Главная / Музыка / Методическая разработка. Доклад "Изучение позиций"

Методическая разработка. Доклад "Изучение позиций"

1.1 Обозначение понятия позиция.

Развитию техники левой руки скрипача значительной мерой способствует использование разных позиций.

Позициею зовется такое положение кисти и пальцев левой руки относительно грифа, какое позволяет, не перемещая руку, исполнить на всех четырех струнах определенную последовательность звуков. Позицией обозначают точки прикосновения левой руки к скрипке в её движущей опоре. Во время игры без вибрации это, с одной стороны точка прикосновения большого пальца и основание указательного, которое охватывают шейку скрипки в низком регистре или точки прикосновения большого пальца и ладони, которые охватывают шейку и корпус скрипки в высоком регистре; а с другой стороны – точка прикосновения к грифу первого пальца.

Для обозначения номера позиции основное значение имеет положение на грифе первого пальца, точнее расстояние его от порожка. Например, если на струне соль взять первым пальцем звук ля – это будет первая позиция, если взять звук си – вторая позиция, а если взять звук до – третья позиция и т. д. Итак, соответственно к позиции левой руки и пальцев обозначают позиции и на грифе. Объем каждой позиции обозначается нормальным размещением первого и четвертого пальца на одной струне на интервал чистой кварты.

C:\Users\admin\Desktop\Сохраненное изображение 2015-5-30_18-25-33.990.jpg





1. 2. Роль смены позиций в технике левой руки.

Владение позициями нельзя рассматривать лишь как технический прием. Оно обогащает приемы художественного исполнительства, расширяет диапазон скрипки, дает возможность использовать каждую струну на всей её протяженности. Замена одной позиции другою часто играет роль важного способа выразительности, который влияет на тембр звука.

Использование позиционной игры вызывает необходимость овладеть каждой позициею отдельно и усвоения специальных приемов смены позиций, перехода с одной позиции до другой.

Игра на скрипке в одной позиции не вызывает больших затруднений для левой руки скрипача. Трудности возникают, главным образом, тогда, когда левая рука передвигатся вдоль грифа, т. е. в моменты смены позиций. И количественно и качественно смена позиций составляет значительную часть работы левой руки, поэтому она есть, по сути, основой всей техники этой руки. Л. Ауэр писал, что начинает рассмотрение техники левой руки со смены позиций.

Суть смены позиций состоит в том, что во время движения руки вдоль грифа всегда сохраняется контакт пальца со струною. Ощущение беспрерывного прикосновения пальца к струне есть узловым центральным ощущением, на котором должен сосредоточить внимание скрипач, контролируя технику исполнения смены позиций. Без скольжения пальца по струне невозможна настоящая координация между слухом и движением, потому что звуковой результат процесса передвижения руки концентрируется в точке прилегания пальца к струне. Перерыв в контакте между пальцем и струною означает разрыв координационных связей, разрушение условного рефлекса. Итак, обеспечение скольжение играющего пальца по струне и слуховой контроль над этим движением является главным условием правильного исполнения смены позиций.

В скрипичной игре применяются два вида скольжения пальца по струне, на которых построены почти все переходы с позиции в позицию. Быстрое, почти незаметное для слуха движение пальца по струне зовется глиссандо; медленное скольжение, которое воспринимается слухом, зовется портаменто. Глиссандо является технической необходимостью скрипичной игры, приемом смены позиций для музыки подвижного, четкого характера. Портаменто напоминает манеру соединения звуков в человеческом пении и служит важным способом усиления выразительности в кантилене.

1.3. Действия левой руки при смене позиций.

Переход с позиции в позицию – это целостное движение левой руки, направленное на достижение звучности, нужное для данного музыкального произведения. Ощущение этого движения является необходимым условием плавной и легкой смены позиций.

Степень участия плеча, предплечья и кисти в смене позиций зависит от величины перехода. Переход на большое расстояние совершается с помощью движений больших частей руки с корректирующим участием мелких, а при переходе в смежные позиции увеличивается роль кистевого движения. В больших движениях всегда берут участия большие мышцы, в мелких движениях – мелкие.

В цельном движении левой руки активность отдельных её частей неодинакова. В нижней части грифа (до четвертой позиции) ведущим элементом в смене позиций является сгибание и разгибание предплечья. Кисть – пассивна, в рамках до четвертой позиции может самостоятельно исполнять лишь вспомогательные корректирующие движения. При переходе вверх вспомогательные движения кисти выражаются в предварительном легком разгибании кистевого сустава в самом конце последнего звука нижней позиции (предварительное приближение к шейке и корпусу скрипки), а при переходе в нижнюю позицию – в соответствующем противоположном движении. Эти движения кисти могут иметь место только в медленном темпе. В быстром же – предплечье и кисть составляют нераздельное целое и двигаются одновременно. Вспомогательные движения делает и плечо. Во время перехода вверх плечо приближается к корпусу, а когда рука возвращается в первую позицию – отдаляется от него. Роль плеча и предплечья в высоких позициях становится вспомогательной. Теперь плечо при переходе в высокие позиции перемещается не только в направлении приближения к корпусу, а и вправо, а при обратном движении – влево. Предплечье же следует за движением кисти и пальцев.

Не абы какое значение для смены позиций имеет большой палец. При переходе в высокие позиции он равномерно перемещается под шейку скрипки, более менее пассивно идя за всей рукою. Перемещение большого пальца с положения сбоку шейки в положение под шейкой часто совершается заранее, подготавливая, таким образом, движение кисти в высокие позиции. Другая роль большого пальца при переходе с высоких позиций к низким. Надо учесть, что во время смены позиций в восходящем направлении вся левая рука укрепляет неподвижную точку опоры скрипки, а при смене их в нисходящем направлении движение руки от корпуса тянет инструмент в ту же сторону, и скрипка как бы выдвигается из-под подбородка. В этот момент нужно крепче держать инструмент между ключицей и подбородком. Противодействием сползания может быть и активное движение большого пальца. Допускается предварительное передвижение его под шейкой раньше всей руки, чтобы получилось дополнительная опора. Данный прием можно рекомендовать для практического применения лишь в тех случаях, когда исполнитель вполне свободно координирует разные движения, когда же предварительное движение большого пальца сковывает левую руку нужно укрепить неподвижную опору держания скрипки, прижав её между подбородком и ключицею.

Палец, который передвигается по струне в момент смены позиций, зовется пальцем-проводником. Он относительно пассивно идет за предплечьем и кистью и останавливается на грифе почти одновременно с движением всей руки. Палец-проводник должен быть не напряженным, гибким, иначе он не сможет исполнить роль измерителя и корректора точности движения. Он передвигается по струне с некоторым запозданием и заканчивает свое скольжение позже предплечья. Это запоздалое движение пальца-проводника играет роль амортизатора, который ослабляет силу толчка в момент остановки левой руки. Применение описанного приема возможно только в медленном движении, при быстрой смене позиций движение всей руки должно быть цельным.

1.4. Типы переходов позиции.

При смене позиций встречаются четыре типа перехода скольжения пальца по струне.

Первый тип – это переход от предыдущего к следующему звуку одним и тем же пальцем. Скорость скольжения по струне неравномерна: палец сначала двигается относительно медленно, а потом быстрее. Со скоростью движения тесно связано давление пальца на струну: по мере повышения скорости оно должно уменьшаться. Особенно большое значение имеет ослабление давления при больших расстояниях, когда нужно точное и быстрое движение руки в новую позицию. Этот тип перехода может быть использован и как глиссандо и как портаменто.

C:\Users\admin\Desktop\Сохраненное изображение 2015-5-30_18-30-45.190.jpg

Второй тип – это переход с одного пальца на другой с помощью скольжения предыдущего. Такое скольжение применяется, когда с нижнего пальца переходят на верхний в высокую позицию или с верхнего пальца переходят на нижний в низкую позицию. Движение пальца-проводника в этом типе перехода продолжается приблизительно до вспомогательной ноты, которая находится в следующей позиции. Использование вспомогательной ноты облегчает слуховое и мышечное ощущение смены позиций.

Использование вспомогательной ноты нужно разглядывать как временный способ для достижения чистой интонации, поэтому звучание её допустимо лишь в процессе изучения музыкального произведения. Как и в первом типе перехода, скольжение предыдущего пальца вначале медленное, а потом ускоренное. Давление пальца также постепенно ослабляется аж до полного его поднимания со струны в момент опускания следующего пальца. Переход данного типа применяется в скрипичной игре чаще всего. Он пригоден для быстрой музыки и для кантилены.

C:\Users\admin\Desktop\Сохраненное изображение 2015-5-30_18-34-55.149.jpg

Третий тип перехода – это смена позиций с помощью скольжения по струне не предыдущего, а следующего пальца. Такой переход может использоваться только во время движения руки вверх от нижнего к верхнему пальцу. Скольжение следующего пальца начинается возле того звука, к которому делается переход. Этот переход достигается путем некоторого растяжения пальца в отличие от двух предыдущих типов ,скольжение следующего пальца связано не с ослаблением, а с усилением надавливания по мере приближения к новому звуку. Переход третьего типа применяется только в кантилене, когда нужно придать звучанию подчеркнуто чувственный оттенок.

В четвертом типе перехода скольжение осуществляется попеременно двумя пальцами: сначала пальцем, который брал последний звук в предыдущей позиции, а потом пальцем, который должен брать следующий звук в новой позиции. Для четвертого типа перехода не свойственно применять движение одного пальца к вспомогательной ноте, т. к. глиссандо выходит за границы звуков, а это не может быть оправдано с музыкально-эстетического взгляда. Удовлетворительное звучание дает лишь такой способ, когда вспомогательная нота находится между звуками, т. е. когда предыдущий верхний палец выполняет скольжение вверх на начале перехода, а середине перехода его подменяет следующий нижний палец, который продолжает передвижение по струне до нужного звука. Это такой переход, в процессе которого один палец незаметно для слуха вытесняет другой палец, беря на себя его функцию глиссандо. Этот палец увеличивает давление на струну по мере приближения к новому звуку. Скорость передвижения пальцев зависит от характера музыки: в пассажной технике скольжение легкое и быстрое, а в певучей мелодии оно более сдержанное и медленное. Этот тип перехода применяют во всех гаммоподобных последовательностях. В таких переходах часто возникает необходимость, когда играют на одной струне.

C:\Users\admin\Desktop\Сохраненное изображение 2015-5-30_18-41-21.18.jpg



В нисходящем движении от нижнего пальца на верхний переход делает только предыдущий палец. Скольжение следующего должно быть сведено до минимума.

Кроме основных типов перехода, разглянутых выше, в которых обязательно нужен контакт пальца со струной в скрипичной игре применяется и другие типы смены позиций без скольжения. Это:

1)Переход в позицию через открытую струну;

C:\Users\admin\Desktop\Сохраненное изображение 2015-5-30_18-45-43.188.jpg





2)Переход в позицию с помощью растяжения или сближения пальцев;

C:\Users\admin\Desktop\Сохраненное изображение 2015-5-30_19-15-36.788.jpg



3)Переход в позицию через флажолет;

C:\Users\admin\Desktop\Сохраненное изображение 2015-5-30_18-47-27.411.jpg

1.5.Важность изучения смены позиций.

Манера исполнения переходов в позиции является не только важным элементом техники скрипача – она накладывает отпечаток на стиль игры в целом. Если скрипач при сменах позиций часто применяет портаменто и чрезмерное глиссандо, игра его приобретает черты сентиментальности и манерности. Когда же скрипач, соединяя позиции, чрезмерно быстро перескакивает с ноты на ноту, не чувствуя связи пальца со струною, игра становиться сухой, теряет элементарную выразительность и певучесть.

Чтобы воспитать гибкий технический навык, надо начинать изучение позиций со слышимого глиссандо, не боясь его временного преувеличения. Совсем обойтись без глиссандо нельзя. Понятно, исполнение правильного движения руки при исполнении его, не должно быть самоцелью. Характер глиссандо в каждой фразе окончательно обозначается содержанием и стилем музыкального произведения и может иметь множество художественных оттенков. Движение должно приковывать внимание скрипача лишь в той мере, в какой оно является формой живого звучания, неотъемлемой частью художественного исполнения.

Литература:

1) Ямпольский И.М. Основы скрипичной аппликатуры. М., 1977.

2) Камилларов Е. О технике левой руки Л., 1961.

3) Флеш К. Искусство скрипичной игры. М., 2007.

Методическая разработка. Доклад "Изучение позиций"
  • Музыка
Описание:

Игра на скрипке в одной позиции не вызывает больших затруднений для левой руки скрипача. Трудности возникают, главным образом, тогда, когда левая рука передвигатся вдоль грифа, т. е. в моменты смены позиций. И количественно и качественно смена позиций составляет значительную часть работы левой руки, поэтому она есть, по сути, основой всей техники этой руки.

Автор Босси Севиль Умеровна
Дата добавления 01.06.2015
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 582
Номер материала 59818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓