Главная / Другое / Методическая разработка "Как правильно организовать занятия с дошкольниками"

Методическая разработка "Как правильно организовать занятия с дошкольниками"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЭВД «ТВОРЧЕСТВО








КАК ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАТЬ ЗАНЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ


Методические рекомендации педагогам
дополнительного образования





Составитель:
Базарова Любовь Борисовна, ПДО

г. ВЛАДИКАВКАЗ


Успех и эффективность занятий с дошкольниками определяет не только то, чему мы учим ребенка, но и в значительной степени то, как проводятся эти занятия. Формы занятий могут быть разными: это могут быть не фиксированные по времени, не «привязанные» к одному месту и времени игры, рассказы, обсуждения в обыденной жизни, но могут (а с 5-6 лет должны) быть и специальные занятия, которые учат ребенка учиться.

При организации таких занятий необходимо соблюдать определенные правила.

При организации занятий взрослые должны. хорошо знать и учитывать то, что делает обучение легче, приятнее, интереснее и эффективнее.

Пожалуй, самое главное — это тактика общения взрослых и ребенка. И первая проблема, с которой сталкиваются взрослые, — проблема внимания ребенка к тому, что говорит, показывает, делает взрослый. Нередко неготовность ребенка сконцентрировать внимание взрослые расценивают как «нежелание», «недостаточное старание». Однако внимание зависит не только от желания детей, но и от того, как организован процесс обучения (работы), а также от возрастных возможностей «удерживать» внимание.

В тех случаях, когда дети испытывают трудности при выполнении задания, необходимо его более детально разобрать (объяснить), обсудить ход выполнения, возможно, опираясь на аналогичный вариант-образец. Есть еще один способ, который помогает не только запомнить инструкцию-задание (что делать) и ход ее выполнения (как делать), но и сконцентрировать внимание на главном.
Этот способ состоит определенной последовательности (поэтапности) действий, которые взрослый (педагог, родитель) и ребенок выполняют вместе.

  1. Взрослый объясняет ребенку задание. Инструкция должна быть четкой, краткой, понятной. Все слова, используемые в инструкции, следует объяснить ребенку, даже такие простые, как, например, скопируй, срисуй. Если вы просто говорите «срисуй», не уточняя: "«чтобы получилась точно такая же фигура», то ребенок может (и имеет право) нарисовать просто похожую фигуру, отличающуюся от образца размерами.

  2. Ребенок повторяет задание (что нужно сделать). Важно, чтобы ребенок точно назвал все условия (требования) задания.

  3. Взрослый объясняет, как нужно выполнять задание (с чего начинать, что и в каком порядке делать дальше), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.

4. Взрослый еще раз повторяет последовательность (шаги, этапы) выполнения задания и показывает, как что делать.

    1. Ребенок повторяет . последовательность выполнения задания (если есть ошибки, вернуться к п. 3 и 4).

    2. Ребенок подсказывает взрослому, что и как нужно делать, а взрослый выполняет его указания. Ребенок оценивает правильность действий взрослого и их результат.

7. Ребенок выполняет задание самостоятельно.

Понятно, что обучение дошкольника требует от взрослых особого внимания и терпения.

Взрослые должны быть готовы к тому, что придется по нескольку раз отвечать на один и тот же вопрос, неоднократно объяснять одно и то же без раздражения и нетерпения, настойчиво двигаясь к достижению цели. При этом важно вовремя помочь ребенку, и так, чтобы ваши подсказки побуждали его к собственному решению.

Требуя от ребенка внимания, взрослые нередко сами не очень внимательны — не умеют заинтересованно слушать, быть чуткими к его проблемам. Даже очень маленькие дети чувствуют, когда взрослый их не слушает, вернее, слушает, но не слышит. То, как говорит взрослый с ребенком, также очень важно. Спокойный тон, доброжелательные интонации, приветливость и участие, если нужна помощь, — условия продуктивного общения с детьми. И еще: говорить нужно с детьми, а не для них. В речи взрослого не должно быть непонятных слов и выражений. Необходимо следить за поведением малыша, подмечать, когда ему что-то непонятно. И ни в коем случае недопустимы резкие и жесткие оценки ребенка, слова, которые могут его обидеть, унизить.

Основной формой занятий с дошкольниками (где бы они ни проводились) является игра. И в то же время игровая форма занятий — это не свободная игра ребенка, когда он сам выбирает цели и задачи своей деятельности. Для того чтобы игровая форма занятий была более эффективной, взрослым необходимо четко спланировать и организовать каждое занятие.

Прежде чем разработать самый простой план занятий, в течение нескольких дней внимательно понаблюдайте за ребенком: как он себя ведет, что его интересует, что ему нравится и не нравится, как он говорит, какие вопросы задает, что просит, какие игры предпочитает, умеет ли играть сам или ему необходим постоянный контроль взрослых. Смотреть и видеть, слушать и слышать совсем не одно и то же. Нередко родители (воспитатели) не слышат явных дефектов речи, не могут определить характерные нарушения внимания, не замечают скованности движений ребенка, не представляют, чем вызвано его «нежелание» рисовать, и т. д. Для того чтобы наблюдение не оказывалось бесполезным и неэффективным, его нужно правильно организовать.

  1. Следует точно определить цель наблюдения — что именно вы намереваетесь выяснить, какие умения и аспекты развития ребенка (сегодня, в течение нескольких дней, недель). Например, если вы хотите выяснить, как развита речь малыша, необходимо понаблюдать за тем, что и как он говорит в различных ситуациях — когда играет со сверстниками или общается со взрослыми,, что-то рассказывает или пересказывает, отвечает на вопросы или о чем-то просит и т. д. .

  2. Необходимо вести записи во время наблюдения (безусловно, ребенок не должен видеть, что взрослый внимательно наблюдает за ним), а после наблюдения анализировать его результаты, плюсы и минусы в развитии того или иного умения или личностного качества ребенка.

  1. Необходимы повторные наблюдения за поведением ребенка в одних и тех же ситуациях. Это нужно для того, чтобы установить, насколько типичны те или иные проявления, понять, что (или кто) осложняет, ухудшает деятельность ребенка, а что (или кто), наоборот, улучшает. Кроме того, вы узнаете, как изменяются активность и работоспособность в течение дня, и сможете выделить оптимальное время для занятий.

  2. Не следует сразу оценивать действия ребенка, целесообразнее описывать ситуацию, фиксировать наблюдаемое. Например, ребенка трудно заинтересовать рисованием, рисует он неохотно, «не получается». Заметки типа «плохо рисует» малоинформативны, важны уточняющие, конкретные детали: «отказывается, приходится уговаривать соглашается только при условии... неловко держит карандаш (ручку), очень сильно сжимает карандаш, рука быстро устает, штрихи неровные» и т. п.

Результаты наблюдений позволят определить проблемы, а значит, и направления особого внимания взрослых к процессу и организации занятий. Например, если выясняется, что ребенок очень долго включается в любую деятельность, мгновенно отвлекается, нужно дать ему возможность настроиться на предстоящее занятие. В этом поможет специальный «ритуал» подготовки — раскладывание необходимых предметов, заточка карандашей, проговаривание задания, плана работы и т. д. Во время занятий постарайтесь, чтобы ребенку не мешали громкие разговоры, включенные радио или телевизор, даже в другой комнате. Бегающая вокруг стола собачка или кошка, очки, которые крутит в руках взрослый, — всё может отвлечь ребенка от дела. Занятия с детьми, отличающимися еще неустойчивым вниманием, должны быть очень короткими — несколько минут для выполнения несложного задания, затем перерыв и следующее задание. Заметим, что короткие (10-15 минут) регулярные занятия более эффективны, чем продолжительные, но проводимые «время от времени».

  1. В процессе наблюдения важно зафиксировать поведение ребенка в случае затруднения (справляется ли сам, бросает ли работу, нервничает, обращается ли за помощью к взрослым). Это облегчит поиск способов общения с ребенком, позволит определить тактику и характер помощи, варианты поддержки. Затруднения, с' которыми сталкиваются дошкольники в процессе обучения, неизбежны, и успех их преодоления в значительной степени зависит от взрослых.

Педагоги и психологи уже давно перестали спорить о том, что эффективнее — ругать или поддерживать ребенка при неудаче. Безусловно, поддерживать, подбадривать. Однако на практике взрослые часто укоряют ребенка или всем своим видом показывают неудовольствие, если у него что-то не получается. Такие критические замечания и комментарии, как «ты вообще не стараешься», «не хочешь, поэтому и не получается», «какой же ты непонятливый (неумеха)», многие взрослые просто не считают негативной оценкой. Как правило, они оценивают результат (при этом задание может быть не по силам ребенку), а не старание малыша, его желание и стремление добиться успеха. Несколько неудачных попыток, сопровождаемых негативной оценкой (даже если исключить ситуации, когда ребенка наказывают, стыдят, ругают), могут вызвать у ребенка ощущение беспомощности, неуспешности, страх сделать ошибку, поэтому он будет просто отказываться выполнять задания, заранее говоря: «Я не смогу», «У меня не получится». Следует понимать, что такие ситуации не возникают сами по себе, а формируются в результате неверной тактики взрослых.

Состояние и поведение ребенка во время занятий в значительной мере зависят от отношения к нему. Как же должен вести себя взрослый, чтобы помочь ребенку достичь более высоких результатов в учебе?

  • Прежде всего следует быть предельно терпеливыми, говорить сдержанно, спокойно, четко и не очень быстро.

  • При объяснении обязателен зрительный контакт с ребенком, чтобы видеть, что он вас слушает, не отвлекается, понимает.

Для того чтобы ребенок сосредоточился, может применяться система четких и коротких указаний: «послушай», «остановись!», «запомни!», «подумай, прежде чем напишешь!». (Однако эти указания не должны звучать как воинские команды.)

Привлечь внимание ребенка помогут специальные жесты, мимика: поднятый палец, рука, положенная на его плечо, покачивание головой и т. д.

Инструкции (задания) должны быть короткими и простыми. Ребенок не воспримет многословных указаний и длинных предложений. Кроме того, необходимо убедиться, что каждое слово ребенку понятно.

Ребенок должен повторить, что он будет делать, это поможет установить, правильно ли понято задание. Каждый вид работы требует специальной инструкции, и повторять ее нужно до тех пор, пока ребенок твердо не поймет, что и как нужно сделать.

Нельзя переходить к новому материалу, пока ребенок не усвоил предыдущего.

Для каждой; очередной работы (даже похожей на ту, которую ребенок уже выполнял) нужно давать полную инструкцию, так как даже аналогичное задание часто воспринимается ребенком как совершенно новое. Не предлагайте сразу несколько заданий. Если задание большое, его следует разделить и выполнять по частям. Только тогда, когда ребенок полностью выполнит одну часть задания, можно переходить к следующей. Идите вперед «маленькими шажками». Лучшесделать мало, но хорошо, чем много, но плохо.



Десять советов родителям

Совет 1. Занимайтесь с ребенком регулярно, выберите направления занятий, не перескакивайте с одного вида занятий на другие.

Совет 2. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

Совет 3. Начинайте занятие с любимых или- простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

Совет 4. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.

Совет 5. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.

Совет 6. Терпеливо разъясняйте всё, что непонятно.

Совет 7. Подбадривайте, поддерживайте ребенка в тех случаях, если он испытывает трудности или у него что-то не получается.

Совет 8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

Совет 9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые трудны и не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

Совет 10. Учитесь видеть не только слабые, но и сильные стороны развития ребенка. Выстраивайте занятия так, чтобы ребенок мог использовать сильные стороны своего развития.


Методическая разработка "Как правильно организовать занятия с дошкольниками"
  • Другое
Описание:

При организации таких занятий необходимо соблюдать определенные правила.

При организации занятий взрослые должны. хорошо знать и учитывать то, что делает обучение легче, приятнее, интереснее и эффективнее.

В тех случаях, когда дети испытывают трудности при выполнении задания, необходимо его более детально разобрать (объяснить), обсудить ход выполнения, возможно, опираясь на аналогичный вариант-образец. Есть еще один способ, который помогает не только запомнить инструкцию-задание (что делать) и ход ее выполнения (как делать), но и сконцентрировать внимание на главном.

  1. Взрослый объясняет ребенку задание. Инструкция должна быть четкой, краткой, понятной. Все слова, используемые в инструкции, следует объяснить ребенку, даже такие простые, как, например, скопируй, срисуй. Если вы просто говорите «срисуй», не уточняя: "«чтобы получилась точно такая же фигура», то ребенок может (и имеет право) нарисовать просто похожую фигуру, отличающуюся от образца размерами.
  2. Ребенок повторяет задание (что нужно сделать). Важно, чтобы ребенок точно назвал все условия (требования) задания.
  3. Взрослый объясняет, как нужно выполнять задание (с чего начинать, что и в каком порядке делать дальше), соблюдая условия понятности и доступности объяснения.
  4. Взрослый еще раз повторяет последовательность (шаги, этапы) выполнения задания и показывает, как что делать.
  5. Ребенок повторяет . последовательность выполнения задания (если есть ошибки, вернуться к п. 3 и 4).
  6. Ребенок подсказывает взрослому, что и как нужно делать, а взрослый выполняет его указания. Ребенок оценивает правильность действий взрослого и их результат.
  7. Ребенок выполняет задание самостоятельно.Понятно, что обучение дошкольника требует от взрослых особого внимания и терпения.

Взрослые должны быть готовы к тому, что придется по нескольку раз отвечать на один и тот же вопрос, неоднократно объяснять одно и то же без раздражения и нетерпения, настойчиво двигаясь к достижению цели. При этом важно вовремя помочь ребенку, и так, чтобы ваши подсказки побуждали его к собственному решению.

Требуя от ребенка внимания, взрослые нередко сами не очень внимательны — не умеют заинтересованно слушать, быть чуткими к его проблемам. Даже очень маленькие дети чувствуют, когда взрослый их не слушает, вернее, слушает, но не слышит. То, как говорит взрослый с ребенком, также очень важно. Спокойный тон, доброжелательные интонации, приветливость и участие, если нужна помощь, — условия продуктивного общения с детьми. И еще: говорить нужно с детьми, а не для них. В речи взрослого не должно быть непонятных слов и выражений. Необходимо следить за поведением малыша, подмечать, когда ему что-то непонятно. И ни в коем случае недопустимы резкие и жесткие оценки ребенка, слова, которые могут его обидеть, унизить.

Основной формой занятий с дошкольниками (где бы они ни проводились) является игра. И в то же время игровая форма занятий — это не свободная игра ребенка, когда он сам выбирает цели и задачи своей деятельности. Для того чтобы игровая форма занятий была более эффективной, взрослым необходимо четко спланировать и организовать каждое занятие.

Прежде чем разработать самый простой план занятий, в течение нескольких дней внимательно понаблюдайте за ребенком: как он себя ведет, что его интересует, что ему нравится и не нравится, как он говорит, какие вопросы задает, что просит, какие игры предпочитает, умеет ли играть сам или ему необходим постоянный контроль взрослых. Смотреть и видеть, слушать и слышать совсем не одно и то же. Нередко родители (воспитатели) не слышат явных дефектов речи, не могут определить характерные нарушения внимания, не замечают скованности движений ребенка, не представляют, чем вызвано его «нежелание» рисовать, и т. д. Для того чтобы наблюдение не оказывалось бесполезным и неэффективным, его нужно правильно организовать.

  1. Следует точно определить цель наблюдения — что именно вы намереваетесь выяснить, какие умения и аспекты развития ребенка (сегодня, в течение нескольких дней, недель). Например, если вы хотите выяснить, как развита речь малыша, необходимо понаблюдать за тем, что и как он говорит в различных ситуациях — когда играет со сверстниками или общается со взрослыми,, что-то рассказывает или пересказывает, отвечает на вопросы или о чем-то просит и т. д..
  2. Необходимо вести записи во время наблюдения (безусловно, ребенок не должен видеть, что взрослый внимательно наблюдает за ним), апосле наблюдения анализировать его результаты, плюсы и минусы в развитии того или иного умения или личностного качества ребенка.
  3. Необходимы повторные наблюдения за поведением ребенка в одних и тех же ситуациях. Это нужно для того, чтобы установить, насколько типичны те или иные проявления, понять, что (или кто) осложняет, ухудшает деятельность ребенка, а что (или кто), наоборот, улучшает. Кроме того, вы узнаете, как изменяются активность и работоспособность в течение дня, и сможете выделить оптимальное время для занятий.
  4. Не следует сразу оценивать действия ребенка, целесо­образнее описывать ситуацию, фиксировать наблюдаемое. Например, ребенка трудно заинтересовать рисованием, рисует он неохотно, «не получается». Заметки типа «плохо рисует» малоинформативны, важны уточняющие, конкретные детали: «отказывается, приходится уговаривать соглашается только при условии... неловко держит карандаш (ручку), очень сильно сжимает карандаш, рука быстро устает, штрихи неровные» и т. п.Результаты наблюдений позволят определить проблемы, а значит, и направления особого внимания взрослых к процессу и организации занятий. Например, если выясняется, что ребенок очень долго включается в любую деятельность, мгновенно отвлекается, нужно дать ему возможность настроиться на предстоящее занятие. В этом поможет специальный «ритуал» подготовки — раскладывание необходимых предметов, заточка карандашей, проговаривание задания, плана работы и т. д. Во время занятий постарайтесь, чтобы ребенку не мешали громкие разговоры, включенные радио или телевизор, даже в другой комнате. Бегающая вокруг стола собачка или кошка, очки, которые крутит в руках взрослый, — всё может отвлечь ребенка от дела. Занятия с детьми, отличающимися еще неустойчивым вниманием, должны быть очень короткими — несколько минут для выполнения несложного задания, затем перерыв и следующее задание. Заметим, что короткие (10-15 минут) регулярные занятия более эффективны, чем продолжительные, но проводимые «время от времени».
  5. В процессе наблюдения важно зафиксировать поведение ребенка в случае затруднения (справляется ли сам, бросает ли работу, нервничает, обращается ли за помощью к взрослым). Это облегчит поиск способов общения с ребенком, позволит определить тактику и характер помощи, варианты поддержки. Затруднения, с' которыми сталкиваются до­школьники в процессе обучения, неизбежны, и успех их преодоления в значительной степени зависит от взрослых. Педагоги и психологи уже давно перестали спорить о том, что эффективнее — ругать или поддерживать ребенка при неудаче. Безусловно, поддерживать, подбадривать. Однако на практике взрослые часто укоряют ребенка или всем своим видом показывают неудовольствие, если у него что-то не получается. Такие критические замечания и комментарии, как «ты вообще не стараешься», «не хочешь, поэтому и не получается», «какой же ты непонятливый (неумеха)», многие взрослые просто не считают негативнойоценкой. Как правило, они оценивают результат (при этом задание может быть не по силам ребенку), а не старание малыша, его желание и стремление добиться успеха. Несколько неудачных попыток, сопровождаемых негативной оценкой (даже если исключить ситуации, когда ребенка наказывают, стыдят, ругают), могут вызвать у ребенка ощущение беспомощности, неуспешности, страх сделать ошибку, поэтому он будет просто отказываться выполнять задания, заранее говоря: «Я не смогу», «У меня не получится». Следует понимать, что такие ситуации не возникают сами по себе, а формируются в результате неверной тактики взрослых.Состояние и поведение ребенка во время занятий в значительной мере зависят от отношения к нему. Как же должен вести себя взрослый, чтобы помочь ребенку достичь более высоких результатов в учебе?
  • Прежде всего следует быть предельно терпеливыми, говорить сдержанно, спокойно, четко и не очень быстро.
  • При объяснении обязателен зрительный контакт с ребенком, чтобы видеть, что он вас слушает, не отвлекается, понимает.
  • Для того чтобы ребенок сосредоточился, может применяться система четких и коротких указаний: «послушай», «остановись!», «запомни!», «подумай, прежде чем напишешь!». (Однако эти указания не должны звучать как воинские команды.)
  • Привлечь внимание ребенка помогут специальные жесты, мимика: поднятый палец, рука, положенная на его плечо, покачивание головой и т. д.

Инструкции (задания) должны быть короткими и простыми. Ребенок не воспримет многословных указаний и длинных предложений. Кроме того, необходимо убедиться, что каждое слово ребенку понятно.Ребенок должен повторить, что он будет делать, это поможет установить, правильно ли понято задание. Каждый вид работы требует специальной инструкции, и повторять ее нужно до тех пор, пока ребенок твердо не поймет, что и как нужно сделать.Нельзя переходить к новому материалу, пока ребенок не усвоил предыдущего.Для каждой; очередной работы (даже похожей на ту, которую ребенок уже выполнял) нужно давать полную инструкцию, так как даже аналогичное задание часто воспринимается ребенком как совершенно новое. Не предлагайте сразу несколько заданий. Если задание большое, его следует разделить и выполнять по частям. Только тогда, когда ребенок полностью выполнит одну часть задания, можно переходить к следующей. Идите вперед «маленькими шажками». Лучше сделать мало, но хорошо, чем много, но плохо.



Десять советов родителям

Совет 1. Занимайтесь с ребенком регулярно, выберите направления занятий, не перескакивайте с одного вида занятий на другие.

Совет 2. Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.

Совет 3. Начинайте занятие с любимых или- простых для вы­полнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.

Совет 4. Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка.

Совет 5. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи

.Совет 6. Терпеливо разъясняйте всё, что непонятно.

Совет 7. Подбадривайте, поддерживайте ребенка в тех случаях, если он испытывает трудности или у него что-то не получается.

Совет 8. Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.

Совет 9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые трудны и не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям

.Совет 10. Учитесь видеть не только слабые, но и сильные стороны развития ребенка. Выстраивайте занятия так, чтобы ребенок мог использовать сильные стороны своего развития.


Автор Базарова Любовь Борисовна
Дата добавления 27.01.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 731
Номер материала MA-064194
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓