Войтенко
Ирина Викторовна
Педагог
дополнительного образования
Школа
искусств «Мерей»
а.Бесколь
Кызылжарский район
Дополнительное
образование и его воспитательное пространство в условиях сельской местности.
из
опыта работы ГККП «Школы искусств «Мерей»
акимата
Кызылжарского района
Северо-Казахстанской
области
Система
дополнительного образования возникла в Казахстане в 1990году. Она явилась
преемником внеклассной и внешкольной работы. Сложившаяся система обладает
уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая
открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования
детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи,
создавать устойчивую культурную среду развития, формировать осознанную
гражданскую позицию.
Особое
значение дополнительное образование имеет в условиях сельской местности,
обеспечивая социокультурные запросы детского населения. Качество
дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как
приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности,
побуждает к достижению общественно значимого результата. По состоянию на 1
января 2013года в Республике Казахстан в селе действуют 284 организации
дополнительного образования. Одной из таких организаций является наша школа.
Школа искусств «Мерей» была создана в 2004 году. За
эти годы сделано немало. Выпущено 174 учащихся. Многие из них продолжают учебу
в средних и высших учебных заведениях. Кроме инструментального,
хореографического, художественного отделений открыто вокальное. С 2014 года
действует хоровое отделение в филиале школы в селе Соколовка, а с января 2016года
открыт класс фортепиано в с.Якорь. В школе обучается более двухсот учащихся.
Обучение ведется в две смены, на двух языках.
В Государственной программе развития образования
Республики Казахстан определены общие ориентиры развития функциональной грамотности
школьников, одной из главных задач которого являются обеспечение модернизации
содержания образования: стандартов, учебных планов и программ. Поэтому весь учебно- воспитательный процесс школы нацелен
в первую очередь на обновление содержания
предлагаемой детям деятельности (что
предложить, на чем построить интересное общение, как организовать полезную
деятельность), которое осуществляется за счет введения новых образовательных
программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ.
Были разработаны и изданы рабочие учебные программы по классу домбры (педагог
Букирова Т.А.), по классу фортепиано (педагог Агаджанян Л.Ж
В школе создана трехуровневая система обучения, которая
направлена на получение профессиональных навыков и развитие индивидуальных
особенностей каждого ребенка.
1-й уровень – общее
эстетическое образование, приобщение к прекрасному, через теоретическое
осмысление и познание на практике изобразительного, хореографического и
музыкального жанров. Этот уровень важен тем, что позволяет еще не
определившимся детям сделать осознанный выбор в пользу одного из видов
искусств.
2-й уровень − углубленное освоение программы по выбранной специальности на основе
осознанного решения и серьезных намерений.
3-й уровень – занятия повышенной сложности для профессионально ориентированных детей,
создание возможностей для подготовки к поступлению в средние и высшие учебные
заведения по профилю выбранной специальности. Работа с этими детьми
предполагает решение в дальнейшем кадровых проблем,
в том числе и в вопросе воспроизводства специалистов для нашей школы и района.
Сегодня в развитии
системы дополнительного образования, просматривается ряд ключевых тенденций
направленных на обновление и повышение качественного уровня дополнительных
образовательных услуг. В связи с этим возрастает потребность в педагоге
дополнительного образования, который способен обогащать и изменять содержание и
формы своей деятельности посредством критического, творческого освоения и
применения достижений науки и передового педагогического опыта.
В
школе сложился стабильный педагогический коллектив. Численный состав
преподавателей: 21 человек. Восемь из них педагоги с высшей квалификационной
категорией.
В нашей школе действуют
два методических объединения. Деятельность методических объединений является
системной и целенаправленной, осуществляется, соответственно перспективного
плана работы школы, в следующих формах:
- общие
– решение методических задач школы педагогическим коллективом
- групповые
– проведение педагогических советов, заседаний методических объединений ,
открытых уроков, взаимопосещений.
- индивидуальные
– работа каждого педагога над методической темой, диагностика и коррекция
профессионального роста преподавателя. Выступления с лекциями, докладами,
сообщениями. Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми.
Одной из форм, способствующей повышению педагогической
компетентности является издательская деятельность. Опубликованы печатные
материалы на международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию
со дня рождения М. Тулебаева. Издан сборник разработок открытых уроков
«Калейдоскоп творческих идей», сборник внеклассных мероприятий «Музыкальная
шкатулка». Напечатаны статьи в сборниках «Диалоги об искусстве», «Біржан
салдың 180 жылдығына арналған музыкалық – педагогикалық шығармашылығының
аймақтық Фестивалі».
В свете последних реформ в области образования
отмечается усиление воспитательного компонента процесса обучения.
В
основе организации воспитательного процесса в школе искусств «Мерей», положена
идея целостности. Воспитание, обучение и эстетическое развитие учащихся
осуществляется в единой педагогической, личностно ориентированной системе.
Концепция
воспитательной работы.
Цель:
формирование
музыкально – эстетического воспитания у подрастающего поколения, согласование
действий и обеспечение преемственности всех субьектов воспитательного процесса.
Создание условий для самореализации детей.
Задачи:
-
Создать
и развить воспитательную систему, способную формировать духовно-нравственную
личность.
-
Воспитывать
гражданственность, патриотизм, интелегентность, уважение к государственным
символам и национальным традициям.
-
Формировать
музыкально-эстетическое мировоззрение.
-
Создать
условия для освоения детьми национальной культуры через принятие традиций и
культуры народов Казахстана.
-
Максимально
развить творческие способности, как способ дальнейшего развития и
самореализации личности ребенка.
-
Формировать
личностные и профессиональные качества, развить потребности в непрерывном
самосовершенствовании.
-
Воспитывать
толерантное отношение как признание возможности равноправного существования.
-
Возродить
систему семейного воспитания и включить семью в воспитательную систему школы.
Принципы
организации воспитательного процесса:
-
Принцип
индивидуальной особенности.
-
Принцип
культурносообразности.
-
Принцип
гуманистической направленности.
-
Принцип
обеспечения преемственности.
-
Принцип
вариативности.
-
Принцип
самоактивизации
-
Принцип
творчества и успеха.
-
Принцип
доверия и поддержки.
-
Принцип
ответственности.
Коллектив
школы работает по следующим направлениям:
- патриотическое и поликультурное воспитание - формирование
патриотического сознания, правовой и политической культуры, развитие
национального самосознания, культуры межнациональных отношений, любовь и
уважение к государственному языку, истории и обычаям казахского народа,
знакомство с другими и освоение культур других народов Казахстана.
Воспитание этих качеств осуществляется через включение
учащихся в проведение различных внеклассных мероприятий, классных часов, таких
как:
«Поле чудес»- классный час в
форме известной викторины, посвященной государственным символам Республики
Казахстан,
«Меңым Қазақстаным» -
классный час, посвященный Дню Независимости РК, «Мен Қазақстандықпын» -
внеклассное мероприятие, проведенное в рамках празднования Дня
Независимости РК, районный конкурс
рисунков посвященный «Дню Первого Президента» и конкурс юных художников
«Любовь моя - мой Казахстан»
- духовно - нравственное воспитание - создание
условий для развития самосознания, формирование этических принципов личности,
согласующихся с нормами и традициями жизни общества. Формирование и развитие
системы духовно - нравственных знаний и ценностей.
В
школе уже доброй традицией стало проведение цикла благотворительных концертов
для детей с особыми возможностями в обучении, под названием «Музыкальная
терапия». Участниками
областного конкурса посвященного «Памяти Думана Кудерова», стали юные
домбристы: Мухаметжанова Аяулым и Боева Ясмина. Наши учащихся выступают в концертах
посвященных «Дню Благодарения» в с. Соколовка и в с. Архангелка, в
районном концерте, посвященному «Выводу войск из Афганистана», в
концерте «День духовного согласия».
-
семейное воспитание - передача социально-исторического опыта,
эмоциональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных и
духовных ценностей. Мы стараемся вовлекать наших родителей в жизнь школы.
Создан родительский комитет, регулярно проводятся родительские собрания.
Родители выезжают с детьми на конкурсы и концерты.
Так
дети и педагоги побывали на концерте известной пианистки Жании Аубакировой. В школе проводятся праздничные
мероприятия в форме чаепития с родителями, где родители могут увидеть таланты
и открыть новые способности у своих детей.
-
эстетическое воспитание - формирование нравственно- духовных
ценностей, через приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов,
через призму национального и общечеловеческого.
Например: «Юмор в
музыке» - концерт класса фортепиано, «Магия джаза» внеклассное
мероприятие класса фортепиано, «Вальс – король танца» - хореографическое
отделение. КВН – художественное отделение.
- профессионально -
творческое воспитание – формирование профессионально и личностно – значимых
ключевых компетенций, приобщение обучающихся к традициям и ценностям
профессионального сообщества.
Школа тесно сотрудничает с Петропавловским колледжем
искусств. Проводятся совместные пленэры учащихся художественного отделения.
Такая летняя практика является отличным средством стимулирования для
продолжения обучения не только в школе искусств, но и для продолжения обучения
в высшем учебном заведении. Педагоги посещают открытые уроки, мастер-классы и
обучающие семинары. Учащиеся колледжа нередкие гости на концертах в школе.
Такое содружество приносит свои плоды. Выпускники нашей школы поступают и
учатся в колледже искусств и в школе одаренных детей: Семченко А., Гусельникова
Н., Байкенов Т., Жанаев Б., Альжанова Д., Сексимбаева Ж. Выпускники
хореографического отделения Башкирова М., Седлецкая И. обучаются в Омском
училище культуры и искусств.
К уже ставшим традиционными можно отнести такие
мероприятия как: «Посвящение первоклассников в мир искусства», «День
учителя», «Наурыз», «День Конституции», 8 марта, 1 мая, «День
батыра» «День защиты детей», «День опекуна», «День языков», «Выпускной вечер». Участие
в районном митинге, посвященном 9 мая, где всегда активное участие принимает ансамбль
духовых инструментов. Кроме ансамбля духовых инструментов в школе действуют
такие творческие коллективы как: домбровый ансамбль «Шашу», ансамбль
гитаристов, ансамбль танца «Кызыл жар», хоровой коллектив «Гармония». В скором
будущем планируем создать фольклорный ансамбль. Подтверждением успешности
традиционных школьных мероприятий является то, что большинство учащихся
называют каждое из этих дел интересным, разнообразным, полезным и ярким. В результате проведенного
анкетирования выявлено, что учащиеся удовлетворены воспитательными аспектами
школьной жизни, 60% из них согласны с утверждением: «У меня есть в школе
любимый учитель». На вопрос: «Какое мероприятие больше всего понравилось тебе в
учебном году?» большинство ответили: «10-летие школы», «Магия джаза»,
«Посвящение в первоклассники» и «Выпускной вечер».
Педагоги
и учащиеся нашей школы принимают активное участие в Республиканских – «Рауан»
г. Алма-Аты, «Салем, Астана», и Международных конкурсах: «Сибирь зажигает
звезды» г. Омск, «Урал собирает друзей» г. Курган, «Золотая лира» г. Москва,
«Роза ветров» г.Сочи, «Петропавловская весна». В областных конкурсах таких как:
юных музыкантов «Дебют», юных вокалистов «Звезды Приишимья», гитаристов «Я
гитару настрою», инструментальных ансамблей, также занимают призовые места.
Одним из направлений политики нашего государства
является инклюзивное образование, т.е. включение всех детей в
общеобразовательный процесс, несмотря на различия по признаку здоровья,
экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения,
языка, религии, пола и индивидуальных способностей. В нашей школе также обучаются
дети с особыми возможностями в обучении. Именно дополнительное образование с
его индивидуальным и дифференцированным подходом, является той благоприятной
средой, которая способствует развитию их творческих способностей и
возможностей. Еслямбек Казбек ученик класса домбры и Баранкулова Аружан
учащаяся художественного отделения являются участниками ежегодного областного
конкурса для детей с особыми возможностями в обучении.
Одной из главных задач нашей школы является сохранение и
укрепление здоровья детей. Поступление в школу
проходит с медицинским осмотром. Проводятся беседы с учащимися по пропаганде
здорового образа жизни. Выполняется программа по предупреждению детского
травматизма. Внедряются в образовательный процесс малые формы физического
воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены). Педагоги школы принимают
активное участие в районных спортивных мероприятиях. В
рамках санитарно-гигиенического воспитания наши дети активно участвуют в акции
«Нет наркотикам».
Таким
образом, состояние и интеллектуальный потенциал общества, его нравственное
здоровье и духовное возрождение непосредственно связаны с развитием
дополнительного образования детей, которое создаёт условия для развития
способностей, склонностей, интересов, формирования ценностных ориентаций детей
и молодёжи, выбора ими жизненного пути и профессионального самоопределения.
Возможность осуществления выбора направлений собственного личностного развития
характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему
образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте
личностно-ориентированного подхода, в интеграции с общим образованием.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.