Главная / Физкультура / Методическая помощь учителя в развитии внимания у младших школьников

Методическая помощь учителя в развитии внимания у младших школьников


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Верхневилюйская средняя общеобразовательная школа №2»



РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(ДОКЛАД)


Аннотация


Развитие познавательных процессов у младших школьников во многом зависит от их внимания. Учебно-воспитательный процесс строится на основе внимания. Поэтому я выбрала тему «Развитие и воспитание внимания у младших школьников».

Объектом изучения является внимание моих учеников во время учебных занятий, а предметом исследования – особенности внимания у младших школьников.

В своей работе я привела гипотезу – это повышение качества успеваемости, с развитием произвольного внимания и воспитание связи сознания с основными свойствами внимания.

Целью своего доклада, я считаю, повышение уровня сенсорной и интеллектуальной активности младших школьников и ее практическое значение.

Перед выполнением работы я поставила основные задачи:

  • изучение теории о внимании;

  • проведение исследования младших школьников;

  • сравнительное изучение внимания трех и более учащихся;

  • составление рекомендаций конкретным учащимся.

В ходе выполнения доклада я изучила научную методическую литературу в работах Гальперина П. Я., Добрынина Н. Ф., Рабо Т., Страхова В. И. и др.

Написанию доклада помогли также учебники и лекции по психологии, которые перечислены в списке использованной литературы


Учитель физической культуры

МБОУ «Верхневилюйская СОШ№2

им. М.Т. Егорова»

Григорьева Раиса Васильевна



Оглавление.

Введение.

Глава I.

Внимание.

1. Общее понятие о внимании.

  1. Непроизвольное внимание.

  2. Произвольное внимание.

  3. Послепроизвольное внимание.

  4. Физиологическая основа внимания.


Глава II.

Основные свойства внимания.

  1. Сосредоточенность внимания.

  2. Объем внимания.

  3. Распределение внимания.

  4. Переключение внимания.

  5. Устойчивость внимания.

  6. Неустойчивость внимания.

  7. Рассеянность.

Заключение

Развитие и воспитание внимания у младших школьников.

Литература.

Приложение.




Глава I.

Внимание.

  1. Общее понятие о внимании.


Урок русского языка во II «в» классе начался с работы учащихся над ошибками, которые были замечены мною в домашних заданиях. Проверив ошибки детей, я сняла с доски лист бумаги, закрывавший текст. На доске написаны предложения, где в словах пропущены безударные гласные.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Ученица комментирует, поясняя, как она будет писать слова: «Лес – ной» - проверяю словом «лес», «тро – пин – ка» - проверяю словом «тропы» - говорит она.

Затем учащиеся переходят к другой учебной работе. Я предлагаю детям приготовить картинки с буквами «Е» и «И». Диктую им предложения, а учащиеся называют буквосочетания в предложениях, поднимая при этом карточки с соответствующей буквой.

Затем объявляю, что до конца урока надо написать маленькое сочинение на тему «Прощание с пернатыми друзьями» (накануне ребята были на прогулке по парку и наблюдали за изменениями в природе). Через 10 минут работа закончена. Два ученика читают вслух свои сочинения.

Как мы видим, в течение урока учащиеся выполняют разнообразную учебную работу, вызвавшую активность различных психических процессов. Они слушали объяснение учительницы, рассуждали, запоминали правила, писали сочинение, исправляли ошибки и т. д. И во всем этом «присутствовал» такой важный психологический процесс, как внимание.

Во время работы над ошибками внимание учащихся было направлено на проверку выполненных упражнений, особенно внимательно слушали ученики объяснение, как следует писать правильно.

Учащиеся работали сосредоточенно, не отвлекаясь, не замечая ничего постороннего, не имеющего отношения к данной работе.

Когда я открыла часть доски с написанным текстом, внимание учащихся переключилось на доску. Это было видно по направлению их взгляда, по выражению лица (на лицах ребят как бы застыл вопрос «что это такое?»).

Я объясняла, как надо выполнять работу. В процессе этой новой учебной работы учащиеся опять внимательны: слушают комментарии ученицы, пишут предложения, проверяют написанное.

В творческой работе особенно ярко проявляется направленность и сосредоточенность внимания учащихся: когда школьники писали сочинение, они даже не заметили, что в класс вошла другая учительница, не отвлекло их и то, что я записывала предложения на доске.

Таким образом, наилучшие условия для активной мыслительной деятельности, продуктивной учебной работы создаются тогда, когда человек внимателен.

Внимание – это направленность сознания на какой-нибудь предмет.

Всякая деятельность человека требует углубленности в работу. Учится ли ученик, играет ли ребенок, трудится ли рабочий, мыслит ли ученый – в любой деятельности человека непременно участвует внимание.

Слушать, воспринимать объяснение учителя учащиеся могли только потому, что были внимательны. Написать сочинение школьники смогли только на основе своих наблюдений, когда они сосредоточенно наблюдали птиц, слушали рассказ учителя, размышляли о виденном и слышанном.

Внимание зависит от состояния человека (здоровье, утомление, недосыпание), от целей и задач, стоящих перед ним в определенной работе, от внешних условий. Мы просто видим или специально на что-то смотрим, или рассматриваем, или всматриваемся, чтобы лучше увидеть; слышим, с определенной целью слушаем, прислушиваемся, вслушиваемся.

Внимание всегда заметно выражено внешне: в мимике, в движениях, направленности глаз, в позе.

Так при большой сосредоточенности человека внешне внимание выражается в неподвижности – в целеустремленном и неподвижном взгляде, так как человек находится в состоянии активной, напряженной мыслительной деятельности.

С первого года обучения учителя приучают школьников быть внимательными, тренируют детей во внешнем проявлении внимания, большое значение придают тому, как сидят дети за партой: «Сядьте, как следует! Смотрите все на меня! Кто там повернул голову и смотрит в окно?» – говорит учитель. Такая тренировка внимания нужна особенно в первом классе.

Но увлекаться этим приемом воспитания внимания не следует, так как отдельные учащиеся невольно привыкают только к внешнему выражению внимания. В этих случаях внешне внимательная поза и сосредоточенное выражение лица не соответствует действительному состоянию его внимания.

Заученная поза и выражение лица нередко вводят в заблуждение учителя. У такого ученика воспитывается привычная внешняя форма поведения на уроке, а на самом деле он невнимателен, не слушает объяснений учителя, ответы товарищей.

Эта вредная привычка, если она освоена в начальной школе, очень мешает школьнику в дальнейшей учебной работе.

Без стремления внимательно слушать материал урока, без подготовки внимания к восприятию невозможно «вхождение» ученика в учебную работу. Предварительная подготовка к любой деятельности создает лучшие условия для «вхождения» в работу, для проведения нужных действий и движений.

Я стараюсь учитывать в своей педагогической работе роль установки на внимание. Установка на внимание становится привычной для учащегося, он как бы планирует – быть ему внимательным, распределяет свои силы на определенное время и на определенную деятельность.

В дальнейшем, буду приводить примеры из жизни моих учеников 2 «в» класса сш № 7 г. Мирного.

Например, Настя Прокудина очень не любит уроки чтения. К концу учебного года по технике чтения она дотянула всего 26 слов за 1 минуту. В школе хоть как-то старается читать. А дома все время хныкает: «Говорили, что только 15 минут будем читать, а мы сколько читаем?!».

Влияние установки на внимание в данном случае сказывается в том, что через определенное время (намеченное время) у человека снижается активность внимания.


  1. Непроизвольное внимание.


Непроизвольное внимание возникает, как бы само собой, без усилия воли или вследствие особенностей действующих на нас раздражителей. К таким особенностям раздражителей относятся:

1. Сила раздражителя – сильный звук, яркий цвет или свет, резкий запах; при этом важное значение имеет относительная сила раздражителя (например, в полной тишине – легкий шорох привлекает внимание, в шуме городской суеты не привлекает внимания даже сильный сигнал).

  1. Новизна, необычность раздражителя.

  2. Динамичность (подвижность) раздражителя.

Непроизвольное внимание еще возникает от состояния самого человека, которое связано с его потребностями, интересами, настроением.

Например, это было весною в конце учебного года. Как и полагается, на переменах все ребята гурьбой выскакивают на улицу, хотят пройтись по лужам в своих резиновых сапогах, и просто порезвиться. А из-за этого, бывает, некоторые «шустряки» опаздывают на урок.

А в классе уже идет очередной урок. Стояла полная тишина. Ребята сосредоточенно работали, писали словарный диктант. А в это время с «вихрем» ворвался в класс «опоздавший» Вова Романов, очень возбужденный, и, аж с порога закричал своим басовитым голосом: «Ура! Завтра не учимся! Вся школа идет в поход! И мы тоже.» А уже потом только спохватился, закрыв руками свой рот…

Глаза всех ребят были устремлены к Вове, как на доброго вестника вдохновляющего события. Работа сразу прекратилась, ученики закричали, некоторые вскочили со своих мест. Напрасны были мои старания вернуть ребят к рабочему состоянию и переключить их внимание на диктант. Я прекратила работу по письму и стала беседовать с ребятами о предстоящем событии (сама-то хотела сообщить об этом к концу учебного дня, чтоб детей заранее не взбудоражить). А Вове, видимо, было невтерпеж, узнав об этом у детей с параллельного класса, и захотелось сообщить первым. И сообщил…

В этом случае, внимание к сообщению о походе возникло у ребят непреднамеренно, непроизвольно, помимо их желания и воли; оно сохранялось без всякого напряжения с их стороны; сильные чувства, вызванные сообщением, поддерживали внимание.

Внимание возникло потому, что характер внешнего раздражителя («Ура! Завтра идем в поход!..» вследствие его особенности (сила, неожиданность, новизна, необычайность, контрастность) создали этот эмоциональный тонус, который поддерживает внимание.

Помимо воздействия раздражителя, непроизвольное внимание ребят поддерживалось их общим состоянием. Неожиданное сообщение в такой форме у них вызвало потребность узнать, что произошло, интерес к замечательному событию. Появилось приподнятое настроение, (так как за год дети устали от учебы, захотелось необычайной новизны), которое создало определенное эмоциональное отношение к воспринимаемому.

Начальной формой непроизвольного внимания обычно является ориентированный рефлекс – рефлекс на новизну. И. П. Павлов называл его рефлекс «Что такое?».

Ориентированный рефлекс дает сигнал о характере действующего раздражителя. Создается обстановка для изучения работы анализаторов и для восприятия предмета.


  1. Произвольное внимание.


Произвольное внимание требует от человека волевых усилий, оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

Без способности направлять и поддерживать внимание в процессе труда невозможно осуществлять трудовую деятельность, как бы интересна она не была.

Произвольное и непроизвольное внимания тесно связаны между собой, произвольное внимание может перейти в непроизвольное, а непроизвольное внимание может стать произвольным.

Например, тот Вова Романов слушает объяснение учительницы только потому, что знает – его должны спросить и ему нужно будет рассказать все, о чем говорила на уроке учительница. Установка на слушание и мотивы, побуждающие школьника слушать объяснение, делают рассказ учительницы заранее интересным для ученика. Но слушать надо, и Вова, проявляя волевое усилие, слушает объяснение, сосредоточивает внимание на рассказе и поддерживает внимание только волевыми усилиями. Такое внимание произвольное.

Но объяснение учительницы оказалось интересным, и Вова постепенно стал слушать урок без напряжения; он теперь внимателен иначе – его внимание непроизвольное. Через некоторое время объяснение учительницы кажется Вове уже неинтересным – он отвлекается, но, вспомнив о том, что должен слушать, делает над собой усилие и слушает внимательно. Внимание опять становится произвольным.

Сохранение устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий:

  1. Осознание долга и обязанностей при выполнении деятельности.

Осознание учеником долга – хорошо учиться – вызывает у него волевое, произвольное внимание в тех случаях, когда другие желания отвлекают его от учения.

Например, Витя Данилов еще с детского сада мечтает стать президентом Республики Саха (Якутия). Дневник самонаблюдения (президентский подарок) в первый же день сам заполнил страницу 7 – «когда я вырасту, я стану президентом». Мальчик очень наблюдательный, внимательный во всех делах, открытый, честный, очень серьезный, не по годам любознательный, мыслит наперед, как взрослый человек…И мне кажется, если разбудить его по среди ночи и спросить: «Кем ты хочешь стать?» – он ответит: «Президентом!». И притом таким серьезным бесповоротным голосом.

И, наоборот, Рамиль Гирфанов – мальчик – неженка, единственный сын, мизинец семьи. У него не то, что долга осознанного, но даже, как бы, устойчивого произвольного внимания не имеется.

Ему кажется, что учиться в школе – это прихоть родителей, это они его заставляют мучиться. Вроде мальчик безобидный, на уроках сидит очень тихо, даже не шелохнется; смотрит только на меня своими безобидными глазами, но пустыми, равнодушными, ничего не значащими…, и не воспринимающими ничего…Со стороны кажется, что он очень внимательно слушает меня. А на самом-то деле только присутствует…У него очень замедленное действие. Вроде записывает домашнее задание в своем дневнике, где я вставляю свою подпись. А после школы звонит его мать, спрашивает его домашнее задание, потому что он не в силах объяснить: что, где, когда и почему?

2. Отчетливое понимание цели и задачи выполняемой деятельности.

Учащийся должен хорошо представлять себе, для чего надо быть внимательным.

Например, идет урок чтения. Напоминаю детям, что надо следить по учебнику, когда читают текст другие ученики. Первые три предложения прочитал Семен Горяйнов. И так стали читать другие ученики по «цепочке». А Семен дальше следить не стал, как бы подчеркивая «я уже и моя миссия кончена». А почему? Потому что он не осознает, зачем это нужно слушать других? Тогда ставлю перед ним задачу более четко: следи, как читает товарищ, заметишь ошибки, будешь их исправлять. Теперь Семен внимательно следит за чтением – он осознал необходимость быть внимательным.

3. Устойчивость интересов.

Если имеется большой, глубокий интерес к чему-либо, произвольное внимание будет более устойчивым.

Например, Марина Шильникова занимается музыкой, любит музыку и проявляет большой интерес к ней, и, хотя длительные музыкальные упражнения утомительны, интерес к музыке побеждает: Марина внимательна.

  1. Привычные условия работы.

Если выработаны привычные формы работы, внимание будет устойчивым.

Например, многие учителя после перемены сразу начинают активную работу с учащимися, не устраивая проверки присутствующих, не выслушивая сообщений дежурных. Учащиеся настолько привыкли к такому порядку, что сразу же включаются в работу.

  1. Создание благоприятных условий для деятельности.

Для этого требуется наличие нужных материалов, орудий труда (например, у учащихся все учебники и тетради на месте), не должны мешать посторонние, отвлекающие раздражители и т. д.


  1. Послепроизвольное внимание.


Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер: интересным и значимым становится не только результат, но и содержание, и процесс деятельности.

Представьте себе Андрея Кузнецова, который решает трудную арифметическую задачу. Первоначально она может его совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, Андрей все время отвлекается: он то посмотрит в окно, то прислушается к шуму в коридоре, то бесцельно водит пером по бумаге. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями. Но вот решение начато правильный ход намечается все более и более отчетливо, задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Андрей все больше и больше увлекается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным.

Педагог может и должен поддерживать внимание учащихся волевыми усилиями, я использую такие виды работ, как увлечь ребенка, заинтересовать его так, чтобы он работал, а сам процесс деятельности доставлял ему удовольствие. Ребенок может сделать аппликацию с большим увлечением. У него имеется непосредственный интерес к работе. Однако при изготовлении узора есть целый ряд вещей, которые неинтересны (вычерчивание и вырезание форм). Но так как ему очень хочется, чтобы его рисунок был хорошим, и так как он знает, что чем точнее он вырежет формы и чем лучше пригонит их друг к другу, тем лучше будет изображение, то это сознание побуждает его со всем усердием приняться и за неинтересную работу. Эта «неинтересная работа» начинает интересовать его все больше и больше по мере того, как школьник входит в нее и сам процесс работы начинает доставлять ему удовольствие. Опосредствованный интерес переходит у него в интерес непосредственный.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.


  1. Физиологическая основа внимания.


Физиологической основой внимания является механизм взаимодействия основных нервных процессов (возбуждения и торможения) в коре головного мозга.

И. П. Павлов прибегает к образному сравнению для того, чтобы объяснить этот сложный процесс. «Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку, и, если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидели бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более –или менее значительной тенью».

Это «светлое пятно» соответствует оптимальному очагу возбуждения, а «затемненное» – участкам, находящимся в заторможенном состоянии. Очаг оптимального возбуждения коры головного мозга находится в состоянии движения и перемещения.

И. М. Сеченов пришел к выводу, что полная тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимания на работе становится очень трудно. Он приводит пример: в одной крупной библиотеке создали комнаты для научной работы; в эти комнаты не проникали никакие посторонние звуки извне, а звуки, возникающие в самой комнате, поглощались. Стояла полная тишина. В этих комнатах никто продуктивно работать не мог – постоянно у людей возникало сонливое состояние – торможение.

Экспериментальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители (стук метронома, тиканье настольных часов и другие) не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Легкий шум, который доносится в комнату, шорохи листьев и другие слабые звуки не только не раздражают внимания, но иногда даже способствуют усилению его. Не способствуют улучшению внимания сильные раздражители (радио, телевизор, музыка).

Интересно отметить, что учащиеся младшего школьного возраста часто не осознают отрицательного влияния некоторых раздражителей на их учебную деятельность. Эти школьники уверяют, что внимательно занимаются и им не мешает телевизор или музыка. Однако, именно в этих условиях значительно снижается качество (больше ошибок и поправок) и количество (число сделанных примеров и задач, написанных предложений) учебной работы учащихся.

Поэтому надо соблюдать правило: пока школьник готовит уроки, телевизор в комнате должен быть выключен.

В коре головного мозга человека в любой момент имеется оптимальный очаг возбуждения (за исключением случаев полного сна); этим объясняется то, что человек всегда к чему-нибудь внимателен.



Глава II.

Основные свойства внимания.


Основные свойства внимания: сосредоточенность, объем, распределение, устойчивость, колебание, переключение.



1. Сосредоточенность внимания обеспечивает углубленность в работу, ясность и отчетливость всех познавательных процессов. Например, взгляните на ребят, когда они увлечены рассказом учителя: они настолько сосредоточенно слушают, что не реагируют даже на звонок с урока. Устойчивая и углубленная, а не поверхностная сосредоточенность является обязательным условием успешной учебной работы.Устойчивая сосредоточенность возникает, когда есть интерес к данной работе, который дает человеку новые впечатления; возникает при осознании долга, необходимости выполнения работы; при положительном эмоциональном тоне; при активной деятельности с объектом.

Приведу пример. Сцена, приведенная ниже, думаю, характерна для многих семей. Дети готовят уроки. Родители в это время чаще всего заняты своими делами: смотрят телевизионную программу (преимущественно отцы), выполняют различную домашнюю работу (матери). В этот день мать Егора и Анюты из-за головной боли не могла заниматься домашним хозяйством и в поисках тишины зашла в комнату детей. Она стала случайным наблюдателем процесса их работы над уроками.

Дочери – ученицы IV класса – было задано на дом много уроков, сыну – ученику II класса – значительно меньше. Давайте, понаблюдаем стиль их работы. Егор занимался недолго, но эффективно: примерно за час приготовил все уроки. Он ни разу не встал из-за стола, отрывался от работы не надолго, тут же возвращаясь к урокам, во время занятий не интересовался окружающим, не смотрел в окно. А Анюта часто отвлекалась от уроков, реагировала на все внешние раздражители и вскоре вообще перестала заниматься, почувствовав себя усталой. Она не смогла самостоятельно решить задачу. Даже не пытаясь понять ее и преодолеть трудности, она сразу же обратилась за помощью к матери. Работа девочки отличалась бессистемностью, отсутствием организованности. Анюта провела много времени за учебниками, однако не выполнила ни одного задания.

Оценивая процесс работы над уроками этих двух детей, можно отметить, что Егор трудился хорошо, Анюта значительно хуже. Можно ли из этого сделать вывод, что Анюта – девочка ленивая? Конечно, нет. Она хотела приготовить уроки, приложила определенные усилия, заставляла себя заниматься, однако она достигла минимальных результатов. Причина такого явления – слабая концентрация (сосредоточенность) внимания. Она не сумела оставить на время все другие дела и сосредоточить внимание только на уроках. Концентрация внимания у нее была не только слабой, но и кратковременной.

Умение концентрировать свое внимание имеет большое значение для результатов любого труда. Ребенок, умеющий внимательно слушать объяснение учителя в школе, легче усваивает материал. Ему требуется значительно меньше времени для выполнения домашних заданий. Он знает, как надо решить задачу по математике или выполнить урок по русскому языку, он помнит новую тему, которую объяснял в классе учитель, поэтому с помощью учебника он закрепляет полученную в школе информацию, дополняя ее сведениями, содержащимися в учебниках.

Очень часто дети жалуются на перегруженность уроками, а родители соглашаются с ними, не вникая в причины их мнимой перегруженности, не понимая того, что их дети занимаются неправильно, неэкономно. Родителям порой кажется, что у ребенка нет способностей, только потому, что он не помнит, о чем шла речь на уроке. На самом же деле этот ребенок чаще всего не использует полностью своих возможностей, так как не умеет концентрировать свое внимание.


2. Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых одновременно. Объем внимания можно увеличить, включив школьника в такую деятельность, где ему необходимо будет расширять круг своего внимания.

3. Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов работ в одно и то же время.

В некоторых профессиях требуется непременно распределять внимание: профессии шофера, летчика, особенно педагогическая работа. Например, учитель должен одновременно следить за классом и объяснять урок.

Распределять внимание необходимо и учащемуся. Он должен и слушать объяснение учителя и следить за тем, что показывает учитель; должен слушать и записывать одновременно.

Некоторые школьники умеют очень хорошо распределять свое внимание. Например, я прекрасно вижу, что Нариман Салим разговаривает с соседом по парте, что она не слушает ответа товарища. Желая поставить эту «болтушку» в неловкое положение, я задаю ей вопрос и совершенно неожиданно получаю полный исчерпывающий ответ. А если она и не разговаривает, то все время чем-нибудь бывает занята (то играет ручкой, то постукивает в такт пальцами, то листает книгу и т. д.), но в сторону учителя изредка бросает мимолетные взгляды, как бы проверяя, не замечаю ли я ее? Хотя она ведет себя так на уроках, но везде успевает: первой решает задачу, первой списывает с доски, первой подчеркивает в тетради дополнительные задания…

В беседе с этой ученицей я выяснила, что она слушает не все, а избирательно, и запоминает только нужное и важное. Наблюдая ее на уроках, я убедилась, что в процессе моего объяснения она, действительно, временами сосредоточенно слушает, пишет, напряженно работает, а временами отвлекается.

И, наоборот, Лера Мельбетова – полное противоречие Нариман. Хотя девочка тоже хорошо учится, но, если она разговаривает с соседом то во время урока, то вовсе отключается, все внимание уделяет только соседу, а «остальное» переносит на «потом». А объясняет это тем, что была занята другим вопросом, поэтому не расслышала вопрос учительницы, и вовсе не поняла смысл данной задачи, т. е. пропустила мимо ушей.


4. Переключение внимания – это переход от одного объекта к другому.

Переключение внимания может быть преднамеренным (произвольным) и непреднамеренным (непроизвольным).

Преднамеренное переключение внимания происходит тогда, когда перед человеком возникает новая задача, изменяется характер деятельности.

Непреднамеренное переключение внимания обычно происходит легко, человек не испытывает чувства напряжения и усилия.

Преднамеренное переключение внимания всегда сопровождается большим и меньшим нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии.

Вот почему нам трудно начинать какую-либо новую работу, а особенно не совсем приятную, - мы испытываем чувство напряженности, затрудненности.

Таким образом, переключение внимания зависит и от индивидуальных особенностей личности. Индивидуальные различия в переключении внимания очень заметно проявляются в учебной работе школьников.

Одни учащиеся легко переходят от решения задачи к устному счету, другие втягиваются в новую учебную деятельность постепенно, одни после ответа у доски не могут включиться в работу класса, у других этот переход протекает быстро и легко, без напряжения.

Например, идет урок математики. Самостоятельная проверочная работа. На доске, по вариантам даны 4 задания. Один раз читаю условие данной задачи, объясняю задания. И походу подготовки к самостоятельной работе – Шайкин Миша, Надя Шатунова и несколько ребят с места говорят, что уже решили в уме. А через 10-15 минут сдают свои работы. А Коля Смородников вначале читает условие задачи повторно, и притом несколько раз. Затем, уставившись на доску, сидит некоторое время; думая, с чего начать…Видимо, старается вникнуть в суть задачи, и пока он переваривает в голове смысл, решение и ответ задачи, т. е. он только начинает переключать свое внимание с условия задачи в процесс вычислительных действий; увы, урок кончается.

Как мы видим, у Коли очень замедленное действие при проявлении учебной деятельности. То, что учительница говорит один раз, ему нужно повторять несколько раз, подходя индивидуально, когда как Миша, Надя и другие уже схватывают с полуслова и сразу приступают к любой деятельности.

Одни школьники быстро переключаются с игровой деятельности во время перемены на учебную, и в самом начале урока уже готовы к работе, у других учащихся этот процесс затяжной: они что-то достают из парты, непрерывно двигаются, долго не могут успокоиться.

Например, на урок физкультуры все идут в физзал. Ребята очень быстро собираются и уходят. А Мухамед Исмоилов только раздевается, затем долго ищет кроссовки; то вытаскивает что-то другое, то ненароком уронит из портфеля все свои нужные и ненужные богатства, и пока обратно засовывает свои вещи в портфель, рядышком находит кроссовок левой ноги, а кроссовок правой ноги почему-то оказывается на парте, перед носом. Пока одевает, зашнуровывает, половина урока кончается. Только потом так резко вскакивает, ударяет себя по лбу, и, как бы опомнившись только что, убегает в физзал. Его торопить – бесполезно, он только мило улыбается, слыша адресованные ему замечания. Мухамед в семье младший, тоже неженка – любимец. С ним дома все время сюсюкаются, лелеют, жалеют…Мать хочет, чтобы я с ним тоже так же обращалась…А в итоге, мальчик самостоятельно не может и двинуть свои ноги. До IV-го класса с ним нужно крепко и серьезно заняться перевоспитанием. Я думаю, что из него может получиться что-то «толковое», если мать будет работать согласованно со мною и со школой. (смотрите подзаголовок «Концентрация внимания»).


5. Устойчивость внимания – это длительное удержание внимания на предмете.

Если деятельность интересна, захватывает человека, его внимание может быть устойчивым долгое время.

Большое влияние на устойчивость внимания оказывает активная и разнообразная деятельность с объектом внимания. В результате повышается интерес к данному объекту, а это влечет за собой улучшение внимания. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Любимым интересным делом школьник может заниматься очень долго, не отвлекаясь от него (например, работа в гараже, починка и ремонт велосипеда и т. д.)

Учебная деятельность, дающая результат, особенно после напряжения и преодоления трудностей, вызывает положительные эмоции: у школьника возникают чувства удовлетворения, радости, которые сопровождаются устойчивым вниманием. При продолжении работы возникает желание заниматься данной работой, и еще до начала деятельности у учащегося создается установка на устойчивое внимание.

Например, Лера Мельбетова делает волевое усилие и заставляет себя сосредоточенно и интенсивно работать на уроке, ее внимание стало устойчивым. Я объясняю новый и сложный материал, но в это время на задней парте, например, Салим и Мухамед Исмоилов затеяли какой-то спор и возню. Я делаю им замечание: «Нариман, Мухамед! Прекратите возню и слушайте объяснение, вы сами не работаете и другим мешаете!»…На это замечание ушло всего несколько минут, но я потеряла нить объяснения, начинаю вспоминать, на чем я остановилась, а ученики вновь должны включаться в работу и снова делать усилие, чтобы сосредоточиться на рассказе учителя.

Так невольно я нарушила целостность восприятия учениками материала, разрушила устойчивость их внимания. Как правило, после такого замечания часть школьников объяснение или не слушают, или слушают невнимательно.

Что же следует делать в подобном случае?

Большинство опытных учителей не делают замечаний на уроке во время своих объяснений, сохраняя тем самым устойчивость внимания и своего и учащихся. Если же эта потребность возникает, то учитель дает понять ученику, что он недоволен. Интонация голоса, пристальный взгляд, движение руки – все это, не нарушая объяснения, хода и ритма работы, не снижая внимания, создает порядок в классе и вводит в нормальное русло тех учащихся, которые отклонились от работы.

Поэтому нужно с таким умением организовать учебную деятельность на уроке, чтобы у учащихся не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на сколько-нибудь длительное время. В интересной работе школьники учатся быть внимательными, и если интересные уроки не случайность, носят системный характер, то у учащихся вырабатываются навыки и привычки работать внимательно.

Например, на уроке математики ребята до того занимались увлеченно, сосредоточенно, что даже не заметили, как прозвенел звонок с урока, и выявляют желание даже не выйти на перемену и дорешать последнюю задачу…

Во всех указанных случаях задача быть внимательным не выступает самостоятельно, ее порой не ставят ни учитель, ни сами школьники, но деятельность ученика, условия ее протекания, обстановка – все это воспитывает и организует внимание.


6. Неустойчивость внимания – возникает от непосильной или чрезмерно обширной работы. Слишком большие домашние задания приносят вред: ученик делает первые примеры и пишет первые задания внимательно, а дальше начинает работу механически. В подобной деятельности устойчивое внимание не воспитывается.

Бывают классы, о которых говорят: «В этом классе ученики очень внимательны» или «В этом классе все учащиеся какие-то невнимательные». Это действительно так. Хорошие навыки учебной работы, воспитанные учительницей начальной школы, коллектив учащихся сохраняет надолго. В таких классах возникает и существует традиция: на уроке все должны быть внимательны; большую роль играет общественное мнение, которое осуждает учеников, невнимательно работающих на уроке и дома. Тем самым создаются условия для воспитания устойчивого внимания.


7. Рассеянность.

Различают два вида рассеянности.

К первому виду относится рассеянность, которая возникает вследствие непроизвольной отвлекаемости от основной работы по самым незначительным причинам. Человека с такой рассеянностью ничего не может привлечь надолго, он ни на чем не может долго сосредоточиться, даже интересная работа иногда прерывается полностью.

Подобная рассеянность является результатом плохого воспитания. Ребенок по разным причинам постоянно отвлекался от учебной работы или выполнял ее в таких условиях, что внимание его не было сосредоточенным. Многократное повторение такого состояния привело ученика к тому, что рассеянность во время учебной работы стала привычкой.

Для примера можно взять того же Мухамеда Исмоилова. Во время учебы в школе он проявляет постоянно неустойчивость внимания. Сам он какой-то разбросанный, рассеянный; и у него все вверх тормашками идет. К началу урока у всех готовы учебные принадлежности. На уроке математики каждый день пользуемся линеечкой и карандашом. А он пол урока ищет эту «проклятую» линеечку, затем достает карандаш, а он – тупой; и он пока точит карандаш, пока откроет рабочую тетрадь, желая списать с доски, у нас уже следующее задание или примеры. Так же происходит на следующих уроках. Урок русского языка. Пишем словарные слова под диктовку. А Мухамед только шарится в портфеле. Шумит, шуршит, как мышонок в мышеловке, ищет ручку, кое-как находит. Открывает тетрадь, оказалась не та. И так, пока полистает все тетради, у нас уже следующий этап работы. А при всем этом он не чувствует ни рассеянности ни вины. Я глазами знаки подаю, чтоб он побыстрее все делал; а он лишь мило мне улыбается, чуть ли не моргает…

Напоминаешь ему перед каждым уроком – бесполезно; выскакивает на перемену и все на белом свете забывает. Его нужно вовремя, улучшив момент, схватить; и прямо стоя над душой, заставить заранее готовиться к урокам. Поговорила несколько раз с матерью. Она говорит, что они за него все сами делают; то находят нужную тетрадь и страницу, вручают лично в руки ручку и все это в открытом виде предоставляют перед ним. Ему остается только списывать готовую работу строго по указаниям, а то не знает – что и как. После всего этого они сами кладут все, что нужно в портфель. Приходит в школу без учебника – виновата мать, что забыла положить в портфель. А в итоге, он и сам не знает, где и что должно лежать, и что должен доставать на данный урок. Поэтому я даже приставила к нему дежурного ученика, чтоб он ему помогал подобрать и найти нужные учебные принадлежности, и заранее выкладывал их на парту.

К концу учебного года, кое-как научился вести себя более самостоятельно, и то индивидуальным наблюдением.

У некоторых школьников рассеянность не является привычкой, это временное состояние, вызванное утомлением, болезненным состоянием, плохим настроением.

Очень важно приучать рассеянного ребенка к контролю и самоконтролю. Следует приучать ребенка контролировать не только результаты работы, но важно осуществлять контроль и в процессе выполнения работы.

Интересная работа может явиться первым шагом в формировании устойчивости и сосредоточенности внимания.

Второй вид рассеянности наблюдается у людей, увлеченных работой, охваченных сильными переживаниями.

У младших школьников рассеянность этого вида выражается очень своеобразно. Когда ученик пишет изложение, он сосредоточен только на том, чтобы передать содержание, - не замечает ошибок, искажения слов, его внимание сосредоточено только на изложении мыслей и содержания рассказа. Когда же школьник обращает внимание на правильное написание слов, то содержание изложения бывает часто очень плохим.

Например, Надя Шатунова, делая орфографические ошибки, часто даже в затруднительных случаях не применяет правила. Все внимание ее направлено на то, чтобы написать красиво, без помарок. А в итоге, она почти всегда допускает одну ошибку. Такое узкоконцентрированное внимание иногда становится привычным, и ученица совсем не может распределять свое внимание – так начинает развиваться рассеянность.

И, наоборот, возьмем Мишу Шайкина. Идет письменная работа. Со стороны кажется, что он ведет себя очень рассеянно и невнимательно. В перерывах между диктовками может вертеться туда-сюда, успевает пошептаться, но в конце работы он в числе первых заканчивает и проверять, и исправлять свою работу. При этом он ошибок почти не допускает, но почерк…, «как будто ворона пробежалась». У него тоже узкоконцентрированное внимание сосредоточено на том, чтобы написать, главное, без ошибок; а на остальное он не обращает внимания, хоть сто раз повторяй и напоминай ему, что нужно одновременно следить и за почерком. Когда у него спрашиваю, почему не следит за почерком; он отвечает, что у него это никак не получается, если старается выводить красивые буквы и писать медленно и аккуратно, то пропускает некоторые буквы. А он сам пишет очень быстро, прямо как взрослый человек.

А Витя Данилов старается одновременно делать эти два действия сразу; т. е., при письме не допускать ошибок, и вместе с тем, писать красиво. Но в обоих действиях допускает некоторые ошибки. Почему? У него не хватает практического опыта. Он еще не способен держать в центре внимания основную деятельность. Я думаю, - постепенно набирая опыт, часть операций он будет делать автоматически.

Также причиной рассеянности и невнимательности человека часто бывает утомление. Состояние утомления характеризуется снижением работоспособности.

Итак, можно сделать практический вывод, что свойства (качества) внимания зависят от свойств нервной системы человека

Заключение.

Развитие и воспитание внимания у младших школьников.


Развитие произвольного внимания дошкольника, и прежде всего устойчивости, являются важным условием готовности ребенка к обучению в школе. Уже у старшего дошкольника в игре заметно развивается произвольное внимание. Каждая игра, любая подвижная, спортивная – учит детей быть внимательными.

У детей школьного возраста под влиянием обучения и воспитательного воздействия школы и семьи развивается и произвольное, и непроизвольное внимание. Усложнение учебной деятельности, трудовых обязанностей, усложнение отношений в коллективе и отношений со взрослыми ведет к развитию и совершенствованию произвольного внимания у младших школьников.

Особенно большое значение для развития и формирования внимания младшего школьника имеет его учебная деятельность.

Успех воспитания внимания обеспечивает следующее основное условие: ребенок всегда, в любой деятельности, при выполнении работы должен быть внимательным, должен уметь работать в любых условиях, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения каких-то отдельных приемов, а всей системой учебно-воспитательной работы школы и семьи.

С первых дней поступления детей в школу мы воспитываем у учащихся внимание.

Без воспитания внимания невозможно успешно осуществлять учебный процесс, с этого начинаются первые шаги учения. Неумение быть внимательным, неумение сосредоточенно работать является одной из существенных причин того, что дети плохо учатся, а причина этого в свою очередь находится в том, что учитель своевременно не научил их быть внимательными.

Главное условие воспитания внимания у учеников – разнообразие их работы на уроке. Учитель должен добиваться, чтобы школьники всегда работали внимательно на уроке.

Исходя из своих наблюдений и наблюдая, где учащиеся очень продуктивно, с большим вниманием работают на протяжении всего урока, можно сделать определенные выводы.

Итак, внимание на уроке обеспечивается:

  1. активной и самостоятельной работой учащихся. Ученики приучены работать самостоятельно, что достигается ясно поставленной целью урока, умением выполнить данное задание;

  2. умением преодолевать трудности и быть наиболее внимательным в этот момент;

  3. воспитанным чувством ответственности – непременно сделать намеченное, добиться поставленной цели, понять, разобраться в непонятном;

  4. интересом к работе, положительными эмоциями в процессе учения;

  5. разнообразием работы на уроке, большим числом творческих заданий;

  6. тем, что учитель не отвлекает внимания учащихся замечаниями, разговорами, не относящимися к делу;

  7. воспитанием внимания через наблюдательность: наблюдения на уроке, дома, в природе.

Интересно в этом отношении учесть советы, данные исследователями, - учить ребенка ориентироваться на улице, соблюдая правила уличного движения, по поведению птиц, животных, изменениям некоторых растений, по направлению ветра определять погоду, уметь находить грибные и ягодные места в лесу и т. д.

Систематическая работа учителя по воспитанию внимания дает положительный результат – у учащихся развивается привычка любую работу делать внимательно.

Тем не менее, внимание маленького школьника имеет еще много недостатков. Исходя из вышеизложенных примеров, можно выделить наиболее главные из этих недостатков:

  1. узкое внимание: ребенок не в состоянии наблюдать одновременно много предметов, и его внимание всецело поглощается тем немногим, что в данный момент занимает его; (см. пример)

  2. легко утомляемое внимание: ребенок не может долго сосредоточить внимание, особенно на одном и том же;

  3. блуждающее внимание: школьнику трудно установить внимание, уверенно, твердо и правильно фиксировать его; (см. пример)

  4. пассивное внимание: детское внимание мало способно к произвольному усилию и нуждается в частых побуждениях;

  5. конкретное внимание: направляется на предмет внешнего восприятия.

Каждому учителю необходимо в преподавании считаться с этими недостатками. Из учета их вытекают следующие педагогические выводы:

  1. надо во время занятий устранять все отвлекающие внимание ребенка обстоятельства;

  2. нельзя давать маленькому школьнику несколько заданий для одновременного выполнения: выполнение одного задания должно следовать за выполнением другого;

  3. чем младше класс, тем чаще на уроке один вид занятий должен сменяться другим: с маленькими школьниками нельзя долго заниматься одним и тем же;

  4. надо руководить детским вниманием, направлять его на то, на что надо обратить внимание;

  5. надо почаще всякими способами стимулировать детское внимание и давать ему своевременно, при появлении признаков утомления, отдых;

  6. чем конкретней и интересней предмет внимания, тем меньше утомляется внимание;

  7. надо помнить, что труднее всего установить детское внимание, поэтому максимальное стимулирование должно быть в самом начале данного занятия.

В случае, когда у ребенка отсутствует внимание только к учению, необходимо заинтересовать его. Воспитание и развитие интереса к учению идет двумя путями:

  1. путем общего воздействия на ребенка;

  2. путем специальных педагогических приемов.

Общее воздействие на ребенка достигается, если удается вовлечь его в среду, живущую культурными, интеллектуальными интересами: окружают ребенка соответствующими товарищами, вовлекают в кружки и т. д.

Что касается специальных педагогических приемов, то обучение для таких детей становится более интересным, если оно:

  1. связывает учебную тему с жизнью самого ребенка и его собственным опытом, например, тему о дыхании связывает с тем, как дышит данный ребенок.

  2. связано с деятельностью (ручным трудом, рисованием, драматизацией)

  3. эмоционально.

  4. наглядно.

Внимание, наблюдательность, память – качества, присущие людям, но не у всех эти качества одинаковы. Не случайно про одного мы говорим: «Этот ребенок очень внимателен, у него хорошая память». Про другого: «Какой же ты невнимательный».

Положительные качества развиваются в процессе жизни. Многие из них достигаются упорной тренировкой, терпением и настойчивостью.

В занимательных играх на внимание ребята могут закрепить в себе эти ценнейшие качества, превращая их в полезные и необходимые в любом деле навыки.

Игры этого типа разнообразны и могут проводиться в любой обстановке, на площадке, во время перемен, прогулок, в походе.

Вот далее приведу некоторые приемы упражнений для развития внимания, которыми я пользуюсь на уроках и вне урока.

В данных упражнениях предлагаются основные процедуры коррекционной работы по развитию внимания. Среди предлагаемых упражнений встречаются модификации приемов, предложенных Н. В. Узеном, Ю. В. Пахомовым, Л. Д. Столяренко, адаптированные к школьным условиям.


Упражнение 1. «Кто быстрее?»

Учащимся предлагается как можно быстрее и точно вычеркнуть в колонке любого текста часто встречающуюся букву, например, «О» или «Е». успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность.

Упражнение 2. «Наблюдательность».

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, идти из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Упражнение 3. «Корректура».

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу переправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который переправляет оставшиеся ошибки карандашом другого цвета.

Упражнение 4. «Будьте внимательны».

Ведущий: «Ребята, сейчас с помощью свистка я узнаю насколько вы внимательны. Когда я свистну один раз, прошу вас поднять обе руки вверх, хлопнуть в ладоши и громко сказать: «Слышим». Если же я дам два свистка, то стойте с опущенными руками, молча. Приготовились!

(Ведущий чередует сигналы, при этом сам поднимает руки вверх и хлопает в ладоши, с тем, чтобы запутать ребят. Кто совершает меньше ошибок, тот и выигрывает).

Упражнение 5. «Не собьюсь!»

Выученный стих или считалку нужно рассказать так, чтобы между строчками было слово «не собьюсь». Например,

«белая береза под моим окном,

не собьюсь, принакрылась снегом,

не собьюсь точно серебром…»

Можно брать таблицу умножения.

Эту простую на первый взгляд задачу редко кто может выполнить без ошибки. Выйдет немало игроков, прежде чем кто-нибудь поведет счет так, как нужно.

Упражнение 6. «Объем внимания».

I вариант. На столе раскладываем разные предметы (10 –12 штук) – книга, ключ, карандаш, часы, нитки, цифра, резинка и т. д. Смотреть в течение 3 –4 секунд, затем перечислить предметы, которые запомнились.

II вариант. На столе раскладываем разные предметы. Ученик смотрит в течение 3 –4 секунд, затем поворачивается спиной. В это время убрать один (любой) предмет. Ученик угадывает, именно какой исчез.

Так же можно провести следующий несложный опыт. Предупредите ученика, что он в течение минимального времени увидеть ряд чисел, а затем сложить и записать сумму. После этого покажите ему на одну секунду, прикрытую листом запись четырех цифр, в четырех различных геометрических фигурах (квадрате, овале, треугольнике, круге). Когда сумма чисел будет записана, попросите ответить, на какой геометрической фигуре написано каждое число. Тут многие затрудняются, запутываются. В этом опыте участвуют все качества внимания (и концентрация, и объем, и переключение, и распределение, и устойчивость).


Приложение.

Опыт 1. Тест «Распределение и переключение внимания».

Ход опыта:

  1. Испытуемый пишет на доске числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке от 20 до 1. Сравнить время выполнения, количество ошибок, степень затруднения у разных испытуемых;

  2. По рисунку 1 испытуемый должен найти и показать белые цифры в возрастающем порядке и черные цифры в убывающем порядке, т.е. 1 – белое, 24 – черное, 2 – белое, 23 – черное и т. д., фиксируется время выполнения задания, количество ошибок.

Анализ результатов.

Баллы

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Время

Выполнения

2 мин.

40 с. и меньше

2 мин.

41 с. –

5 мин.30 с.

5 мин.

31с. –

6 мин.30с.

6 мин.

31 с. –

8 мин.


Количество ошибок

0


0


1 –2


3 –4


5

Рис. 1.

8

9

24

20

15

6

19

4

5

12

1

24

13

23

14

18

17

22

2

11

6

22

11

7

21

8

3

9

2

7

16

23

19

16

3

13

1

21

5

10

25

17

15

10

18

20

4

14

12

Опыт 2. «Таблицы Шульте» (тест).

Покажите по порядку числа от 1 до 25, называя их вслух (с максимальной скоростью).

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16


14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4


22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

16

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

8


9

5

11

23

20

14

25

17

1

6

3

21

7

19

13

18

12

24

16

4

8

15

2

10

22


5

14

12

23

2

18

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

6


Цель работы: исследование переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации (по таблице Шульте).

Исследовать скорость переключения внимания, работоспособность и упражняемость в условиях активного выбора полезной информации каждым обследуемым учеником группы:

а). определить время (в секундах) выбора испытуемым по порядку цифр от 1 до 25 в 5 квадратах.

б). определить среднее время поиска цифр в квадрате.

в). качественный график, на котором по оси абцисс отложить номера квадратов (1, 2, 3, 4, 5), а по оси ординат – время поиска всех цифр в соответствующем квадрате.

Ход работы: испытуемому исследователь дает инструкцию работать максимально быстро и внимательно. Затем исследователь замечает время по секундомеру часов, а испытуемый показывает числа от 1 до 25, называя их вслух. Исследователь определяет время, потраченное испытуемым для поиска 25 цифр по порядку сначала в первом, а затем во 2, 3, 4, 5 квадратах. Исследователь отмечает время в тетради для каждого квадрата. Затем вычисляют среднее время для одного квадрата (поиска цифр в одном квадрате) и выражают графически. Делают вывод о переключаемости внимания, работоспособности и упражняемости у разных учеников группы.


Опыт 3. Прием информации.

Ход работы: экспериментатор зачитывает в быстром темпе слова, а испытуемые (вся группа) должны эти слова классифицировать и записать сокращенно в нужную колонку. Выделяют 5 колонок в таблице: деревья, животный мир, домашние животные, одежда, посуда, школьные принадлежности, растения и т. д. (можно взять по своему выбору). Зачитываются 32 слова (повторять их нельзя): кошка, диван, береза, кресло, черемуха, ель, сервант, рысь, медведь, ручка, стол, учебник, тополь, гусь, дуб, тетрадь, клен, резинка, соболь, курица, линейка, петух, рубашка и т. д.

Испытуемые считают количество слов, которые затем записывают. Если количество слов равно 32 – прием информации эффективен, если 31 –29 – посредственный прием, если ниже 28 – прием информации затруднен, человек не успевает за средним темпом подачи информации.

Этот опыт можно проводить в виде игры.

Опыт 4. Тест «Мозаика».

Испытуемому дают изображения мальчика, бабочки и медведя, которые расчленены на несколько частей.

За определенное время (1-2 минуты) испытуемый должен собрать мозаику и получить данное изображение в целости.

На выполнение каждого из трех заданий ребенку дается максимум три пробы или попытки по 2 минуты на каждую.

Оценка результата:

Успешное решение задания с I попытки оценивается 10 баллами, со II – 8 баллов, при невыполнении трех попыток – 5 баллов, четырех – 2 балла. Если ребенок не уложил самостоятельно картинки на образец, но смог, не смотря на это, собрать картинку – 1 балл. Невыполнение задания – 0 баллов.

В тех случаях, когда испытуемый не замечает таких различий при складывании картинки и в результате не замечает, что картинка собрана неправильно – вычитается 1 балл.

После окончания обследования подсчитывается суммарное число баллов по результатам складывания двух картинок – бабочки и медведя.

Если ребенок набрал 15 – 20 баллов, его уровень распределения внимания и развитие наглядно-образного мышления оценивается, как высокий (школьно-зрелый), 10 – 14 баллов – средний (среднезрелый), низкий (незрелый).

Результаты обследования включаются в «Карту психологической диагностики ученика I класса».


Заключение по результатам диагностического исследования

оценка объема, переключаемости внимания, работоспособности.

В результате проведенной диагностики выявлены следующие результаты:

из 26 человек


на первом этапе I класса (конец учебного года)

высокий уровень – 2 учащихся – 7,6 (составляет)

выше среднего – 7 учащихся – 26,9

средний – 16 учащихся – 61,5

ниже среднего – 0 – 0

низкий – 1 учащийся– 3,8


на втором этапе II класса (начало учебного года)

высокий – 9 учащихся – 34,6

выше среднего – 5 учащихся – 19,2

средний – 4 учащихся – 15,3

ниже среднего – 5 учащихся– 19,2

низкий – 3 учащихся – 11,5

Учащиеся значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания.

На успеваемость по математике особое влияние оказывает объем внимания и индивидуальность темы. Устойчивость внимания может соотноситься с низкими способностями по математике.

На успеваемость по русскому языку большое влияние оказывает уровень развития распределения внимания и меньше объем внимания.

Успешность чтения больше всего связана с устойчивостью внимания, которая обеспечивает точность воссоздания звуковой формы слов.

Учащиеся класса в целом, по развитию основных свойств внимания могут характеризоваться как среднее. Что показывают данные исследования.
















Методическая помощь учителя в развитии внимания у младших школьников
  • Физкультура
Описание:

Развитие познавательных процессов у младших школьников во многом зависит от их внимания. Учебно-воспитательный процесс строится на основе внимания. Поэтому я выбрала тему «Развитие и воспитание внимания у младших школьников».

Объектом изучения является внимание моих учеников во время учебных занятий, а предметом исследования – особенности внимания у младших школьников.

В своей работе я привела гипотезу – это повышение качества успеваемости, с развитием произвольного внимания и воспитание связи сознания с основными свойствами внимания.

Целью своего доклада, я считаю, повышение уровня сенсорной и интеллектуальной активности младших школьников и ее практическое значение.

Перед выполнением работы я поставила основные задачи:

-изучение теории о внимании;

-проведение исследования младших школьников;

-сравнительное изучение внимания трех и более учащихся;

-составление рекомендаций конкретным учащимся.

В ходе выполнения доклада я изучила научную методическую литературу в работах Гальперина П. Я., Добрынина Н. Ф., Рабо Т., Страхова В. И. и др.

Написанию доклада помогли также учебники и лекции по психологии, которые перечислены в списке использованной литературы

Урок русского языка во II «в» классе начался с работы учащихся над ошибками, которые были замечены мною в домашних заданиях. Проверив ошибки детей, я сняла с доски лист бумаги, закрывавший текст. На доске написаны предложения, где в словах пропущены безударные гласные.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Ученица комментирует, поясняя, как она будет писать слова: «Лес – ной» - проверяю словом «лес», «тро – пин – ка» - проверяю словом «тропы» - говорит она.

Затем учащиеся переходят к другой учебной работе. Я предлагаю детям приготовить картинки с буквами «Е» и «И». Диктую им предложения, а учащиеся называют буквосочетания в предложениях, поднимая при этом карточки с соответствующей буквой.

Затем объявляю, что до конца урока надо написать маленькое сочинение на тему «Прощание с пернатыми друзьями» (накануне ребята были на прогулке по парку и наблюдали за изменениями в природе). Через 10 минут работа закончена. Два ученика читают вслух свои сочинения.

Как мы видим, в течение урока учащиеся выполняют разнообразную учебную работу, вызвавшую активность различных психических процессов. Они слушали объяснение учительницы, рассуждали, запоминали правила, писали сочинение, исправляли ошибки и т. д. И во всем этом «присутствовал» такой важный психологический процесс, как внимание.

Автор Григорьева Раиса Васильевна
Дата добавления 11.05.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Конспекты
Просмотров 471
Номер материала 59148
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы