Главная / Классному руководителю / Методическая разработка классного часа

Методическая разработка классного часа

Сценарий «Бухенвальдский набат»


Цель:

1. Способствовать формированию стремления обучающихся знать историю своего народа, его прошлое и настоящее.

  • Ознакомить учащихся с фактами Великой Отечественной войны

  • Развитие у учащихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственности.

  • Воспитание любви к Родине, к людям, одержавшим победу над фашизмом.

3. Воспитывать уважительное отношение к исторической памяти своего народа.


Оборудование: компьютер, TV, слайды с записями фашистских лагерей, музыкальные записи.


Звучит аудиозапись песни “Бухевальдский набат” (сл. А. Соболева, муз. В. Мурадели). Последний куплет постепенно затихает, и на его фоне выходят Ведущие и Чтецы.


СЛАЙД 1

ВЕДУЩИЙ:

Каждый год накануне праздника Победы мы чтим память тех, кто не пожалел своей жизни ради будущего своего народа, т.е. ради нас. Когда мы вспоминаем о ВОВ, на сердце возникает ощущение горечи и страдания.

1418 дней и ночей войны, 30 миллионов людей, не доживших до победы, тысячи сожжённых городов и деревень. Даже спустя 70 лет эта боль не утихает.

Каждому выпала своя ноша в той войне, кто-то защищал Родину и погибал в бою, кто-то подрывал дух врага из тыла, а кому-то было суждено пройти через нечеловеческие испытания в лагерях смерти.

И сегодня мы будем говорить о концлагерях, в которых погибали Советские люди… Узникам фашистских лагерей посвящается.


ВЕДУЩИЙ Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них более 5 миллионов - граждане Советского Союза.


СЛАЙД 2

ВЕДУЩИЙ: Гитлер заявлял: «Мы обязаны истребить население - это входит в нашу миссию охраны германского населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви».


СЛАЙД 3

ВЕДУЩИЙ: Во время войны была создана система концлагерей - машина смерти для уничтожения народов мира. Концлагеря располагались на территории России, Белоруссии, Латвии, Германии, Польши ….

СЛАЙД 4


ЧТЕЦ:

В черный уголь немало стран

превратив,

Груды тел разбросав по дорогам,

полям,

Злобный Гитлер, жадный

до крови зверь,

Тянет грязные лапы теперь к нам,

Хочет он нашу землю

испепелить,

А свободный народ превратить

в рабов,

Хочет он, чтоб богатства нашей

страны

Растащила свора фашистских псов.



Слайд 5

ВЕДУЩИЙ: Эти строки при­надлежат татарскому поэту Мусе Джалилю, прошедшему весь ад фа­шистских концлагерей. Находясь в концлагере Шпандау, он организовал группу, которая должна была готовить побег. Одновременно вёл политическую работу среди пленных, выпускал листовки, распространял свои стихи, призывающие к сопротивлению и борьбе. По доносу провокатора он был схвачен гестаповцами и заключён в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит. Ни жестокие пытки, ни посулы свободы, жизни и благополучия ни камера смертников не сломили его воли и преданности Родине. Тогда он был приговорён к смерти. 25 августа 1944 года казнён на гильотине в тюрьме Плётцензее в Берлине.

В 1956 году Мусса Джалиль посмертно был удостоен звания Героя Советского Союза.

Звучит стихотворение Муссы Джалиля «Варварство».


Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными глазами

Окинул обреченных... Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня...


Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать-земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз...


Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый.

Детей внезапно охватил испуг,--

Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,

Прервав проклятье,

Что вырвалось у женщины одной.


Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

-- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! --

Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.

Дитя, что ей всего дороже,


Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо...

-- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? --

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плач, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

-- Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.--


И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!


Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой,

О, сколько слез, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

Ты часто горе видела людское,

Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз

Такой позор и варварство такое?


Страна моя, враги тебе грозят,

Но выше подними великой правды знамя,

Омой его земли кровавыми слезами,

И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно

Тех варваров, тех дикарей,

Что кровь детей глотают жадно,

Кровь наших матерей...


(Пауза)


ЧТЕЦ:

Бараков цепи и песок сыпучий

Колючкой огорожены кругом.

Как будто мы жуки в навозной куче:

Здесь копошимся, здесь живем.

Чужое солнце всходит над холмами,

Но почему нахмурилось оно?

Не греет, не ласкает нас лучами, —

Безжизненное, бледное пятно...


ВЕДУЩИЙ: Что же это за фа­брики смерти, созданные фашиз­мом? (Пауза.) Только на территории Германии насчитывалось 1100 концлагерей. Назначением нацистских концлагерей было систематическое истребление людей». Через концлагеря прошли 18 млн. человек, погибли 12 млн.

«Труд освобождает». Эта фраза в качестве лозунга была размещена на входе многих нацистских концентрационных лагерей — то ли в насмешку, то ли для придания ложной надежды. Но, как известно, никому труд не подарил желанной свободы в концентрационном лагере.


СЛАЙД 6

Дахау — первый концен­трационный лагерь в фа­шистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тыс. человек из 24 стран. Около 70 тыс. там были зверски замучены или уби­ты. 140 тыс. переведены в другие концлагеря, 30 тыс. дожили до освобождения.

В Дахау проводились преступ­ные “медицинские опыты” над людьми. В годы Второй мировой войны концлагерь имел около 125 лагерных от­делений и так называемых внешних команд на воен­ных предприятиях Южной Германии и Австрии. Дейст­вовавшая в Дахау организа­ция заключенных во главе с интернациональным коми­тетом 28 апреля 1945 года, за день до прихода американ­ских войск, подняла восста­ние, сорвав фашистский план уничтожения оставшихся заклю­ченных.


СЛАЙД 7

ЧТЕЦ: свидетельство очевидцев «Я вместе с группой заключенных пытался бежать, но не удалось - поймали, посадили в карцер. Почему не расстреляли? А карцер был, по сути, тот же смертный приговор. Девять суток в камеру никто не заходил. На десятый день поставили бак с водой. Все, кто смог, бросились пить. До сих пор не могу забыть, как жадно они пили, а затем громко вскрикивали и в муках умирали. Вы бы видели их глаза... В открытую дверь смотрели надзиратели и смеялись, показывая пальцем на заключенных, скрюченных в смертельной агонии. Я понял, что накидываться на воду нельзя – она отравлена, поэтому отрывал клочки пропитанной потом рубахи, мочил их и высасывал влагу».

(Пауза.)


Слайд 8

ЧТЕЦ: свидетельство очевидцев «В лагерь на мотоциклах приехала группа офицеров SS. Они заехали во двор и слезли с мотоциклов. Приехав, они разожгли огонь. Мы смотрели и думали, что будет дальше. Еще спустя некоторое время, приехали грузовики с детьми. Было около десяти таких грузовиков. После того, как они въехали во двор, один из офицеров отдал приказ, и грузовики подъехали к огню. Эсэсовцы стали швырять детей прямо в огонь, в яму. Дети начали кричать, некоторые из них сумели выбраться из горящей ямы. Офицер с палкой ходил вокруг ямы и сбрасывал детей обратно».


Слайд 9

ВЕДУЩИЙ: Маутхаузен. (Па­уза.) Создан в июле 1938 года в 4 км от города Маутхаузен (Авст­рия) в качестве филиала ла­геря Дахау. С марта 1939 го­да самостоятельный ла­герь. В 1938—1945 годах в Маутхаузене находилось в заключении около 335 тыс. человек из многих стран; только по сохранившимся записям, в лагере было зверски уничтожено свыше 122 тыс. человек. В Маутха­узене действовала подполь­ная организация сопротив­ления, поднявшая 5-7 мая 1945 года восстание.

Слайд 10

В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Д. М. Карбышев.



ЧТЕЦ: «...17 февраля 1945 года в 12 часов дня с очередной тысячей обречен­ных в Маутхаузен привезли Дмитрия Михайловича Кар­бышева. Его отобрали в осо­бую группу и подвергли са­дистской изощренной каз­ни. Не петлей и не газом, не огнем, а водой. Узникам ве­лели догола раздеться. При двенадцатиградусном морозе, на лю­том ветру их держали несколько ча­сов на площади.

Слайд 11

Для многих такая экзекуция была невмоготу. Коченели, падали безды­ханными. Остальных затолкали в ба­ню под горячий душ. Оттуда — об­ратно на площадь, под нацеленные брандспойты — леденящий душ “шарко” на морозе.

И опять уцелевших — в баню. А оттуда опять — на площадь. Потом немногие очевидцы рассказывали, как... по ледяному катку, сверкавше­му всеми цветами спектра — от крас­ного до фиолетового, — метались го­лые люди... Метались между стеной бани и каменной стеной, силясь под­няться, спастись от острых, как жало, струй ледяной воды, бивших из брандспойтов...

Гоготали, ржали эсэсовцы, напо­ром воды сбивая с ног тех, кто еще пытался встать. Один за другим пре­вращались в ледяные изваяния люди. И среди них один седовласый человек, упиравшийся в чернокаменную стену. Он был прикован к стене ледяной цепью, а острые и холодные клювы терзали его иссушенное му­кой тело...

Человек этот кричал! Нет, он не проклинал палачей! Он обращался к оставшимся в живых! В последней несломленной гордости, в последних словах своих он был с теми, кто оста­вался на земле:

  • Бодрей, товарищи! Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас!..

Кто был этот старик, медленно и неумолимо превращавшийся в ледя­ной памятник? Карбышев! Дмитрий Карбышев! Советский генерал. И были эти слова, передававшиеся из уст в уста, как знамя, как факел в ночи» (Л. Давыдов “Верность”).

Слайд 12


ВЕДУЩИЙ Можно вспомнить и Якова Джугашвили (старшего сына Сталина), который тоже оказался в плену, мужественно вел себя, отказался от сотрудничества с немцами и вступления во власовскую Русскую освободительную армию. Погиб в концлагере Заксенхаузен, был застрелен, когда бросился на колючую проволоку.

(Пауза.)


ЧТЕЦ:

Мы, словно пни, отупели, ослепли от крови и пота,

Нас штейнбрух швырнул на колени,

Для многих он стал эшафотом —

Ну, что же! Мы тягостным сном равнодушья заснули...

Тогда его вывели. А ветер в тот день был, как нож, нацелен,

И стынь, как сталь, раскалена.

А вода лилась, лилась, лилась, лилась...

И лед схватил его, как пламя схватило Джордано Бруно.

Вдруг мы опять ощутили муки — его муки,

И волю — его волю, и ярость —ярость бойца.

В тот день, когда ветер был бритвы острее,

К жизни нас подняла боль Прометея!

(Пауза.)


Слайд 13

ВЕДУЩИЙ: Бухенвальд. (Па­уза.) Немецко-фашистский лагерь. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. Первоначальное название Эттерсберг. За 8 лет около 239 тыс. человек были узниками Бухенвальда. Вначале это были немец­кие антифашисты, позднее, в годы Второй мировой войны, — предста­вители многих других национально­стей. Много заключенных погибли уже в период строительства лагеря, которое велось без использования механизмов.

Около 10 тыс. заключенных было казнено, в том числе почти 8,5 тыс. советских военнопленных. Всего в Бухенвальде замучено 56 тыс. заклю­ченных 18 национальностей.

Слайд 14


Слайд 15

ВЕДУЩИЙ  - Крематорий был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключённых под предлогом осмотра у врача. Когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким способом в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников. Бухенвальд был мужским лагерем. Заучить свой порядковый номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. С этого момента набор цифр заменял имя. Заключенные работали на Густловском заводе, который находился в паре километров от лагеря и производил оружие. Число охранников достигало 6000 человек.


ВЕДУЩИЙ - Первые советские военнопленные прибыли в Бухенвальд 16 сентября 1941 года. По воспоминаниям, это были офицеры и политработники. Всю группу, 300 человек, расстреляли в тире на территории завода «ДАВ». Их имена установить не удалось. 18 октября 1941 года в Бухенвальд были переведены около 2000 советских военнопленных. Эта группа была предназначена для работ по расширению лагеря и размещалась отдельно в западной части лагеря.



ВЕДУЩИЙ - В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные «медицинские опыты». Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть. Речь идет о группе врачей, стремившихся достичь личных успехов в области медицины. Побуждаемые безмерным честолюбием и садистскими инстинктами, они не останавливались перед тем, чтобы использовать людей в роли подопытных кроликов.

ВЕДУЩИЙ - Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы, безжалостно стерилизовали и кастрировали, иногда с помощью рентгеновских лучей. Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. В Бухенвальде проводились также и другие эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой, паратитом, дифтеритом.

Узников разного возраста и пола искусственно заражали тяжелыми инфекционными заболеваниями и вели наблюдения, кто первый - дети или женщины - умрут, как долго их организм сможет сопротивляться вирусам. Часто людей, не доводя до смерти, оперировали вживую т.е. без наркоза, вырезая им различные органы, для того чтоб посмотреть в каком состоянии находятся органы человека на каждой стадии заболевания.

ВЕДУЩИЙ - Экспериментировали с отравляющими веществами, т.е. определяли на какую массу тела и на какую возрастную группу, какой дозы отравляющего вещества достаточно для наступления смерти. Пересаживали узникам половые органы, якобы для определения влияния гормонов на жизненный тонус. Из всей группы отобранных для данного опыта выжить не удалось никому.

Слайд 16

ВЕДУЩИЙ - Конвейером смерти в концентрационном лагере Бухенвальд заправляли Карл и Ильза Кох. Карл Кох был назначен комендантом Бухенвальда с 1939 года. В то время как Кох упивался властью, наблюдая за ежедневным уничтожением людей, его жена испытывала еще большее удовольствие от мук заключенных. В лагере ее боялись больше самого коменданта. Любимым развлечением садистки было натравливание свирепой овчарки на подростков, она приходила в восторг, когда собака живьем загрызала детей.

Слайд 17

ВЕДУЩИЙ - Позже Ильзу Кох прозвали «фрау Абажур». Она использовала выделанную кожу убитых мужчин для создания разнообразной домашней утвари, чем чрезвычайно гордилась. Даже ее коллегам из СС становилось не по себе, когда фрау Кох хвасталась абажурами, сделанными из человеческой кожи. Наиболее подходящей для поделок она находила кожу цыган и русских военнопленных с наколками на груди и спине. Это позволяло делать вещи «весьма декоративными». По словам фрау Кох, кожу с людей надо снимать вживую, только тогда изделия из нее получаются особенно красивыми.


ВЕДУЩИЙ: Со времен основания лагеря в нем стала формироваться подполь­ная организация антифашистов. В 1943 году был создан интернацио­нальный лагерный комитет. К началу апреля 1945 года организация насчи­тывала 178 групп, и в том числе 56 со­ветских.

11 апреля 1945 года в условиях разгрома немецко-фашистских войск во Второй мировой войне узники Бухенвальда подняли восстание, в ре­зультате которого лагерь был ликви­дирован восставшими.


ВЕДУЩИЙ: Этот день и стал считаться Международным днем ос­вобождения узников концлагерей.


ЧТЕЦ:

Еще железной хваткою за горло

фашистская неволя держит нас,

Но слышу, слышу поступь войска красного —

А значит, близок избавленья час.

Мне видится тот свет, который будет,

Сквозь мрак тюремный, тот, который есть...

Друзья мои! Израненными пальцами

отстукиваю вам свободы весть!

Идут освободители-солдаты,

их сила разорвет наш черный плен. —

Передайте эту весть товарищам

по гулким проводам тюремных стен.

Идут. Идут! Ломайте же решетки

во всех застенках, здесь и вдалеке:

Должны оковы всюду стать оружьем

у нынешнего узника в руке!

(Пауза.)


Слайд 18

ВЕДУЩИЙ: Освенцим. (Пау­за.) Был создан фашистами на терри­тории оккупированной Польши, около города Освенцим близ Крако­ва. Строительство лагеря началось в 1940 году. Он занимал площадь 500 га. Это был комбинат уничтожения лю­дей с использованием техники. За го­ды существования в нем было унич­тожено свыше 4 млн. человек. Это был поистине комбинат смерти с газовыми камерами, крематориями. Узников превратили в подопытные существа. Не­смотря на жесточайший террор, в лагере была организована сеть под­польных ячеек и боевых групп. Осе­нью 1944 года руководящий центр ор­ганизации Сопротивления в лагере го­товил вооруженное восстание. Однако некоторые группы узников стихийно выступили раньше назначенного сро­ка. Восстание потерпело поражение. Свыше 200 человек погибло с оружи­ем в руках. С остальными зверски расправились. 27 января 1945 года не­многие из оставшихся узников были освобождены.


ЧТЕЦ: Свидетельство очевидца. «Мне было девять, когда вся семья ушла в партизанский отряд. Белорусские леса. Окружение. И плен. В Освенцим нас привезли всех вместе. Потом куда-то увели отца. Как меня с сестрой забирали у матери, я помню до сих пор. Ни отца, ни мать я больше не видел. Еще я помню смрадный дым из труб крематория - он работал круглые сутки. И как из пятисот таких же мальчишек после медицинских опытов выжили пятьдесят. А еще - как однажды мне кто-то подбросил бумажный сверток с куском хлеба и двумя картофелинами».»


Слайд 19

ВЕДУЩИЙ  - Более 18 миллионов человек в годы войны оказались в жерновах нацистских фабрик смерти. Те, кому удалось выжить, спустя десятилетия, вспоминают через что им пришлось пройти.



Слайд 20

ЧТЕЦ:

Идет к нам, идет справедливость.

Тупую долой терпеливость!

Рабы в кабале у машины,

Пора уже выпрямить спины.

В бараки, землянки, заводы

Врывается солнце свободы.

видеофильм

Слайд 21

ВЕДУЩИЙ: Майданек. (Пау­за.) Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничто­жения людей. Является центральным лагерем, имел филиалы Будздынь (под Краковым), Плащув (близ Кра­кова), Травники (под Веншем), два лагеря в Люблине. Через Майданек прошли 1,5 миллиона человек, истреблено около 360 тыс. человек. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.


Слайд 22

ЧТЕЦ: «Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запи­рали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.

Печами дьявола” звали поляки печи крематория на Майданеке и “фабрикой смерти” — лагерь...» (“Ве­нок славы” (т. 10, с. 311). (Пауза.)


ВЕДУЩИЙ Свидетельство очевидца:

«Главный палач под улюлюканье и звериный гогот соучастников преступления вывел на плац красноармейца женщину-майора. Он многократно отдавал женщине по-русски строевые воинские команды: «направо», «кру-гом», «нале-во», требуя их немедленного и четкого выполнения. Ожидая, что женщина будет умалять о пощаде, нас всех заставляли на это смотреть, под страхом смерти нельзя было даже отвести взгляд. Явно насытившись своими издевательствами, он затем обратился к своей жертве с вопросом: «Зачем ты это сделала?». Что именно она совершила мы так и не узнали, но в ответ она громко сказала, что действовала в интересах своей Родины. Услышав такое, взбесившийся эсэсовец наотмашь ударил женщину в лицо, цинично сказав: «Это за твою Родину!»  Сохраняя поразительную стойкость, майор приблизилась к палачу, плюнула ему в лицо, заявив при этом: «А это за твою родину!». Палач был в бешенстве. Женщину-майора сожгли заживо.»


ВЕДУЩИЙ - Устраивая такую демонстрацию силы, нацисты хотели запугать заключенных, не понимая, что только кидают дрова в огонь ненависти, который пылал в сердцах у людей.

(Пауза.)

ЧТЕЦ:

Нас вывели, и казнь настанет скоро.

На пустыре нас выстроил конвой...

И чтоб не быть свидетелем позора,

Внезапно солнце скрылось за горой.

Вокруг стоят прислужники Черчета,

И кровь щекочет обонянье им!

Они не верят, что их песня спета,

Что не они, а мы их обвиним!

Пусть палачи с кровавыми глазами

Сейчас свои заносят топоры.

Мы знаем, правда все равно за нами,

Враги лютуют только до поры.

(Пауза.)



Слайд 23

ВЕДУЩИЙ: Саласпилс. (Пау­за.) Железнодорожная станция на линии Рига-Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой Отече­ственной войны (1941 — 1945) фаши­стами был устроен концентрацион­ный лагерь, в котором было уничто­жено более 100 тыс. человек. Из них более 3-х тысяч детей. Фашисты организовали в лагере "Саласпилс" фабрику детской крови. Было подсчитано, что только в Саласпилсе немцами было выкачано из кровеносных сосудов детей 3,5 тыс. литров крови.

(Пауза.)


Слайд 24

ВЕДУЩИЙ: Особым зверством отличался доктор Менгеле. Он занимался актами жестокого насилия над детьми, такими, как расчленение живых младенцев, кастрация мальчиков без анестезии. Умерших детей сваливали в общую кучу трупов либо сжигали в крематориях. Менгеле лично руководил сортировкой поступающих с эшелонами людей, направлял одних сразу в газовые камеры, других на трудовые работы или для медицинских опытов. Его особенно интересовали близнецы, ибо в своей предыдущей научной работе во Франкфурте на Майне, в институте наследственной биологии и расовой гигиены он занимался генетикой.

Слайд 25


ЧТЕЦ Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопивцев. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи, ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: " Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон». И офицер выстрелил маме в рот. Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькой. Мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Мне отбили легкие. А помнишь, папа, два года тому назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины. Ты мне тогда сказал: " Расти, доченька, на радость большой». Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, когда я взгляну на себя в зеркало, - платье рваное, номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Что толку, что мне исполнилось 15 лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят, затравленные голодными овчарками. Я работаю рабыней у немца Ширлина, работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работы много, а кушать два раза в день, в корыте с Розой и Кларой. Так хозяйка зовет свиней. Так приказал барон. «Русы были и есть свиньи». Я боюсь Клары, это большая жадная свинья. Она мне один раз чуть палец не откусила, когда я доставала из корыта картошку. Живу в сарае. В комнаты мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба. Хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала. Меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Когда теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Новость. Сказала Юзефа. Хозяева уезжают в Германию с большой партией невольников и берут меня с собой. Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Я решила, что лучше умереть в родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Я не хочу больше мучиться рабыней у проклятых жестоких немцев, не дававших мне жить. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька. Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит - письмо дойдет. 12 марта 1943 года...»


ЧТЕЦ:

Их расстреляли на рассвете, когда вокруг редела мгла.

Там были женщины и дети, и эта девочка была...

Сперва велели им раздеться и стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тот голос детский, наивный, чистый и живой:

  • Чулочки тоже снять мне, дядя? — не осуждая, не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя, трехлетней девочки глаза.

  • Чулочки тоже снять мне, дядя? В смятении на миг эсэсовец обмяк,

Рука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим, и кажется, он в землю врос:

  • Глаза, как у моей Неминьи, — во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью, проснулась в ужасе душа,

Нет! Ее убить, ее не сможет...и дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках, снять не успела, не смогла,

Солдат, солдат, что, если б дочка твоя вот так бы здесь легла?

Вот это маленькое сердце пробито пулею твоей.

Ты человек, не только немец, или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо, не поднимая волчьих глаз.

Впервые, может, эта дума в мозгу отравленном зажглась?

И всюду взгляд ее светился, и всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:— Чулочки тоже, дядя, снять?..




ВЕДУЩИЙ - События и факты истории концлагерей являются лишь фоном для понимания того, где, когда и в каких условиях в силу трагических обстоятельств оказались советские люди. Их имена и судьбы большей частью неизвестны. Но все они были солдатами и участниками той страшной войны и заслуживают свою толику памяти.

Нас слишком мало, чтобы разбрасываться памятью миллионов.


Слайд 26

ВЕДУЩИЙ - Один из основных источников чувства гражданственности – память о прошлом. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно. Не уважать оной – есть постыдное малодушие», – писал А.С. Пушкин. Знание истории своих предков способствует выработке активной жизненной позиции, прежде всего патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна. Любовь к своему дому, родному городу, людям, живущим вокруг нас и посвятившим свою жизнь служению Родине, – это и есть любовь к Родине. Для того чтобы по-настоящему любить свою Родину, надо хорошо знать ее историю, людей, творивших эту историю.


Слайд 27

ВЕДУЩИЙ

Люди! Смерть замученных нельзя простить фашизму!

Помните погибших на войне!

Берегите мир во имя жизни!

Подняв вверх кулак, скажите "НЕТ" войне!!!


Помните о матерях, которые никогда не дождутся своих детей с войны!

Вставайте на пути подростков, рисующих фашистскую свастику и кричащих: «Хайль Гитлер!»

Это не должно повториться никогда.



ВЕДУЩИЙ И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Почтим память узников концлагерей минутой молчания, прошу всех встать.

4:45(МИНУТА МОЛЧАНИЯ ПЕСНЯ)


Классный руководитель. Мы узнали сегодня об ещё одной стороне той жестокой войны - беспощадном истреблении людей. Через все эти испытания прошёл русский народ . День, когда был поднят флаг над рейхстагом, стал победой над смертью.

(Слайд 28).

Об этом нельзя забывать!







Методическая разработка классного часа
  • Классному руководителю
Описание:

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

В. Путин о патриотическом воспитании

12.09.2012 г.

Автор Богомолова Светлана Владимировна
Дата добавления 17.06.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 379
Номер материала 60056
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓