Главная / Музыка / Методическая разработка на тему "Дополнительное образование и его воспитательное пространство в условиях сельской местности"

Методическая разработка на тему "Дополнительное образование и его воспитательное пространство в условиях сельской местности"

Войтенко Ирина Викторовна

Педагог дополнительного образования

Школа искусств «Мерей»

а.Бесколь Кызылжарский район



Дополнительное образование и его воспитательное пространство в условиях сельской местности.

из опыта работы ГККП «Школы искусств «Мерей»

акимата Кызылжарского района

Северо-Казахстанской области


Система дополнительного образования возникла в Казахстане в 1990году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы. Сложившаяся система обладает уникальным потенциалом развития разнообразных способностей обучающихся. Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, система дополнительного образования детей способна быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи, создавать устойчивую культурную среду развития, формировать осознанную гражданскую позицию.

Особое значение дополнительное образование имеет в условиях сельской местности, обеспечивая социокультурные запросы детского населения. Качество дополнительного образования детей способно влиять на качество жизни, так как приучает к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. По состоянию на 1 января 2013года в Республике Казахстан в селе действуют 284 организации дополнительного образования. Одной из таких организаций является наша школа.

Школа искусств «Мерей» была создана в 2004 году. За эти годы сделано немало. Выпущено 174 учащихся. Многие из них продолжают учебу в средних и высших учебных заведениях. Кроме инструментального, хореографического, художественного отделений открыто вокальное. С 2014 года действует хоровое отделение в филиале школы в селе Соколовка, а с января 2016года открыт класс фортепиано в с.Якорь. В школе обучается более двухсот учащихся. Обучение ведется в две смены, на двух языках.

В Государственной программе развития образования Республики Казахстан определены общие ориентиры развития функциональной грамотности школьников, одной из главных задач которого являются обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ. Поэтому весь учебно- воспитательный процесс школы нацелен в первую очередь на  обновление содержания предлагаемой детям деятельности (что предложить, на чем построить интересное общение, как организовать полезную деятельность), которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ. Были разработаны и изданы рабочие учебные программы по классу домбры (педагог Букирова Т.А.), по классу фортепиано (педагог Агаджанян Л.Ж

В школе создана трехуровневая система обучения, которая направлена на получение профессиональных навыков и развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка.

1-й уровень – общее эстетическое образование, приобщение к прекрасному, через теоретическое осмысление и познание на практике изобразительного, хореографического и музыкального жанров. Этот уровень важен тем, что позволяет еще не определившимся детям сделать осознанный выбор в пользу одного из видов искусств.

2-й уровень − углубленное освоение программы по выбранной специальности на основе осознанного решения и серьезных намерений.

3-й уровень  занятия повышенной сложности для профессионально ориентированных детей, создание возможностей для подготовки к поступлению в средние и высшие учебные заведения по профилю выбранной специальности. Работа с этими детьми предполагает решение в дальнейшем кадровых проблем, в том числе и в вопросе воспроизводства специалистов для нашей школы и района.

Сегодня в развитии системы дополнительного образования, просматривается ряд ключевых тенденций направленных на обновление и повышение качественного уровня дополнительных образовательных услуг. В связи с этим возрастает потребность в педагоге дополнительного образования, который способен обогащать и изменять содержание и формы своей деятельности посредством критического, творческого освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта.

В школе сложился стабильный педагогический коллектив. Численный состав преподавателей: 21 человек. Восемь из них педагоги с высшей квалификационной категорией.

В нашей школе действуют два методических объединения. Деятельность методических объединений является системной и целенаправленной, осуществляется, соответственно перспективного плана работы школы, в следующих формах:

  • общие – решение методических задач школы педагогическим коллективом

  • групповые – проведение педагогических советов, заседаний методических объединений , открытых уроков, взаимопосещений.

  • индивидуальные – работа каждого педагога над методической темой, диагностика и коррекция профессионального роста преподавателя. Выступления с лекциями, докладами, сообщениями. Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми.

Одной из форм, способствующей повышению педагогической компетентности является издательская деятельность. Опубликованы печатные материалы на международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения М. Тулебаева. Издан сборник разработок открытых уроков «Калейдоскоп творческих идей», сборник внеклассных мероприятий «Музыкальная шкатулка». Напечатаны статьи в сборниках «Диалоги об искусстве», «Біржан салдың 180 жылдығына арналған музыкалық – педагогикалық шығармашылығының аймақтық Фестивалі».

В свете последних реформ в области образования отмечается усиление воспитательного компонента процесса обучения.

В основе организации воспитательного процесса в школе искусств «Мерей», положена идея целостности. Воспитание, обучение и эстетическое развитие учащихся осуществляется в единой педагогической, личностно ориентированной системе.

Концепция воспитательной работы.

Цель: формирование музыкально – эстетического воспитания у подрастающего поколения, согласование действий и обеспечение преемственности всех субьектов воспитательного процесса. Создание условий для самореализации детей.

Задачи:

  • Создать и развить воспитательную систему, способную формировать духовно-нравственную личность.

  • Воспитывать гражданственность, патриотизм, интелегентность, уважение к государственным символам и национальным традициям.

  • Формировать музыкально-эстетическое мировоззрение.

  • Создать условия для освоения детьми национальной культуры через принятие традиций и культуры народов Казахстана.

  • Максимально развить творческие способности, как способ дальнейшего развития и самореализации личности ребенка.

  • Формировать личностные и профессиональные качества, развить потребности в непрерывном самосовершенствовании.

  • Воспитывать толерантное отношение как признание возможности равноправного существования.

  • Возродить систему семейного воспитания и включить семью в воспитательную систему школы.


Принципы организации воспитательного процесса:

  • Принцип индивидуальной особенности.

  • Принцип культурносообразности.

  • Принцип гуманистической направленности.

  • Принцип обеспечения преемственности.

  • Принцип вариативности.

  • Принцип самоактивизации

  • Принцип творчества и успеха.

  • Принцип доверия и поддержки.

  • Принцип ответственности.

Коллектив школы работает по следующим направлениям:

- патриотическое и поликультурное воспитание - формирование патриотического сознания, правовой и политической культуры, развитие национального самосознания, культуры межнациональных отношений, любовь и уважение к государственному языку, истории и обычаям казахского народа, знакомство с другими и освоение культур других народов Казахстана.

Воспитание этих качеств осуществляется через включение учащихся в проведение различных внеклассных мероприятий, классных часов, таких как:

«Поле чудес»- классный час в форме известной викторины, посвященной государственным символам Республики Казахстан,

«Меңым Қазақстаным» - классный час, посвященный Дню Независимости РК, «Мен Қазақстандықпын» - внеклассное мероприятие, проведенное в рамках празднования Дня Независимости РК, районный конкурс рисунков посвященный «Дню Первого Президента» и конкурс юных художников «Любовь моя - мой Казахстан»

- духовно - нравственное воспитание - создание условий для развития самосознания, формирование этических принципов личности, согласующихся с нормами и традициями жизни общества. Формирование и развитие системы духовно - нравственных знаний и ценностей.

В школе уже доброй традицией стало проведение цикла благотворительных концертов для детей с особыми возможностями в обучении, под названием «Музыкальная терапия». Участниками областного конкурса посвященного «Памяти Думана Кудерова», стали юные домбристы: Мухаметжанова Аяулым и Боева Ясмина. Наши учащихся выступают в концертах посвященных «Дню Благодарения» в с. Соколовка и в с. Архангелка, в районном концерте, посвященному «Выводу войск из Афганистана», в концерте «День духовного согласия».

- семейное воспитание - передача социально-исторического опыта, эмоциональных отношений между людьми с приоритетом воспитания нравственных и духовных ценностей. Мы стараемся вовлекать наших родителей в жизнь школы. Создан родительский комитет, регулярно проводятся родительские собрания. Родители выезжают с детьми на конкурсы и концерты.

Так дети и педагоги побывали на концерте известной пианистки Жании Аубакировой. В школе проводятся праздничные мероприятия в форме чаепития с родителями, где родители могут увидеть таланты и открыть новые способности у своих детей.

- эстетическое воспитание - формирование нравственно- духовных ценностей, через приобщение к мировым художественным ценностям эпох и народов, через призму национального и общечеловеческого.

Например: «Юмор в музыке» - концерт класса фортепиано, «Магия джаза» внеклассное мероприятие класса фортепиано, «Вальс – король танца» - хореографическое отделение. КВН – художественное отделение.

- профессионально - творческое воспитание – формирование профессионально и личностно – значимых ключевых компетенций, приобщение обучающихся к традициям и ценностям профессионального сообщества.

Школа тесно сотрудничает с Петропавловским колледжем искусств. Проводятся совместные пленэры учащихся художественного отделения. Такая летняя практика является отличным средством стимулирования для продолжения обучения не только в школе искусств, но и для продолжения обучения в высшем учебном заведении. Педагоги посещают открытые уроки, мастер-классы и обучающие семинары. Учащиеся колледжа нередкие гости на концертах в школе. Такое содружество приносит свои плоды. Выпускники нашей школы поступают и учатся в колледже искусств и в школе одаренных детей: Семченко А., Гусельникова Н., Байкенов Т., Жанаев Б., Альжанова Д., Сексимбаева Ж. Выпускники хореографического отделения Башкирова М., Седлецкая И. обучаются в Омском училище культуры и искусств.

К уже ставшим традиционными можно отнести такие мероприятия как: «Посвящение первоклассников в мир искусства», «День учителя», «Наурыз», «День Конституции», 8 марта, 1 мая, «День батыра» «День защиты детей», «День опекуна», «День языков», «Выпускной вечер». Участие в районном митинге, посвященном 9 мая, где всегда активное участие принимает ансамбль духовых инструментов. Кроме ансамбля духовых инструментов в школе действуют такие творческие коллективы как: домбровый ансамбль «Шашу», ансамбль гитаристов, ансамбль танца «Кызыл жар», хоровой коллектив «Гармония». В скором будущем планируем создать фольклорный ансамбль. Подтверждением успешности традиционных школьных мероприятий является то, что большинство учащихся называют каждое из этих дел интересным, разнообразным, полезным и ярким. В результате проведенного анкетирования выявлено, что учащиеся удовлетворены воспитательными аспектами школьной жизни, 60% из них согласны с утверждением: «У меня есть в школе любимый учитель». На вопрос: «Какое мероприятие больше всего понравилось тебе в учебном году?» большинство ответили: «10-летие школы», «Магия джаза», «Посвящение в первоклассники» и «Выпускной вечер».

Педагоги и учащиеся нашей школы принимают активное участие в Республиканских – «Рауан» г. Алма-Аты, «Салем, Астана», и Международных конкурсах: «Сибирь зажигает звезды» г. Омск, «Урал собирает друзей» г. Курган, «Золотая лира» г. Москва, «Роза ветров» г.Сочи, «Петропавловская весна». В областных конкурсах таких как: юных музыкантов «Дебют», юных вокалистов «Звезды Приишимья», гитаристов «Я гитару настрою», инструментальных ансамблей, также занимают призовые места.

Одним из направлений политики нашего государства является инклюзивное образование, т.е. включение всех детей в общеобразовательный процесс, несмотря на различия по признаку здоровья, экономического положения, социальной принадлежности, этнического происхождения, языка, религии, пола и индивидуальных способностей. В нашей школе также обучаются дети с особыми возможностями в обучении. Именно дополнительное образование с его индивидуальным и дифференцированным подходом, является той благоприятной средой, которая способствует развитию их творческих способностей и возможностей. Еслямбек Казбек ученик класса домбры и Баранкулова Аружан учащаяся художественного отделения являются участниками ежегодного областного конкурса для детей с особыми возможностями в обучении.

Одной из главных задач нашей школы является сохранение и укрепление здоровья детей. Поступление в школу проходит с медицинским осмотром. Проводятся беседы с учащимися по пропаганде здорового образа жизни. Выполняется программа по предупреждению детского травматизма. Внедряются в образовательный процесс малые формы физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены). Педагоги школы принимают активное участие в районных спортивных мероприятиях. В рамках санитарно-гигиенического воспитания наши дети активно участвуют в акции «Нет наркотикам».

Таким образом, состояние и интеллектуальный потенциал общества, его нравственное здоровье и духовное возрождение непосредственно связаны с развитием дополнительного образования детей, которое создаёт условия для развития способностей, склонностей, интересов, формирования ценностных ориентаций детей и молодёжи, выбора ими жизненного пути и профессионального самоопределения. Возможность осуществления выбора направлений собственного личностного развития характеризует дополнительное образование как особый тип, самоценную подсистему образования, способную осуществлять свою деятельность в контексте личностно-ориентированного подхода, в интеграции с общим образованием.




















Методическая разработка на тему "Дополнительное образование и его воспитательное пространство в условиях сельской местности"
  • Музыка
Описание:

Методическая разработка выполнена преподавателем музыкально-теоретических дисциплин системы дополнительного образования и посвящена особенностям функционирования организаций дополнительного образования в сфере искусства в сельской местности. Автор разработки, опытный педагог, специалист высшей категории особое внимание обращает на воспитательные функции школ искусств в сельской местности.

Автор Войтенко Ирина Викторовна
Дата добавления 19.01.2016
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 829
Номер материала MA-063949
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓