Метод проектов
в начальных класах
Успех в
современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою
жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь
необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось
ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в
нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в
политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом
мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления
с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных
школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна
быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного
реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по географии
или истории с исполнением песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до
действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу
курсовой или дипломной работы.
Проектная
деятельность – относительно новая педагогическая технология, но за ней большое
будущее.
Проект –
цель, которую ребенок понял, принял, реализовал в процессе деятельности. Слово
“проект” произошло от латинского слова - “брошенный вперед”, то есть это
замысел, план для достижения поставленной цели, в результате которого автор
должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм,
модель, сценарий и т.д.
Под словом
«проект» понимается специально организованный учителем и самостоятельно
выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ
(т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок,
поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина,
газета, книга, модель, макет и т.д.
Создание
проекта – это творчество в первую очередь учеников, работающих над проектом.
Учитывая уровень развития самостоятельности у ребенка, педагог выбирает либо
жесткий, либо скрытый характер координации. Следует учитывать, что только
личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная
мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. В
зависимости от этого помощь учителя может состоять:
в подборе
литературы и других источников информации по теме;
в
формулировании гипотезы и определении целей, которых надо достичь;
в показе
способов и приемов работы с найденным материалом;
в
обсуждении собранного материала;
в
подготовке текста выступления;
в
моделировании, в том числе и компьютерном.
Кому-то из
ребят нужна большая помощь, а кто-то готов к более самостоятельной работе. Тем
самым реализуется принцип индивидуализации обучения и достигается наилучший
результат.
Проект,
несомненно, развивает мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко
работа над проектом и его презентация помогают ребенку сформировать адекватную
самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые
наоборот “получат прививку” от самоуверенности и поймут, что без труда ничего
не добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять
ответственность за выбор, решение вопросов.
В основу
классификации проектов можно положить несколько признаков.
По
доминирующей деятельности проекты делятся следующим образом:
исследовательский
проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель
– четкая, например, история экзамена);
поисковый
проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);
творческий
проект (результатом такого проекта могут быть: газета, литературный сборник,
видеофильм, праздник, спектакль и т. п.);
ролевой
или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов,
придумывается ситуация, например, суд над литературным героем);
практика
ориентирования или прикладной (например, модель действующего механизма,
созданная своими руками развивающая игра);
Лучше,
если в самом названии проекта будет отражена проблема, над которой будет
вестись работа.
По
предметносодержащей деятельности проекты делятся на:
монопроект;
межпредметный
проект.
Также
проекты можно классифицировать по характеру контактов, по количеству
участников, по затраченному времени.
Проектная
деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая
или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы,
способы деятельности, направленная на достижение общего результата
деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие
заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,
этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач
проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана,
программ и организация деятельности по реализации проекта)
и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов
деятельности.
Особенности
учебных проектов младших школьников.
Учебные
проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика
привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма
значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно.
Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки
цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я
собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель
своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его,
ученик увидит задачи своей работы.
Следующий
шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет
использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты
хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат.
Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно,
что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога
именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы
подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с
первого класса. Кстати, учебный проект — прекрасный способ проверки знаний
учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме, вполне, может
проводиться в форме защиты проекта.
Для
обучающихся в начальной школе
При организации
данной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные
психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста.
А именно: Темы детских работ выбираются из содержания учебных
предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования,
обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть
в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне
ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования
целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных
занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при
этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению
приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями.
Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии,
прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми
источниками информации, подготовку практически значимых продуктов
и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят,
родителей, коллег педагогов и руководителей).
При
организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать
возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы
детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из
близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для
проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая
младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых
проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их
представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы,
одноплановы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.