Главная / Другое / Методическая разработка "Использование игровых моментов при обучении грамоте"

Методическая разработка "Использование игровых моментов при обучении грамоте"

hello_html_1bd0e88b.gifhello_html_266fbff2.gifМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ «ТВОРЧЕСТВО»









Использование игровых моментов при обучении грамоте

(методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования)








СОСТАВИТЕЛЬ: педагог
дополнительного образования
Базарова Л.Б.














ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИИ

В момент игры дети как бы переносятся в мир волшебства, сказочности. Они воспринимают игру так, как будто события действительно

должны происходить именно сейчас: Такое ощущение они испытывают при встрече с героями сказок.

ИГРА «ВСТРЕЧА С БУРАТИНО»

Начало сентября. Первый занятие в жизни детей. Они смотрят кадры из диафильма: «Буратино - деревянный человечек».

КАДР 6. Это деревянный человечек. Зовут его Буратино.

КАДР 7. Папа Карло подарил Буратино азбуку с большими буквами и красивыми картинками.

Друг стук в дверь. Появляется Буратино (обучающийся постарше): - Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы вспомнили обо мне и решил к вам зайти. Какие вы сегодня нарядные, у всех на столах лежат новенькие книжки, тетради. Возьмите, пожалуйста, в руки букварь и встаньте. Я хочу вам дать совет: не поступайте с букварем так, как я. Вы, наверное, знаете, почему я не научился читать. Ведь я же продал "Азбуку" - ключ к чтению - и остался неграмотный. Будьте самыми послушными, внимательными и исполнительными обучающимися.

Когда заранее скажешь, что завтра в гости к нам придет Буратино, никто из детей не хочет показать себя не умеющим читать.

Частыми гостями на уроке, кроме Буратино, бывают лисичка, Петрушка, зайчик, лягушка, медвежонок и другие герои сказок.

- Сегодня, - говорю я, - к нам в гости пришел Мишутка из сказки «Три медведя». Он очень хочет посмотреть, чему научились ребята в школе.

У детей появляется желание показать, что они знают все изученные буквы и слоги, научились немного читать. Такие игры способствуют более быстрому продвижению детей в чтении.



ИГРА "УГАДАЙКА"

Цель: выявить, кто из учеников знает больше сказок. Читаются отрывки из сказок. Например: «А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка". ("Хаврошечка".)

9 г»

«Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться - вдруг по стене топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток на другой стене, потом на той, где окошечко, потом - где дверка, а там и сверху за- постукивало: негромко, будто кто легонький да быстрый ходит». («Серебряное копытце».)

Можно использовать отрывки из сказок «Колобок», «Три медведя», «Заячья избушка» и другие.

ДРУГОЙ ВАРИАНТ. Используя фланелеграф, побываем в гостях у наших

любимых героев сказок.

УСЛОВИЕ: чтобы встретиться с гостями, надо обязательно знать отрывок из какой-нибудь сказки. (Выслушиваются два - три ответа) - Теперь давайте осторожно приоткроем занавес

В кабинете тишина. Всем интересно, к кому же она «идут» в гости. Дети знают Дюймовочку, Золушку, Винни -Пуха доктора Айболита, Красную Шапочку, Колобка;

Подводятся итоги: Лучшим сказочникам дарятся открытки.

ИГРЫ - ИМПРОВИЗАЦИИ

ИГРА" РЫБОЛОВ"

Заранее я готовлю карточки с изображением щуки, карася, окуня, башмака, сома, галоши, консервной банки. Карточки перемешиваю и кладу их на фон «озера» обратной стороной вверх. Под слова из песни «Обитель - рыболов» вызванный обучающийся берет карточку.

Вот слова песни:

А озеро глубокое -

Удачный будет зов.

Сейчас поймает ...

Обитель-рыболов.

(Обучающийся показывает классу карточки с изображением карася, окуня,

щуки...)

Если обучающийся вытащит карточки с изображением галоши, консервной банки, башмака, то последние слова будут горе-рыболов.

Если обучающийся «поймает» рыбу, то произнесенное слово обозначает на доске чертой, затем делит черту на слоги и ставит знак ударения.

Никто из детей не хочет стать горе-рыболовом. Дети переживают, выражая свои чувства возгласами. На уроке нарушается привычная тишина. Но цель игры достигнута. Дети вспоминали названия рыб, классифицировали изображенные предметы, занимались слого -звуковым анализом и изображали слова графически.

ИГРА «Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ»

Цель этой игры - выяснить, названия каких цветов дети знают и определить, в каких из них встречается звук (а).

Эта игра выявляет, что многие ребята, особенно мальчики, плохо знают названия садовых цветов. Поэтому при проведении этой игры желательно иметь открытки с изображением садовых цветов, например: астры, мака, настурции, гладиолуса, розы, пиона и других.

ИГРА «ГРИБНИКИ»

Цель игры - закрепить понятие «съедобные и несъедобные грибы».

Два вызванных обучающихся «собирают» грибы: опенки, подосиновики маслята, волнушки, сыроежки, подберезовику мухоморы, лисички. Выигрывает тот, кто в свое лукошко не положил ни одного ядовитого гриба.

В играх-импровизациях дети могут стать летчиками и моряками, строителями и врачами, плотниками и сталеварами и т.п.



СЛОВАРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ

Эти игры и упражнения направлены на формирование умения узнавать, обобщать и группировать предметы.

ИГРА" РЫБА "

*

Игра «Рыба» направлена на развитие у детей внимания. При ее проведении используется стихотворение «Рыбаки»:

Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал окунька, Другой рыбак - башмак, Евсей - карася.

Рыбаку Кирюше - попалась галоша, А рыбак Михаил сома изловил. Сколько рыбок ты изобразил? (Ответ: три рыбки.)

ИГРА "ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Эта игра проводится при изучении темы «Деление слова на слоги». По условию игры каждое слово, обозначающее дикое животное, надо изобразить на доске чертой и затем разделить черту на столько частей, сколько в слове слогов. Педагог называет слова или показывает картинки с изображением белки, коровы, кабана, лисы, зайца, свинья, лося, козы, барсука, овцы, теленка, медведя, собаки и других животных. Учащиеся на листочках выполняют задание. Часть детей, забыв об условии игры, относит к диким животным и домашних. «Поспешишь - людей насмешишь», - говорит пословица. Побеждает тот, кто не спешил, был внимательным.

Любая игра должна быть подчинена теме занятия, тогда она дает большой результат. Как и любая деятельность, игра предполагает наличие перспективы. Дети всегда заинтересованы в достижении определенных результатов в своей работе. Можно играть и в «конструкторы».

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОСТАВИТ СЛОВ»»

- Ребята, помогите мне прочесть слова, которые были составлены (рис. 1). Я догадываюсь, что здесь была лиса. Она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом вильнет, все следы заметет».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов. (Слова: окуни, кот, кит, кино, окно, нота и другие.)





ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА

Эти игры красочно оформляются и сопровождаются стихами.

ИГРА «ВАРИМ ЩИ»

Как следует подобрать буквы, показываю на первом слове ЩИПЦЫ, объясняя при этом лексическое значение этого слова (рис.2)

Давай сегодня, сварим щи! Слова такие отыщи,

Чтоб в каждом

Было щей немножко!

Уже кастрюля на плите,

Берите буквы только те,

Что смотрят из лукошка!

(Слова: щипцы, ящик, клещи.)




и












ИГРА "РЕМОНТ



Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву «А»

Трижды или дважды

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня... - Ну и ну!

- Все они сбежали.

Вот беда!

Простыл их след!

Где набрались прыти?
Срочно вышлите ответ,
Деду Буквоеду



НГРД





СТРТ

МРК

БРБН

СТКН






ИГРА «СЛЕДОПЫТ»

Цель: прочесть пари слов, посмотреть внимательно и сказать, что

изменилось в словах.

Даются слова: сила-лиса, сел - лес, шорох - хорош.

В первую очередь - дети замечают, что поменяли местами буквы. При помощи наводящих вопросов они приходят к выводу, что с переменой места букв изменяется и смысл слова. Игры в составлении слов помогают

детям в правильном выборе ударения, так как они прочитывают каждое слово несколько раз, осмысливая его значение.

ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Эту игру провожу при знакомстве детей с профессиями. Бросаю мяч обучающемуся и называю профессию, а он отвечает, что делает человек этой профессии:

  • Строитель? (Строит дома.)

  • Капитан? (Водит корабли.) Сталевар?

  • (Варит сталь.) Космонавт?

  • (Работает в космосе.)














ИГРЫ СО СХЕМАМИ ИГРА

ИГРА «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»

ЦЕЛЬ ИГРЫ - защепить у детей представление - что наша речь состоит из предложений; составить 3 предложения о кошке так, чтобы они не повторялись в рассказах других учащихся.
У нас есть кошка Мурка.
Она любит молоко.
Мурка ловит мышей.

У бабушки живет кошка Муська.
У Муськи котята.
Она с ними играет.
(выслушиваются и другие ответы.)
Подвожу итог. Самыми внимательными были Таня и Валера. Они поняли задание педагога и правильно ответили, что в конце предложения голос понижается.
По схемам можно составить предложения о собаке, рыбной ловле, о любимой игрушке и т.п. Детям можно предложить обратную игру: записать схемы предложений по тексту. Берутся тексты, близкие к жизненной ситуации, например:
Мама купила мне мяч. Он очень красивый. Я буду им играть.
У меня есть кубики. Из них я строю дома. Я буду строителем.
Игры со схемами способствуют речевому развитию детей.



ИГРА ТИПОГРАФИЯ

В игре принимают участие две команды по восемь человек в каждой, Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово ГРАМОТЕЙ. Карточки одного комплекта / или буквы на них/ должны отличаться по цвету карточек другого комплекта.

Команды выстраиваются шеренгами одна против другой. У каждого игрока на груди карточка с буквой, которую он должен запомнить.

Педагог называет одно за другим слова, которые можно составить и з букв, входящих в слово ГРАМОТЕЙ, например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, рот, гам, торг и др. Участники команд, буквы которых входят в называемое педагогом олово, делают шаг вперёд и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные, например, из слова ПИЛКА можно составить слова капли, лапки, липка; из слова ПРИТОК - портик, тропик и т.д.

Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня?... (Коньки).

Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я! Стаи мне спорт родней и ближе. Кто помог мне в этом?...(Лыжи.)

На ледяной площадке крик.
К воротам рвется ученик
-Кричатвсе: "Шайба?Клюшка! Бей!" Веселая игра.», (хоккей).

Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка,
На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы...(санки).

В.Ромахов

Методическая разработка "Использование игровых моментов при обучении грамоте"
  • Другое
Описание:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИИ

В момент игры дети как бы переносятся в мир волшебства, сказочности. Они воспринимают игру так, как будто события действительно

должны происходить именно сейчас: Такое ощущение они испытывают при встрече с героями сказок.

ИГРА «ВСТРЕЧА С БУРАТИНО»

Начало сентября. Первый занятие в жизни детей. Они смотрят кадры из диафильма: «Буратино - деревянный человечек».

КАДР 6. Это деревянный человечек. Зовут его Буратино.

Когда заранее скажешь, что завтра в гости к нам придет Буратино, никто из детей не хочет показать себя не умеющим читать.

Частыми гостями на уроке, кроме Буратино, бывают лисичка, Петрушка, зайчик, лягушка, медвежонок и другие герои сказок.

- Сегодня, - говорю я, - к нам в гости пришел Мишутка из сказки «Три медведя». Он очень хочет посмотреть, чему научились ребята в школе.

У детей появляется желание показать, что они знают все изученные буквы и слоги, научились немного читать. Такие игры способствуют более быстрому продвижению детей в чтении.

ИГРА "УГАДАЙКА"

Цель: выявить, кто из учеников знает больше сказок. Читаются отрывки из сказок. Например: «А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка". ("Хаврошечка".)

9 г»

«Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться - вдруг по стене топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток на другой стене, потом на той, где окошечко, потом - где дверка, а там и сверху за- постукивало: негромко, будто кто легонький да быстрый ходит». («Серебряное копытце».)

Можно использовать отрывки из сказок «Колобок», «Три медведя», «Заячья избушка» и другие.

ДРУГОЙ ВАРИАНТ. Используя фланелеграф, побываем в гостях у наших

любимых героев сказок.

УСЛОВИЕ: чтобы встретиться с гостями, надо обязательно знать отрывок из какой-нибудь сказки. (Выслушиваются два - три ответа) - Теперь давайте осторожно приоткроем занавес

В кабинете тишина. Всем интересно, к кому же она «идут» в гости. Дети знают Дюймовочку, Золушку, Винни -Пуха доктора Айболита, Красную Шапочку, Колобка;

Подводятся итоги: Лучшим сказочникам дарятся открытки.

ИГРЫ - ИМПРОВИЗАЦИИ

ИГРА" РЫБОЛОВ"

Заранее я готовлю карточки с изображением щуки, карася, окуня, башмака, сома, галоши, консервной банки. Карточки перемешиваю и кладу их на фон «озера» обратной стороной вверх. Под слова из песни «Обитель - рыболов» вызванный обучающийся берет карточку.

Вот слова песни:

А озеро глубокое -

Удачный будет зов.

Сейчас поймает ...

Обитель-рыболов.

(Обучающийся показывает классу карточки с изображением карася, окуня,

щуки...)

Если обучающийся вытащит карточки с изображением галоши, консерв­ной банки, башмака, то последние слова будут горе-рыболов.

Если обучающийся «поймает» рыбу, то произнесенное слово обозначает на доске чертой, затем делит черту на слоги и ставит знак ударения.

Никто из детей не хочет стать горе-рыболовом. Дети переживают, выражая свои чувства возгласами. На уроке нарушается привычная тишина. Но цель игры достигнута. Дети вспоминали названия рыб, классифицировали изображенные предметы, занимались слого -звуковым анализом и изображали слова графически.

ИГРА «Я САДОВНИКОМ РОДИЛСЯ»

Цель этой игры - выяснить, названия каких цветов дети знают и определить, в каких из них встречается звук (а).

Эта игра выявляет, что многие ребята, особенно мальчики, плохо знают названия садовых цветов. Поэтому при проведении этой игры желательно иметь открытки с изображением садовых цветов, например: астры, мака, настурции, гладиолуса, розы, пиона и других.

ИГРА «ГРИБНИКИ»

Цель игры - закрепить понятие «съедобные и несъедобные грибы».

Два вызванных обучающихся «собирают» грибы: опенки, подосиновики маслята, волнушки, сыроежки, подберезовику мухоморы, лисички. Выигрывает тот, кто в свое лукошко не положил ни одного ядовитого гриба.

В играх-импровизациях дети могут стать летчиками и моряками, строителями и врачами, плотниками и сталеварами и т.п.

СЛОВАРНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ - УПРАЖНЕНИЯ

Эти игры и упражнения направлены на формирование умения узна­вать, обобщать и группировать предметы.

ИГРА" РЫБА "

*

Игра «Рыба» направлена на развитие у детей внимания. При ее проведении используется стихотворение «Рыбаки»:

Сидят рыбаки, стерегут поплавки. Рыбак Корней поймал окунька, Другой рыбак - башмак, Евсей - карася.

Рыбаку Кирюше - попалась галоша, А рыбак Михаил сома изловил. Сколько рыбок ты изобразил? (Ответ: три рыбки.)

ИГРА "ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Эта игра проводится при изучении темы «Деление слова на слоги». По условию игры каждое слово, обозначающее дикое животное, надо изобразить на доске чертой и затем разделить черту на столько частей, сколько в слове слогов. Педагог называет слова или показывает картинки с изображением белки, коровы, кабана, лисы, зайца, свинья, лося, козы, барсука, овцы, теленка, медведя, собаки и других животных. Учащиеся на листочках выполняют задание. Часть детей, забыв об условии игры, относит к диким животным и домашних. «Поспешишь - людей насмешишь», - говорит пословица. Побеждает тот, кто не спешил, был внимательным.

Любая игра должна быть подчинена теме занятия, тогда она дает большой результат. Как и любая деятельность, игра предполагает наличие перспективы. Дети всегда заинтересованы в достижении определенных результатов в своей работе. Можно играть и в «конструкторы».

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ СОСТАВИТ СЛОВ»»

- Ребята, помогите мне прочесть слова, которые были составлены (рис. 1). Я догадываюсь, что здесь была лиса. Она своим пушистым хвостом вильнула и все слова перепутала. Недаром в народе говорят про лису: «Хвостом вильнет, все следы заметет».

В этой игре выигрывает тот, кто больше составит слов. (Слова: окуни, кот, кит, кино, окно, нота и другие.)


ИГРЫ ДЕДА БУКВОЕДА

Эти игры красочно оформляются и сопровождаются стихами.

ИГРА «ВАРИМ ЩИ»

Как следует подобрать буквы, показываю на первом слове ЩИПЦЫ, объясняя при этом лексическое значение этого слова (рис.2)

Давай сегодня, сварим щи! Слова такие отыщи,

Чтоб в каждом

Было щей немножко!

Уже кастрюля на плите,

Берите буквы только те,

Что смотрят из лукошка!

(Слова: щипцы, ящик, клещи.)


и




ИГРА "РЕМОНТ




Мы обычные слова,

Всех нас знает каждый,

Мы содержим букву «А»

Трижды или дважды

Иногда всего одну

(Только не в начале).

Но сегодня... - Ну и ну!

- Все они сбежали.

Вот беда!

Простыл их след!

Где набрались прыти?
Срочно вышлите ответ,
Деду Буквоеду

НГРД




СТРТ

МРК

БРБН

СТКН


ИГРА «СЛЕДОПЫТ»

Цель: прочесть пари слов, посмотреть внимательно и сказать, что

изменилось в словах.

Даются слова: сила-лиса, сел - лес, шорох - хорош.

В первую очередь - дети замечают, что поменяли местами буквы. При помощи наводящих вопросов они приходят к выводу, что с переменой места букв изменяется и смысл слова. Игры в составлении слов помогают

детям в правильном выборе ударения, так как они прочитывают каждое слово несколько раз, осмысливая его значение.

ИГРА «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Эту игру провожу при знакомстве детей с профессиями. Бросаю мяч обучающемуся и называю профессию, а он отвечает, что делает человек этой профессии:

  • Строитель? (Строит дома.)
  • Капитан? (Водит корабли.) Сталевар?
  • (Варит сталь.) Космонавт?
  • (Работает в космосе.)ИГРЫ СО СХЕМАМИ ИГРАИГРА «КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ»ЦЕЛЬ ИГРЫ - защепить у детей представление - что наша речь состоит из предложений; составить 3 предложения о кошке так, чтобы они не повторялись в рассказах других учащихся.
    У нас есть кошка Мурка.
    Она любит молоко.
    Мурка ловит мышей.

    У бабушки живет кошка Муська.
    У Муськи котята.
    Она с ними играет.
    (выслушиваются и другие ответы.)
    Подвожу итог. Самыми внимательными были Таня и Валера. Они поняли задание педагога и правильно ответили, что в конце предложения голос понижается.
    По схемам можно составить предложения о собаке, рыбной ловле, о любимой игрушке и т.п. Детям можно предложить обратную игру: записать схемы предложений по тексту. Берутся тексты, близкие к жизненной ситуации, например:
    Мама купила мне мяч. Он очень красивый. Я буду им играть.
    У меня есть кубики. Из них я строю дома. Я буду строителем.
    Игры со схемами способствуют речевому развитию детей.ИГРА ТИПОГРАФИЯВ игре принимают участие две команды по восемь человек в каждой, Для участников игры надо подготовить два комплекта карточек с буквами, образующими слово ГРАМОТЕЙ. Карточки одного комплекта / или буквы на них/ должны отличаться по цвету карточек другого комплекта.Команды выстраиваются шеренгами одна против другой. У каждого игрока на груди карточка с буквой, которую он должен запомнить.Педагог называет одно за другим слова, которые можно составить и з букв, входящих в слово ГРАМОТЕЙ, например: герой, море, тема, гром, атом, рота, март, гора, грот, рот, гам, торг и др. Участники команд, буквы которых входят в называемое педагогом олово, делают шаг вперёд и строятся так, чтобы можно было прочесть каждое слово. Команде, представители которой быстрее «сложатся в слово», засчитывается очко. Затем игроки возвращаются на свои места и ждут, когда будет названо следующее слово.Побеждает команда, набравшая больше очков.Для изготовления карточек можно выбрать и другие слова, в которых все буквы разные, например, из слова ПИЛКА можно составить слова капли, лапки, липка; из слова ПРИТОК- портик, тропик и т.д.Мчусь, как пуля, я вперед, Лишь поскрипывает лед,
    Да мелькают огоньки.
    Кто несет меня?... (Коньки).Ног от радости не чуя,
    С горки снежной вниз лечу я! Стаи мне спорт родней и ближе. Кто помог мне в этом?...(Лыжи.)На ледяной площадке крик.
    К воротам рвется ученик
    -Кричатвсе: "Шайба?Клюшка! Бей!" Веселая игра.», (хоккей).Взял дубовых два бруска,
    Два железных полозка,
    На бруски набил я планки. Дайте снег! Готовы...(санки).В.Ромахов
Автор Келехсаева Элла Юрьевна
Дата добавления 27.01.2016
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 253
Номер материала MA-064192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓