Главная / Директору-завучу / Метод "Дебаты" на уроке химии

Метод "Дебаты" на уроке химии

Павицкая С А – зам директора по ВР

КГУ «Яснополянская средняя школа»

Северо-Казахстанская область

Тайыншинский район







«Использование технологии критического мышления на уроках химии»



«Надо добиться , чтобы наша молодёжь

умела не только получать, но и создавать

новые знания . Самым ценным знанием сегодня

становиться креативное мышление ,

умение перерабатывать знания,

рождать новые решения, технологии и инновации , -

для этого нужны новые методики ,

новые формы преподавания, новые специалисты»

Н.А.Назарбаев



На современном этапе развития общества учитель должен приобретать новые роли и функции в учебном процессе. В современных условиях целью обучения становится раскрытие индивидуальных способностей ребёнка, развитие его умственной активности. Президент страны, выступая 17 января 2014 года отметил «Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.... Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.» Ставится задача не научить человека на всю жизнь, а научить его учиться всю жизнь. Решению этой задачи может успешно способствовать применение такой новой современной технологии, как технология развития критического мышления.

Технология развития критического мышления позволяет развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих мыслей и строить логические выводы, способность применять полученные навыки и знания в различных ситуациях. Особое внимание в этой технологии уделяется развитию способности «слышать» мнение другого, соглашаться или опровергать его, обосновывая свою точку зрения.

Структура данной педагогической технологии состоит из трёх технологических этапов – трёх стадий: 1стадия – вызов, 2 стадия – осмысление содержания, 3 стадия – рефлексия. На стадии вызова ученику предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме. На стадии осмысления учащийся вступает в непосредственный контакт с новой информацией. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Приёмы технологии РКМ целесообразно постепенно вводить с самого начала обучения химии. К числу наиболее эффективных приёмов технологии РКМ, используемых мною на уроках химии, относятся следующие: маркировка текста «ИНСЕРТ»; составление таблицы «тонких» и «толстых» вопросов; составление кластеров; создание синквейнов (как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии); составление рассказов по ключевым словам (фразам); анализ верных и неверных утверждений и др. Если в 8 классе изучаются общие понятия химии (строение атома, виды химической связи, типы кристаллических решёток, химические реакции и их типы), то курс химии 9 класса знакомит уже с конкретными веществами и отвечает на одну из задач химии – изучение свойств веществ и их дальнейшее применение. Решение этих задач возможно с применением как уже известных приёмов технологии, так и с использованием новых элементов технологии РКМ.

Дебаты – мощное средство для развития навыков критического мышления и выражения. Больший результат, однако, достигается теми, кто учится находить противоречия в темах, строить защищенные от нападок доводы, искать и находить для них поддержки; но также и прислушиваться внимательно к контраргументам, и размышлять («с их точки зрения») об ответах. Другими словами, этого результата достигают учащиеся, думающие самостоятельно. Например урок химии в 9 классе тема «Спирты»


Использование приёмов РКМ на уроках химии в процессе изучения различных тем курса показало её эффективность, повышая у школьников мотивацию учения и интереса к предмету, способствуя более эффективному овладению ими приёмов мыслительной деятельности в сфере химических понятий.

Технология развития критического мышления на уроках химии отражает гуманистический подход к образованию, так как предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс учения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.


Метод "Дебаты" на уроке химии
  • Директору-завучу
Описание:

СИСТЕМА РАБОТЫ Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях команд, имеющих прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме. Задача команд – склонить судей к своей точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и выдвигая контраргументы на высказывания оппонентов.

Направления работы 1. Работа с информацией. 2. Работа с текстом. 3. Тренинг на развитие критического мышления. 4. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. 5. Построение линии аргументации, доказательной базы. 6. Построение опровержения, поиск линии опровержения. 7. Правила и этика полемики. 8. Ораторское искусство. 9. Работа в команде.

 

Автор Павицкая Светлана Анатольевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 512
Номер материала 51368
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓