Инфоурок География Другие методич. материалыМетодическая разработка интеллектуально-познавательной игры «Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга»

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры «Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга»

Скачать материал

Технологическая карта интеллектуально-познавательной игры 

3 - 4 классы

учитель географии высшей категории и внеурочной деятельности по программе «Я познаю мир»: Галкина Римма Пранасовна

 

Тема: «Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга»

Дата: 29.09.2014

Технология: культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н.Закатова). Во время мероприятия использовались технологии: проектная, игровая, здоровьесберегающая, информационно-коммуникативная, развития критического мышления.

Тип: усвоение новых знаний и применение знаний и умений в нетрадиционной форме.

Планируемые результаты:

личностные:

  • стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность;
  • уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим;
  • предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома.

метапредметные:

ü  регулятивные

§  способность к организации своей деятельности;

§  умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

§  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками во внеурочной деятельности;

§  умение оценивать значимость и смысл внеурочной деятельности для себя самого;

§  умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу.

ü  познавательные

§  развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

§  развитие познавательной инициативы;

§  умение выделять существенную информацию из данного материала;

§  умение сравнивать цель и результат;

§  умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

ü  коммуникативные

§  умение договариваться, находить общее решение практической задачи;

§  умение не просто высказывать, но и аргументировать свои предложения;

§  умение и убеждать, и уступать;

§  осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;

§  способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу;

§  рефлексия своих действий.

Цели и задачи мероприятия:

·         познакомить учащихся с мерами и направлениями охраны природы; видами особо охраняемых природных территорий (ООПТ), 14 ООПТ Санкт-Петербурга;

·         познакомиться с Красной книгой Санкт-Петербурга;

·         заложить экологическую культуру, чувство патриотизма и гордости за родной край и планету Земля;

·         показать интеграцию между различными предметами;

·         сформировать чувство ответственности за судьбу природы родного края и всей Земли;

·         выработать привычку соблюдения правил поведения не только в ООПТ, но и на любой участке окружающего мира;

·         Раскрыть творческий потенциал учащихся;

·         Расширить межшкольные контакты.

 

Межпредметные связи: окружающий мир, краеведение, технология, ОБЖ.

 

В результате игры учащиеся:

- будут знать об ООПТ Санкт-Петербурга, где они расположены, как называются, какие функции выполняют, как себя вести на территории ООПТ;

- приобретут навыки работы в сотрудничестве;

- получат задание для дальнейшего поиска информации по ООПТ СПб.

 

Термины и понятия: ООПТ, заказник, памятник природы, картосхема, окружающая среда.

 

Достижение цели реализуется через различные виды деятельности:

- игра;

- представление команды;

- обсуждение проблемных ситуаций;

- работа в группах;

- беседа;

- творческий коллективный мини-проект - плакат «Давайте сохраним природу вместе!»;

- создание картосхемы и обозначение на ней ООПТ СПб;

- просмотр и прослушивание презентации;

- рефлексия.

 

Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, часы.

 

 

 

Этап занятия, временные параметры

Содержание и цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

Организационный

мотивационный момент

 

(5 минут)

Вхождение в работу и знакомство с командами.

Цель: мотивировать учащихся к совместной деятельности.

Организует и приглашает команды, их помощников и членов жюри занять свои места. Представляет членов жюри и приглашает команды поочерёдно представиться, объявляя критерии оценки.

 

По окончании организационного момента жюри объявляет результаты.

Занимают свои места. Знакомятся с помощниками (старшеклассниками) и членами жюри.

Каждая команда выходит и представляет название, эмблему и девиз.

Личностные:

доброжелательное отношение к окружающим.

Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности, самостоятельно организовать своё место.

 

2. Этап актуализации знаний и темы мероприятия

 

(5 - 6 мин)

Знакомство с темой, целями и задачами игры.

Цель: систематизировать и организовать дальнейший ход работы

Знакомит с темой интеллектуально-познавательной игры «Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга» и задаёт вопросы собравшимся учащимся:

- о чем мы сегодня будем говорить на мероприятии?

- знаете ли вы, какие заказники, памятники природы есть в Санкт-Петербурге?

- бывал ли кто-нибудь в каком-нибудь из объектов особо охраняемых территорий?

- зачем необходимо охранять природные территории?

- какие лозунги, призывы вы могли бы предложить современникам в защиту и охрану природы?

 

Учащиеся поочерёдно лично отвечают на вопросы, в заключение беседы озвучивают лозунги и призывы по охране природы:

«Берегите природу, животных, птиц…», 

«Давайте сохраним природу вместе!», «Береги водицу – в жизни пригодится!»,

«Любите и охраняйте природу!»

«Давайте беречь мир вокруг нас!»

(примеры из ответов на игре).

 

 

Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности об охране природы, живых организмов, естественных природных экосистем; уважение к своему краю.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные УУД:

определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные УУД:

определять цель учебной деятельности.

 

Этап открытия новых знаний, умений и навыков.

( 20 мин)

 

1. Проектная деятельность.

«Создаём плакат и картосхему ООПТ СПб»

 

 

 

 

2. Постановка проблемы

 

 

3. Выдвижение гипотез решения проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение комплексных заданий во время проектной деятельности по картосхеме и созданию плаката и раскраски воробья.

Цель:

узнать где находятся ООПТ СПб и как называются;

создать плакат с призывом «Охраны и сбережения природы», презентовать и защитить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы все понимаем, что природу необходимо беречь и охранять. Каждой команде необходимо разделиться на три группы по два ученика. Одна группа будет создавать плакат «Берегите природу!», применяя метод нарезок «cut-up», другая картосхему «ООПТ СПб», а третья – по памяти разукрасит воробья на предложенном шаблоне.

   Подумайте и выработайте план работы над заданиями. У вас в конце работы должен получиться результат – плакат «Берегите природу!» и картосхема с обозначенными названиями ООПТ СПб и цветной воробей.

Представляя плакат, обоснуйте: зачем необходимо беречь окружающую среду, природу (растения и животных) и предложите какие могут быть приняты меры на решение проблемы по сохранению природы.

   В течение работы учитель контролирует работу групп.

 

 

 

 

 

   Помощники раздают группам картосхемы и раздаточный материал (листы бумаги, клей, ножницы, старые цветные  проспекты и другая макулатура) для плакатов  и помогают командам распределиться на группы и организоваться на выполнение заданий.

Группа №1 создаёт плакат, придумав текст,  вырезая и наклеивая буквы на чистый лист бумаги.

Группа №2 перерисовывает картосхему «ООПТ СПб» и из таблицы, в которой пронумерованы названия заказников и памятников природы СПб переписывают их названия на созданную ими самими карту.

Группа №3 подбирает цвета и разукрашивает  шаблон воробья.

После окончания работы учащиеся проводят презентацию своих плакатов и выдвигают гипотезы решения проблем по изменению окружающей среды, сбережению и охране природы.

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание помогать в сбережении и охране природы», «понимать позицию другого». Уважение к родному краю, малой родине, радость и гордость от того, что мы можем участвовать в сохранении окружающей среды.

Коммуникативные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию,

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль.

Этап

смены деятельности

 

физкультминутка

 

«Загадки в шариках»

 

(10 минут)

 

 

Знакомство с растениями и животными родного края

Цель: поддержание умственной активности и работоспособ-ности и знакомство с природой ООПТ

Загадки нашего конкурса о растениях, животных нашего края, их повадках и характеристики условий обитания. Загадка – это задачка, поэтическое описание объекта, главных его черт. Чтобы избежать ошибок  при отгадывании загадок необходимо:

- внимательно слушать;

- подумать над каждым признаком отгадываемого предмета;

- не торопиться, а все продумывать, тщательно взвешивать свой ответ;

 

Помощники раздают капитанам команд шарики. Команды поочерёдно выходят из-за столов, лопают шарики и достают из них листки с загадками. Обсуждают, продумывают ответы и отвечают на вопросы, а соперники разными видами хлопков оценивают правильность ответов команды. Вверх поднятые руки с громкими хлопками – правильный ответ. Вниз опущенные руки с тихими хлопками - неправильный.

Личностные:

доброжелательное отношение к окружающим; активное участие в выборе ответов.

Коммуникативные УУД:

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других и понимать прочитанное, участвовать в оценке соперников.

Познавательные УУД:

перерабатывать, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самооценка.

 

4. Этап работы с эталоном

 

«Информационный буклет»

 

 

( 10 мин)

Знакомство с информацией в буклетах и запрещающими условными знаками в ООПТ.

Цель: познакомиться с правилами поведения на территориях ООПТ СПб.

 

Знакомит с правилами организации и деятельности команд работы по группам.  Объясняет, какой должен быть результат у каждой группы по окончанию выполнения работы с буклетом и по условным знакам. Координирует действия работы помощников и жюри. По окончанию работы выслушивает и дополняет  информацию «Когда, где и зачем был создан ООПТ СПб «, соответственно выбранному буклету.

Помощники раздают буклеты и файлы с заданиями. Команды делятся на группы. Первая – подписывает, что обозначают условные знаки, которые могут встречаться на щитах ООПТ,  вторая – по описанию рисует условный знак, третья знакомится с буклетом и отвечает на вопросы: когда, где и зачем был создан ООПТ СПб. Выполненные задания капитаны команд сдают в жюри. Представители третьей группы вслух озвучивают ответы по своему буклету.

Личностные:

активное участие в выборе деятельности; уважительное отношение к окружающим,

Коммуникативные УУД:

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других и понимать задание.

Познавательные УУД:

Предлагать и перерабатывать, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД:

оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.

Демонстрационный этап

Просмотр презентации «Городские заказники и памятники природы: что, когда и где смотреть»

(7 минут)

Наглядно увидеть пример  ООПТ СПб

Цель: заинтересовать и привить бережное отношение к природе родного края.

Организует учащихся на просмотр презентации, которую представляют старшеклассники. Даёт инструкцию жюри на подведение итогов.

Все команды смотрят и слушают информацию об ООПТ СПб, в которой наглядно и кратко рассказывается о заказниках и памятниках природы города.

Личностные: самостоятельное усвоение новых знаний

Коммуникативные УУД:

систематизировать информацию,

Познавательные УУД:

перерабатывать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД:

Оценивать информацию, самоанализ.

Этап

подведения итогов

 

Рефлексия

( 5 мин)

 

Награждение

 

Цель: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Как вы думаете, мы достигли результата на игре, выполняя конкурсные задания? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки и какое место, вы заняли по результатам работы в конкурсах игры?

Жюри объявляет результаты игры и вместе с учителем награждает команды.

Учащиеся поочерёдно отвечают на вопросы, прикрепляют  плакаты,  картосхемы и условные знаки на стенд или доску. Дают самооценку своей работе и работе команд соперников. Получают грамоты лауреатов и победителей.

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: уважительное отношение к окружающим.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать. Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры «Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Мастер зеленого хозяйства

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Интеллектуально-познавательная игра «ООПТ Санкт-Петербурга» проводилась в рамках Недели окружающей среды в Год Финского залива среди учащихся начальной школы 3 – 4 классов в рамках внеурочной деятельности. В игре принимают участие несколько команд по 6 учеников. К каждой команде прикрепляется помощник (ученик из старшей школы) для координации работы в команде и разъяснения заданий. На момент проведения мероприятия учащиеся не были знакомы с темой «ООПТ Санкт-Петербурга».Игра состоит из 5 конкурсных заданий, которые оценивают жюри, представленное учителями, учащимися и родителем.ФГОС предусматривает мероприятия по проведению экологического образования и экологическому развитию школьников в современном ОУ. В школьных программах по окружающему миру, географии, биологии, краеведению особо охраняемые территории изучаются лишь фрагментарно, в связи с характеристикой общих проблем охраны природы или о них только упоминается.Перед жителями 5-миллионном города, актуален вопрос сохранения и сбережения естественных экосистем окружающей природы. Для того, что бы сохранять и беречь необходимо, знать, что и где находится. Что такое ООПТ? Какую общекультурную, научную, рекреационную, образовательную функцию они выполняют? Сколько их? Понимаем ли мы ценность дикой природы? Что мы можем сделать для того, чтобы её сохранить? На эти и другие вопросы учащиеся могут найти ответы во время конкурсной игры, используя информацию в виде картосхем, буклетов, презентации, наглядных пособий, дидактических материалов, гербария и других источников информации, что и рекомендует ФГОС.Во время конкурсных заданий учащиеся узнают о 14 ООПТ Санкт-Петербурга. Срисовав картосхему города и Финского залива, ученики нанесли на неё названия 7 заказников и 7 памятников природы. Выполняя это задание, команды узнали о местоположении всех ООПТ СПб.Работая с буклетами, ученики узнали дату основания, охраняемые объекты, растения,животные и какие из них занесены в Красную книгу. Знакомятся с информацией, что и когда запрещено делать на территории ООПТ. На протяжении всей игры группа учащихся создаёт плакат «Давайте сохраним природу вместе!» в формате Сut-up (нарезок). В заключение, помощники (учащиеся старших классов) демонстрируют презентацию «Заказники и памятники природы СПб: что, когда и где смотреть», которая была размещена на сайте ГКУ «Дирекции ООПТ СПб», в разделе «Информационные материалы». Дети с удовольствием включились в поиск, активно работают по данной тематике. Вынесли с этого мероприятия много полезного, частично изменив своё мировоззрение по отношению к окружающей среде своей малой родины.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 614 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.04.2020 124
    • DOCX 33 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бозова Ольга Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бозова Ольга Станиславовна
    Бозова Ольга Станиславовна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 92072
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Курс повышения квалификации

Содержание и технологии школьного географического образования в условиях реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 327 человек

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 722 человека

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе