Главная / Музыка / Методы работы над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Методы работы над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Методы работы над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ

Одной из главных проблем обучения музыкантов является развитие музыкального слуха до профессионального уровня. Хорошо развитый внутренний слух имеет большое значение для музыкантов. Он расширяет возможности чтения с листа, ускоряет заучивание на память, повышает самоконтроль над исполнением музыки. Дисциплиной, способствующей развитию музыкального слуха, является Сольфеджио. Полученные в ходе обучения знания и навыки должны помочь учащимся в их занятиях по специальности и музыкальной литературе, расширить общий музыкальный кругозор, развить художественный вкус. Одним из разделов курса сольфеджио, развивающий память учащихся, их внимательность и быстроту восприятия музыкальных явлений является - музыкальный диктант.

Музыкальный диктант концентрирует в себе ладовые, интонационные, метроритмические трудности, воспитывает слуховую память, организует внимание, тренирует важный навык улавливания и осознание всех сторон мелодики, развивает способность разбираться в услышанном, то есть производить слуховой анализ. Сопровождая учащегося на протяжении всех лет его обучения в школе, являясь не просто обязательной составляющей урока сольфеджио, а его кульминацией, одноголосный диктант — один из самых уязвимых разделов практической работы. Довольно часто прекрасно играющие на инструменте дети, интонирующие, справляющиеся с ритмическими трудностями, даже обладающие абсолютным слухом, «диктанты не пишут».

В самом деле, для того, чтобы записать исполняемый в данную минуту отрывок музыкального произведения или зафиксировать звучащую в памяти музыку, следует обладать хорошо развитым слухом и достаточным запасом теоретических знаний. Чтобы ясно и совершенно конкретно проанализировать то, что слышишь, недостаточно осознать закономерности музыкальной речи данного отрывка, надо уметь грамотно, на основе полученных теоретических знаний, записать эту музыку. Здесь вполне уместно провести аналогию с навыками в обучении чтению и письму на родном языке. Длительный путь постижения грамоты необходим для того, чтобы создать неразрывную связь видимого – слышимого, связи непосредственной и прямой.

В музыкальной практике существуют различные методы проведения музыкального диктанта. Из них можно выделить два основных:

1. Запись вслед за проигрыванием. Заключается в том, что педагог предлагает записывать ноты в процессе прослушивания музыкального диктанта. Этот способ, безусловно, легче и как будто дает лучшие результаты, но с точки зрения музыкального слуха в нем имеется ряд существенных недостатков. Педагог вынужден играть диктант в замедленном темпе, искусственно подчеркивая каждый звук, порой искажая ритмический рисунок. При таком проигрывании искажается и характер песни. Записывая ноту за нотой, дети не охватывают сознанием мелодию в целом, не ощущают форму песни. При таком способе записи учащиеся не могут спеть записанную мелодию по памяти, следовательно, они фиксируют лишь отдельные звуки и знакомятся с мелодией только в том случае, если им предлагается спеть записанный диктант по нотам. Имеется и техническое неудобство, не услышав звук, ученик вынужден прекратить запись и ждать очередного проигрывания.

2. Запись диктанта по памяти. Учащиеся вначале должны запомнить мелодию, а затем записывать ее по памяти. Возникающие в этом случае внутреннее напряжение и сосредоточенность, необходимые для охвата мелодии, сказываются несомненной пользой в воспитании и совершенствовании слуха. Этот метод позволяет преподавателю играть выразительно, полностью сохранять художественный облик мелодии, благодаря чему ученику легче запомнить песни, ясно ощутить ее характер, форму, ритм. При записи ученик не ждет проигрывания педагога, чтобы проверить себя, а может самостоятельно пропеть мелодию. Такой метод развивает память, позволяет накапливать большой музыкальный опыт. Каждая мелодия, воспринятая слухом, при записи закрепляется еще и зрительной записью. Следовательно, становится ясно, что залог успеха связан не с количеством записанных примеров, а с тем, овладел ли ученик навыком разлагать услышанное на элементы, осознавать и записывать их, одновременно удерживая в памяти мелодию в целом. Такой подход в записи диктанта надо прививать учащимся с самого начала их занятий в этой области.

В педагогической практике работа над записью диктанта построена в большинстве случаев так, что развивается лишь одна сторона памяти: осознание и затем запоминание того, что слышишь. Недостаточно тренируется память музыкальная, так сказать эмоциональная, не анализирующая, а основанная на внутреннем слышании звучания. Еще меньше используются творческие возможности учеников, не привлекается к работе тот музыкальный материал, который накоплен их практической музыкальной деятельностью. Методически не разграничены и не разработаны приемы работы над развитием памяти и внутреннего слуха.

Поскольку музыкальный диктант есть «запись музыки на слух», первым условием является правильный выбор музыкального материала для диктанта.

Именно работа над диктантом в классе сольфеджио должна ставить своей целью развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Традиционная форма письменного диктанта тоже может стать основой для интересной работы по развитию музыкального воображения и памяти. Наблюдая за процессом записи диктанта, педагог запоминает работы учащихся с ошибками. По окончании записи он играет мелодию с этими ошибками. Пи этом полезно для сравнения напомнить верный вариант. Тем самым развивается способность самоконтроля ученика, вырабатывается умение найти свою ошибку.

В работе над мелодическим диктантом важно уделять внимание следующим вопросам:

I. Структура

Определение до нотной записи диктанта структуры мелодии, количества построений, фраз, характер заключительных оборотов.

II. Лад

Определение ладового взаимоотношения отдельных частей и оборотов, что является одним из средств самостоятельной проверки написанного. При этом учащийся должен уметь:

определять (и записывать) звуки в начале и в конце каждой фразы;
– проверять ряд звуков какой-нибудь фразы (построения) с ладовой настройкой (с опорными звуками) или между собой;
– каждое новое построение начинать, исходя из общей ладовой настройки. Никогда не опираться на интервал между двумя фразами, разделёнными цезурой;
– находить и использовать при записи предварительно осознанные формообразующие элементы: повторения, секвенции, имитации, варьирование, расширение и другие;
– при записи мелодий более сложных, с альтерацией и хроматизмами, уметь выделить опорные, стержневые звуки мелодии, и по ним уже находить нужный звук или целый 
мелодический оборот.

III. Линеарность

Уметь записывать ряды звуков или отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии (плавная, скачкообразная, опевание звуков, вспомогательные и т.д.).

IV. Интервалы

Значение интервалов при записи мелодии очень велико, но знание их должно быть не основой методики, а итогом осознания структурных, ладовых и графических (линеарных) особенностей мелодии. Ориентация на интервал возможна в следующих случаях:

при больших, широких скачках в мелодии;
– при записи мелодий с отклонениями и модуляциями (так как запись звуков в момент сдвига, выхода из основной тональности и перехода в новую требует определения
именно интервала).

Вместе с тем важно (и обычно трудно дается) умение обобщать группу звуков в одну интонацию, в аккорд, встречающийся в мелодии в разложенном виде, а не записывать его по отдельным интервалам.

V. Метроритм.

Методы осознания метроритмической организации звуков при их записи тесно связаны со специфической областью восприятия и часто требуют особых приёмов для освоения. В методике диктанта следует исходить с самого начала из того, что звуковысотные и метроритмические соотношения неотделимы друг от друга и только в единстве их образуется логика и смысл мелодии. В процессе работы над записью диктанта это – одна из самых трудных методических задач. При записи следует одновременно оформлять в каждом построении, в каждой фразе и высоту, и ритм. При этом важно приучить учащихся:

определив темп, размер, продирижировать мелодию;
– мысленно вспоминая мелодию, слегка простучать ритмический рисунок;
– запомнив построение, сразу осознавать его ритмическую организацию, группировку звуков вокруг сильной доли;
– в процессе записи, прежде всего, фиксировать сильные доли такта, затем звуки, составляющие долю; это особенно важно при записи мелодий с большим количеством мелких длительностей. После определения начальных звуков каждой доли яснее выявляются ритмические группы, и дальнейшее их осознание уже может быть сделано чисто логически;
– осознавая какую-либо ритмическую группу, нужно дирижировать так, чтобы не разрывать мотив или фразу.

Ни в коем случае нельзя останавливаться перед сильной долей или пытаться дирижировать одну долю, ведь ритмическая группа – это соотношение длительностей в рамках размера, во времени.

Рассматривая паузы в диктантах, стоит помнить о том, что при звучании их на фортепиано, фиксация во многих ситуациях является довольно сложным делом. Только когда учащиеся смогут уверенно записывать диктанты определенной трудности, имеет смысл вводить паузы, так как этот элемент должен быть изучен, освоен, как и все остальные.





В заключении можно сказать, что диктант – интересная и плодотворная форма занятий.

Конечный результат в области одноголосного диктанта - воспитание навыков непосредственного перевода музыкальных образов в четкие слуховые представления и закрепление их в виде нотной записи. Нужно развивать музыкальный слух, внимание, музыкальную память детей, учить определять ладовые интонации и ритмические трудности. Совершенно необходимо добиться от каждого ученика умения правильно записать диктант любого вида. Однако никогда не следует забывать, что школа искусств - учебное заведение дополнительного образования. Определенные возникающие трудности не должны становиться неразрешимыми проблемами. Прежде всего, важно научить детей слушать музыку и переживать ее, даже в процессе выполнения технических упражнений творить и открывать новое. Все формы работы должны быть увлекательными, приносить удовлетворение, потому что главная цель педагога - воспитание любви и интереса к музыке, формирование эстетического вкуса учащихся.



Список литературы:

  1. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе, М.: Музыка, 1966

2. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1986.

3. Л. Фокина « Методика преподавания музыкального диктанта» - изд. Музыка, М., 1969 г.

4. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1965.

Методы работы над мелодическим диктантом на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ
  • Музыка
Описание:

Музыкальный диктант – интересная и плодотворная форма занятий.Он концентрирует в себе ладовые, интонационные, метроритмические трудности, воспитывает слуховую память, организует внимание, тренирует важный навык улавливания и осознание всех сторон мелодики, развивает способность производить слуховой анализ.




Автор Перебоева Ольга Александровна
Дата добавления 13.10.2015
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 782
Номер материала MA-061263
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓