

Защита:Эти люди невиновны. Вспомним Наполеона, который 15 лет совершал агрессии против стран и народов. Вспомним Кайзера Вильгельма II, который по сути развязал I Мировую.

Защита:В международном праве не существует закона, устанавливающего наказание глав государств за ведение агрессивных войн. Этот процесс надо отложить до выработки нового закона.

Обвинение:Геринг, Риббентроп, Кейтель. Их имена связаны с тысячами узников концлагерей, которых избивали, травили собаками, сжигали в камерах. Освенцим, Азаричи, Маутхаузен — это синонимы смерти и человеческой жестокости. Я осуждаю фашизм и требую осуждения фашистских главарей.

Обвинение:Франк превратил Польшу в сплошной концлагерь, насаждал там голод и нищету. Генерал - полковник Йодль подготавливал приказы об уничтожении Москвы, Ленинграда и др.городов. По приказу Деница топились суда и пароходы, на которых эвакуировались мирные жители, в т.ч. старики, женщины, дети.

Я говорю НЕТ фашизму!

Обвинение;Нейрат, министр иностранных дел, насаждал в Чехословакии в течение 4-х лет режим кровавого террора, именно он помогал Гитлеру делать первые шаги в его агрессивной политике.

Ганс Фриче в своих радиовыступлениях прививал у немцев чувство ненависти к другим народам, добивался того, чтобы его соотечественники безропотно следовали за нацистской партией.

Я требую предать фашизм военному трибуналу!

В ходе судебного заседания учащиеся высказывают свое мнение по данной проблеме, объясняют мотивы своего решения.





Приложение №5 «А мы лежим в земле чужой...»

А мы лежим в земле чужой,

Чужое небо над головой.

Мы эту землю пришли освобождать

И навсегда остались в ней лежать.

А как встречали нас, вы только б видели!

В ладоши хлопали, как будто в цирке зрители

Цветы дарили и поили вином

Ну а потом, потом, потом...

Прошли года, мы стали оккупантами,

Могилы наши окружили транспарантами

Облили краской наши кресты

За что же, Польша, нас ненавидишь ты?

А мы такие были молодые,

Веселые, смешные, озорные

Мы до войны пожить и не успели

А на войне нам пули песни пели.

Подруги ждали нас с победою домой

А мы рвались из боя снова в бой.

Но не увидимся мы, милая, с тобой

Навеки нам лежать в земле чужой.

Методическая разработка на тему: "По дорогам Великой Отечественной"
  • История
Описание:

Методическая разработка помогает учащимся в процессе обучения получить навыки самостоятельной работы с историческими документами; систематизировать и обобщить знания по данному вопросу; научиться проявлять уважение к историческому прошлому, наследию своей страны. При проведении урока учащимся дается возможность проявить творческую инициативу - сделать доклад о личном посещении Мамаева кургана в Волгограде, прочитать военное стихотворение, озвучить воспоминания защитника Брестской крепости и т.д.

Автор Мокрова Лилия Викторовна
Дата добавления 02.11.2015
Раздел История
Подраздел Другое
Просмотров 302
Номер материала MA-061882
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓