Технологическая
карта интеллектуально-познавательной игры
3 -
4 классы
учитель
географии высшей категории и внеурочной деятельности по программе «Я познаю
мир»: Галкина Римма Пранасовна
Тема: «Особо
охраняемые природные территории Санкт-Петербурга»
Дата: 29.09.2014
Технология: культуровоспитывающая
технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова). Во
время мероприятия использовались технологии: проектная, игровая, здоровьесберегающая,
информационно-коммуникативная, развития критического мышления.
Тип: усвоение
новых знаний и применение знаний и умений в нетрадиционной форме.
Планируемые результаты:
личностные:
- стремление выполнять социально-значимую и
социально-оцениваемую деятельность;
- уважение личности и её достоинства,
доброжелательное отношение к окружающим;
- предпочтение классных коллективных занятий
индивидуальным занятиям дома.
метапредметные:
ü
регулятивные
§
способность к организации своей деятельности;
§
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
§
умение взаимодействовать со взрослыми и со
сверстниками во внеурочной деятельности;
§
умение оценивать значимость и смысл внеурочной
деятельности для себя самого;
§
умение планировать, контролировать и выполнять
действие по заданному образцу и правилу.
ü
познавательные
§
развитие широких познавательных интересов и
мотивов, любознательности, творчества;
§
развитие познавательной инициативы;
§
умение выделять существенную информацию из данного
материала;
§
умение сравнивать цель и результат;
§
умение адекватно, осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной речи.
ü
коммуникативные
§
умение договариваться, находить общее решение
практической задачи;
§
умение не просто высказывать, но и аргументировать
свои предложения;
§
умение и убеждать, и уступать;
§
осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по
ходу выполнения задания;
§
способность сохранять доброжелательное отношение
друг к другу;
§
рефлексия своих действий.
Цели и задачи мероприятия:
·
познакомить учащихся с мерами и направлениями
охраны природы; видами особо охраняемых природных территорий (ООПТ), 14 ООПТ
Санкт-Петербурга;
·
познакомиться с Красной книгой Санкт-Петербурга;
·
заложить экологическую
культуру, чувство патриотизма и гордости за родной край и планету Земля;
·
показать интеграцию между различными
предметами;
·
сформировать чувство ответственности за судьбу
природы родного края и всей Земли;
·
выработать привычку соблюдения правил поведения не
только в ООПТ, но и на любой участке окружающего мира;
·
Раскрыть творческий потенциал учащихся;
·
Расширить межшкольные контакты.
Межпредметные связи: окружающий мир, краеведение, технология, ОБЖ.
В результате игры учащиеся:
- будут знать об
ООПТ Санкт-Петербурга, где они расположены, как называются, какие функции
выполняют, как себя вести на территории ООПТ;
- приобретут навыки работы в сотрудничестве;
- получат задание для дальнейшего поиска
информации по ООПТ СПб.
Термины и понятия:
ООПТ, заказник, памятник природы, картосхема, окружающая среда.
Достижение цели
реализуется через различные виды деятельности:
- игра;
- представление команды;
- обсуждение проблемных ситуаций;
- работа в группах;
- беседа;
- творческий коллективный мини-проект - плакат
«Давайте сохраним природу вместе!»;
- создание картосхемы и обозначение на ней
ООПТ СПб;
- просмотр и прослушивание презентации;
- рефлексия.
Оборудование: компьютер,
видеопроектор, экран, часы.
Этап
занятия, временные параметры
|
Содержание
и цель
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формируемые
УУД
|
Организационный
мотивационный момент
(5
минут)
|
Вхождение в работу и знакомство с командами.
Цель:
мотивировать учащихся к совместной деятельности.
|
Организует и приглашает команды, их
помощников и членов жюри занять свои места. Представляет членов жюри и
приглашает команды поочерёдно представиться, объявляя критерии оценки.
По окончании организационного момента жюри
объявляет результаты.
|
Занимают свои места. Знакомятся с
помощниками (старшеклассниками)
и членами жюри.
Каждая команда
выходит и представляет название, эмблему и девиз.
|
Личностные:
доброжелательное
отношение к окружающим.
Регулятивные: формирование способности к организации своей
деятельности, самостоятельно организовать своё место.
|
2.
Этап актуализации знаний и темы мероприятия
(5
- 6 мин)
|
Знакомство с темой, целями и задачами игры.
Цель:
систематизировать и организовать дальнейший ход работы
|
Знакомит с темой
интеллектуально-познавательной игры «Особо охраняемые природные территории
Санкт-Петербурга» и задаёт вопросы собравшимся учащимся:
- о чем мы сегодня будем говорить на
мероприятии?
- знаете ли вы, какие заказники, памятники
природы есть в Санкт-Петербурге?
- бывал ли кто-нибудь в каком-нибудь из
объектов особо охраняемых территорий?
- зачем необходимо охранять природные
территории?
- какие лозунги, призывы вы могли бы
предложить современникам в защиту и охрану природы?
|
Учащиеся поочерёдно лично отвечают на
вопросы, в заключение беседы озвучивают лозунги и призывы по охране природы:
«Берегите природу, животных, птиц…»,
«Давайте сохраним природу вместе!», «Береги
водицу – в жизни пригодится!»,
«Любите и охраняйте природу!»
«Давайте беречь мир вокруг нас!»
(примеры из ответов на игре).
|
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности об охране
природы, живых организмов, естественных природных экосистем; уважение к
своему краю.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою
точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Познавательные УУД:
определять круг
своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Регулятивные УУД:
определять цель
учебной деятельности.
|
Этап
открытия новых знаний, умений и навыков.
(
20 мин)
1.
Проектная деятельность.
«Создаём
плакат и картосхему ООПТ СПб»
2.
Постановка проблемы
3.
Выдвижение гипотез решения проблем
|
Выполнение
комплексных заданий во время проектной деятельности по картосхеме и созданию
плаката и раскраски воробья.
Цель:
узнать где
находятся ООПТ СПб и как называются;
создать плакат с
призывом «Охраны и сбережения природы», презентовать и защитить.
|
- Мы все понимаем, что природу необходимо
беречь и охранять. Каждой команде необходимо разделиться на три группы по два
ученика. Одна группа будет создавать плакат «Берегите природу!», применяя
метод нарезок «cut-up», другая картосхему «ООПТ СПб», а третья – по памяти
разукрасит воробья на предложенном шаблоне.
Подумайте и выработайте план работы над
заданиями. У вас в конце работы должен получиться результат – плакат
«Берегите природу!» и картосхема с обозначенными названиями ООПТ СПб и
цветной воробей.
Представляя плакат, обоснуйте: зачем
необходимо беречь окружающую среду, природу (растения и животных) и
предложите какие могут быть приняты меры на решение проблемы по сохранению
природы.
В течение работы учитель контролирует
работу групп.
|
Помощники раздают группам картосхемы и
раздаточный материал (листы бумаги, клей, ножницы, старые цветные проспекты
и другая макулатура) для плакатов и помогают командам распределиться на
группы и организоваться на выполнение заданий.
Группа №1 создаёт плакат, придумав текст,
вырезая и наклеивая буквы на чистый лист бумаги.
Группа №2 перерисовывает картосхему «ООПТ
СПб» и из таблицы, в которой пронумерованы названия заказников и памятников
природы СПб переписывают их названия на созданную ими самими карту.
Группа №3 подбирает цвета и разукрашивает
шаблон воробья.
После окончания работы учащиеся проводят
презентацию своих плакатов и выдвигают гипотезы решения проблем по изменению
окружающей среды, сбережению и охране природы.
|
Личностные УУД:
ценить и принимать
следующие базовые ценности: «желание помогать в сбережении и охране природы»,
«понимать позицию другого». Уважение к родному краю, малой родине, радость и
гордость от того, что мы можем участвовать в сохранении окружающей среды.
Коммуникативные УУД:
систематизировать
информацию, выбирать нужную информацию,
участвовать в
работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и
понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.
Познавательные
УУД:
перерабатывать,
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место
в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной
деятельности, план выполнения задания, самоконтроль.
|
Этап
смены
деятельности
физкультминутка
«Загадки
в шариках»
(10
минут)
|
Знакомство с растениями и животными родного
края
Цель:
поддержание умственной активности и работоспособ-ности и знакомство с
природой ООПТ
|
Загадки нашего конкурса о растениях,
животных нашего края, их повадках и характеристики условий обитания. Загадка
– это задачка, поэтическое описание объекта, главных его черт. Чтобы избежать ошибок
при отгадывании загадок необходимо:
- внимательно слушать;
- подумать над каждым признаком
отгадываемого предмета;
- не торопиться, а все продумывать,
тщательно взвешивать свой ответ;
|
Помощники раздают капитанам команд шарики.
Команды поочерёдно выходят из-за столов, лопают шарики и достают из них
листки с загадками. Обсуждают, продумывают ответы и отвечают на вопросы, а
соперники разными видами хлопков оценивают правильность ответов команды.
Вверх поднятые руки с громкими хлопками – правильный ответ. Вниз опущенные
руки с тихими хлопками - неправильный.
|
Личностные:
доброжелательное
отношение к окружающим; активное участие в выборе ответов.
Коммуникативные УУД:
участвовать в
работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и
понимать других и понимать прочитанное, участвовать в оценке соперников.
Познавательные УУД:
перерабатывать,
выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД:
способность к
преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самооценка.
|
4.
Этап работы с эталоном
«Информационный буклет»
(
10 мин)
|
Знакомство с информацией в буклетах и
запрещающими условными знаками в ООПТ.
Цель: познакомиться
с правилами поведения на территориях ООПТ СПб.
|
Знакомит с правилами организации и
деятельности команд работы по группам. Объясняет, какой должен быть
результат у каждой группы по окончанию выполнения работы с буклетом и по
условным знакам. Координирует действия работы помощников и жюри. По окончанию
работы выслушивает и дополняет информацию «Когда, где и
зачем был создан ООПТ СПб «, соответственно выбранному
буклету.
|
Помощники раздают буклеты и файлы с
заданиями. Команды делятся на группы. Первая – подписывает, что обозначают
условные знаки, которые могут встречаться на щитах ООПТ, вторая – по
описанию рисует условный знак, третья знакомится с буклетом и отвечает на вопросы:
когда, где и зачем был создан ООПТ СПб. Выполненные задания капитаны команд
сдают в жюри. Представители третьей группы вслух озвучивают ответы по своему
буклету.
|
Личностные:
активное участие в
выборе деятельности; уважительное отношение к окружающим,
Коммуникативные УУД:
участвовать в
работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и
понимать других и понимать задание.
Познавательные УУД:
Предлагать и перерабатывать,
выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД:
оценивать
результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль,
самооценка.
|
Демонстрационный этап
Просмотр
презентации «Городские
заказники и памятники природы: что, когда и где смотреть»
(7
минут)
|
Наглядно увидеть пример ООПТ СПб
Цель: заинтересовать и привить бережное
отношение к природе родного края.
|
Организует учащихся на просмотр презентации,
которую представляют старшеклассники. Даёт инструкцию жюри на подведение
итогов.
|
Все команды смотрят и слушают информацию об
ООПТ СПб, в которой наглядно и кратко рассказывается о заказниках и
памятниках природы города.
|
Личностные: самостоятельное усвоение новых знаний
Коммуникативные УУД:
систематизировать
информацию,
Познавательные УУД:
перерабатывать
информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД:
Оценивать
информацию, самоанализ.
|
Этап
подведения
итогов
Рефлексия
(
5 мин)
Награждение
|
Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты
деятельности
|
Вспомните цель, поставленную в начале
занятия. Как вы думаете, мы достигли результата на игре, выполняя конкурсные
задания? Почему так думаете?
Как бы вы оценили свою работу по шкале
оценки и какое место, вы заняли по результатам работы в конкурсах игры?
Жюри объявляет результаты игры и вместе с
учителем награждает команды.
|
Учащиеся поочерёдно отвечают на вопросы,
прикрепляют плакаты, картосхемы и условные знаки на стенд или доску. Дают
самооценку своей работе и работе команд соперников. Получают грамоты
лауреатов и победителей.
|
Личностные УУД: уважительное отношение к окружающим.
Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении
Познавательные УУД:
выполнять
логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные
УУД:
способность к
преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль,
самооценка.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.