Главная / Начальные классы / Методическая разработка для учителей начальных классов "Развитие навыков беглого чтения" (1-4 класс)

Методическая разработка для учителей начальных классов "Развитие навыков беглого чтения" (1-4 класс)

Развитие навыков беглого чтения


Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д.Дидро


Я всецело разделяю это мнение, вот почему мое выступление, дорогие коллеги, будет посвящено обучению учащихся беглому чтению.

Обучая беглому чтению, я ставлю перед собой следующие задачи:

1.Создание условий для развития интереса к навыкам беглого чтения.

2.Устранение недостаточной сформированности скорости чтения.

3. Создание ситуации успеха.

Отслеживая динамику беглого чтения у учащихся моего класса, я убедился, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в следующие классы у некоторых детей не увеличивается, а уменьшается.

Возник вопрос как же помочь детям? Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставить ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.

Под техникой чтении понимается узнавание написания букв, правильное соотнесение их со звуками и произношение их в указанном порядке в виде слогов, слов, предложений.

Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьезную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьезной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания.

Начальная школа первая начинает реализовывать общую основную цель обучения – формирование личности ученика. Поэтому так важно именно в этот период научить ученика бегло читать, ведь чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельности мозга.

А теперь обратимся к математике. Дикторы телевидения широко варьируют скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Представьте себе ученика 7 класса, который читает около 50 слов в минуту. В 7 классе домашнее задание составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 50, получается примерно 130 минут, или около двух часов, необходимых ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой скорости чтения, естественно, что этот ученик за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо дважды прочитать тексты – это уже 4 часа, еще прибавить 6 часов занятий в школе – уже 10 часов. А еще письменные задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, иностранному языку. Уходит целый день. Таким образом, этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.

Думаю, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости оптимального чтения.

Так с какой скоростью должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение. Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.

В реальных условиях каждая школа хотела бы , чтобы большая часть учеников занималась на 4 и 5. И поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что по данным НИИ психологии более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, то есть 3-4 человека в классе.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень. Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении? Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребенок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.

Я хочу рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд методы обучения чтению. Считаю, начинать необходимо с дыхательной гимнастики и подготовки голоса.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Дыхательную гимнастику провожу в начале каждого урока .

Упражнения для разминки

а) вдох носом, выдох через рот;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям.

Задуй свечу

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

В цветочном магазине

Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируя вдыхание цветочного запаха 2 – 3 раза).

ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ

На первом этапе обучения грамоте я стараюсь познакомить детей не просто с буквами, а такими которые привлекли бы ребёнка своей яркостью, необычностью .

Подбираю на каждую букву скороговорки и чистоговорки. Предлагаю детям самим придумывать чистоговорки на любое сочетание букв . Произнесение скороговорок на память можно проводить с контролем времени. Сначала ребёнок произносит скороговорку медленно, шепотом, затем в обычном темпе, только потом в быстром темпе .

Буквы на экране

ЧИСТОГОВОРКИ

ай – ай – ай – авторучку дай.

ам –ам –ам –песенка для мам.

ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.

ал –ал –ал - скоро ли вокзал?

ла - ла - ла - очень острая игла.

лу - лу - лу - не валяйся на полу.

лы - лы - лы - наши девочки малы.

ло - ло - ло - прозрачное стекло.

Скороговорки на экране.

Таблица гласных по чтению на экране.

Также мы делаем упражнение игры на воображаемой трубе.

ЗНАКОМСТВО СО СЛОГАМИ

На этом этапе обучения также использую различные таблицы, которые способствуют развитию навыка беглого чтения. В зависимости от задания, гласные или слоги могут читаться с различной силой голоса, с различным акцентированием, с различным темпом. Таким образом, от группы к группе структура слогов и слов усложняется .

Слоги на экране (приложение 8)

ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ

При чтении слов использую различные виды таблиц, которые также помогают развивать навыки беглого чтения. В этой таблице для чтения используются слова, состоящие из одного слога. Особенность состоит в том, что эти слова состоят из четырёх или трёх букв, слово заканчивается на мягкий или твёрдый согласный звук. Систематическое чтение этих таблиц приводит к автомат

Пример на экране (приложение 8)

Используя таблицы, я добиваюсь хороших результатов при развитии навыков беглого чтения. Я буду рад, если вам мой небольшой опыт поможет в работе. И закончить свое выступление, я хочу словами Я.А.Каменского: «Видеть звезды, слушать музыку – большое счастье. Но чтобы постичь его, надо научиться читать книжку. А это большой труд».






Методическая разработка для учителей начальных классов "Развитие навыков беглого чтения" (1-4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Отслеживая динамику беглого чтения у учащихся моего класса, я убедился, что не все дети читают бегло и скорость чтения с переходом в следующие классы у некоторых детей не увеличивается, а уменьшается.

Возник вопрос как же помочь детям? Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставить ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.

Автор Ляпунов Алексей Васильевич
Дата добавления 26.07.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 157
Номер материала MA-067483
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓