ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ,
КАК ЗАЛОГ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В БЫСТРОИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
В современном обществе уделяется
большое внимание социализации детей и подростков, ведь всякое общество
объективно заинтересовано в воспроизводстве своей системы ценностей, в ее
передаче от поколения к поколению. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает
представления об обществе, о его ценностях и нормах.
В дальнейшем основой
социализации становится школа, где детям приходится
действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.
Дополнительное
образование - это ключевое звено в системе внеурочной работы школы, так
как именно здесь имеются наиболее оптимальные возможности для формирования
юного гражданина, его социализации, развития творческих способностей.
Школа искусств «Мерей» - организация дополнительного
образования художественно-эстетической направленности, в деятельности которой на
первое место ставятся задачи обучения специальным знаниям и навыкам, для
освоения социального опыта и воспитания социальной активности детей.
Школа работает по нескольким направлениям:
инструментальное, художественное, хореографическое, вокальное, хоровое. Где
обучается 260 детей.
Творческая деятельность в игре на
музыкальных инструментах позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним
меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и
социальной защищенности. Учащиеся инструментального отделения ежегодно
участвуют в областных конкурсах юных музыкантов: «Дебют», «Я гитару настрою».
2014г Чемпионом
2 премии Международного
конкурса «Роза ветров» г. Сочи стал Дуэт фортепиано
Сартаева Д., Шевелева К.. В 2015году на Международном конкурсе «Сибирь
зажигает звезды» Сартаева Диана (класс фортепиано) стала – Дипломантом 1
степени (руководитель Агаджанян Лариса Жораевна).
На
Международном конкурсе «Ақ – көгершің» Ансамбль домбистов «Шашу» стали
Лауреатами 2 степени (руководитель Жанатов Берик Сабитович). Учащиеся: Мухаметжанова
Аяулым, Баян Азат, Зейнетжан Галия – Дипломантами 3 степени. На международном
интернет-конкурсе «Зимняя карусель» г.Москва Диплом 1 степени, «Поклонимся
великим тем годам» г Москва дипломы 2, 3 степени.
Занятия на художественном отделении помогает
детям реализовать себя в художественном творчестве, выразить свой внутренний
мир, создать произведение своими руками, которое могло бы быть полезным и
приносить радость. В 2014году учащиеся художественного отделения стали
победителями в районном конкурсе «Независимый Казахстан глазами детей». Диплом
2степени в областном конкурсе "Наурыз утро природы» Диплом 3степени в
областном конкурсе «Читая Макжана». Диплом 3степени в областном конкурсе
"Волшебница зима".
Главные принципы занятий на
вокальном и хоровом отделении - это взаимосвязь интеллектуального и
эмоционального начала в преподнесении материала. Личностный подход в общении,
учет яркой индивидуальности каждого ребенка в процессе индивидуальных и групповых
занятий.
Хор
школы в 2015году стал Дипломантом 3 степени на областном конкурсе – фестивале
хорового творчества, Дипломантом 1 степени в международном интернет конкурсе
«Души прекрасные порывы» г. Москва. Учащиеся ежегодно становятся участниками
областного конкурса юных вокалистов «Звезды Приишимья». С 2014года открыто
хоровое отделение в филиале школы с.Соколовка.
Занятия хореографического отделения, направлены
на оздоровление и общее физическое развитие детей. Они дают детям опыт
взаимодействия с окружающим миром, творческую самореализацию, помогают понять
общечеловеческие ценности и национальные особенности. Правильно
организованная танцевальная среда позволяет решать широкий круг задач,
благотворно влияет на формирование чувства коллективизма, воспитание
толерантности, доброжелательного отношения к людям.
Народный хореографический ансамбль «Кызылжар» много
выступает, участвует в конкурсах и фестивалях, имеет многочисленные награды.
Международный конкурс «Роза ветров» - Лауреаты 1 степени. Республиканский
конкурс «Салем Астана» Лауреаты 1 степени. В 2015году на областном
хореографическом конкурсе «Каблучок» Стали Дипломантами 2 степени.
Именно в самых
разнообразных видах деятельности и занятиях искусством человек может творчески раскрыть
в себе те социальные качества, которые он приобрел в процессах своей
социализации. Главным связующим звеном этого
процесса является педагог.
В школе сложился стабильный педагогический коллектив,
команда единомышленников.
Педагоги имеют профессионально-педагогические
образование и квалификацию. Численный состав преподавателей: 21
человек.
19
чел. (90%) - высшее образование, 2чел.(10%) - средне – специальное. 8
человек - педагоги высшей категории. За три последних года повысили категорию 10 человек.
В школе есть все условия, которые позволяют педагогам эффективно
реализовывать свои профессиональные возможности.
На формирование профессионально - педагогической компетенции
педагога дополнительного образования напрямую влияет качество методической
работы. Основными направлениями, методической работы в
школе является:
1. Семейное воспитание куда входит: организация работы с
родителями. Родители посещают уроки, академические концерты, участвуют в
организации таких традиционных внеклассных мероприятий как «Посвящение
первоклассников в мир искусства», выпускной вечер. Сопровождают детей на
конкурсы, концерты, экскурсии.
2. Работа в социуме (ребенок в пространстве социума, профилактика
асоциального поведения). Необходимо приобщать детей ко
всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам
художественного творчества, расширять кругозор и поощрять вдумчивое,
избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность. Этому
способствуют совместное прослушивание и анализ классической и народной музыки.
Видеопросмотр лучших с мировой точки зрения примеров балетных и оперных
спектаклей, посещение концертов и экскурсий.
3.
Воспитательная система (технология анализа и планирования воспитательной
деятельности). Одним из направлений воспитательной работы в школе является
инклюзивное образование. Именно дополнительное образование с его
индивидуальным и дифференцированным подходом, является той благоприятной
средой, которая способствует развитию творческих способностей таких детей.
Наши учащиеся являются участниками ежегодного областного конкурса для детей с особыми
возможностями в обучении. Доброй традицией стало проведение цикла
благотворительных концертов для детей с особыми возможностями в обучении, под
названием «Музыкальная терапия».
4.
Профориентационная работа. Проводятся
классные часы, встречи с интересными людьми. Для творческих встреч приглашаются
коллективы Колледжа искусств и ШОДа. Проводятся совместные пленэры (летняя
практика) на художественном отделении. В течение учебного года учащиеся
выезжают с классными руководителями и родителями в областной музей, в колледж
искусств на открытые уроки, на концерты в г. Петропавловск. Такая работа
приносит свои плоды. За последние три года 11 выпускников стали учащимися
Колледжа искусств, ШОДа, СКГУ.
К одной из внутренних форм повышения профессиональной компетенции
педагогов относится Педагогический совет, который
является органом коллективного коллегиального управления учреждением.
Предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета, благодаря чему развивается
инициативность, творчество, осуществляется деловое общение коллег. Педагоги
демонстрируют и расширяют знания теории и практики дополнительного образования,
получают всестороннюю информацию об образовательном процессе. В результате –
повышается компетентность в организации педагогической деятельности.
В школе проводится большая работа с педагогическими кадрами по
повышению их профессионального мастерства. С 2012 по 2015 год на
базе НЦПК «Орлеу» прошли курсы повышения квалификации 8 человек. 2 педагога на
базе республиканского учебно методического центра ДО.
Изданы
авторские рабочие учебные программы по классу фортепиано и домбры.
Педагоги систематически
пополняют свою педагогическую копилку новыми методическими разработками,
учебно-наглядными пособиями, аудио-видео и информационными материалами. Это находит свое отражение в издательской
деятельности. Опубликованы
печатные материалы на международной научно-практической конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения М. Тулебаева. Издан сборник разработок
открытых уроков «Калейдоскоп творческих идей», сборник внеклассных мероприятий
«Музыкальная шкатулка». Напечатаны статьи в сборниках «Диалоги об искусстве», в
сборнике «Біржан салдың 180 жылдығына арналған музыкалық – педагогикалық
шығармашылығының аймақтық Фестивалі». Так же педагоги являются участниками и победителями конкурсов
педагогического мастерства. В 2014году на областном
конкурсе профессионального
мастерства по изобразительному искусству наши педагоги Чистякова И.А. -2 место,
Глухих А.В. – 3 место.
Такая система взаимосвязанных мер, действий и
мероприятий, направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального
мастерства каждого педагога.
Таким образом формирование
и развитие профессиональных компетенций педагогов, является той неотъемлемой
частью работы учреждения дополнительного образования, которая необходима для
развития творческих и лидерских качеств детей, а также их успешной социализации
в быстроизменяющемся обществе.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ И ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ,
КАК ЗАЛОГ ИХ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В БЫСТРОИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОБЩЕСТВЕ
В современном обществе уделяется
большое внимание социализации детей и подростков, ведь всякое общество
объективно заинтересовано в воспроизводстве своей системы ценностей, в ее
передаче от поколения к поколению. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает
представления об обществе, о его ценностях и нормах.
В дальнейшем основой
социализации становится школа, где детям приходится
действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке.
Дополнительное образование
- это ключевое звено в системе внеурочной работы школы, так как именно
здесь имеются наиболее оптимальные возможности для формирования юного
гражданина, его социализации, развития творческих способностей.
Школа искусств «Мерей» - организация дополнительного
образования художественно-эстетической направленности, в деятельности которой
на первое место ставятся задачи обучения специальным знаниям и навыкам, для
освоения социального опыта и воспитания социальной активности детей.
Школа работает по нескольким направлениям:
инструментальное, художественное, хореографическое, вокальное. Где обучается
238 детей.
Творческая деятельность в игре на
музыкальных инструментах позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним
меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и
социальной защищенности. Учащиеся инструментального отделения ежегодно
участвуют в областных конкурсах юных музыкантов: «Дебют», «Я гитару
настрою». 2014г Чемпионом
2 премии Международного
конкурса «Роза ветров» г. Сочи стал Дуэт
фортепиано Сартаева Д., Шевелева К.. В 2015году на Международном
конкурсе «Сибирь зажигает звезды» Сартаева Диана (класс фортепиано) стала –
Дипломантом 1 степени (руководитель Агаджанян Лариса Жораевна).
На
Международном конкурсе «Ақ – көгершің» Ансамбль домбистов «Шашу»
стали Лауреатами 2 степени (руководитель Жанатов Берик Сабитович). Учащиеся:
Мухаметжанова Аяулым, Баян Азат, Зейнетжан Галия – Дипломантами 3 степени. На
международном интернет-конкурсе «Зимняя карусель» г.Москва Диплом 1 степени,
«Поклонимся великим тем годам» г Москва дипломы 2, 3 степени.
Занятия на художественном отделении помогает детям реализовать
себя в художественном творчестве, выразить свой внутренний мир, создать
произведение своими руками, которое могло бы быть полезным и приносить радость.
В 2014году учащиеся художественного отделения стали победителями в районном
конкурсе «Независимый Казахстан глазами детей». Диплом 2степени
в областном конкурсе "Наурыз утро природы» Диплом 3степени в областном
конкурсе «Читая Макжана». Диплом 3степени в областном конкурсе
"Волшебница зима".
Главные принципы занятий на
вокальном и хоровом отделении - это взаимосвязь интеллектуального и
эмоционального начала в преподнесении материала. Личностный подход в общении,
учет яркой индивидуальности каждого ребенка в процессе индивидуальных и
групповых занятий. Хор школы в 2015г. стал
Дипломантом 3 степени на областном конкурсе – фестивале хорового творчества.
Учащиеся ежегодно становятся участниками областного конкурса юных вокалистов
«Звезды Приишимья». С 2014г. открыто хоровое отделение в филиале школы
с.Соколовка.
Занятия хореографического отделения,
направлены на оздоровление и общее физическое развитие детей. Они дают детям
опыт взаимодействия с окружающим миром, творческую самореализацию, помогают
понять общечеловеческие ценности и национальные особенности. Правильно
организованная танцевальная среда позволяет решать широкий круг задач,
благотворно влияет на формирование чувства коллективизма, воспитание
толерантности, доброжелательного отношения к людям.
Народный хореографический ансамбль «Кызылжар» много
выступает, участвует в конкурсах и фестивалях, имеет многочисленные награды.
Международный конкурс «Роза ветров» - Лауреаты 1 степени. Республиканский
конкурс «Салем Астана» Лауреаты 1 степени. В 2015году на областном
хореографическом конкурсе «Каблучок» Стали Дипломантами 2 степени.
Мониторинг участия в конкурсах
Именно в самых
разнообразных видах деятельности и занятиях искусством человек может творчески
раскрыть в себе те социальные качества, которые он приобрел в процессах своей
социализации. Главным связующим звеном этого
процесса является педагог.
В школе сложился стабильный педагогический коллектив,
команда единомышленников.
Педагоги имеют
профессионально-педагогические образование и квалификацию. Численный
состав преподавателей: 19 человек.
17
чел. (90%) - высшее образование, 2чел.(10%) - средне – специальное. 7
человек - педагоги высшей категории. За три последних года повысили категорию 10 человек.
В школе есть все условия, которые позволяют педагогам эффективно
реализовывать свои профессиональные возможности.
На формирование профессионально - педагогической компетенции
педагога дополнительного образования напрямую влияет качество методической
работы. Основными направлениями, методической работы в
школе является:
1. Семейное воспитание куда входит: организация работы с
родителями. Родители посещают уроки, академические концерты, участвуют в
организации таких традиционных внеклассных мероприятий как «Посвящение
первоклассников в мир искусства», выпускной вечер. Сопровождают детей на
конкурсы, концерты, экскурсии.
2. Работа в социуме (ребенок в пространстве социума, профилактика
асоциального поведения). Необходимо приобщать детей ко
всему богатству народной, национальной культуры, истинным образцам
художественного творчества, расширять кругозор и поощрять вдумчивое,
избирательное отношение к тому, что преподносит социальная действительность.
Этому способствуют совместное прослушивание и анализ классической и народной
музыки. Видеопросмотр лучших с мировой точки зрения примеров балетных и оперных
спектаклей, посещение концертов и экскурсий.
3.
Воспитательная система (технология анализа и планирования воспитательной
деятельности). Одним из направлений воспитательной работы в школе является
инклюзивное образование. Именно дополнительное образование с его
индивидуальным и дифференцированным подходом, является той благоприятной
средой, которая способствует развитию творческих способностей таких детей.
Наши учащиеся являются участниками ежегодного областного конкурса для детей с
ограниченными возможностями. Доброй традицией стало проведение цикла
благотворительных концертов для детей с ограниченными возможностями, под
названием «Музыкальная терапия».
4.
Профориентационная работа. Проводятся
классные часы, встречи с интересными людьми. Для творческих встреч приглашаются
коллективы Колледжа искусств и ШОДа. Проводятся совместные пленэры (летняя
практика) на художественном отделении. В течение учебного года учащиеся
выезжают с классными руководителями и родителями в областной музей, в колледж
искусств на открытые уроки, на концерты в г. Петропавловск. Такая работа
приносит свои плоды. За последние три года 11 выпускников стали учащимися
Колледжа искусств, ШОДа, СКГУ.
К одной из внутренних форм повышения профессиональной компетенции
педагогов относится Педагогический совет, который
является органом коллективного коллегиального управления учреждением,
Предусматривается участие каждого педагога в работе педсовета, в результате
развивается инициативность, творчество, осуществляется деловое общение коллег.
Педагоги демонстрируют и расширяют знания теории и практики дополнительного
образования, получают всестороннюю информацию об образовательном процессе. В
результате – повышается компетентность в организации педагогической
деятельности.
В школе проводится большая работа с педагогическими кадрами по
повышению их профессионального мастерства. С 2012 по 2015 год на
базе НЦПК «Орлеу» прошли курсы повышения квалификации 8 человек. 2 педагога на
базе республиканского учебно методического центра ДО.
Изданы
авторские рабочие учебные программы по классу фортепиано и домбры.
Педагоги систематически
пополняют свою педагогическую копилку новыми методическими разработками,
учебно-наглядными пособиями, аудио-видео и информационными материалами. Это находит свое отражение в издательской
деятельности. Опубликованы
печатные материалы на международной научно-практической конференции,
посвященной 100-летию со дня рождения М. Тулебаева. Издан сборник разработок
открытых уроков «Калейдоскоп творческих идей», сборник внеклассных мероприятий
«Музыкальная шкатулка». Напечатаны статьи в сборниках «Диалоги об искусстве», в
сборнике «Біржан салдың 180 жылдығына арналған музыкалық – педагогикалық
шығармашылығының аймақтық Фестивалі». Так же педагоги являются участниками и победителями конкурсов
педагогического мастерства. В 2014году на
областном конкурсе профессионального мастерства по изобразительному
искусству наши педагоги Чистякова И.А. -2 место, Глухих А.В. – 3 место.
Такая система взаимосвязанных мер, действий и
мероприятий, направлена на всестороннее повышение квалификации и
профессионального мастерства каждого педагога.
Таким образом
формирование и развитие профессиональных компетенций педагогов, является той
неотъемлемой частью работы учреждения дополнительного образования, которая
необходима для развития творческих и лидерских качеств детей, а также их
успешной социализации в быстроизменяющемся обществе.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.